Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2021-12-12 | 21 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Цель: Освоение порядка работы в системе программирования Turbo Pascal.
Задачи:
1) Изучить инструкции по технике безопасности и правила работы.
2) Ознакомиться с основными принципами работы в среде Turbo Pascal.
3) Составить блок-схему и программу по заданию.
4) Отработать практические навыки отладке и тестирования программ, написанных на языке программирования Turbo Pascal.
Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, оболочка операционной системы FAR Manager, системе программирования Turbo Pascal 7.0.
Литература: 1, 2, 13, 23, 25, 26, 28, 33, 34, 35.
Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов:
1. Блок-схема
Любой алгоритм может быть описан словесно, структурно-стилизованно на языке псевдокодов, графически в виде блок-схем и программно.
КОММЕНТАРИЙ | ||
ПОЯСНЕНИЯ | ||
ДОПОЛНЕНИЯ |
2. Типы данных языка программирования Turbo Pascal
В языке программирования Turbo Pascal все данные, используемые программой должны принадлежать к какому-либо типу данных. Некоторые из них:
REAL - вещественное число с фиксированной или с плавающей запятой;
INTEGER - любое целое число и Longint – большое целое число;
CHAR – любой символ и STRING - строка символов с максимум 255 знаков;
BOOLEAN - логический тип, результат TRUE (истина) или FALSE (ложь).
3. Структура программы на языке программирования Turbo Pascal 7.0
3.1. Заголовок программы задает имя программы, в котором не должно быть пробелов, оно должно начинаться с буквы, состоять из латинских букв, цифр и некоторых символов (кроме точки и запятой).
Program имя_программы (параметры программы);
3.2. Раздел указания используемых модулей может быть записано только раз и располагаться после заголовка uses идентификатор;
|
3.3. Раздел описаний, в котором должны быть описаны идентификаторы (имена элементов), используемые в программе. Идентификаторы не должны совпадать с зарезервированными словами, в них могут использоваться строчные и прописные буквы латинского алфавита (Turbo Pascal прописные и строчные буквы не различает), цифры и символ подчеркивания. Цифра не может быть первой.
Раздел описания переменных var содержит сведения о переменных в программе. Тип данных определяет их представление в памяти, множество допустимых значений и операций, которые можно выполнять.
var список идентификаторов: тип;
Раздел описания типов type. Все данные, используемые программой, должны принадлежать к какому-либо известному типу данных. Задание типа означает, что в разделе var можно пользоваться вновь введенным идентификатором.
type идентификатор = тип;
Раздел описания меток label. Любой оператор может быть помечен меткой, которая ставится перед ним и отделяется двоеточием.
label метка;
Раздел описания констант const вводит идентификаторы как константы. В их качестве разрешается использовать целые, вещественные значения, строки из букв и символов, выражения или типизированные константы, которые получают значение один раз в начале выполнения программы и сохраняют свое значение.
const идентификатор = константа;
идентификатор: тип = типизированная_константа;
Раздел описания процедур procedure и функций function. Часто некоторую последовательность действий требуется повторить в нескольких местах программы, ей присваивается имя, которое используется для сокращенной записи в тех местах, где должна встречаться соответствующая последовательность.
procedure идентификатор (параметры: тип);
тело процедуры;
function идентификатор (параметры: тип): тип результата;
тело функции;
3.4. Раздел операторов, в котором задаются действия над объектами программы, введенными в разделе описаний.
|
begin
……….…….;
end.
3.5. Комментарий служит для пояснения программы или ее отдельных частей, его наличие делает программу понятной и удобной для чтения. Комментарий ограничивается {…}. Комментарии не обрабатываются, могут быть написаны и на русском языке, при выполнении программы игнорируются и не влияют на решение. Их можно вставлять в любое место программы, где допускается пробел.
4. Стандартные операции, процедуры и функции
4.1. Арифметические операции.
+, –, *, /.
DIV – целочисленное деление
MOD – остаток от целочисленного деления.
4.2. Арифметические функции и функции преобразования типов.
ABS (X) – абсолютная величина, модуль аргумента Х.
SIN (X) – синус аргумента Х, величина в радианах.
COS (X) – косинус аргумента Х, величина в радианах.
ARCTAN (X) – арктангенс Х, значение в радианах в диапазоне от – p/2 до p/2.
LN (X) – натуральный логарифм аргумента Х.
EXP (X) – величина eх.
PI – значение числа p.
SQR (X) – квадрат аргумента Х.
SQRT (X) – квадратный корень из аргумента Х.
FRAC (X) – дробная часть аргумента Х.
INT (X) – целая часть аргумента Х.
RANDOM (X) – генерация случайного числа.
CHR (CODE) – возвращение символа с кодом.
ORD (X) – возвращение значения кода символа X в таблице ASCII.
ROUND (X) – округление аргумента Х.
TRUNC (X) – выделение целой части аргумента Х.
LOW (X) – возвращение наименьшего значения в диапазоне данного типа.
HIGH (Х) – возвращение наибольшего значения в диапазоне данного типа.
4.3. Стандартные процедуры.
DEC (X, N) – уменьшение значения переменной Х на значение N.
INC (X, N) – увеличение значения переменной Х на значение N.
5. Основные операторы языка программирования Turbo Pascal
5.1. Оператор присваивания задает значение выражения. Тип выражения и тип переменной должны быть совместимы:
имя переменной: = выражение;
5.2. Составной оператор – это объединение нескольких операторов в группу при помощи BEGIN и END. Его можно помещать, где допускается один оператор.
BEGIN
оператор 1;
......................;
оператор N;
END;
5.3. Пустой оператор – оператор, не выполняющий никакого действия.
5.4. Ввод данных с клавиатуры выполняется с помощью оператора READ, в скобках записываются имена переменных, которым должны быть присвоены вводимые значения. Когда при выполнении программы встречается READ, работа приостанавливается и ожидается ввод с клавиатуры. Значения вводятся через пробел или <Enter>. Введенное значение присваивается переменной, имя которой стоит в скобках и процесс выполнения программы продолжается.
|
READ (Х);
Применяется оператор READLN для перехода на новую строку. Ввод нескольких переменных можно объединить в одном операторе: имена переменных отделяются друг от друга запятой и называются списком ввода: READ (Х, У);
5.5. Вывод данных на экран выполняется с помощью оператора WRITE, в скобках записываются имена переменных, значение которых нужно видеть.
WRITE (Х);
Если нужно начать вывод данных с новой строки, применяется оператор WRITELN. Перед вводом и выводом данных рекомендуется давать поясняющий текст в апострофах. На экран символьные переменные выводятся как записаны, но без апострофов: WRITE (‘ Х = ’, Х);
Для вывода чисел можно указывать формат WRITE (Х:А:В);
где Х – выводимое значение, А - общее поле вводимого значения, которое включает в себя отрицательный знак (если есть), количество цифр в целой части, точку и количеств цифр в дробной части; В - поле дробной части.
Если формат вывода указан больше, чем число, то перед ним оставляются пробелы. Если в позиций для дробной части указано больше, чем в числе, то добавляются нули, иначе - округляется до количества позиций формата. Для вывода целых чисел в формате опускается поле дробной части.
6. Основные приемы работы в Turbo Pascal
Верхняя строка содержит меню возможных режимов работы Turbo Pascal, нижняя – краткую справку о назначении основных функциональных клавиш.
Остальная часть экрана принадлежит окну редактора. В его верхней строке приводится имя дискового файла, откуда был прочитан текст программы (или имя NONAME00.PAS, если текст не читался), поля, используемые при работе с мышью ([↕]) и цифра, указывающая номер окна в верхнем правом углу окна.
В Turbo Pascal можно работать сразу с несколькими программами или частями одной крупной программы, каждая из которых располагается в отдельном окне редактора. Среда позволяет использовать до 9 окон одновременно.
6.1. Функциональные клавиши Turbo Pascal 7.0.
<F1> - обращение к встроенной справке;
<F2> - записать редактируемый текст в дисковый файл;
|
<F3> - прочитать текст из дискового файла в окно редактора;
<F9> - компилировать программу, но не выполнять;
<F10> - перейти к диалоговому выбору режима работы в главном меню;
<Ctrl><F9> - откомпилировать программу, находящуюся в редакторе, загрузить ее в оперативную память, выполнить и вернуться в среду Turbo Pascal.
<Alt><F5> - сменить окно редактора на окно вывода результатов работы.
<Alt><Х> - выход из Turbo Pascal.
<Ctrl><Y>- стирает всю строку, на которой располагается курсор.
<Ctrl><N>- вставка пустой строки над строкой, где находится курсор.
6.2. Необходимые команды меню Turbo Pascal 7.0.
Е – вспомогательные действия, информация, восстановление экрана.
FILE - действия с файлами, выход из Turbo Pascal.
OPEN - открыть новое окно редактора Turbo Pascal, а в нем файл (указать путь).
NEW - открыть новое окно редактора Turbo Pascal.
SAVE - запись в файл (если NONAME00.PAS, то запросится новое имя файла).
SAVE AS - запись файла под другим именем или в другом месте.
SAVE ALL - запись содержимого всех окон в соответствующие файлы.
EXIT - завершение работы в Turbo Pascal.
EDIT - операции с буфером памяти, восстановление испорченной строки.
RESTORE LINE - восстанавливает удаленную или измененную строку.
CUT - выделенный блок переносится во временный буфер памяти.
COPY - выделенный блок копируется в буфер памяти.
PASTE - копируется содержимое буфера памяти в окно редактора Turbo Pascal.
RUN - прогон программы.
RUN - компиляция, компоновка и исполнение программы из файла редактора.
COMPILE - компиляция программы.
WINDOWS - работа с окнами.
HELP - помощь.
Самостоятельно изучить вопросы:
1. Правила для задания идентификатора переменной.
2. Обработка и хранение разных данных.
3. Скалярные и структурные, стандартные и пользовательские типы данных.
4. Способы записи алгоритма в реальной жизни.
5. Тезаурус языков программирования.
Контрольные вопросы:
1. Что такое алгоритм и каковы его основные свойства?
2. Приведите примеры способов описания алгоритмов в реальной жизни?
3. Почему популярна визуализация описания алгоритма в виде блок-схем?
4. Можно ли блок-схему считать моделью решения задачи?
5. При написании программы на каком-либо языке программирования что будет являться исполнителем? В каком случае изменится исполнитель?
6. Что входит в тезаурус языка программирования?
7. Для чего при объявлении переменной указывается ее тип?
8. Почему стандартные типы данных называют еще и предопределенными?
9. Какие из типов Turbo Pascal согласуются с другом или могут «входить» в них?
Задания: Найти сумму двух чисел. Запросить у пользователя числа А и В, подсчитать сумму С и сообщить ее.
Порядок выполнения:
1) Открыть Turbo Pascal.
2) Разработать алгоритм, рассмотреть блок-схему.
3) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат.
|
PROGRAM PRIMER1(INPUT,OUTPUT);
VAR A, B: INTEGER;
BEGIN
WRITELN (‘Введите значения А и В’);
READLN (A, B);
C:=A+B;
WRITELN (‘C = ’, C);
END.
4) Изменить тип данных с INTEGER на REAL, ввести данные и зафиксировать результат.
5) Установить вывод результата с форматом, ввести целые и отрицательные числа, а так же числа с десятичной частью больше указанной и меньше указанной величины и зафиксировать результат.
6) Изменить WRITELN (‘Введите значения А и В’); и READLN (A, B);
на WRITE (‘А=’); и READLN (A); Скопировать и сделать для В. Ввести данные, зафиксировать результат. В отчете отразить использование LN - LINE.
7) Сделать вывод о работе.
Лабораторная работа № 2
Программирование алгоритмов условных (разветвляющихся) процессов в Turbo Pascal
Цель: Изучить возможности языка программирования Turbo Pascal для реализации вычислительного процесса условной (разветвляющейся) структуры.
Задачи:
1) Составить алгоритм и блок-схему по заданию.
2) Составить программу решения.
3) Подготовить тесты (число тестов равно числу ветвей вычислительного процесса) для проверки правильности функционирования программы.
Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, Оболочка операционной системы FAR Manager, системе программирования Turbo Pascal 7.0.
Литература: 1, 2, 13, 23, 25, 26, 28, 33, 34, 35.
Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов:
IF условие THEN оператор1 ELSE оператор2;.
где IF - если, THEN - тогда, ELSE - иначе; оператор1, 2 - любой оператор.
При выполнении условия работает оператор1 и управление передается далее. При невыполнении условия работает оператор2, после управление передается на следующий за IF оператор. В качестве оператора1, 2 может быть составной оператор. Перед ELSE точку с запятой ставить нельзя!
IF условие THEN оператор1;
2. Оператор безусловного перехода
Иногда использование условных операторов усложняет программу. Обычно это связывается с обработкой исключительных ситуаций. Для этого существует оператор безусловного перехода GOTO. С его помощью естественный порядок выполнения программы прерывается и указывается, что дальнейшее должен выполняться оператор, помеченный меткой. Метка до использования указывается в разделе описания меток LABEL. Метка – это целое, без знака число от 0 до 9999. При помощи метки нельзя войти во внутрь цикла, минуя его заголовок и передавать управление из одной ветви условного оператора в другую.
3. Оператор выбора.
При написание программы не рекомендуется использовать многократно вложенные друг в друга условные операторы (максимум два – три). Но если необходимо применить много условий используется оператор выбора CASE:
CASE индекс выбора OF
константа_выбора1: оператор1;
……………………………………………..;
константа_выбораN: операторN;
Оператор выбора состоит из выражения – индекса выбора и списка операторов, каждый из которого помечен константой выбора или несколькими. Все константы должны быть различными, их тип – идентичен типу выражения (индекса выбора) - простой тип за исключением REAL. В операторе выбора можно использовать диапазоны для констант выбора. При выполнении оператора сначала вычисляется значение индекса выбора, а затем выбирается для выполнения тот оператор из списка, который содержит данное значение константы выбора. Если подходящей константы выбора нет, то возникает ошибка и выполнение всей программы завершается. В каждом элементе выбора можно использовать только один оператор или использовать составной оператор. Все константы выбора внутри одного CASE обязательно должны быть различными. В различных операторах выбора разрешается использовать одинаковые константы выбора.
Самостоятельно изучить вопросы:
1. Использование оператора безусловного перехода.
2. Ограничения на использование оператора безусловного перехода.
3. Использование оператор выбора.
Контрольные вопросы:
1. Приведите реальные ситуации, решение которых можно реализовать при помощи алгоритмов разветвляющихся процессов.
2. Какие конструкции аналогичны проверке условия и осуществляют переход?
3. Опишите оператор условия и приведите примеры его использования.
4. Приведите примеры использования оператор выбора.
5. Приведите примеры использования оператора безусловного перехода.
6. Как группируются составные операторы?
Задания:
Вариант | Функция | Условия | Данные |
1. | x < 1,3 х = 1,3 x > 1,3 | a = 1,5 | |
2. | x < 1,2 x = 1,2 x > 1,2 | a = 2,8 b = -0,3 c = 4 | |
3. | x < 1,4 x = 1,4 x > 1,4 | a = 1,65 | |
4. | x < 0,5 x = 0,5 x > 0,5 | t = 2,2 | |
5. | t < 0,1 t = 0,1 t > 0,1 | a = 2,5 b = 0,4 | |
6. | x > 1,2 x = 1,2 x < 1,2 | z = 1,7 a = 4,3 | |
7. | z < 1,5 z = 1,5 z > 1,5 | x = p/3 | |
8. | b > 3,7 b = 3,7 b < 3,7 | x = 0,5 | |
9. | z > 1 z = 1 z < 1 | x = 0,1 | |
10. | x>p/7 x=p/7 x<p/7 | Z = p |
Порядок выполнения:
1) Открыть Turbo Pascal.
2) Составить алгоритм и блок-схему задания.
3) Набрать программу.
4) Составить числовую ось изменения аргумента и в соответствии с ней ввести данные и зафиксировать результат, т. е. протестировать программу.
5) Сделать вывод.
Лабораторная работа № 3
Программирование алгоритмов циклических процессов в Turbo Pascal
Цель: Изучить возможности языка программирования Turbo Pascal для реализации вычислительных процессов циклической структуры с известным и неизвестным количеством повторений.
Задачи:
1) Разработать алгоритм решения в соответствии с заданием.
2) Составить блок-схему и программу решения.
3) Организовать вывод значений аргумента и функции в два столбца.
Перечень оборудования и программного обеспечения: ПК, находящийся в локальной сети, оболочка операционной системы FAR Manager, системе программирования Turbo Pascal 7.0.
Литература: 1, 2, 13, 23, 25, 26, 28, 33, 34, 35.
Краткое изложение основных теоретических и методических аспектов:
1. Операторы циклов.
Для всех операторов цикла характерно:
1) Повторяющиеся вычисления записываются один раз.
2) Вход в цикл возможен только через его начало.
3) Переменные цикла должны быть определены до входа в цикл.
4) Необходимо предусмотреть выход из цикла.
1.1. Оператор цикла со счетчиком служит для организации цикла с известным числом повторений и имеет вид:
FOR I: = N ТО К DO оператор;
где FOR - для, TO - до, DO – выполнить, I - параметр цикла, N – его начальное значение и К – конечное значение, оператор, выполняющийся в цикле.
Оператором цикла может быть составной оператор. После DO нельзя ставить точку с запятой, т. к. в цикле будет выполняться пустой оператор. I, N, К - целого типа. Начальным и конечным значением могут быть константы или выражения. N<К и шаг изменения параметра 1. Вычисляются выражения N и К или берутся введенные значения. Параметр цикла I принимает начальное значение N и сравнивается с конечным значением К. Если параметр цикла не превышает К, управление передается в тело цикла и выполняются операторы. Затем параметр цикла увеличивается на 1 и работа повторяется, выход из цикла происходит когда параметр цикла превысит К.
Если N>К, шаг изменения параметра равен -1, тогда оператор имеет вид:
FOR I: = N DOWNТО К DO оператор;
В цикле FOR …DOWNTO если параметр цикла не меньше К, управление передается в тело цикла и выполняются операторы. Затем параметр цикла уменьшается на 1 и работа повторяется, выход из цикла происходит когда параметр цикла станет меньше К. После завершения цикла значение параметра не определено.
Если в цикле FOR ТО начальное значение больше конечного, а в цикле FOR … DOWNTO - меньше, то цикл не выполняется ни разу.
1.2. Оператор цикла с предусловием используется, когда неизвестно количество повторений. Общий вид записи оператора цикла с предусловием:
где WHILE - пока, DO - выполнить, условие - условие работы цикла.
В качестве оператора может применяться составной оператор.
При выполнении условия управление переходит в тело цикла и работают операторы, после чего проверяется условие и все повторяется. Как только условие не выполняется, происходит выход из цикла. Оператор тела цикла может ни разу не обрабатываться, если условие сразу не выполнимо. Значение переменных в условии должны изменяться в теле цикла, иначе цикл будет бесконечным.
1.3. Оператор цикла с постусловием.
RЕРЕAТ оператор UNTIL условие;
где RЕРЕAТ - повторить, UNTIL - до тех пор, условие - условие прекращения работы цикла.
Сначала выполняются операторы цикла, затем проверяется условие выхода. Если оно не выполняется, то управление передается в цикл. Если условие истинно, происходит выход из цикла. Особенность цикла - операторы тела цикла выполняются хотя бы раз. Значения переменных, входящих в условие, должны изменяться внутри цикла, иначе цикл никогда не завершится. Если в цикле необходимо выполнить несколько операторов, то служебные слова цикла сами являются как бы операторными скобками и применение BEGIN и END не обязательно.
Одну и ту же задачу можно решить при помощи любого из циклов WHILE или REPEAT. При этом условия должны быть прямо противоположными.
Самостоятельно изучить вопросы:
1. Являются итерационные циклы и циклы с параметрами взаимозаменяемыми?
2. Рекурсивный алгоритм. Применение рекурсии.
3. Назовите три основных типа структур данных.
Контрольные вопросы:
1. Привести реальные ситуации, решение которых можно реализовать при помощи алгоритмов циклических процессов.
2. Какие существуют и для чего применяются операторы циклов?
3. Почему будет ошибкой ставить; в середине операторов?
4. Привести примеры задач или реальные ситуации, для которых можно использовать цикл со счетчиком, шаг изменения параметра которого равен -1.
5. Какой цикл может не обрабатываться ни разу, если условие сразу не выполнимо, а какой выполнится хотя бы один раз?
Задания:
Вариант | Функция | Условия | Данные | Изменения аргумента |
1. | x < 1,3 х = 1,3 x > 1,3 | a = 1,5 | xÎ[0,8;2] Dx=0,1 | |
2. | x < 1,2 x = 1,2 x > 1,2 | a = 2,8 b =-0,3 c = 4 | xÎ[1;2] Dx=0,1 | |
3. | x < 1,4 x = 1,4 x > 1,4 | a=1,65 | xÎ[0,7;2] Dx=0,1 | |
4. | x < 0,5 x = 0,5 x > 0,5 | t = 2,2 | xÎ[0,2;2] Dx=0,2 | |
5. | t < 0,1 t = 0,1 t > 0,1 | a = 2,5 b = 0,4 | tÎ[-5;5] ∆t=0,5 | |
6. | x > 1,2 x = 1,2 x < 1,2 | z = 1,7 a = 4,3 | xÎ[0;1.6] ∆x=0,3 | |
7. | z < 1,5 z = 1,5 z > 1,5 | x = p/3 | zÎ[1;10] ∆z=1 | |
8. | b > 3,7 b = 3,7 b < 3,7 | x = 0,5 | bÎ[1;5] ∆b=0,7 | |
9. | z > 1 z = 1 z < 1 | x = 0,1 | zÎ[1,7;3,1] ∆z=0,6 | |
10. | x>p/7 x=p/7 x<p/7 | Z = p | xÎ[4,5;5] ∆x=0,2 |
Порядок выполнения:
1) Открыть Turbo Pascal.
2) Составить алгоритм и блок-схему цикла со счетчиком, в котором запрос диапазона и шага изменения аргумента предусмотреть с клавиатуры.
3) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат.
4) Составить алгоритм и блок-схему реализации цикла с предусловием.
5) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат.
6) Составить алгоритм и блок-схему реализации цикла с постусловием.
7) Набрать программу, ввести данные и зафиксировать результат.
8) По полученным результатам работы трех программ сделать вывод.
Лабораторная работа № 4
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!