Тема: Занимательность познавательного материала о жизни природы в творчестве С. Сахарнова и Н. Сладкова. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема: Занимательность познавательного материала о жизни природы в творчестве С. Сахарнова и Н. Сладкова.

2021-12-12 96
Тема: Занимательность познавательного материала о жизни природы в творчестве С. Сахарнова и Н. Сладкова. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ.

Тема: Занимательность познавательного материала о жизни природы в творчестве С. Сахарнова и Н. Сладкова.

 

 

Дата «____»__________2020 г.

 

 

Оценка ___________________

Автор: Гущина Арина Сергеевна обучающаяся 115 группы специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Руководитель: Кальницкий Д.М. преподаватель литературы ГАПОУ ГГК

 

 

г. Городец, 2020

 

Содержание.

Введение …………………………………………………………………….. 3

Жизнь и творчество С. Сахарнова……………………………………….... 4

Краткий пересказ «Девочка и дельфин» С. Сахарнова…………………... 5

Жизнь и творчество Н. Сладкова………………………………………….. 6

Сравнительный анализ……………………………………………………... 8

 

Введение.

    «Природа — это единственная книга с великим содержанием на каждом листе» - Иоганн Вольфганг фон Гёте.

Природа — это не просто среда нашего обитания. Без неё мы не сможем жить. Ведь как можно жить без шуршания листвы, которую колышет ветер? Как можно жить без чистого синего неба с проплывающими безмятежно облаками? Как можно жить без зеленой травы в поле, на которой с утра появляются капельки прохладной росы, которая освежает воздух, делая его более влажным? Как можно жить без бесконечных полей, тянущихся за горизонтом? Наша Родина обладает бесконечно прекрасными дарами. Широкие реки, грузные и величественные горы, колышущаяся в поле береза и многое другое, делающее нашу Родину такой родной и тёплой, приятной для глаза. Природа – это вдохновение. Именно ею вдохновлялись С. Сахарнов и Н. Сладков.

С. Сахарнов - известный детский писатель-натуралист, который своим творчеством покорил сердца миллионов читателей.

Н. Сладков - редкий писатель, выбравший своей творческой стезей служение природе. Его талант удивительным образом сочетал дар прекрасного рассказчика и блестящее знание флоры и фауны родного края.

Итак, именно природа родного края дала основу для написания их произведений в будущем, оставив след природы не только в своих сердцах, но и на листах бумаги.

Проблема исследования: в чем состоит своеобразие произведений С. Сахарнова и Н. Сладкова для детей дошкольного возраста?

Объект исследования: процесс ознакомления дошкольников с творчеством С. Сахарнова и Н. Сладкова.

Предмет исследования: своеобразие произведений С. Сахарнова и Н.Сладкова для детей дошкольного возраста.

Цель: показать художественное своеобразие сказок С.В. Сахарнова и Н.Сладкова, в работе воспитателя ДОУ путем сравнения.

 

Задачи:

• Рассказать о жизни и творчестве Сахарнова и Сладкова.

• Познакомиться с их произведениями.

• Провести анализ этих произведений.

• Показать художественное разнообразие сказок этих авторов, проведя сравнительный анализ.

• Сделать заключение, основываясь на результатах анализа.

Актуальность исследования.

В нашем современном мире, в мире нанотехнологий и цифровизации, нам очень важно донести до детей, что человеческая жизнь невозможна без здоровой окружающей среды, без экологически чистой природы. К сожалению, сейчас наша природа очень сильно страдает: вырубка многочисленных лесов, исчезновение редких видов животных и птиц, природные катаклизмы. Всё вышеперечисленное наносит огромный ущерб нашей природе, создавая более тяжёлые условия для жизни человека.

В произведениях Сахарнова и Сладкова можно увидеть, как легко и просто они учат защищать природу и животных, которые там живут. Знакомство с книгами этих авторов способствуют развитию нравственно-экологического воспитания. Как говорил Николай Сладков: «В лес пойдешь - кого-нибудь да увидишь. А увидишь - знать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь. А полюбишь - в обиду не дашь!» 

 

Понятийное поле.

Рассказ - меньшая по объёму форма художественной прозы, нежели повесть или роман.

Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.

Сказка-несказка - это сказка, в которой описываются настоящие явления, происходящие в природе.

Очерк - литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора.

Сравнение — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.

Стих — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь.

Метафора — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.

 

Служба.

Сахарнову Святославу Владимировичу все же удалось окончить училище в 1944 году в Баку. Его сразу же после учебы послали на фронт на Черное море. Вот тогда парень и узнал, что такое боевые корабли. Чаще всего Сахарнов нес службу на торпедных катерах, но однажды он охотился за подводными лодками.

В 1945 году Святослав ушел с воинским эшелоном на восток. Там уже была война с империалистической Японией. После окончания войны писатель продолжал служить на торпедных катерах на Дальнем Востоке. Сначала он числился штурманом, а затем начальником штаба. Святослав нес службу отлично, и поэтому его снова отправили учиться в Ленинград, но уже в морской институт, где он хорошо закончил учебу и даже защитил магистерскую диссертацию, после чего получил ученую степень в области военно-морских наук.

Творчество

 

Литературой писатель стал заниматься с 30 лет. Первую свою книгу он посвятил морю и назвал ее «Морские сказки».

Он писал не только о морских обитателях и чудесах, но еще и о кораблях. Разве мог он упустить возможность поделиться с читателями? Святослав писал о том, какие корабли плавают по морям, как они устроены, какие морские путешественники изучали море, какие бывают профессии на корабле и многое другое. Оказывается, про море никто так много и хорошо не мог написать, как Сахарнов. Эта тема была неисчерпаема. И вот, с 1954 года Святослав Сахарнов написал больше 50 книг

СРЕДИ ВОЛН

Кит.

Плыл кит под водой — свой корм, рачков, выискивал.

Пора всплывать! Вынырнул, выдохнул — фонтан воды пустил. Уф! Полную грудь воздуха набрал, и снова можно нырять.

В стороне ещё два кита, большой и маленький: мама-китиха сына-китёнка молоком кормит.

Кит-то ведь зверь, а не рыба!

Морские черепахи

Тёмные выпуклые щиты блестят среди волн. Плывут черепахи через океан к далёкому берегу.

Там они на белый свет из яиц черепашонками вылупились.

Теперь настала пора им самим в тот же песок отложить яйца.

Велик океан, суровы ветры, капризны течения.

— Как, черепахи, не собьётесь с пути?

Нет, не собьются. Много у них в дороге помощников: солнце и звёзды, вкус и запах воды.

Точно к заветному берегу приплывут живые бронированные кораблики.

Дельфин

Плавает дельфин у берега. На пляже люди купаются, с мячами играют, детей на надувных лодках катают.

Косит умный зверь на людей добрым коричневым глазом: «И я так умею. Из воды выпрыгну! Носом мяч поддену! Лодку могу возить!»

— Плыви к нам, дельфин!

 

ЛЮБОПЫТНЫЕ НАВАГИ

Говорят, на суше любопытному нос прищемили. А в море с любопытными вот что было.

Жили в море четыре наваги. Бока белые, спинки зелёные. Рыбы как рыбы, только любопытные-прелюбопытные.

Подерутся где-нибудь крабы, поссорятся рыбы — наваги тут как тут. Одна за другой приплывут и смотрят: кто кому ногу обломит? Кто кого переругает?

Так вот. Плывёт как-то одна из наваг, видит: ползёт по дну морская звезда. Лиловая с жёлтыми пятнышками, спина горбом, пять лучей во все стороны раскинуты.

Цепляется за дно ножками-присосочками и ползёт. Через камни, по песку — никуда не сворачивает.

 «Куда бы это она?» — подумала навага.

Смотрит: три её подружки одна за другой плывут. Собрались вчетвером, стали за звездой подсматривать.

А та заползла за большущий камень, нашла там полкамбалы и остановилась.

— Знаю! — шепчет первая навага. — Эта камбала здесь второй день лежит. Восемь крабов вчера её ели, половину оставили.

— Ишь ты! — отозвалась вторая. — Восемь ели — не доели, а она одна хочет.

— Какая жадная! — подхватила третья.

— И что она только думает? — спросила четвёртая. — Рот-то у неё вон какой маленький.

— Подавится или лопнет! — решили наваги.

Пока они толковали, звезда боком к рыбине примостилась.

Рот у звезды снизу, как раз посередине живота. Как же она есть будет?

Примостилась, раскрыла рот и стала из него какой-то оранжевый пузырь выпучивать.

Язык?

                   

Не может быть: нет у звезды языка.

Что же это?

А пузырь всё больше и больше, словно вся звезда наизнанку выворачивается.

Накрыла она камбалу пузырём, обернула со всех сторон и замерла.

Лежит молча. Страшно.

И вдруг поняли наваги, что оранжевый пузырь — это желудок звезды, что это она так, на свой манер, проглотила  камбалу и ест.

Засуетились.

— До чего она страшная! — говорит первая навага.

— В рот не брала, а проглотила! — удивляется вторая.

— Да с каким фокусом — шиворот-навыворот! — поражается третья.

— Бр-р! — вздрагивает четвёртая.

Плыла мимо горбуша — толстая спина, острый зуб. Слышит — шумят рыбы. Она туда.

Налетела, пасть раскрыла да всех четверых и проглотила. Попросту, без фокусов.

И ушла…

С тех пор рыбы в море без дела кучей не собираются, не галдят, на диковинки не глазеют.

Любопытным в море головы не сносить.

 

Хоть Святослав и прославился как детский автор, он все же написал немало книг и для взрослых. Например, в книге «Лошадь над городом» он описывал не только настоящее, но и будущее. Произведение «Камикадзе» выпущено не просто так, в нем рассказывалось про войну на Тихом океане. Рассказ «Акула на песке» был написан в память о морских глубинах. Здесь писатель уделил внимание погружению под воду. Он рассказывал ярко и красочно о морских обитателях и красоте подводного мира. А последнее произведение «Шляпа императора» так и не вышло в свет. Вернее, оно есть в журналах, но отдельной книгой так и не успели выпустить. Святослав неожиданно ушел из жизни.

 

Не бери в лес ружьё

В глубокой древности человек оттолкнул от себя диких зверей и птиц на расстояние вытянутой руки. А потом — на расстояние руки с палкой, А что ему было делать? Нужно было мясо, чтобы есть, и шкуры, чтоб одеваться.

С тех пор расстояние это растёт и растёт, всё дальше и дальше отодвигает человек от себя всё живое. На дальность броска камнем. На расстояние полёта стрелы.

Но что-то противится в человеке такому разрыву. Что-то толкает его к сближению.

Страшных хищников больше нет. Шкуры и мясо даёт хозяйство. Зачем же нам враждовать с дикими животными?

Человек устраивает зоопарки, держит дикарей дома. Но всё это, конечно, не то. Клеточный зверь не похож на лесного. В клетке он сам не свой.

Человек идёт в лес. Но в лесу всё живое в ужасе шарахается от него.

Человеку обидно: в этом теперь он уже не виноват, виноваты только охотники., Это они приносят в лес страх. Это они увеличивают разрыв.

Если мы выкинем ружья, расстояние недоверчивости сократится. Оно совсем станет маленьким, если при встрече мы не станем поднимать палку или нагибаться за камнем. И мы снова обретём добрых соседей. А пока…

Шапка-невидимка

Шапку-невидимку я сделал из четырёх палок и куска плотной материи. Не так-то уж это оказалось и трудно! Правда, вышла шапка не сказочной красоты, но зато сказочного свойства — настоящая невидимка.

Вот посмотрите: я тут, а меня и не видно! Это и есть как раз то, что и требуется от шапки. Тебя не видно, а ты видишь всё!

В шапке четыре окошка: вперёд, назад, вправо и влево. Стоит приподнять клапаны-занавески — и смотри на четыре стороны: хочешь на юг, хочешь на север, на запад или восток!

Звери и птицы тебя не видят и вытворяют, что только в головушку им придёт! Играют, дурачатся и дерутся. Поют, танцуют, работают. Моются, чистятся, загорают. Да мало ли что! Они ничего не боятся. Они ведь не видят, что там, под шапкой!

Шапка по моде

Шапку делай по моде. На какой цвет в твоём месте мода — такую и шапку шей. В пустыне все птицы и звери жёлтое носят — и ты шей шапку под цвет песка. На каменных россыпях пёстрое в моде — и шапку делай из лоскутов. Для леса хороша шапка пятнистая, в поле — зелёная, а на снегу — белая. Даже красную можно надеть — если снимаешь в цветущих маках.

Любой цвет подойдёт, лишь бы по птичье-звериной моде.

Что там, под шапкой?

Под шапкой, конечно, ты: ты ведь не голову прикрываешь ею, а сразу всего себя.

Должен быть под шапкой-невидимкой и пенёк-оборотень. Есть в лесу такие пеньки: — с виду пенёк пеньком, коряжка коряжкой, а повернёшь его так и сяк — он и обернётся тебе, то скамейкой, то креслицем. Это кстати: сидеть под шапкой-невидимкой много удобнее, чем стоять.

Скатерть-самобранку бери из дому: чай в термосе, бутерброд. Конфетку кисленькую — пососать. Время под шапкой тянется долго…

Но главное — не забудь фоторужьё.

И всё, что к нему полагается.

Что полагается к фоторужью?

Запасные кассеты с заряженной плёнкой (а вдруг повезёт — и от птиц и зверей отбоя не будет!).

Перезарядный мешок (а вдруг не повезёт — и пленку «заест»!).

Экспонометр (вдруг погода будет резко меняться: то темно, то светло).

Упор для руки. И ещё, — записную книжку.

Заключение.

Из всего вышесказанного мы можем сделать выводы. Проведя исследование путём сравнения, мы выяснили, что оба автора имеют свои стили написания, своё видение окружающего их мира, но, тем не менее, их связывает бесконечная любовь к окружающему миру, к природе, которая завладела сердцами обоих авторов.

В книгах Н. Сладкова нет громких слов о любви ко всему живому, но авторская позиция настолько ясна, что читатель невольно подвергается ее благородному воздействию. Николай был убежден, что «природоведческая литература, познавательная и художественная, должна выработать новую, экологическую нравственность. Для выражения неповторимой и невообразимой красоты природы он использовал самые разные художественные формы. Сказка и притча, лаконичный рассказ, иногда похожий на зарисовку с натуры, воспоминания, публицистика — все это окрашено неповторимой писательской манерой, где метафоричность слита со строго реалистическим письмом.

С. Сахарнов же старается в каждую свою книжку вместить как можно больше знаний, наблюдений и навыков. Где только ни побывает читатель его книг, чего только ни узнает! В подводном мире, где рыбы похожи на причудливые цветы, а цветы оказываются хищниками; в мангровых зарослях и в холодных краях; на «одиноких островах в океане», где сохранился «удивительный, ни на что не похожий мир. Здесь животные годами не видят людей, птицы собираются огромными колониями, а морские звери тысячами выходят на каменистые или песчаные пляжи». Точность описаний сочетается с эмоциональностью. Восхищение увиденным и жажда новых впечатлений пронизывают каждую строчку произведений автора, определяя своеобразие его писательского почерка.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ.

Тема: Занимательность познавательного материала о жизни природы в творчестве С. Сахарнова и Н. Сладкова.

 

 

Дата «____»__________2020 г.

 

 

Оценка ___________________

Автор: Гущина Арина Сергеевна обучающаяся 115 группы специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Руководитель: Кальницкий Д.М. преподаватель литературы ГАПОУ ГГК

 

 

г. Городец, 2020

 

Содержание.

Введение …………………………………………………………………….. 3

Жизнь и творчество С. Сахарнова……………………………………….... 4

Краткий пересказ «Девочка и дельфин» С. Сахарнова…………………... 5

Жизнь и творчество Н. Сладкова………………………………………….. 6

Сравнительный анализ……………………………………………………... 8

 

Введение.

    «Природа — это единственная книга с великим содержанием на каждом листе» - Иоганн Вольфганг фон Гёте.

Природа — это не просто среда нашего обитания. Без неё мы не сможем жить. Ведь как можно жить без шуршания листвы, которую колышет ветер? Как можно жить без чистого синего неба с проплывающими безмятежно облаками? Как можно жить без зеленой травы в поле, на которой с утра появляются капельки прохладной росы, которая освежает воздух, делая его более влажным? Как можно жить без бесконечных полей, тянущихся за горизонтом? Наша Родина обладает бесконечно прекрасными дарами. Широкие реки, грузные и величественные горы, колышущаяся в поле береза и многое другое, делающее нашу Родину такой родной и тёплой, приятной для глаза. Природа – это вдохновение. Именно ею вдохновлялись С. Сахарнов и Н. Сладков.

С. Сахарнов - известный детский писатель-натуралист, который своим творчеством покорил сердца миллионов читателей.

Н. Сладков - редкий писатель, выбравший своей творческой стезей служение природе. Его талант удивительным образом сочетал дар прекрасного рассказчика и блестящее знание флоры и фауны родного края.

Итак, именно природа родного края дала основу для написания их произведений в будущем, оставив след природы не только в своих сердцах, но и на листах бумаги.

Проблема исследования: в чем состоит своеобразие произведений С. Сахарнова и Н. Сладкова для детей дошкольного возраста?

Объект исследования: процесс ознакомления дошкольников с творчеством С. Сахарнова и Н. Сладкова.

Предмет исследования: своеобразие произведений С. Сахарнова и Н.Сладкова для детей дошкольного возраста.

Цель: показать художественное своеобразие сказок С.В. Сахарнова и Н.Сладкова, в работе воспитателя ДОУ путем сравнения.

 

Задачи:

• Рассказать о жизни и творчестве Сахарнова и Сладкова.

• Познакомиться с их произведениями.

• Провести анализ этих произведений.

• Показать художественное разнообразие сказок этих авторов, проведя сравнительный анализ.

• Сделать заключение, основываясь на результатах анализа.

Актуальность исследования.

В нашем современном мире, в мире нанотехнологий и цифровизации, нам очень важно донести до детей, что человеческая жизнь невозможна без здоровой окружающей среды, без экологически чистой природы. К сожалению, сейчас наша природа очень сильно страдает: вырубка многочисленных лесов, исчезновение редких видов животных и птиц, природные катаклизмы. Всё вышеперечисленное наносит огромный ущерб нашей природе, создавая более тяжёлые условия для жизни человека.

В произведениях Сахарнова и Сладкова можно увидеть, как легко и просто они учат защищать природу и животных, которые там живут. Знакомство с книгами этих авторов способствуют развитию нравственно-экологического воспитания. Как говорил Николай Сладков: «В лес пойдешь - кого-нибудь да увидишь. А увидишь - знать захочешь. Узнаешь - непременно полюбишь. А полюбишь - в обиду не дашь!» 

 

Понятийное поле.

Рассказ - меньшая по объёму форма художественной прозы, нежели повесть или роман.

Сказка - один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера.

Сказка-несказка - это сказка, в которой описываются настоящие явления, происходящие в природе.

Очерк - литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора.

Сравнение — определение явления или понятия в художественной речи при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим с первым общие признаки.

Стих — мерная, ритмически организованная, ярко эмоциональная речь.

Метафора — использование слова в переносном значении для описания лица, предмета или явления.

 


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.074 с.