Место туризма в экономике страны — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Место туризма в экономике страны

2021-03-17 70
Место туризма в экономике страны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Туристическая отрасль приобретает все большее значение для развития экономики и социальной сферы в Украине, стремительно интегрируется в мировую туристическую индустрию. Приоритетное направление развития въездного и внутреннего туризма является важным фактором для повышения уровня жизни в Украине, создания дополнительных рабочих мест. Пополнения валютных запасов государства и повышения его авторитета на международной арене.

Развитие туризма в Украине существенно влияет на такие секторы экономики, как транспорт, торговля, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров широкого употребления, и является одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

В свою очередь важными факторами развития туристической отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный потенциал страны [1, с.93].

В 2006 году действующими были 5356 лицензий на осуществление туристической деятельности, из них туроператоров- 2142 и турагентов-3214, то есть 40% и 60%.

Туристические услуги фактически осуществляли 3818 лицензиатов, из них: туроператров-1589 и турагентов-2229, то есть 42% и 58%.

Приоритетными видами деятельности туроператоров и турагентом в 2006 году, остается внутренний и выездной туризм. В целом по Украине на внутренний туризм было 48% туристов, обслуженных лицензиатами. На выездной туризм-38% и въездной-14%.

В 2002-2003 г.г. турфирмы Украины отдавали преимущество в работе по въездному туризму, который по численности потока превышал выездной туризм. Одной из причин таких структурных перемен является снижение мотивации туроператоров к привлечению иностранцев в Украину вызвано отменой в 2005 году нулевой ставки НДС на услуги украинских туроператоров нерезидентам. Негативное влияние от этого наблюдается второй год подряд: в 2005 году туроператоры привлекли на 25% меньше иностранных туристов, а в 2006-на 6% меньше[2, с.11].

В то же время дальнейшее развитие туризма тормозится[1, c.93-94]:

-отсутствием целостной системы государственного управления туризмом в регионах;

-подчиненностью заведений размещения туристов, санаторно-курортных, оздоровительных и рекреационных заведений, которые предоставляют туристические услуги, различным министерствам, другими центральными органами исполнительной власти;

-нечетким определением в законодательстве принадлежности предприятий гостиничного хозяйства к предприятиям, которые предоставляют туристические услуги;

-несовершенством нормативно-правовой базы;

-недостаточностью методической, организационной, информационной и материальной поддержки субъектов предпринимательства туристической отрасли со стороны государства;

-медленными темпами роста объемов инвестиций в развитие материальной базы туризма;

-отсутствием соответствующих объектов для развития туристической деятельности в сельской местности;

-несоответствием подавляющего большинства туристических заведений международным стандартам;

-тенденцией сокращения количества предприятий гостиничного хозяйства;

-неудовлетворительным состоянием туристической, сервисной и информационной инфраструктуры в зонах автомобильных дорог и международных транспортных коридоров;

-отсутствием инновационных проектов и научных исследований по вопросам развития перспективных видов туризма;

-недостаточной обеспеченностью туристической отрасли высококвалифицированными специалистами;

-недостаточностью государственной поддержки и комплексного подхода к рекламированию национального туристического продукиа на внутреннем и международном рынке туристических услуг;

    -несовершенством базы данных, касающейся объектов туристической сферы.

Выполнение курсовой работы ставит своей целью изучение туристической деятельности и оценку ее эффективности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    - определить место туризма в экономике страны;

    - провести мониторинг работы туристического предприятия ЗАО «Спутник-Донецк»;

    - определить пути управления туристической деятельности ЗАО «Спутник-Донецк».

    Объектом исследования данной курсовой работы выступает деятельность туристического предприятия ЗАО «Спутник-Донецк».

    Предметом исследования является процесс управления туристической деятельностью ЗАО «Спутник-Донецк».


Динамика развития туризма

Развитие туристической и курортной сферы Украины в 2006 году имело позитивную динамику: увеличились объемы въездного (иностранного) и внутреннего туризма, увеличилась эффективность хозяйственной деятельности предприятий и продуктивность труда.

Однако, темпы роста в 2006 году замедлились по сравнению с предыдущими годами. Одна из причин, которая стала причиной замедления развития, лежит в отсутствии государственного финансирования отросли на протяжении 2005-2006 годов. В дальнейшем поэтапность и интенсивность развития отрасли будет зависеть от комплексной и планомерной реализации стратегии создания конкурентоспособного Украинского турпродукта, его развернутой рекламы на внутреннем и внешнем рынках, внедрение увеличения эффективности использования рекреационных ресурсов путем внедрения инноваций, привлечение инвестиций, внедрение комплексного подхода к развитию туризма и курортов на региональном уровне.

Приоритетными видами туризма страны являются внутренний и въездной туризм, которые характеризуются такими показателями.

 

Внутренний туризм

На протяжении 2006 года насчитывалось 3 164 учреждения, из них 610 не работали по разным причинам. Фактически предоставляли услуги 2 554 учреждения, которыми оздоровлено 2.7 млн. украинцев, что на 2.3% больше, чем в 2005 году. 21% оздоровленных приходится на учреждения АР Крым.

За 2006 год общее количество учреждений уменьшилось на 81 единицу в основном за счет сокращения количества домов отдыха, которые работали больше года. Сократилось количество санаториев – профилакториев на 14 домов и пансионатов отдыха на 20, баз и других учреждений отдыха на 40.

В то время, несмотря на сокращение количества учреждений, их общая максимальная вместимость в прошлом году увеличилась на 2.7 млн. мест. В противовес этому, число целогодовых мест уменьшилось на 1.4 тис. Это говорит о том, что большинство основных фондов эксплуатируется только в летний период. Поэтому потенциал рекреационных ресурсов используется не на полную мощность.

Кроме того,  при большом спросе на санаторно-курортные услуги как на внутреннем так и на внешнем рынках, в течение 2006 года количество отдыхающих в этих учреждениях остается на уровне 2005 года. При этом, в 2006 году не работали 610 учреждений или 19%, это 49 тыс. место-дней или 7% общего фонда. По функциональному предназначению большинство из этих учреждений это базы отдыха – 76%. Значительная часть номерного фонда санаториев, здравниц находится в неудовлетворительном состоянии. Наиболее распространенной причиной простаивания является отсутствие средств на эксплуатацию учреждения – 48% случаев.

Среднегодовая загруженность отечественных санаторно-курортных учреждений в 2006 году составила 41%. Мировой опыт свидетельствует, что этот показатель должен быть выше чем 68%. Итак, интенсивность использования материально–технической базы комплекса санаторно-курортных учреждений Украины остается низкой и поэтому не обеспечивает эффективность отрасли к комплексному обновлению основных фондов на уровне современных требований и основных стандартов.

В течение 2006 года работали 18,2 тыс. детских оздоровительных учреждений (лагерей). Однако их количество сократилось в 2006г. по сравнению с 2005г. на 0,7%, что составило 128 учреждений. Общая вместимость детских оздоровительных учреждений в 2006 году уменьшилась на 4,9 тыс. мест или на 2,1%. Оздоровлено 2,1 млн. детей, что на 2,6% меньше чем в 2005 году.

На первом месте по количеству оздоровленных детей находятся учреждения Одесской области (7,4% от общего числа оздоровленных детей), на втором – АР Крым (6,8%)на третьем – Донецкая область (6,5%).

На протяжении 2006 года украинские отели обслужили около 3,5 млн. украинцев.

Большая часть внутренних туристов приходится на отели активные по туризму регионы: г. Киев, АР Крым, Львовская, Одесская, Запорожская области.

Функционировали около 12 тыс. предприятий гостиничного хозяйства 68% из них находится в частных руках, 17% - в коммунальной, и 15% - в государственной.

Не смотря на то, что десятки современных гостиниц строятся ежегодно, большая часть номерного фонда находится в неудовлетворительном состоянии и поэтому используется неэффективно – в среднем за год загруженность отелей составляет 33%.

Мы видим, что потенциал рекреационных ресурсов Украины используется не на полную мощность. Об этом свидетельствует уменьшение количества учреждений размещения, а также неизменное количество отдыхающих в 2005г. и в 2006г. Если и дальше будет происходить такая ситуация, то Украину перестанут посещать туристы, поэтому необходимо принимать меры для повышения посещаемости страны.  

В 2006 г. Украину посетили 21,7 млн. иностранных туристов, что на 7% или на 1,3 млн. больше чем в 2005 году.       

Рис. 1. Динамика въездного туризма

 

              

                 

 

Рис. 2. Темпы прироста туристов, %

 

Прирост въездного потока обеспечен увеличением частных поездок. В тоже

 

 

время число служебных поездок остается на одном уровне три года подряд, а познавательный туризм, культурные и религиозные поездки уменьшаются по своему объему, начиная с 2004 г.

Структура въездного потока туристов несколько изменилась: часть организованного туризма уменьшилась с 12% в 2005 году, до 7% в 2006 году, часть частных путешествий увеличилась с 82% в 2005 году до 88% в 2006 году.

Табл. 1. Структура въездного потока туристов

Виды туризма Кол-во тыс. чел. Темпы роста, %
  Служебная, деловая, учеба 1041,4     5
Туризм, религиозная, культурный и спортивный обмен (организованный туризм)   1260,0   7
Частная, другая 16598,9 88

Табл. 2. Прирост \ сокращения въездного турпотока по мотивациям

 

  Вида мотиваций Прирост \ сокращения, тыс. чел. Прирост \ сокращения,         %
  Служебная, деловая, учеба   +1,4     +0,1
Туризм, религиозная, культурный и спортивный обмен (организованный туризм)   -870,0     -41
  Частная, другая   +2142,1     +15

 

Уменьшение количества организованных туристов произошло за счет таких стран: Молдавия (на 81%), Венгрия (на 71%), Россия (на 69%), Словакия (на 43%), Польша (на 31%), Узбекистан (на 18%).  

 

Табл. 3. Структура въездного потока по стране происхождения

 

Страна происхождения Количество тыс. чел. Уменьшение потока, %
  Страны СНГ   11,9     63 общего въездного потока
  Страны ЕС   6,3     33
  Остальные страны   0,6     4

 

 

 

 

В течении 2006 года туристы со стран ЕС посещали страну меньше, чем в 2005 году – на 0,02% или на 1,0 тыс. чел. (за счет сокращения потока из Венгрии в 1,7 раза по всем мотивациям). Численность туристов из стран СНД увеличилось на 9% или на 1002,6 тыс. чел.

Наибольший прирост потоков обеспечения из соседних стран: из России на 380,0 тыс. чел., Белоруссии на 285,1 тыс. чел., из Молдавии 275,0 тыс. чел.

 

Рейтинг 10 главных стран въездного туризма:

 

2006 год

2006/2005

  чел.   Доля, % Темп прироста,% Абсолютное изменение, тыс. чел.
Всего въездных туристов 18900263 100 +7,2 1269503
Россия 6423850 34 -5,9 -380021
Польша 3977938 21 -12,3 -488905
Молдавия 3055833 16 -0,9 -274953
Беларусь 2126839 11 -13,4 -285056
Венгрия 1158771 6 69,0 798937
Словакия 505480 3 -36,3 -183503
Румыния 348157 2 -53,5 -186209
Германия 214389 1 -11,6 -24843
США 111446 1 -34,5 -38400
Италия 62943 0,3 25,2 -15861

 

Въездной туризм

 

В течение 2006 года въездной турпоток увеличился на 3% или на 421,6 тыс. человек (за счет частных путешествий), в сравнении с 2005 годом и составил 16,9 млн. чел. [2,.8-11].

Итак, мы видим, что в 2006г. увеличилось число частных посещений Украины, что является положительным фактором и свидетельствует о все большем интересе жителей других стран к нашей. Однако, мы также видим, что познавательный туризм, культурные и религиозные поездки уменьшаются по своему объему уже не первый год, а это значит, что туристы приезжают в Украину только с целью отдыха, преимущественного летнего. Необходимо заинтересовать приезжающих, создать необходимую рекламу, для привлечения туристов в сферу данных направлений туризма, поскольку Украина обладает ими в достаточной мере.

 

Табл.3. Динамика показателей деловой активности

№ п\п

Наименование показателей

Методика расчетов

годы

Темп роста,

%

2005 2006
  1 Коэффициент оборачиваемости активов 1,2 1,2 0
  2 Период оборачиваемости активов 300,0 300,0 0
3 Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности 23,5 33,6 +43
  4 Период оборачиваемости дебиторской задолженности 15,3 10,7 -30,1
  5 Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности 49,0 41,3 -15,7
  6 Период оборачиваемости кредиторской задолженности 7,3 8,7 +19,2

 

В 2005г. предприятию, чтобы получить чистый доход в сумме 377,6тыс. грн. необходимо было вложить имеющиеся оборотные активы в течение года практически один раз, при этом скорость обращения составила 10 месяцев, также предприятие сделало в 2006г. для получения дохода в объеме 539,4тыс. грн.

 Для получения той же самой суммы чистого дохода, предприятие использовало дебиторскую задолженность в течение 2005г. почти 24 раза, скорость обращения при этом составила почти 15 дней, а для получения суммы чистого дохода 2006г., ЗАО «Спутник-Донецк» использовало дебиторскую задолженность 34 раза со скорость обращения – почти 11 дней.

 В 2005г. предприятию, чтобы получить  чистый доход в сумме 377,6тыс. грн. необходимо было использовать заемные средства 49 раз, при этом скорость обращения составила практически 7 дней, а в 2006г. предприятие для получения чистого дохода в объеме 539,4тыс, грн. Использовало заемные средства 41 раз, при этом скорость обращения почти 9 дней.

Для оценки эффективности труда предприятия полученный им результат (валовый доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Сопоставление прибыли с затратами означает рентабельность, или норму рентабельности.

Коэффициенты рентабельности (R) позволяют определить эффективность вложения средств и рациональность их использования.

 

Табл. 4 Динамика показателей рентабельности

№ п\п

Наименование показателей

Методика расчетов

годы

Темп роста,

%

2005 2006
  1 Коэффициент рентабельности деятельности предприятия 30 42 +40
2 Коэффициент рентабельности продукта 42 64 +52,2
3 Коэффициент рентабельности активов 29 54 +86,2
   4 Коэффициент рентабельности собственного капитала 30 52 +73,3

 

В 2006г. ЗАО «Спутник-Донецк» стало более рентабельным по сравнению с 2005г. - это означает, что вложенные активы используются рационально и эффективно.

Проведенный анализ финансового состояния ЗАО «Спутник-Донецк» показал, что предприятие находится в состоянии все большего роста и развития.

Предприятие может погасить свои текущие обязательства в полной мере, имея при этом огромный запас средств. Еще одним положительным моментом является то, что ЗАО «Спутник-Донецк» практически полностью независимо от внешних источников финансирования. Хотя обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами в 2006г. снизилась на 5,3% по сравнению с предыдущим годом, это не помешало ему достичь более высоких результатов. Также можно отметить и то, что в 2006г. предприятие вложило свои активы более выгодно, что сделало его в несколько раз рентабельнее.

Поэтому для  «Спутник-Донецк» целесообразно использование стратегии развития (роста), которая является наиболее привлекательной как для самого предприятия, так и для его инвесторов. Она является наступательной и предполагает совокупность отдельных стадий и адекватных им промежуточных стратегий общего жизненного цикла роста, а именно, начальную стратегию, стратегию проникновения, стратегию ускоренного роста и, наконец, стратегию перехода к новому витку роста, который вновь имеет начало и все последующие стадии.

ВВЕДЕНИЕ

 

Туристическая отрасль приобретает все большее значение для развития экономики и социальной сферы в Украине, стремительно интегрируется в мировую туристическую индустрию. Приоритетное направление развития въездного и внутреннего туризма является важным фактором для повышения уровня жизни в Украине, создания дополнительных рабочих мест. Пополнения валютных запасов государства и повышения его авторитета на международной арене.

Развитие туризма в Украине существенно влияет на такие секторы экономики, как транспорт, торговля, связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров широкого употребления, и является одним из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.

В свою очередь важными факторами развития туристической отрасли являются природно-рекреационный и историко-культурный потенциал страны [1, с.93].

В 2006 году действующими были 5356 лицензий на осуществление туристической деятельности, из них туроператоров- 2142 и турагентов-3214, то есть 40% и 60%.

Туристические услуги фактически осуществляли 3818 лицензиатов, из них: туроператров-1589 и турагентов-2229, то есть 42% и 58%.

Приоритетными видами деятельности туроператоров и турагентом в 2006 году, остается внутренний и выездной туризм. В целом по Украине на внутренний туризм было 48% туристов, обслуженных лицензиатами. На выездной туризм-38% и въездной-14%.

В 2002-2003 г.г. турфирмы Украины отдавали преимущество в работе по въездному туризму, который по численности потока превышал выездной туризм. Одной из причин таких структурных перемен является снижение мотивации туроператоров к привлечению иностранцев в Украину вызвано отменой в 2005 году нулевой ставки НДС на услуги украинских туроператоров нерезидентам. Негативное влияние от этого наблюдается второй год подряд: в 2005 году туроператоры привлекли на 25% меньше иностранных туристов, а в 2006-на 6% меньше[2, с.11].

В то же время дальнейшее развитие туризма тормозится[1, c.93-94]:

-отсутствием целостной системы государственного управления туризмом в регионах;

-подчиненностью заведений размещения туристов, санаторно-курортных, оздоровительных и рекреационных заведений, которые предоставляют туристические услуги, различным министерствам, другими центральными органами исполнительной власти;

-нечетким определением в законодательстве принадлежности предприятий гостиничного хозяйства к предприятиям, которые предоставляют туристические услуги;

-несовершенством нормативно-правовой базы;

-недостаточностью методической, организационной, информационной и материальной поддержки субъектов предпринимательства туристической отрасли со стороны государства;

-медленными темпами роста объемов инвестиций в развитие материальной базы туризма;

-отсутствием соответствующих объектов для развития туристической деятельности в сельской местности;

-несоответствием подавляющего большинства туристических заведений международным стандартам;

-тенденцией сокращения количества предприятий гостиничного хозяйства;

-неудовлетворительным состоянием туристической, сервисной и информационной инфраструктуры в зонах автомобильных дорог и международных транспортных коридоров;

-отсутствием инновационных проектов и научных исследований по вопросам развития перспективных видов туризма;

-недостаточной обеспеченностью туристической отрасли высококвалифицированными специалистами;

-недостаточностью государственной поддержки и комплексного подхода к рекламированию национального туристического продукиа на внутреннем и международном рынке туристических услуг;

    -несовершенством базы данных, касающейся объектов туристической сферы.

Выполнение курсовой работы ставит своей целью изучение туристической деятельности и оценку ее эффективности.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

    - определить место туризма в экономике страны;

    - провести мониторинг работы туристического предприятия ЗАО «Спутник-Донецк»;

    - определить пути управления туристической деятельности ЗАО «Спутник-Донецк».

    Объектом исследования данной курсовой работы выступает деятельность туристического предприятия ЗАО «Спутник-Донецк».

    Предметом исследования является процесс управления туристической деятельностью ЗАО «Спутник-Донецк».


МЕСТО ТУРИЗМА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.