Тема 3. Работа над речевой формой выступления — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Тема 3. Работа над речевой формой выступления

2021-03-17 113
Тема 3. Работа над речевой формой выступления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 3. Работа над речевой формой выступления

Вопросы:

1. Понятие о публичном выступлении.

2. Требования к устному тексту публичного выступления.

3. Выразительность речи.

4. Требования риторики к словоупотреблению.

Задание 1. Изучите приведённый ниже материал.

Публичное выступление – это устное выступление, о преимуществах которого уже говорилось выше. Однако, чтобы устная речь произвела необходимое впечатление на аудиторию, чтобы она была эффективной, надо владеть техникой устной речи, а также предварительно поработать над текстом выступления, чтобы этот текст был удобен для устного воспроизведения и для восприятия на слух (последнее особенно важно, потому что иначе самая интересная и убедительная информация не будет воспринята аудиторией). Подобная работа над текстом называется в риторике орализация текста (от англ. oral – «устный»), т.е. «превращение письменного текста в устный».

Существует ряд требований к устному тексту публичного выступления и приемы, при помощи которых эти требования можно выполнить.

Разговорность стиля

В выступлении должны преобладать не малоупотребительные книжные, научные и официально-деловые слова и выражения, а более употребительные, стилистически нейтральные и разговорные.

Книжные и официальные слова необходимо постараться в процессе подготовки выступления заменить на нейтральные или разговорные (прием стилистической замены). Нейтральная и разговорная лексика легче воспринимается слушателями и вызывает большее доверие к оратору.

Так, вместо в условиях конспирации лучше сказать в условиях секретности. Вместо в прессе можно сказать в газетах, вместо средства массовой информациигазеты, радио и телевидение, вместо прессингсильное давление и т.д. Даже если точность выражения в этих случаях несколько пострадает, это окупится безусловным пониманием вашей речи.

Простота изложения

М. Жванецкий говорил: «Почему слушатели засыпают, а лектор – никогда? Видимо, у них более трудная работа». Понимание речи на слух – действительно довольно трудная задача, и ее надо максимально упростить для слушателей.

Иногда бывает необходимо употребить в выступлении научные и абстрактные слова и нужно тщательно продумать, как это правильно сделать. Соответствующее слово необходимо понятно объяснить, – дать определение простыми словами, назвать синонимы, Привести примеры его употребления, объяснить происхождение, повторить несколько раз в разных сочетаниях. Например:

Последнее время мы часто слышим слово «инвестиции». А что же это слово означает? Это слово немецкое, означает «вложение денег в какое-либо дело, предприятие». Инвестиция – это не просто предоставление денег на что-либо, это вложение денег на длительный срок, долгосрочное вложение капитала. А «инвестор» – это человек, который вкладывает деньги. Инвестор, вкладывая деньги, рассчитывает, конечно же, на развитие того предприятия, в которое он вкладывает свои средства, и надеется впоследствии получить от этого предприятия прибыль. Ясно, что инвестиция для любого инвестора – это риск. Понятно также, что нашей экономике сейчас очень нужны инвестиции, и государство старается привлечь в нашу экономику солидных инвесторов. Поэтому слово «инвестиции» так часто употребляется сейчас в нашей прессе. Таким образом, инвестиция – это долгосрочное вложение капитала в какое-нибудь дело. Сегодня мы поговорим с вами о проблемах инвестиций в российскую экономику.

Объяснение сложных слов и понятий через простые называется популяризацией. Владение данным приемом является важнейшим условием создания эффективного устного текста.

Необходимо также использовать более простые синтаксические конструкции в тексте выступления (прием упрощения синтаксиса). Целесообразно избегать длинных сложноподчиненных предложений, развернутых причастных оборотов – все эти конструкции очень плохо воспринимаются на слух. Текст надо строить с применением более простых и коротких предложений, используя хорошо воспринимающиеся на слух вопросы и ответы (последнее отвечает и требованию диалогичности публичного выступления).

Следует избегать многословия. П. Сопер писал: «Преодолеть многословие – все равно что произвести прополку сада, где полезное растение не отличить от сорняков». Из каждого длинного предложения в процессе подготовки текста лучше сделать несколько коротких.

Использование цифровых данных значительно повышает убедительность выступления, однако необходимо соблюдать ряд правил приведения цифровых данных в устном выступлении. Чтобы цифры были восприняты слушателями и выглядели убедительно, надо соблюдать следующие правила.

1. Цифр должно быть немного, только тогда они выглядят убедительными для слушателей.

2. Цифры лучше округлять.

3. Статистические данные надо давать в сравнении или в пропорции. П. Сопер приводит как серьезную ошибку оратора такой факт из публичного выступления: «В 1920 г. покупательная способность доллара по отношению к 1926 г., принятому за единицу, была 0,648, а в 1940 г. – 1,272». Следовало сказать: «В 1940 г. на доллар можно было купить вдвое больше, чем в 1920 г.».

4. Не следует указывать точные цифры квадратных километров, кубометров и населения, а подавать эти данные в наглядном сравнении, например: по площади, как Москва, население в 10раз больше, чем в Воронеже, такого количества газа нам хватит, чтобы обогревать наш дом 2,5 года и т.д.

5. Надо точно указывать источник приводимых статистических данных.

Конкретность лексики

Необходимо избегать использования в речи слишком обобщенных наименований, их следует заменять на более конкретные, а следовательно на более известные и понятные всем слова (прием конкретизации).

Вместо того чтобы сказать Это нужно прежде всего работникам бюджетной сферы, лучше конкретизировать Это нужно врачам и учителям, пенсионерам и воспитателям детских садов, инвалидам и медицинским сестрам, работникам музеев и актерам театров и т.д. Конкретные наименования гораздо понятнее и ближе слушателям.

Во многих случаях конкретизация может способствовать возникновению наглядных образов в сознании слушателей, что гораздо эффективнее, чем чисто логические построения. Такая конкретизация называется образной: например, вместо В этом году заметно возросло поголовье птицы лучше сказать В этом году заметно больше стали выращивать кур, уток, гусей, индюшек. В сознании слушателей конкретные наименования птиц связаны с чувственными образами и эти образы активизируются, что облегчает восприятие и запоминание сказанного оратором.

П. Сопер дает следующие советы: говорите – не шел, а бежал, ковылял, плелся, тащился – это вызовет образ. Поставьте вопрос так: Как зародыш из почти незаметного и видимого только в микроскоп оплодотворенного яйца развивается в футболиста весом в двести фунтов? Именно не в человека, а в футболиста!

Д. Карнеги учил своих слушателей: не собака, а пятнистый бульдог; не Филадельфиякрупный научный и медицинский центр, а Здесь 150 больниц и 4 института; не Лютер был упрям, а его пороли розгами по 15 раз в день.

О. Эрнст советует вместо существительных, где можно, употреблять глаголы: вскрытие – вскрыть, обеспечениеобеспечить, достижение – достичь, улучшение – улучшить, что делает восприятие более образным.

Конкретизация также касается формы «упаковки» идей оратором. Для повышения внимания слушателей, придания речи наглядности и образности, большей достоверности и убедительности целесообразно, приводя идею, указывать конкретные подробности, касающихся появления этой идеи у оратора. Так, вместо Недавно я встретил своего старого знакомого, который рассказал мне» лучше сказать так: На прошлой неделе, когда ехал на дачу, на автостанции я увидел своего старого приятеля, с которым вместе когда-то работал и которого не видел более 20лет. Естественно, стали спрашивать друг друга, как дела, какие новости. И он, представляете, рассказал мне...

Эти кажущиеся на первый взгляд излишними конкретные подробности на самом деле являются «упаковочным материалом» ваших идей и придают этим идеям достоверность и правдивость, наглядно представляют слушателям соответствующую ситуацию, а обратив внимание на ситуацию, слушатели обратят внимание на «упакованную» в нее идею и запомнят ее.

Риторические фигуры

Немалую роль играют в речи оратора так называемые риторические фигуры – особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.

Самой сильной и эффективной риторической фигурой считают риторический вопрос. Это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие?!». Эффективность его в том, что он «ненавязчиво навязывает» нужную идею. Особенно высока эффективность риторических вопросов в состоянии напряженного ожидания, когда аудитория эмоционально возбуждена. В риторике часто вспоминают такой случай из судебной практики адвоката Плевако: он защищал старушку, укравшую французскую булку. Прокурор заявил, что кража невелика, но это преступление, и оно подрывает основы законов империи. Плевако, обращаясь к присяжным заседателям, сказал: «Уважаемые господа присяжные! Не мне напоминать вам, сколько испытаний выпало на долю нашего государства и в скольких из них Россия вышла победительницей. Устоев Российской империи не смогли подорвать ни татаро-монгольское нашествие, ни нашествия шведов, турок, французов. Как вы думаете, вынесет ли Российская империя одну французскую булку?». Старушку оправдали.

Риторические вопросы хорошо воспринимаются на слух (как, впрочем, и любые вопросы), поэтому это эффективное риторическое средство в устной речи.

Есть и другие риторические фигуры.

Анафора – одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить..., нам надо установить..., нам надо сказать... и т.д.

Эпифора – повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто – в офисах чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах – и в тех чисто.

Градация – расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти.

Антитеза – противопоставление внутри одной и той же фразы: Государство пухнетнарод хиреет; граждане воруют – страна богатеет (М. Жванецкий).

Перечислительный ряд – группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с помощью слов во-первых, во-вторых и т.д. Для того чтобы данный прием оказался эффективным риторическим средством, перечислительный ряд должен быть достаточно длинным – 4, 5, 6 членов и более; представление «много» у аудитории начинается обычно после трех.

Аналогия тоже рассматривается как риторический прием: одно явление описывается по аналогии с другим, уже известным. К примеру, война в Афганистане описывается по аналогии с войной во Вьетнаме. Аналогия улучшает доступность рассуждения, но не усиливает его убедительности. Аналогия – не доказательство, «всякая аналогия хромает».

Гипербола – преувеличение (заведомое), например: Нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути.

Инверсия – изменение привычного порядка слов: Никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик.

Все перечисленные риторические фигуры (а число их может быть увеличено, названы лишь наиболее употребительные и эффективные) в принципе способствуют усилению воздействующей силы устного выступления. Любой из этих приемов может быть особенно эффективен, если он один и краткое выступление построено на одном этом риторическом приеме. Однако слишком большое число риторических фигур в устной речи либо их однообразное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фигуры в устной речи следует с осторожностью.

Выразительность речи

И наконец, устная речь обязательно должна быть выразительной. Выразительность касается в первую очередь интонации речи и связана с эмоциональностью, разнообразием интонационного оформления, отсутствием монотонности, точностью интонационной передачи оратором своей мысли, правильной расстановкой логических ударений и пауз, точностью передачи подтекста. Выразительную речь легко слушать и понимать; в невыразительной, монотонной речи оратора слушатели, наоборот, утрачивают способность выделять отдельные слова и смысловые блоки, не могут воспринимать общий смысл слов (осуществить так называемый «синтез смысла»), а иногда просто засыпают. Выразительность речи – важнейшее требование к устному тексту. Выразительность речи оратору надо тренировать.

Следует голосом, интонацией подчеркивать основную мысль, делать паузы до и после важных мыслей, а маловажные проговаривать быстрее. Д. Карнеги предлагает специальное упражнение для развития этого навыка: произнесите тридцать тысяч долларов так, чтобы казалось, что это больше, чем три миллиона.

Следует иметь в виду, что для русского языка обычно характерно следующее распределение информативности в предложении: наиболее информативное слово, как правило, ставится в конце фразы, менее информативное – в начале. Середина фразы наименее информативна. Таким образом, для придания тому или иному слову выразительности его следует поместить в конец фразы.

Задание 2. Выполните предлагаемые ниже задания.

Задания

1. Какие утверждения правильные?

1. Орализация – это устное произнесение текста.

2. Орализация – это громкое произнесение текста.

3. Орализация – это подготовка письменного текста к устному воспроизведению.

4. Популяризация – это объяснение сложных слов и понятий через простые.

5. Популяризация – это сокращение большого текста.

6. Эффективнее приводить в устном выступлении точные цифры.

7. Эффективнее приводить в устном выступлении округленные цифры.

8. Эффективнее приводить цифры в сопоставлении.

9. Эффективнее заменять существительные на глаголы.

10. Эффективнее заменять глаголы на существительные.

11. Дополнительные конкретные детали в устном выступлении усиливают речевое воздействие.

12. Дополнительные конкретные детали в устном выступлении ослабляют речевое воздействие.

13. Повтор основных мыслей в устном выступлении необходим.

14. Повтор основных мыслей в устном выступлении только раздражает аудиторию.

15. Риторических фигур в речи оратора должно быть много.

16. Риторических фигур в речи оратора должно быть мало.

17. Выразительность речи оратора определяется ее интонационным разнообразием.

18. Выразительность речи оратора зависит от его эмоциональности.

19. Важную информацию лучше помещать в середине фразы.

20. Важную информацию лучше помещать в конце фразы.

2. Замените синонимом: аббревиатура, афера, вето, интеграция, контракт, конкурент, конфиденциальный, легитимность, лимитировать, суицид, субмарина, тинейджер, электорат.

3. Дайте простое, доступное определение следующим словам и составьте с ними предложения.

Альтернатива, альянс, анахронизм, апелляция, априори, аутсайдер, баллотироваться, бестселлер, биржа, брифинг, вандализм, визажист, дайджест, джихад (газават), диаспора, ди-джей, диск-жокей, дилер, дистрибьютор, имидж, инаугурация, индексация, Интернет, камуфляж, коммюнике, коррупция, ксенофобия, лоббировать, маргинал, маркетинг, менеджер, менеджмент, мониторинг, олигарх, ортодокс, паблик рилейшнз (пиар), плюрализм, презентация, продюсер, саммит, супермаркет, толерантность, фискальный, хит, холокост, хоспис, шовинизм, экстремальный, эксцесс, эпатаж, шоу, элита.

4. Главнейшим фактором, обеспечивающим успешную защиту диссертации, является наукообразность ее названия, например: «Чем дальше в лес, тем больше дров» – даже к защите не допустят, а «Увеличение топливных ресурсов с продвижением в глубь лесного массива» – годится, хотя бы на кандидатскую.

Угадайте пословицы:

1. «Возможность производить интенсивную физическую работу как средство компенсации ослабленных мыслительных способностей».

2. «Отсутствие функциональной зависимости между интенсивным принудительным питанием хищника и ориентацией в пространстве продольной оси его органов зрения, постоянно направленной в сторону лесного массива».

3. «Констатация неизбежности стремления холоднокровного животного к предельному удалению от поверхности водного бассейна в сочетании со стремлением разумного существа к обнаружению указанного выше животного»

4. «Несовместимость засорения искусственного источника водоснабжения продуктами слюнообразования с возможностью дальнейшего использования этого источника для утоления жажды».

5. «Отсутствие потребности в использовании высококалорийных продуктов при доминирующем желании высокоорганизованной белковой материи продлить свое существование».

6. «О логичности наличия в ячейке общества субъекта с физическими недостатками».

Задание 3. Конкретизируйте (расширьте) фразу.

Образец. По двору ходил петух.По вытоптанному и засыпанному шелухой деревенскому двору, огороженному невысоким плетнем, важно расхаживал, по-хозяйски поглядывая на тихо клевавших вокруг него кур, крупный, яркой окраски петух с порванным гребнем и одним глазом.

1. По улице бежал человек. 2. На столе стояла ваза с цветами. 3. На ступеньке террасы сидела лягушка. 4. По небу летел воздушный шар. 5. Ребенок полез на дерево. 6. Центральный нападающий забил гол. 7. Мы увидели внизу долину. 8. На улице вырыли канаву.

Задание 4. Преобразуйте в единицы разговорного стиля приводимые ниже слова и выражения.

Образец: здесь целесообразно пояснить – здесь важно (нужно, необходимо) пояснить.

Вследствие этого; позвольте мне выразить мнение; по заключению экспертов; в этом проекте задействованы; необходимо сделать акцент на; приобретем возможность; продемонстрировал свою эффективность; мы считаем целесообразным; здесь вы сможете приобрести; это поможет радикально снизить стоимость товара; мы приняли решение; он в данном случае оказался выше в интеллектуальном отношении; мы внесли предложение; нужно интенсифицировать работу в этом направлении.

Задание 5. Преобразуйте выражения в разговорные; где можно, замените существительные на глаголы.

1. Сказанное свидетельствует о... 2. Согласно заключению специалистов... 3. Считается целесообразным... 4. Вследствие этого... 5. Подумать об обеспечении... 6. Наступило время преподнесения сувениров... 7. Распознавание предметов... 8. Преподнесение нового материала... 9. Развивать стремление к...

Приведите свои примеры слов и выражений, одно из которых соответствовало бы признаку разговорности, а второе – не соответствовало.

Задание 6. Упростите фразу синтаксически и лексически, разбив ее на несколько предложений и подготовив таким образом к восприятию на слух.

1. В принципе имеется несколько важных причин, объясняющих, почему молодежь не любит слушать симфоническую музыку, предпочитая ей легкую, а также, почему современные молодые люди предпочитают танцевальную музыку серьезной. 2. Следует срочно приложить все необходимые усилия для ликвидации негативных последствий произошедшего, создав специальную комиссию из специалистов, имевших опыт работы в подобных ситуациях.

Задание 7.

А. Расставьте знаки препинания. К чему может привести неправильная расстановка их?

Учитесь властвовать собою

Не всякий вас как я поймет

К беде неопытность ведет

Так проповедовал Евгений

Сквозь слез не видя ничего

Едва дыша без возражений

Татьяна слушала его.

(А. Пушкин. Евгений Онегин)

Б. От того, как писатель, поэт расставляет знаки препинания, зависит очень многое. Прежде всего – интонация. А изменение интонации влечет за собой изменение смысла. Помня об этом, прочитайте стихотворение М. Цветаевой "Облачко".

Облачко, белое облачко с розовым краем

Выплыло вдруг, розовея последним огнем.

Я поняла, что грущу не о нем,

И закат мне почудился – раем.

Облачко, белое облачко с розовым краем

Вспыхнуло вдруг, отдаваясь вечерней судьбе.

Я поняла, что грущу о себе,

И закат мне почудился раем.

Облачко, белое облачко с розовым краем

Кануло вдруг в беспредельность движеньем крыла.

Плача о нем, я тогда поняла,

Что закат мне – почудился раем.

Сравните последние строчки в первой и в третьей строфе. Опишите, как меняется смысл фразы.

Задание 8. Выполните следующие упражнения.

Упражнение 1. Укажите антонимы в следующих примерах. Особо выделите слова, которые в тексте противопоставлены, но к антонимам не принадлежат.

1. Пусть море говорит, а ты молчи, // Не изливай ни радости, ни горя... // И Пушкин, величайший златоуст, // Молчал всегда, покамест пело море (Р. Гамзатов). 2. Не у камней бессмертию учись, // А у цветов и у стеблей полыни... // Цветы не выгорели те // И помнят все, что мы забыли (б. Шефнер). 3. Поле любимо, но небо возлюбленно (А. Вознесенский). 4. Поминают, когда мертвы, // Забывая, когда живые (А. Вознесенский). 5. Я музыка горя, ты музыка лада! // Ты музыка счастья, я нота разлада {А. Вознесенский). 6. Все летит, летит Земля мильоны верст... // Вдруг да в бездорожье улетели? // А дорога наша: колыбель — погост, // Майский дождь — февральские метели {Л. Марков). 7....Ищу я выход из ворот, // но нет его, есть только вход — и то не тот (В. Высоцкий). 8. Все девы издали прелестны, // И поэтичны, и милы — // Вблизи скучны, неинтересны, // И меркантильны, и пошлы (И. Северянин). 9. Меж ежедневных Черных речек // Я светлую благодарю, // Меж тыщи похоронных свечек — // Свечу заздравную твою (А. Вознесенский). 10. Белый аист московский на белое небо взлетел, // Черный аист московский на черную землю спустился (Б. Окуджава).

Упражнение 2. В следующих примерах укажите антонимы и другие лексические средства, придающие живость высказыванию. При этом особо выделите слова-конверсивы.

1. Кто не успел, тот опоздал. 2. Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится. 3. Лучше с умным потерять, чем с глупым найти. 4. Поменьше говори, побольше услышишь. 5. Беду скоро наживешь, да нескоро выживешь. 6. Бери, пока дают. 7. Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого. 8. Сильнее тот, кто меньше любит, // Кто больше любит, тот слабей... // Кто больше любит, тот богаче, // Кто меньше любит, тот бедней (В. Солоухин). 9. — Ты кто? — Часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла (Б. Пастернак). 10. Время собирать камни и время разбрасывать камни (Библия). 11. Свет этот — порожденье тьмы ночной (Б. Пастернак).

Упражнение 3. К слову близкий подберите ряд антонимов, учитывая его разные значения. Постройте с полученными антонимическими парами словосочетания.

Примечание: слово близкий имеет следующие оттенки значения: 1) находящийся на небольшом расстоянии; 2) отдаленный небольшим промежутком времени; 3) кровно связанный; 4) сходный, похожий.

Упражнение 4. Составьте словосочетания с антонимами легкий — тяжелый, холодный — горячий, высокий — низкий, учитывая их разные значения.

Упражнение 5. Проанализируйте семантические функции антонимов в следующих примерах, указывая, когда антонимия отражает: 1) противоречивую сущность понятий; 2) совмещение противоположностей; 3) всеохватность; 4) последовательность, чередование явлений.

1. Ты и убогая, // Ты и обильная, // Ты и могучая, //Ты и бессильная, // Матушка-Русь (Н. Некрасов). 2. Я все былое бросил в прах: // Мой рай, мой ад в твоих очах (М. Лермонтов). 3. И горек мне мой сладкий, мой эмигрантский хлеб (Б. Окуджава). 4. Мгновенно сердце молодое // Горит и гаснет. В нем любовь // Проходит и приходит вновь (А. Пушкин). 5. Я молод и здоров, трудиться день и ночь готов (А Пушкин). 6. Встречал беду и радость на дороге я, // Смеялся, плакал я, но время мчалось... // И горем оборачивалось многое, //То, что сначала радостью казалось (Р. Гамзагов). 7. Все в душе у меня слилось: боль и радость, любовь и злость (Р. Гамзагов). 8. Идут — красивые и безобразные, // Идут веселые, идут печальные. // Такие схожие — такие разные, // Такие близкие — такие дальние (3. Гиппи-ус). 9. Если я богат, как царь морской, // Крикни только мне: «Лови блесну!» // Мир подводный и надводный свой, // Не задумываясь, выплесну! (В. Высоцкий) 10. Корабли постоят — и ложатся на курс, // но они возвращаются сквозь непогоды... // Не пройдет и полгода — и я появлюсь, // чтобы снова уйти, чтобы снова уйти на полгода (В. Высоцкий).

Упражнение 6. В приведённых примерах укажите простые и сложные антитезы, отметьте каламбуры. Разграничьте антонимы языковые и контекстуальные.

1. Ты богат, я очень беден; // Ты прозаик, я поэт; // Ты румян, как маков цвет, //Я, как смерть, и тощ и бледен (А. Пушкин). 2. Двери настежь у вас, а душа взаперти (В. Высоцкий). 3. День улетевший, день прекрасный, // Убитый ночью снеговой (А. Блок). 4. Но почти у края гроба // Верю я: придет пора — // Силу подлости и злобы // Одолеет дух добра (Б. Пастернак). 5. Нет, товарищ, не забудь // На войне жестокой: // У войны короткий путь, // У любви — далекий (А. Твардовский). 6. Легкое дело — тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить — тяжелое дело (В. Ключевский). 7. Жизнь достаточно продолжительна, чтобы успеть исправить старые заблуждения, но недостаточно коротка, чтобы не успеть впасть в новые (Л. Лиходеев). 8. Полюбил богатый — бедную, // Полюбил ученый — глупую, // Полюбил румяный — бледную, // Полюбил хороший — вредную: // Золотой — полушку медную (М. Цветаева). 9. Я глупая, а ты умен, //Живой, а я остолбенелая [М. Цветаева). 10. Учитель речь ведет издалека. // Внимательны глаза ученика. // Но кто из них сильнее, кто слабей? // Попробуй вникнуть глубоко и тонко. // Сильнее станет взрослого рука, // Держась за руку тонкую ребенка (А. Михалевич).

Упражнение 7. Проанализируйте использование контрастных слов в оксюмороне; укажите антонимы, попутно замечая, к каким частям речи относятся те противоположные слова, которые нельзя рассматривать как антонимы.

1. «Эти непростые простые вопросы». 2. «Неофициальное об официальном». 3. «Начало конца». 4. «В разгар периода застоя». 5. «Отступление вперед». 6. Наступил матриархат: сильный слабый пол стал командовать слабым сильным полом (Из газет). 7. Это был кипучий лентяй (И. Ильф и £. Петров). 8. Здравствуй, мой далекий близкий друг! 9. И в памяти взрослое детство // Военной дорогой идёт (М. Дудин).

Упражнение 8. В следующих примерах укажите антонимы, в том числе и контекстуальные, и прокомментируйте их употребление как стилистического средства для создания антитезы, подчеркивания той или иной мысли, совмещения понятий, оксюморона, антифразиса.

1. Все «хорошо» и «плохо» уходят в мир иной. // Была моя эпоха повернута спиной // Ко всем своим кошмарам, пожарам и ветрам, // И к красным комиссарам, и к белым юнкерам. // Мы все еще в дороге — и люди, и страна. // Но где ж лицо эпохи? Кругом одна спина. // И как же мы узнаем, куда наш путь ведет, // Когда мы отступаем, когда идем вперед (Ф. Кривин). 2. Люблю тебя сейчас // не тайно — напоказ. // Не «после» и не «до» в лучах твоих сгораю. // Навзрыд или смеясь, // но я люблю сейчас, // а в прошлом — не хочу, а в будущем — не знаю (В. Высоцкий). 3. Как мало пройдено дорог, // Как много сделано ошибок (С. Есенин). 4. Мне снится старый друг, который стал врагом, // но снится не врагом, а тем же самым другом (£. Евтушенко). 5. Я не знаю, ты жив или умер, — // На земле тебя можно искать // Или только в вечерней думе // По усопшем светло горевать (А Ахматова). 6. До чего земля большая, // Величайшая земля. // И была б она чужая, // Чья-нибудь, а то — своя (А Твардовский). 7. Поглядеть — и впрямь — ребята! // Как, по правде, желторот, //Холостой ли он, женатый, // Этот стриженый народ (А Твардовский). 8. Не зарвемся, так прорвемся, // Будем живы — не помрем. // Срок придет, назад вернемся, // Что отдали — всё вернем (А Твардовский). 9. Было так поздно, что стало уже рано (А Солженицын) 10. А голова ему вослед, // Как сумасшедшая, хохочет, // Гремит: «Ай, витязь! ай, герой! // Куда ты? Тише, тише, стой!» (А Пушкин). 11. Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета: не красив и не дурен, не высок и не низок ростом (И. Гончаров). 12. Передо мной — холодный мрак могилы, // Перед тобой — объятия любви (Н. Некрасов).

Упражнение 9. Сравните разные редакции стихотворных строк русских поэтов (в правой колонке окончательный вариант) и обратите внимание на замену эпитетов. Каким эпитетам отдают предпочтение поэты — эмоциональным или изобразительным?

1. Сквозь печальные туманы пробирается луна. 2. Он по полю едет на смирном коне. 3. Идет престарелый кудесник. 4. И к гордому старцу подъехал Олег. 5. Уж не ступит нога в твое заслуженное стремя. 6. Ты им доволен ли, божественный (увенчанный) (разборчивый) художник? 7. Зеленый (молодой) листок оторвался от ветки родимой и в степь укатился, холодною (безжалостной) бурей гонимый. 8. И корни мои умывает покорное (послушное) море. 9. Его свободный чудный дар. 10. Добыча ревности немой. 11. Зачем он руку дал клеветникам безбожным? 12. Отравлены его последние мгновенья коварным шепотом презрительных (бесчувственных) невежд. И умер он с глубокой жаждой мщенья... 13. Худой! Седые длинные усы, фуражка белая высокая, с околышем из красного сукна. 14. Нос с горбинкою, усы седые длинные. И разные глаза: один здоровый — светится. А левый — тусклый, матовый... 15. Когда б не (княжеская) (Чернышевых) кровь текла в вас — я б молчал. ... волнистые туманы... ...на верном коне.. ..вдохновенный кудесник.. ..к мудрому старцу... ...позлащенное стремя. ...взыскательный художник? (А.С. Пушкин) Дубовый листок... жестокою бурей гонимый. ...холодное море. ...свободный смелый дар. ...ревности глухой. ...клеветникам ничтожным. ...насмешливых невежд. И умер он с напрасной жаждой мщенья... (М.Ю. Лермонтов) Худой! Как зайцы зимние, весь бел, и шапка белая... Нос клювом, как у ястреба, усы седые длинные. И разные глаза... А левый — мутный, пасмурный, как оловянный грош! ...не доблестная кровь... (Н.А. Некрасов)

 


План практического занятия №4 по курсу «Риторика».

Литература

1. Апресян Г.З. Ораторское искусство. – М., 1979.

2. Ивакина Н.Н. Основы красноречия. – Л., 2001.

3. Клюев Е.В. Риторика. – М., 1999.

4. Рождественский Ю.В. Риторика публичной лекции. – М.,1998

5. Стернин И.А. Практическая риторика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.– М., 2008.

6. Таранов П.С. Искусство риторики. – М., 2002.

Задание 1. Изучите приведённый ниже материал.

Риторический вопрос.

Если риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа) задается эмоционально, а после него выдерживается пауза, то оратор в большинстве случаев оказывается в состоянии приковать к себе внимание аудитории. Например: Нужна ли нам частная собственность? Должно ли образование быть бесплатным?

Надо иметь в виду, что тема, поставленная в начале выступления риторическим вопросом, должна далее быть немедленно развита, конкретизирована другими, частными риторическими вопросами или аргументами; одиночный риторический вопрос выглядит часто слишком декларативно, чересчур «красиво».

Возбуждение любопытства.

Затроньте необычный факт, который показывает слушателям, что они еще не все знают. Например: Знаете ли вы, что рабство существует в 17 странах мира? – Как? В каких?

Приведите парадокс, который возбудит мыслительную деятельность слушателей. Поставив аудиторию перед парадоксом, мы добиваемся того, что аудитория проявит интерес к поставленной проблеме: как же оратор разрешит этот парадокс? Например: Эйнштейн сказал, что образование– это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли это? Или: Как сказал Гейне, мудрецы продумывают свои мысли, глупцы оглашают их. Согласны ли вы с этим? Или еще один вариант: Чем больше нищеты, тем больше надежды. Так сказал Шолом-Алейхем. Действительно, почему так? Любопытство можно вызвать, поставив слушателей перед дилеммой (неизбежностью выбора из двух противоположностей): механизм будет тот же самый, что и при предложении некоторого парадоксального утверждения – аудитории самой не захочется решать поставленную проблему, но захочется, чтобы эту проблему решил за нее оратор, и внимание будет обеспечено.

Л.П. Гроссман в книге «Об искусстве лектора» приводит пример постановки дилеммы А.В.Луначарским в начале публичного выступления на тему «Пушкин и Некрасов»:

Плеханов вспоминал, что на похоронах Некрасова Достоевский сказал над могилой: «Он был не ниже Пушкина». Но целый хор молодых голосов из толпы закричал: «Выше, выше!». Достоевский сделал усилие, поморщился и сказал: «Не выше, но и не ниже Пушкина». И опять хор молодых голосов: «Выше, выше!». И за этим хором голосов стояло много сознательных элементов тогдашней России. Так кто выше?».

Цитирование знакомого.

Приведите высказывание вашего хорошего знакомого, друга, приятеля: У меня есть хороший знакомый, с которым мы дружим уже много лет. Он очень наблюдательный человек, и многие его высказывания точны и остроумны. Так вот, один раз он сказал... Это высказывание может быть подано вами в самом лучшем виде, предварительно обработано так, чтобы вызвать интерес у слушателей.

Цитирование знаменитости.

Например: Бернард Шоу как-то сказал...; Говорят, Петр I говорил своим сподвижникам...; Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза... и т.д. Удобство такого начала в том, что афоризм или крылатую фразу легко заранее подготовить, и ее качество обеспечит привлечение внимания.

Исторический эпизод.

Начать можно так: В XVIII веке при французском дворе был обычай...; Расскажу вам об одном интересном случае, описанном нашими историками в начале XIX века...; Мы все довольно плохо знаем прошлое, и поэтому уроки прошлого нас мало чему учат. Вместе с тем мы можем много полезного почерпнуть даже из жизни древних народов. Знаете ли вы, что уже у древних римлян было принято... и т.д.

Варианты концовок

Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Лучше не говорить: А теперь я сделаю заключение или Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции, концовка должна быть и так очевидной для слушателя, без специальных вводных слов.

Можно предложить следующие варианты концовок.

Обобщающий вывод.

Обобщающий вывод надо словесно оформить как вывод, чтобы он был воспринят аудиторией именно в этом качестве, как основная мысль выступления: Итак... Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.

Обращение к слушателям.

Можно завершить выступление пожеланием слушателям приятно провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т.д., поздравить их с наступающими праздниками и др.

Подытоживающее повторение.

Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления: во-первых, во-вторых и в-третьих. Как слушатели мы большей частью ленивы, у нас короткая память, поэтому слушатели всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме.

Иллюстрация.

Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией.

Кульминация.

Главная мысль высказывается


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.115 с.