Лекция1. Понятие информационной системы. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Лекция1. Понятие информационной системы.

2021-04-18 124
Лекция1. Понятие информационной системы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция2. Информационная система как среда для информационных технологий.

Понятие информационной технологии.

Технология при переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение, а это не что иное как процессы. Процесс – это определенная совокупность действий для достижения поставленной цели.

Информационную технологию (ИТ) можно рассматривать как аналог технологии переработки материальных ресурсов, что показано на рисунке 6.

 

 

     
 
Рисунок 6.  

 


ИТ – это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, переработки и передачи данных (первичной информации), для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Информационный продукт – это совокупность данных, организованная производителем для распространения в вещественной и невещественной форме.

Цель технологии материального производства – выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

Знания – это выявленные закономерности предметной области (принципы, связи, законы), позволяющие решать задачи в этой области.

Знания следует отличать от данных.

Данные – это отдельные факты, характеризующие объекты, процессы в предметной области, а также их свойства.

Для представления знаний в настоящее время существует множество моделей (или языков).

Одна из распространенных моделей – это продукционная модель.

Продукционная модель, или модель, основанная на правилах, позволяет представить знания в виде предложений типа: Если (условие), то (действие).

Под условием понимается некоторое предложение-образец, по которому осуществляется поиск в базе знаний, а под действием – действия, выполняемые при успешном поиске.

При использовании продукционной модели база знаний состоит из набора правил. Программа, управляющая перебором правил, машиной вывода. Чаще всего вывод бывает прямой (от данных к поиску цели) или обратный (от цели для ее подтверждения – к данным). Данные – это исходные факты, на основании которых запускается машина вывода – программа, перебирающая факты.

Пример.

Имеется фрагмент базы знаний из двух правил:

П1:Если «отдых – летом» и «человек – активный», то «ехать в горы».

П2:Если «любит солнце», то «отдых – летом».

Предположим, что в систему поступили данные: «человек – активный» и «любит солнце».

Прямой вывод – исходя из данных, получить ответ.

1-й проход.

Шаг 1. Пробуем П1, не работает (не хватает данных «отдых – летом»).

Шаг 2. Пробуем П2, работает, в базу поступает факт «отдых – летом».

2-й проход.

Шаг 3. Пробуем П1, работает, активируется цель «ехать в горы», которая и выступает как совет, который дает ЭС.

Информационные технологии, используемые в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, схожи в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако, между ними имеются три существенных различия:

· Решение проблемы в рамках ИСППР отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности.

· Способность экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения.

· В экспертных системах используется новый компонент ИТ – знаний.

Лекция3. Основные понятия и термины Табличного процессора Excel.

  Краткая историческая справка.

 

Электронная таблица – самая распространенная и мощная информационная технология для профессиональной работы с данными.

Идея создания электронной таблицы возникла у студента Гарвардского университета Дэна Бриклина в 1979 году. Выполняя скучные вычисления экономического характера с помощью бухгалтерской книги, он и его друг Боб Франкстон, который разбирался в программировании, разработали первую программу электронной таблицы, которую назвали Visi Calc.

Затем появились усовершенствованные версии электронных таблиц: Super Calc и др.

Новый существенный шаг в развитии электронных таблиц сделала фирма Lotus, которая разработала в 1982 году профессиональную программу электронной таблицы и назвала ее Lotus 1-2-3. После разработки этой программы компания повышает свой объем продаж до 50 млн. долларов в год и становится большой независимой компанией – производителем программных средств.

Следующим шагом в развитии электронных таблиц явилось появление в 1987 году табличного процессора Excel фирмы Microsoft. Эта компания предложила простой графический интерфейс с ниспадающими меню, а также существенно расширила функциональные возможности пакета.

В настоящее время Excel – самая популярная программа среди широкого круга пользователей. Несмотря на то, что фирма Lotus выпустила новую версию электронной таблицы в трехмерной графике с улучшенными возможностями, Excel занимает ведущее место на рынке табличных процессоров.

 

Интерфейс табличного процессора.

 

Электронная таблица – компьютерный эквивалент обычной таблицы, в клетках которой записаны данные различных типов: тексты, даты, числа, формулы и т.д.

Лекция1. Понятие информационной системы.

Основные определения.

Под системой понимают любой объект, который одновременно рассматривается как единое целое и как объединенная в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов.

Примеры различных систем приведены на рис. 1

 

Система Элементы системы Главная цель системы
Фирма Люди, оборудование, материалы, здания и др. Производство товаров
Компьютер Электронные и электромеханические элементы, линии связи и т.д. Обработка данных
Телекоммуникационная система Компьютеры, модемы, кабели, сетевое и программное обеспечение и т.д. Передача информации
Информационная система Компьютеры, компьютерные сети, информационное и программное обеспечение Производство профессиональной информации

Рисунок 1.

 

В информатике понятие “система” широко распространено и имеет множество смысловых значений. Чаще всего оно используется применительно к набору технических средств и программ. Системой может называться аппаратная часть компьютера. Системой также может считаться множество программ для решения конкретных прикладных задач, дополненных процедурами ведения документации и управления расчетами.

Первые информационные системы (ИС) появились в 50-х годах. Они были предназначены для обработки счетов и расчета заработной платы. Реализованы они были на электромеханических бухгалтерских счетных машинках. В 60-х годах отношение к ИС изменилось. Информация, полученная из них стала, применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого требовалось компьютерное оборудование, способное выполнять множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату.

В 70-80-х годах ИС начинают использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. К концу 80-х годов ИС становятся стратегическим источником информации и используются во всех организациях. ИС этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организациям добиться успеха.

 В настоящее время ИС используются повсюду, например, в банках, супермаркетах, различного рода организациях и предприятиях, в жилищно- коммунальных организациях, телефонных станциях и т.д.

Добавление к понятию система слова “информационная” отражает цель ее создания и функционирования. ИС обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области.

Информационная система - взаимосвязанная совокупность, средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели.

В качестве основного технического средства переработки информации используется ПК. В крупных организациях наряду с ПК используются мэйнфреймы или суперЭВМ. Но не нужно забывать о роли человека в ИС, без которого ИС ничего не будет значить.

Процессы, происходящие в ИС, показаны на рисунке 2.

 

     
 
Рисунок 2.  

 

 

 


Информационная система предлагает персоналу вариант решения какой-либо задачи, который может быть принят, отклонен или по обратной связи могут быть заданы новые исходные данные.

 

СтруктураИС.

 

Структуру ИС составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема – это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

 

 

Структура ИС показана на рисунке 3.

 

     
 
Рисунок 3.  

 

 


Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документов, схем информационных потоков, методология построения баз данных.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС.

Математическое и программное обеспечение – совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ, необходимых для нормального функционирования ИС.

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС. Это: выявление задач, подлежащих автоматизации, подготовка задач к решению на ЭВМ и т.д.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ИС. Цель правового обеспечения – укрепление законности.

 

Классификация ИС по характеру использования информации.

Классификация ИС по характеру использования информации приведена на рисунке 4.

 

 

 


Информационно-поисковые ИС производят ввод, систематизацию, хранение и выдачу информации по запросу пользователей (ИС в библиотеках, железнодорожных и авиа кассах по продаже билетов и т.д.).

Информационно-решающие ИС осуществляют операции по переработке информации по определенному алгоритму. Среди них можно выделить управляющие и советующие.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Например, система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета и т.д.

Советующие ИС  вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению, но не превращается немедленно в серию конкретных действий. Например, медицинские ИС, которые предлагают врачу диагноз больного, но решающее слово остается за специалистами-медиками.

 

Классификация ИС по масштабу.

 

По масштабу принято выделять три основных класса ИС:

1. Одиночные ИС.

2. Групповые.

3. Корпоративные.

Одиночные ИС реализуются на отдельном компьютере, они могут содержать несколько приложений, связанных общей информационной средой. Например, ИС в библиотеках, кассах по продаже билетов и т.д.

Групповые ИС предназначены для использования членами рабочей группы. Как правило, они строятся на базе локальных вычислительных сетей, например, ИС в небольшой фирме.

Корпоративные ИС представляют собой развитие групповых ИС. Они ориентированы на использование в корпорации. Функционирование корпоративных ИС характеризуется тем, что ее работа поддерживается на территориально разнесенных станциях вычислительной сети корпорации.

Корпоративная ИС (КИС) является инструментальным средством управления корпорацией. В состав ее входят две независимые составные части:

1. Информационно-коммуникационная инфраструктура корпорации, представляющая собой совокупность телекоммуникаций и сетевой, программной и информационной инфраструктур.

2. Функциональные подсистемы, взаимосвязанные между собой и обеспечивающие решение задач корпорации, ориентированные на достижение целей корпорации.

При создании КИС используется опыт работы в распределенной среде, накопленный в Internet. Такой подход получил название интранет.

Интранет –это внутренняя компьютерная сеть компании, в которой используются стандарты и протоколы Internet.

В сети интранет коммерческой организации можно организовать:

1) доступ к новостям о деятельности компании;

2) управление проектами;

3) обслуживание документооборота;

4) создание хранилища знаний;

5)  представление информации о товарах и ценах;

6) доставку сведений о складировании и отгрузке компаний;

7) публикацию отчетов о продажах;

8) ответы на претензии клиентов;

9) объявления о рабочих местах;

10) вывод сведений о платежах и т. д.

Так как интранет является частной компьютерной сетью, которой владеет определенная организация, то устанавливаются ограничения и правила доступа к ней.

Все службы интранет основываются на пяти основных функциях этой сети:

1. пользование электронной почтой;

2. совместное использование файлов, обмен знаниями, информацией и идеями;

3. каталогизация, то есть управление размещением информации и доступом к ней пользователей;

4. поиск, то есть извлечение сведений по запросу;

5. управление сетью, то есть техническое обслуживание и модернизация системы интранет.

При этом сотрудники (пользователи) могут находиться на разных этажах здания центрального офиса компании, в различных регионах и даже странах. Сеть Intranet работает на том же самом оборудовании, что и системы клиент-сервер. В простой сети достаточно одного сервера для реализации всех функций Intranet, но в больших сетях используются десятки и даже сотни серверов.

На основе сетей интранет создаются сети экстранет, которые охватывают не только саму организацию, но и ее проверенных внешних партнеров и клиентов.

Сеть экстранет служит мостом между организациями и построена на тех же открытых стандартах Internet, что и сеть интранет. С помощью экстранета компания вместе со своими торговыми  партнерами может совместно использовать конфиденциальную или открытую информацию, защищенную от несанкционированного доступа сетью интранет.

 

 

Примеры ИС.

1. ИС по отысканию рыночных ниш. При покупке товаров в современных фирмах ИС регистрируют данные о покупателе, что позволяет:

· Определять группы покупателей, их состав и запросы, а затем ориентироваться на более многочисленную группу.

· Посылать потенциальным покупателям различные предложения, рекламу, напоминания.

· Предоставлять постоянным покупателям товары в кредит, со скидкой, и отсрочкой платежей.

2. ИС, ускоряющие потоки товаров. Например, фирма поставляет товары в больницу. Известно, что большие запасы товаров на складе иметь невыгодно, а не иметь их нельзя. Чтобы найти оптимальное решение, фирма устанавливает терминалы прямо в обслуживаемом учреждении и подключает их к ИС. Заказчик прямо с терминала вводит свои пожелания по предоставляемому ему каталогу. Эти данные поступают в ИС для учета заказов. Менеджеры, делая выбор по поступившим заказам, принимают оперативные решения, и в короткий срок доставляют заказчику требуемый товар. Таким образом, экономятся огромные деньги на хранении товаров, ускоряется поток товаров, отслеживаются потребности покупателей.

3. ИС автоматизации технологии (“менеджмент уступок”). Суть этой технологии в том, что если доход фирмы остается в рамках рентабельности, потребителю делаются различные скидки в зависимости от количества и длительности контрактов. В этом случае потребитель становится заинтересованным в во взаимодействии с фирмой, а фирма тем самым привлекает дополнительное число клиентов. Если же клиент не желает взаимодействовать с данной фирмой и переходит на обслуживание в другую организацию, то его затраты могут возрасти из-за потерт предоставляемых ему ранее скидок. Например, ИС банка обеспечивает все виды оплат по счетам его клиентов. Она умышленно сделана несовместимой с ИС других банков. Таким образом, клиент попадает в круг услуг банка, из которого ему трудно выйти. В обмен банк ему предлагает различные скидки и бесплатные услуги.

4. ИС в фирме. В любой фирме желательно иметь несколько локальных ИС разного назначения, которые взаимодействуют между собой и поддерживают управленческие решения на всех уровнях (рисунок 5).

 

     
 
Рис.5

 

 


    

Между локальными ИС вводятся связи различного характера. Одни ЛИС могут быть связаны с многими родственными и иметь выход во внешнюю среду, другие могут быть связаны только с одной или несколькими родственными.

Современный подход к организации связи основан на применении локальных внутрифирменных компьютерных сетей с выходом на аналогичную ИС другой фирмы. При этом используются ресурсы региональных и гло бальных вычислительных сетей.

ИС разного назначения объединяются с помощью компьютерных сетей. Объединенные ИС предоставляют возможность пользователю работать как с общефирменной базой данных, так и локальными базами данных.

 

Задачи ИС.

 

К задачам ИС относятся:

1. Анализ финансового состояния (слежение за движением финансовых средств, отчеты о финансовых результатах, отчеты о движении финансовых средств и др.). Решение выполняется с помощью пакетов Audit Expert, Альт-финансы и др.

2. Инвестиционный анализ. Это оценка эффективности инвестиционных проектов и приятия решений и их финансировании. Для решения таких задач используются средства: Project Expert, Альт-Инвест и др.

3. Подготовка бизнес-планов. Решаются задачи вариаций схем производства, сбыта и финансирования. Используются средства: Project Expert, Альт-Инвест и др.

4. Маркетинговый анализ. Это оценка положения компании на рынке, проведения сравнительной оценки сбытовой деятельности компании с конкурентами, формирование оптимальной структуры отчетов и т. д. Одним из инструментов решения такого рода задач является Marketing Expert.

5. Планирование и управление проектами. Это разработка расписания исполнения проекта, определение критического пути и резервов времени исполнения проекта. Решаются также проблемы финансирования, обеспечения материалами и оборудованием и т.д. Инструменты: MS Project, Open Plan и др.

6. Бюджетирование. Обеспечение планирования, учета и анализа по центрам финансовой ответственности, доходов и расходов, расчет финансового результата и т.д. Инструменты:Hyperion Pillar, Контур Корпорация и др.

7. Логистика. Решение проблем движения товаров и материалов от поставщика до потребителя (закупка товаров, их хранение и реализация). Одним из инструментов является Парус-Корпорация, модуль Закупки, склад, реализация.

8. Финансовое управление. Решение задач финансового планирования, управленческого учета, оценки бизнеса, анализ пассивов и активов. Инструменты: Oracle Financial Services Applications, Финансовое управление и др.

9. Управление персоналом. Решение задач, направленных на повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации. Здесь могут быть использованы многофункциональные экспертные системы профориентации, группового анализа, штатного расписания и др. Одним из инструментов, например, является Босс-Кадровик.

10. Прогнозирование деятельности предприятия. Сюда относятся системы прикладного и долгосрочного программирования. Инструменты: Excel, Forecast Expert, Альт-Прогноз и др.

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.06 с.