Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Интересное:
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2021-04-18 | 156 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Интуитивное доказательство существования Бога. Бог существует как производящая и сохраняющая причина всего сотворенного. В противном случае природные вещи существовали бы необходимо, но это противоречит опыту.
Все совершенства Бога — знаки, но не его атрибуты. С их помощью мы мыслим одного Бога, но под разными именами.
Божественные идеи — также знаки, или сотворенные вещи. Количество божественных идей точно соответствует количеству существующих или возможных вещей. Только единичное имеет идею в Боге.
Так как общее не реально, то оправданно правило: «Не умножай сущности без необходимости», то есть не создавай абстракций, которым ничего не соответствует в реальном мире, — «бритва Оккама».
В человеческом мире индивид имеет приоритет перед верховной властью. Власть обязана «служить», а не «подчинять». Если знание независимо от веры, а права индивида более существенны, чем права власти, то гражданская власть должна быть отделена от духовной, а последняя не может быть абсолютной.
Бурид а н Жан (1300 – 1358), французский философ, представитель номинализма. С 1328 преподавал в Парижском университете. Содействовал распространению во Франции философии Оккама и ряда естественнонаучных идей (объяснение движения брошенных тел, возможность беспредельного неподвижного пространства и др.).
Продолжая традицию Оккама в логике, Буридан занимался анализом значений терминов и условий истинности высказываний. Определение научного знания Буридан расширил так, что в него вошло опытное естествознание. Он принимает аристотелевское определение науки как знания, полученного на основании очевидных, необходимых и недоказуемых посылок, но проводит различие между посылками, необходимость которых определяется логическими критериями, и теми, которые можно назвать необходимыми в условном смысле: их очевидность основывается на опытных утверждениях. Принципам естественных наук Буридан приписывает очевидность и необходимость в условном смысле, отказываясь тем самым от схоластического положения, что принципы физики устанавливаются метафизикой.
|
Учение Буридана о соотношении воли и разума в человеческих поступках характеризуется умеренным моральным детерминизмом: воля находится под определяющим влиянием разума.
Человек должен желать того, что представляется его разуму наибольшим благом, но воля свободна отложить выбор до тех пор, пока разум не достигнет большей ясности относительно ценности того, что предстоит выбору. Возникающая в этой ситуации проблема выбора между равными возможностями известна как проблема «Буриданова осла», умирающего с голоду между двумя совершенно одинаковыми охапками сена.
В вопросах нравственности Б. проявляет наклонность к фатализму. Наша воля роковым образом стремится всегда к достижению высшего блага, но мы свободны в выборе средств. Однако от этого вопрос нисколько не изменяется, так как все-таки должно быть какое-нибудь основание для предпочтения одного средства другому. А раз это основание берет верх, не может быть речи о свободе воли; в противном же случае наш выбор был бы ничем не мотивирован, находился бы вне законов логики, что опять-таки никоим образом не согласуется с идеей о свободе воли. Такой же диалектико-схоластический характер имеют и другие аргументы Б. в пользу несвободы воли.
В области натурфилософии с именем Буридана связана средневековая модификация аристотелевского учения о движении, известная как теория импетуса. Эта теория была предложена для объяснения движений, продолжающихся в отсутствие контакта с внешним двигателем (в физике Аристотеля всегда предполагается такой контакт для случаев насильственного движения). Импетус – это сила или способность, которую первоначальный двигатель сообщает телу, напр., при броске, и которая, оставаясь в нем, выступает затем в качестве двигателя. В работах Буридана учение об импетусе приобрело статус физической теории, позволив объяснить ускорение падающих тел, ввести гипотезу первоначального толчка для объяснения вращения небесных сфер; учение это стало общепринятым в средневековых университетах.
|
Жан Буридан проводил опыты и наблюдения (показал роль эксперимента в науке!) с той целью, чтобы доказать свое главное утверждение, а именно, что причина движения вращающегося жернова, или брошенного камня, или выпущенной из лука стрелы представляет собой некое влитое качество или свойство, которое Буридан называет "импетусом" и которое приобретается движимым телом благодаря контакту с двигателем, а после прекращения такового контакта сохраняется:
Буридан подводит читателя к умозаключению, что самое благородное и самое естественное состояние любого элемента есть не движение, а покой: "Если тяжелое движется вниз, то, с точки зрения цели, это не для того, чтобы двигаться, но чтобы достичь естественного места и в нем пребывать; и поэтому покой есть цель движения, а цель всегда благороднее. Объяснения с помощью целевых причин заменяются в аристотелианской физике Буридана объяснениями, апеллирующими к действующим причинам; обсуждается возможность понятия бесконечного пространства.
Многие идеи западноевропейской средневековой философии послужили базой для развития философских систем эпохи Возрождения и Нового времени.
1. Спор между сторонниками номинализма и реализма сформировал новое представление о познании, выделив тем самым гносеологию в самостоятельную область исследования.
2. Номинализм, считающий, что. реально существуют только единичные вещи, а общие понятия - лишь результат абстрагирования, проявлял большой интерес ко всем деталям эмпирического мира. Отсюда его ориентация на опыт и эксперимент. Эту традицию впоследствии продолжают материалисты эпохи Возрождения (Н. Коперник, Дж. Бруно, Л. да Винчи) и английские философы эмпирического направления (Ф. Бекон, Т. Гоббс, Дж. Локк).
3. Представители реализма и крайнего номинализма заложили основы субъективистского толкования человеческого разума. На эту позицию в дальнейшем опираются субъективные идеалисты XVII - XVIII вв. (Дж. Беркли, Д. Юм).
|
4. Философия Средневековья «открыла» самосознание как особую субъективную реальность, причем более достоверную и доступную человеку, чем внешняя действительность. Тем самым в эпоху Средневековья оформилось философское понятие «Я». Оно стало отправным пунктом в философии рационализма Нового времени (Р. Декарт).
5. Средневековая этика стремилась к воспитанию плоти с целью подчинения ее высшему духовному началу. Отбросив аскетизм христианской этики, традицию духовности человека продолжает одно из направлений гуманизма эпохи Возрождения (Ф. Петрарка, Э. Роттердамский и др.). Кроме того, в этике средневековья утвердилась идея свободы воли человека, выбирающего между добром и злом.
6. Эсхатологическая установка средневекового мышления приковывала внимание к постижению смысла истории. История человечества предстала как прогрессивное движение (от грехопадения и потери Рая через пришествие Мессии и спасение души к обретению загробного воздаяния).
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!