И кладбище. Св. блаж. Ксения Петербургская была прихожанкой кладбищенской церкви. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

И кладбище. Св. блаж. Ксения Петербургская была прихожанкой кладбищенской церкви.

2021-03-17 79
И кладбище. Св. блаж. Ксения Петербургская была прихожанкой кладбищенской церкви. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  С 1732 по 1762 г. При церкви св. ап. Матфия (с 1754 г. Покровской церкви), находилось единственное на территории Петроградского района, городское православное кладбище,  на котором похоронены несколько десятков тысяч жителей Санкт-Петербурга и русских воинов, и занимало, в основном. территорию современного Матвеевского сада (Большая Пушкарская, 35)

Кладбище, по существовавшему в то время законодательству, было при церкви. Общее руководство и духовный надзор осуществлял настоятель храма. Все работы на кладбищах выполнялись артелями могильщиков, староста артели входил в состав церковного причта.

Население СПб в середине ХУШ века превышало 100000 чел, а концу ХУШ века было около 200000 чел. Смертность была высокая как среди мирных жителей, так и среди русских воинов,, много раненных, после Северной и последующих воин, смертность от инфекций, и т. п.В среднем по России в 1737-1748, смертность была ок. 1, 8 %., вопрос уточняется …. Если условно взять население СПб в середине ХУШ века ок.100000 чел. разделим на 10 кладбищ (действующих в 30-х гг.ХУШ века), получается в год минимальная смертность ок. 180 чел. на одно кладбище. За 30 лет ок. 3600 чел. Это исходя из среднестатистических цифр по стране в эти годы.- статистика по Б. Н. Миронову «Исповедный и метрический учет в имперской России») По-видимому, минимально, похоронено, учитывая сокращенные сроки использования территории кладбища, и повторные. и братские захоронения (за более чем 30 лет), не менее 5 000 чел. … (возможно, много больше).

  Ранее, до 30-х годов ХУШ века, по старинному русскому обычаю, упокоения русских воинов и мирных жителей происходило при церквях, на церковной территории

Свидетельства о нахождении кладбища при церкви св. ап. Матфия находилось в большинстве работ по истории храма св. ап. Матфия, Покровская церковь конца Х1Х века, начала ХХ вв.. 

Список оных работ дан в моей книге: По благословению высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского «История храма св. ап. Матфия (Покровская церковь)» 3 издание. СПб 2006 г. 70 с. 300 экз.; СПб, 2007 г. 60 экз. 87с; СПб 2008г. 80 с.100 экз..

Например, в Энциклопедии СПб, на Епархиальном сайте, в статье В. В. Антонова  упоминается, что «В 1732 при ней (церкви –прим. сост.) было открыто кладбище, существовавшее более 30 лет»,)

Первое свидетельство, в исторической литературе о храме было опубликовано еще в 1875 г. в статье «Церковь во имя св. ап. Матфия». Составлено описание бывшим настоятелем Матфиевской церкви протоиереем Павлом Весиным)  

«Сюда по планам военно-топографического ведомства кладбище это было довольно общирное... При рытье церковного огорода, в прежнее время, находили много камня и кирпича из бывших тут могил. Кладбище это уничтожено раньше 1768 г., как это видно из акта этого года от отдаче огорода в аренду» (Историко-статистические сведения Санкт-петербургской епархии Издание Санкт-Петербургского епархиального историко-статистического комитета вып 4. СПб 1875 г.  

  Первое свидетельство о действующем кладбище при церкви св. ап. Матфия, восходит к царице Анне Иоанновне, - об утверждении 4 кладбищ в СПб, среди которых, городское кладбище при Матфиевской церкви, упомянуто на первом месте.

«В книге Михневича "Петербург весь на ладони" на стр.171 сказано, что при Анне Иоанновне по докладу Синода повелено было хоронить умерших не иначе как на вновь учрежденных кладбищах на Петербургской стороне у церкви Св. Матвея, на Московской стороне против Охтенских слобод, на Васильевском острове и в Б. Охте». (http://civ.icelord.net/read.php?f=3&i=49423&t=49034#REPLY

Кладбище действовало при Елизавете Петрове, и только после воцарения Екатерины Великой, захоронения на кладбище были закрыты., но еще. в Х1Х веке на церковном огороде находили надгробья.

Судя по фотографии разрушенного храма, и по фотографиям церкви 1910 г. деревья были посажены дважды, в  конце Х1Х века, после очередной перестройки Церкви св. ап. Матфия, Покровская церковь, в 1860 и в 1890-х гг.Х1Х в. и после Блокады города…сразу после войны.

Кладбище занимало территорию нынешнего Матвеевского сада, (см. планы 1737, 1741, 1753 г… все планы предоставляются на СД, посвященное утраченому храму).

. При анализе карт за три века обнаруживается неизменяемость границ церковной территории, в этих же границах и были произведены захоронения на кладбище (совр. территория Матвеевского сада)

 

Кладбище было городским, и принадлежало церкви св. ап. Матфия и Покрова Пресвятой Богородицы. Молитва за почивших отец и братьев наших здесь лежащих, непрерывно велась в Покровско-Матвеевской церкви с 1720 г.

   Известны имена членов клира церкви св. ап. Матфия, которые могли быть упокоены на Матфиевском кладбище

 

Священники:

Иаков             (Данилов, ок.1740),

Иаков             (Рыковский,1744),

Федот             (Павлов, 1759),

 

Дьяконы:

Иоанн               (Алексеев,1729),

Кирилл             (Афанасьев, 1759),

 

Просфорня:

Параскева           (Никифорова, 1760)

 

Старосты:

Семен                  (Безсонов,1730-е годы),

Иван                    (Сошников, 1760),

 

На кладбище до 1762 г. похоронены также офицеры, именами которых названы улицы старого прихода Матфиевской церкви, название многих улиц сохранилось до сегодняшнего дня.

.

   12. Св. блаж. Ксения Петербургская и приходское кладбище церкви св. ап. Матфия. Гипотеза о поиске родственников Андрея Федоровича и место его упокоения.

О св. блаж. Ксении Петербургской:

  По законодательству ХУШ века, до 60-х годов, умершие члены прихода упокоиваются на своем приходском кладбище.

  Отмечу, что св. блаж. Ксения Петербургская была прихожанкой именно кладбищенной церкви св. ап. Матфия и ея муж, Андрей Федорович Петров, по современным в то время уложениям, должен быть похоронен на приходском кладбище св. ап. Матфия.

  Об этом говорит и то, что вся последующая жизнь блаженной проходила в приходе св. ап. Матфия, рядом с местом упокоения мужа.

   Большинство Петровых в СПб, часть родственников Андрея Федоровича Петрова, в середине ХУШ века жило около Матфиевской церкви. И похоронено там же на кладбище        

   Поиски родственников Андрея Федоровича Петрова (историческая гипотеза, из рукописи: Полный путеводитель по местам св.блаж. Ксении Петербургской )

Прямой информации о прежней жизни Андрея Федоровича Петрова и Ксении Григорьевны нет, ни в житии, ни в предании.

Поиск может осуществлять из имеющейся информации о проживании Петровых в СПб. «Атласе 13 частей С-Петербурга» Н. Цылова (СПб 1849 г. Репринтное воспроизведение, М 2003 г.

В 40-х годах Х1Х века Петровых было 58 фамилий, собственников участков.

  Если наложить план 1849 г. на Сенатский план 1798 г. и еще далее на план 1753 г. то останется только около десяти собственников Петровых в СПб, те, чьи участки имеются по карте в наличии, среди которых и возможно поиск родственников Андрея Федоровича.

  Во- первых. селение фамильных родственников проходило зачастую большими семьями, и часто землячествами.

  Во-вторых, удивительное совпадение, что основная группа Петровых была расселена вокруг церкви св. ап. Матфия в дальнейшем, с 1754 г. Покровская церковь. По-видимому, одна из причин расселения большинства Петровых на Петроградской стороне, была в том, что одно из исторических названий первоначального Санкт-Петербургского острова, было – остров святого Петра. В источниках советского периода было название «Санкт-Петербургский остров», но на шведских картах, опубликованных несколько лет назад и 30 и 70-г. ХУШ века, название Петроградской стороны «Остров Святого Петра». И естественная потребность в благодатной защите и покровительстве со стороны св. ап. Петра, предопределило выбор места жительства для вновь приехавших в первые десятилетия Петровых.

 

  Прежде всего участки Петровых были рядом с храмом: уч. 1154, 1155, угол Покровской улицы и ул. Большая Пушкарская. Далее по Покровской между Малым и совр.Чкаловским уч.990.

. На углу между Кронверкской ул. по Большой Пушкарской и Каменноостровским проспектом 4 участка Петровых: 1066, 1065, 1064, 1063

По Каменноостровскому пр. между Большой Пушкарской и Большой монетной. Уч.:1163.. 1163. 1164. 1165, 1166

На углу Кронверкского пр. и Кронверкской улицы со стороны Кронверкского пр. уч.1241.

На углу Малого пр. и Офицерской уч.5, 6.

На углу Малого пр. и Большой Спаской уч.5. 424 (лист 328)

На углу Малого пр. и Сьезженской ул. 2 квартал. Уч. 424 (лист 314).

И остались несколько человек в остальной части города.

Интересная закономерность получается

  Ведь после дарения блаж.Ксенией своего дома Параскеве Антоновой, в житии говорится о родственниках (т.е. о нескольких человеках), а не одном-двух.

  Все данные по социальному положению каждого Петрова в оном атласе есть.

Можно иметь в виду, что простые по социальному статусу. люди маловероятно пойдут к начальству для переосвидетельствования блаженной Ксении. Ходили те из родственников, кто по своему статусу мог принудить начальствующий орган начать освидетельство., а таковых всего несколько человек.

Вернее их родителей, бабушек и дедушек, ибо можно учитывать наследование социального статуса…:

  Уч. 1154. Петрова Федора Петровича Над. Сов. Жил напротив дома притча

  Уч.1163, Петрова Праск. Дмитр. Кол. Сов.

  Уч.1241 Петров Афанасий Петрович Шт.Кап.

  Уч. 990 Петров Якова Петровича, монетчик. Наследник

  Уч. 424 Петровой Аграфены Михайловны. Над.Советн

  И т.д..

     Родственники Андрея Федоровича, по-видимому, обращались в Городской сиротский суд СПб, ибо он занимался вдовами.

 

Примечание: Сведения о Андрее Федоровиче и св. блаж. Ксении Петербургской должны находится также в архиве Городского сиротского суда СПб. Эти документы регламентированы в указе «Грамота на права и выгоды городам Российской империи 21 апреля 1785 г.» и аналогичных ранее. (Выверено по изданию: Российское законодательство X-XX вв.)

Цитирую положение статьи 48.

-------------------------------------------------------------------------------------                              

Городовому сиротс-   По силе 297-й статьи учреждений городовому

кому суду поручается  сиротскому суду поручается попечение

                                       не токмо

попечение о вдовах и   о вставших в том городе после всякаго

                                        звания

сиротах, и имении, и    жителей малолетних сиротах и их

                                        имении, но и

делах их                         о вдовах и их делах.

 

Также подробная информация должна иметься в Городской обывательской книге, по укзанному указу ст. 53.

------------------------------------------------------------------------------------

В городе составить          В городе составить городовую             

                                            обывательскую

городовую обыватель-      книгу, в коей вписать обывателей того

                                             города,

скую книгу                         дабы доставить каждому 

                                             гражданину свое достояние от отца к

                                             сыну, внуку, правнуку и их наследию.

 

   А в статье  55. определяется:

------------------------------------------------------------------------------------

В городовой обыва-          В городовой обывательской книге 

                                        вписать

тельской книге впи-     имя и прозвание всякаго гражданина, в

                                        том

сать имяна граждан,     городе дом или строение, или земли

                                         имеющаго,

имеющих домы и име- или в гильдии или в цех записаннаго,

                                         или

ние, и в гильдии и в       мещанским промыслом      

                                         промышляющаго.

цехи записанных           

--------------------------------------------------------------------------------------

         В «Наставление для сочинения и продолжения городовой обывательской книги» конкретно определяются, что должно быть в документах учета:

                                     статья 58.

О сочинении ста-        Старосты имеют сочинить по 

                                         приложенной

ростам обывательска-    форме список по алфавиту городовым

                                         обывателям

го списка                         в том городе старожилам, родившимся

                                         или вновь

                                         поселившимся, отличая особо: 1. кто

                                         женат и на ком; 2. много ли детей

                                         мужескаго или женскаго пола, и их

                                         имяна; 3. холост ли, или вдов; 4. за

                                         кем дом, или иное строение, или

                                         место, или земля; им ли построено

                                         или наследственно, или купленно или в

                                         приданое получено, и в каком месте в

                                         городе; 5. в городе ли живет или в

                                        отлучке; 6. какого промысла; 7. в

                                         каких городских или иных

                                         службах был или есть. И т. д.

--------------------------------------------------------------------------------

Напомню, что контроль и учет населения велся на различном уровне и, по косвенным документам, можно определится, - где и как искать.     

Например, в документе от 26 июня 1724 г. «Плакат о зборе подушном и протчем» в разделе: «О ПОЛКОВНИКЕ С ОФИЦЕРЫ» регламентировано все о полковнике…(http://www. jager.pk.ru/lib.htm)., какую мог иметь Обслугу. (денщика, например. Военных и крепостных,…). Какую скотину, (мог иметь корову,кур,…), двор и т. п.

«Изданный в 1721 г. регламент Главного магистрата разделил всех жителей города на "регулярных" и "нерегулярных" граждан. Первые, в свою очередь, делились на две гильдии: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры: вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все же остальное население получило название - "подлые люди"» (.http://bril2002.narod.ru/h48.html.). «Нерегулярные», или «подлые» граждане также учитывались и отражены в соответствующих документах. (См. например, толкование к ст 68. «Грамоте на права и выгоды городам Российской империи»)

Документы об отводе земельных участков для придворных певчих вероятно можно найти в документах времен Анны Иоанновны … (возможно, там могут быть сведения о происхождении певчего Андрея Федоровича Петрова и св. блаж. Ксении Петербургской с учетом разночтения имен и образования фамилий в начале ХУШ века).

Также надо поработать в архивах певческих школ того времени гг. Москвы, Глухова и Киева. Кроме архивов певческих школ необходимо осмотреться и с военными архивами, прежде всего трех полков квартированных на Санкт-Петербургском острове. Т. к. певческой подготовкой занимались и в специальных полковых школах: «воинскому воспитанию солдатских детей положил начало Петр I. В 1721 г. он повелел при каждом гарнизонном полку учредить школу на 50 солдатских детей для обучения грамоте и мастерствам. Таких школ было образовано 49. В них принимались мальчики от 7 до 15 лет и если они обнаруживали способности и преодолевали начальный курс, то специализировались по следующим направлениям: 10 человек обучались артиллерии и фортификации, 20 — пению и музыке, 10 — мастерствам и 10 — письмоводству. Школы с самого зарождения претендовали на универсальность даваемых знаний и навыков. Этот принцип сохранялся и в дальнейшем, оттого-то из военных воспитанников вышло немало деятелей, проявивших себя в различных областях. С 15-летнего возраста отроки поступали в армейские и гарнизонные полки, а наиболее способные оставлялись в школах еще на три года для особого усовершенствования. Школы эти находились под попечительством губернских начальников: вице-губернаторов, губернаторов и генерал-губернаторов». («ПАЖИ - КАДЕТЫ – ЮНКЕРА» «Военные школы при Петре Великом» интернет). Существовали также списки дворян, коим надлежало прибыть в СПб для постоянного места жительства, Например, список 2500 дворян при Петре 1 в 1712 гг.и другие, более поздние.

  Происхождение (из какого города, губернии,…) Андрея Федоровича определяется исходя из территориальной системы комплектования полков начиная с петровской эпохи (http://www. jager.pk.ru/lib.htmте). и т. д. Уточнение по дому следует начинать с указанных документов «Регламент или устав главного магистрата» 16 января 1721 г.

 (Выверено по изданию: Реформы Петра I. Сборник документов.

Сост. В. И. Лебедев. М., Гос. соц.- эк. Изд - во, 1937) «Глава XIII. О выборе в городах квартирмейстеров и об отводе квартир» и др.)

 

 

Упокоение Андрея Федоровича Петрова, в статусе - полковника, придворного певчего, по законодательству Российской империи при Елизавете Петровны. могло быть только  у алтаря  п р и д е л а Матфиевской церкви, н о в о г о (1754 г.) теплого здания Покрова Пресвятой Богородицы, (который находился к северо - востоку от позднего фундамента Покровско-Матфиевской церкви в 50-60 метрах.)  в 1756 - 1758 гг.  Так как места около алтаря церкви св. ап. Матфия было занято в связи с тем, что более двадцати пяти лет захоронивали на кладбище. И, естественно. прежде всего около церкви.

Этот факт, со ссылкой на традиции захоронения ХУШ века, можно увековечить информационным памятником – крестом посвященным св. блаж. Ксении Петербургской.

  В связи с необходимой реабилитацией статуса Матвеевского сада, как утраченного исторического городского кладбища (1732 - 1762 (1768)), --

Православное,

воинское,

общественное,

историко-мемориальное.,

 

- ПОЯВЛЯЕТСЯ:

1. дополнительная НЕОБХОДИМОСТЬ воссоздания православного храма на месте фундамента, В церкви должна быть постоянная молитва О УПОКОЕНИИ РУССКИХ ВОИНОВ И МИРНЫХ ЖИТЕЛЕЙ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПОХОРОНЕННЫХ НА ГОРОДСКОМ КЛАБИЩЕ ПРИ ЦЕРКВИ СВ. АП. МАТФИЯ, ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, В 1732 – 1762 г. С крестным ходом 9 (22 августа), так как предписал сам император Петр 1, и так, как это осуществляется ежегодно в Нарве

 

2. Необходимо отметить место кладбища Памятником русским воинам (Победы под Нарвой, в 1704 г. и 1 перестройки храма в честь Полтавской битвы 1709 г.), с крестом, слева от алтаря бывшего деревянного храма св. ап. Матфия (на месте постановки первого временного домика – вагона, май 2008 г.). Возможен информационно - памятный крест на территории Матвеевского сада.

 

3. Необходимо поставить вопрос о переименовании ул. Ленина в Матвеевскую ул, Ибо более двух веков она именовалась по Храму св. ап. Матфия. (История переименований:

Возникла в 1730-х гг. в слободе Копорского полка\- Большая Матвеевская ул. 1753 - 1780-е гг. 12-я ул. 1804 – 1817 Широкая ул. 1788 - 16 апреля 1887 Широкая ул. 16 апреля 1887 - 7 ноября 1923 ул. Ленина 7 ноября 1923 - 3 декабря 1956 Матвеевская ул. 1780-е - 1810-е гг. Матвеевская ул. 1810-е гг. - 16 апреля 1887

Матвеевская ул. 16 апреля 1887 - 6 октября 1923 ул. Калинина 6 октября 1923 - 3 декабря 1956 ул.Ленина с 3 декабря 1956). 

 4. Необходимо переименование Калининского сада (наименование по существующим в настоящее время документам) в Матвеевский сад (сквер).

 

13. Чудо сохранение храма св. Ап. Матфия до 1806 года.


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.