Детский сад «Малыш» с. Тростное — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Детский сад «Малыш» с. Тростное

2021-12-12 22
Детский сад «Малыш» с. Тростное 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Детский сад «Малыш» с. Тростное

Программа опытно-экспериментальной деятельности  

 «Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей (физиологического и психического)»

Пояснительная записка

 

Проблема здоровья человека имеет глобальное значение, считается одной из сложнейших проблем современной науки.

  В конце XX века экологическая и социальная напряженность в стране, небывалый рост болезней «цивилизации» привели к резкому ухудшению демографических показателей (рост заболеваемости, снижение уровня продолжительности жизни, высокая смертность и т.д.), увеличению общего количества детей с нарушениями в физическом и психическом развитии, а с конца 1992 года, как свидетельствуют данные литературы, - к созданию условий для вырождения нации.

  Продукты обмена всех органов и тканей участвуют в поддержании гомеостаза – стабильности внутренней среды, которая обеспечивает оптимальное, иногда единственно возможное течение процессов жизнедеятельности, например сохранения температуры тела в условиях холодного климата, что особенно важно для нашего региона. Особо экстремальные природно-климатические условия северного региона определяют необходимость оздоровления детского организма: низкие температуры воздуха, резкая сезонная фотопериодичность, перепады атмосферного давления, повышенная геомагнитная возмущенность оказывают неблагоприятное влияние на детский организм.

  Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна их главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон Р.Ф. «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

  Содержание физкультурно-оздоровительной работы, несмотря на значительный период реформирования дошкольного образования, по-прежнему оставляет желать лучшего. Основанием тому служит высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. По данным медицинских прогнозов, 85% этих детей потенциально больные сердечно-сосудистыми заболеваниями, что соответствует сокращению жизни на 5-20 лет. Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Количество простудных заболеваний приобретает характер стихийного бедствия. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении и организация жизнедеятельности в семье.

  В Концепции дошкольного воспитания говорится о серьезном подходе к созданию необходимых условий, обеспечивающих не только физическое, но и психическое здоровье ребенка.

  Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, О.М. Дьяченко, М.А. Рунова, В.Г. Алямовская, С.М. Мартынов, Е.А. Екжанова, Е.А. Сагайдачная, М.Н. Кузнецова и другие. 

  Однако на данный момент проблема сохранения здоровья детей дошкольного возраста остается одной из самых главных проблем.

  Гипотеза эксперимента заключается в том, что на сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста могут оказывать соответствующие организационно-педагогические условия (организация среды образовательного учреждения: состояние помещений, медицинского и физкультурного оборудования, системы питания, количество и контингент детей в группе;  режим нагрузок;  особенности физкультурно-оздоровительной работы; динамика заболеваемости).

 

Цель эксперимента:

 

Создание воспитательно-образовательной среды в   детском саду, способствующей сохранению и   укреплению здоровья детей.

 

 З адачи эксперимента:

 

1. Создать систему лечебно-профилактической и педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья детей.

2. Организовать психолого-профилактическую работу, отработать систему коррекционных мероприятий для детей, имеющих отклонения в здоровье.

3. Создать условия для эмоционального благополучия детей во взаимодействиях всех субъектов воспитания: ребенок-воспитатель, ребенок-ребенок, ребенок-родитель, воспитатель-родитель.

4. Создать материально-техническую базу, способствующую психическому и физическому здоровью.

 

 

Объект эксперимента: педагогический процесс.

 

Предмет эксперимента: содержание оздоровительной деятельности.

 

Участники эксперимента:

 

· Воспитатели, музыкальный руководитель, заведующая.

 

· Детская поликлиника.

 

Основная стратегия работы:

· Создание пространственно-развивающей и здоровьеформирующей среды как в помещении, так и на участке детского сада.

· Строгое выполнение двигательного режима в течение дня.

· Разнообразие методов и форм физического воспитания, интеграция задач охраны и укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей.

· Направленность совместных физкультурно-оздоровительных и психологосберегающих мероприятий на обеспечение индивидуального подхода к ребенку.

Профилактическое

· Организация и надлежащее выполнение санитарно-гигиенического режима.

· Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания.

· Предупреждение острых заболеваний и психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактики.

Организационное

· Организация здоровьесберегающей развивающей среды ДОУ.

· Составление индивидуальных планов оздоровления.

· Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей.

· Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских работников.

· Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада.

 

Лечебное.

· Коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитии.

 

 

  Реализация задач  эксперимента и систем мер, заложенных в гипотезе, отражены в следующих этапах эксперимента:

 

I. Подготовительно-информационный:

- выработка функционального представления о проблеме, идее  

эксперимента;

- обсуждение с педагогами вопроса о целесообразности создания

экспериментальной площадки на базе ДОУ;

- создание творческой группы и ее деятельность по подготовке программы

эксперимента;

- выявление уровня компетентности педагогов по проблеме эксперимента;

- изучение педагогами-экспериментаторами историко-психолого-

педагогической литературы и документов по теме исследования;

- организация специальной подготовки педагогов к работе в

экспериментальном режиме.

 

 

II. Подготовительно-документальный:

- разработка и корректировка локальных актов по управлению

экспериментом (Положение о творческой группе);

- корректировка (в случае необходимости) должностных инструкций и

инструкций по О.Т. и Т.Б. участников опытно-экспериментальной

деятельности;

- подготовка проспекта эксперимента и утверждение его на заседании

общего собрания в ДОУ;

- разработка поэтапного плана О.Э.Р. в соответствии с проспектом;

- внесение корректив в программу развития и годовой план ДОУ;

- утверждение проспекта опытно-экспериментальной деятельности

Управлением образования;

- организация работы по созданию методического комплекса  

эксперимента (перспективные планы, методические рекомендации,

дидактические пособия и т.д.).

 

III. Функционирование экспериментальной площадки:

- организация экспериментальной работы в соответствии с планом

каждого этапа;

- проведение мониторинга на каждом этапе эксперимента

- проведение систематических обследований участников с целью

выявления динамики изменения значений основных показателей

эксперимента;

- взаимодействие с учредителем по проблеме эксперимента.

 

IV. Обобщающий:

- обработка данных, описание результатов, соотнесение их с целью и

задачами;

- составление письменного отчета о проделанной работе.

 

Ожидаемый результат:

· Снижение детской заболеваемости

· Повышение сопротивляемости организма ребенка

· Приобщение ребенка к здоровому образу жизни

Группы средств:

 

1. Средства двигательной активности (движения, физкультминутки, минутки покоя, психогимнастика, двигательный режим)

2. Оздоровительные силы природы (гимнастика на свежем воздухе, фито-витаминотерапия)

3. Гигиенические факторы (выполнение норм СанПиНа, личная и общественная гигиена)

4. Лечебно-профилактические факторы.

Нормативно-методические документы по организации экспериментальной площадки:

1. Закон Р.Ф. «Об образовании» от 10.06. 92 №3266 (с изменениями и дополнениями).

2. Концепция дошкольного воспитания (1989).

3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Р.Ф. от 01.07.95 г. №677.

4. Постановление Главного государственного санитарного врача Р.Ф. от 26.03.2003 г. №24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.1.1249-03)».

5. Приказ Минобразования Р.Ф. от 11.02.2002 г. №393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

6. Приказ Минобразования Р.Ф. от 09.03. 2004 г. №1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования Р.Ф.».

7. Письмо Минобразования Р.Ф. от 02.06.98 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».

8. Постановление Правительства Р.Ф. от 03.04.2003 г. №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».

 

 

  Содержание программа опытно-экспериментальной деятельности

  Педагогический процесс в санаторной группе осуществляется на основе утвержденной Министерством образования РСФСР «Программы воспитания и обучения в детском саду».

  Воспитательно-образовательный процесс строится на основе сотрудничества, уважения к личности ребенка, носит личностно-ориентированную направленность. Основным принципом взаимоотношений является доброжелательность и дружелюбие.

  В группе для воспитанников установлен щадящий режим – сокращено время занятий и их количество за счет организации интегрированных занятий. В режим дня включены профилактические мероприятия и процедуры (по назначению педиатра).

  С целью создания условий для организации психопрофилактической поддержки и сопровождения детей санаторной группы, способствующих формированию положительного отношения к своему здоровью, навыкам общения со сверстниками и взрослыми разработана технология психолого-педагогического сопровождения. Правильная организация деятельности психолого-педагогической службы позволит построить взаимоотношения всех участников эксперимента на основе партнерства, равноправного сотрудничества и личной ответственности каждого и всех вместе за психическое и физическое здоровье воспитанников.

  Систематически отслеживание результативности работы по снижению заболеваемости позволяет проведение коррекции здоровья детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии.

  Мониторинг физического и психического здоровья дошкольников проводится с целью оценки правильности экспериментальной работы по использованию здоровьесберегающих программ, технологий и методов и включает следующие критерии:

1. Критерии физического здоровья:

· Уровень физического развития

· Группа здоровья

· Заболеваемость.

 

2. Критерии психического здоровья:

· Уровень эмоционального благополучия (тревожность, агрессивность)

· Уровень познавательной деятельности (восприятие зрительное, слуховое), опосредованное запоминание, наглядно-действенное мышление, обобщенность понятий, их классификация.

Консультирование

 

  Индивидуальные консультации персонала ДОУ Заведующая. По необходи-мости   1 2 3 4   Семинар «Современные подходы к оздоровлению детей дошкольного возраста» Заведующая Сентябрь   Консультация: «Использование фоновой музыки в режиме дня» Музыкальный руководитель Сентябрь   Консультация для родителей «Ваш ребёнок начинает говорить»   Петрищева Т.С. Октябрь   Консультация «Двигательная активность детей в домашних условиях»   Богданова О.П. Октябрь   Семинар-практикум «Методы и приемы закаливания детей в условиях ДОУ»   Педиатр детской поликлиники Ноябрь     Консультация «За здоровьем босиком»   Воспитатель Петрищева Т.С. Ноябрь   Консультация «Упражнения для развития межполушарного взаимодействия и мелкой моторики рук» Заведующая. Ноябрь   Консультация «Воздействие музыки в игровой деятельности на организм ребенка»   Музыкальный руководитель Ноябрь   Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика» Воспитатель Ситкевич С.И. Ноябрь       Консультация «Организация сна детей»   Воспитатель Петрищева Т.С.   Декабрь   Консультация «Использование музыкотерапии в совместной деятельности с детьми»   Музыкальный руководитель Декабрь   Консультация «Дыхательная гимнастика»   Воспитатель Ситкевич С.И. Декабрь 1 2 3 4   Консультация «Цветотерапия»   Педагог-психолог школы Декабрь   Консультация «Чтобы ни болеть, нужно хором песни петь» Музыкальный руководитель Декабрь   Консультация «Фитотерапия как средство оздоровления дошкольников»     Педиатр Январь   Консультация «Психогимнастика, ее значение в оздоровлении детей дошкольного возраста» Воспитатель Богданова О.П. Январь   Консультация «Наш доктор – комнатные растения» Воспитатель Ситкевич С.И.   Январь   Родительские собрания Воспитатели группы, 1 раз в квартал   Встреча с педиатром детской поликлиники   Воспитатели 1 раз в месяц   Оформление стенгазеты «ОКНО»   Воспитатели группы 3 раза в год   Консультация для родителей «Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости»       Воспитатель Богданова О.П.   Февраль   Консультация «Психотренинги для релаксации»   Воспитатель Ситкевич С.И. Февраль   Консультация «Без таблеток и микстур»   Воспитатель Петрищева Т.С Апрель

детский сад «Малыш» с. Тростное


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.