Виды толкования норм права по объему и по субъекту. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Виды толкования норм права по объему и по субъекту.

2021-03-17 86
Виды толкования норм права по объему и по субъекту. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нормы права правила весьма общего х-ра, охватывающие своим содержанием значительную совокупность отношений, фактов, ситуаций, разнообразных по своим хар-кам. Рациональный законодатель всегда стремится изложить нормы права кратко, лаконично. Тем самым достигается цель законодательной экономии. Вместе с тем это вызывает и определенные затруднения в ходе их применения. А потому важной целью толкования является раскрытие, развертывание содержания нормы права в совокупности более детальных положений для приближения их к конкретной ситуации, чтобы не возникали сомнения при юр. квалификации этих фактов и ситуаций (подведением их под толкуемую норму). Результат толкования характеризуется и с точки зрения его объема. Объем толкования определяется его соотношением с текстуальным выражением (текстом) нормы. По объему толкование может быть буквальным, распространительным и ограничительным. При буквальном толковании действительное содержание нормы права, установленное в ходе использования всех необходимых для данного случая приемов толкования, совпадает с результатом, полученным на основе простого прочтения ее текста (смысл и буква закона совпадают). При распространительном толковании действительное содержание оказывается шире буквальной формулы нормы, а при ограничительном наоборот действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. К распространительному или ограничительному результату интерпретатор приходит на основе использования совокупности всех способов толкования. Ограничительное или распространительное толкование возможно только тогда, когда установлено несоответствие между действительным содержанием нормы права и ее текстуальным выражением. В противном случае будет допущено нарушение законности. Любое ограничительное или распространительное толкование должно основываться на доказательствах, соответствующим образом аргументироваться. Ограничительное или распространительное толкование допускается тогда, когда зак-ль употребил слово или выражение, обозначающее в языке, на кот. изложена норма, понятие более широкого или узкого объема по сравнению с объемом того понятия, которое в действительности имел в виду зак-ль при формулировании нормы права и кот. вытекает из ее контекста или из контекста НА. Ограничительное или распространительное толкование норм права может вытекать из их системности. Например, легальное определение ночного времени не всегда совпадает с обыденным, астрономическим его пониманием. Ограничительное толкование может вытекать из наличия специальной нормы. Специальная норма ограничивает сферу действия общей нормы, делает из нее изъятия. Она как бы отменяет действие общей нормы в той части, на которую рассчитана специальная норма
Распространительно толкуются незавершенные перечни и т. д. Недопустимо распространительное толкование исчерпывающих, законченных перечней (обстоятельств, субъектов и т. д.), распространительное толкование санкций, положений, составляющих исключение из общего правила. Недопустимо ограничительное толкование незаконченных перечней. Не подлежат распространительному или ограничительному толкованию термины, определенные легальной дефиницией, если такое толкование выходит за ее рамки. Виды толкования по субъектам. В качестве субъекта толкования может выступать любое лицо, однако юр. значение толкования, его обязательность для правоприменителей при этом будут неодинаковы. Они зависят от правового положения субъекта, толкующего норму права. По субъектам толкование подразделяется на официальное и неофициальное. Официальное толкование осуществляется органами, уполномоченными на это гос-вом. Оно явл-ся обязательным для других субъектов. Официальное толкование подразделяется на аутентическое и делегированное(легальное). Аутентическое толкование дается органом, издавшим толкуемый НА. Специального полномочия на аутентическое толкование не требуется. Оно вытекает из правотворческого полномочия органа. Если соответствующий гос. орган наделен правом издавать НА, то отсюда следует, что он вправе давать разъяснение этим актам. Делегированное толкование основывается на законе. В этом случае закон наделяет тот или иной орган правом давать толкование актам, изданным другими органами. Официальное толкование, как аутентическое, так и легальное, может быть казуальным или нормативным. Казуальное толкование дается применительно к отдельному случаю (казусу). Оно формально обязательно только для конкретного дела. Например, Президиум Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев какое-либо дело в порядке надзора, отменяет решение нижестоящего суда и в своем определении дает толкование применительно к данному делу. Однако действительное значение актов казуального толкования, даваемого вышестоящими инстанциями, гораздо шире. Эти акты выступают для нижестоящих органов в качестве образцов понимания и применения закона. Нижестоящие инстанции всегда ориентируются на практику толкования и применения НА вышестоящими органами и обычно следуют ей. Нормативное толкование дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории, разрешаемых на основе соответствующих норм. Толкование называется нормативным не потому, что это толкование норм. Любое толкование есть толкование норм. Нормативным оно является в силу того, что носит общий х-р, формально обязательно при рассмотрении всех дел, разрешаемых на основе истолкованной нормы. Оно нормативно потому, что результат такого толкования выражен в виде интерпретационных, обязательных для других субъектов норм. Это нормы о нормах. В них предписывается, как следует понимать и применять другие правовые нормы. Неофициальное толкование осуществляется субъектами, деятельность кот. В этой области не является официальной. Ими могут быть научные учреждения, ученые, адвокаты, юрисконсульты и т. д. Неофициальное толкование необязательно для других субъектов. Сила и значение такого толкования зависят от личного авторитета интерпретатора, от обоснованности и аргументированности его истолковательных выводов. Разновидностью неофициального толкования является доктринальное (от слова "доктрина" наука), которое делается учеными-юристами в монографиях, статьях, комментариях к закону и т. д. Доктринальное толкование как научное нельзя противопоставлять официальному, как ненаучному. Официальное толкование не в меньшей мере научно, чем доктринальное. Например, официальное толкование, даваемое высшими судебными инстанциями, основывается на всестороннем научном обсуждении практики применения толкуемых актов в научно-консультационных советах при этих инстанциях. В них принимают участие крупнейшие ученые-юристы страны. Достоинство доктринального толкования заключается в том, что в пользу того
или иного истолковательного вывода, скажем, в монографии, статье, приводятся развернутая аргументация и рассуждения автора. В актах же официального толкования фиксируются только выводы, положения, раскрывающие смысл нормы права, а аргументация выводов отсутствует.

 

95. Понятие, принципы и гарантии законности.

Закон-ть-это вы ра жен ная в точ ном и не ук лон ном ис пол не нии и со бл-нии за к-в все ми субъ ек та ми пра ва их об щая во ля Для законности необходимо: 1)наличие прав., справедливых, научно-обоснованных законов (содержательная сторона); 2)их выполнение(формальная сторона). По ня тие закон-ть при об ре та ет ис ход ное зна че ние в гос-ве, где при зна ет ся вер хо вен ст во за ко на. Существенные признаки законности: Причинно-следственная обусловленность законности политико-правовыми процессами, происходящими в обществе и государстве. Всеобщность и общеобязательность требований законности, выражающих цели развития государства и пути их достижения. Высокая степень абстракции, которая объясняется собирательным содержанием категории "законность". Объективный характер законности. Эффективное пресечение любых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправные деяния. Осуществление государственных функций по охране законности в соответствии с предписаниями действующего законодательства. Иногда закон-ть и зак-во считают тождественными понятиями, а на самом деле это не так. Закон-во явл-ся основой законнности. Зак-во м.б. только тогда базой законности, только когда оно явл-ся правовым, когда в нем отражены прав.идеи добра, справ-ти, гуманизма, нравст-ти и закреплены права чел-ка. Принципы - это исходные начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения субъектов по поводу необходимости соблюдения законов. Принципы законности регулируют социальные отношения и выражают устоявшиеся в обществе взгляды на содержание нормативно-правовых актов, на необходимость их строгого соблюдения и исполнения всеми участниками правовых отношений. В юридической литературе приводится различное количество принципов законности. 1) единство законности. Содержание данного принципа составляет всеобщность и общеобязательность требований соблюдения и исполнения действующего законодательства всеми субъектами правовых отношений, единообразное толкование юридических критериев оценки поведения субъектов и их равенства перед законом. 2) гарантированность основных прав и свобод граждан. Его роль в решении задачи по повышению уровня законности обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией в повседневной действительности. 3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении должны понести адекватно содеянному наказание. 4) недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. А для участников отношений в соответствии с нормами права предоставляет возможность принять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона. 5) взаимосвязь законности и культурности. Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опоры на достижения в духовной сфере. Общая и правовая культура - это морально-этическая основа законности. Система гарантий законности: Чтобы прав. предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соотв. усл-я и опред-й комплекс организ-х, идеол-х, полит-х, юр. мер, обесп-х реал-ю, т. е. гарантии закон-ть. Гарантии закон-ть -это средства и усл-я, обеспеч-е собл-е законов и подзаконных актов, беспрепятственное осущ-е прав гр-на, интересов общ-ва и гос-ва. Виды гарантии: 1)соц-экон-е (уровень благосостояния общ-ва, степень экон.развития, экон.свобода и т.д.); 2)полит-е(степень демократизма, многопартийность, разделение властей и т.д.) 3)организационные (деят-ть органов, контрол-х законы-прокуратура, суд, милиция и пр) 4)общест-е(комплекс мер, применяемых общест-ю в целях борьбы с нарушениями зак-ва); 5)идеолог-е (степень правосознания); 6)спец-но-юр.(презумция невин-ти, инст-ты возбуждения уг.дела, процедуры рассм-я дел и пр) Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и спец.средства. Общие усл-я - экон-е, полит-е и т.д усл-я общ-й жизни, в которых осущ-ся прав.рег-е. Эти усл-я создают макросреду реал-и права, его функц-я, предопределяя в известной степени и спец.средства по укреплению зак-ти. Экон-е усл-я. Это состояние экон-го развития общ-ва, орг-я системы хозяйст-я и т. д. Речь идет о том, чтобы выделить из усл-й обще-й жизни те, кот. способствуют укр-ю закон-ти, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем исп-я организ-х мер, спец.средств нейтрализовать действие негативных факторов. Полит-е усл-я. Основным полит.условием стабильной закон-ти явл. сильная гос-я власть. Сильная гос-я власть это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общ-а власть, способная обеспечить реал-ю принимаемых прав.предписаний. Идеол-е усл-я. Состояние закон-ти во многом определяется уровнем полит., прав. и общей культуры населения. Закон-ть предполагает такой уровень прав.культуры, когда уважение к праву, закону явл-ся личным убеждением чел-ка, причем не только рядового гр-на, но в первую очередь госслужащего, закон-ля. Соц.условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его, сложившегося в соц.сфере. Прав.условия. Состояние закон-ти как полит-прав.явления обусловлено состоянием самого права, системы зак-ва. Действ-е зак-во д.б. достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юр.техники, необходимыми мех-ми реал-и и охраны. Спец.средства обеспечения. Среди них можно выделить юр. и организац-е гарантии (средства). Юр.гарантии совокупность закрепл-х в зак-ве средств, а также организационно-прав. деят-ть по их применению, направленных на обеспечение закон-ти, на беспрепятственное осущ-е, защиту прав и свобод. (деят-ть прокуратуры). Среди юр.гарантий различают след.: 1.Ср-ва выявления, (обнаружения) правонарушений, 2.Ср-ва предуп-я правонарушений. 3.Ср-ва пресечения правонарушений. 4.Меры защиты и восст-я нарушенных прав, устр-я последствий правонарушений. 5.Юр.ответ-ть. Данное средство явл. важнейшим и необходимым для укр-я закон-ти, причем его эфф-ть определяется не жестокостью, а неотвратимостью. 6.важнейшей гарантией закон-тьи явл-ся правосудие деят-ть судов, осущ-я путем рассм-я и разрешения граж.и уг.дел с целью всемерного укрепления закон-ти. Под организ-ми гарантиями понимаются разл. мероприятия организац. хар-ра, обеспеч-е укрепление закон-ти, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организац.меры по созданию усл-й для норм. работы юрисдикционных и правоохран-х органов, образование в их структуре спец.подразделений.

 

Понятие НПА,классификация.

НПА- акт правотворчечкой деятельости компетентных гос.органов, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права. Особенности: исходят от Г,выражая его волю, рез-т правотворческой деят-ти, строго опред. Хар-р, обеспечив. Г. Классификация: 1-в зависимости от правового положения субъекта правотворчества(НА гос.орг., общ.объединений, совместные акты,референдум) 2- в зависимости от сферы действия(общефед., субъектов, местные, локальные) 3- в зависимости от срока действия(неопредел.длит.действия и временные) 4- в зависимости от юр. Силы(законы и подзаконные акты). Виды законов:

1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

2) ФКЗ- принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с КРФ (например, ФКЗ об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);

3) ФЗ - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, ГК РФ, УК РФ, СК РФ и пр.);

4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;

2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

4) решения и постановления местных органов государственной власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

6) нормативные акты муниципальных органов;

7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).

НПА клас­си­фи­ци­ру­ют­ся так­же по со­дер­жа­нию. Та­кое де­ле­ние в из­вест­ной ме­ре ус­лов­но. Ус­лов­ность эта объ­ек­тив­но объ­яс­ня­ет­ся тем, что не во всех нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тах со­дер­жат­ся нор­мы од­но­род­но­го со­дер­жа­ния. Име­ют­ся ак­ты, со­дер­жа­щие нор­мы толь­ко од­ной от­рас­ли пра­ва (на­при­мер, тру­до­вое, се­мей­ное, уго­лов­ное за­ко­но­да­тель­ст­во). Но на­ря­ду с от­рас­ле­вы­ми нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми дей­ст­ву­ют и ак­ты, имею­щие ком­плекс­ный ха­рак­тер. Они вклю­ча­ют нор­мы раз­лич­ных от­рас­лей пра­ва, об­слу­жи­ваю­щих оп­ре­де­лен­ную сфе­ру об­ще­ст­вен­ной жиз­ни. Хо­зяй­ст­вен­ное, тор­го­вое, во­ен­ное, мор­ское за­ко­но­да­тель­ст­во – при­ме­ры ком­плекс­ных нор­ма­тив­но-пра­во­вых ак­тов.

По объ­е­му и ха­рак­те­ру дей­ст­вия нор­ма­тив­но-пра­во­вые ак­ты подраз­де­ля­ют­ся: - на ак­ты об­ще­го дей­ст­вия, ох­ва­ты­ваю­щие всю со­во­куп­ность от­но­ше­ний оп­ре­де­лен­но­го ви­да на дан­ной тер­ри­то­рии; – на ак­ты ог­ра­ни­чен­но­го дей­ст­вия – рас­про­стра­ня­ют­ся толь­ко на часть тер­ри­то­рии или на стро­го оп­ре­де­лен­ный кон­тин­гент лиц, на­хо­дя­щих­ся на дан­ной тер­ри­то­рии; – на ак­ты ис­клю­чи­тель­но­го (чрез­вы­чай­но­го) дей­ст­вия. Их ре­гу­ля­тив­ные воз­мож­но­сти реа­ли­зу­ют­ся лишь при на­сту­п­ле­нии ис­клю­чи­тель­ных об­стоя­тельств, на ко­то­рые рас­счи­тан акт (вое­нных дей­ст­вий, сти­хий­ных бед­ст­вий).

В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на:

общефедеральные;

нормативные акты субъектов Российской Федерации;

нормативные акты органов местного самоуправления;

локальные нормативные акты.

По ос­нов­ным субъ­ек­там го­су­дар­ст­вен­но­го пра­во­твор­че­ст­ва НПА мож­но под­раз­делить на ак­ты за­ко­но­да­тель­ной вла­сти (за­ко­ны); ак­ты ис­пол­ни­тель­ной вла­сти (под­за­кон­ные ак­ты); ак­ты су­деб­ной вла­сти (юрис­дик­ци­он­ные ак­ты об­ще­го ха­рак­те­ра).

                                                                                                                                          

 

Юридический прецедент.

Правовой прецедент- решение гос.органа, которое принимается за образец при последующем рассмотрении аналогичных дел. Получил наибольшее распространение в Англии, США,Австралии, где он имеет силу зак-го акта. Прецедент может быть как судебным так и административным. Он представляет судье или должностному лицу непростую возможность личного усмотрения, т.к. при отсутствии полнойаналогии жизненных ситуаций именно эти люди обладают правом оценивать степень рассмотрения аналогичных обстоятельств. Чем выше положение суда тем меньше он связан с прецедентами.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.