Общая характеристика конституции США — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общая характеристика конституции США

2021-03-17 214
Общая характеристика конституции США 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение. 3

Общая характеристика конституции США.. 5

Система сдержек и противовесов. 8

Общая характеристика органов государственной власти США.. 9

1. Законодательная власть. 9

2. Исполнительная власть. 10

3. Судебная власть. 12

3.1 Общая характеристика судебной системы.. 12

3.2 Федеральные суды.. 16

3.3 Специальные федеральные суды.. 19

3.4 Судебная система штатов. 19

Список использованных источников. 22

 


Введение

Конституция США – самая старая из писаных конституций. Она явилась первым в мире правовым документом, официально названным конституцией. Данная Конституция была принята Конвентом, собравшимся в Филадельфии в мае 1787 г. В работе Конвента приняли участие 55 делегатов от штатов. Цель принятия Конституции состояла в том, чтобы, осуществив право на сопротивление угнетению, свергнуть британское владычество и юридически оформить образование нового независимого государства. Конституция была принята Конвентом 17 сентября 1787 г.

Конституцию США отличает редкая устойчивость: за более чем двести лет существования она была дополнена лишь двадцатью семью поправками, большинство из которых были посвящены изменению правового статуса человека.

Конституция США 1787 г. и Билль о правах 1791 г. служат прекрасным источником познания политической и социально-экономической истории этого государства. Они принимались в переломный момент, когда старые формы регулирования метрополией общественных отношений в колониях и между ними вошли в противоречие с бурным ростом и развитием этих колоний. Старые методы и формы управления не отвечали сложившимся общественным отношениям. С оружием в руках штатам пришлось защищать свою независимость от Великобритании, доказывать свою экономическую и политическую самостоятельность и состоятельность как штатов-государств.

Но освобождение от метрополии означало формирование и развитие новых форм управления и организации государства. Как отмечал Т. Пейн, независимость Америки, рассмотренная только как отделение от Англии, была бы событием небольшого значения, если бы она не сопровождалась "революцией в принципах и практике государственного управления". Объединившись сначала под флагом Конфедерации, штаты вскоре образовали федерацию с четко продуманной, научно обоснованной системой управления.

Конституция США – самая «старая» из писаных конституций, действующих в настоящее время. Она была выработана конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787г. В ней отразились интересы социальных групп, представленных в конвенте, - рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии, т. е. слоев населения, отчетливо понимавших цели и задачи создаваемой ими конституционной системы. Состав конвента нельзя назвать достаточно представительным; из назначенных в него 74 делегатов лишь 55 участвовали в работе, ряд из них покинул конвент до его закрытия, и только 39 поставили свои подписи под текстом Основного закона. Принятая 17 сентября 1787г. Конституция была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее «законодательным собраниям штатов с тем, чтобы они представили ее на рассмотрение конвентов, состоящих из делегатов, избранных в каждом штате его народом в соответствии с решениями конвента»[1]. 21 июня 1788 года после ратификации Конституции девятым штатом (им стал Нью-Гемпшир) она вступила в силу.

Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776г. и поправки к конституции.

Точкой отсчета в развитии конституционного законодательства США с полным правом можно считать 4 июля 1776 г., когда члены Третьего Континентального конгресса, собравшегося в Филадельфии (штат Пенсильвания), подписали Декларацию независимости. Хотя сам по себе данный документ носил политический характер, впоследствии он послужил основой для нормативно правового регулирования устоев жизни в каждом штате в отдельности и всего государства в целом. Декларация независимости 1776 г. заявила о независимости от британской короны и, исходя из концепции естественных прав, закрепляла некоторые неотъемлемые права человека – на жизнь, свободу и стремление к счастью. Она впервые провозгласила коллективное право народа на восстание против угнетения (имелись в виду колониальные угнетения со стороны короны Великобритании).

Во время 1 сессии Конгресса, созванного на основании новой Конституции, был  предложен Билль о правах. Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789г. двенадцати поправок десять получили одобрение штатов 15 декабря 1791г. Эти поправки уточнили пределы полномочий Конгресса (поправка I), подтвердили принцип сохранения общей компетенции, не предоставленной федерации, за штатами (или за народом - поправка Х) и закрепили ряд прав и свобод (остальные поправки).

Поправки к Конституции США обозначаются римскими цифрами. Они не включаются в текст конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято всего 27 поправок[2].

Принятие штатами первой писанной Конституции, а затем и Билля о правах, с принятием которого Конституция стала полной и завершенной, явилось подлинной революцией в мировой политико-правовой системе.

Законодательная власть

Структура и порядок формирования конгресса США. Конгресс США состоит из двух палат: палаты представителей и сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются два кандидата: от Демократической и Республиканской партий). Избранными могут быть только граждане США, достигшие 25 лет, состоящие в гражданстве США не менее 7 лет и проживающие в том штате, где они баллотируются по избирательному округу. Сенаторы избираются сроком на 6 лет, по два от каждого штата (обычно баллотируется список из двух лиц от Демократической и от Республиканской партии).

Депутаты и сенаторы являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями.

Каждая палата создает свои руководящие и внутренние органы. Заседаниями нижней палаты руководит спикер (он всегда является представителем партии большинства), в сенате председательствует вице-президент (в период отсутствия вице-президента может быть избран также временный председатель из фракции большинства). Спикер пользуется большими полномочиями: определяет повестку дня, назначает членов согласительной комиссии при разногласиях палат, руководит вспомогательным аппаратом палаты; он вправе применять меры взыскания к депутатам и т.д. Однако голосует спикер только при равенстве голосов, тогда его голос решающий. Председатель сената, напротив, существенных полномочий не имеет.

Особую роль играет комитет всей палаты. Палата преобразует себя в комитет для обсуждения по упрощенной процедуре срочных или бесспорных законопроектов. Комитеты вправе вызывать свидетелей и заслушивать их показания, министры соответствующего профиля ежегодно представляют этим комитетам отчеты о своей деятельности. Председатели комитетов, обычно занимающие этот пост по старшинству пребывания в конгрессе, вправе создавать подкомитеты, которые обладают некоторыми полномочиями комитетов. Председатели комитетов обладают большими полномочиями: определяют повестку дня, назначают дату парламентских слушаний, докладчиков на пленарном заседании палаты по законопроектам, пользуются дисциплинарными полномочиями. Только они выступают от имени комитета перед средствами массовой информации.

В обеих палатах конгресса имеются партийные фракции большинства и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций. Кроме того, во фракциях создаются руководящие комитеты, в частности делегирующие членов фракции в те или иные специализированные постоянные комитеты, имеются партийные организаторы (“кнуты”), обеспечивающие партийную дисциплину в парламенте. Особенно велика роль лидера фракции большинства (в настоящее время в обеих палатах большинство принадлежит Демократической партии). Часто от него зависит прохождение того или иного билля (законопроекта).

При конгрессе действует множество административно-технических и вспомогательных служб.

У конгресса есть общие полномочия, которые могут быть реализованы при согласованном решении обеих палат: только так может быть принят закон, поскольку обе палаты равноправны и институт преодоления вето верхней палаты нижней палатой в США отсутствует. С другой стороны, у каждой палаты есть свои, специальные полномочия: например, палата представителей может возбудить импичмент против федеральных должностных лиц, а сенат ратифицирует международные договоры.

Конгресс работает в сессионном порядке. Ежегодно созывается одна сессия, которая длится обычно 7–8 месяцев.

Главной формой деятельности конгресса является законодательство. Законодательная инициатива принадлежит только членам обеих палат. Для ускорения прохождения закона текст законопроекта обычно вносят в обе палаты члены этих палат. Президент вправе вносить только законопроект о бюджете.

 

Исполнительная власть

Согласно конституции, исполнительную власть в федерации осуществляет президент. Он осуществляет эту власть самостоятельно, а не по совету кабинета министров, которые выполняют роль советников президента.

Под руководством президента работают различные ведомства, некоторые из них имеют более важный статус, чем министерства (например, Совет национальной безопасности). Президент непосредственно назначает множество федеральных должностных лиц.

Вице-президент замещает президента, председательствует в сенате и выполняет отдельные поручения президента.

Президент и вице-президент США избираются косвенным путем – выборщиками сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух раз. Однако несмотря на то, что 22 поправка к Конституции США устанавливает, что один и тот же человек может занимать пост президента США не более двух сроков (независимо от того, подряд или с перерывом), в случае если президент начал исполнение обязанностей с поста вице-президента в случае кончины, отставки, утраты дееспособности или импичмента предшественника, к полному сроку приравниваются 2 года и более, что давало возможность Л. Джонсону баллотироваться в 1968 году.[6]

Условия для активного избирательного права при выборах президента и вице-президента те же, что и на выборах в конгресс, но в отличие от конгресса избиратели голосуют не за кандидата, а за выборщиков президента.

Кандидат в президенты сначала выдвигается на первичных партийных выборах, на этих же выборах выдвигаются кандидатуры на национальный съезд той или иной партии. Кандидат, получивший большинство голосов в штатах, обычно выдвигается официально кандидатом в президенты на съезде партии.

После того как выборщики избраны, они голосуют за кандидатуру президента. Формально выборщик вправе голосовать за любую кандидатуру, но фактически его голосование предопределяет партийная принадлежность: выборщик – активный деятель партии своего кандидата, и от его избрания он ожидает определенных благ для себя, прежде всего должностей по службе. Поэтому, когда становится известно количество выборщиков от той или иной партии, считается, что выборы президента уже фактически состоялись. Но юридически выборщики еще должны проголосовать, и они делают это в столицах своих штатов. Документы пересылаются в Вашингтон, председателю сената. Результаты суммируются и оглашаются в присутствии членов конгресса. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков. Если ни один кандидат не получит абсолютного большинства, палата представителей избирает президента, а сенат – вице-президента из числа трех кандидатов, получивших большинство голосов выборщиков.

В общем виде конституция устанавливает, что к полномочиям президента относятся обеспечение выполнения законов и определение полномочий всех должностных лиц федерации.

Президент имеет важные полномочия по отношению к конгрессу: он обращается к нему с ежегодными посланиями о положении страны и рекомендует принятие определенных законов, созывает конгресс на чрезвычайную сессию, и имеет право отлагательного вето.

Президент назначает высших должностных лиц, послов, федеральных судей и т.д. с согласия сената. Президент руководит огромным государственным аппаратом. Он несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, представляет соответствующие документы конгрессу.

Президент США политической ответственности перед конгрессом не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента, если будет признан виновным в измене, взяточничестве, других тяжких преступлениях. Эту процедуру возбуждает палата представителей конгресса, она же формулирует обвинение, принимаемое большинством голосов общего состава палаты.

Обращаясь к вопросу о министерствах и ведомствах, стоит отметить, что конституция США не знает понятия кабинета. Он существует по обычаю. Кабинет президента США невелик, в его состав входят министры и те лица, которым президент предоставил этот ранг. Наряду с министрами большую роль в управлении государством играют руководители других ведомств; некоторые из них даже более влиятельны, чем министры (помощник президента по национальной безопасности, директор ЦРУ и др.)[7].

 

Судебная власть

Федеральные суды

Федеральная судебная система состоит из трех звеньев: районных судов, окружных судов и Верховного суда США. Кроме того, в нее входят специализированные суды. Все судьи федеральных судов назначаются президентом США с одобрения Сената.

1) Районные суды – это низшее звено федеральной судебной системы; такие суды рассматривают уголовные и гражданские дела в качестве суда первой инстанции. Районных судов по стране насчитывается; границы районов и число судов внутри них устанавливаются президентом «по совету и с согласия Сената». Практически в каждом малом штате и на территориях, присоединившихся к США, действует 1 такой суд, а в крупных – до 4. В каждый районный суд президентом с согласия Сената пожизненно назначаются от 2 до 28 судей. Председатели назначаются на семилетний срок. Если сторона в ходе рассмотрения дела представляет данное под присягой заявление с обоснованием того, что судья имеет личное предубеждение или предвзятое мнение, то такой судья подлежит замене. Ежегодно эти суды рассматривают в среднем около 250 тыс. гражданских и 40 тыс. уголовных дел.

2) Апелляционные (окружные) суды выполняют проверку решений районных судов, а также рассматривают жалобы на решения некоторых административных (квазисудебных) органов. Таких судов в стране насчитывается 13, каждый суд территориально охватывает несколько штатов и территорий. Число судей в таком суде составляет от 6 до 28, все они назначаются президентом с согласия Сената пожизненно. Дела рассматриваются в составе не менее 3 судей, 1 из которых назначается главным судьей. Особой юрисдикцией наделен Апелляционный суд федерального округа Колумбия. Апелляционные суды рассматривают в среднем около 30 тыс. дел ежегодно.

3) Верховный суд США занимает высшее место в иерархии судебных органов, а по своему положению в системе органов власти равнозначен Конгрессу и президенту. Принцип разделения властей и широкие полномочия позволяют ему, оставаясь независимым, активно влиять на деятельность законодательных и исполнительных органов федерации и штатов. Подобно Конгрессу и президенту Верховный суд постоянно открывает свои «подразумеваемые полномочия», что существенно расширяет его компетенцию и усиливает роль в обществе. Верховный суд состоит из 9 судей (1 из них – главный), пожизненно назначаемых президентом «по совету и с согласия Сената». Сместить судью Суда, как и других судей федеральных судов, можно с помощью процедуры импичмента. Этим обеспечивается независимость судей высшего судебного органа, общественное положение которых выше положения членов Конгресса и министров.

В отличие от многих зарубежных судов такого уровня внутри Верховного суда США не предусмотрены коллегии, вследствие чего все судьи участвуют в рассмотрении каждого дела; от перегруженности Суд спасает так называемая письменная форма рассмотрения дела, когда Суд обходится без вызова сторон, допроса свидетелей и прочих действий, затягивающих процесс. Решения принимаются по большинству голосов и носят окончательный характер; в случае несогласия с большинством судья вправе опубликовать свое особое мнение. Исключительно велика дискреционная власть Суда – право принимать дела к своему производству по усмотрению (когда найдет в деле «федеральный вопрос принципиального значения»). Суд тщательно избегает дел, по которым решение спора относится к прерогативам законодательных или исполнительных органов.

Верховный суд – высшая апелляционная инстанция, проверяющая приговоры и решения нижестоящих судов по вопросам как права, так и факта. В то же время он выступает в качестве суда первой инстанции по всем спорам между штатами, по делам послов, посланников, консулов иностранных государств, по спорам между США и штатом, по делам, возбуждаемым штатом против граждан другого штата и иностранцев. Число дел, которые Верховный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции, в целом невелико. Всего Суд получает ежегодно около 4 тыс. дел, а рассматривает примерно 150-200.

Верховный суд принимает к рассмотрению дела в 3 процедурах:

1) в порядке апелляции, т. е. когда в Суд обращается сторона, полагающая, что ее дело содержит «федеральный вопрос», поскольку нижестоящий суд ошибочно признал (или не признал) неконституционным какой либо закон в связи с гражданским иском или судебным преследованием;

2) в порядке истребования – на основании петиции стороны, указывающей на основания для принятия Судом апелляции к рассмотрению;

3) в порядке «удостоверения», когда в Верховный суд обращается апелляционный суд, желающий в процессуальной форме получить разъяснение по конкретному правовому вопросу в связи с конкретным делом.

Наиболее значительными по своему резонансу являются решения Верховного суда, связанные с признанием неконституционности законов или административных актов. И хотя таких решений не так много, судебный контроль оказывает большое профилактическое влияние на другие ветви власти и создает у граждан уверенность в защищенности своих конституционных прав. Решения о неконституционности законов могут выносить и нижестоящие суды, но Верховный суд США обладает правом их пересмотра.

Необходимость появления конституционного контроля обусловлена тем, что практически сразу же после принятия Конституции выяснилось, что Конгресс не в состоянии обеспечить принятие законов, которые при всех условиях и во всем соответствовали бы Конституции. Между тем Конституция прямо не предусматривала создание механизма, который помогал бы исправлять соответствующее положение в случае его возникновения. И тогда Верховный суд США (1803 г.) взял на себя (впервые в истории конституционного права) функцию проверки законов с точки зрения их соответствия Конституции США.

Конституционный контроль в США, следовательно, основан на обычае, он не имеет законодательной основы, но тем не менее признается важнейшим принципом конституционной системы. Верховный суд США вправе проверять конституционность законов только при рассмотрении конкретного дела (это так называемый конкретный контроль, отличающийся от абстрактного контроля, осуществляемого в ряде стран вне связи с возникновением в суде конкретного спора). Проверка подчинена целям охраны конституционных прав и свобод того или иного человека (гражданина), если какое либо право затрагивается (ограничивается или умаляется) тем или иным законом. Верховный суд США не дает предварительных заключений на рассматриваемые Конгрессом законопроекты (такой институт, однако, существует в некоторых штатах).

Следовательно, конституционный контроль не отвергает исключительного права Конгресса принимать законы, и любой закон может долго действовать, пока какое то лицо не поставит перед Судом вопроса о его неконституционности в связи с нарушением своих конституционных прав, а Суд не согласится с этим. Но если Верховный суд США признает закон или какую либо его часть неконституционными, то это означает прекращение действия данного закона или соответствующей его части, и ни один суд страны не примет больше иска, основанного на таком законе.

При окружном суде создается совет для принятия административных решений и для обеспечения равномерной загруженности судей. На уровне всей страны действует Судейская конференция во главе с председателем Верховного суда США, которая обсуждает вопросы судоустройства и выдвигает предложения по изменению законодательства. Верховным судом создается также Административная служба федеральных судов, которая призвана обеспечивать деятельность судов.

 

Судебная система штатов

Такая система в каждом штате создается на основе конституции этого штата и актов законодательного собрания, вследствие чего судебные системы штатов очень отличаются одна от другой: иногда говорят, что их в стране насчитывается 50. Именно в судах штатов рассматривается подавляющее большинство всех уголовных и гражданских дел в стране. В компетенцию судов штатов входят все гражданские дела и дела о преступлениях, нарушающих законы штатов.

Общей чертой судебной системы в каждом штате является то, что она состоит из нескольких инстанций (трех или четырех).

1. Низшие суды (мировые суды, суды магистратов, полицейские суды, суды мэрии и др.) рассматривают мелкие уголовные и гражданские дела. Мировые судьи в сельской местности, судьи при полицейских участках и магистраты являются выборными (на 2-3 года) и часто оказываются лицами, не имеющими юридического образования; они удостоверяют некоторые документы, регистрируют браки и т. д. Но они вправе приговорить обвиняемого к штрафу или лишению свободы на короткий срок, а при необходимости выдать ордер на арест или передать дело в вышестоящий суд.

2. Суды первой инстанции (суды графств, округов, городские суды и др.) рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел. Эти суды часто избираются населением и состоят из квалифицированных юристов. Рассмотрение дел происходит с участием присяжных (обычно 12 членов).

3. Апелляционные суды (иногда именуемые промежуточными) действуют в крупных штатах и выполняют надзорную функцию по отношению к нижестоящим судам. Эти суды часто рассматривают дела о выборах, правильность которых оспаривается. Иногда решения носят окончательный характер и обжалованию не подлежат. Суд состоит из трех девяти судей, избираемых населением или назначаемых губернатором на 7–14 лет.

4. Высшие (верховные) суды именуются по разному, но всегда являются высшей судебной инстанцией штата. Они состоят из 3–16 судей (обычно 7), назначаемых губернатором с одобрения сената данного штата на срок 6–14 лет (иногда пожизненно, пока «ведут себя безупречно»). Эти суды обладают апелляционной юрисдикцией по отношению к решениям нижестоящих судов (обычно по существу рассматриваются только дела, сторона которого штат).

Верховные суды штатов обладают правом конституционного надзора. Они часто дают окончательное заключение о конституционности (по отношению к конституции своего штата) законопроектов, поступающих в законодательные органы (легислатуры) штатов, или актов высших исполнительных органов. Заметим, что у Верховного суда США нет аналогичного права по отношению к актам федеральных органов власти (вернее, он сам отказался признать его за собой). Верховный суд штата может объявить любое положение конституции и закона штата недействительным при противоречии федеральной Конституции.

В штатах также действуют специальные суды (по делам о завещаниях, о сиротах, о наследстве и опеке, земельные суды, суды по семейным делам и др.).

Сложные судебные системы в штатах, изобилующие столь же сложными правилами судопроизводства и накоплением значительного массива судебных прецедентов, порождают критику со стороны общественности, иногда приводящую к частичным реформам[9].

Оглавление

Введение. 3

Общая характеристика конституции США.. 5

Система сдержек и противовесов. 8

Общая характеристика органов государственной власти США.. 9

1. Законодательная власть. 9

2. Исполнительная власть. 10

3. Судебная власть. 12

3.1 Общая характеристика судебной системы.. 12

3.2 Федеральные суды.. 16

3.3 Специальные федеральные суды.. 19

3.4 Судебная система штатов. 19

Список использованных источников. 22

 


Введение

Конституция США – самая старая из писаных конституций. Она явилась первым в мире правовым документом, официально названным конституцией. Данная Конституция была принята Конвентом, собравшимся в Филадельфии в мае 1787 г. В работе Конвента приняли участие 55 делегатов от штатов. Цель принятия Конституции состояла в том, чтобы, осуществив право на сопротивление угнетению, свергнуть британское владычество и юридически оформить образование нового независимого государства. Конституция была принята Конвентом 17 сентября 1787 г.

Конституцию США отличает редкая устойчивость: за более чем двести лет существования она была дополнена лишь двадцатью семью поправками, большинство из которых были посвящены изменению правового статуса человека.

Конституция США 1787 г. и Билль о правах 1791 г. служат прекрасным источником познания политической и социально-экономической истории этого государства. Они принимались в переломный момент, когда старые формы регулирования метрополией общественных отношений в колониях и между ними вошли в противоречие с бурным ростом и развитием этих колоний. Старые методы и формы управления не отвечали сложившимся общественным отношениям. С оружием в руках штатам пришлось защищать свою независимость от Великобритании, доказывать свою экономическую и политическую самостоятельность и состоятельность как штатов-государств.

Но освобождение от метрополии означало формирование и развитие новых форм управления и организации государства. Как отмечал Т. Пейн, независимость Америки, рассмотренная только как отделение от Англии, была бы событием небольшого значения, если бы она не сопровождалась "революцией в принципах и практике государственного управления". Объединившись сначала под флагом Конфедерации, штаты вскоре образовали федерацию с четко продуманной, научно обоснованной системой управления.

Конституция США – самая «старая» из писаных конституций, действующих в настоящее время. Она была выработана конвентом, заседавшим при закрытых дверях в Филадельфии с 14 мая по 17 сентября 1787г. В ней отразились интересы социальных групп, представленных в конвенте, - рабовладельцев, земельной аристократии, крупной буржуазии, т. е. слоев населения, отчетливо понимавших цели и задачи создаваемой ими конституционной системы. Состав конвента нельзя назвать достаточно представительным; из назначенных в него 74 делегатов лишь 55 участвовали в работе, ряд из них покинул конвент до его закрытия, и только 39 поставили свои подписи под текстом Основного закона. Принятая 17 сентября 1787г. Конституция была передана в Континентальный конгресс, который 28 сентября направил ее «законодательным собраниям штатов с тем, чтобы они представили ее на рассмотрение конвентов, состоящих из делегатов, избранных в каждом штате его народом в соответствии с решениями конвента»[1]. 21 июня 1788 года после ратификации Конституции девятым штатом (им стал Нью-Гемпшир) она вступила в силу.

Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776г. и поправки к конституции.

Точкой отсчета в развитии конституционного законодательства США с полным правом можно считать 4 июля 1776 г., когда члены Третьего Континентального конгресса, собравшегося в Филадельфии (штат Пенсильвания), подписали Декларацию независимости. Хотя сам по себе данный документ носил политический характер, впоследствии он послужил основой для нормативно правового регулирования устоев жизни в каждом штате в отдельности и всего государства в целом. Декларация независимости 1776 г. заявила о независимости от британской короны и, исходя из концепции естественных прав, закрепляла некоторые неотъемлемые права человека – на жизнь, свободу и стремление к счастью. Она впервые провозгласила коллективное право народа на восстание против угнетения (имелись в виду колониальные угнетения со стороны короны Великобритании).

Во время 1 сессии Конгресса, созванного на основании новой Конституции, был  предложен Билль о правах. Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789г. двенадцати поправок десять получили одобрение штатов 15 декабря 1791г. Эти поправки уточнили пределы полномочий Конгресса (поправка I), подтвердили принцип сохранения общей компетенции, не предоставленной федерации, за штатами (или за народом - поправка Х) и закрепили ряд прав и свобод (остальные поправки).

Поправки к Конституции США обозначаются римскими цифрами. Они не включаются в текст конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято всего 27 поправок[2].

Принятие штатами первой писанной Конституции, а затем и Билля о правах, с принятием которого Конституция стала полной и завершенной, явилось подлинной революцией в мировой политико-правовой системе.

Общая характеристика конституции США

Действующая ныне Конституция США была разработана филадельфийским Конвентом и принята в 1787 г. Ее целью было создание системы органов государственной власти федерального государства, вследствие чего в ней поначалу отсутствовало закрепление прав и свобод граждан. Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, исполнительная – президенту США, судебная – Верховному суду США. По форме правления США являются президентской республикой, по форме государственного устройства – федерацией. Преамбула Конституции указывает на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы.

Конституция США относится к числу жестких, так как она изменяется в более сложном порядке, чем обычные законы. Поправки и дополнения к ней могут быть приняты либо 2/3 голосов членов обеих палат Конгресса, либо Конвентом, созываемым по требованию 2/3 законодательных собраний штатов. Поправки и дополнения вступают в силу после того, как будут ратифицированы 3/4 законодательных собраний штатов, либо 3/4 конвентов, специально созываемых с этой целью в штатах. Конгресс обычно устанавливает сроки ратификации; поправка, не ратифицированная в течение этого срока, считается отклоненной (такие случаи встречались). За 200 с лишним лет, прошедших со времени принятия Конституции, Конгрессу было предложено несколько тысяч поправок, но приняты и вошли в силу только 27. Это дает основание рассматривать институты Конституции США как достаточно продуманные и устойчивые.

Приспособление столь старого конституционного текста к меняющимся условиям жизни в основном происходит благодаря широкому толкованию Конституции Верховным судом США, что оправдывается распространенной в литературе концепцией «живой конституции».

Широкие полномочия и обязательность решений Верховного суда превращают Суд в фактического конституционного законодателя. Толкованию подвергаются как Конституция, так и законы, оно носит не абстрактный характер, а осуществляется в связи с рассмотрением конкретного судебного дела. При этом у Верховного суда нет никаких единых правил толкования, оно сводится к требованию точно следовать букве Конституции или к стремлению вложить в понимание той или иной правовой нормы новое содержание, соответствующее представлениям судей о социальных изменениях, изменившемся балансе интересов и других явлениях нового опыта. Разумеется, такой подход раздвигает рамки Конституции, но и постоянно актуализирует ее содержание.

В Конституции отсутствует какое либо указание на капиталистический или иной характер общественного строя. Считается, что в этом нет необходимости, поскольку общество образуется из свободных людей, обладающих неотъемлемыми правами и совершающих любые не запрещенные законом действия. Совокупность этих прав и деятельности как раз и образует общественный строй, любая конституционная характеристика которого означала бы идеологическое принуждение людей к конкретному поведению, что отрицало бы их свободу[3].

Структура Конституции достаточно проста. Конституция США – сравнительно краткий документ, который состоит из преамбулы, 7 статей (имеющих деление на разделы) и 27 поправок.

В преамбуле говорится о том, что Конституцию принимает народ, и перечислены цели, к достижению которых стремились при ее принятии. Она не признается судами и американской доктриной за составную часть Основного закона, а рассматривается только с точки зрения источника, от которого она исходит, и целей, ради которых она выработана.

Статья I содержит положения о Конгрессе США, включая порядок формирования палат, требования к депутатам и сенаторам, вопросы их вознаграждения, некоторые аспекты организации и деятельности палат и законодательного процесса и разграничения компетенции между федерацией и штатами.

Статья II посвящена в основном исполнительной власти, которая осуществляется Президентом США, и включает положения о порядке его избрания, полномочиях и процедуре импичмента.

Статья III содержит положения о судебной власти (преимущественно Верховному суду США).

Статья IV направлена на некоторую унификацию федеральной системы: признание актов, официальных документов и судебных решений, принятых в одном штате, другими штатами, право граждан одного штата на все льготы и привилегии граждан других штатов, а также вопросы выдачи граждан одного штата правосудию другого и разграничение юрисдикции штатов. Кроме того, в ней устанавливается право федерации на прием других штатов, права Конгресса США на распоряжение территорией и другой собственностью США, гарантирование федерацией республиканской формы правления.

Статья V регулирует вопросы изменения Конституции.

Статья VI содержит нормы о признании долгов и обязательств Конфедерации, статусе Конституции как правового акта и разрешении противоречий между федеральной Конституцией и законами в пользу первой, а также присяге должностных лиц.

Статья VII определяет порядок ратификации данной Конституции и сообщает о принятии ее Конвентом.

Таким образом, в Конституции была сформирована структура будущей государственности, очерчены ее важнейшие составляющие – взаимоотношения трех ветвей власти и основы федеративного устройства, причем это было сделано настолько основательно и гибко, что позволило использовать данный правовой инструмент в самых разных политических и исторических условиях в течение более чем двух столетий[4].

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.096 с.