Православие как духовно-нравственное ядро русской цивилизации — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Православие как духовно-нравственное ядро русской цивилизации

2021-01-31 104
Православие как духовно-нравственное ядро русской цивилизации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Черты русской цивилизации

 

Норм статья по этому поводу:

«Неповторимые черты русской цивилизации».

О.А.Платонов

 

Доклад руководителя Института русской циилизации, доктора экономических наук.

 

Понятие русской цивилизации

Прежде всего, надо определиться в понятиях. По-настоящему, вопрос о существовании русской цивилизации до 80-х годов не изучался вообще. Не существовало и самого термина русская цивилизация. Николай Яковлевич Данилевский ввел термин славянской цивилизации, однако понятия, которые он в него вкладывал, позволяют говорить, скорее всего, о русской цивилизации. Именно Данилевский задолго до Тойнби научно разработал теорию культурно-исторических типов, каждый из которых имеет самобытный характер. Русская цивилизация, это одна из многих цивилизаций, существующих на Земле.

Цивилизация вообще — это главная форма человеческой организации пространства и времени, воплощенная в определенных началах, выражающих духовное существо народов. Каждая цивилизация – это замкнутое духовное пространство, духовная общность, которая существует и в прошлом, и в настоящем, и одновременно, обращена в будущее. Она обладает определенными качественными характеристиками, по которым ее можно классифицировать, имеет определенные признаки и определенную шкалу координат. Особо хотелось бы отметить, что разделение человечества на цивилизации имеет не меньшее значение, чем разделение его на расы. Если расы – это распределение групп людей по физическим признакам, то цивилизации – это разделение людей по духовным признакам. Если раса различается по цвету кожи, строению волос и другим физическим признакам, то народы, относящиеся к той или иной цивилизации, разделяются по определенным духовным признакам, духовным установкам, психическим, психологическим признакам.

Идея создания учения о цивилизации, принадлежит нашему великому русскому ученому Николаю Яковлевичу Данилевскому. До него господствовало представление, что человеческое общество развивается во всех странах одинаково, как бы линейно вверх, от низших форм к высшим. Сначала были Индия и Китай, потом высшие формы развития перешли в Грецию и Рим, а затем получили окончательное завершение в Западной Европе. Эти представления были рождены на Западе, т. е. Запад как бы принимал эстафету мирового развития, объявляя себя высшим выражением мировой цивилизации. Все многообразие культурно-исторических типов рассматривалось в рамках единой цивилизации. Эти ошибочные представления Данилевский убедительно опроверг. Он показал, что развитие идет не линейно, а в рамках целого ряда культурно-исторических типов, каждый из которых является по отношению к другим замкнутым духовным пространством, и оценивать его можно по его внутренним, присущим только ему критериям. Согласно теории Данилевского, существует целый ряд культурно-исторических типов и каждый из них, являясь замкнутой духовной общностью, развивается по собственной шкале координат. Соответственно, попытка навязать одной цивилизации шкалу координат другой ведет к разрушению этой цивилизации, а попытка подвести все цивилизации, существующие на Земле к шкале координат одной цивилизации, прежде всего, западной, неминуемо ведет к деградации человечества. Все эти главные понятия дают нам возможность подойти к пониманию рассмотрения собственно русской цивилизации.

Русскую цивилизацию можно рассматривать, как замкнутую духовную общность, целостное развитие духовно-нравственных и материальных форм жизни русского народа, определивших его историческую судьбу и сформировавших национальное сознание. Эти формы жизни, которые мы именуем русской цивилизацией, прослеживаются по историческим источникам, примерно, с середины 1-го тысячелетия нашей эры. Однако мои исследования в этой области показывают, что мы можем говорить о зарождении славяно-русской цивилизации еще во втором тысячелетии до нашей эры.

Если посмотреть через научный телескоп на русскую цивилизацию, то, при первом приближении, мы можем отметить, что существует ряд неких характеристик, которые не присущи другим цивилизациям. Это такие формы как православная этика, русская икона, церковное зодчество, такие понятия как нестяжательство, добротолюбие, и, наконец, такие формы организации как община и артель. В этой структуре бытия главным становится не вещь, не потребление, а стремление к совершенствованию, преображению души, а духовно-нравственные мотивы жизни занимают приоритетные позиции по отношению к материальным формам жизни. Но это только самое общее представление о русской цивилизации. Чтобы понять истинную сущность русской цивилизации, надо наш научный телескоп направить так, чтобы увидеть внутренние духовные основы русской цивилизации.

Черты русской цивилизации

 

Норм статья по этому поводу:

«Неповторимые черты русской цивилизации».

О.А.Платонов

 

Доклад руководителя Института русской циилизации, доктора экономических наук.

 

Понятие русской цивилизации

Прежде всего, надо определиться в понятиях. По-настоящему, вопрос о существовании русской цивилизации до 80-х годов не изучался вообще. Не существовало и самого термина русская цивилизация. Николай Яковлевич Данилевский ввел термин славянской цивилизации, однако понятия, которые он в него вкладывал, позволяют говорить, скорее всего, о русской цивилизации. Именно Данилевский задолго до Тойнби научно разработал теорию культурно-исторических типов, каждый из которых имеет самобытный характер. Русская цивилизация, это одна из многих цивилизаций, существующих на Земле.

Цивилизация вообще — это главная форма человеческой организации пространства и времени, воплощенная в определенных началах, выражающих духовное существо народов. Каждая цивилизация – это замкнутое духовное пространство, духовная общность, которая существует и в прошлом, и в настоящем, и одновременно, обращена в будущее. Она обладает определенными качественными характеристиками, по которым ее можно классифицировать, имеет определенные признаки и определенную шкалу координат. Особо хотелось бы отметить, что разделение человечества на цивилизации имеет не меньшее значение, чем разделение его на расы. Если расы – это распределение групп людей по физическим признакам, то цивилизации – это разделение людей по духовным признакам. Если раса различается по цвету кожи, строению волос и другим физическим признакам, то народы, относящиеся к той или иной цивилизации, разделяются по определенным духовным признакам, духовным установкам, психическим, психологическим признакам.

Идея создания учения о цивилизации, принадлежит нашему великому русскому ученому Николаю Яковлевичу Данилевскому. До него господствовало представление, что человеческое общество развивается во всех странах одинаково, как бы линейно вверх, от низших форм к высшим. Сначала были Индия и Китай, потом высшие формы развития перешли в Грецию и Рим, а затем получили окончательное завершение в Западной Европе. Эти представления были рождены на Западе, т. е. Запад как бы принимал эстафету мирового развития, объявляя себя высшим выражением мировой цивилизации. Все многообразие культурно-исторических типов рассматривалось в рамках единой цивилизации. Эти ошибочные представления Данилевский убедительно опроверг. Он показал, что развитие идет не линейно, а в рамках целого ряда культурно-исторических типов, каждый из которых является по отношению к другим замкнутым духовным пространством, и оценивать его можно по его внутренним, присущим только ему критериям. Согласно теории Данилевского, существует целый ряд культурно-исторических типов и каждый из них, являясь замкнутой духовной общностью, развивается по собственной шкале координат. Соответственно, попытка навязать одной цивилизации шкалу координат другой ведет к разрушению этой цивилизации, а попытка подвести все цивилизации, существующие на Земле к шкале координат одной цивилизации, прежде всего, западной, неминуемо ведет к деградации человечества. Все эти главные понятия дают нам возможность подойти к пониманию рассмотрения собственно русской цивилизации.

Русскую цивилизацию можно рассматривать, как замкнутую духовную общность, целостное развитие духовно-нравственных и материальных форм жизни русского народа, определивших его историческую судьбу и сформировавших национальное сознание. Эти формы жизни, которые мы именуем русской цивилизацией, прослеживаются по историческим источникам, примерно, с середины 1-го тысячелетия нашей эры. Однако мои исследования в этой области показывают, что мы можем говорить о зарождении славяно-русской цивилизации еще во втором тысячелетии до нашей эры.

Если посмотреть через научный телескоп на русскую цивилизацию, то, при первом приближении, мы можем отметить, что существует ряд неких характеристик, которые не присущи другим цивилизациям. Это такие формы как православная этика, русская икона, церковное зодчество, такие понятия как нестяжательство, добротолюбие, и, наконец, такие формы организации как община и артель. В этой структуре бытия главным становится не вещь, не потребление, а стремление к совершенствованию, преображению души, а духовно-нравственные мотивы жизни занимают приоритетные позиции по отношению к материальным формам жизни. Но это только самое общее представление о русской цивилизации. Чтобы понять истинную сущность русской цивилизации, надо наш научный телескоп направить так, чтобы увидеть внутренние духовные основы русской цивилизации.

Православие как духовно-нравственное ядро русской цивилизации

Без понимания православия невозможно осознать значение русской цивилизации, Святой Руси, хотя следует помнить, что оно не сводится к чистой церковности и образцам древней русской святости, но гораздо шире и глубже их, включая всю духовно-нравственную сферу жизни русского человека, многие элементы которой возникли еще до принятия христианства. Православие венчало и упрочило древнее мировоззрение русского народа, придав ему более утонченный и возвышенный характер.

Русское православие — это, прежде всего, добротолюбие. Любить добро — главное для истинного православного. Такое отношение к вере идет из глубины русского национального сознания, согласно которому человек по природе добр, а зло в мире — отклонение от нормы. Обращаясь к истокам, мы можем отметить, что это нравственное начало преобладало в древнем мироощущении наших предков. В древних русских воззрениях отчетливо пробивается мысль о совершенствовании, преображении души человека на началах добра и лада. Русское православие родилось как живая вера, состоявшая в единстве религиозного чувства и деятельности. Конечно, русское православие с самого начала есть соединение православных людей, принимавших всю обрядово-догматическую сторону веры, но этим оно не ограничивается. Русское православие не только религиозная система, но состояние души — духовно-нравственное движение к Богу, включающее все стороны жизни русского человека— государственной, общественной и личной. Русское православие развивалось вместе с национальным сознанием и национальных духом русского человека. По мере возвышения национального духа возвышалось православие и, наоборот, разложение национального сознания вело к вырождению православия.

Но, чтобы осознать в полной мере суть и особое значение православия в России, необходимо рассмотреть понятие Святой Руси. Именно понятие Святая Русь объясняет неповторимые черты русской цивилизации. Святая Русь – особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры во всем мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святого, устремленность к безгрешности и совершенству сделали русских новым богоизбранным народом. Осознание русским народом своего особого духовного предназначения прослеживается в «Повести временных лет» (XI в.). Причем богоизбранность понимается не как противостояние другим народам, а как особая миссия борьбы с мировым злом, миссия добротолюбия.
Я неоднократно беседовал по этому поводу со своим духовным учителем, Владыкой Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном. Жертвенное служение идеалам добра, правды и справедливости, сделали русский народ, говорил Владыка, новым богоизбранным народом.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.