Тезисы к докладу «Социокультурная динамика купеческого сословия: культурный аспект» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тезисы к докладу «Социокультурная динамика купеческого сословия: культурный аспект»

2021-03-17 71
Тезисы к докладу «Социокультурная динамика купеческого сословия: культурный аспект» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тезисы к докладу «Социокультурная динамика купеческого сословия: культурный аспект»

Зыбанова Г.А.

Глава I. Воспитание и образование в купеческой среде

§1. Отношение к образованию в купеческой среде

Для русского купечества рассматриваемого периода была характерна определенная культурная раздвоенность. В массе своей выходцы из крестьян, купцы тесным образом были связаны с традиционной народной культурой. Но, став обладателями больших богатств, они тянулись к дворянским формам культуры. Эта раздвоенность имела место и в понимании "полезности" образования и вообще любой интеллектуальной деятельности — здесь уживалось и старое, и новое.

В русском традиционном сознании установка на "полезность" деятельности идет из глубины веков. Деятельность, не имевшая непосредственного практического выхода (как и праздное чтение книг), расценивалась как безделица, ребячество*. Это неприятие интеллектуального труда находило отражение в тотальном отрицании всякого образования. Бытовало даже мнение среди купцов, что все ученые в торговле люди негодные. Но причины лежали значительно глубже. В сознании человека традиционного общества все было иерархизировано — каждое сословие должно было заниматься именно тем, что было изначально предопределено: крестьяне — пахать землю, купцы — торговать, военные — воевать и т.д.

Безусловно, у разных представителей купеческого сословия и в разное время было неодинаковое понимание необходимости образования, но господствующим оставалось непонимание "пользы" этого вида деятельности. В действительности можно определить несколько подходов в купеческой среде относительно образования: 1) самая значительная часть хранила общенародное отрицательное отношение к образованию; 2) часть купечества, ориентировавшееся на дворянскую/интеллигентскую культуры, довольно рано стала на их позиции и в отношении к интеллектуальному труду; 3) часть русского купечества, не ориентируясь ни на дворянство, ни на интеллигенцию, была довольно близка к ним, но формировала ту культуру, которая в Западной Европе получила название "мещанской". Это то купечество, которое еще в конце ХУШ-начале XIX в. стало осознавать зависимость развития своего производства от уровня овладения знаниями и, конечно, прежде всего, специального.

Господство традиционного взгляда на образование в купеческой среде объяснялось, прежде всего, тем, что пополнение его рядов шло за счет крестьянства.

Осознание необходимости образования приходило к купечеству постепенно. Только к середине XIX в. в рядах русского купечества, прежде всего фабрикантов, стали понимать необходимость знаний для своих детей. Беззаботное детство купеческих детей сменялось необходимостью "образовываться".

Купечество, вовлеченное в производственную сферу, постепенно накапливало практические знания не только через свою деятельность, но и путем самообразования. Часто, получив минимальное образование, и занявшись торгово-промышленной деятельностью, купцы могли совершенствоваться только этим путем. Некоторые купеческие сыновья уже в первой трети XIX в. стремились к самообразованию, понимая недостаточность своих знаний.

И все же, в менталитете купечества, несмотря на существенные изменения относительно интеллектуального труда, сохранялась присущая русскому человеку противоречивость. В купеческих семьях, порой, уживались совершенно противоположные устремления — одни дети получали университетское образование, другие же оставались малограмотными.

Итак, несмотря на неприятие интеллектуальной деятельности, в купеческую среду начинали проникать иные ценности, чем те, которые господствовали на протяжении многих пoкoлeний. Особенно во второй половине XIX в. купеческие дети с большой охотой стали получать не только домашнее, но и университетское образование. По своему образовательному уровню они ничем не отличались от интеллигенции, а часто превосходили многих из ее представиггелей, поражая последних не только широтой своих знаний, но и жаждой деятельности.

Во второй половине XIX века часть русского купечества оказалась на вершине культурных достижений, которые несколько раньше являлись принадлежностью только лишь аристократии и части интеллигенции. Положение выровнялось.

 

Образование в купеческой среде

Вместе с тем, в культурно ориентированных семьях купечества значительно выросло стремление к получению гимназического образования, позволявшего продолжать обучение в университете.

Тратя средства на образование, русские купцы, как люди практичные, вменяли своим детям учение в обязанность, которую они должны были неукоснительно выполнять.

Важным сдерживающим условием развития гимназического образования в купеческой среде являлось и традиционное опасение за нравственное здоровье своих детей. Непросто было родителям отправлять своих детей в неведомое и опасное для традиционной нравственности гимназическое сообщество. Дети, выросшие в замкнутом мирке купеческой усадьбы, в гимназии открывали для себя новый мир, который они не имели возможности наблюдать в пределах своего двора. За пределами родного дома купеческие дети сталкивались с иными жизненными ценностями, иным стилем поведения, который был иногда более притягательным, чем тот, который формировался мамками, няньками и гувернерами. Купеческая молодежь погружалась в гимназическую атмосферу, игравшую важную воспитательную роль. На волне реформ молодежь привыкала к общественной жизни, широко практикуя молодежные собрания. И на это сразу же обратила внимание полиция; в агентурные сведения попадали фамилии участников таких обществ'°^. Беззаветно преданному царю и отечеству купцу было тяжело и небезразлично, что его чадо попадет в атмосферу, где эти ценности, по меньшей мере, подвергались сомнению.

Перемены в обществе, общение учеников между собой, несмотря, на рутину преподавания, создавали ту интеллектуальную атмосферу, в которой воспитывалось целое поколение купеческих детей пореформенного времени. Особенно распространенным увлечением среди гимназистов были литература и литературное творчество.

Главное предназначение гимназического образования — это подготовка для поступления в университет. И часть купцов прилагала большие усилия для того, чтобы их дети учились в гимназиях. Однако для того, чтобы оказаться в гимназическом сообществе купеческим детям нужно было доказать основательность своих притязаний. Уровень требований при поступлении в гимназию был весьма высоким и родителям приходилось серьезно относиться к тому, чтобы подготовить ребенка к этим испытаниям. Чаще всего в купеческих семьях прибегали к помощи репетиторов.

Наряду с государственной системой образования, в России существовала сеть частных учебных заведений, чаще всего, в виде пансионов, гимназий. Однако путь частного образования был не гладок: правительство косо смотрело на частное обучение.

Воспитание и обучение в частных пансионах шло по обычной, накатанной колее. Как в лучших, так и средних на первом месте стояло обучение французскому языку, выправке и манерам. Как правило, в учебе не напрягались, особенно в женских пансионах, где было много различных способов сократить рабочую неделю. Но все знали свои уроки и блестяще отвечали на экзаменах.

Однако пансионное воспитание было доступно ограниченному числу русских купцов и не только в силу того, что обучение стоило больших денег, для многих из них была непонятна сама необходимость такого воспитания. Им было жалко выбрасывать деньги на обучение своих детей. Но для другой части купцов стало престижно определять своих отпрысков в пансион, так как они поступали "как благородные". Именно в пансионах прививали определенные навыки светского этикета.

Значительно сложнее обстояло дело с женским образованием. Купечество, если и допускало возможность обучения своих дочерей, то только с целью обучения этикету, музыке, танцам и т.п., т.е. тому, что помогало составить выгодную партию дочери. Более всего этому отвечали частные заведения.

Таким образом, можно заключить, что на волне общественных изменений во второй половине XIX столетия в купеческой среде стало меняться отношение к образованию. Теперь в "культурных" купеческих семьях даже девушки посещали не только гимназии, но и публичные высшие курсы. Несомненно, все это свидетельствовало о демократических тенденциях в определенной части русского купечества.

 

Тезисы к докладу «Социокультурная динамика купеческого сословия: культурный аспект»

Зыбанова Г.А.

Глава I. Воспитание и образование в купеческой среде

§1. Отношение к образованию в купеческой среде

Для русского купечества рассматриваемого периода была характерна определенная культурная раздвоенность. В массе своей выходцы из крестьян, купцы тесным образом были связаны с традиционной народной культурой. Но, став обладателями больших богатств, они тянулись к дворянским формам культуры. Эта раздвоенность имела место и в понимании "полезности" образования и вообще любой интеллектуальной деятельности — здесь уживалось и старое, и новое.

В русском традиционном сознании установка на "полезность" деятельности идет из глубины веков. Деятельность, не имевшая непосредственного практического выхода (как и праздное чтение книг), расценивалась как безделица, ребячество*. Это неприятие интеллектуального труда находило отражение в тотальном отрицании всякого образования. Бытовало даже мнение среди купцов, что все ученые в торговле люди негодные. Но причины лежали значительно глубже. В сознании человека традиционного общества все было иерархизировано — каждое сословие должно было заниматься именно тем, что было изначально предопределено: крестьяне — пахать землю, купцы — торговать, военные — воевать и т.д.

Безусловно, у разных представителей купеческого сословия и в разное время было неодинаковое понимание необходимости образования, но господствующим оставалось непонимание "пользы" этого вида деятельности. В действительности можно определить несколько подходов в купеческой среде относительно образования: 1) самая значительная часть хранила общенародное отрицательное отношение к образованию; 2) часть купечества, ориентировавшееся на дворянскую/интеллигентскую культуры, довольно рано стала на их позиции и в отношении к интеллектуальному труду; 3) часть русского купечества, не ориентируясь ни на дворянство, ни на интеллигенцию, была довольно близка к ним, но формировала ту культуру, которая в Западной Европе получила название "мещанской". Это то купечество, которое еще в конце ХУШ-начале XIX в. стало осознавать зависимость развития своего производства от уровня овладения знаниями и, конечно, прежде всего, специального.

Господство традиционного взгляда на образование в купеческой среде объяснялось, прежде всего, тем, что пополнение его рядов шло за счет крестьянства.

Осознание необходимости образования приходило к купечеству постепенно. Только к середине XIX в. в рядах русского купечества, прежде всего фабрикантов, стали понимать необходимость знаний для своих детей. Беззаботное детство купеческих детей сменялось необходимостью "образовываться".

Купечество, вовлеченное в производственную сферу, постепенно накапливало практические знания не только через свою деятельность, но и путем самообразования. Часто, получив минимальное образование, и занявшись торгово-промышленной деятельностью, купцы могли совершенствоваться только этим путем. Некоторые купеческие сыновья уже в первой трети XIX в. стремились к самообразованию, понимая недостаточность своих знаний.

И все же, в менталитете купечества, несмотря на существенные изменения относительно интеллектуального труда, сохранялась присущая русскому человеку противоречивость. В купеческих семьях, порой, уживались совершенно противоположные устремления — одни дети получали университетское образование, другие же оставались малограмотными.

Итак, несмотря на неприятие интеллектуальной деятельности, в купеческую среду начинали проникать иные ценности, чем те, которые господствовали на протяжении многих пoкoлeний. Особенно во второй половине XIX в. купеческие дети с большой охотой стали получать не только домашнее, но и университетское образование. По своему образовательному уровню они ничем не отличались от интеллигенции, а часто превосходили многих из ее представиггелей, поражая последних не только широтой своих знаний, но и жаждой деятельности.

Во второй половине XIX века часть русского купечества оказалась на вершине культурных достижений, которые несколько раньше являлись принадлежностью только лишь аристократии и части интеллигенции. Положение выровнялось.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.