Понятие об изменчивости человека: биологической, социальной. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Понятие об изменчивости человека: биологической, социальной.

2021-04-18 45
Понятие об изменчивости человека: биологической, социальной. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Человек, как и любой другой биологический вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимодействия ее движущих сил. В основе антропогенеза лежат такие биологические факторы, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Ч. Дарвин считал, что главную роль в антропогенезе играл именно естественный отбор и особенно одна его форма — половой отбор.

Роль социальных факторов в процессе происхождения человека рассматривается в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Ф. Энгельс показал, что именно труд, общественная жизнь, сознание и речь выделили человека из животного мира.

Предпосылки антропогенеза. Высокоразвитая способность к ориентации в окружающей среде и разделение функций между передними и задними конечностями явились существенными предпосылками к дальнейшему морфофизиологическому прогрессу при переходе древесных обезьян в новую среду обитания, на открытые безлесные пространства.

Передвижение на двух ногах в первое время было малоэффективным и не давало особых преимуществ в борьбе за существование по сравнению с другими млекопитающими. Однако при освобождении передних конечностей от функции хождения направление естественного отбора изменилось. Недостатки в скорости передвижения, небольшая мышечная сила и отсутствие мощных клыков и когтей компенсировались использованием орудий для защиты и нападения. Благодаря вертикальному положению тела значительно возрос объем воспринимаемой информации, что позволяло вовремя среагировать на приближение хищника. Поскольку все это непосредственно связано с выживанием, давление естественного отбора усиливалось именно в данном направлении.

Труд как фактор эволюции человека. Освобождение руки от функции опоры, по мнению Ф. Энгельса, было необходимым условием ее дальнейшего совершенствования. Рука стала совершенно особым органом, который мог действовать на расстоянии с помощью различных предметов. Кроме этого рука стала использоваться для изготовления орудий труда. Данное умение приобреталось в течение длительного времени.

В процессе изготовления и применения орудий рука совершенствовалась функционально и морфологически, что оказало влияние на весь организм. Некоторые исследователи отмечают связь между функцией руки и развитием определенных зон мозга. Усиление давления естественного отбора в небывало короткий срок привело к значительному увеличению размеров мозга у гоминид. Примерно за 1 млн лет средний объем черепной коробки возрос почти вдвое. По-видимому, интенсивность отбора в таком направлении определялась необходимостью рационально использовать орудия и потребностью в эффективной системе общения, т.е. речи.

Таким образом, прямохождение освободило переднюю конечность для превращения ее в орган трудовой деятельности. Возрастающий объем воспринимаемой информации совместно с трудовой деятельностью обусловил быстрое развитие головного мозга и способность к групцовому адаптивному поведению.

Общественный образ жизни как фактор эволюции. Трудность выживания предков гоминид в сложных условиях борьбы за существование при переходе к наземному образу жизни усугублялась низкой плодовитостью. Противостоять хищникам проще было группе, чем отдельным индивидам. Недостатки естественных органов предки человека восполняли искусственными орудиями. Таким образом, труд уже при возникновении был общественным.

Труд способствовал сплочению древних людей в коллективы. Становились все более частыми случаи взаимной поддержки и совместной деятельности. Старшие члены коллектива обучали подрастающее поколение отыскивать природные материалы, необходимые для изготовления орудий труда, учили приемам изготовления таких орудий и их применению.

Общественный труд оказал большое влияние на развитие мозга и органов чувств. Совместная трудовая деятельность требовала координации. Возникла жизненная необходимость в обмене информацией. В процессе эволюции у предков современного человека произошли такие изменения голосового аппарата и мозга, которые привели к появлению речи.

Взаимосвязанное развитие общественного труда, речи и сознания привело к совершенствованию всего человеческого организма и человечества в целом.

Особенности процесса эволюции человека. Эволюционные преобразования предков человека, обусловленные давлением естественного отбора, явились биологическими предпосылками развития социальных отношений. Совершенствование способности изготавливать различные орудия и использовать их при своей защите, а также при добывании пищи явилось решающим фактором успеха в борьбе за существование и качественно отделило человека от животного мира. Однако это не исключало действия на человека общих законов развития живой природы. Биологические и социальные факторы в процессе эволюции людей действуют параллельно, но с разной скоростью: первые — с замедлением, вторые — с ускорением.

На ранних этапах антропогенеза естественный отбор имел решающее значение. Сначала шел отбор индивидуумов, более способных к изготовлению примитивных орудий для добывания пищи и защиты от врагов. Постепенно объектом отбора становится такое характерное для гоминид свойство, как стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения. Причем индивидуальный отбор формировал преимущественно морфофизиологические особенности организации человеческого типа (прямохождение, развитая кисть руки, крупный мозг), а групповой отбор совершенствовал социальную организацию (формы отношения в стаде).

Характерная черта антропогенеза — однонаправленность эволюционных преобразований, связанных с постепенным развитием прямохождения, нарастанием способности к накоплению и практическому использованию информации об окружающей среде (развитие мозга и руки), совершенствованием коллективного образа жизни.

Овладев культурой производства совершенных орудий труда, приготовлением пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных климатических факторов настолько, что вышел из-под жесткого контроля естественного отбора и в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания.

Качественные отличия человека. Первого представителя рода Homoчеловека умелого выделяют из животного мира по признаку трудовой деятельности. Не просто использование палки или камня как орудия, а именно производство различных орудий явилось гранью, отделившей человека от человекоподобных предков.

Обезьяны часто пользуются палками и камнями для добывания пищи, как и многие животные (один из видов галапагосских вьюрков, морская выдра). Как бы ни были поразительны манипуляции животных с различными предметами, они либо случайны, либо возникли на основе условных рефлексов, либо вызваны запрограммированными поведенческими особенностями и непосредственно не определяют их выживаемость.

Общий план строения организма человека такой же, как и у всех млекопитающих. Отличия связаны с прямохождением, наличием речи и способностью к труду. Скелет человека отличается от скелета всех млекопитающих, в том числе и человекообразных обезьян формой позвоночника, грудной клетки и таза, особенностями строения конечностей, их пропорциями.

В связи с прямохождением у человека образовались четыре изгиба позвоночника. Сбалансированность черепа на шейных позвонках обеспечивается перемещением затылочного отверстия ближе к центру основания черепа.

Прямохождение и трудовая деятельность человека сказались и на пропорциях тела. Кости нижних конечностей у человека длиннее гомологичных костей верхних конечностей, устойчивое положение туловища на длинных ногах обеспечивается укорочением позвоночного столба. Грудная клетка уплощена в спинно-брюшном направлении, кости таза имеют форму чаши (следствие давления органов грудной и брюшной полости). Изначально плоская хватательная стопа обезьяны приобрела сводчатое строение. Рука человека отличается небольшими размерами, тонкостью и подвижностью, способностью к разнообразным движениям. Большой палец отставлен в сторону и может противопоставляться всем остальным, благодаря чему человек способен не только захватывать предмет, как это делают обезьяны, но и обхватывать его, что имеет большое значение при работе.

В связи с развитием головного мозга мозговая часть черепа достигла наибольших размеров (до 1500 см 3). По объему она больше лицевой в 4 раза (у приматов это соотношение равно 1:1). Нижняя челюсть подковообразной формы, с выступающим подбородком, что связано с речевой деятельностью и развитием мускулатуры языка.

Отличительной чертой высшей нервной деятельности человека является наличие второй сигнальной системы, под которой И.П. Павлов понимал слово; а также связанное с ней абстрактное мышление, построение логических цепочек и обобщений.

Для человека характерна особая, не связанная с генетическими механизмами форма передачи информации в ряду поколений — преемственность культуры, знании, традиций. Опыт, приобретенный человеком на протяжении жизни, не исчезает вместе с ним, а становится составной частью общечеловеческой культуры. Все это стало возможным благодаря развитию речи, а затем и письменности.

Морфофизиологические особенности человека передаются по наследству. Однако человеческий организм — это еще не человек в социальном смысле. Способности к трудовой деятельности, мышлению и речи развиваются в процессе индивидуального развития человека на основе воспитания и образования. Вне человеческого общества формирование специфических человеческих качеств невозможно.

Известны случаи развития детей в возрасте до 5 лет изолированно от остальных людей. После возвращения в нормальные условия способность говорить и мыслить у них развивалась либо очень плохо, либо не развивалась совсем (в зависимости от возраста, в котором ребенок попал в условия изоляции).

В основе антропогенеза лежат биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные (труд, общественная жизнь, сознание и речь) факторы. Труд уже при возникновении был общественным. Противостоять хищникам проще было группе, чем отдельным индивидам. Совместная трудовая деятельность требовала координации действий, вызывала необходимость сигнализации не только жестами, но и звуками, что привело к появлению речи. Взаимосвязанное развитие общественного труда, речи и сознания привело к совершенствованию всего человеческого организма и человечества в целом. Общий план строения организма человека такой же, как и у всех млекопитающих. Отличия связаны с прямохождением, наличием речи и способностью к труду. Отличительной чертой высшей нервной деятельности человека является наличие второй сигнальной системы.


27. Основные формы взаимодействия в сообществе обезьян:
групповое поведение.


Общественные отношения зародились в недрах первых форм трудовой деятельности. Труд с самого начала был коллективным, общественным. Это вытекало уже из того, что люди с момента своего появления на земле всегда жили коллективами, а обезьяны – предки человека – более или менее крупными стадами (или семьями). Таким образом, биологические предпосылки общественной жизни человека следует искать в стадности ископаемых высших приматов, точнее, в их предметной деятельности, выполняемой в условиях стадной жизни.

С другой стороны, труд определял с самого начала качественное своеобразие объединений первых людей. Это качественное отличие коренится в том, что даже наиболее сложная орудийная деятельность животных никогда не имеет характера общественного процесса и не определяет собой отношений между членами сообщества, что даже у животных с наиболее развитой психикой структура сообщества никогда не формируется на основе орудийной деятельности, не зависит от нее, а тем более не опосредуется ею.

Обо всем этом необходимо помнить при выявлении биологических предпосылок зарождения человеческого общества. Глубоко ошибочными являются предпринимаемые нередко попытки непосредственно вывести закономерности общественной жизни людей из закономерностей группового поведения животных. Человеческое общество не просто продолжение или усложнение сообщества наших животных предков, и социальные закономерности не сводимы к этологическим закономерностям жизни обезьяньего стада. Общественные отношения людей возникли, наоборот, в результате ломки этих закономерностей, в результате коренного изменения самой сущности стадной жизни зарождающейся трудовой деятельностью.

В поисках биологических предпосылок общественной жизни Войтонис обратился к стадной жизни низших обезьян с целью выявить те условия, в которых «появившееся у отдельных особей индивидуальное пользование орудием могло стать общественным, могло повлиять на перестройку и развитие взаимоотношений, могло найти в этих взаимоотношениях мощный фактор, стимулировавший само применение орудия». Войтонис и Тих провели в этом направлении многочисленные исследования по выявлению особенностей структуры стада и стадного поведения у обезьян.

Тих придает особое значение возникновению у обезьян новой, самостоятельной и весьма мощной потребности в общении с себе подобными. Эта новая потребность, по Тих, зародилась еще на низшем уровне эволюции приматов и достигла своего расцвета у ныне живущих павианов, а также у живущих семьями человекообразных обезьян. У животных предков человека прогрессивное развитие стадности также проявилось в формировании прочных внутристадных отношений, которые оказались, в частности, особенно полезными при совместной охоте с помощью естественных орудий. Тих считает, что именно эта деятельность привела к необходимости обработки орудий охоты, а затем и к выделке примитивных каменных орудий для изготовления разнообразных охотничьих орудий.

Большое значение придает Тих и тому обстоятельству, что у непосредственных предков человека подростки должны были, очевидно, усваивать традиции и умения, сформировавшиеся у предшествующих поколений, перенимать опыт старших членов сообщества, а последние, особенно самцы, должны были проявить не только взаимную терпимость, но и умение сотрудничать, согласовывать свои действия. Всего этого требовала сложность совместной охоты с применением различных предметов (камней, палок) в качестве орудий охоты. Одновременно на этом этапе впервые в эволюции приматов возникли условия, когда появилась необходимость в обозначении предметов и без этого нельзя было обеспечить согласованность действий членов стада при совместной охоте.

28. Коммуникации приматов и появление речи у гоминид.

Основные понятия. Термин коммуникация происходит от латинского communico – делаю общим, связываю, общаюсь. В этологии под коммуникацией животных понимают процессы взаимодействия между особями, связанные с передачей информации от одной особи к другой. Элементы коммуникации у животных обычно представляют собой ритуализованные, видотипичные, генетически фиксированные сигналы. По поведению одной особи мы можем предсказать поведение другой. В отличие от других животных у обезьян выражена тенденция деритуализации процесса коммуникации. Иными словами, происходит освобождение от жестких стереотипов, процесс коммуникации у обезьян, особенно человекообразных, становится вариабельным, пластичным и менее детерминирован генетически. Следует различать понятия коммуникация, язык, общение.

В зависимости от каналов связи выделяют четыре формы коммуникации: обонятельную (ольфакторную), визуальную, тактильную и акустическую.

Обонятельная коммуникация связана с маркированием территории и других особей секретом специфических кожных желез, с обнюхиванием разных участков тела

Визуальные формы общения, среди них выделяют мимику, позы, жесты. У всех обезьян в визуальной коммуникации преобладает мимика, особенно она распространена среди человекообразных обезьян. Позы более примитивный компонент визуальной коммуникации, чем мимика. Они связаны главным образом с установлением системы доминирования, подчинения. Жесты – филогенетически новая форма коммуникации по сравнению с мимикой, они выполняются в различных контекстах поведения.

Тактильные формы общения. Под тактильными элементами мы понимаем контакты особей, производящиеся передними конечностями, головой, туловищем и др. частями тела. К дружелюбному контексту поведения относится груминг.

Акустическая коммуникация. Акустические системы коммуникации представляют собой сигнализацию при помощи голосового аппарата, где каждый звук имеет свое значение, влияет на изменение поведения животного, которому он адресован. Посредством акустической коммуникации у приматов осуществляется внутри- и межгрупповое распределение в пространстве, предупреждение об опасности, регуляция взаимоотношений между полами, поддержание контакта между особями. Имеются предположения, что приматы с помощью звуков выражают не только свое мотивационное состояние, но и передают сведения об окружающих предметах или событиях.

Наиболее подробно изучена акустическая сигнализация шимпанзе. Ученые постоянно проводят параллель с человеком, пытаясь понять, почему высокоразвитые существа не используют голосовую сигнализацию для переноса понятийной информации. Л.А. Фирсов выделяет у шимпанзе пищевые, ориентировочные, контактные, игровые и другие сигналы. Считают, что шимпанзе узнают друг друга по голосу. Шимпанзе осознанно применяют звуковые сигналы. Если низшие обезьяны чаще используют акустические сигналы в агрессивном контексте поведения, то человекообразные обезьяны основное разнообразие звуков используют в дружелюбном поведении, у них описан даже смех. По аналогии можно предположить, что в дружелюбном контексте поведения речь развивалась у древнейших гоминид, первых представителей рода Homo.

Этологический механизм происхождения речи.
Несколько этапов предшествовали возникновению речи у гоминид.

Первый этап соответствует уровню развития системы коммуникации у низших узконосых и некоторых широконосых обезьян. Основная функция коммуникации на первом этапе – предотвращение и торможение агрессии.

Второй этап соответствует уровню развития системы коммуникации у человекообразных обезьян Старого Света (шимпанзе, гориллы, орангутанга). В комплексах коммуникации звуки связаны с мимикой и позой, в меньшей степени с жестами, а роль тактильной и ольфакторной коммуникации снижается. На этом этапе коммуникация служит важным механизмом повышения социабельности сородичей – членов группы, поэтому визуальные и акустические системы развиваются преимущественно в дружелюбном контексте поведения. Для комплексов коммуникации характерно усиление связи элементов в рамках визуального канала, а также сохранение взаимосвязи визуального и акустического каналов. На этом этапе эволюции системы коммуникации в филогенезе приматов сложились две приоритетные формы общения – довербальная (визуальная) и акустическая.

На третьем этапе у австралопитековых и человека умелого, вероятно происходило дальнейшее развитие предпосылок возникновения речи. Все большее значение в общении приобретали прогрессивные визуальные элементы- жесты, которые могли нести звуковую нагрузку; возможно, в этот период стали использоваться высшие категории жестов – указательные и изобразительные. Далее, у гоминид расширилось общение с помощью новых разнообразных контактных звуков, По мнению Ф. Кликса, это происходило путем имитационного научения. По всей видимости, акустические сигналы у автралопитековых и человека умелого развивались в комплексе с довербальной системой.


Гипотезы возникновения речи основаны либо на приоритете звуковых сигналов (Бунак, Фирсов, Плотников), либо жестовой коммуникации (Hewes). С. Уошберн предпринимает попытку синтеза этих двух основных гипотез на основе связи жеста с акустическим сигналом. Вероятно, у ранних гоминид жесты действия и указательные жесты несли основную смысловую нагрузку, а акустические сигналы дополняли их. Мы предполагаем, что этологический механизм возникновение звуковой речи в дальнейшей эволюции человека заложен в системе коммуникации как комплекс довербальных и акустических элементов, дополненный тактильными и ольфакторными формами коммуникации. Поскольку в антропогенезе шло усложнение орудийной деятельности, то наступил неизбежный конфликт между двумя функциями руки – коммуникационной и манипуляционной. Мимика вступили в конфликт с артикуляцией и мешала развитию дифференцированного вокала. Нам представляется, что следствием этого была перестройка системы коммуникации, заключающаяся в инверсии двух приоритетных каналов связи: основная смысловая нагрузка переходила к акустическому каналу и на его основе складывалась вербальная коммуникация. А довербальная система трансформировалась в невербальную, продолжавшую нести определенную долю смысловой нагрузки и дополнявшую вербальную систему, а кроме того, служившую маркером социального статуса, эмоционального и психического состояния особи. Следовательно, речевая комммуникация в антропогенезе сформировалась на основе сложного единства всех каналов связи – комплексов коммуникации, при усилении элементов визуального (невербального) и акустического каналов. Наши предположения подтверждают мнение Л.С. Выготского, что речь возникла на основе развитой психической деятельности, на основе мышления, а также на определенном уровне развития социальности и коммуникации особей.

Органы речи.

Периферические органы речи.

 

1. Низкое расположение гортани. Большое расстояние расстояние между входом в гортань и носоглотку увеличивает ток воздуха через ротовую полость и создает условия для образования ротовых резонаторов.

2.Голосовые связки у человека короче, чем у шимпанзе, но более плотные. Колебательные движения связок охватывают их толщу более равномерно. Голос приобретает мелодические качества.

3. Голосовые связки образуют заслонки в полости гортани и замедляют движение воздуха при вдохе и выдохе, обеспечивают более полное смыкание колосовой щели при произнесении звуков и большую дифференцированность звуков. Для смыкания и размыкания голосовых связок у человека требуется участие нервных регуляторов, т.е. необходимо установление связи между движением голосовых связок и умственными представлениями.

4. Внутренняя порция мышц щитовидно-черпаловидного хряща образует голосовой мускул, изменяющий напряжение связок, что позволяет производить разные по высоте тона звуки.

5. Разнообразие речевых звуков возникает благодаря движениям языка и губ, разбивающих ротовую полость на резонаторные участки.

6. Для фонетики наибольшее значение приобретают мышцы языка. Длинна языка увеличивается и корневая часть его образует изгиб и лежит не в ротовой полости, а в глотке.

7.Мягкое небо у человека укорочено и имеет выступ (язычек). Движение мягкого неба выключает носовой путь воздушной струи и дают возможность получать чистые ротовые звуки.


Исследователи (В.В. Бунак, А. Леруа-Гуран) связывают специфическое строение гортани с прямохождением. Изменяется посадка головы, нижняя челюсть становится менее массивной. Уменьшение жевательной мускулатуры и массивности челюсти делают возможными быстрое движение челюсти при произнесение звуков. Образование подбородочной кости также способствует ускорению движения нижней челюсти. Меняется и характер дыхания, что также важно для развития речи. Но главное в развитии речи – это появление специфически человеческих зон речи.

Не только прямохождение, но и весь образ жизни гоминид – использование рук в манипулировании, всеядность, охота, координированные действия, развитие социальности приводили к развитию мозга и появлению речи.

Центральный аппарат речи. В нижней лобной доле находится участок коры, управляющий мышцами лица, языка, глотки, челюстей. Он получил название зоны Брока и является зоной речедвигательных органов – моторики речи. В верхне-заднем участке височной доли находится зона Вернике, отвечающая за понимание речи. Дугообразный пучок соединяет зону Брока и зону Вернике, образуя систему, отвечающую за речь. У большинства людей речь контролируется левым полушарием.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.