Романо-германская правовая семья правовых систем — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Романо-германская правовая семья правовых систем

2021-03-17 64
Романо-германская правовая семья правовых систем 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы, возникшие в континентальной Европе на основе римских, канонических и местных правовых традиций. Она сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, сформировавших в XII-XIV веках на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Этот процесс получил название «рецепция римского права».

 

Для романо-германской правовой семьи характерны: 1) наличие писаного права; 2) единая иерархическая система источников права; 3) его деление на публичное и частное; 4) деление системы права на отрасли.

 

Общим для права всех стран романо-германской правовой семьи является его кодифицированный характер, общий понятийный аппарат (сходство основных понятий и определений), более или менее единая система правовых принципов. Во всех этих

странах есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет. Он подкрепляется установлением в большинстве стран судебного контроля за соответствие законов Конституции.

 

Помимо законов источниками права являются нормы ипредписания, изданные не парламентом, а другими государственными органами.

 

Почти во всех странах романо-германской правовой семьи признается деление права на публичное и частное. В самом общем виде можно сказать, что к публичному праву относятся те отрасли и институты, которые определяют статус и порядок деятельности

органов государства и отношения индивида с государством, а к частному – отрасли и институты, регулирующие отношения индивидов между собой.

В романо-германской правовой системе роль обычая как источника права незначительна и область его применения очень ограничена. На развитие романо-германской правовой системы существенное влияние оказала школа естественного права, которая по

существу и стала доктринальной основой этой системы. Англо - американская семья общего права

 

В отличие от стран романо-германской правовой семьи, где основным источником права является принятый и введенный в действие закон, в странах англо-американской правовой семьи основным источником права служит норма, сформулированная судьями и выраженная в судебных прецедентах.

В англо-американской правовой семье следует различать

группу английского и связанного с ним по своему происхождению

права США.

 

В группу английского права входят, наряду с Англией, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также право бывших колоний Британской империи. Вторую группу образует право США, которое, имея своим источником английское общее право, на сегодняшний день является почти самостоятельным.

 

Структура права в англо-американской правовой семье (деление на отрасли и институты), сама концепция права, система источников, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой семьи. В английском праве отсутствует деление его на частное и публичное.

 

Закон является вторым источником права. Сюда относятся не только закон в прямом смысле слова, но и различные подзаконные акты, принятые во исполнение закона (делегированное или вспомогательное законодательство). Закон приносит лишь ряд по-

правок и дополнений к праву, созданному судебной практикой.

 

Обычай – третий источник права, значение которого второстепенно, и он имеет весьма ограниченное применение (местные и торговые обычаи в конституционном праве).

 

В США существует частичная кодификация законодательства (Кодекс законов США – систематизированное собрание действующих федеральных законов: гражданские и гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные кодексы в отдельных штатах, во всех штатах – уголовные кодексы), которая представляет собой нормы, созданные судебной практикой.

ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

Под источником права понимается официальная форма выражения и закрепления правовых норм, действующих в том или ином государстве. Нормы действующего (позитивного) права издаются в особом, установленном Конституцией страны и другими законами порядке, полномочными государственными органами, среди которых, конечно же, главным является парламент, представляющий собой представительную законодательную власть в современном государстве. Нормы права принимаются и органами исполнительной власти, а на местном уровне – местными органами власти и органами местного самоуправления.

Нормативные акты, в которых содержатся нормы права, могут приниматься также уполномоченными на то должностными лицами, если это оговорено в законах, определяющих их полномочия. В отдельных случаях нормы права могут приниматься также судебной властью.

Так, Верховный Суд РК принимает нормативные постановления, которые в качестве источника права включены в действующее право, хотя в соответствии с принципом разделения властей суд не может законодательствовать. На этот счет нет единого мнения, мы можем лишь констатировать, что в общей теории права обосновывается вывод о нормативном характере и общеобязательности постановлений Верховного Суда, и такая точка зрения разделяется нашим законодателем, однако их правовая природа место в иерархии НПА остается до конца не ясной.

Высшим проявлением принадлежности власти народу является принятие населением страны законов на референдуме. Результаты всех указанных форм правотворческой деятельности оформляются в виде официальных документов. Эти официальные формы выражения и закрепления правил поведения, содержащихся в различных нормативно-правовых актах (законах,

указах, постановлениях и решениях), именуются формами (источниками) права.

В правовых системах разных государств нормы права выражаются в самых различных формах. Наиболее распространенными формами (источниками) права в правовых системах, которые объединяются в различные правовые семьи, являются: традиционное право, правовой обычай, нормы права, основанные на религиозных доктринах, судебный и административный прецедент, нормативно-правовой акт, договоры нормативного содержания и др.

В истории права, например в римском праве, источниками права служили деловые обыкновения, или правила делового оборота, которые, как известно, являются формой права и в современном гражданском праве Республики Казахстан, если они не противоречат действующему законодательству. В римском праве дело- вые обыкновения представляли собой правила, которые вырабатывались в процессе повседневной практики консулов, преторов и других должностных лиц.

Для романо-германской правовой системы характерным источником права в течение долгого времени считалась правовая доктрина. До настоящего времени важнейшими источниками права в некоторых правовых системах религиозных государств являются священные книги, всевозможные толкования религиозных норм.

Дальнейшее изучение правовых систем различных стран и правовых семей позволит нам убедиться в том, что существует большое разнообразие источников права, и они могут иметь различную регулятивную силу и значимость.

В нашей правовой системе, как и в других государствах бывшего Союза ССР, а также в странах континентальной Европы, чьи правовые системы входят в романо-германскую семью правовых систем, основным источником права является нормативно-правовой акт.

Судебный прецедент в романо-германской семье правовых систем не признается в качестве источника права, хотя в правовой литературе существуют и иные точки зрения.

Нормативно-правовые акты (законы парламента, указы главы государства, акты правительства и отдельных министров, акты местных представительных и исполнительных органов власти и другие нормативные предписания, исходящие от государственных органов и должностных лиц. Например, приказы министров, являясь также источником права в нашей правовой системе, составляют вместе с другими формами права действующее право государства.

Некоторые обычаи, которые отражали местные или национальные традиции и превратились в наиболее обобщенные рациональные варианты общественно значимого поведения людей, позднее были закреплены законами государства и тем самым получили статус источника права. Они и называются правовыми обычаями. Если помнить о том, что обычай предшествовал закону, то возведение обычая в ранг (статус) закона не противоречит принципам права.

Обычай, приобретая форму правового и выполняя функцию государственного регулятора, в этом случае пользуется защитой и охраной государства, обеспечивается в необходимых случаях мерами государственного принуждения, то есть становится общеобязательной нормой поведения, хотя и не теряет своего значения как обычай.

В качестве примера можно привести правовые обычаи, которые ранее сложились как просто обычаи в сфере торговли, в семейных отношениях (раздел имущества при расторжении брака,изменение фамилии супруга при регистрации и т.д.).

Вопрос № 15 - Действующее право Республики Казахстан.

 

Правовая система РК относится романо-германской правовой системе. Основным источником права является нормативно-правовой акт. Так, согласно ст.4 Конституции РК действующим правом в Республике Казахстан являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных нормативных правовых актов, международных договорных и иных обязательств Республики, а также нормативных постановлений Конституционного Совета и Верховного суда Республики.

Национальное право Казахстана состоит не только из нормативных актов, принимаемых государственными органами РК, но и из международных договоров и иных обязательств Республики.

В соответствии с Конституцией РК субъектами правотворчества являются народ, Президент, Парламент, Правительство, центральные исполнительные органы. В то же время в ст.4 пункте 1 указывается, что в действующее право включаются принимаемые в соответствии с Конституцией нормативные правовые постановления Конституционного Совета и Верховного суда Республики. Ненормативные акты указанных органов не являются элементами действующего права.

Правовая система РК основывается на понимании права как совокупности абстрактно-всеобщего правила поведения, регулирующих однородную совокупность общественных отношений.

Также отличительной чертой правовой системы РК является конституционное признание и закрепление приоритета естественных прав и свобод человека.

Основной источник права - это закон, принимаемый высшим представительным органом - Парламентом РК или путем референдума.

Так, путем референдума была принята 30 августа 1995 года ныне действующая Конституция РК. Девятнадцать изменений и дополнений были внесены в Конституцию 8 октября 1998 года.

Конституция РК является основным законом государства. Она также является правовой основой для всех остальных (конституционных и обычных) законов и подзаконных актов.

Контроль за конституционностью всех законов и подзаконных актов в Республике Казахстан осуществляет Конституционный совет.

Важную роль в правовой системе РК играют кодексы - кодифицированные нормативно-правовые акты отраслевого характера. Хотя они обладают юридической силой обычного закона, однако по существу они занимают центральное место и играют ведущую роль в соответствующей отрасли законодательства.

Значительную роль играют подзаконные нормативно-правовые акты, принимаемые различными органами исполнительной власти (постановления, циркуляры, инструкции, регламенты и др.). Надзор за соответствием законов и подзаконных нормативных актов Конституции осуществляет Прокуратура РК.

Высшая юридическая сила Конституции РК означает, что как конституционные, так и обычные законы, иные нормативные правовые акты не должны противоречить Конституции, что органы государственной власти всех уровней, должностные лица, органы местного самоуправления, граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию.

К источникам права также относятся и международные договора, но не все международные договора, а лишь те, которые ратифицированы республикой.

Ратификация - способ выражения согласия Республики на обязательность для нее международного договора путем его утверждения Парламентом Республики Казахстан.

Ратифицированные Парламентом международные договоры РК имеют приоритет перед ее законами. Если исходить из того, что в Конституции разграничены обычные законы и конституционные законы, то, вероятно, речь идет о том, что международные договоры, ратифицированные Парламентом РК, имеют приоритет перед обычными законами. Международные договоры, ратифицированные Парламентом РК, применяются непосредственно. Это означает, что такие договоры, содержащиеся в них правовые нормы регулируют соответствующие общественные отношения, порождают права, обязанности и ответственность их участников.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, также должны быть опубликована официально, то есть от имени тех государственных органов, которые их принимали. Только в этом случае они могут применяться к конкретным случаям. В данном случае речь идет о нормативных указах Президента, постановлениях Правительства, Конституционного Совета, Верховного Суда, нормативных актах

центральных и местных государственных органов.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.