Глава 1. Теоретические основы аутсорсинга — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 1. Теоретические основы аутсорсинга

2021-04-18 251
Глава 1. Теоретические основы аутсорсинга 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….2

1. Теоретические основы аутсорсинга.........................…….…………..………4

1.1. Определение и история аутсорсинга………………………………..……..4

1.2. Формы, виды и функции аутсорсинга…………………..…………………9

1.3. Решение о принятии аутсорсинга. Преимущества и недостатки………..17

2. Практика развития аутсорсинга в мире и РБ….............................................26

2.1. Мировой опыт развития аутсорсинга……………………………..………26

2.2. Белорусский рынок аутсорсинга и перспективы его развития……….…37

Заключение……………………………………………………………………….45

Библиографический список………...……………………………...……………48
Введение

Объектом данной работы является аутсорсинг — современная методология создания высокоэф­фективных и конкурентоспособных организаций в условиях жест­кой мировой конкуренции. В 1990-х гг. некоторые теоретики менеджмента утверждали, что важнейшим фактором сохранения конкурентоспособности явля­ется деление функций на основные и второстепенные, а затем передача всех второстепенных функций специалисту в данной сфере. Эта идея не была новой, но она определенно была одной из тех, «чье время пришло». Дискуссии на эту тему становились все более жаркими, и в ходе этих споров родилась концепция вир­туальной организации. Согласно теории, лежащей в основе вир­туальной организации, любая функция, не являющаяся основной, должна быть передана внешнему специалисту в данной сфере.

Многие ученые считают, что аутсорсинг получил развитие именно в связи с развитием информационных систем и техноло­гий, особенно в сфере деятельности, связанной с программиро­ванием, администрированием сетей и поддержкой информацион­ные систем в целом.

Аутсорсинг фактически открывает доступ к любым ресурсам, предлагаемым на современном рынке — техно­логическим, интеллектуальным, информационным. Кроме того, ежегодный оборот рынка офшорного аутсорсинга составляет ≈315 млрд. долларов (ITO — $160 млрд., BPO — $140 млрд., Software R&D — $15 млрд.). Именно поэтому рассмотрение аутсорсинга является актуальным.

Предметом данной работы является практика аутсорсинга в Республике Беларусь, что подразумевает её всестороннее рассмотрение с точки зрения различных дисциплин.

Цель данной работы заключается в изучении мирового опыта развития аутсорсинга и рассмотрении его применения в Республике Беларусь.

Задачами данной работы являются изучение истории аутсорсинга, рассмотрение видов, форм и функций, решение вопроса о применении аутсорсинга и его преимуществах и недостатках, сравнение мирового опыта и опыта ближайших соседей с опытом Беларуси и описание конкретных шагов по улучшению положения в данном секторе рынка.

Методами, которые использованы в работе, являются наблюдение за ситуацией в мире и сравнение этой ситуации с положением, сложившимся в нашем государстве. В работе будут приводиться таблицы и графики, облегчающие понимание этих сравнений. Данный метод выбран для того, чтобы понять, какие изменения можно или необходимо инициировать для достижения успеха в секторе аутсорсинга. Кроме этого, в работе использованы исторический и логический подходы, а также системный анализ всех знаний об аутсорсинге.

Работа состоит из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть представлена Главой 1, которая делится на три части: в первой рассматривается определение и история аутсорсинга, во второй – формы, виды и функции аутсорсинга, а в третей – то, как принимается решение о принятии аутсорсинга и его преимущества и недостатки. Практическая часть представлена Главой 2, которая делится на 2 части: в первой рассматривается мировой опыт развития аутсорсинга и опыт России, а во второй части рассматривается опыт Беларуси и практические советы по улучшению положения в данном секторе экономики.

 


Глава 1. Теоретические основы аутсорсинга

Табл. 1.1. Эволюция практического аутсорсинга

 

Период Процессы, стимулирующие и характеризующие развитие практического аутсорсинга
Начало XX в. Привлечение организациями специализированных фирм для решения юридических проблем
1920-1930-е гг. Применение метода кооперации узкоспециализи­рованных производств в автомобилестроении
1950-е гг. Развитие процессов экономической интеграции в «послевоенном» экономическом пространстве
1960-1970-е гг. Формирование нового сектора бизнеса — услуги в области IT-технологий. Широкое использование аутсорсинга как метода производственной кооперации в промышленности
1970-1980-е гг. Рост объемов рынка аутсорсинга в юридической и банковской сферах, управлении финансами, IT-технологий, промышленности, государственном управлении. Развитие гибких производств. Широкое распространение аутсорсинга вспомога­тельных и обслуживающих видов деятельности
1980-1990-е гг. Формирование глобальных информационных сетей. Формирование рынка on-line сервиса. Формирование рынка офшорного программирования. Формирование рынка логистических услуг. Масштабный экспорт high-tech-технологий в страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, развитие международного производственного аутсорсинга.
Конец XX — начало XXI в. Развитие глобальных информационных сетей и широкое промышленное использование услуг в области /Г и телекоммуникаций. Повсеместное внедрение единых международных стандартов качества. Практическое использование принципов процессного управления. Внедрение принципов модульной архитектуры продукта в массовом производстве. Развитие логистического сервиса и сопутствующих информационных и коммуникационных технологий. Переход к аутсорсингу бизнес-процессов. Переход к 100%-ному производственному аутсорсин­гу ряда крупных high-tech производителей. Глобальный аутсорсинг. Формирование сетевых производственных структур. Реализация крупных проектов в сфере IT-аутсор­синга промышленными корпорациями и крупными банками. Развитие электронной коммерции. Появление виртуальных корпораций.

 

 Однако объектом научных исследований аутсорсинг стал лишь в 90-х гг. Именно с этого момента стали появляться научные публика­ции, в которых с помощью построения моделей пытались найти оптималь­ную стратегию внедрения аутсорсинга, а также публикации, посвященные аспектам использования аутсорсинга на практике. [17, стр. 20-21, 21]

 


Табл. 1.2. Аутсорсинг и формы организации деятельности

Собственное

производство

Внутренний аутсорсинг

Внешний аутсорсинг

Концепция центров Кооперация Совместное сервисное обслуживание Участие в капитале Долгосрочное сотрудничество Краткосрочное  сотрудничество Разовое сотрудничество
               

В зависимости от формы организации совместной деятельнос­ти выделяют внутренний и внешний виды аутсорсинга.

Внутренний аутсорсинг выражен в перераспределении функ­ций внутри бизнес-системы с целью сохранения контроля над качеством их выполнения.

При внешнем аутсорсинге выполнение отдельных или вза­имосвязанных функций передается внешнему исполнителю-аутсорсеру, при этом сокращаются доля компании в стоимости готового продукта, а также уровень налогообложения. [7, стр. 68-69]

С точки зрения эффективного использования ресурсов, а также разделения ответственности и рисков можно выделить частичный (выборочный) и полный аутсорсинг.

Частичный, или выборочный, аутсорсинг (partial, или selective outsourcing) — передача аутсорсеру конкретных функций или частей бизнес-процессов компании. В то же время ряд взаимо­связанных функций выполняется компанией самостоятельно. Целью частичного аутсорсинга является желание организа­ции-клиента сохранить влияние на планирование, управление и контроль, сосредоточить в своих руках передовые технологии. В ряде случаев частичный аутсорсинг преследует цели освоения организацией новых технологий (например, информационных), приспособления к новым условиям деятельности. В практи­ке IT-аутсорсинга частичная передача функций (управления оборудованием, обслуживание и сопровождение компьютер­ных систем и т.п.) является наиболее распространенным ви­дом услуг.

Полный аутсорсинг (full outsourcing) — передача аутсорсеру отдельных функций (производственных, сервисных, инфор­мационных, финансовых, управленческих и пр.) целиком, с возложением на него также полной ответственности за их вы­полнение. Целью полного аутсорсинга является сокращение уровней управления, упрощение внутренних процессов планирования, разукрупнение и декапитализация компании, сокращение за­трат, в том числе управленческих. Переход к полному произ­водственному аутсорсингу — одна из современных тенденций в производстве высокотехнологичной продукции в отношении продуктов открытой архитектуры.

К полному аутсорсингу относится также аутсорсинг бизнес- процессов (business outsourcing, ВРО) — передача аутсорсеру взаимосвязанных функций и видов производственной де­ятельности, управления ими, а также полной ответственности за их выполнение. Как уже отмечалось, аутсорсинг бизнес-про­цессов непосредственно вытекает из стремления руководства компании использовать на практике положения современных концепций менеджмента. Эта бизнес-технология является следствием стандартизации бизнес-процессов в рамках внедрения систем менеджмента качества, унификации требований к поставщикам, сертификации производителей продукции и услуг. Качественно новый подход к организации деятельности компании на основе ВРО и то влияние, которое ВРО уже сегодня оказывает на глобальный рынок, позволили ряду исследовате­лей говорить об аутсорсинге бизнес-процессов как о самостоя­тельной форме аутсорсинга. [7, стр. 71-76]

В частности, Институт аутсорсинга объединяет все виды услуг аутсор­синга в две группы: аутсорсинг бизнес-процессов и IT-аутсор­синг. Такая классификация хороша тем, что каждый вид поддается конкретному описанию и, кроме того, отдельно выделен IT-аутсорсинг, который требует весьма подробного рассмотрения, во-первых, как родоначальник современ­ного аутсорсинга, а во-вторых, как лидер рынка аутсорсинга. Ведь компании, как правило, начинают использование схемы аутсорсинга в первую очередь с IT-аутсорсинга, лишь затем плавно переходя к остальным видам. Однако можно выделить еще и производственный аутсорсинг, играющий в последнее время все большую роль в деятельности ряда компаний. [1, стр. 32-89]

Аутсорсинг бизнес-процессов (АБП) включает передачу сторонней ор­ганизации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, бизнес-образующими. Из их числа на аутсорсинг могут быть пе­реданы управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, ло­гистика.

По мнению уже упомянутого института, аутсорсинг бизнес-процессов является необычайно динамично развивающимся видом, причем наибольший рост проявляет аутсорсинг в сфере финансов и бухгалтерского учета. Иссле­дование шестисот фирм, проведенное в 1997 г. Американской ассоциацией менеджмента, показало, что уже к тому моменту пятая часть опрошенных фирм передала на аутсорсинг хотя бы некоторую часть финансовых и бух­галтерских операций, а четыре пятых фирм - часть административных функ­ций. [20]

Быстро развивается одна из разновидностей АБП - аутсорсинг кадро­вых процессов. По данным исследования, проведенного компанией "IDC", в 2003 г. объем рынка аутсорсинга кадровых бизнес-процессов в США состав­лял 15,7 млрд. долл., причем во всех странах замечается тенденция резкого роста этого вида аутсорсинга. В связи со все большим усложнением кадро­вых бизнес-процессов сейчас оказались востребованными поставщики услуг, способные предложить полноценные эффективные и экономичные решения проблемы управления кадрами, основанные на самых современных техноло­гиях, что даст возможность компаниям сконцентрироваться на своей основ­ной деятельности.

К настоящему времени появились специальные компании - держатели персонала, причем среди них есть и международные, которые осуществляют трудоустройство, как отдельных специалистов, так и целых коллективов. Та­кие компании нанимают специалистов, выплачивают им постоянную зар­плату, независимо от того, нашли они заказчика для конкретного специали­ста или нет. Зато зарплата от использования труда специалиста в случае его трудоустройства целиком поступает в распоряжение компании - держателя персонала. При этом возросшая мобильность трудовых ресурсов повышает и эффективность экономики в целом, перераспределяя трудовые потоки.

К аутсорсингу бизнес-процессов можно отнести и такой вид сервиса, как обслуживание телекоммуникационных сетей (ремонт, установка нового оборудования и т. д.). Возник он в связи с резкой либерализацией рынка, ко­гда в течение короткого времени появилось множество небольших компаний, которые брали сети в аренду, инфраструктурой практически не занимались, а концентрировали усилия на работе с клиентами, на разработке и внедрении новых услуг. Гигантам рынка пришлось срочно переориентироваться с при­вычной для них работы с технологиями на обслуживание клиентов, увидев, что для клиентов стали более привлекательными мелкие компании. И выхо­дом из положения стал именно аутсорсинг, при котором компании передали обслуживание сетей сторонним организациям, что позволило им наладить более тесные контакты с клиентами, стать более гибкими и быстрее адапти­роваться к стремительно изменяющимся конкурентным условиям. В качестве примера можно привести концерн "DeutscheTelecom", который полностью передал обслуживание своей сети компании "Alcatel".

Сейчас аутсорсинг бизнес-процессов, несмотря на свое быстрое разви­тие, еще не очень распространен. Компании боятся потерять контроль, избе­гают доверять посторонним коммерческие тайны, многие из них не склонны к переменам. Кроме того, лишь немногие знакомы с принципами аутсорсинга бизнес-процессов. Однако считается, что полный аутсорсинг бизнес-процес­сов постепенно станет обычным делом для крупных международных компа­ний. Будет появляться все больше поставщиков услуг, которые будут либо занимать небольшие ниши, либо ориентироваться на самый широкий круг задач.

Аутсорсинг информационных технологий (IT-аутсорсинг) - это пере­дача специализированной компании полностью или частично функций, свя­занных с информационными технологиями, а именно обслуживание сетевой инфраструктуры; проектирование и планирование автоматизированных биз­нес-систем с последующим постоянным развитием и сопровождением; сис­темная интеграция; размещение корпоративных баз данных на серверах спе­циализированных компаний; создание и поддержка публичных web-серве­ров; управление информационными системами; приобретение в лизинг ком­пьютерного оборудования, оффшорное программирование.

Активное развитие IT-аутсорсинга во всем мире объясняется тем, что в связи со стремительным развитием технологий компаниям сложно самостоя­тельно отслеживать появление технологических новшеств и своевременно внедрять их, не имея большого штата технических специалистов. Оказыва­ется, что компаниям, как правило, выгоднее привлекать опытные организа­ции со штатом высококвалифицированных специалистов в области инфор­мационных технологий, чем создавать и расширять собственные специаль­ные подразделения. Исследования компаний "IDC" и "Technology&Business" показали, что основная отдача от IT-аутсорсинга состоит в значительном по­вышении эффективности финансового менеджмента, причем средством по­лучения этой отдачи являются богатые технические возможности аутсорсе­ров и высокая квалификация персонала; кроме того, наблюдается тенденция роста числа контрактов, заключаемых сразу с несколькими поставщиками с целью дополнительного снижения издержек. [20]

Аутсорсинг функций, связанных с информационными технологиями, пользуется все большей популярностью. По данным Института аутсорсинга, к середине 2004 г. 79% американских компаний передавали сторонним ис­полнителям часть средств, выделенных их бюджетами на информационные технологии. По оценочным данным, в 2004 г. на передачу своих IT-функций американские компании должны были потратить более 70 млрд. долл., в то время как в 1991 г. было потрачено лишь около 18 млрд. долл. Таким обра­зом, среднегодовой темп роста IT-аутсорсинга в США в последние годы со­ставлял около 9%. Значительная часть расходов на IT-аутсорсинг, по данным "IDC", приходилась на зарубежный IT-аутсорсинг: в 2002 г. - около 5,5 млрд. долл. Считается, что все больший вес будут приобретать неамериканские компании, в том числе компании из развивающихся стран, в первую очередь, Индии.

Крупнейшим поставщиком IT-услуг на сегодняшний день является фирма "IBM Global Services", за ней следует старейший аутсорсер - "EDS", который еще в 60-е гг. показал эффективность этого рода деятельности, су­мев помочь компании "General Motors" сократить затраты на организацию информационной поддержки на заводах с 5 - 8 млрд. долл. в год до 3 - 3,5 млрд. долл., существенно улучшив при этом качество информационного об­служивания. [20]

Теперь рассмотрим вышеупомянутый производственный аутсорсинг. Производственный аутсорсинг подразумевает, что компания отдает часть своей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней компании. Кроме того, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальнейшее взаимодействие с ними уже в рамках аутсорсинга. Исследования Американской ассоциации менеджмента (American Management Association) показали, что уже в 1997 г. более половины промышленных компаний передали на аутсорсинг хотя бы один компонент своего производственного процесса.

Так, компания "Toyota" в настоящий момент занимается фактически только проектированием, сборкой и реализацией продукции, а большая часть деталей и комплектующих производится сторонними, зачастую небольшими предприятиями. Причем такой способ ведения бизнеса уже давно характерен практически для всех японских изготовителей автомобилей. Автомобильные компании этой страны благодаря гибкости и мобильности своего бизнеса, на­чиная с 70-х гг. стали стремительно отвоевывать рынок у "большой тройки" автомобильной промышленности США - компаний "General Motors", "Ford" и "Chrysler". К началу 90-х гг. эти три компании потеряли 25% американского рынка автомобилей. И только создание альянсов с японскими компаниями и передача части бизнеса, причем не только вспомогательных процессов, но и основных, позволили им улучшить положение. [2, стр. 16-19]

По данным ВТО, в 2007 г. лишь 17% стоимости выпускаемого в США автомобиля производилось на родине. При этом 40% стоимости авто­мобилей направлялось в Южную Корею за сборку машин, 27,5% стоимости шло в Японию на покупку комплектующих и современных технологий, 7,5% - в Германию за дизайн, 4% - в Тайвань и Сингапур за мелкие детали, 2,5% - в Великобританию на рекламу и маркетинг, 1,5% - в Ирландию и Барбадос за обработку данных. [11]

Первыми бум использования производственного аутсорсинга пережили компании высокотехнологического бизнеса: производители электроники и телекоммуникационные фирмы. В 80-е гг. такие крупные компании, как "Sony", "Philips", "Mitsui", отдавали производство небольшим компаниям, на­ходящимся зачастую в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. В каче­стве примера динамики использования производственного аутсорсинга можно привести компанию "Alcatel" - одного из лидеров телекоммуникаци­онного рынка. В 1988 году в составе промышленной группы "Alcatel" было 250 предприятий, в 1998 г. их осталось уже 200, к 2002 г. - 100, а к 2007 - лишь 20 предприятий. При этом заводы сначала получают производственную и эко­номическую самостоятельность, а затем продаются производителям электро­ники. [1, стр. 43-176]

Производственный аутсорсинг позволяет компании, во-первых, сосре­доточиться на разработке новых продуктов и услуг, что важно в условиях стремительно изменяющихся технологий и спроса для обеспечения конку­рентного преимущества; во-вторых, увеличить гибкость производства - ведь на небольших заводах проще заниматься перестройкой производственного процесса и диверсифицировать выпускаемую продукцию, и наконец, вести бизнес на рынках с дешевой рабочей силой. Для телекоммуникационной от­расли добавляется еще один объясняющий фактор: в конце 90-х гг., во время резкого развития телекоммуникационного сектора, спрос на его продукцию превышал производственные возможности компаний, и они вынуждены были прибегать к услугам сторонних производителей. Затем по мере сокра­щения спроса из-за насыщения рынка массовое производство становилось все менее прибыльным, и главным стало развитие технологий, которое сей­час и дает конкурентное преимущество.


Таблица 2.1. Развитие европейского рынка услуг аутсорсинга по странам (2001-2005 гг.)

  Страна

Развитие рынка, млн долл.

2001   Рост 2001-2002,     %    2002 Рост  2002-2005, % 2005
   Европа 7100    28   9100 26    29000
Франция 1400    23   1700 26    5400
Германия 1100    26   1400 26    4400
Великобрит. 2550    32   3400 27    11200
   Италия   420    44   610 25    1850
   Швеция   470    25    580 25    1800
   Дания    72    20     85 22     235
  Норвегия    60    20     70 22     190
Финляндия   115    20    140 22     370
Нидерланды   375    28    480 25    1450
  Бельгия   135    18    160 22     440
  Испания   165    22    200 26     650
Швейцария   125      30   160 25 500
Австрия   32    23    40 23 110
Португалия   15    23    20 25 57
  Греция    5    21     6 24 18
Ирландия    21    21    25 23 72
Восточная      Европа    30    33    40 25 125

Рисунок 2.2. Развитие европейского рынка услуг аутсорсинга по отраслям

Тенденции к расширению европейского рынка услуг аут­сорсинга усиливаются. По подсчетам аналитиков, за последний квартал 2010 г. в Европе было заключено больше контрактов об аутсорсинге, чем за любой другой период, начиная с 2000 г. Как отмечают ведущие консультанты, «необходимость снижать за­траты заставляет европейские компании переступить через свое нежелание поручить часть своего бизнеса субподрядчикам». По мнению специалистов компании Technology Partners International { TP Г), консультирующей почти 20% мировых аутсорсинговых контактов, в немецкой экономике, крупнейшей на данный момент в Европе, в тенденции по передаче бизнес-процессов полностью «третьей стороне» лидируют банки. Общие доходы от аутсорсинга за первые 9 месяцев 2009 г. утроились по срав­нению с тем же периодом 2008 г. На долю Германии уже при­ходится 13% общемирового рынка аутсорсинга, выросшего на 3,4% по сравнению с 2008 г.

Наиболее динамично развивается рынок аутсорсинга биз­нес-процессов. На мировом рынке ВРО в настоящее время до­минируют 6 американских компаний — IBM, Accenture, EDS, Affiliated Computer Services, Computer Sciences и HP. Однако пер­спективы роста на этом рынке ведут к увеличению числа евро­пейских компаний, переключающихся на этот бизнес с традици­онного IT-аутсорсинга. Среди таких компаний — Bayer Business Services, выделившаяся из структуры производителя медика­ментов и химических препаратов концерна Bayer AG, а также компания SAP, на чьей технологической платформе основаны предложения многих европейских аутсорсинговых компаний. Тенденции к развитию комплексных предложений по аутсор­сингу бизнес-процессов на основе использования информаци­онных технологий, совершенствование технологической базы аутсорсинга бизнес-процессов, стандартизация бизнес-процес­сов, унификация требований к поставщикам услуг аутсорсинга позволяют говорить об аутсорсинге бизнес-процессов как о «за­втрашнем дне» методологии аутсорсинга в теории и практике менеджмента организации.

В Японии аутсорсинг является важной частью деловой прак­тики. Согласно исследованию, проведенному Министерством внешней торговли и промышленности Японии, аутсорсинг в стране использовался для решения следующих задач: обучения кадров — 20,1% (общего числа опрошенных фирм), управле­ния информационными системами — 19,7, выполнения произ­водственных процессов — 17,4, выполнения бухгалтерских опе­раций — 14, НИОКР — 13,7%. По данным этого министерства, свыше 70% компаний, использовавших аутсорсинг для повы­шения степени специализации, максимизации эффективности операций и снижения издержек, достигли поставленных це­лей.

Индия лидирует среди поставщиков IT-аутсорсинга, так как имеет большое англоязычное население и высокий уровень об­разования молодежи. Индийские компании давно и успешно внедряют западные модели ведения бизнеса. Индийская IT-ин­дустрия переживает гигантский подъем, вбирая в себя целые куски инфраструктуры транснациональных компаний. Тради­ционный индийский сектор рынка офшорного программирова­ния планомерно замещается сектором аутсорсинга бизнес-про­цессов. «Аутсорсинг бизнес-процессов — новый, набирающий силу механизм индийской софтверной индустрии», — говорит президент Национальной ассоциации софтверных и сервисных компаний Индии (Nasscom) Арун Кумар (Arun Kumar). Если ин­дийская IT-индустрия в целом демонстрирует впечатляющие темпы роста в 30% в год, то сектор ВРО растет на 70% в год. Индийские специалисты с большим энтузиазмом и готовно­стью берутся за работу, которую западные европейцы считают скучной или бесперспективной. Развитие IT-индустрии всемер­но поддерживает центральное правительство Индии. В 2000 г. центральное правительство создало Министерство информаци­онных технологий и теперь предоставляет расположившимся в стране международным компаниям льготы, такие, как нулевой уровень налогообложения на начальном этапе с постепенным его повышением в течение 10 лет. Результатом, по оценке ана­литиков, в скором времени будет то, что западные компании перенесут в Индию те бизнес-процессы, которые уже и так от­дают на аутсорсинг. Индийские компании, со своей стороны, прикладывают множество усилий к тому, чтобы обеспечить западным партнерам надежную инфраструктуру для развития бизнеса. Опыт аутсорсинга в Индии имеет как положительные, так и отрицательные стороны, но объем контрактов по аутсор­сингу уже превысил 7,7 млрд. долл., а неуклонное стремление к развитию этого сектора рынка и государственная поддержка принесут плоды в ближайшем будущем.

За Индией тянутся другие развивающиеся страны - Тайвань, Филиппины, Индоне­зия, Китай. Любопытно, что в эту группу в последнее время пытается войти и Вьетнам. Вьет­намские компании много рабо­тают на Австралию, используя недавно предоставленные прави­тельством льготы и подготовленных в СССР специалистов. А вот у Сингапура дела обстоят не очень просто. Уровень жизни там высок, и все усилия правительства пока не при­вели к созда­нию чего-то большего, чем маленькие "сэйлз-офисы" индийских, российских и прочих компа­ний.

Традиционно сильные аутсорсеры - Израиль и Чехия. Кстати, там многие - в недавнем прошлом - небольшие компании уже превратились в фирмы, извест­ные на мировом рынке. В СНГ известны оффшорные компании в России, Ук­раине, Беларуси, Казахстан и Армении.

Первая и самая главная причина такого роста - дешевизна. В Штатах про­граммистам - даже приезжим - нужно платить гораздо больше. И, кстати, по этому параметру Москва проигрывает, например, Бомбею или Гомелю - выше накладные расходы. В провинции дешевле, но там слож­нее ситуация с квали­фицированным персоналом.

Есть и заметное преимущество по сравнению с вывозом людей за границу. Во-первых - не любой на это пойдет по самым разным причинам. Потом, с пере­ездом связаны разные из­держки - человеку придется адаптироваться в местную культуру, обзаводиться домом. У себя на родине программист быстрее включа­ется в рабочий процесс. [23]

Среди основных игроков на рынке аутсорсинга можно выделить Vested Development. Это пример компании, которая одно­временно работает на многих клиентов-разработчиков ПО, и поставляет им решения, которые затем включа­ется в состав продуктов этих компаний.

Вероятно, самая большая реально функционирующая оффшорная софтвер­ная компания, частично принадлежащая IBM - это IBA. Она является признан­ным игроком на мировом рынке JavaBeans.

Пример, присутствующий во всех публикациях - Luxoft. Эта компания вхо­дит в группу IBS, и уже это является серьезной гарантией качества и стабильно­сти. У них есть интересные клиенты. Например, Boeing.

В числе первых возникла компания EPAM. Сейчас ее клиенты - SAP, Samsung, Halliburton, Colgate и многие другие. В ее офисах в Принстоне, Москве и Минске работает более 400 человек.

Питерская компания "Рэксофт" - пример фирмы, удачно освоившей верти­кальный рынок. С одной стороны, их разработки в области телекоммуникаций гарантированно востребованы. С другой - требуют высокой квалификации и дли­тельного обучения персонала. Это, наверное, очень способствует росту прибыли. В России "Рэксофт" известен, в основном, проектом элек­тронного магазина "Озон". [18]

В большей или меньшей степени работать с оффшорными разработчиками пробуют все - от аэрокосмических фирм до производителей микросхем и обору­дования (Intel, Motorola, Sun, NEC, Fujitsu, Samsung, Silicon Graphics).

Разумеется, в числе заказчиков много относительно небольших, но агрес­сивных компаний, продвигающих на американском и мировом рынках новые классы продуктов. Например, CRM-системы и сьюты для интеграции каналов сбыта. Им новые продукты нужны быстро, "круто" и не очень дорого.

В принципе, даже самые крупные, мультимиллиардные транснациональные корпорации также могут отдать существенные части создания своей IT-инфра­структуры на аутсорсинг наиболее авторитетным из наших фирм. Такие проек­ты были у EPAM. Им приходи­лось делать внедрения в более чем тридцати стра­нах одновременно, локализуя свои разработки на множество языков, включая японский.

Учитывая то, что Российская Федерация является страной, которая располагается по соседству с нашим государством, необходимо изучить её практику и рынок аутсорсинга. Развитие российского рынка услуг аутсорсинга на­прямую связано с интеграцией российской экономики в миро­вое экономическое пространство. Российские компании, стре­мясь к достижению необходимого уровня производительности и конкурентоспособности, используют доступные инструмен­ты, технологии и концепции менеджмента. Этому способствует также партнерство с западными производителями, осваиваю­щими российский рынок.

В той или иной мере к использованию услуг аутсорсинга прибегают до 70% российских предприятий. В большинстве случаев речь идет об IT-аутсорсинге: сопровождении программ бухгалтерского и складского учета, обслуживании компьютер­ной и офисной техники, локальных сетей. Существенный рост рынка телекоммуникационных услуг сопровождается ростом этого сектора рынка услуг аутсорсинга. Есть успехи в разви­тии электронной коммерции. Ряд российских консалтинговых компаний предлагает услуги в области аутсорсинга бизнес-про­цессов, аутсорсинга человеческих ресурсов (HR-аутсорсинг), разработку и сопровождение аутсорсинг-проектов для предпри­ятий различных отраслей промышленности. Развивается рынок услуг индустриального питания, транспортных и логистических услуг, обслуживания производственной инфраструктуры и от­дельных видов промышленного сервиса.

Одновременно российский рынок услуг аутсорсинга фор­мируется за счет предложений со стороны поставщиков миро­вого уровня, таких, как PricewaterhouseCoopers, Ernst&Young, EDS, ICG (International Computer Group) и др., активно развивающих партнерские отношения с российскими компаниями. Можно констатировать, что структура российского бизнеса в результате внедрения аутсорсинга как технологии менеджмента уже претерпела существенные изменения.

Российские предприятия активно стремятся к выходу на мировой рынок в качестве поставщиков мирового уровня или партнеров крупных западных производителей продукции и ус­луг. Развитие этого направления означает интеграцию россий­ского бизнеса в мировую экономическую систему. Предпри­ятия-экспортеры заинтересованы в том, чтобы их деятельность соответствовала мировым стандартам. Однако на данный момент структура экспорта России демонстрирует низкотехнологичную (сырьевую) ориентацию экономики. Ожидается, что спрос на российском рынке услуг аутсор­синга (в том числе IT-аутсорсинга) в ближайшие годы должен быть сформирован за счет инвестиций в развитие основных высокотехнологичных отраслей промышленности, в первую очередь — машиностроения. м высоких технологий менеджмента, в том числе аутсорсинга. Однако сейчас эконо­мическое положение российского машиностроения — одно из самых худших среди прочих отраслей промышленности. Объективным фактором низ­кого уровня рентабельности производства признается высокая себестоимость продукции и ориентация на заполнение дешевых ценовых ниш.

В российской бизнес-практике спрос на дорогостоящие виды услуг аутсорсинга, такие, как аутсорсинг информационных тех­нологий, аутсорсинг финансовых бизнес-процессов и другие за­тратные проекты, до сих пор не получил того уровня развития, который мог бы быть сопоставим с примерами ведущих западных корпораций. Однако именно использование аутсорсинга, в том числе производственного, может дать российским предприяти­ям шанс сохранения и развития производственных мощностей, повышения эффективности и достижения того уровня кон­курентоспособности, который позволит России укрепить свои экономические позиции в мире на пороге вступления в ВТО. Множество примеров успешной реализации аутсорсинг-проек­тов российскими предприятиями подтверждают это. Мы вправе ожидать значительного роста российского рынка аутсорсинга, в том числе IT-аутсорсинга и аутсорсинга бизнес-процессов, несмотря на существующие до сих пор два главных препятствия на пути его развития: несовершенство законодательства и сла­бую культуру договорных отношений.

Основу для формирования рынка услуг аутсорсинга в Рос­сии закладывают следующие тенденции развития российских предприятий:

· реорганизация управления;

· реструктуризация активов;

· внедрение новых технологий.

Основными препятствиями к повсеместному использованию аутсорсинга российскими предприятиями являются:

· неудовлетворительное качество продукции и услуг;

· неразвитая культура договорных отношений;

· низкая производительность;

· отсутствие свободных средств для инвестирования в долго­срочные проекты технического перевооружения и IT;

· отсутствие законодательных механизмов регулирования партнерских взаимоотношений;

· отсутствие информации о потенциальных аутсорсерах;

· нежелание руководителей предприятий изменять сложив­шуюся практику деловых отношений.

Рынок аутсорсинга информационных технологий в России формируется одновременно с развитием рынка инфор­мационных и коммун


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.