ГЛАВАIII. Об отношении Откровения Иоанна к пророчеству Даниила, и о предмете Откровения. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

ГЛАВАIII. Об отношении Откровения Иоанна к пророчеству Даниила, и о предмете Откровения.

2021-12-12 27
ГЛАВАIII. Об отношении Откровения Иоанна к пророчеству Даниила, и о предмете Откровения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

События, предсказанныя в Откровении, совершаются в 3-х главных местностях исторического мира: в области за Евфратом, представленной в пророчестве Даниила двумя первыми зверями; в Греческой империи по сю сторону Евфрата, представленной в пророчестве Даниила барсом и козлом; и в империи Латинской, изображенной в образе зверя о 10 рогах. К этим-то трем частям и относятся выражения о «третьей части земли, моря, рек, кораблей, звезд, солнца и луны». Я помещаю тело 4-го зверя по сю сторону Греции, так как первые три из 4-х зверей продолжали еще жить и после того, как власть была отнята от них, и поэтому они не вошли в состав 4-го зверя. Он лишь попирал их своими ногами.

Под землею Евреи разумели великие материки Азии и Африки, к которым они имели доступ сухим путем; а под «морскими островами» разумелись места, куда они ходили на морских судах, в частности — вся Европа. Отсюда под словами земля и море настоящее пророчество разумеет народы Греческой и Латинской империй.

Третий и четвертый звери Даниила означают то же, что дракон и десятирогий зверь Иоанна, с тем лишь различием, что под образом дракона Иоанн разумеет всю Римскую империю до ея разделения, так как во время видения она была еще нераздельной; зверь же появляется только после того, как она подверглась разделу. С этого времени дракон обозначает у него Греческую империю, а зверь -Латинскую. Поэтому-то у дракона и зверя общия головы

225

 

 II

III

и общие рога; но венцы у дракона только на головах, а у зверя только на рогах: ибо зверь и его рога стали царствовать лишь после отделения от дракона; и когда дракон дал зверю престол, то 10 рогов получили власть как короли в одно время со зверем. Головы суть 7 последовательных царей. Четыре из них были четырьмя всадниками, которые появились при снятии первых четырех печатей. В конце 6-й головы (или печати), изображаемой в видении как событие текущого времени, сказано: «пять из семи царей пали, один есть, а другой еще не пришел; и зверь, который был и которого нет» (смертельно раненый мечом) -он восьмой, и из числа семи, т. е. он был сопределен с семью. Рога же зверя те же самые, что рога 4-го Даниилова зверя, описанные выше.

Четыре всадника, появляющиеся при снятии четырех первых печатей, хорошо истолкованы Мийдом. Я, с своей стороны, ввел бы в это истолкование лишь две следующия поправки: время третьяго всадника я продолжил бы до конца царствования трех Гордианов и Филиппа Аравитянина, которых следует считать царями юга; время же четвертого я бы начал считать с царствования Декия и продолжил бы до царствования Диоклетиана. Ибо четвертый всадник «сидел на коне бледном, и имя сему всаднику смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными», или войсками бунтовщиков и чужестранцев; — и таковы были события во весь этот период истории. До той поры Римская империя сохраняла нераздельно единодержавный образ правления, исключая времена возстаний, что и изображено в виде четырех всадников. Но Диоклетиан разделил империю между собою и Максимианом (285 г.); и империя оставалась

226

 

 II

III

разделенною до победы Константина Великого над Лицинием (323 г.), которая положила конец последним языческим гонениям, Диоклетиана и Максимиана, описанным в Апокалипсисе при снятии пятой печати. Но разделение империи было неполным, так как обе части находились под властью одного и того же сената. Та же победа Константина над язычником Лицинием послужила началом падения языческой империи, что описано при снятии 6-й печати. И видение об этом продолжается до конца царствования Юлиана Отступника, который был язычником и властвовал над всей Римской империей нераздельно.

Дела церковныя начинают описываться, как было сказано выше, при снятии пятой печати. Здесь Церковь представлена в виде жены в небесном храме, «облеченной в солнце» праведности, «и луна» еврейской обрядности «под ея ногами, и на голове ея венец из 12-ти звезд» - соответственно 12 Апостолам и 12 коленам Израилевым. Когда она из храма бежала в пустыню, то оставила в храме потомков «от семени своего, сохраняющих заповеди Божии и имеющих свидетельство Иисуса Христа». Следовательно, до этого бегства она представляла истинную первобытную Церковь Божию, хотя впоследствии развратилась как Ахола и Ахолива. Во времена Диоклетианова гонения она «кричала от болей и мук рождения». По прекращении же этого гонения блогодаря победе Константина над Максенцием (312 г. по Р. X.) «она родила младенца мужского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным», т. е. христианского императора. «И восхищено было (победою Константина над Лицинием в 323 г.) дитя ея к Богу и Престолу Его. А жена (во время разделения Римской империи на Греческую и Латинскую) убежала (из первого храма)

227

 

 II

III

в пустыню (т. е. в духовно безплодную Латинскую империю, где она затем возсела на зверя и на семи холмах) и стала «великим городом, царствующим над земными царями», т... над 10 королями варваров, предавшими свои царства зверю.

Но до бегства ея в пустыню на небе произошла война между Архангелом Михаилом и драконом (см. Откровение), т. е. между христианскою и языческою религиями. «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, оболыцающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. И услышал — Иоанн - громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение, и сила, и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших. Они победили его кровно Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти. Итак, возвеселитесь, небеса и обитающие на них. Горе живущим на земле и на море (т. е. народам Греческой и Латинской империй), потому что к вам сошел диявол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени».

«Когда же дракон увидел, что низвержен на землю (т. е. низложен с Римского престола, который занял младенец мужского пола), то начал преследовать жену, которая родила младенца мужского пола. И даны были жене (разделение Римской империи между Римом и Константинополем в 330 г.) два крыла болыпого орла (символ Римской империи), чтобы она летела (из первого храма) в пустыню (Аравийскую) в свое место (мистически названное Вавилоном). И пустил змий (разделив ту же империю между сыновьями Константина Великого в 337 г.) из пасти своей воду (т. е. Западную империю) как реку, чтобы увлечь ее. Но земля (т. е. Греческая империя) помогла жене, и разверзла земля уста свои и поглотила

228

 

 II

III

реку (посредством победы Констанция над Магненцием в 353 г., а сам дракон был ранен мечом на смерть). И разсвирепел дракон на жену (в царствование Юлиана Отступника в 361 г.) и -посредством нового разделения империи между Валентинианом и Валентом в 364 г. - пошел (от нея в Восточную империю), чтобы вступить в брань с прочими от семени ея» (т. е. с последователями ея, оставшимися после ея бегства: следовательно, зверь ожил). При следующем разделении империи между Грацианом и Ѳеодосием в 379 г. зверь с 10 рогами «вышел из моря» и зверь с двумя рогами — «из земли» и при последнем разделении империи, имевшем место при сыновьях Ѳеодосия в 395 г., «дракон дал зверю силу свою и престол свой и великую власть». И десять рогов «получили силу как цари в одно время со зверем».

Жена же достигла, наконец, места своего светского и духовного владычества, возседая на звере, где она «питалась в продолжение времени, времен и полвремен от лица змия» (т. е. не в его царстве, а в некотором разстоянии от него). Ее питали «купцы земные» три с половиною года или 42 месяца или 1.260 дней; пророческие же дни равны годам. Во время всего этого времени зверь действовал, и «она сидела на нем», т. е. господствовала над ним и над 10 королями, «которые отдали свою власть и силу (т. е. свои королевства) зверю; и она «была упоена кровью святых». Из всего этого видно, что она — 11-й рог Даниилова 4-го зверя, который царствовал «с видом более могучим, чем другие», и был отличного рода от остальных и имел «очи и уста», как у женщины; «и дано было ему вести брань со святыми и победить их, и думал он изменить времена и законы, и даны они были в руку его на время, времена и полвремени». Отличительныя особенности жены и малого рога зверя

229

 

 II

III

сходятся вполне: в отношении светской власти жена была малым рогом зверя; в смысле обладания духовною властью - она возседала на звере в виде женщины, была его церковью и, мистически, блудодействовала с десятью королями.

Вторым зверем, который «вышел из земли», была Церковь Греческой империи: ибо зверь этот имел «два рога подобно агнчим» и, следовательно, был Церковью; и «он говорил, как дракон» и, следовательно, был той же религиозной веры как дракон; он «вышел из земли», и, следовательно, был в царстве дракона. Он назван также «лжепророком», так как чудесами, которыя дано было ему творить перед первым зверем, он оболыцал живущих на земле чтобы они приняли его знамение и поклонились его образу. Когда дракон ушел от жены, чтобы вести брань с оставшимися от семени ея, то этот зверь, вышедший из земли, помогал ему в этой брани, «заставляя всю землю и живущих на ней поклониться первому зверю (т. е. его власти), у которого смертельная рана исцелела», и «сделать образ его», т. е. собирать людей, подобных ему во взглядах на религию. «И дано ему было — также - вложить дух - и власть - в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы всякий (т. е. всякая религиозная община), кто не будет поклоняться образу зверя (т. е. его власти), был - в мистическом смысле - убиваем». «И он сделает, что всем положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его», — прочие же будут отлучены зверем с двумя рогами. Начертание это + + +, имя его ЛАТЕИШХ, а число имени его 666».

230

 

 II

III

Итак зверь, получив смертельную рану мечом и исцелев, был обожествлен, как язычники обыкновенно обожествляли своих властителей после их смерти; ему создан был истукан; и поклоняющиеся ему обращались в эту новую веру, приняв начертание или имя этого нового Бога или число его имени. Вследствие избиения тех, кто не хотел поклониться ему и его образу, первый храм, освещенный светильниками семи Церквей, был разрушен, и для тех, кто не хотел поклониться ему, был построен новый храм. А для язычников, которые поклонились зверю и его образу, был отведен внешний двор храма, т. е. внешняя видимость Церкви, в то время как те, кто не поклонился ему, были запечатлены на челе их именем Бога и удалились во внутрений двор этого нового храма. Запечатленных же было 144.000 из всех 12 колен Израилевых, названных здесь «двумя свидетелями» ради их происхождения от двух крыльев жены, когда она улетала в пустыню, и представленных двумя из семи светильников. Их то и видел Иоанн во внутреннем дворе второго храма стоящими на горе Сионе с Агнцем как бы на стеклянном море. То были «святые Всевышняго» и «воинства небесныя» и «святой народ», о котором сказано у Даниила, что он в последния времена будет изгнан, попран ногами и уничтожен малыми рогами 4-го зверя и козла.

В то время как язычники будут попирать ногами святый город, Бог «даст силу двум свидетелям, и они будут пророчествовать 1260 дней, облеченные во вретище». Они называются «двумя масличными деревами», что намекает на два оливковыя дерева, которыя, в видении Захарии (гл. IV) стояли по обе стороны золотых светильников и снабжали их маслом; масличныя же деревья, согласно Апостолу Павлу, изображают собою Церкви (Римл.

231

 

 II

III

XI). Они снабжают светильники маслом, поставляя учителей. Они называются также «двумя светильниками», что в этом пророчестве обозначает Церкви, так как семь Азийских Церквей изображены семью светильниками. Пять из этих Церквей были найдены виновными и подверглись угрозам на тот случай, если не раскаются. Две другие оказались без вины, а светильники их, поэтому, были найдены достойными быть помещенными во втором храме. Это были Церкви в Смирне и Филадельфии. Оне были угнетаемы и подвергались гонению, и только две эти Церкви из всех семи были в таком положении. Таким образом их светильники были пригодны для символизирования гонимых Церквей во времена второго храма, и только эти две из семи и были того удостоены. «Два Свидетеля» не были новыми Церквами: они были продолжателями первенствующей Церкви, потомством двух крыльев жены, и поэтому правильно изображены в виде двух из первоначальных светильников. Вследствие этого мы можем заключить, что когда первый храм был разрушен и для поклонявшихся во внутреннем дворе был выстроен новый, то два из первоначальных светильников были помещены в этом новом храме. Пророчество не касается событий церковной жизни, совершившихся в то время, когда снимались первыя четыре печати. Оно начинает описывать их лишь при снятии пятой печати, как сказано выше; затем эти события описываются при снятии шестой печати; время же седьмой печати содержит описание великого отступления от Христа; поэтому послание писем к семи Церквам я отношу ко временам пятой и шестой печатей, так как они относятся к Церкви, когда она начинала приходить в упадок, и содержат увещания относительно приближавшогося уже времени великого отступничества.

232

 

 II

III

Когда Евсевий довел свою «Церковную Историю» до царствования Диоклетиана, то изобразил состояние Церкви в эти времена в таких словах: «Сколь велики были и как далеко между всеми народами, Греками и варварами, распространились пред современным нам гонением, слава и дерзновение учения о почитании верховного Бога, возвещенного миру Христом, - разсказать достойно мы не в состоянии. Доказательством же этой славы может служить блогосклонность к нашим со стороны императоров, которые поручали им даже управление провинциями и по особому расположению к нашей религии освобождали их совесть от жертвоприношений». И несколько далее: «Кто достойно может описать эти многочисленныя обращения ко Христу, эти многолюдныя церкви во всяком городе и блестящия собрания в молитвенных домах, блогодаря чему, не довольствуясь уже старыми зданиями, христиане по всем городам начали строить обширныя церкви, новыя с самого фундамента? Такое блогосостояние с течением времени увеличивалось, с каждым днем приходило в лучшее положение и силу, — и никакая ненависть не могла умалить его, ни демонская злоба не была в состоянии повредить, ни людские наветы помешать, доколе десница всемогущого Бога осеняла и охраняла народ свой, по мере его достоинства. Когда же, пользуясь излишней свободой мы впали в леность и небрежение, когда все друг другу стали завидовать и вредить; когда мы начали вести между собою как бы внутренния войны, поражая друг друга словами как оружием или некиими копьями; когда наместники стали возставать против наместников, народ на народ, лицемерие же и притворство достигло высшей ступени злобы, — тогда суд Божий, не тяжкою пока рукою ради ненарушенной еще церковности и продолжающихся частых молитвенных собраний

233

 

 II

III

верующих, начал обнаруживать свое над нами смотрение слегка и умеренно, возбудив на нас гонение сперва со стороны служивших в войске. Но мы, как бы лишившись всякого смысла, совсем не заботились о приобретении милости Божией; а напротив того, подобно каким-то нечестивцам, думая, что дела человеческия не находятся ни под чьим управлением и промыслом, непрерывно прилагали преступления к преступлениям; а пастыри наши, презрев закон богопочтения, воспламенялись взаимными распрями, умножали только одно — раздоры и угрозы, ревность, вражду друг против друга и ненависть, домогаясь пламенно первенства как бы какой-нибудь неограниченной власти. Тогда, наконец, по слову Иеремии, омрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона и сверг с небес на землю славу Израилеву». Таково было состояние Церкви в начале Диоклетианова гонения; с этим вполне согласуется первое из семи посланий Ангелам семи Церквей, - письмо к Церкви Ефесской. «Но имею против тебя то, - говорит Христос Ангелу этой Церкви, - что ты оставил первую любовь твою. Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся и твори прежния дела: а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься. Впрочем, то в тебе хорошо, что ненавидишь дела Николаитов, которыя и Я ненавижу»141. Николаиты — это описанныя выше воздержники (энкратиты, континенты), полагавшие смысл религии в воздержании от брака и удалении от своих жен, если были женаты. Они назывались Николаитами от имени Николая, одного из 7 диаконов первобытной Иерусалимской Церкви, который, имея жену-красавицу, оставил ее и разрешил ей выйти замуж, за кого она хочет. Утверждая, что надлежит укрощать плоть, он жил

Апок. II, 4 сл,

234

 

 II

III

одиноко, в воздержании, и дети его следовали его примеру. Энкратиты (воздержники) усвоили впоследствии учение об зонах и духах мужского и женского пола. Они были осуждены Церквами до IV века. Поэтому то Ефесской Церкви и ставится в заслугу, что она возненавидела дела их.

Диоклетианово гонение началось в 302 году от Р. X. и продолжалось 10 лет в Восточной империи и два года в Западной. Такому положению дел Церкви соответствует второе послание142, обращенное к Церкви Смирнской. «Знаю, - говорит Христос, -твои дела и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат) и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи; но они не таковы, но сборище сатанинское. Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, дьявол будет ввергать из среды вашей в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Десятидневная скорбь может соответствовать только Диоклетианову гонению, так как только одно оно продолжалось десять лет. Под «злословием тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но которые не таковы, а - сборище сатанинское», - я разумею идолослужение Николаитов, которые лживо называли себя христианами.

Николаиты изобличаются также в 3-м послании, как люди, «держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и -духовно-любодействовали»143. Ибо Валаам научил Моавитян и Мадианитян искушать и прелыцать Израиля женщинами своими к блудодеянию и пированию вместе с ними при жертвоприношениях

Апок. II, 9,10.

Чис. XXV, 1, 2,18 и сл. и XXXI, 16.

235

 

 II

III

их богам. Таким образом дракон появился уже между населяющими и землю, и море.

Николаиты изобличаются также и в 4-м послании под именем «жены Иезавели, называющей себя пророчицей, вводящей в заблуждение рабов Христовых и учащей любодействовать и есть идоложертвенное». Жена, следовательно, полетела уже в пустыню.

Константин Великий после победы над Лицинием правил самодержавно над всей Римской Империей. Затем империя была разделена между сыновьями Константина; а впоследствии она опять соединилась под единой властью при Констанции, блогодаря победе его над Магненцием. Третье, четвертое и пятое послания, т. е. послания к ангелам Пергамской, Ѳиатирской и Сардийской Церквей, относятся, как кажется, к делам Церкви в эти три последовательные периода. Следующим же императором был Юлиан Отступник.

В шестом послании к Ангелу Церкви Филадельфийской, Христос говорит: «И как - во время царствования императора-язычника Юлиана — ты сохранил слово терпения моего, то и я сохраню тебя от годины искушения, которая (блогодаря удалению жены в пустыню и брани дракона против происшедших от семени ея и убиению непоклонившихся образу зверя) придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле», тогда все будут разделены: одни будут запечатлены на челах именем Бога, а другие печатью зверя. «Побеждающого сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон. И напишу на нем имя Бога моего»-(на челе его). Так христиане Филадельфийской Церкви, те, которые победят, будут запечатлены печатью Божией, помещены во втором храме и не выйдут оттуда вон. То же самое следует разуметь и о

236

 

 II

III

Смирнской Церкви, которая также хранила слова терпения Божия и была безупречной. Следовательно, эти две Церкви с их отпрысками и суть «два столпа», и «два светильника», и «два свидетеля» во втором храме.

После царствования императора Юлиана и его преемника Иовиана, который царствовал всего только 5 месяцев, империя вновь была разделена - между Валентинианом и Валентом. Вселенская Церковь этого времени изображена в послании к Ангелу Лаодикийской Церкви как «теплохладная» и к ней обращается угроза «быть низвергнутой из уст» Христовых. Она говорила, что она «богата, разбогатела и ни в чем не имеет нужды (процветая внешним образом); и не знает, что — внутренне — она несчастна, и жалка, и нища, и слепа, и нага». Поэтому она и «извергается из уст» Христовых при открытии седьмой печати; и это полагает конец временам первого храма.

Во времена Константина Великого и его сыновей около половины Римской империи обратилось в христианство. Юлиан Отступник открыл языческие храмы и возстановил в них языческое служение; императоры Валентиниан и Валент относились к этому терпимо во все продолжение своего царствования, так что пророчество о 6-й печати окончательно исполнилось лишь при их преемнике Грациане. У языческих священников было в обычае при восшествии на престол каждого нового императора предлагать ему достоинство и звание верховного жреца (РоптиГех Махишш). Все императоры до сей поры принимали это звание, но Грациан отверг его, ниспроверг идолов, воспретил жертвоприношение им, отнял у храмов доходы и вместе с тем лишил жрецов жалованья и почетного звания. Ѳеодосий Великий следовал примеру Грациана. С той поры

237

 

 II

III

язычество уже не поднимало головы и исчезло столь быстро, что Пруденций через 10 лет после смерти Ѳеодосия называл язычников ѵих раиса iпgепiа еи: раге Ьопгипшп гагиззиша. Итак, события шестой печати окончились вместе с царствованием Валента, или вернее, - с началом царствования Ѳеодосия Великого, когда он, как и его предшественник Грациан, отказался принять звание верховного жреца. В царствование Валента и Валентиниана Римская империя много страдала от вторжений варварских племен.

«В это время — говорит Аммиан — по всему лицу Римской империи раздавались трубные звуки, призывающие к оружию, повсюду рыскали, как бешеныя, жестокия варварския племена: Аллеманы опустошали Галлию и Рацию, Сарматы и Квады -Паннонию, Пикты, Саксы, Скотты и Аттакоты разоряли постоянными набегами Британию; Австерианы и другия мавританския племена вторгались в Африку; ищущия добычи разбойничьи шайки Готов грабили Ѳракию; царь Персидский налагал руку на Армению». И между тем как императоры были заняты отражением этих врогов, Гунны, Аланы и Готы перешли через Дунай двумя отрядами, разбили Римскую армию и убили Валента, произведя при этом такое кровопролитие, что Аммиан выражается о нем так: «И во всех летописях не описывается ни одного сражения, кроме битвы при Каннах, которое было бы столь кровопролитно». Войны эти не прекращались в разных местах империи до самого царствования Ѳеодосия Великого (379-380). С той же поры империя была ограждена от вторжения варваров и покой продолжался до смерти Ѳеодосия (395 г.): на все это время были задержаны «четыре ветра», и продолжалось молчание в небе. И седьмая печать была снята при самом начале этой тишины.

238

 

 II

III

Мийд изяснил пророчество о первых шести трубах весьма полно. Но его обяснение было бы еще полнее, если бы он обратил внимание на одновременность предрекаемого пророчеством об излиянии чаш гнева и пророчеством о трубных звуках.

Название горя присвоено войнам, к которым протрубили три последния трубы, чтобы отличить их от войн, к которым трубили первыя четыре трубы. Жертвоприношения в течение первых четырех дней праздника Кущей, к которым трубили первыя четыре трубы, и четыре первыя чаши гнева, суть кровопролития четырех великих войн; и изображаются эти войны как четыре ветра от четырех концов земли. Первым был восточный ветер, вторым - западный, третьим - южный, четвертым - северный ветер, -всех их следует определять относительно города Рима, метрополии древней Римской империи. Эти четыре бедствия поразили «третью часть земли, моря, рек, солнца, луны и звезд»144, т. е. землю, море, реки, солнце, луну и звезды третьей части всего театра событий, описываемых в пророчествах Даниила и Иоанна.

Язва восточного ветра, когда вострубила первая труба, поразила землю, т. е. народы Греческой империи. И действительно, после смерти Ѳеодосия Великого Готы, Сарматы, Гунны, Исавры и Асторийские мавры вторглись и ужасно опустошали Грецию, Ѳракию, Малую Азию, Армению, Сирию, Египет, Ливию, Иллирию, - в течение 10 или 12 леть.

Язва западного ветра, при втором трубном звуке, поразила море, - т. е. Западную империю, -посредством «болыпой горы, пылающей огнем», упавшей в него и обратившей его в кровь. И действительно, в 407 году империя подверглась

Апок. VIII, 7 сл.

239

 

 II

III

нападению Вестготов, Вандалов, Алан, Свевов, Бургундов, Остроготов, Герудов, Квадов, Гепидов; в течение этих войн она расчленилась на 10 королевств и была страшно опустошена; и даже сам Рим, - гора пылающая,- был осажден и был взять Остроготами в самом начале этих смут.

При третьем трубном звуке началась кара южного ветра, «и упала с неба болыпая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод, и обратила их в полынь» и в кровь, и сделала их горькими. Западная империя расчленилась на много отдельных государств. Соответственно этому пророчеству Гензерих, король испанских Вандалов и Алан, переправился в 427 году в Африку с войском в 80.000 человек. Здесь он напал на Мавров и начал войну против Римлян как в Африке, так и по европейскому побережью. Во время этой войны, тянувшейся почти без перерыва 50 лет, был взят Иппон (431 г.) и самая столица Африки Карѳаген (439 г.). В 455 году с многочисленным флотом и войском из 300.000 человек Вандалов и Мавров он вторгся в Италию, взял и разграбил Рим, Неаполь, Капую и много других городов, при чем все их богатства, а также множество молодых девушек были отправлены в Африку; в следующем (456) году он отторг от империи всю Африку, совершенно изгнав оттуда Римлян. Затем Вандалы захватили острова Средиземного моря - Сицилию, Сардинию, Корсику, Эбузу, Майорку, Минорку и др., а Рицимер осадил императора Анѳима в Риме, взял город в 472 г. и отдал его на разграбление своим солдатам. Около того же времени Вестготы изгнали Римлян из Испании. Таким образом Западный император, «великая звезда, которая упала с неба, горя как светильник» блогодаря всем этим войнам утратил

240

 

 II

III

почти все владения, и наконец в 476 г. был побежден Одоакром, королем Герулов. Вслед затем в 477 г. возстали Мавры. Они одержали над Вандалами верх в нескольких битвах и отняли у них Мавританию.

Войны эти продолжались вплоть до поражения Вандалов Велизарием (534 г.), и блогодаря им Африка была доведена почти до совершенного опустошения, при чем, по словам Прокопия, погибло свыше 5.000.000 человек. Когда Вандалы в первый раз явились в Африку, страна эта была густо населена и состояла почти из 700 епископий, т. е. более, чем их было во всей Франции. Испании и Италии, вместе взятых. Но вследствие постоянных войн между Вандалами, Римлянами и Маврами она была опустошена в такой степени, что, по словам Прокопия, для путника было чудом встретить на дороге живого человека.

Об излиянии третьей чаши гнева в пророчестве сказано: «Ты праведен, Господи, - ибо так судил Ты: они пролили кровь святых Твоих и пророков, Ты дал им пить кровь, ибо того они достойны». Как проливалась кровь святых, можно видеть из приводимого ниже эдикта императора Гонория. Эдикт этот был исходатайствован четырьмя епископами, посланными к императору собором Африканских епископов, происходившим в Карѳагене 14 июня 410 г. Вот этот эдикт:

«Императоры Гонорий и Ѳеодосий Августы, Гераклиану, комиту Африканскому.

«На уста оракула, блогодаря коему еретики упорствовали в своих суеверных обрядах, пусть будет наложено молчание, и да будет известно всем врагам святого закона, что они обрекают себя наказанию проскрипцией и смертною казнью, если с заслуживающим проклятия безразсудством будут

241

 

 II

III

порываться на публичное оказательство своего служения. Дано в 8 день сентябрьских Календ в консульство Варана в 410 г. от Р. Хр.».

Приведенный эдикт был подтвержден через пять лет следующим новым эдиктом:

«Императоры Гонорий и Ѳеодосий Августы, Гераклиану, комиту Африканскому.

«Да будет известно всем упорствующим в своих суеверных еретических обрядах, врагам пресвятого закона, что они подлежат проскрипции и смертной казни, если будут дерзко пытаться публично отправлять служение своей мерзости, дабы этою заразой не поколебалось истинное и правильное богопочитание. Дано в 8 день сент. Календ., в 10-е консульство Гонория и 6-е Ѳеодосия, Августов, в 415 г. от Р. Хр.».

Так как эти эдикты были обращены только к правителю Африки, то и касались только одних Африканцев. До этих эдиктов в Африке было издано много других суровых распоряжений, направленных против донатистов, но эти распоряжения не повлекли за собою кровавой расправы. Начиная же с этих двух эдиктов молитвенныя собрания донатистов, так же как и всяких других иномыслящих стали считаться тягчайшим уголовным преступлением, караемым смертною казнью, ибо все без изятия иномыслящие считались еретиками, что видно из следующого эдикта против Евресия, епископа Люциферанского:

«Императоры Аркадий и Гонорий Августы, Аврелиану, проконсулу Африки.

«Все те, кто будет изобличен хотя бы в малейшем уклонении от учения каѳолической религии и ея путей, сии должны почитаться еретиками и подлежат всем изданным против последних карательным законам. Точно также да будет известно твоей опытности, что и Евресий - еретик.

242

 

 II

III

Дано в 3 день сентябрьских Нон в Константинополе, в консульство Олибрия и Пробина, в 395 г. от Р. Хр.»

Греческий император Зенон усыновил Теодориха, короля Остроготов, назначил его магистром конницы, патрицием и консулом Константинополя; препоручив ему Римский народ и сенат и всю Западную империю, он послал его в Италию против Одоакра, короля Герулов. Теодорих, поэтому, повел свой народ в Италию, победил Одоакра и воцарился над Италией, Сицилией, Рэцией, Нориком, Далмацией, Либурнией, Истрией, а также над частью Овевии, Паннонии и Галлии. На этом основании Эннодий в панегирике своем Теодориху говорит: «Аси Иишкеш sшит Иошапа re§па гешеаззе» до последняго предела распространил он Римскую власть. Теодорих правил с большою мудростью, умеренностью и счастием; он относился к Римлянам с особым блоговолением, правил ими по их собственным законам и даже возстановил власть сената и консулов; он занимал императорский трон, не присваивая себе лишь титула.

«Он следовал примерам древних, -говорит Прокопий, - ему присущи были все доблести, свойственныя истинному императору: он неустанно заботился о поддержании правосудия и сам был настойчивым стражем законов; владенья свои он умел защитить от сопредельных варваров» и т. д. Вследствие всего этого царствование этого короля я не помещаю между язвами четырех ветров.

Язва северного ветра, при трубном звуке четвертой трубы, «помрачила солнце, луну и звезды», т. е. государя, государство и князей Западной империи, и мрак продолжался некоторое время. Согласно с этим Велизарий, подняв Вандалов, вторгся в Италию (в 535 г.) и начал войну против Остроготов

243

 

 II

III

в Далмации, Либурнии, Венеции, Ломбардии, Тоскане и других областях севернее Рима, при чем во время этой войны, продолжавшейся в течение 20 леть, многие города подверглись осаде, брались приступом, или снова отбивались назад. Отняв у Римлян Милан, Остроготы избили всех мужчин, молодых и старых (что по расчету Прокопия составило 300.000 человек), пленных же женщин отправили своим союзникам Бургундам. Сам Рим неоднократно подвергался захвату, вследствие чего население его уменьшилось, исконное сенатское правление прекратилось, нобили были разорены и все великолепие города погибло. В 552 году, после 17-тилетней войны, королевство Остроготов пало, но остатки Остроготского племени и вооруженныя толпы Германцев, призванные ими на помощь, продолжали войну еще три или четыре года. Затем началась война с Герулами, которые, но словам Анастасия, регишеЬапИ: сшисият иЫиаш -избивали все население Италии. Вслед затем возникла война с Лонгобардами, самым сильным из варварских племен. Она началась в 568 году и продолжалась всего 38 лет, гасга tаии сиасио, говорит Анастасий, quаlеm а sаесиио пииlш шешiпии: (т. е. она сопровождалась таким кровопролитием, какого никто не помнит от века). Окончилась она при папе Сабиниане, в 605 г., когда с Лонгобардами был заключен мир. За три года до ея окончания Григорий Великий, тогда епископ Римский, так говорит о ней: «Сколько терпим мы от меча и в ежедневных битвах и во время вторжений Лонгобардов вот уже на протяжении свыше 35 лет, мы не в состоянии выразить никакими словами». В одной из проповедей своих, сказанных народу, он в таких словах описывает великое истребление Римлян во время этих войн: «Смотрите, сколько осталось вас от некогда неисчислимого народа, и однако, к довершению

244

 

 II

III

бед, вас ежедневно поражают еще новые удары (Га§е11а uг§еп1::: нежданныя нападения врогов и кровопролития». В другом слове своем он описывает запустение Рима в таких словах: «Разрушены города, уничтожены лагери, опустошены поля, вся земля обращена в пустыню, не стало земледельцев в поле, ни жителей в городах. Но даже и эти малые остатки рода человеческого ежедневно, безпрерывно (Гегишиглиг) подвергаются мукам, и нет конца бичам небесного правосудия. Рим, который некогда был, как казалось, владыкой мира, - что осталось от него после безчисленных страданий, разорения граждан, нападений врогов, безконечных бедствий. Отнята от него вся власть мира сего, все население его истреблено. - Где ныне сенат? Где самый народ? Сокрушены кости, потреблено мясо. Весь чин светской власти уничтожен, и наконец сами мы, оставшиеся в малом числе, подвергаемся ежедневным нападениям и безчисленным лишениям. Опустелый Рим пылает. Но что говорить о людях, когда самыя здания рушатся. После того как истреблено население, падают каменныя стены» и т. д. Все это Григорий говорил Римлянам, которые, как очевидцы, сами могли засвидетельствовать истину этих слов. Таким образом «казнями четырех ветров» Греческая империя была поколеблена, а Латинская разрушена. С тех пор Рим сделался лишь столицею бедного дукатства, подчиненного Равенне, теперь ставшей резиденцией экзархов.

Пятая труба протрубила к войнам, которыя «царь южный», как он называется Даниилом, вел «в последнее время», «напав на царя, поступавшого по своему произволу». Эта язва началась открытием «бездонного кладязя», что обозначает распространение и укоренение ложной религии; при чем «дым, шедший из кладязя», обозначает множество людей,

245

 

 II

III

принявших эту ложную религию; «саранча же,

вышедшая из этого дыма», означает войска,

набранныя из народа, _принявшого эту ложную веру.

Колодезь был открыт и дым и саранча могли

распространиться в 4-х царствах или в некоторых

из них. «Царем этой саранчи» был «Ангел

бездонного кладязя», ставший верховным

властелином и в делах духовных так же, как и в светских, какими именно были Сарацинские калифы.

В Счастливой Аравии (АгаЬиа Реиих) часто отрождаются целыя тучи саранчи и отсюда, как чума, нападают на соседния страны, являясь как бы прообразом многочисленных арабских шаек, вторгавшихся в Римские пределы. Эти вторжения начались в 634 г. по Р. X., а в 637 г. (635?) Сарацины завладели Дамаском. В 766 г. они построили Багдад и приобрели господство над Персией, Сирией, Аравией, Египтом, Африкой и Испанией. <


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.