Формы двустороннего и многостороннего международного регулирования инвестиционной деятельности — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Формы двустороннего и многостороннего международного регулирования инвестиционной деятельности

2021-04-18 56
Формы двустороннего и многостороннего международного регулирования инвестиционной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Результатом политики либерализации и роста объемов международ­ного движения капитала является следующая совокупность наиболее рас­пространенных документов по международному регулированию ино­странных инвестиций:

на двустороннем уровне – соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций, а также договоры о ликвидации двойного налогооб­ложения;

на многостороннем уровне – принципы приема ПИИ, разработан­ные Международным банком реконструкции и развития (МБРР) совместно с Международным валютным фондом (МВФ); Соглашение Всемирной торговой организации (ВТО) об инвестиционных мерах, связанных с тор­говлей (TRIMS); методические рекомендации Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) по оценке эффективности инвестиционных проектов и др.;

в рамках отдельных отраслей мировой экономики – договор энер­гетической хартии (ДЭХ), распространяемый на топливно-энергетический комплекс.

После ратификации и вступления в силу подобных соглашений, со­держащиеся в них правовые нормы становятся частью национальной пра­вовой системы государств, подписавших соответствующие документы. Более того, во многих странах (в частности, в нашей стране) правовые нормы подписанных и ратифицированных международных соглашений приобретают приоритет по сравнению с аналогичными актами националь­ного права. Конечная цель мирового сообщества – заключение всемирного инвестиционного соглашения, которое могло бы выполнять роль междуна­родного инвестиционного кодекса и заменить те же двусторонние согла­шения. Но пока перспектива такого документа весьма неопределенна, так как трудно соединить в одном соглашении интересы и позиции различных стран, участвующих в международном сотрудничестве. Поэтому значение указанных выше соглашений будет расти, а их содержание будет совер­шенствоваться.

Важным инструментом регулирования иностранных инвестиций яв­ляются двусторонние соглашения о поощрении и взаимной защите ин­вестиций. Число таких соглашений непрерывно возрастает. В 1980 году заключено 181 соглашение, в начале 2000 года – уже 1856. Эта тенденция характерна и для России. 14 таких соглашений было подписано в периодСССР, и затем Российская Федерация в период 1999 – 2000 года заключила ещё 39 соглашений. Впервые такого рода соглашения начали применяться ещё в 40-е годы ХХ века и сначала в отношениях между развитыми стра­нами, а затем уже и развивающимися странами, и странами с переходной экономикой.

Соглашения носят рамочный характер, однако в них конкретно про­писывается следующее:

- правила и условия допуска и осуществления иностранных инвести­ ций, имеющие целью их контроль, регулирование и даже запрет прини­мающей страной;

- режим функционирования иностранного капитала, чаще нацио­нальный, чем наибольшего благоприятствования;

- нормы защиты иностранных инвестиций от возможной экспро­приации или национализации, которые сводятся к соблюдению законности этих процедур, а также к быстрой и достаточной выплате компенсации, соответствующей справедливой рыночной стоимости тех активов, которых лишается иностранный инвестор;

- гарантии беспрепятственного перевода за границу платежей в связи с инвестиционной деятельностью. Поводом для таких платежей яв­ляется репатриация капитала и (или) прибыли, а также текущие платежи в рамках этой деятельности. Могут оговариваться допустимый срок задерж­ки платежей и ограничения в отношении перевода доходов, если страна-реципиент имеет проблемы с валютой;

- порядок урегулирования споров между субъектами экономики
страны-реципиента и иностранными инвесторами.
Как правило, этот по­
рядок предполагает обращение по поводу спорной ситуации не в суды
страны-заемщика, а в международные инстанции.

Вторым важным инструментом двустороннего международного регу­лирования иностранных инвестиций являются договоры о ликвидации двойного налогообложения. Их распространенность обусловлена огромным ростом объемов ПИИ в последнюю четверть ХХ века. К концу 1999 года в мире было 1982 таких договора, причем только за 1999 год их число увели­чилось на 109 соглашений, в которых участвовали 88 стран. Из договоров, заключенных в 1999 году, 27% составили соглашения между развитыми и развивающимися странами, 26% – между развивающимися, 19% - между раз­витыми, 12% - между развивающимися и странами Центральной и Восточ­ной Европы, 4% - между странами Восточной и Центральной Европы.

Основными целями заключения договоров являются:

-   устранение двойного налогообложения; т.е. обложения налогом
прибыли иностранного инвестора на территории страны размеще­
ния его филиала или совместного предприятия и на территории
страны его происхождения;

- предотвращение уклонений и избежания от налогообложения;

- распределение налоговых прав между договаривающимися госу­дарствами;

- предотвращение налоговой дискриминации.

При заключении таких договоров есть потребность обеспечения ба­ланса между интересами принимающей страны и страны, осуществляющей инвестиции. Перед принимающей стороной стоит задача найти оптималь­ный баланс между стремлением получить определенную долю фискальных поступлений с филиалов иностранных компаний и поддержанием благо­приятного налогового климата, привлекательного для инвесторов. При этом предполагается, что долгосрочные выгоды для неё (рост объема про­изводства, занятости, приток новых технологий) могут быть достаточно велики, чтобы компенсировать налоговые послабления, предоставленные иностранным инвесторам. В то же время, интересам страны-экспортера капитала отвечает максимизация конкурентных позиций компаний-резидентов на внешних рынках.

Договоры о ликвидации двойного налогообложения содержат сле­дующие сведения:

• констатацию целей заключения договора и определение сферы его применения как в отношении физических и юридических лиц, так и в отношении специфических налогов;

• детальное изложение правил применения договора к различным категориям имущества и доходов;

• стандарты рассмотрения случаев трансфертного (внутрифирменно­го) ценообразования в случае товаропотоков между филиалами компаний;

• принцип недискриминации налогоплательщиков по националь­ному признаку, а также правила взаимопомощи и обмена информацией между налоговыми службами;

• изложение процедуры урегулирования споров;

• в отдельных случаях – оговорки о взаимопомощи налоговых служб при сборе налогов.

В международной практике используется два метода, исключающих двойное налогообложение:

- метод налоговых вычетов: сумма прибыли, полученной филиалом в принимающей стране, не включается в расчет налоговых обязательств материнской компании в стране базирования;

- метод налогового кредита: сумма налогов, уплаченных в прини­мающей стране, вычитается из суммы налоговых обязательств в стране ба­зирования. Применяется в России.

Основное различие между этими методами состоит в том, что в пер­вом выгоды от налоговых стимулов, предоставляемых принимающей стра­ной для привлечения иностранных инвестиций, полностью достаются ин вестору. При использовании второго метода сэкономленную часть налого­вых платежей инвестор должен будет выплатить (в случае репатриации прибыли) в стране базирования.

Принципами приема ПИИ руководствуются практически все раз­витые страны, устанавливая для иностранных инвестиций национальный режим. Целью соглашения TRIMS является защита интересов иностран­ных инвесторов на территории принимающей страны от следующих дис­криминационных мер:

- требования к покупке или использованию в процессе производства предприятия с иностранным участием конкретных товаров отечественного происхождения в определенных объемах или стоимости (требования «ме­стного компонента»);

- требования, чтобы закупка или использование импортных товаров увязывались с объемом или стоимостью экспорта местной продукции (тре­бования в отношении сбалансированности торговли);

- ограничение импорта товаров для целей производства путем увязки с объемом валютных поступлений за счет данного предприятия (ограниче­ние доступа к иностранной валюте);

- ограничения экспорта в размере фиксированного объема или доли производимой предприятием продукции.

Применение этих мер запрещается независимо от того, являются ли эти меры обязательным условием создания предприятия с иностранным участием или их соблюдение необходимо для получения каких-либо льгот (в виде субсидий или взаимного освобождения от налогов). Временно от­ступать от положений TRIMS разрешается развивающимся странам в той мере, в какой такие отступления допускаются другими статьями, напри­мер, в случаях охраны здоровья и жизни населения, национальной безо­пасности и качества платежного баланса.

Методические рекомендации ЮНИДО по оценке эффективности инвестиционных проектов определяют принципы формирования участни­ками этих проектов бизнес-планов и методы оценки эффективности предла­гаемых решений. Единообразный подход к решению этих вопросов во мно­гом ускоряет процесс согласования инвестиционных решений между раз­личными сторонами и обеспечивает сопоставимость получаемых оценок.

Договор ДЭХ вступил в силу в 1998 г. и в настоящее время ратифи­цирован 44 странами, среди которых все страны ЕС и остальной Европы, а также отдельные страны СНГ, Австралия, Турция, Япония и др. Договор обеспечивает юридическую защиту компаний и организаций при вложении ими капитала в топливно-энергетические комплексы зарубежных стран, а также при торговле и транзите энергетических ресурсов.

Россия активно участвует в разработке и заключении двусторонних и многосторонних соглашений, касающихся регулирования международныхпотоков капитала. Сегодня капиталовложения в Россию осуществляют субъекты более чем из 100 стран, однако соглашения о поощрении и вза­имной защите инвестиций заключены только в 58 из них, причем многие еще от имени СССР. Это, в основном, соглашения с промышленно разви­тыми странами, которые являются главными инвесторами в российскую экономику. Участие России в многосторонних соглашениях описано в сле­дующем пункте данного раздела.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.