Генезис финансовой системы Древнерусского государства (ix–xi I вв. ). — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Генезис финансовой системы Древнерусского государства (ix–xi I вв. ).

2021-03-18 101
Генезис финансовой системы Древнерусского государства (ix–xi I вв. ). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экономическое развитие Древней Руси.

Политическое могущество и военная мощь Древнерусского государства держались на крепком фундаменте:развитой и богатой для того времени экономике. Занятие земледелием и скотоводством позволяли не только прокормить население страны, но и производить продукты потребления и сырье на экспорт. Города, особенно большие, были заселены ремесленниками, изделия которых пользовались спросом на Руси и за рубежом. Опустошительные вторжения кочевников причерноморских степей, войны между князьями хотя и приносили вред, но не могли подорвать экономику Руси. Слишком развитыми были продуктивные силы Древнерусского государства, его люди отличались работоспособностью, выносливостью и были способны к прогрессивным изменениям в производстве.

Феодальное землевладение.

Экономической основой Древней Руси было феодальное землевладение. Но земля на Руси не представляла собой ценность, воплощенную в стоимостном выражении, она не была пред­метом купли-продажи, а выступала как вотчина – общая, коллектив­ная собственность рода. Феодальная вотчина («отчина») передавалась по наследству от отца к сыну. Владел вотчиной князь или боярин. Главной функцией князя было «держать отчину». Бояре являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске. Они же, как хо­зяева своей территории, имели в подчинении менее знатных вассалов. Такие же отношения были характерны для Западной Европы, что сви­детельствовало о близости тенденций развития Руси и Запада. Бояре формировались из родовой и племенной знати или верхушки княжеской дружины.

На Руси, как и в других государствах раннесредневековой Европы, складывается феодальное общество. Это, прежде всего, аграрное общество. Для него характерно: сочетание крупной земельной собственности с подчиненными ей мелкими крестьянскими хозяйствами; корпоративная организация господствующего класса и непосредственных производителей; господство религии в культуре, мировоззрении, идеологии.

Формирование феодальных отношений в Древней Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиция частной собственности античности обусловила быстрый рост сеньориального землевладения, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее.

В Х в. возникает домениальное (вотчинное) землевладение киевских князей. В XI в. появляется земельная собственность у представителей верхушки слушателей знати – бояр и христианской церкви. В XII – первой половине XIII вв. вотчинное землевладение растет. Большинство производителей продолжают быть поземельно зависимыми только от государственной власти, представленной князьями и их дружинниками, и эксплуатируются путем взимания дани податей.

Впоследствии город становится важным элементом феодального общества, как центр ремесленного производства и торговли, княжеской власти. Города были показателем степени общественного разделения труда и передовым явлением в жизни феодального общества.

В городах князья и бояре имели свои хоромы, а вблизи их основывали особые села, куда приглашали ремесленников, давали им особые льготы – свободы, слободы. Поэтому и сами села назывались слободами. В городах и слободах высокого уровня достигло мастерство кузнецов, оружейников, ювелиров, стекловаров, каменщиков и кожевников, изделия которых высоко ценились как на Руси, так и за ее пределами. Русское ремесло по своему уровню не уступало ремеслу передовых стран Западной Европы.

Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство являлось основой экономики и достигло высокого для своего времени уровня развития. Оно опиралось на традиции восточных славян, которые с незапамятных времен были земледельцами. Основными зерновыми культурами на Руси были рожь, просо, ячмень, пшеница и овес. В регионах большого государства в зависимости от грунтов и климатических условий применялись различные системы обработки грунтов.

Другим важным видом сельскохозяйственной деятельности русских людей было скотоводство. Среди сельских промыслов особенно развитыми были охота и рыболовство. Охота на лесных и степных зверей и птиц обеспечивала мясом, а продажа шкурок приносила хорошие доходы. Ценный мех был одной из главных статей экспорта, который поставлялся во многие страны Европы и Востока.

Ремесленное производство.

Высокого уровня развития достигло на Руси ремесленное производство. Основной его отраслью была металлургия, которая вместе с земледелием заложила фундамент хозяйственного прогресса Древнерусского государства. Наиболее славились своим мастерством русские ювелиры. Массовыми видами ремесла были изготовление керамической (глиняной) посуды, обработка шкур, дерева и кости. Развитая обработка дерева и камня, изготовление кирпича давали возможность русским людям строить разнообразное жилье, церкви и дворцы. Для своего времени ремесленное производство было технически совершенным и разнообразным. Изделия русских мастеров не уступали зарубежным и были наравне с лучшими образцами мирового искусства.

Становление на Руси мелкотоварного производства началось еще в XI в., а завершилось только через шесть столетий. Замет­ной вехой в этом длительном и постепенном процессе стал конец первой трети XII в., когда проис­ходит резкое расширение ассортимента продукции и в то же вре­мя значительная рационализация производства – упрощение тех­нологических операций. Это повлекло за собой повышение про­изводительности труда и углубление специализации ремесла. К концу XII в. в крупнейших древнерусских городах насчитыва­лось уже свыше 100 ремесленных специальностей. Это были кожевники, косторезы, гончары, портные, резчики по дереву, замочники, сле­сари, кузнецы-универсалы, ювелиры, стеклоделы, столяры, са­пожники, ткачи и другие. Из них только в кузнечном деле можно насчитать неме­нее шестнадцати специальностей.

Но лишь изготовление продукции для рынка свободными городскими и сельскими ремесленниками можно отне­сти к одному из формирующихся видов предпринимательской дея­тельности, хотя в товарные отношения с XII в. втягиваются и кня­жеские, и монастырские мастерские.

Внутренняя торговля.

В XI–XII вв. получила распространение как оптовая, так и розничная торговля продукцией ремесла, сельского хозяйства, промыслов. В ней использовались и натуральный обмен (по схеме «товар на товар»), и товарно-денежные операции (по принципу «товар – деньги – товар»),в том числе кредитные сделки и предоп­лата за товары. С XI в. наиболее качественные изделия древнерус­ских ремесленников (металлические дверные замки) стали поставляться на внешние рынки – в нижнедунайские провинции Византии, Венгрию, Германию, Польшу, Чехию и даже в Англию.

Социально-экономическая, политическая и культурная жизнь Руси сосредоточивалась в городах. Преобладающее большинство их жителей были ремесленниками разных специальностей. Городские рынки (торги) были одновременно главными площадями, на которых бурлила жизнь. Древнерусские города являлись и культурными центрами. В них действовали школы и мастерские по написанию книг, существовали библиотеки, писались иконы, изготовлялись произведения прикладного искусства.

Экономика Древнерусского государства носила натуральный характер. Каждое отдельное хозяйство, крестьянское или феодальное, стремилось обеспечить себя за счет внутренних ресурсов. Однако в городах в XI в. уже существовало производство на местный рынок. Каждый город был к тому же центром торговли всей близлежащей округи. К нему тянулись ремесленники из окрестных городов и смерды из сельской местности, чтобы продать плоды своих трудов, купить что-либо необходимое в хозяйстве.

Постепенно на Руси формировались местные рынки (город и близлежащая сельская округа), областные (в границах княжеств) и межобластные рынки. Сбыт продукции сельских ремесленников ограничивался небольшим районом, радиусом – не более 10–15 км, городских мастеров – радиусом 50–100 км. Но некоторые каче­ственные ремесленные изделия, изготовленные в Киеве, при по­средничестве купцов-профессионалов и мелких торговцев-коробейников распространялись на огромные, по тем временам, рас­стояния до тысячи и более километров, проникая далеко за пределы Руси.       В XII– XIII вв., после перехода к этапу раздроб­ленности, образовались четыре крупнейших межобластных рынка:

1) Северо-Западная Русь (Новгород, Псков, Полоцк, Витебск, Смоленск);

2) Северо-Восточная Русь (Ростов, Суздаль, Владимир, Рязань, Тверь);

3) Южная Русь (Киев, Чер­нигов, Переяславль);

4) Юго-Западная Русь (Владимир-Волынский, Галич, Перемышль).

Между разными землями Руси происходил экономический обмен, который способствовал обеспечению продуктами потребления, сырьем и ремесленными изделиями тех районов, где они не производились. Функциони­рование местных рынков было обусловлено различными географичес­кими условиями, начавшейся специализацией районов, огромной протяженностью территории Руси.

Главным фактором развития внутренней торговли в Древнерусском государстве, как и в других странах, стало различие природ­ных ресурсов страны. На Руси существовало коренное отличие между Севером и Югом – лесной и степной зонами. Различия меж­ду южными провинциями (производителями зерна) и северными провинциями (потребителями хлеба) проходят через всю историю России. Исто­рию отношений между Новгородом и Киевом невозможно правильно понять, не принимая во внимание зависимость северного города от поставок южного зерна. Торговля железом и солью была также результатом разли­чий в экономической географии Руси.

Региональные рынки отличались по источникам поступления и ценам на товары. Важнейшими статьями межобла­стной торговли являлись хлеб и соль, цены на них значительно колебались, особенно во время неурожаев и торговых блокад в период княжеских междоусобиц. Если Северо-Восточная, Южная и Юго-Западная Русь обеспечивали свои потребности в зерне за счет внутренних ресурсов, то в Новгород хлеб ввозился (особенно в неурожайные годы) из других древнерусских земель, либо даже из Германии, поэтому и стоил он там дороже. Северо-Восточная Русь лишь в редкие голодные времена получала зерно из соседней Волжской Булгарии.

Потребности Южной Руси всоли удовлетворялись за счет ее ввоза из Крыма и Прикарпатья, а в Северо-Западную Русь она поступала из источников в Старой Руссе и у побережья Белого моря, либо из балтийских стран (Гер­мании и др.). Через новгородский рынок в ос­тальные районы Руси попадали самые ценные сорта северной пуш­нины, моржовый клык, речной жемчуг.

Внутренняя торговля была более тесно, чем внешняя, связана с сельским хозяйством и ремеслом, стимулируя их развитие. Тон на городских торгах задавали крупные торговцы, закупавшие оптовые партии зерна, соли, других товаров и сбывавшие затем их в розни­цу на выгоднейших условиях. Когда же ощущался острый дефицит тех или иных продуктов, рыночные цены определялись не только спросом и предложением, но и степенью алчности оптовиков-перекупщиков.

Рост внутриторгового обмена способствовал укрепле­нию связей между различными районами Северной и Южной Ру­си. Для богатых купцов уже в домонгольскую эпоху ростовщиче­ство превратилось в еще один важный источник получения прибы­ли. Интересы купечества продолжали учитываться князьями при формировании внешнеполитических требований и в период фео­дальной раздробленности.

Другим фактором развития внутренней торговли – скорее соци­альным, чем географическим – являлось различие между городами и сельскими районами. Здесь перед нами случай зависимости го­рожан от снабжения их сельскохозяйственной продукцией крестьянами и потребности крестьян в орудиях труда и других товарах, производимых городскими ремесленниками.

Социальную важность внутренней торговли на Руси наилучшим образом можно определить, оценивая роль рыночной пло­щади в жизни города и окружающих его сельских районов. Ры­ночная площадь обычно представляла собой обширную террито­рию, окруженную лавками и складами. Палатки и лотки заполня­ли часть площади между ними. Весы, проверенные представителя­ми городских властей, за небольшую плату предоставляли как продавцам, так и покупателям. Раз в неделю, обычно по пятни­цам, крестьяне привозили свою продукцию на продажу, и рыноч­ная площадь превращалась в ярмарку.

На рынках главных рус­ских городов покупались и продавались самые разнообразные товары. В источниках того периода упоминаются следующие товары: оружие, изделия из металла, металлы, соль, одежда, шап­ки, меха, полотно, гончарные изделия, лес, древесина, пшеница, рожь, просо, мука, хлеб, мед, воск, благовония, лошади, коровы, овцы, мясо, гуси, утки и дичь. В небольших городах, по всей ви­димости, торговали только местные купцы, тогда как в крупных городах купцы действовали в национальном масштабе. Существу­ет много свидетельств в источниках о присутствии иногородних купцов почти в каждом крупном русском городе. Новгородские купцы проявляли особую активность в открытии своих представи­тельств по всей Руси.

По многим большим и малым городам Руси шумели торги. По широким степным шляхам, по тенистым лесным дорогам, в зимнюю стужу – по ледяной глади замерзших рек к крепостным воротам русских городов тянулись купеческие караваны. В Новгород, вокруг которого было мало плодородных земель, шли возы с зерном; из Волыни по всем русским городам везли соль. С севера на юг шла рыба всех видов. Из Киева, Новгорода и других больших городов купцы развозили по весям и градам изделия искусных ремесленников. В окрестные страны русские «гости» везли воск, скору (пушнину), льняное полотно, разные поделки из серебра, знаменитые русские кольчуги, кожи, пряслица, замки, бронзовые зеркальца, изделия из кости. Нередко купцы гнали на продажу и челядь – захваченных дружинами во время военных походов пленников, которые высоко ценились на невольничьих рынках.

Большие мыта (пошлины) собирали с этой разнообразной торговли киевские и местные князья. В торговых делах участвовали и представители княжеских домов: они либо поверяли свои товары купцам, либо имели своих торговых представителей в многочисленных торговых караванах, которые под усиленной охраной шли из русских земель во все концы света.

Таким образом, исторически внутренние торговые связи между городами и регионами Руси предшествовали развитию внешней торговли или развивались в районах, впрямую не связанных с внешней торговлей. Так, относительно Днепров­ского речного пути, торговля между Киевом и Смоленском происходила еще до установления регулярных торговых отношений меж­ду Новгородом, Киевом и Константинополем.

Значительную часть жителей городов составляло купечество – от богатых купцов, ведущих иноземную торговлю, так называемых «гостей», до мелких торговцев-разносчиков. В городах зарождались купеческие объединения, имевшие свои уставы, свои общие денежные фонды, из которых оказывалась помощь купцам, попавшим в беду.

В Киеве, Новгороде, Чернигове, других крупных городах Руси находились дворы иноземных купцов. Существовали целые районы, где жили торговцы из Хазарии, Польши и скандинавских стран. Большую общину составляли купцы и ростовщики евреи и армяне, в руках которых был значительный торговый и ростовщический капитал. Еврейское купечество, пользуясь своими постоянными контактами с единоверцами в других странах, связывало русские торговые центры не только с ближними, но и с отдаленными частями Европы, включая Англию и Испанию. Армянские купцы осуществляли торговые связи Руси со странами Кавказа и Передней Азии. Немало в русских городах было и торговцев из Волжской Булгарии, стран Востока – Персии, Хорезма. Русские купцы были желанными гостями на рынках Константинополя и Кракова, Регенсбурга и Будапешта, в Скандинавии, Прибалтике и в немецких землях.

На Русь же отовсюду иноземные купцы везли свои товары – из Византии дорогие ткани, оружие, церковную утварь, драгоценные камни, золотые и серебряные вещи и украшения. Из стран Кавказа, Персии поступали благовония и пряности, бисер, который так ценили русские женщины, и вино, из Фландрии — тонкие сукна. Из прирейнских городов, венгерских, чешских, польских земель шли металлические вещи, оружие, вина, кони.

Для периода экономического развития Древней Руси наиболее характерным явлением был процесс сбора дани (полюдье) и её сбыт посредством внешней торговли (гостьбы). Она традиционно считалась историками главной опорой экономики того времени. Однако нельзя пренебрегать и значимой ролью внутренней торговли в период Древнерусского государства. Торговля возникала  местах сбора дани (погостах). Эти местные рынки вели к образованию более крупных, связанных, в свою очередь, с внешней торговлей.

Внешняя торговля

Развитая речная сеть определила не только активную внутреннюю торговлю между городами, но и способствовала расширению внешнеторговых связей. Через земли Древнерусского государства пролегало сразу несколько мировых торговых пу­тей того времени.

Волжский путь занимал важ­нейшее место во внешней торговле Руси и по времени сложил­ся ранее, чем другие. Однако серьезным препятствием для развития русской торговли стали Волжская Булгария и Хазарский каганат, которые держали в своих руках важнейшие торговые пути по Дону, Керченскому проливу и Волге. Они ставили там таможенные заставы и жили за счет торговых пошлин и грабежа русских купцов.

Но когда булгары и хазары попытались перекрыть Волжский торговый путь для русской торговли, князь Святослав выступил против них в поход. В 964–966 гг. его войска полностью разгромили как Волжскую Булгарию, так и Хазарский каганат, открыв пути русским купцам по Волге, Дону, Азовскому и Каспийскому морям на богатые рынки Востока. После этого район нижнего Дона и город Белая Вежа стали снова русскими владениями. Город Тмутаракань на Керченском проливе с прекрасной гаванью являлся форпостом Руси на Черном море. По образному выражению историка Б.А. Рыбакова, благодаря «походам Святослава были сбиты замки, запиравшие торговые пути русов, и Русь получила возможность вести широкую торговлю с Востоком».

С IX в. для русских купцов заметно воз­растает значение черноморской торговли. Поэтому одним из важнейших торговых путей был путь «из варяг в гре­ки», проходивший по Балтике, Неве, Волхову, Ловати, Днепру и заканчивавшийся в Черном море. Он играл особую роль в развитии тор­говых связей с Византийской империей. По дан­ным историка Г. В. Вернадского, ежегодно на рынки Византии русичи поставля­ли около 25 тыс. тонн товаров. Цифра огромная по тем временам!

Экспорт товаров намного превосходил импорт, что свидетельствовало о реальном притоке чистого денежного капитала на Русь. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам безопасность торговых путей и поддерживавшего их своим авторитетом, а подчас и силой оружия, на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся древнерусскими князьями.

 Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников-оружейников и златокузнецов. Большинство выво­зимых товаров производилось непосредственно на Руси. На весь мир славились знаменитые русские ору­жейники, владевшие секретом изго­товления брони, многослой­ных самозатачивающихся мечей, превосхо­дивших по своим качествам знаменитый бу­лат, и луков огромной пробивной способ­ности. Большим спросом пользовались все­возможные ткани, парусина, корабельные канаты, изделия из кожи. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и пряности, дорогое оружие.

Ремесло и торговля сосредоточивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу странуГардарикой, то есть Страной городов. Известно, что в XII в. число городов на Руси увеличилось до 360.

Самыми развитыми государствами того времени являлись Византия и Арабский Ха­лифат. Русь была их достойным партнером. Русских торговцев, ходивших вооруженными караванами, знали в таких крупных центрах мировой торговли того времени, как Хорезме, Багдаде и даже в Александрии. Русские торговые корабли плавали по Русскому (Черному), Хазарскому (Каспийскому), Варяжскому (Балтийскому) морям.

Известно, что русских купцов (рузариев) с радушием встречали в западноевропейских городах, предоставляя им различные льготы. Европейские рыцари охотно покупали русское оружие – булатные мечи, доспехи. Русские купцы монополизировали во Францию торговлю восточными шелковыми тканями, которые там в те времена называли русскими. Роль Руси в транзитной торговле нашла своё выражение даже во французской поэзии, когда поэт, воспевая свою возлюбленную, говорит, что она одета в прекрасные наряды из «русского шёлка».

Западная Европа в IX–XI вв. в своих торговых связях со странами Востока оказалась в зависимости от Руси. Именно с IX в. в деловых операциях с арабскими, византийскими и западноевропейскими купцами возрастает значение столицы Древнерусского государства – Киева – как центра посреднической торговли между Западом и Востоком. Германский историк XI в. Адам Бременский называл Киев «украшением Востока и соперником Константинополя».

В Киеве насчитывалось 8 рынков, или, как их тогда называли, торжищ. Торговля в те времена была как ярмарочной (сезонной), так и базарной, по выходным и праздничным дням. Особенностью было и то, что торговые операции могли осуществляться только при свидетеле-весовщике, собиравшем весовой сбор (налог) в пользу князя. Кроме того, пользоваться собственными мерами веса и длины торговцам не разрешалось. Официальные меры веса и длины хранились в храмах.

Таким образом, внешняя торговля являлась одним из важнейших источников доходов в Древней Руси, что находило отражение, как во внешней политике государства, так и в экономической жизни древнерусского общества.

Торговые связи с Византией.

Торговля Руси и Византии имела государственный характер. На рынках Константинополя реализовывалась значительная часть дани, которую собирали киевские князья. Князья стремились обеспечить для себя наиболее благоприятные условия в этой торговле, старались укрепить свои позиции в Крыму и Причерноморье. Попытки Византии ограничить русское влияние или нарушить условия торговли проводили к военным столкновениям. В результате этих столкновений был заключен не один мирный договор. Именно эти договоры устанавливали порядок торговых отношений Руси с Византией.

Во времена раннего Средне­вековья русские товары облада­ли высокой конкурентоспособ­ностью на мировом рынке, не­удивительно, что «конкурирую­щие фирмы» всячески препят­ствовали их продвижению. Пе­риодически нападая на Кон­стантинополь, древнерусские князья преследовали, в том числе, и цель – силой ору­жия открыть русским товарам дорогу на византийские рынки. Не случайно в знаменитом до­говоре Руси и Византии 911 г., текст которого содержит­ся в «Повести временных лет», речь идет о вещах сугубо эко­номических. Фактически князю Олегу удалось добиться ре­жима наибольшего экономичес­кого благоприятствования для русских купцов, посещавших Константинополь.

В Х в. наиболее тесные торговые контакты Древнерусское государство поддерживало с Византией, на рынках которой можно было приобрести дорогие шелковые ткани, украшения, вина, фрукты, олив­ковое масло, пряности и сбыть тра­диционные для Руси товары (пушни­ну, воск, мед). Ежегодно вооруженные купеческие экспедиции отправлялись в столицу империи.

Об особенностях торговли русских купцов в Константи­нополе свидетельствует договор, заключен­ный после победоносного похода князя Олега 907 г., с византийскими императорами (их бы­ло тогда два – Лев и Александр). В ходе переговоров князь получил дань и добился значитель­ных льгот для приезжающих в Царьград русских послов и купцов. 

Ви­зантийцы обязались в течение шести месяцев ежегодно выда­вать русским гостям довольствие («месячину») разными про­дуктами – хлебом, вином, мясом, рыбой, овощами, а на обратную дорогу снабжать якорями, парусами, прочими снастями и продовольствием. Им дозволялось без ограничений посе­щать и общественные бани. В договоре было определено, чтобы торговые люди, прибывавшие в Визан­тию из Руси, не «творили пакости», не занимались вместо торговли грабежом и насилием.

В целях предосто­рожности приезжавшим купцам-русичам разрешалось жить только в предместье столицы у монастыря св. Мамонта (Мамы). По мнению В. О. Ключевского, византийцы «побаивались Руси, даже приходившей с законным видом». Такие опасения не были случайны. По своему юридическому положению гости, то есть купцы, в Древней Руси могли не только заниматься торговлей, но и выполнять посольские и даже военные функции. По­ходы киевских князей на Византию, в которых купечество принимало непосредственное участие, в значительной мере определялись возможностью пограбить богатую страну или взять с нее большой откуп. Облик купца-воина долгое время характеризовал деятельность крупного торговца на Руси.

Только русские купцы пользовались по­сле 907 г. привилегией беспошлинно торговать в Константи­нополе, «не платяче мыта ни в чем же». Самый же, пожалуй, важный пункт договора был изложен в конце и как бы мимоходом: «И да творят куплю, якоже им надобе, не платяче мыта ни в чем». Заключение договора завершилось клятвой, причем визан­тийцы целовали крест, а Олег и мужи его клялись оружием и языческими богами. Уходя из Византии, Олег, согласно легенде, повесил на вратах Константинополя свой щит: то был распространенный знак примирения.

Четыре года спустя, в 911 г., в Константинополь прибыло направленное князем Олегом для переговоров посольство. В результате был подписан новый договор, значительно расширивший взаимные обязательства. Послы князя Олега и византийские дипломаты регламентировали в его статьях практически все конфликт­ные ситуации, случавшиеся нередко в отношениях между двумя государствами. Убийство русича или византийца ка­ралось смертью на месте преступления. За удар, нанесен­ный мечом либо сосудом, виновный платил огромный штраф в пять фунтов серебра. Уличенный в воровстве дол­жен был возместить украденное имущество, в ряде случаев даже в тройном размере.

Если же сильный ветер выбрасы­вал разбитые ладьи на берег, византийцы и русские брали на себя обязательство сохранить уцелевшие товары и вещи от разграбления, а затем помочь жертвам кораблекрушения добраться до конечной цели их путешествия. Таким обра­зом, обе стороны отказывались от применения принципа берегового права.

Купцы из Руси ездили и в другой крупный торговый центр Византии –Фессалонику (современное название – Салоники). Ежегодно в Фессалонике осенью, в день святого Димитрия, проходила оживленная ярмарка. Сюда съезжались торговцы из разных стран Европы, Азии и Африки. Вот как описывал ярмарку фессалоникийский митрополит Евстафий, живший в XII в.: «Ярмарка выглядела так: палатки купцов, выстроенные одна против другой, тянулись ровными рядами; отстоя далеко друг от друга, эти ряды создавали в середине широкий проход для густых толп народа, снующих по ярмарке... Заполняло при­лавки – все на свете, что создается руками ткачей и прях, все решительно товары из Беотии и Пелопоннеса, все, что торговые корабли везут к эллинам из Италии. Немалую до­лю вносят также Финикия, Египет, Испания и Геракловы столпы, славящиеся лучшими в мире коврами. Все это купцы привозят прямо в древнюю Македонию и Фессалонику, а го­рода Евксинского Понта сначала посылают свои товары в Ви­зантию и лишь затем обогащают ими ярмарку: множество вьючных лошадей и мулов везут из Византии их дары...». Евстафий упоминал и традиционные товары русских купцов: вяленую рыбу, красную и черную икру, воск, мех белого зайца.

Сравнительно недалеко от Фессалоники находился знаменитый Афон. Здесь, на Святой Го­ре, наряду с греческими, армянским, грузинским, болгар­ским, сербским с XI–XII вв. существовали и два русских мона­стыря – Ксилургу (Древодела) и св. Пантелеймона, их издав­на посещали паломники. Покончив с торговыми делами на ярмарке в Фессалонике, заезжали сюда поклониться православным святыням Афона и русские купцы. Фессалоника была одним из важнейших торговых городов Византии. На ее рынках реализовывалась огромная часть товаров.

Иногда древнерусские купцы доплывали даже до берегов Северной Африки. По свидетельству еврейского купца и пу­тешественника Вениамина Тудельского (XII в.), торговцы из Руси наведывались в крупнейший порт Египта – Александ­рию. К этому времени одно из семи чудес света – гигантский маяк на острове Форос – был уже полуразрушен, и все же его башня продолжала служить «путеводным знаком для морехо­дов, ибо прибывающие в Александрию изо всех стран на ко­раблях могут видеть означенную башню за 100 миль, днем и ночью, благодаря горящему на ней большому факелу».

Ука­зывал он путь в Александрийскую гавань и древнерусским купцам, с удивлением разглядывавшим, по­дойдя поближе к берегу, эту диковинку. Политические и военные конфликты, набеги кочевни­ков, конечно, мешали регулярным поездкам купцов в Визан­тию, однако не могли их надолго прервать. Русско-визан­тийские торговые контакты продолжались и после захвата в 1204 г. крестоносцами Константинополя, и после опусто­шительного монгольского нашествия на Русь.

 

ГЕНЕЗИС ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА (IX–XI I вв.).

1.1. Государственный строй Древней Руси.

 

Значительный исторический период между VI и IX столетиями – это период перехода от первобытной общины к феодальным отношениям, время создания экономических, социально-политических, духовно-нравственных предпосылок создания Древнерусского государства.

Монах Киево-Печерского монастыря летописец Нестор в «Повести временных лет» (конец XI – начало ХII в.) оставил одно из первых описаний начальных фаз развития Руси. Формирование Киевской Руси он изображает как образование в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье, принявшего название одного из племен «рос» или «рус». В VIII–IX вв. произошло объединение нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских племен с центром в Киеве.

Нестор пишет о том, что враждовавшие между собой племена ильменских словен, кривичей и чудь для наведения порядка пригласили варяжского князя (конунга). Князь Рюрик (862–879) прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья соответственно в Белоозере и Изборске.

Толчком для славянского объединения и на севере, и на юге стала внешняя опасность, экономической основой – торговый путь «из варяг в греки», зачинателями объединения оказались два важнейших восточно-славянских центра – Новгород и Киев, а выполнил историческую миссию объединения князь Олег (882–912). В 882 г. находившийся после смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекун князь Олег осуществляет поход на Киев, объединяет Новгородскую и Киевскую земли, переносит столицу государства в Киев.

Важнейшая черта создававшегося государства – завоевание сла­вянских племен и подчинение их киевскому политическому центру. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продол­жался: в княжение Игоря (912–945) и Ольги (945–957) были при­соединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отка­завшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив «уроки» – размер дани и «погос­ты» – места сбора дани.

Становление государства продолжалось при князе Святославе Игоревиче (964–972) – талантливом полководце и видном государственном деятеле. Святослав стремился расширить владения Руси и наладить торговые связи с другими странами. Он нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы на Северный Кавказ, Азовское побере­жье, построил город Тмутаракань на Тамани, отразил натиск печенегов, за­ключил с Византией договор о ненападении.

При Владимире Святославовиче (980–1015) все земли восточных славян объеди­нились в составе Киевской Руси, а сам князь, окончательно подчинив каганат, принял титул «каган», то есть царь. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского регио­на, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский            халифат. Князь Владимир переносит центр тяжести своей деятельности с внешней политики на упрочение государственной власти. Европейские монархи того времени в основном управляли своими странами из столиц. Владимир после военных походов никогда не оставался на завоеванных землях, а возвращался в Киев. Строительство оборонительных сооружений по рекам Десне, Осетру, Суле и Стугне также говорило о том, что он намерен защищать государство от набегов кочевников. Спокойная обстановка в столице была залогом ус­пешных государственных реформ.

Важнейшую роль в формировании Руси как крупнейшего евро­пейского государства, в развитии ее экономических, политических, се­мейных связей с Европой и Византией сыграло принятие в 988 г. кня­зем Владимиром   христианства. Крещение Руси не следует расценивать как чисто религиозный акт. Владимир осуществил государственную реформу, выра­зив объективные потребности общественного развития. Он стремился создать государство, ни в чем не уступающее развитым феодальным монархиям Европы. Единая религия должна была служить целям объ­единения древнерусского общества.

Русских князей устраивала византийская традиция главенства светского правителя над церковным владыкой. Новая религия укрепляла государственную власть, авторитет князя. Принятие христианства способствовало смягчению нравов, оно ут­верждало идею равенства людей перед Богом. Пригла­шенные из Византии мастера возводили каменные здания и храмы, расписывали их, украшали мозаикой. Появилась письменность, рас­пространялись знания, было введено летописание. Укреплялись связи с христианскими странами. Если раньше восточные славяне были в гла­зах Запада «варварами», «скифами», то теперь они становились еди­новерцами.

Наивысшего могущества Киевская Русь достиг­ла при Ярославе Владимировиче Мудром (1019–1054). Он обезопасил страну от на­бегов печенегов, укрепил ее позиции в Прибалтике. Киев стал одним из крупнейших городов Европы, соперничая с самим Царьградом (Константинополем). Рос международный авторитет Руси. Европей­ские королевские дворы стремились породниться с семьей великого князя. Он сам был женат на шведской принцессе Ингигерд, а дочери были замужем за венгерским, норвежским и французским королями. Составление «Русской Правды» – первого свода законов Древней Руси – также связывают с именем Ярослава Мудрого. «Русская Правда» отменила кровную месть и увеличила разницу в плате за убийство разных категорий населения, защищая собственность, жизнь и имущество.

Владимиру Мономаху (1113–1125) и его сыну Мстиславу (1125–1132) какое-то время удавалось удерживать единство русских земель. После смерти последнего Русь распалась на отдельные княжества-государства. На­ступил период феодальной раздробленности, который в истории на­зывают еще «удельным периодом».

Киевскую Русь историки рассматривают как ранне­феодальное государство. Во главе его стоял наследственный князь, державший «стол» в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных зе­мель. Княжеские сыновья и старшие дружинники получали в управ­ление крупнейшие центры, ставшие столицами уделов, на которые была разделена Русь. Удельные князья продолжали оставаться васса­лами великого киевского князя. Первоначально насчитывалось шесть уделов, затем число их выросло, но все удельные князья были из рода Рюриковичей. Пр


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.