Демокрит , Эмпедокл, Анаксагор. Проблема строения и единства мира — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Демокрит , Эмпедокл, Анаксагор. Проблема строения и единства мира

2021-03-18 66
Демокрит , Эмпедокл, Анаксагор. Проблема строения и единства мира 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Материалистическая тенденция была впервые философски обоснована в атомическом учении Демокрита (ок. 460г. до н.э. - умер в глубокой старости). Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших, невидимых, неделимых частичек - атомов, которые движутся, "мечутся во все стороны", "трясутся во всех направлениях" в пустоте. Атомы, согласно Демокриту, материальны, они неделимы вследствие своей абсолютной плотности, исключительной малости и отсутствия в них пустых промежутков. Они бесконечно разнообразны по форме, размеру и весу: одни шероховатые, другие круглые, третьи угловатые и крючковатые. Душа человека, по Демокриту, тоже состоит из атомов, но только более подвижных, мелких и круглых. Атомы и пустота - единственная реальность; соединение атомов образует все многообразие природы, в том числе и человеческую душу.

Таким образом, Демокрит первым в истории античной философии преодолел противопоставление материи и духа, утверждая единую универсальную природу материи и мышления. Именно поэтому с именем Демокрита и связывается в истории философии зарождение материализма как собственно философского учения.

 Атомистическая теория объясняла явления природы естественными причинами и тем самым освобождала людей от мистического страха перед таинственными, сверхъестественными силами. Демокрит учил, что мир не создан богами, а существует вечно, что в нем все движется и превращается из одного состояния в другое благодаря соединению и разъединению атомов, все явления в нем подчинены причинным связям. Демокрит не допускал внешнего по отношению к материальному источнику движения. Другими словами, Демокрит отрицал божественные силы, создавшие, по утверждению мифов, мир и людей в нем.

Представитель рабовладельческой демократии философ Эмпедокл (ок.483-423 гг. до н.э. из сицилийского города Акраганта был легендарной личностью – и политиком, и врачом, и философом, и чудотворцем. В основе его учения лежит теория 4 элементов, которые он называет «корнями всех вещей»: огонь, воздух, вода и земля. «Корни вещей» по Эмпедоклу неизменны и не могут переходить друг в друга. Все прочие вещи получаются путём соединения этих элементов в определенных количественных пропорциях.

В качестве внешней причины взаимного стремления и отталкивания стихий Эмпедокл выделял два космических тела: «Любовь» и «Вражда», которые он представлял не материальными, но пространственно протяженными. Из этих природных сил первая соединяет разнородные элементы, а вторая разъединяет их.

Космос, согласно Эмпедоклу, имеет яйцеобразную форму, его оболочка состоит из затвердевшего эфира. Звезды имеют огненную природу, неподвижные прикреплены к небесному своду, а планеты свободно парят в пространстве.

Эмпедокл не проводит различия между процессом мышления и чувственного восприятия. Согласно его теории ощущений от каждой вещи отделяются материальные «истечения», которые проникают в «поры» органов чувств. Познание осуществляется в соответствии с принципом: «подобное познается подобным».

Современник Эмпедокла Анаксогор (500-428 гг. до н.э.) из Клазомен, долгое время живший в Афинах и друг Перикла. Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы, ставит вопрос о том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников, эту основу мира он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые называются гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Так, в кости имеются различные семена, но преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего кусочков мяса. Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не наблюдаемы. Тем самым Анаксагор ввел в философию понятие зависимости качества вещи от количественной стороны свойств. Возникновение всех веществ происходит из "подобночастных" частиц - семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего - все".

Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум.

В области познания Анаксагор считал, что главная роль здесь принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам не хватает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того, он придавал большое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.