Колонны Иахин и Боаз. В руке – Роза Розенкрейцеров. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Колонны Иахин и Боаз. В руке – Роза Розенкрейцеров.

2021-12-12 42
Колонны Иахин и Боаз. В руке – Роза Розенкрейцеров. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сфинкс – одна из ключевых фигур Таро. Он то является во всём своём великолепии (10 карта «Колесо Фортуны»), то распадается на четырёх «вещих животных» (21 карта «Мир»). Впервые они явились в видении библейскому пророку Изекиилю, эти же существа упомянуты в Апокалипсисе святого Иоанна, они же служат знаками четырёх коленИзраилевых, и символами евангелистов. Напомним, четыре священные фигуры это бык, орёл, лев и человек. Задавая трёпку полицейским псам, и катаясь колесом по полю брани,Артемон решительно замещает собой Сфинкса, вращающего «Колесо Фортуны».

В своём исследовании мы помещаем «Силу» на восьмое место в колоде, и это вполне согласуется с зодиаком: Лев – зодиакальный знак августа, восьмого месяца года. Он соседствует с сентябрьским знаком Девы: так нежность ранней осени усмиряет солнечного Льва.

Но аллегория Силы имеет и сакральный смысл: целомудрие призвано главенствовать над страстями. С древнейших времён девственность почиталась состоянием «равно ангельским», устремляющим все духовные и физические силы к недостижимому совершенству божества. Карты Таро часто называют зеркалом судьбы, но «дьявольские картинки» отражают также эпохи и нравы. Со временем, мистическое понимание девственности, как «печати на грани миров ангелов и человеков» впало в забвение, и бастионы некогда неприступной фортеции Невинности сокрушили волны мирских страстей. В современных колодах «Силу» олицетворяет Геракл с увесистой дубиной, или атлет, удушающий льва в могучих дланях. Изменилось и место «Силы». В большинстве современных колод, «Сила» стоит на одиннадцатом месте, подменяя собой «Справедливость», что весьма символично и в социальном аспекте, где сила ломит силу, не вдаваясь в тонкости теологии.

Четырнадцатая карта «Умеренность» или «Время» продолжает галерею Изиды. За бесконечными заботами Мальвины о чистоте, за кукольными кофейниками и чашками, едва проглядывают контуры величественной фигуры этой карты.

На карте девушка (или ангел во плоти?) переливает воду из чаши в чашу: потоки льются навстречу друг другу, не перемешиваясь и не проливаясь. Это зодиакальный символ Водолея, или вечного движения вод бытия. Солнечный Гений выравнивает и гармонизирует космические потоки. «Эти два потока называются Духовный поток и Волна жизни. Духовный поток зарождается в сердце Бога. Отдельные его искры, души людей, нисходят в материю, чтобы бороться с нею и превзойти ее». (В.Ф.Уксулль. «Посвящение в древнем Египте» в переводе А.Костенко)

Но фокусы с переливанием на этом не заканчиваются. О, ужас! Пьеро нечаянным взмахом рукава опрокидывает кофейник, и хорошенькое платьице Мальвины испорчено! Сюжет семнадцатой карты «Звезда» или «Звезда Волхвов» («Звезда Магов») отчасти иллюстрирует эту трагикомическую ситуацию: На берегу, среди сияющих звёзд обнажённая девушка, воплощение вечной женственности, изливает воду из двух кувшинов: золотого и серебряного. Но это нечто большее, чем сакральное омовение. «Когда нет дождя, то найдётся утешительница, вечно юная, вечно девственная, чтобы излить на землю влагу обеих гностических полярностей» – писал вдохновлённый очаровательной картинкойГ.О.Мёбес.

Защитники египетской теории происхождения Таро иного мнения о двух кувшинах. Известно, что Нил образуется слиянием Белого (прозрачного) Нила и Голубого (мутного) Нила. На египетских фресках и карте «Звезда» они изображались двумя струями, истекающими из двух сосудов.

Вокруг девушки на семнадцатой карте кружит хоровод из семи звёзд, реже рисуют падение звезды или кометы. Курт де Гебелин рассматривал звезду на карте, как Сириус (Сотис), другие семь звёзд представляют собой семь священных планет древних. Он полагал, что женская фигура символизирует Изиду, наполняющую водой Нил. Подьём воды в «реке жизни» всегда сопровождается появлением на небе звезды Собаки (Сотис). (Вот и для Атемона нашлось подходящее место в небесном пантеоне!) Нагота Изиды на карте означает, что Природа ещё не облачилась в свои зелёные одеяния до подъёма Нила. Цветущий куст, птицы и бабочки на карте означают рост и возрождение, сопровождающие подъём воды. Египтяне отождествляли Осириса с Нилом, а Изиду с прилегающей к нему землёй.

Сбежав от Мальвины, Буратино так и не может разорвать притяжение великого женского начала, одного из полюсов Таро. Золотой ключик он получает из лап черепахиТортилы: «Буратино шлёпнулся в воду, и зелёная ряска сомкнулась над ним». «Зелёная ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова. Но это была не змея. Это была никому не страшная, пожилая черепаха Тортила с подслеповатыми глазами».

Так в раскладе вновь возникает «Жрица». Это, простите за каламбур, явление Истины из тины. На этот раз мистическая завеса представлена ряской, а святилище – глубинами пруда. Змеиная голова над «океаном иллюзий» также весьма уместный символ. По выражению гностиков, яйцо духовного змея, отложенное под кожей, после мучительного вызревания прорастает мудростью и всеведением: «Черепаха Тортила знает великую тайну…»

При внимательном прочтении сказки в фигуре и жестах Тортилы можно обнаружить и намёк на карту одиннадцатую (восьмую). Это «Справедливость» или «Юстиция»: «С поднятой лапой черепаха опустилась в воду». Воздетая к небесам лапа Тортилы и меч Правосудия одинаково апеллируют к Высшему Судье. Примечательно, что эта фраза против всяких правил взята автором в кавычки.

Но «карта возмездия»отчасти связана и с Мальвиной. В словаре имен напротив имени «Мальвина» стоит пометка: «новое календарное – из Французского Мальвина. Древнегерманское маль – справделивость и вин – друг. Иприсутствие справедливого возмездия, несомненно, ощущается. В конце сказки Добро торжествует. «Карабас Барабас так и остался сидеть в луже под дождём», дабы остудить свой адский темперамент, Мальвина продаёт билеты в театр жизни, и в этом мире больше нет жгучих тайн и сокрытых истин. Изящную партию Мальвины завершает 21 карта «Мир» или «Открытая истина»: Девичья фигурка парит в облаках под охраной Сфинкса в четырёх ипостасях его природы.

Что же за дивный предмет получил Буратино от хранительницы древней тайны. Элифас Леви в книге «Догма и ритуал высокой магии» так характеризует драгоценный ключ: «Универсальный ключ магии, есть ключ всех древних религий, ключ каббалы, и Библии, ключ Соломона. Этот ключ, который много столетий считался потерянным, теперь найден, и мы имеем возможность открыть гробницы древнего мира и заставить древних мертвецов говорить, увидеть памятники прошлого во всём их блеске, понять загадку сфинкса, проникнуть во все святилища. У древних пользование этим ключом разрешалось только главным жрецам, и секрет его сообщался только высшим посвященным».

Ключ, о котором идёт речь, представляет, по мнению мистиков, иероглифический и числовой алфавит, выражающий буквами и числами ряд всеобщих и абсолютных идей. Дабы не увязнуть в силках Каббалы вспомним о другом «Утерянном ключе». В масонской символике это – «имя Бога», великий «тетраграмматон».

В более широком смысле «Утерянное Слово» трактуется, как сам Человек отказавшийся от познания даже самого себя, и через это отпавший от Бога. По легенде, мистический пароль, иначе «ключ», требуют назвать убийцы Хирама, но мастер гибнет, не открывая заветного знания.

Но «Золотым ключиком» отпираются и вполне земные дверцы. «Золотой Ключ» – название масонской ложи инсталлированной Иваном Ивановичем Панаевым, братом литератора В.И.Панаева, в 1783 году в Перми. Вполне вероятно, что её отделения существовали и в уездных городах Поволжья, где прошло детство и юность А. Толстого.

Ныне ложа «Золотой Ключ» возрождена, так что слово «товарищи» в устах Мальвины, звучит, вполне по-масонски.

 

Рисунок:

Карточный домик. Арканы:

«БАШНЯ», «ЗВЁЗДА», «СУД»

 

Товарищ – традиционное обращение масонов друг к другу. Помните, у Александра Сергеевича, соприкоснувшегося с масонством ещё во времена своей Одесской командировки? – «Товарищ, верь, взойдёт она, звезда пленительного счастья…»

Этот же «пленительный свет» негасимо сияет и в символах карт Таро (семнадцатая карта – «Звезда магов»). А рядом, на шестнадцатой карте, с «Башни» разбитой молнией падают «обломки самовластья». Значит, и само Таро, как философская система, вполне может претендовать на гипотетическое звание «золотого ключика» к загадкам литературы и истории.

 

Рисунок:

Масонский золотой ключ всезнания

Ступень VIII

КОЛЕСО ФОРТУНЫ

Чу! Бесы мельницей стучат,

Песты размалывают души…

Н.Клюев

 

К

аждый аркан, ставший благодаря изображению на картах Таро видимым и ощутимым, несёт в себе не только некий космический принцип, универсальное начало, но и даёт «формулу закона человеческой деятельности по отношению к духовным и материальным силам, сочетание которых производит все явления жизни». (Мэнли П.Холл).

По мнению некоторых исследователей культурных истоков человечества, мистерии Египта содержали тонкое символическое толкование арканов Таро (хотя скорее наоборот). Это же своим авторитетом подтверждает и Эдуард Шуре, описывая чувства посвящённого в зале магических фресок:

«Священная живопись, которую он только что видел, все эти таинственные образы, сфинксы и кариатиды, вереницей проходили в его воображении. Почему же одно из этих изображений снова и снова возвращалось к нему, преследуя, как галлюцинация?

Перед ним упорно вставал десятый символ, который изображал колесо, подвешенное на своей оси между колоннами. С одной стороны на него поднимался Германубис, гений добра, прекрасный как молодой эфеб; с другой стороны – Тифон, гений зла бросался вниз головой в пропасть. Между обоими, на самой вершине колеса, виднелся Сфинкс, держащий меч в своих когтях».

Это «Колесо Фортуны», представленное на десятой карте – символ вечной космической битвы. В сказке Алексея Толстого эта карта спроецирована как драка Артемона, (он же «сфинкс») с двумя полицейскими псами.

 

Рисунок:

Карта Таро «КОЛЕСО ФОРТУНЫ»

 

Колесо Фортуны имеет восемь спиц, на которых, со сдвигом в 45 градусов, на иврите и латыни написано слово «Таро», при этом каждая надпись образует равносторонний крест. Тифон показан сброшенным с колеса, при этом незыблемо стоит «Ось мира» с невозмутимым Сфинксом на северном полюсе, сжимающим в лапе меч правосудия. Спицы колеса напоминают направления компаса. Так и мистический центр мироздания проходит через каждое живое человеческое сердце. Поэтому каждый из нас – маленькая Шамбала, Центр Мира, верховная ставка в битве добра и зла.

Во Вселенной всё вращается, и возвращается на круги своя, но уже на новом уровне, чтобы затем начать новый круг. Интуитивно силу «колеса» ощущают и животные: «Благородный Артемон, любивший всё благополучное, схватив зубами свой хвост, вертелся под окном, как вихрь из тысячи лап, тысячи ушей, тысячи блестящих глаз». Даже драка не обходится без того, чтобы не покататься колесом: «Лиса плотно обхватила его лапами. И они оба некоторое время катались клубком по пустырю. Кошачья и лисья шерсть летела клочками в лунном свете».

Беря за основу «дух» карты, её философский смысл, «Колесо Фортуны» можно соотнести и с проделками Арлекина над беззащитным Пьеро. «Колесо сансары» вращается непрерывно. Борьба жизни и смерти – его двигатель. Поворот колеса и… «Все втроём покатились кубарем».

 

 


Ступень IX

«РУКА МИСТЕРИЙ»

И заплачут шишками сосны

Над моей пропащей могилой.

Н. Клюев

Н

е знаю, удалось ли мне убедить вас в глубочайшей мистической и мифологической подоплёке сказки, но возможности и повороты её сюжета не будут исчерпаны, пока не опустеет кладовая оккультных образов.

В некоторых папирусах, иллюстрирующих посмертное вхождение души в зал Осириса, умерший несёт на голове сосновую шишку. Известно, что греческие мисты имели при себе трость, с набалдашником в виде сосновой шишки, так называемый жезл Вакха.

В древних культурах шишковидную железу, священный третий глаз, олицетворяющий всеведение, в сакральных целях замещали шишкой. Наш предыдущий экскурс в историю «символизма сосны» оказался вполне уместен. Сосновая шишка венчает мизинец «руки мистерий». Эта рука, покрытая многочисленными символами, касалась неофита, когда он входил в Храм Мудрости. Понимание знаков, нанесённых на длань, наполняло неофита неизведанной прежде силой духа. Посредством этой символической руки кандидат поднимался к новой жизни.

Удар сосновой шишкой по лбу и появление огромной «шишки» соответствует начальному этапу духовного пробуждения: «На лбу у директора кукольного театра багровела огромная шишка».

Карабас Барабас –типаж мало симпатичный, но весь наш мир полон «индивидуальностями на разных ступенях духовного развития», и низшие ступени этой пирамиды всегда шире венчающей её вершины. Но всё во Вселенной, по бесстрастным законам космической эволюции, обязано восходить, невзирая на свою временную духовную нищету и вульгарность форм. Возможно, что и Карабас Бабрабас после кармической отработки станет «добрей и милей» (К.Чуковский, «Бармалей»).

Логично, что сразу за происшествием с сосной, бородой и шишкой наступает «Воскресение мёртвых» (двадцатая карта), важнейший этап в масонском посвящении. Краткое описание этой карты таково: по зову архангельской трубы отверзаются каменные гробницы и ликуют воскресшие. Этот аркан также связан с тайной магического восстановления вещества в реторте алхимика. Но Алексей Толстой, помещая Буратино в кувшин с костями, намекает не на древний ритуал погребения в керамических сосудах, и не на алхимический процесс восстановления материи внутри «философского яйца», но, главным образом, на драму мистериальной смерти. «Кувшин, где сидел Буратино поставили между директором кукольного театр и продавцом лечебных пиявок. На голову Буратино посыпались обглоданные кости и корки…» Далее следует «воскрешение»: «Карабас Барабас схватил со стола кувшин и бешено швырнул его об каменный пол. Из соколков и кучи обглоданных костей выскочил Буратино».

В некоторых вариантах колоды Таро двадцатая карта зовётся «Суд». Её тайный смысл: освобождение духовной природы человека из могилы материального существования. Ритуал «второй смерти» некогда разыгрывался в Камере Царя в недрах пирамиды. Здесь кандидат погребался в громадном каменном саркофаге. Эта комната была промежутком между материальным миром и духовными сферами.

«В то время как тело неофита лежало в гробу, душа его парила, как сокол с головой человека, в небесных просторах, открывая для себя вечность Жизни, Света и Истины, в то же время попирая иллюзорность смерти, мрака и греха». (Э.Шюре, «Великие Посвященные»).

Буратино верхом на петухе составляет сюжет седьмой карты «Победитель», или «Триумфатор». Её эзотерическое название «Колесница Гермеса», а смысл обрисован следующей сентенцией: хотя земные деяния впечатляют, необходимо помнить об относительной ценности этих побед и достижений.

Петух не просто «синьор главнокомандующий»: у него ещё и «генеральский хвост». Петух есть олицетворение мужской силы, и седьмая карта имеет явный фаллический оттенок, подчёркнутый в строе египетского Таро недвусмысленной готовностью к воспроизводству. Овладение плотскими страстями довольно сложный этап испытаний. Дрогнет рука колесничего, «и кони-страсти пожрут своих седоков…»

«Ты остался победителем в первых испытаниях. Ты восторжествовал над смертью, над огнём и водой, но ты не сумел победить самого себя. Ты дерзающий стремиться на высоты духа и познания, ты поддался первому искушению чувств и упал в бездну материи», – пишет Э.Шюре о кандидате, не совладавшем с упряжкой, и павшем с «Колесницы Гермеса».

Значение седьмой карты: «Исполнение Великих планов, неукротимое движение к совершенству».

 

Рисунок:

«КОЛЕСНИЦА».


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.