Развитие принципов управления — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Развитие принципов управления

2021-03-17 74
Развитие принципов управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие принципов управления

Уже в древних цивилизациях Египта, Греции, Рима и Китая те, кто командовал войсками, осуществлял внутреннюю политику и занимался организацией религиозной жизни, нуждались в знаниях о методах эффективного управления. Такие грандиозные сооружения, как египетские пирамиды, свидетельствуют не только об инженерном мастерстве своих создателей, но и об их умении планировать и координировать работу тысяч строителей. Уже греки отделяли чисто технические знания от искусства управления, которое они считали особым ремеслом. Административный гений римлян, проявившийся в создании эффективной системы управления, превратил Рим из маленького городка в столицу огромной империи.

Религиозные организации средневековья, и прежде всего римская католическая церковь, внесли свой вклад в развитие управленческих технологий, создав исключительную по сложности иерархическую структуру, построенную по территориальному принципу. Другие основные элементы современного управления, такие как единоначалие, делегирование полномочий, исполнительная вертикаль и принцип соотношения линейных и штабных подразделений, впервые появились в военных организациях. Наконец, промышленная революция, развернувшаяся в XVIII в., характеризовалась стремительным ростом числа мануфактур, ожесточенно конкурировавших друг с другом. В конечном счете, поиски наиболее эффективной стратегии предприятия в этих условиях и привели к возникновению науки управления как академической дисциплины.

Возникновение современной теории управления часто связывают с именем Фредерика Тейлора, бывшего безусловным лидером всего движения научного менеджмента между 1883 и 1911 гг. (см. Научный менеджмент). Однако в его трудах рассматриваются прежде всего проблемы управленцев низшего звена, непосредственно взаимодействующих с рабочими.

Существует несколько подходов к классификации прин­ципов управления. Наиболее полное их толкование дается Г. Кунцем и С. О'Доннелом в книге «Принципы управле­ния: анализ управленческих функций» (шестое издание в 1981 г. было переведено на русский язык под названием «Управление: системный и ситуационный анализ управ­ленческих функций»). Авторы рассматривают десять прин­ципов планирования, пятнадцать — организации, десять — мотивации и четырнадцать — контроля.

Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов производи­тельности». Однако один из основоположников научной организации труда, создатель теории администрирования А. Файоль высказал мысль о том, что количество принци­пов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов управ­ления, во всяком случае на то время, пока практика под­тверждает его эффективность.

Пионером в разработке принципов руководства на высшем уровне был Анри Файоль, в 1916 г. описавший 5 "элементов" и 14 "принципов" менеджмента. Работы Файоля, а также тех, кто после него писал о планировании, организации и контроле - прежде всего Джеймса Муни, Алана Рейли, Лютера Гьюлика и Линдалла Урвика, - лежат в основе современной теории управления. Их работы объединяет стремление к составлению кодекса универсальных правил, на основании которых в каждом случае можно было бы принимать наилучшие управленческие решения. Эти правила воспринимались ими как нечто большее, чем просто обобщение их богатого профессионального опыта. Скорее, они верили, что формулируют законы, действующие везде и всегда, подобно законам природы.

Условно открытые ими принципы можно разделить на три группы:

1. Принципы, описывающие функции управления (Анри Файоль);

2. Общие принципы построения организационной структуры (Джеймс Муни и Алан Рейли);

3. Свод синтетических правил, объединяющих менеджмент, организацию и государственное управление (Лютер Гьюлик и Линдалл Урвик (Lyndall Urwick)).

 

Принципы конечного результата

12. Порядок

13. Постоянство (стабильность) состава персонала

14. Инициатива

Таблица 1. Принципы управления социалистическим производством

Принцип Содержание принципа
1. Демократичес­ кий централизм Централизованное руководство народным хозяйством и предоставление хозяйственной самостоятельности кол­лективам предприятий.
2. Единоначалие и коллегиальность Железная дисциплина во время труда, беспрекословное подчинение воле руководителя и коллегиальность, осно­ванная на широком участии трудящихся в управлении
3. Единство политического и хозяйственного руководства Политические задачи определяются с учетом состояния экономики, уровня и потребностей ее развития, эконо­мических законов, а хозяйствование направляется на вы­полнение планов
4. Сочетание отраслевого и территориального подходов Производство, создающее экономические условия жизни людей, управляется преимущественно отраслевыми орга­нами, а инфраструктура, определяющая социальные усло­вия жизни населения, преимущественно территориаль­ными органами
5. Плановое веде­ние хозяйства Установление на длительный период направлений, тем­пов и пропорций развития производства от предприятия до народного хозяйства в целом
6. Материальное и моральное стимулирование труда Распределение материальных благ и удовлетворение по­требностей людей по количеству и качеству затраченного ими груда с помощью материальных и моральных стиму­лов
7. Научность Построение всей системы управления производством на базе достижений науки
8. Ответствен­ность Каждый работник предприятия должен точно знать свои обязанности и права, а также за что он/она несет лич­ную ответственность
9. Подбор и расстановка кадров Подбор и распределение работников по участкам произ­водства и управления в соответствии со способностями выполнять порученную работу наиболее эффективно
10. Экономич­ность и эффек­тивность Эффективное сочетание людских и материальных ресур­сов, наиболее производительное применение труда
11. Преемствен­ ность хозяйствен­ных решений                    Принятие решений с учетом достигнутых успехов и недо­статков в решении проблем предыдущих периодов и но­вых условий и потребностей в развитии на перспективу

Новые принципы управления

Новой парадигме соответствуют сформулированные в 1990-е голы принципы управления. В них главное внимание обращается на человека как ключевой ресурс организации и на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эф­фективной работе. Отсюда – внимание к организационной куль­туре, демократизации управления, честности и доверию людям, коммуникациям, стилю руководства.

Новые принципы управления:

1. Лояльность к работающим

2. Ответственность — обязательное условие успешного управления

3. Коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали

4. Атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих

5. Долевое участие каждого работающего в общих результатах

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде

7.Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы

8.Непосредственное участие менеджеров в групповой работе — условие достижения согласованности и целостности

9.Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями
и руководителями

10. Этика бизнеса

11. Честное отношение и доверие к людям

12. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента

13. Четкое представление о месте и роли организации в будущем

14. Качество личной работы и постоянное самосовершенствование

 

 

Новые принципы управления заставили пересмотреть ряд поло­жений, касающихся проектирования и организации груда на пред­приятиях.

Так, серьезное внимание стало уделяться проблемам обогащения содержания и ротации работ, сочетанию физического труда с умственным.

Существенно расширяются сферы примене­ния групповой организации работ, в которой стимулируются и об­щие результаты и индивидуальные, учитывающие мастерство и от­ветственность каждого.

Сокращается глубина разделения работ между членами групп, широко практикуются многооперационность и взаимозаменяемость.

Координация и контроль базируются не столько на правилах и процедурах, установленных менеджера­ми, сколько на целевых установках самой группы (как части об­щей цели организации). Все это обеспечивает гибкость и быструю адаптацию к изменяющимся условиям

Развитие принципов управления

Уже в древних цивилизациях Египта, Греции, Рима и Китая те, кто командовал войсками, осуществлял внутреннюю политику и занимался организацией религиозной жизни, нуждались в знаниях о методах эффективного управления. Такие грандиозные сооружения, как египетские пирамиды, свидетельствуют не только об инженерном мастерстве своих создателей, но и об их умении планировать и координировать работу тысяч строителей. Уже греки отделяли чисто технические знания от искусства управления, которое они считали особым ремеслом. Административный гений римлян, проявившийся в создании эффективной системы управления, превратил Рим из маленького городка в столицу огромной империи.

Религиозные организации средневековья, и прежде всего римская католическая церковь, внесли свой вклад в развитие управленческих технологий, создав исключительную по сложности иерархическую структуру, построенную по территориальному принципу. Другие основные элементы современного управления, такие как единоначалие, делегирование полномочий, исполнительная вертикаль и принцип соотношения линейных и штабных подразделений, впервые появились в военных организациях. Наконец, промышленная революция, развернувшаяся в XVIII в., характеризовалась стремительным ростом числа мануфактур, ожесточенно конкурировавших друг с другом. В конечном счете, поиски наиболее эффективной стратегии предприятия в этих условиях и привели к возникновению науки управления как академической дисциплины.

Возникновение современной теории управления часто связывают с именем Фредерика Тейлора, бывшего безусловным лидером всего движения научного менеджмента между 1883 и 1911 гг. (см. Научный менеджмент). Однако в его трудах рассматриваются прежде всего проблемы управленцев низшего звена, непосредственно взаимодействующих с рабочими.

Существует несколько подходов к классификации прин­ципов управления. Наиболее полное их толкование дается Г. Кунцем и С. О'Доннелом в книге «Принципы управле­ния: анализ управленческих функций» (шестое издание в 1981 г. было переведено на русский язык под названием «Управление: системный и ситуационный анализ управ­ленческих функций»). Авторы рассматривают десять прин­ципов планирования, пятнадцать — организации, десять — мотивации и четырнадцать — контроля.

Впервые принципы рационального управления были сформулированы в 1912 г. американским менеджером Г. Эмерсоном в книге «Двенадцать принципов производи­тельности». Однако один из основоположников научной организации труда, создатель теории администрирования А. Файоль высказал мысль о том, что количество принци­пов управления неограниченно. И это верно, поскольку всякое правило занимает свое место среди принципов управ­ления, во всяком случае на то время, пока практика под­тверждает его эффективность.

Пионером в разработке принципов руководства на высшем уровне был Анри Файоль, в 1916 г. описавший 5 "элементов" и 14 "принципов" менеджмента. Работы Файоля, а также тех, кто после него писал о планировании, организации и контроле - прежде всего Джеймса Муни, Алана Рейли, Лютера Гьюлика и Линдалла Урвика, - лежат в основе современной теории управления. Их работы объединяет стремление к составлению кодекса универсальных правил, на основании которых в каждом случае можно было бы принимать наилучшие управленческие решения. Эти правила воспринимались ими как нечто большее, чем просто обобщение их богатого профессионального опыта. Скорее, они верили, что формулируют законы, действующие везде и всегда, подобно законам природы.

Условно открытые ими принципы можно разделить на три группы:

1. Принципы, описывающие функции управления (Анри Файоль);

2. Общие принципы построения организационной структуры (Джеймс Муни и Алан Рейли);

3. Свод синтетических правил, объединяющих менеджмент, организацию и государственное управление (Лютер Гьюлик и Линдалл Урвик (Lyndall Urwick)).

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.