Программа курса «теория государства и права» — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Программа курса «теория государства и права»

2021-03-17 128
Программа курса «теория государства и права» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

ООП 021100 – юриспруденция: программа подготовки специалистов

Факультет: юридический

 

 

Москва - 2009

Обсужден и утвержден на заседании кафедры Теории и истории государства и права, протокол №1 от 10 сентября 2009 г., утвержден на заседании ученого совета Юридического факультета протокол №1 от 10 сентября 2009 г

 

Авторы:

 

Крупеня Е.М., кандидат юридических наук, доцент

Марченко М.Н., доктор юридических наук, профессор

Северухин В.А., канд. юридических наук, профессор

 

Заведующий кафедрой:

Северухин В.А., канд. юридических наук, профессор

 

Теория государства и права

Часть I. Программа учебной дисциплины

 

ООП 021100 – юриспруденция: программа подготовки специалистов

Факультет: юридический

 

 

 

Обсужден и утвержден на заседании кафедры Теории и истории государства и права, протокол №1 от 10 сентября 2009 г., утвержден на заседании ученого совета Юридического факультета протокол №1 от 10 сентября 2009 г

 

Авторы:

Крупеня Е.М., кандидат юридических наук, доцент

Марченко М.Н., доктор юридических наук, профессор

Северухин В.А., канд. юридических наук, профессор

 

Заведующий кафедрой

Северухин В.А., канд. юридических наук, профессор

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное состояние общей теории государства – вводной науки в цикле правоведения характеризуется разнообразными методологическими подходами, плюрализма определений юридических понятий и построений правовых конструкций, отражающих различные аспекты государственно-правовой реальности и классификации юридических явлений.

За последние полтора десятилетия в России в сфере теории государства и права произошли существенные перемены: с начала 90-х годов прошлого столетия теоретическая юриспруденция обогатилась новым поколением учебной литературы российских и зарубежных авторов. Массовыми тиражами были переизданы труды видных юристов конца Х1Х-начала ХХ веков. Качественные и количественные изменения, произошедшие в теоретико-правовом знании, обусловили подготовку данного методического комплекса. Его содержание отражает современное видение и понимание права и государственно-правовых явлений, формирование новой юридической теории, ее объекта, предмета и методологии.

В предлагаемом учебно-методическом комплексе наряду с традиционными темами, такими как: понятие государства, его форм и функций, особенностей положения в политической системе и взаимоотношений с гражданским обществом и т.п., представлены вопросы, понятие и сущность права, его функции, правоотношения, правонарушения, юридическая ответственность, актуальные для современного преподавания, это обусловлено становлением интеграционного и информационного общества, глобализирующегося мира. Понимание права и государства, изучение основных правовых систем (семей), место правовой системы России на правовой карте мира изложена с плюралистических позиций. Такой подход предполагает ознакомление с российской и зарубежной литературой, использованием возможностей сравнительного правоведения и форм взаимодействия российского права с международной правовой системой.

В методическом комплексе отражены достижения не только отечественной, но и зарубежной правовой науки, касающейся теории, философии и методологии права, юридической антропологии, общего учения о государстве и т.д.

Данное пособие нацелено на то, чтобы помочь студентам уже на первом курсе высшей школы освоить различия позитивистской и непозитивистской рациональности, разобраться в достоинствах и недостатках, сконцентрироваться на идеях о ценности прав и свобод человека и гражданина, роли права в гражданском обществе, правового, демократического и социального государства.

Авторами настоящего пособия предпринимается попытка сократить разрыв между наукой и классическим вузовским образованием, укрепить научную базу учебного процесса, усилить и обогатить научное содержание учебной дисциплины «Теория государства и права».

При разработке учебно-методического пособия его составители руководствовались Требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки юриста по дисциплине «Теория государства и права», изложенными в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 021100 «Юриспруденция» (ТГП-ОПД.Ф.01, 2000 год),  представленного следующими позициями: методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений; закономерности исторического движения и функционирования государства и права; взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека; понятийный и категориальный аппарат теории государства и права; эволюция и соотношение современных государственных и правовых систем. Основные проблемы современного понимания государства и права; общая характеристика современных политико-правовых доктрин.

Обусловленная данными требованиями Теория государства и права как учебная дисциплина преследует следующие академические цели:

- усвоение студентами комплекса общих знаний о государственно-правовых явлениях;

- получение представлений и владение юридическим категориальным аппаратом;

- формирование правосознания и юридического мировоззрения;

Достижению поставленных целей призваны помочь последовательно решаемые в рамках учебной дисциплины задачи:

- изучить общетеоретическую юридическую литературу и уяснить различные точки зрения о природе, формах и функционировании государственно-правовых явлений;

- получить представление о действующем российском законодательстве;

- усвоить соотношение и место российского права в международной правовой системе;

- понять правовое многообразие мира на основе сравнительного правоведения;

- развить формально-логическое мышление и приобрести навыки решения юридических казусов.

В результате изучения учебной дисциплины «Теория государства и права» студент должен овладеть объективными научными знаниями (знать) основных понятий и категориального ряда, представленного в стройной, непротиворечивой системе, отражающей общие закономерности в познании происхождения, сущности и функционирования государства, права, связанных с ними явлений.

Получение теоретических знаний, отражающих общие закономерности государственно-правовой материи, исследуемой как в статике, так и в динамике – это не только академическая задача. В процессе изучения общей Теории государства и права преследуется задача подготовки студентов к изучению отраслевых и специальных дисциплин. Практическая задача – умелое, творческое использование знаний в практической юридической деятельности.

Учебно-методический комплекс включает в себя: программа учебной дисциплины, тематический план, планы семинарских занятий, задания для индивидуальной работы, вопросы для самоконтроля, примерная тематика курсовых работ, тестовые задания по отдельным темам курса. При его подготовке были использованы материалы, изложенные в Учебно-методическом пособии «Теория государства и права»[1].

 

Тема 4. Функции государства

Понятие, значение и объективный характер функций государства. Соотношение их с целями, задачами и принципами государства. Функции государства и функции отдельных его органов. Обусловлен­ность функций государства его сущностью и социальным назначением.

Классификация функций государства: постоянные и временные, внутренние и внешние, основные и не основные. Характеристика ос­новных внутренних и внешних функций современного Российского государства.

Динамика функций государства. Связь и взаимодействие функций государства. Функции государства и своеобразие исторического пе­риода развития государства и общества. Соотношение типа и функ­ций государства. Границы деятельности государства.

Формы и методы осуществления функций государства: понятие и виды.

Тема 5. Формы государства

Понятие и элементы формы государства. Соотношение сущности, содержания и формы государства. Формы государственного правле­ния: понятие и виды. Общая характеристика монархий и республик. Форма государственного правления России и ее развитие в современ­ных условиях.

Соотношение типа и формы государства. Многообразие форм правления в пределах одного и того же типа государства.

Формы национально-государственного и административно-терри­ториального устройства: понятие и виды. Унитарное государство и фе­дерация. Федеративное устройство России: прошлое и современность. Конфедерация, ассоциация и т. д.

Политический (государственный) режим: понятие и виды. Демо­кратические и антидемократические режимы. Политический (госу­дарственный) режим современной России.

Тема 13. Нормы права

Понятие нормы права. Признаки правовой нормы, отличающие ее от других разновидностей социальных норм и индивидуальных пра­вовых велений (предписаний). Общеобязательность, формальная оп­ределенность, связь с государством, микросистемность. Предоставительно-обязывающий характер юридических норм.

Логическая структура нормы права. Проблема элементного соста­ва структуры правовой нормы. Общая характеристика гипотезы, дис­позиции, санкции. Позитивные обязывания, дозволения и запреты в содержании правовых норм.

Нормы права и статьи нормативного акта, их соотношение. Спо­собы изложения правовых норм в нормативных актах.

Виды правовых норм. Научно-практическая значимость класси­фикации норм права. Основания деления норм права на виды.

Тема 15. Правотворчество

Правообразование и правотворчество, понятие и соотношение. Содержание, цели и субъекты правотворчества. Виды и принципы правотворчества. Ведомственное, делегированное, санкционирован­ное, локальное правотворчество.

Правотворчество и законотворчество. Понятие, этапы и основные стадии законотворческого процесса. Законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие и опубликование закона. Оп­тимизация правотворческой деятельности.

Систематизация нормативных актов: понятие, принципы, виды. Инкорпорация, консолидация, кодификация. Систематизация рос­сийского законодательства и основные этапы кодификационной работы.

Юридическая техника и ее значение для правотворчества и систе­матизации нормативных актов. Средства, правила и приемы как эле­менты юридической техники. Язык и стиль закона. Специализация и унификация российского законодательства. Компьютеризация зако­нотворчества.

Тема 16. Система права

Понятие системы права, ее отличие от правовой системы. Основ­ные элементы системы права. Предмет и метод правового регулиро­вания как основания выделения отраслей в системе права. Понятие отрасли права. Общая характеристика отраслей права. Институт пра­ва: понятие и виды. Межотраслевой и отраслевой институт права. Субинститут права.

Частное и публичное право. Эволюция системы права.

Материальное и процессуальное право. Юридическая процедура. Виды юридических процессов.

Соотношение национального и международного права. Система российского права и международное право.

Система права и система законодательства, их соотношение и взаимосвязь. Характеристика современного состояния российского законодательства. Система законодательства и форма государствен­ного устройства.

Тема 17. Правовые отношения

Понятие, признаки и виды правовых отношений. Правоотноше­ния как особая разновидность общественных отношений.

Предпосылки возникновения правоотношений. Взаимосвязь норм права и правоотношений. Состав правоотношения: субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности (содержание право­отношения).

Понятие и виды субъектов права. Индивидуальные и коллектив­ные субъекты. Физические и юридические лица. Государство как субъект права. Правоспособность и дееспособность. Ограничение дееспособности. Правосубъектность.

Объекты правоотношений: понятие и виды. Особенности основ­ных объектов в различных видах правоотношений.

Фактическое и юридическое содержание правоотношений. Поня­тие, структура и виды субъективных прав и обязанностей как юриди­ческого содержания правоотношений.

Понятие и классификация юридических фактов как оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Про­стые и сложные юридические факты. Фактический (юридический) состав. Презумпции в праве. Юридические фикции.

Тема 18. Реализация права

Понятие реализации права. Характерные черты форм и способов реализации права. Соблюдение, исполнение и использование как непосредственные формы реализации права. Механизм правореализации.

Применение правовых норм как особая форма реализации права. Необходимость правоприменения. Стадии процесса применения норм права. Анализ фактических обстоятельств дела, выбор и толкование нормы права, квалификация, принятие решения. Условия и юридиче­ские гарантии законного и обоснованного применения права.

Акты применения права: приятие, особенности, виды. Отличие правоприменительных актов от нормативных. Эффективность право­применительного акта. Механизм правоприменения.

Пробелы в праве и пути их устранения и преодоления. Аналогия закона и аналогия права.

Юридические коллизии и способы их разрешения.

 

Тема 19. Толкование права

Понятие и необходимость толкования норм права. Уяснение, разъяснение и интерпретация содержания правовых норм. Субъекты толкования: государственные и негосударственные органы, должно­стные лица и граждане. Виды толкования по субъектам. Официальное и неофициальное толкование. Доктринальное толкование. Разновид­ности официального толкования. Нормативное и казуальное, легаль­ное и авторское.

Способы (приемы) толкования правовых норм: филологическое (грамматическое), логическое, систематическое, историко-политическое, телеологическое (целевое), специально-юридическое, функ­циональное.

Толкование норм права по объему: буквальное (адекватное), рас­пространительное и ограничительное.

Акты толкования норм права: понятие, особенности, виды. Юри­дическая природа и значение актов официального толкования (ин­терпретационного акта).

Юридическая практика: понятие, структура, виды. Пути совер­шенствования юридической практики в современной России.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Вопросы

1. Теория государства и права как наука: понятие, назначение и принципы. Дуализм объектов и единство предмета теории государства и права.

2. Понятие метода теории государства и права. Общие и специальные методы.

3. Место и роль теории государства и права в системе общественных, гуманитарных и юридических наук. Функции теории государства и права.

4. Задачи и система учебного курса «Теория государства и права».

Дополнительная литература

 

Алексеев С.С. Философия права. М., 1997.

Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2001.

Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л, 1989.

Нерсесянц В.С. Юриспруденция. М., 1999.

Раянов Ф.М. Юриспруденция – наука о законодательстве // Законодательство в России в XXI веке. М., 2002. С. 15-17.

 

Задания и контрольные вопросы

 

1.Ознакомьтесь с содержанием учебников по «Теории государства и права» разных авторов и укажите, какие различия существуют в литературе в понимании предмета данной науки.

2.Ознакомьтесь с работой И.В. Михайловского «Очерки философии права» 1914г. (см.: Хропанюк Н.В. Теория государства и права: Хрестоматия. М., 1998. С.50-61.) и определите, в чем видит автор различия между энциклопедией права, философией права и теорией права?

3.Заполните таблицу.

Методы теории государства и права

Всеобщие научные методы  
Специальные научные методы  
Специальные методы теории государства и права  

 

 

ТЕМА 2. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ, РАННИЕ ФОРМЫ И ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Вопросы

 

1. Власть и порядок в первобытном обществе. Потестарная власть. Формы раннего государства.

2. Соционормативная культура первобытности. Виды социального регулирования: индивидуальное и нормативное. Первобытная мононорматика: формы существования и этапы развития. Предправо, архаическое право.

3. Основные концепции происхождения государства и права.

4. Типология государства и права, основные подходы: формационный, цивилизационный, гуманитарный. Переходные типы государства и права.

 

Дополнительная литература

 

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.

Венгеров А.Б., Барабашев Н.А. Нормативная система и эффективность общественного производства. М., 1995.

Думанов Х.М, Першиц А.И. Мононорматика и начальное право // Государство и право. 2000. № 1. С. 98-103; 2001. № 9. С.85-91.

История первобытного общества: общие вопросы. Проблемы антропогенезиса. М., 1983.

Деннис Ллойд. Идея права. М., 2002. Главы 1, 10.

Мальцев Г.В. О происхождении и ранних формах права и государства. М., 2000.

Розин В.М. Генезис права. М., 2001.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 21.

 

Задания и контрольные вопросы

 

1.Известный русский ученый М.М.Ковалевский (1851-1916гг.) полагал, что право исторически возникло не в связи с усилением социальных конфликтов в обществе, а в силу развития принципов человеческой солидарности. Он писал: «На почве этой солидарности человеческих групп, предшествующих во времени образованию государства, и возникает право, еще ничем не отличающееся от нравственности, подобно ей имеющее религиозную окраску. Если право зарождается вместе с первыми общественными союзами и отвечает одному с ними запросу на солидарность сперва тесных, затем все более и более широких групп, то о прирожденности известных юридических идей и представлений можно говорить только в том смысле, что они унаследованы от предков, а отнюдь не в том, что они насаждены в нее природой или являются, выражаясь языком И.Канта, «категорическим императивом нашего ума».(Ковалевский М.М. Социология. Т.1. Социология и конкретные науки об обществе. СПб., 1910. С. 63-64.). Какая теория происхождения права здесь изложена?

 

2.Авторы учебника «История первобытного общества» В.П.Алексеев и А.И.Першиц утверждают, что «права в строгом смысле этого слова не могло быть там, где еще не было государства». (Указ. соч., М., 1990.С. 288). Согласны ли вы с тем, что процесс развития права начинается после возникновения государства? Как вы относитесь к идее существования «догосударственного права»?

 

3.Укажите основные черты, отличающие исторически первые формы государства («протогосударства», «варварские государства» и т.п.) от «классических», исторически развитых государств.

 

ТЕМА 5. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Вопросы

1.Понятие формы государства. Соотношение формы государства и его сущности.

2.Формы государственного правления. Монархия, республика. Нетипичные формы.

3.Формы государственного устройства. Унитарное и федеративное государство. Империя как унитарное государство. Конфедерация. Международные объединения государств.

4.Государственно-правовой режим, понятие, признаки и виды. Авторитарные и демократические государства. Тоталитарные государства.

5.Обобщающая классификация форм государства. Единовластное, многовластное и сегментарное государство.

            Дополнительная литература

 

Арзамаскин Н.Н., Кененов А.А., Хабибулин А.Г. Форма современного российского государства: эволюция и правовая основа. Смоленск, 1997.

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.

Дзодиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996.

Замковой В.И. Тоталитаризм: сущность и концепции. М., 1994.

Ковлер А. Л. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века. М., 1997.

Козлов А.Е. Федеративные начала организации государственной власти в России. М., 1996.

Саликов М.С. Сравнительный федерализм США и России. Екатеринбург, 1998.

Тихомиров Л А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

Федерации в зарубежных странах. М., 1993.

Чинчиков АЛ. Целостность государства. М., 1995.

Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта федерации // Государство и право. 2000. № 10. С. 5-12.

Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. № 1. С. 109-115.

Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.

Задания и контрольные вопросы

 

1.Приведите примеры государств, которые по форме организации власти относятся к монархиям либо республикам; являются унитарными либо федеративными; отличаются демократическим либо авторитарным режимом.

Выделите группы государств, нетипичные по своему устройству. Какие формы государств преобладают сегодня в мире? (См.: Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. / Отв. ред. А.Я. Сухарев. М., 2002 либо иные источники).

 

2.В чем достоинства и недостатки президентской и парламентской республик? Какие средства использует современная власть, чтобы усилить первые и нейтрализовать вторые?

 

3.В каких формах федерация осуществляет текущий и чрезвычайный контроль за субъектами федерации? Какие меры принуждения могут использоваться федеральной властью по отношению к субъектам федерации?

 

4.Изучите постановление Конституционного Суда РФ от 13.03.1992г. № 3-П «О проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 г., закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Татарской ССР», «Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 г. «О референдуме Татарской ССР», постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 г. «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» (см.: Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации. / Отв. ред. Б.С. Эбзеев. М., 2000. Т. 1. С. 215-230) и решите, является ли Россия договорной федерацией? Какое мнение на этот счет высказано Конституционным Судом РФ?

 

ТЕМА 6. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

 

Вопросы

 

1.Функции и задачи государства, понятие и виды, факторы влияния. Основные внутренние и внешние функции. Патерналистская функция государства.

2.Формы и методы осуществления функций современного государства.

3.Функции государства и организация управления обществом

Дополнительная литература

 

Морозова Л А. Проблемы современной российской государственности. М., 1998. Глава II.

Пахоленко Н.Б. От тоталитаризма к демократии: о функциях государства в переходный период // Политические проблемы теории государства. М., 1993.

Рогачев А.А. Внешние функции государства социалистического типа. М., 1986.

Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. Глава 5.

 

Задания и контрольные вопросы

 

1.В чем состоят отличия функций государства от функций органов государства? Каким образом достигается их единство?

 

2.Какова Ваша точка зрения по поводу выделения «классовых функций государства»? Что означает это понятие? Насколько обосновано его существование?

 

3.О.Бисмарк утверждал, что «на штыки можно опираться, но на них нельзя сидеть». Что имел в виду немецкий канцлер, если его слова отнести к функциям государства?

 

4.Какие функции, на Ваш взгляд, сегодня являются приоритетными для Российской Федерации?

Вопросы

 

1.Понятие механизма (аппарата) государства, его структура.

2.Понятия и признаки государственных органов. Система государственных органов и проблема разделения властей. Государственные органы и органы местного самоуправления.

3.Глава государства, его правовой статус. Монарх. Президент.

4.Представительные органы государственной власти. Парламент и парламентаризм. Законодательные органы в Российской Федерации.

5.Аппарат исполнительной власти: структура и особенности функционирования. Правоохранительные и «силовые» органы государства. Армия. Исполнительная власть в Российской Федерации.

6.Суд и судебная власть. Судебная система Российской Федерации.

 

Нормативные источники

 

Конституция РФ. Главы 4,5,6,7,8.

Дополнительная литература

 

Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. М., 1996.

Бахрах Д.Л. Государственная служба в Российской Федерации. Екатеринбург, 1995.

Бородин С.В., Кудрявцев В.Н. О судебной власти в России // Государство и право. 2001. № 10. С. 21-27.

Братко А.Г. Правоохранительная система: вопросы теории. М., 1991.

Джавланов О.Т., Михеева В.А. Номенклатура: эволюция отбора. М., 1993.

Евзеров Р.Я. Парламентаризм и разделение властей в современной России // Общественные науки и современность. 1999. № 1.

Кодлаев В.М. Государственная власть. Механизм государственной власти. М., 1993.

Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994.

Чиркин B.E. Основы государственной власти. М., 1996.

Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. Глава 9 «Государственный аппарат».

Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995.

Задания и контрольные вопросы

 

1.Что означает термин «механизм государства»? В каких смыслах он используется в юриспруденции?

 

2.В чем отличие органа государства от учреждения государства? Приведите пример того и другого.

 

3.Изучите главы 4-8 Конституции РФ и представьте механизм российского государства в виде схемы. Все ли государственные органы вписываются в классическую схему трех ветвей власти?

 

4.Прочитайте выдержку из памфлета Паркинсона С.Н. Искусство передавать фишку (Законы Паркинсона. Сборник. Пер. с англ. М., 1989. С. 181-182) и подумайте, бюрократизм государственного аппарата имеет объективные или субъективные причины?

«Этот процесс начинается с Букашкоу, который получил дело первым. При всем отсутствии опыта, при всей молодости он понимает: на полученное прошение надо ответит либо «да», либо «нет». Он делает это с легким сердцем, ибо прекрасно знает: окончательное решение все равно будет приниматься где-то выше. Весьма вероятно, что Нед О. Росс пересмотрит его рекомендацию в принципе, просто чтобы его поставить на место, а того в свою очередь одернет кто-то еще. Так что Букашкоу всего лишь (как он полагает) запустил дело в дальнее плавание. Однако у Неда О. Росса в этот день на уме что угодно, только не работа (такое бывает нередко), и определить собственное отношение к делу он просто не в силах. Он рассеянно подмахивает отказ и пересылает папку Серри-Динкену, прекрасно понимая, что его решение так или иначе не окончательное. Серри-Динкен, занятый своими мыслями, не вдается в суть и подтверждает визу «Нет», после чего посылает папку Солли Дняку. Но Солли Дняк привык полагаться на Серри-Динкена, чья добросовестность прошла испытанием временем. Он передает бумагу с отрицательным ответом на подпись Барбоссу. Но одна из слабостей пирамидального процесса в том, что на стол к Барбоссу стекается практически все. Он успевает лишь мельком проглядеть присланные ему бумаги, ведь за тем, чтобы решения принимались правильные, должен следить Солли Дняк. В итоге - окончательный вердикт: «Нет». На процедуру ушло шесть недель, и наивный проситель думает, что все это время его предложение рассматривалось самым серьезным образом, в торжественной обстановке и за закрытыми дверями. С грустью констатируем: предложение его – увы! – не обсуждалось вообще».

 

 

ТЕМА 8. ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

 

Вопросы

 

1.Гражданское общество: понятие и этапы становления. Идеи, ценности и принципы гражданского общества. Гражданское общество как «третий» сектор.

2.Структуры гражданского общества и их возможности.

3.Государство и гражданское общество, соотношение понятий и явлений.

4.Гражданское общества в России: современное состояние и перспективы.

 

Дополнительная литература

 

Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 1996.

Гражданское общество и перспективы демократии в России. М., 1994.

Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования / Отв. ред. Г.Н. Манов. М., 1991. 

Гражданское общество, правовое государство и право. («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии») // Государство и право. 2002. № 2. С. 12-50.

Гражданское общество. Мировой опыт и проблемы. России. М., 1998.

Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993.

Черниловский З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Советское государство и право. 1992. № 6. С.142-151.

Задания и контрольные вопросы

 

1.Ответьте на следующие вопросы и сделайте выводы о соотношении гражданского общества и демократического государства (т.е. выводы о том, какое правление мы хотим):

 

§ что должно быть в начале: демократическое гражданское общество или демократическое государство?

§ откуда исходит наиболее серьезная угроза гражданскому обществу: от государства или отдельных лиц?

§ должны ли мы доверять правительству?

§ какие организации и структуры наиболее благоприятны для гражданского общества и демократического государства, а какие наиболее разрушительны для них?

§ каков наиболее эффективный путь для выражения собственного мнения и позиции?

 

2.Сегодня гражданское общество в развитых странах в отличие от классических образцов существенно изменилось, ему стали свойственны новые черты: безличность, «массовизация», формализация связей между людьми, т. д. Проведите сопоставительный анализ черт классического понятия гражданского общества и современного гражданского общества.

 

3.В противоположность понятию «гражданское общество» появился термин «негражданское» или «псевдогражданское» общество. Какой смысл в него вложен?

 

4.В литературе высказана точка зрения о том, что термин «гражданское общество» - это абстрактная конструкция, не имеющая место в реальности, поскольку государство со времен распада общинного строя неотъемлемая часть общества в целом и в современном мире не существует отдельного от государства гражданского общества и наоборот (подробнее см.: Гражданское общество, правовое государство и право («Круглый стол» журналов «Государство и право» и «Вопросы философии». // Государство и право. 2002. № 1. С. 49-50). Вы согласны с такой позицией? Почему?

 

 

ТЕМА 9. ПРАВО В СИСТЕМЕ ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ. НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ

 

Вопросы

1. Понятие, виды и задачи социального регулирования.

2. Понятие социальной нормы, ее признаки. Отличие социальных норм от технических. Соционормативная система современности.

3. Понятие, признаки и ценность правовой нормы. Виды правовых норм.

4. Логическая структура правовой нормы. Норма права и статья нормативного акта. Способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов.

 

Нормативные источники

 

¨ Конституция РФ.

¨ Гражданский кодекс РФ.

¨ Уголовный кодекс РФ.

 

Дополнительная литература

 

Ветрова. Г.Н. Санкции в судебном праве. М., 1991.

Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М., 1981.

Лейст О.Э. Сущность права. М., 2002. Главы 2,3.

Лукашева Е.А. Право, мораль, личность. М., 1986.

Нерсесянц В.С. Право в системе социальной регуляции. М., 1986.

Пеньков Е.М. Социальные нормы: управление, воспитание, поведение. М., 1990.

Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М., 1985.

Задания и контрольные вопросы

 

1.Подберите из Гражданского или Уголовного кодексов РФ пример статьи, содержащей регулятивную норму, и пример статьи, содержащей охранительную норму. Укажите в них части, являющиеся гипотезой, диспозицией и санкцией. Объясните, в чем состоит отличие структуры нормы права и структуры статьи нормативно-правового акта. В чем проявляются различия содержания гипотез, диспозиций и санкций регулятивной и охранительной норм?

 

2.Составьте классификацию видов правовых норм по следующим критериям: предмет правового регулирования; способ воздействия на поведение субъектов; действие во времени; действие в пространстве; действие по кругу лиц; юридическая сила нормативного правового акта, в котором они закреплены; структура (типичная и нетипичная). Приведите примеры, иллюстрирующие данные виды норм.

 

3.Найдите в тексте Конституции РФ 1993г. нормы-правила поведения, нормы-принципы, нормы-задачи и нормы-дефиниции.

 

 

ТЕМА 10. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА. СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА В РФ

 

Вопросы

 

1. Понятия "источник" и "форма" права: смысловые значения терминов.

2. Виды источников (форм) права современности, их характеристика. Правовой обычай, нормативно-правовой акт, юридический прецедент, договор нормативного содержания, принципы и идеи, доктрина, религиозные тексты.

3. Система источников права в Российской Федерации, их особенности.

Нормативные источники

 

¨ Конституция РФ. Ст. 15.

¨ Гражданский кодекс РФ. Ст. ст. 1, 3, 5, 6, 7.

¨ Уголовный кодекс РФ. Ст.1.

¨ Кодекс РФ об административных правонарушениях. Ст.1.

¨ Трудовой кодекс РФ. Ст. ст. 5-10.

¨ Семейный кодекс РФ. Ст. ст. 3, 4.

Дополнительная литература

Бержель Ж.-Л. Общая теория права. / Под общ. ред. В.И. Даниленко. М., 2000. Главы 2, 3.

Богдановская И.Ю. Прецедентное право. М., 1993.

Завидов Б.Д. Договорное право России. М., 1998.

Зивс С.Л. Источники права. М., 1981.

Загайнова С.К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. М., 2002.

Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. 1992. № 2.

Рарог А.И. Правовое значение разъяснений Пленума Верховного Суда РФ // Государство и право. 2001. № 2. С.51-57.

Романова О.В. К вопросу о понятии и правовой природе правовых позиций Конституционного суда РФ // Государство и право. 2001. № 7. С. 84-87.

Синицына И.Е. В мире обычая. М., 1997.

Судебная практика как источник права / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997.

Тихомиров Ю.А. Теория закона. М., 1982.

 

Задания и контрольные вопросы

 

1.Укажите общие черты и различия: юридического обычая и судебного прецедента; судебного прецедента и нормативно-правового акта; нормативного договора и нормативно-правового акта.

 

2.Разберитесь в понятиях «судебный прецедент»; «судебное решение» и «судебная практика». Приведите примеры судебных решений в Российской Федерации, которые содержат правоположения. Какова Ваша точка зрения по вопросу о том, какие из судебных актов претендуют считаться источниками права в России? Могут ли решения судебных органов РФ именоваться судебными прецедентами?

 

3.Изучите ст. 1 УК РФ и решите, является ли международный договор Российской Федерации источником российского уголовного права?

 

 ТЕМА 11. ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ О СУЩНОСТИ ПРАВА

 

Вопросы

 

1.Понятие "сущность права". Плюрализм в определениях права. Основные правовые школы.

2.Школа естественного права о справедливом, "правильном" праве. Теория возрожденного естественно<


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.251 с.