Лекция № 7. Культурологические концепции ( продолжение ) — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Лекция № 7. Культурологические концепции ( продолжение )

2021-04-18 79
Лекция № 7. Культурологические концепции ( продолжение ) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зигмунд Фрейд - австрийский психолог и психиатр, автор психоанализа. Его концепция рождалась из его врачебной практики. Фрейд полагал, что человеческому самомнению были нанесены 3 удара:

-космогенический (Коперник);

-учение Дарвина;

-учение Фрейда (т.е. удар по человеческому "я", по гуманизму).

"Несчастное я" - не хозяин самому себе.

2 психоаналитических системы:

Ю 1)Бессознательное в человеке, некое иррациональное начало, то, в чем человек не отдает себе отчет. Существует сознание, восприятие внешнего мира. Между сознательным и бессознательным существует предсознание и предсознательное.

Бессознательное - источник всей человеческой энергии, основные проявления бессознательного - сны, сновидения. Сны представляют собой закодированную информацию, у Фрейда - свой код. Другие источники бессознательного - оговорки, шутки, т.е. нечто спонтанное.

Фрейд также открыл либидо (влечение) - источник всей психической энергии, в первую очередь сексуальной.

Тогда почему человек занимается не только сексом, но и чем-то помимо него?

Энергия либидо стремится выразится, но при невозможности реализации все институты культуры "выдавливаются" обратно в сознание.

Закон сублимации - т.е. возвышение сексуальной энергии в какую-то другую энергию, например, творчество. Т.о., вся энергия превращается, является сложнейшим механизмом.

Даже в пищеварении - можно есть мясо и умереть.(?)

Ребенок тоже сексуален, даже в момент рождения, а неудовлетворение ведет к неврозу.

Ю 2)В энергии либидо - 2 импульса:

-к жизни (эрос);

-к смерти (танатос).

Например война - это проявление этого массового психоза. Существует ego - это наше подсознание, существует "я", существует сверх-"я" - это и есть вся культура. Основное чувство человека - чувство вины, мы все время под давлением подсознания.

Т.о., концепция Фрейда строится на антагонизме биологического начала человека и культуры. Культура живет за счет сублимации биологического, она паразитирует на этом.

В результате Фрейд пишет "Неудовлетворенность культуры" - о том, что прогресс делает человека несчастным.

Фрейд оказал огромное влияние на XX век, даже на сексуальную революцию 60-ых, движение хиппи и т.д.

Сейчас, когда производится коммерциализация всего, секс тоже стал отчужден. "Товар-деньги-товар" или "деньги-товар-деньги".

Как лечат психические заболевания? Вы прекрасно знаете. От сумы и тюрьмы не зарекайся!! Болезнь приходит внезапно, и вы можете заболеть уже через секунду. Вы ведь все люди!

Болезнь лечится:

-лекарством;

-оперативным вмешательством;

-физиотерапией;

-словом (!), рукоприкладством (в хорошем смысле), аурой.

Фрейд начинает активно лечить словом, психика - новая реальность. Например невроз - это некая невыносимая идея, избавившись от которой, человек "вытесняется" от невроза.

Метод катарзиса (Аристотель) - все в человеке едино. Метод лечения - катарзический, он заставляет человека как бы пережить свою идею.

Второй источник (после либидо) - миф. Мифы стали для Фрейда парадигмой:

-Идипов комплекс;

-комплекс Электры.

Т.е., выясняется то, что мучит человека подсознательно, человек переводит это в сознание и может уже контролировать это. Через сны, через свободный ассоциации.

Карл Густав Юнг начинал как ученик Фрейда, но затем они разошлись в:

-проблеме сексуального;

-понимании роли бессознательного.

Юнг тоже полагает, что существует единая энергия, но она не охватывает все явления. Для Юнга было важно соединить культуру и бессознательное. Получается "коллективное бессознательное".

Вывод: существует колоссальная аналогия между снами здорового, галлюцинациями больного и древним мифом. Юнг очень сильно разрабатывает эту тему. Миф - как нечто, закрепляющее культурные парадигмы.

Архитип - коллективное бессознательное, он выделяет основные образы и символы, их свойства. Их нельзя адекватным образом изменить систематически, логически (например, галлюцинация, сон).

Фрейзер (?) (я вышел покурить).

Структуралистская школа (Франция). Леви-Стросс и др.

1)Структуралисты вносили в культурологию некую описательность, они опирались на лингвистику. Также - комплексные методы. В лингвистике есть структура, некая содержательная форма очень важна.

Допустим: Лектор стоит. (подлежащее + сказуемое).

-Стоит женщина.

-Женщина стоит. (уже разный смысл).

В языке все структурно. По аналогии с такими структурами структуралисты стали рассматривать все общество.

2)Структуралисты пришли к выводу, что европейцы внутри себя не нашли некоторых важных начал.

Концепция Тоэнби (концепция метаистории).

Вслед за Шпендлером он выделил много культур, как различные этапы в развитии человечества.

Тоэнби сел между двумя стульями.

Существует некое духовное начало, культура же - диалог между духовным и человеческим.

"Дьявол обречен на проигрыш... божественная цель достигается с помощью человека, но без его ведома".

Природа и культура бросают человеку вызов. Так видит Тоэнби развитие культуры. Кто смог дать ответ, тот выжил.

Игровая концепция (методологически новое зерно). Представители - Хейзинг, Ортега-и-Госсет.

Представления о культуре как об игре. Хейзинг - "Homo lutens" (книга), т.е. человек играющий; важность, серьезность игры в жизни человека; некая спонтанная незапланированная деятельность с утилитарными целями.

Сама игровая идея в культуре еще более древняя, чем романтика. Вся культура Древней Греции существовала как игра (например, Олимпийские игры). По мере развития буржуазного общества, отчуждения культуры этот элемент (игры) стал очень важен.

Ортера-и-Гоосет - также принадлежит к числу элитарных авторов. Т.е., игровой элемент доступен не всем людям. Он превозносит спортивные зрелища, в которых остался элемент игры.

Игра - аналог культуры и в другом смысле. Вот, ребенок играет. Создается некая "2ая реальность". Игра тоже создает свои собственные правила.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.