Теоретические основы, проблемы агрессивности у детей  младшего школьного возраста в психолого-педагогических исследованиях — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Теоретические основы, проблемы агрессивности у детей  младшего школьного возраста в психолого-педагогических исследованиях

2021-04-18 65
Теоретические основы, проблемы агрессивности у детей  младшего школьного возраста в психолого-педагогических исследованиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний день обществу характерна агрессивность. Вся опасность заключается в том, что у молодого поколения агрессивность может быть как врожденной, так и массовой, превращаясь из социальной патологии в социальную норму..

Детская агрессивность – одна из значимых проблем детских садах, начальных школах, и на данный момент очень актуальна в связи с ее дестабилизирующим влиянием и быстрым распространением.

Агрессивность современных детей носит некие психологические особенности, которые затрагивают не только окружающих  людей - родителей, учителей, сверстников, воспитателей, она доставляет много трудностей и самому ребёнку, в его взаимоотношениях с окружающим миром, определяет развитие абсолютно всей его личности и разных её сторон.

Морфология слова «агрессия» означает «приступ», «нападение». Агрессия  –  это мотивированное поведение деструктивного характера, которое противоречит нормам существования людей в обществе и наносит вред объектам нападения физический и моральный ущерб или вызывает у них психологический дискомфорт.

Агрессивность – это свойство личности, которое выражаются в готовности к агрессии, и склонности воспринимать поведение другого как враждебное.

В литературе существует огромное количество теоретических и практических разработок в области изучения агрессивного поведения младшеклассников. Этим вопросом занимались такие авторы, как З. Фрейд, Н.Л. Кряжева, А. Бандура, П. Бейкер, Г.Б. Монина, Е.К. Лютова, К. Фопель, Ю.С. К. Лоренц, и другие.

Цель исследования: теоретически обосновать  и изучить возможность  предупреждения агрессивности у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования:  агрессивность у детей младшего школьного возраста

Предмет исследования: методы предупреждения агрессивности, как средство коррекции агрессивного поведения у детей  младшего школьного возраста

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивного поведения детей  младшего школьного возраста

2. Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу по проблеме  предупреждения агрессивного у детей младшего школьного возраста;

3.   Выявить и раскрыть упражнения, направленные на коррекцию агрессивного поведения детей  младшего школьного возраста

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ПРОБЛЕМЫ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ  МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

ГЛАВА 2

Организация экспериментальной работы по коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста

 

Констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня агрессии детей дошкольного возраста

Изучив теоретический аспект выбранной темы, мы перешли к эмпирической части исследования.

Оно проводилось на базе детского сада №9 «Колобок» комбинированного вида, с логопедическими группами и группой для детей с ЗПР, по адресу г. Мытищи ул. Юбилейная дом 23, корпус 2.

В исследовании приняло участие 18 воспитанников (из них 9 девочек и 9 мальчиков). Количество обусловлено спецификой наполняемости групп с учетом дефектов детей.

Цель исследования.

1. Определить уровень детской агрессивности дошкольников, посещающих детский сад №9 «Колобок».

2. апробировать коррекционные программы и занятия с группами детей с высоким уровнем агрессии.

3. проверить эффективность методов коррекции агрессивности детей дошкольного возраста.

Для эксперимента выбрано несколько человек, у которых заметили проявления агрессивности. Выбор детей основывался на их рисунках, беседах с ними и их родителями, а также с воспитателями. Проводилось наблюдение за детьми, за их движением, манерой обращения со своими ровесниками. Вместе с тем, среди агрессивных детей встречаются и дети с неярко выраженной агрессией. (Приложение 1)

Анализируя таблицу в Приложении 1 можно сделать выводы, что сформированные для проведения эксперимента подгруппы сходны по половому признаку, по возрасту, по социальному статусу, по поведенческим проблемам:

Первая экспериментальная группа - 3 девочки, 3 мальчика, 3 неполные семьи

Вторая экспериментальная группа - 3 девочки, 3 мальчика, 3 неполные семьи

Контрольная группа - 3 девочки, 3 мальчика, 3 неполные семьи.

 

Диагностика

Для выявления уровня агрессивности детей, принимающих участие в эксперименте, были использованы следующие методы:

В выборе диагностических методик предпочтительными оказались проективные методики, что обусловлено возрастными особенностями исследуемых детей.

Для выявления детей с выраженным агрессивным поведением использовалась методика «Рисунок несуществующего животного».

1 этап:   Тест «Несуществующее животное» относится к проективным методикам, он может предлагаться детям с пятилетнего возраста. Ряд ученых (К. Маховер, Дж. Бак, С. Рейнольдс и др.) считают, что рисунок животного (а также человека, дома, дерева) – это своеобразный автопортрет рисующего, так как в своем рисунке ребенок представляет те черты, которые в той или иной мере значимы для него.

Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков помогает лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок.

Серые и коричневые тона часто употребляются напряженными, конфликтными, расторможенными детьми. Повышенная возбудимость и гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий. Дети с истерическими чертами характера вне зависимости от своего реального положения рисуют себя в центре группы.

О наличии агрессивных тенденций в поведении можно судить по следующим деталям в рисунке:

- глаза, пустые глазницы;

- оскал, видны зубы;

- агрессивная позиция животного;

- зачеркнутая фигура или деформированная;

- клыки, рога, шипы.

Процедура проведения: ребенку предлагают лист бумаги, ластик, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш.

Инструкция: «Нарисуй такое животное, какого нет и не было на белом свете, собственное, только свое».

2 этап:   Уточнение и расширение представлений об особенностях личностных качеств, сопутствующих агрессивному поведению детей. Для этого использовалась психодиагностическая методика:

Тест «Руки Вагнера» относится к проективным методикам и предназначен для диагностики агрессивности. Опубликован Б. Брайкманом, З. Пиотровским, Э. Вагнером в 1962 г. Теоретическое обоснование теста руки принадлежит Э. Вагнеру. (Приложение 2)

Указанные авторы исходят из положения о том, что развитие руки связано с развитием головного мозга. Велико значение руки в восприятии пространства, ориентаций в нем необходимых для любого действия. Рука непосредственно вовлечена во внешнюю активность. Следовательно, предлагая обследуемым в качестве визуальных стимулов изображения руки, выполняющей действие, можно сделать выводы о тенденциях активности обследуемых.

Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра». Изображение кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности и сам выбор этого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его актуальными мотивами.

Э. Вагнер на основе изучения основных работ, выполненных с помощью теста руки, сделал вывод о его высокой валидности и надежности, особенно при работе с детьми.

Порядок работы с методикой.

Испытуемому в стандартной последовательности предъявляют 10 карточек и просят ответить на вопрос: «Что, по вашему мнению, делает эта рука? На что способен человек с такой рукой?».

Материал – 9 стандартных карточек с изображением руки и одна без изображения, при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.

Ответы испытуемого классифицируются по 11 категориям:

- Агрессия.

- Указание.

- Страх.

- Эмоциональность.

- Коммуникация.

- Зависимость.

- Демонстративность.

- Увечность.

- Пассивная безличность.

- Активная безличность.

- Описание.

3этап:    Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) (Приложение 3) позволяет определить, каким образом родители воспитывают ребенка в семье. Для этого измеряется 11 шкал, относящихся к нарушениям процесса воспитания: гиперпротекция, гипопротекция, потворствование, игнорирование потребностей ребенка, чрезмерность требований-обязанностей ребенка, недостаточность требований-обязанностей ребенка, чрезмерность требований-запретов, недостаточность требований-запретов к ребенку, строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком, минимальность санкций, неустойчивость стиля воспитания.

Затем можно получить ответ на вопрос: почему родители используют тот или иной стиль воспитания ребёнка, измерив следующие 9 шкал, относящихся к личностным проблемам родителей, которые они решают за счет ребенка. Расширение сферы родительских чувств, воспитательная неуверенность родителя, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания, предпочтение мужских качеств, предпочтение женских качеств.

Гиперпротекция (Г+) При гиперпротекции родители уделяют воспитанию ребенка крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни.

Гипопротекция (шкала Г-). Ситуация, при которой ребенок оказывается на периферии внимания родителя, до него «не доходят руки». К ребенку обращаются лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Б. Степень удовлетворения потребностей ребенка

Речь идет о том, в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых (в питании, одежде, развлечениях), так и духовных — прежде всего в общении с родителями, в их любви и внимании. Данная характеристика семейного воспитания принципиально отличается от уровня протекции, поскольку характеризует не меру занятости родителей воспитанием ребенка, а степень удовлетворения его собственных потребностей. Так называемое «спартанское воспитание» является, одной стороны, примером высокого уровня протекции, поскольку родитель много занимается воспитанием, и низкого уровня удовлетворения потребностей ребенка — с другой.

В рамках данной характеристики также возможны два полярных отклонения.

Потворствование (шкала У+). О потворствовании мы говорим в тех случаях, когда родители стремятся к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка — «балуют» его. Любое его желание ля них закон. Объясняя необходимость такого воспитания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость ребенка», его исключительность, желание дать ему то, чего сами были лишены в свое время, что ребенок растет без отца. При потворствованни родители нередко бессознательно проецируют на детей свои ранее неудовлетворенные потребности, и ищут способы их компенсации за счет воспитательных действии.

Игнорирование потребностей ребенка (шкала У-). Данный стиль воспитания противоположен потворствованию и характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще страдают при этом ровные запросы, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

В. Количество требований, предъявляемых ребенку в семье

Требования к ребенку со стороны родителей — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка, то есть тех заданий, которые он выполняет. Это учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи.

Во-вторых, требования проявляются как запреты родителей, устанавливающие, что ребенок не должен делать. Они определяют, прежде всего, степень его самостоятельности, возможность самому выбирать способ поведения.

Чрезмерность требований — обязанностей (шкала Т+). Именно это качество лежит и основе типа патологизирующего воспитания «повышенная моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не содействуют полноценному развитию его личности, по, напротив, представляют риск психотравматизации.

Недостаточность требований—обязанностей (шкала Т-). В этом случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как трудно привлечь ребенка к какому-либо домашнему делу.

Чрезмерность требований — запретов (шкала 3+). Такой подход может лежать в основе типа патологизирующего воспитания «доминирующая гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «все нельзя». Ему предъявляется огромное количество требований, ограничивающих свободу и самостоятельность. У застенчивых детей такое воспитание форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее застенивых — предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуаций. Типичные высказывания родителей отражают их страх перед любыми проявлениями самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.

Недостаточность требований — запретов к ребенку (шкала 3-). В этом случае ребенку «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Он ни за что не отчитывается перед родителями, которые при этом не хотят или не могут установить какие-либо рамки в его поведении. Данное воспитание стимулирует развитие гиперинтимного и, особенно неустойчивого типа личности у ребенка.

Чрезмерность (строгость) санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкала С+). Чрезмерность санкций характерна для воспитания по типу «жестокое обращение». Такие родители — приверженцы строгих наказаний, неадекватно реагирующие даже на незначительные нарушения поведения. Типичные высказывания отражают их убеждение в полезности для детей максимальной строгости (см. шкалу С+).

Минимальность санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком (шкала С-). Такие родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они сомневаются в их результативности, уповают на поощрения.

Г. Неустойчивость стиля воспитания (шкала Н)

Под неустойчивым воспитанием (Н) понимается резкая смена приемов воспитательных воздействий. Оно проявляется как переход от очень строгого воспитания к либеральному и наоборот, от повышенного внимания к эмоциональному отвержению его родителями.

Расширение сферы родительских чувств (РРЧ). О6условливаемое нарушение воспитания - повышенная протекция (потворствующая или доминирующая).

Данный источник нарушения воспитания возникает тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких либо причин оказываются деструктивными; супруга нет — смерть, развод либо отношения ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании.

Стремление к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношения матери и ребенка, как правило, ею не осознается. Эта психологическая установка проявляется косвенно, в частности, в высказываниях, что ей никто не нужен, кроме сына, в характерном противопоставлении идеализированных ею собственных отношений с сыном неудовлетворяющим ее отношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они проявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.

Воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН). Обусловливаемое нарушение воспитания - потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требовании.

Воспитательную неуверенность можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этой случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и ребенком в пользу последнего. Родитель идет «на поводу» у ребенка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя в этой ситуации «минимум требовании — максимум прав». Типичная комбинация в такой семье - бойкий, уверенный в себе ребенок, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ним родитель.

В одних случаях «слабое место» обусловлено тревожно-мнительными чертами личности родителя. В других — определенную роль в формировании этой особенности могли сыграть отношения данного лица с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательным и, эгоцентричными взрослыми, видят в своих детях ту же требовательность и эгоцентричность, испытывают по отношению к ним то же чувство «неотплатного долга», что испытывали ранее по отношению к собственным родителям. Характерная черта высказываний таких лиц — признание ими массы ошибок, совершенных в воспитании. Они боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.

Фобии утраты ребенка (шкала ФУ). Обусловливаемое нарушение воспитания — потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» — повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т. д.

Один источник таких переживаний родителей коренится в истории появления ребенка на свет — его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам в течение лет ничего не давали, родился хрупким и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т. д.

Другой источник — перенесенные ребенком тяжелые заболевания, если они были длительными и частыми. Отношение родителей к ребенку формировалось под воздействием страха его утраты. Этот страх заставляет родителей тревожно прислушиваться к любым пожеланиям ребенка и спешить удовлетворить их (потворствующая гиперпротекция), в других случаях — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция). В типичных высказываниях родителей отражена их ипохондрическая боязнь за ребенка: они находят у него множество болезненных проявлений, свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья ребенка.

Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ). Обусловливаемые нарушения воспитания — гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение.

Адекватное воспитание детей возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя в детях», «продолжить себя».

Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей детей с отклонениями личностного развития. Однако это явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с ребенком, в плохой переносимости его общества, поверхностности интереса к его делам.

Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение данного лица в детстве его собственными родителями, то, что он сам в свое время не получил родительского тепла.

Другой причиной НРЧ могут быть личностные особенности родители, например, выраженная интровертированность или шизоидность.

При относительно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ обусловит гипопротекцию, особенно, эмоциональное отвержение. При трудных, напряженных, конфликтных отношениях в семье на ребенка часто перекладывается доля родительских обязанностей — тип воспитания «повышенная моральная ответственность» либо к нему возникает раздражительно- враждебной отношение.

Типичные высказывания родителей содержат жалобы на то, насколько утомительны родительские обязанности, сожаление, что эти обязанности отрывают их от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чувством довольно характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь».

Проекция на ребенка собственных не желаемых качеств (шкала ПНК). Обусловливаемые нарушения воспитания — эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Это могут быть: агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность и т. д. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествам и ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. Борьба с не желаемым качеством в ком-то другом помогает ему верить, что у него самого данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», то есть плохую причину. В качестве таковой чаще всего выступают черты, с которыми родитель неосознанно борется.

Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК). Обусловливаемые нарушения воспитания — противоречивый тип воспитания — соединение потворствующей гиперпротекции одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцисй другого.

Конфликтность во взаимоотношениях между супругами — нередкое явление, даже в относительно стабильных семьях. В подобных условиях воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом разница во мнениях чаще всего бывает диаметральной: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него наповоду.

Характерное проявление ВК — выражение недовольства воспитательными методами другого супруга.

Сдвиг в установках родителей по отношению к ребенку в зависимости от пола ребенка (шкала предпочтения мужских качеств ПМК и шкала предпочтений женских качеств - ПЖК).

Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, то есть «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола. В таком случае приходится сталкиваться со стереотипными суждениями о мужчинах вообще; «Мужчины в основном грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой же человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться к противоположным качествам — быть нежным, деликатным, опрятным, сдержанным в чувствах». Именно такие качества родитель с ПЖК видит в женщинах. Примером проявления установки ПЖК может служить отец, видящий массу недостатков у сына и считающий, что таковы же и все его сверстники. В. то же время этот отец «без ума» от младшей сестры мальчика, так как находит у нее одни достоинства. Под влиянием ПЖК в отношении ребенка мужского пола в данном случае формируется тип воспитания «эмоциональное отвержение». Возможен противоположный перекос с выраженной aim (феминистской установкой, пренебрежением к матери ребенка, его сестрам. В этих условиях по отношению к мальчику может сформироваться воспитание по типу «потворствующей гиперпротекции».

 

ГЛАВА 3

Первый цикл

Включает в себя игры и упражнения, основная цель которых – помочь ребенку осознать собственные чувства, переживания и освоить новые эффективные социально приемлемые стратегии поведения. Данный цикл состоит из 5 занятий.

Цели:

- эмоциональное развитие детей;

- научить детей определять, выражать свои чувства и разделять их с другими;

- снизить уровень агрессивности в процессе межличностных взаимодействий через овладения способами установления отношений с другими детьми.

Задачи:

- помочь детям осознать, что люди могут испытывать много разнообразных чувств;

- показать, что происходит, когда мы пытаемся скрывать «плохие» чувства, такие как зависть, гнев, обида и др.

- познакомить с позитивными способами управления негативными чувствами.

На занятиях данного цикла детям давались следующие положительные установки (адекватные взгляды на чувства):

- научившись называть свои чувства, ты можешь начать делиться ими с другими;

- разные чувства существуют не только у тебя;

- только очень одинокие люди скрывают свои чувства и притворяются, что у них все в порядке;

- обязательно поделись своими чувствами с другими, может быть они тоже поделятся с тобой и своими переживаниями;

- единственная плохая вещь – это не делиться с окружающими тем, что ты чувствуешь.

Эти установки при этом являются для детей еще и эффективными внутренними функциональными средствами саморегуляции своего поведения.

Пример 1.

В конце четвертого занятия Миша В. (Импульсивно-демонстративное поведение, прямая и косвенная агрессия, направленная на сверстников, СДВГ) начал хулиганить и бегать по комнате.

Психолог: Миша: Психолог: Миша: Психолог: Миша: Психолог: Миша: Психолог: Миша: Психолог: Миша, что ты делаешь? Я бегаю. Ты хочешь бегать? Да. Почему ты хочешь бегать? Потому что. Мне весело. Тебе весело – это замечательно. Давай поделимся весельем с другими ребятами. Давай. Кому ты хотел бы передать свое веселье. Вике. А как бы нам это сделать?

Миша подходит к Вике, берет ее за руку и с неуверенностью произносит «Вика, мне весело!». Психолог поощряет этот жест и предлагает всем ребятам, также поделиться своими чувствами друг с другом.

 

Верная реакция психолога позволила превратить обычное хулиганство в веселую игру, что к тому же стало одним из первых шажков к формированию способности детей определять, выражать свои чувства и разделять их с другими.

Второй цикл

Второй цикл занятий – включает в себя игры и упражнения, основная цель которых – помочь различить и определять собственные чувства, переживания и развить эмоциональное самовыражение, выработка у ребенка уверенности в своих силах. Данный цикл состоит из 7 занятий.

Цели:

- Научить детей принимать окружающий мир таким, какой он есть, и жить с ним в согласии;

- Научить детей адекватно реагировать на негативные проявления в отношении себя, сформировать навыки конструктивного поведения в данных ситуациях.

   Задачи:

- развитие способности осознавать и принимать свое тело, его состояния, особенности, экспрессию; сформировать положительный образ физического Я;

- научить детей избегать обиды; понять смысл извинений в жизни;

- объяснить, почему отличия во внешности требуют некоторого времени, чтобы привыкнуть к ним;

- осознать необходимость уважать чувства других.

 

Пример 2.

На занятиях второго цикла детям предлагалось выражать отвращение друг к другу с помощью мимики, жестов, резких грубых слов. Затем психолог объяснял, что обижаться на эти слова не стоит, потому что на все есть своя причина, например, жуки из сказки «Дюймовочка» не принимали ее и считали ее некрасивой, только потому, что она не была похожа на них.

 

При этом на занятиях данного цикла у детей формировались следующие положительные установки:

- если ты будешь доверять себе, любить себя и в глубине души будешь думать о себе хорошее, то никакие плохие слова тебя не смогут ранить;

- говори о своих чувствах, делись своими переживаниями со своими друзьями, людьми, которым ты доверяешь, вместо того, чтоб обзывать других, - этим ты улучшишь свое самочувствие;

- если люди сердятся и говорят тебе неприятные слова – это не значит, что они на самом деле так думают;

- никогда не думай про себя плохо – никто этого не заслуживает.

Третий цикл

Занятия третьего цикла были направлены на снижение уровня агрессивности через создание у детей внутренней позиции, способствующей принятию самостоятельных решений.

     Цели:

Доказать необходимость любить и уважать себя, принимать себя таким, какой ты есть; сформировать у ребенка чувство собственного достоинства.

Задачи:

- развитие способности понимания себя и других по невербальным средствам общения;

- убедить детей, что каждый из них является особенным; найти, что делает их особенными;

- научить детей доверять себе, своим чувствам, своему сердцу, стать себе лучшим другом – принять особенности своего развития как реальность естество самого себя.

На последних занятиях дети пытались самостоятельно найти решения сложившейся проблемы, посредством веры в себя и в свою волшебную силу.

На занятиях этого цикла у детей формировались следующие положительные установки:

- когда ты любишь себя, тебе легче принять и полюбить окружающих, даже если они другие;

- ты можешь сделать очень много, если будешь любить себя и твердо верить в то, что ты можешь все, если захочешь;

- «ключ» к волшебству в том, что сначала ты должен полюбить себя сам, тогда твоя сила начнет расти. Просто запомни, что ты особенный и заслуживаешь самого лучшего, затем доверься себе, своему сердцу и научись говорить нет вещам, которые кажутся тебе плохими, и ты увидишь ясный путь и, увлекаемый любовью, ты преодолеешь все страхи, ты сможешь найти правильные решения. Ты обнаружишь, что стал себе лучшим другом. Лучший друг всегда рядом – это ты сам с чувством собственного достоинства.

Пример 3.

На занятиях третьего цикла детям предлагалась определенная проблема, и просилось придумать выход из сложившейся ситуации. Например, в сказке «Цветик-Семицветик»:

Психолог: Дети: Психолог: Леша К: Вика Г: Психолог: Тут Женя увидела мальчика, который сидел на скамье, и захотела с ним познакомиться.Мальчик, как тебя зовут?Витя. А тебя как?Женя. Давай побегаем наперегонки.Не могу. Я хромаю. Я никогда не смогу бегать. И с этим ничего не поделаешь. Ребята, как вы думаете, что сделала Женя? (Дети молчат). Ей стало жалко мальчика? Да. А что бы вы сделали, будь у вас волшебный цветок, волшебная сила? Я поколдовал бы и мальчик бы смог со мной играть. Я бы тоже бы загадала желание, и мальчик бы выздоровел.Ах, какие пустяки ты говоришь, Витя! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди. С этими словами девочка бережно оторвала последний лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем нежным голосом запела: «Лети, лети, лепесток...» Но боюсь, ребята, волшебная сила цветка исчерпана, и с помощью одного лепестка не помочь Жене с ее бедой. А могли бы мы помочь Жене? Ведь у каждого из нас есть своя волшебная сила. Давайте попросим все вместе лепесток, что бы он помог нам. Как замечательно ты придумал, Илья! Давайте встанем в круг все возьмемся за руки и вместе скажем волшебные слова..

Основные правила проведения занятий методом недирективной сказкотерапии:

1.Места для занятия должно быть достаточно много. На полу необходим больших размеров ковер.

На занятиях дети чаше всего сидят в так называемой позе расслабления: сидя на пяточках, опустив свободно руки вдоль туловища или положив их на бедра. Спину надо держать прямо. Поначалу эта поза может показаться непривычной, могут слегка побаливать ноги, но детям необходимо объяснить, что косточки и мышцы их тела мягкие, гибкие, подвижные и что они скоро привыкнут к необычному положению. Опыт работы показывает, что дети действительно легко к этому привыкают.

2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) детям не рекомендуется двигаться, разговаривать, задавать вопросы. Потому что процесс «слушания себя» очень тонок, и любые разговоры, стуки, хлопки, движения отвлекают внимание детей и легко разрушают созданную ведущим атмосферу. Поначалу дети могут испытывать некоторое неудобство от неподвижности. Ведущему предстоит очень мягко и терпеливо объяснить детям, как важно научиться «слушать» себя, преодолевать неприятные ощущения, быть мужественными и сильными. Слово «слушать», постоянно употребляемое в занятиях, означает, конечно, не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать «внутренние звуки».

Внутренние звуки — это ощущения, которые могут быть очень разными: от легкости, приятного тепла, «мурашек» до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.

Все, что дети слышат внутри, нормально, даже если иногда это и кажется неприятным. Если дети ничего не слышат, это поначалу тоже нормально. Постепенно их чувствительность возрастает.

3.В процессе занятия детям периодически давалась возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагалось просто молча «послушать себя».

4.Вхождение в сказку является очень важным моментом. Это — момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», сверхсила или, по крайней мере, преодоление определенного барьера, препятствия.

Думается, что для выхода из сказки нет необходимости использовать те же приемы, что и для вхождения. Выход осуществляется сам собой, легко и просто: для этого не нужны сверхусилия. Энергия, помеченная на действия, осознание и переживания во время путешествия по сказке, как бы иссякает, и ребенок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир. Кроме того, «проживая» сказку, ребенок приобретает какие-то новые качества, знания, некоторым образом трансформируется. Было бы нелогичным снова преодолевать «огненную реку» (см. сказку «Снегурочка») или насыщаться силой «волшебного цветка» (см. сказку «Цветик-семицветик»), чтобы перейти рубеж от сказки к реальности.

5. Текст сказки является с


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.