Виды (классификация) следов транспортных средств — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Виды (классификация) следов транспортных средств

2021-03-17 436
Виды (классификация) следов транспортных средств 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Следы транспортных средств имеют важное доказательственное значение как по делам об автотранспортных происшествиях, так и по другим категориям уголовных дел, при совершении которых использовался автомобиль (например, как средство для перевозки похищенных грузов и т.п.). Большую часть среди них занимают следы шин, а также следы и повреждения на автомобиле. Изучение следов транспортных средств позволяет установить тип и вид транспортного средства; идентифицировать конкретный автомобиль по следам его протектора (шины); определить механизм события происшествия и обстоятельства, которые с ним связаны (какой частью автомобиля был произведен контакт с пешеходом, направление движения, скорость и др.).

Наиболее частыми видами транспортных происшествий являются столкновение, наезд и переезд.

Следы автотранспортных средств могут быть следами-предметами, следами-веществами, следами-отображениями.

Следы-предметы – это различные осколки (например, фарного рассеивателя) и обломки (кузова и иных частей), образовавшиеся в результате транспортного происшествия. Их обнаружение и фиксация подчиняются общим правилам обращения со следами и вещественными доказательствами.

Следы-вещества возникают в результате протечки горюче-смазочных материалов, тормозной жидкости, антифриза и т.п. и образуют пятна, потеки, капли и брызги, прежде всего, на дорожном покрытии или месте стоянки.

Многочисленные следы-отображения автотранспортного происхождения подразделяются на следы, оставляемые автомобилем на другом автомобиле или ином транспортном средстве; следы, оставляемые на теле и одежде потерпевшего; следы, оставляемые на дорожном покрытии и прилегающих к дороге предметах.

Следы, оставляемые на других автомобилях и иных транспортных средствах (мотоциклах, велосипедах, прицепах, телегах) обычно образуются передним или задним бампером, передними или задними крыльями и реже – поверхностями дверей, подножками и другими деталями. По своей трасологической характеристике эти следы чаще всего комбинированные – динамические с отдельными участками статики или же полностью динамические.

В зависимости от характера взаимодействия шин с дорожным покрытием и механизма столкновения образуются объемные или поверхностные следы протектора шин.

Объемные следы образуются на песке, рыхлой земле, влажной глине, слое грязи, дорожном покрытии, снегу, размягченном асфальте и представляют собой углубления, отображающие признаки внешнего строения контактных поверхностей ходовых частей транспорта. Например, четкие объемные следы колес могут возникнуть на мягком грунте, на загрязненных дорогах, рыхлом снегу и т.д.

Поверхностные следы остаются на дорогах с твердым покрытием, а также на разных предметах (например, кусок фанеры, доска и т.д.), через которые переехало транспортное средство.

Поверхностные, в свою очередь, подразделяются на видимые и слабовидимые (последние плохо различаются из-за малой контрастности вещества, которым они сформированы), следы-отслоения и следы-наслоения, позитивные и негативные следы.

Следы-наслоения – образуются в результате переноса веществ (грязь, пыль, кровь, масло, влага и т.д.), покрывавших контактную поверхность колеса, на следовоспринимающую поверхность.

Поверхностные следы-наслоения часто наблюдаются при въезде транспортного средства с обочин, проселочных дорог и выезде из дворов на асфальтированное шоссе или на шоссе с твердым покрытием.

Следы-отслоения – образуются в результате уноса колесом части вещества со следовоспринимающей поверхности (например, с дорожного покрытия).

Позитивные следы – образуются в результате отслоения частиц вещества, находящегося на выступах рисунка протектора, соприкасающегося со следовоспринимающей поверхностью в момент следообразования.

Негативные следы – образуются в результате отслоения частиц вещества, находящегося в углублениях рисунка протектора. При этом выступы рисунка протектора, соприкасающегося со следовоспринимающей поверхностью, отображаются в виде так называемых пробелов.

В зависимости от состояния колес в момент следообразования различают следы качения и следы скольжения (торможения, «юза»).

Следы качения образуются в результате поступательно-вращательного движения колеса. Механизм их образования аналогичен механизму образования статических следов, поскольку в каждый конкретный момент отображение отдельных особенностей колеса происходит в виде статического контакта – в период кратковременного покоя объекта. Однако колеса при прокатывании по следовоспринимающей поверхности слегка проскальзывают (особенно ведущие), тем самым, внося в процесс следообразования элементы динамики. Это выражается в том, что длина следа иногда бывает несколько короче участка колеса, которым данный след образован.

При образовании объемных следов качения происходит деформация отображений некоторых элементов рельефного рисунка протектора, а именно поперечных углублений и выступов. Чем рельефнее эти выступы и уже промежутки между ними, тем больше деформируются их отображения в следе. На деформацию отображения особенностей колеса в следе также оказывают влияние физическое состояние и свойства следовоспринимающего объекта – его пластичность, упругость, плотность и т.д.

Следы «юза» остаются в том случае, если водителем транспортного средства применялось торможение, в результате чего происходит блокировка колес. Следы «юза» обычно бывают в виде сплошных, чаще темных полос, в которых рисунок протектора не передается. Однако, следы торможения («юза») имеют важное криминалистическое значение.

По событиям, обусловившим возникновение следов транспортных средств, выделяют следы столкновения, следы переезда, следы наезда и следы качения (рассмотрены выше).

Следы столкновения образуются при встречном, боковом или одностороннем движении участвующих в столкновении транспортных средств либо при ударе транспортного средства о неподвижный объект. В результате на столкнувшихся объектах появляются следы вдавливания, скольжения, наслоения или отслоения, образуемые выступающими участками транспортных средств.

Следы переезда образуются в результате качения колес по лежащему предмету и проявляются в виде погнутостей, поломок или продавливания поверхности деталей транспортного средства. На них могут остаться царапины, соскобы, следы скольжения или части объектов, по которым проехало транспортное средство.

Следы наезда как бы объединяют следы столкновения и неполного переезда. Если в нем участвуют транспортное средство и человек, то следы остаются на транспорте, совершившем наезд, в виде вмятин от удара о тело потерпевшего, отпечатков рук и одежды или следов скольжения тела (одежды) по поверхности транспортного средства. Обычно такие следы расположены спереди – на передних крыльях, крышке капота, радиаторе и т.д. На теле и одежде потерпевшего образуются следы наслоения, оставленные транспортным средством, – грунт с колес, краска, а также следы в виде разрывов, разрезов или смятия участков тела и одежды.

Следы прочих частей транспортных средств подразделяются на следы удара и следы скольжения.

Следы удара – это вмятины, образованные деталями транспортного средства (крылом, радиатором, кузовом, бампером и т.д.), на различных преградах и объектах (заборы, столбы, бортовые камни, другие транспортные средства и т.п.), с которыми оно столкнулось, а также и на самом транспорте.

Следы скольжения – это царапины и трассы, возникшие в результате соприкосновения и трения поверхностей следовоспринимающих объектов (заборы, столбы, другие транспортные средства и т.д.) с деталями транспортного средства.

На транспортных средствах в результате столкновения могут образоваться следующие виды повреждений:

- вмятины – повреждения различной формы, размера, характеризующиеся вдавленностью следовоспринимающей поверхности, возникающие вследствие ее остаточной деформации;

- задиры – следы скольжения с приподнятостью кусочков, частиц следовоспринимающей поверхности, образующиеся при контакте жесткой поверхности, частей одного транспортного средства с менее жесткой поверхностью другого или иной природы;

- пробой – сквозное повреждение шины, размером более 10 мм, образующееся от внедрения в нее какого-либо предмета (например, гвоздя, камня, болта и т.п.);

- прокол – сквозное повреждение шины, размером до 10 мм, образующееся от внедрения в нее тонкого предмета (например, куска проволоки, осколка стекла и др.)

- царапина – неглубокое, поверхностное повреждение (длина которого больше ширины), образующееся при наезде на преграду и при столкновении транспортных средств.

Что касается следов транспорта на теле и одежде потерпевшего, то они могут быть оставлены как частями и деталями автомобиля, так и его колесами. Обычно они имеют характер повреждений или поверхностных наслоений различных веществ (грунта, грязи, ГСМ и прочих).


Многообразны следы, оставляемые частями и деталями транспортного средства на прилегающих к дороге предметах, – это объемные и поверхностные следы, в которых образуются трассы от особенностей контактной кромки или поверхности деталей транспортного средства, а также частицы лакокрасочного покрытия. В свою очередь, эти предметы часто оставляют следы на частях транспортного средства – вмятины, следы скольжения с трассами и отложением их покрытия (коры, краски, штукатурки, извести, бетона).

На дорожном покрытии остаются, как правило, следы колес – объемные (деформации и формования) и поверхностные (чаще всего наслоения).

По следам транспортных средств можно установить: способ и направление образования следов; взаимное расположение транспортных средств при их столкновении и переезде, а также транспортного средства и пешехода при наезде; какими частями транспортного средства могли быть нанесены повреждения; вид транспортного средства и конкретное транспортное средство, а также ряд других обстоятельств.

 

§ 2. Обнаружение, фиксация и изъятие следов транспортных средств

 

Следы транспортных средств можно обнаружить как на самом месте происшествия, так и на прилегающих к нему участках местности. Для обнаружения следов колес осматривают:

а) участок дороги, обочины, кюветы, насыпи;

б) подъезды к месту происшествия и места возможных стоянок транспорта;

в) территорию, где потеряла след служебно-разыскная собака, так как здесь преступники могли воспользоваться транспортным средством с целью дальнейшего передвижения;

г) внутренние дворы и тротуары;

д) предметы, обнаруженные на проезжей части дороги, через которые могли переехать транспортные средства (одежда трупа и пр.).

Следы колес на травянистом покрытии обнаруживают по примятым в сторону движения транспортного средства стебелькам травы. Нередко в таких местах находят объемные следы.

На участках поворота или разворота транспортного средства можно обнаружить следы всех его колес. Поэтому найденные следы осматриваются в обе стороны от места их обнаружения, чтобы установить участок, где транспортное средство могло производить поворот или разворот (см. рис. 25).

 

 

 

Рис. 25. Расположение следов колес транспортного средства на повороте. Четными цифрами отмечены следы передних колес, а нечетными - следы

Задних колес.

 

Точно так же осуществляется поиск следов ходовых частей гусеничного и гужевого транспорта (телеги, сани).

Важное значение при осмотре места происшествия (в особенности дорожно-транспортного) имеют следы торможения («юза»), которые возникают в результате блокировки колес, образуя след скольжения, называемый тормозным путем. Длина тормозного пути зависит от ряда факторов, прежде всего от скорости движения в тот момент, который предшествовал торможению, исправности тормозной системы, степени изношенности протектора, состояния дорожного покрытия и др. По следам «юза» можно установить, в каком месте участка дороги находилось транспортное средство в различные этапы движения с заблокированными колесами (начало, середина, конец тормозного пути); в какую сторону оно перемещалось (в следах торможения трассы смещены в сторону движения); каково было направление движения (прямолинейное, криволинейное, с изломом, боковым смещением и т.п.) и его скорость перед торможением и на определенных участках тормозного пути; исправна ли тормозная система (на ее неисправность может указывать неодинаковая длина следов торможения). Эти признаки в совокупности с другими могут помочь разобраться в механизме происшествия.

Также следует обращать внимание и на признаки, свидетельствующие об остановке автомобиля. К ним относятся: потеки масла, воды, следы бензина и масла при заправке автомобиля. Кроме того, на остановку автомобиля указывают и следы ног человека около автомобиля и на обочине, следы домкрата, если производились ремонтные работы и замена колес.

Тщательному осмотру подлежат предметы на дороге, шины автомобиля, следы и повреждения на предметах и транспортных средствах, осколки стекол, краски, отделившиеся детали или их части от автомобиля, части упавшего груза.

Микроскопические осколки фарного стекла, чешуйки краски, волокна ткани отыскиваются с помощью лупы. Возможные следы, оставляемые посредством наслоения маслянистых веществ (прежде всего на одежде потерпевшего), могут быть обнаружены с помощью ультрафиолетовой лампы.

Следы удара и скольжения обнаруживают при осмотре различных объектов, с которыми могло столкнуться транспортное средство. Такими объектами могут быть:

а) другие транспортные средства;

б) тело и одежда трупа, обнаруженного на месте происшествия;

в) столбы, деревья и кустарники, находящиеся в непосредственной близости от места происшествия;

г) заборы, стены, шлагбаумы, придорожные ограждения, бортовые камни на дорогах и пр.;

д) различные предметы, оказавшиеся на месте происшествия.

В ходе осмотра места происшествия кроме следов колес и следов, отобразившихся на неподвижных предметах, необходимо выявлять и другие вещественные доказательства:

- части транспортных средств (осколки стекла, фарных рассеивателей и т.д.);

- краску, грязь и другие вещества, отделившиеся от транспортного средства;

- упавший или рассыпанный груз;

- пятна бензина, масла, тормозной жидкости и др.

По следам, оставшимся на месте происшествия, можно судить о повреждениях, влияющих на способность перемещения транспортного средства.

К числу наиболее характерных следов, обнаруживаемых на самом транспортном средстве, можно отнести деформацию деталей в виде вмятин и разрывов металла.

Так, при наездах на пешеходов часто образуются вмятины овальной формы на крыльях автомобиля, облицовке радиатора, крышке капота, крыше кузова и дверцах.

Для столкновений и опрокидываний характерны вмятины неправильной формы с повреждением краски, разрывами металла, а также отделением деталей или их частей.

В ряде случаев на поверхностях выступающих частей автомобиля образуются следы от ткани одежды потерпевшего. Они обычно остаются на переднем бампере, крышке капота, крыльях, передних стойках, ветровом стекле.

На деталях автомашины обнаруживают также следы краски, крови, частицы мозгового вещества, волосы, обрывки или волокна одежды потерпевшего, которые могут иметь силу вещественных доказательств.

Обнаруживаемые следы должны быть во время осмотра места происшествия предохранены от возможного их разрушения как участниками осмотра, так и другими транспортными средствами. Для этого необходимо:

а) найденные следы и места, где они расположены, обозначить каким-либо способом (например, выставить вешки, установить легкие ограждения, обвести следы на твердом дорожном покрытии мелом и т.д.);

б) перекрыть доступ к следам со стороны других транспортных средств, организовав объезд места происшествия (для этого используют заграждения в виде натянутых веревок, указателей, деревянных треног и пр.);

в) проинструктировать участников осмотра и удалить с места происшествия посторонних;

г) укрыть обнаруженные следы от возможного их разрушения под действием атмосферных осадков (дождя, снега), использовав для этого подручные средства (брезент, листы фанеры, доски, которые в таком случае необходимо укрепить над следами, и т.д.).

Основными задачами следователя и специалиста, участвующего в собирании доказательств на месте дорожно-транспортного или иного происшествия, связанного с использованием транспортных средств, следует считать обнаружение и предварительное исследование следов с целью получения по ним разыскной и доказательственной информации, которая могла бы способствовать скорейшему раскрытию преступления, пресечению его последствий и предупреждению подобных преступлений. Для обнаружения следов требуется хорошее освещение и тщательный осмотр местности. Осмотру подвергаются: полотно дороги; предметы, обнаруженные на месте происшествия; подъезды к нему, обочины, кюветы; места стоянки автотранспорта. Следы необходимо осматривать на возможно большем протяжении для отыскания участков с четким отображением признаков. Чтобы судить об особенностях шин всех колес, надо изучить следы на повороте или в месте разворота транспорта.

В результате предварительного исследования на месте происшествия могут быть установлены:

1. Групповая принадлежность транспортного средства:

а) тип (автомобиль, трактор, мотоцикл, повозка и т.д.);

б) вид (автомобиль грузовой, мотоцикл с коляской и т.д.);

в) модель (например, автомобиль ВАЗ-2107, ЗИЛ-130, трактор ДТ-75 и т.д.).

2. Взаиморасположение транспортных средств перед столкновением.

3. Повреждения, причиненные транспортному средству в результате происшествия (разбита фара, деформирован бампер и т.д.).

4. Вещества, попавшие на транспортное средство (пятна крови, краска, частицы грунта).

5. Направление движения транспортного средства, которое определяют по ряду признаков (см. рис. 26):

 

 

Рис. 26. Определение направления движения транспортного средства

По его следам.

а) при переезде транспортным средством лужи, жидкой грязи, брызги от передних колес выбрасываются вперед в сторону направления движения. В этом случае влажный след от колес, идущий в сторону движения, постепенно будет сходить на нет, т.е. в конце будет окрашенным менее интенсивнее. Аналогичные следы образуются при переезде колесом какого-либо красящего вещества (рис. 26, а);

б) в объемном следе (вязкая глина, влажный снег) на его стенках отображаются признаки направления вращения колеса. При вращении колеса на стенке следа образуются дугообразные бороздки и валики, расположенные в виде веера, вершина которого обращена в сторону направления движения (рис. 26, б);

в) некоторые типы рисунков протектора (например, шины с грунтозацепами) также позволяют судить о направлении движения. Угол, образованный деталями рисунка раскрыт сторону направления движения (рис. 26, в);

г) при движении транспортного средства по сыпучему грунту частицы грунта располагаются по обеим сторонам следа колеса в виде веера, расходящиеся концы которого направлены в сторону, противоположную движению автотранспортного средства (рис. 26, г);

д) при движении по рыхлой поверхности (глина, мокрый снег), на дне объемного следа образуются выступы треугольной формы, пологие края которых обращены в сторону движения (рис. 26, д);

е) при переезде колесом через тонкую ветку, отдельные небольшие палочки, соломинки, последние переламываются и образуют угол, раскрытый в сторону движения (рис. 26, е);

ж) транспортное средство, движущееся по траве, оставляет след примятой травы, стебли которой наклонены в сторону движения (рис. 26, ж), а при пробуксовке, наоборот, – в противоположную сторону (рис. 26, з);

з) при переезде через твердый предмет, например, камень, находящийся на грунте, с противоположной направлению движения стороны обычно возникает небольшой зазор вследствие сдвига предмета вперед (рис. 26, и);

и) в месте поворота между следами передних и задних колес образуются углы. Более острый угол показывает направление движения (рис. 26, к);

к) капли жидкости (воды, масла, тосола и т.п.), падающие из автомобиля на ходу, образуют на дороге пятна каплевидной формы, узкий конец которых обращен в сторону движения.

Для решения вопроса о групповой принадлежности транспортного средства по следам колес необходимо установить модель шины, количество колес, колею и базу автомобиля, оставившего следы.

Модель шины. С целью ее определения нужно изучить строение отобразившегося в следе рисунка протектора, измерить ширину и шаг отобразившейся беговой дорожки.

Рисунок протектора характеризуется формой и размерами его элементов, их количеством и расположением относительно средней линии шины и друг друга.

Ширину беговой дорожки измеряют в следе. Для этого отыскивают такой участок следа, в котором она отобразилась полностью. О полноте, объемного следа можно судить при наличии вертикальных боковых стенок, являющихся его границами. Ширина дна следа, измеренная по перпендикуляру к продольной оси следа, будет шириной беговой дорожки.

В поверхностных следах при отображении изолированных выступов (грунтозацепов), расположенных вдоль боковых границ протектора, ширина беговой дорожки измеряется между данными выступами.

Ширина беговой дорожки шин легковых автомобилей и легковых грузовиков колеблется от 92 до 160 мм, грузовых автомобилей и автобусов – от 140 до 590 мм.

Для определения наружного диаметра в следе шины отыскивают два отображения одной и той же особенности (например, разрыв, заплата, внедрившийся в углубление протектора камень и т.п.). Расстояние между этими отображениями будет равно длине окружности колеса. Разделив длину окружности колеса на 3,14, получим величину наружного диаметра шины.

Полученные данные сопоставляют с данными, содержащимися в специальных альбомах, каталогах или справочниках, на основании чего устанавливают модель (модели) шин, образовавших след.

Количество колес транспортного средства определяется по числу оставленных им следов.

Различают двух- и трехосные автомобили. При этом колеса могут быть одинарными и сдвоенными (парными).

Следы передних колес движущегося вперед по прямой автомобиля в большинстве случаев уничтожаются задними колесами, поэтому о количестве колес можно сделать вывод только по следам, образовавшимся во время стоянки (например, в виде углублений в грунте) или при повороте транспортного средства.

При повороте, если его радиус был небольшим (т.е. при круговом повороте), на дороге отображаются следы всех колес автомобиля. Располагаются они следующим образом: при правом повороте, если смотреть по ходу автомобиля, первый – след левого переднего, второй слева – левого заднего, третий слева – переднего правого и четвертый – заднего правого колеса. При левом повороте последовательность следов будет обратной. Исключение составляют трехосные автомобили, так как при движении по кривой следы второй (задней) пары колес почти полностью уничтожаются протекторами колес третьей оси.

Количество и расположение поддающихся изучению следов, оставленных автомобилем с прицепом, обусловлено:

1) количеством осей автоприцепа;

2) соотношением ширины колеи автомобиля и ширины колеи автоприцепа;

3) направлением движения (по прямой, на повороте). При движении вперед прицеп не следует строго по прямой, а периодически отклоняется от этого направления вправо и влево что приводит к возникновению характерной волнистости следов.

В таких условиях, наряду со следами колес прицепа, можно наблюдать следы автомобиля даже в том случае, если ширина их колеи одинакова.

Следует отметить, что совпадение или очень незначительное различие ширины колеи прицепа и автомобиля встречаются довольно часто. Это обстоятельство заставляет производить тщательный осмотр протяженных участков дороги в целях обнаружения неразрушенных следов колес автомобиля. Установив количество следов, определяют колею.

Колея – это расстояние между средними линиями беговых дорожек одинарных колес или средними линиями промежутков двух спаренных колес, расположенных на одной оси.

Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенной марки автомобиля, либо для автомобилей нескольких марок, принадлежащих к одному виду.

В ходе осмотра по возможности необходимо производить измерение колеи задних колес, поскольку в большинстве случаев их следы отображаются наиболее полно и четко. Кроме того, ширина колеи задних колес постоянна, тогда как у передних колес она может измениться (например, после ремонта). Также необходимо иметь в виду, что ширина колеи, определяемая по следам колес, иногда по тем или иным причинам не соответствует стандартной, т.е. больше на несколько сантиметров.

Ширина колеи одинарных колес равна расстоянию между центрами правого и левого следов (рис. 27).

Если следы оставлены спаренными колесами, то точки для измерения колеи берутся строго в середине промежутка между отпечатками спаренных колес (рис. 28). В этом случае можно также произвести соответствующие измерения по следам сначала внутренних колес, затем внешних, полученные результаты сложить и разделить на два. В сложных случаях измерение можно осуществить между одноименными боковыми границами следов, оставленных правым и левым колесами.

Рис. 27. Измерение колеи автомобиля.

 

Рис. 28. Измерение колеи автомобиля со спаренными задними колесами.

 

К измерениям обычно приступают после предварительного тщательного изучения следов, определения их количества и расположения, с тем, чтобы не допустить ошибки в случае частичного совмещения следов передних и задних колес.

Результаты полученных замеров сопоставляют со специальными таблицами габаритных размеров ширины колеи передних и задних колес.

База автомобиля – расстояние между его передней и задней осями. У трехосных автомобилей базой является расстояние между передней осью и геометрической осью – условной линией, расположенной между двумя задними осями (рис. 29). У таких автомобилей различают, кроме того, базу тележки – расстояние между задними осями.

 

Рис. 29. а – база легкового автомобиля; б – база грузового трехосного

Автомобиля.

 

База может быть определена по следам шин, образованным во время стоянки, при пробуксовке или развороте с применением заднего хода.

Во время стоянки на поверхности грунта (асфальта, снега), с которой соприкасаются шины, иногда образуются более вдавленные участки, проталины, остаются осыпавшиеся с шин частицы земли. Между следами колес могут быть обнаружены пятна смазки из картера заднего или переднего моста автомобиля. При этом важно точно определить линии, которые соответствуют положению осей во время стоянки (для удобства их прочерчивают на грунте). Затем производят измерения.

При развороте с применением заднего хода автомобиль останавливается как минимум дважды, в результате чего образуются границы (окончания и начала) следов передних и задних колес. Соединив эти границы, получим линии, соответствующие осям автомобиля. Результаты замеров сопоставляют с соответствующими справочными данными.

На месте происшествия часто встречаются следы поворота, в которых отображаются общие признаки транспортного средства. В этом случае для определения колеи и базы автомобиля применяется специальный метод математического расчета.

Фиксация и изъятие следов транспортных средств. Выявленные следы транспорта фиксируются путем описания в протоколе осмотра места происшествия, фотосъемки, зарисовок, составления схем, копировании и моделировании следов.

В протоколе осмотра места происшествия при обнаружении следов транспортных средств должно быть отмечено следующее:

- тип дорожного покрытия (асфальт, бетон, брусчатка, глина, песок, снег и т.п.);

- состояние проезжей части (сухая, мокрая, покрытая песком либо жидкой грязью, снегом, гололедица и т.п.), равномерность покрытия (если неравномерно, то на каких участках и их протяженность), состояние поверхности проезжей части (например, наличие ям, выбоин, предметов, затрудняющих движение транспортного средства);

- размеры проезжей части и прилегающих к ней элементов (тротуаров, обочины, ширина проезжей части и т.п.);

- наличие дорожных знаков, разметки проезжей части, пешеходных переходов, светофоров и т.д.;

- дата и время суток дорожно-транспортного происшествия;

- наличие следов транспортного средства на проезжей части, их вид, характер, расположение и протяженность по ширине проезжей части (при наличии следов торможения необходимо указать, от каких колес оставлены следы, длину и ширину следа торможения).

Описание следов колес на одежде и теле потерпевшего, а также на дорожном покрытии должно содержать информацию: о количестве отображений колес; ширине колеи (по расстоянию между продольными осями или одноименными краями следов беговой дорожки протектора одинарных колес или между средними линиями отпечатков беговых дорожек шин спаренных колес); ширине беговой дорожки шины каждого из колес; длине окружности колес по двум последовательным отображениям одной и той же особенности шины; количестве, форме и размерах продольных рядов выступов и канавок рисунка протектора; наличии, количестве, форме, размерах и расположении особенностей рисунка протектора; а также по возможности длине базы автомобиля (по следам колес, образованным во время стоянки, при развороте с применением заднего хода, а также при пробуксовке).

Кроме того, механические повреждения на автомобиле, теле и одежде потерпевшего, прилегающих к дороге предметах, иных транспортных средствах описываются по месту расположения на предмете-следоносителе, форме и размерам, характеру краев и дна следа, наслоения посторонних веществ.

В протоколе указывается, производилось ли фотографирование, составлялись ли схемы, изготавливались ли слепки, способ изъятия поверхностных следов и характер упаковки изъятых объектов.

Фотографирование на месте дорожно-транспортного происшествия осуществляется по правилам судебной фотографии.

Следы шин фиксируются с помощью ориентирующей и обзорной фотосъемки, способом линейной панорамы. Затем выполняются обзорная и узловая фотосъемка, детальные масштабные снимки каждого четкого следа. Поверхностные следы фотографируются с помощью рассеянного света, объемные следы – с использованием косопадающего света для высвечивания деталей рельефного рисунка.

Несмотря на технические трудности (сопряженные с невозможностью занять достаточно высокую позицию для съемки), необходимо постараться запечатлеть расположение следов колес относительно предметов окружающей обстановки. Обязательно фотографируются следы передних и задних колес. Съемка производится вдоль следов с некоторого возвышения (например, из кузова грузового автомобиля). Фотографирование следов торможения рекомендуется производить с глубинным масштабом. Значительные участки следа каждой шины (не менее длины окружности колеса) необходимо фотографировать по методу линейной панорамы для запечатления строения рисунка протектора и его особенностей, отобразившихся в следе. Отдельные особенности рисунка протектора должны быть сфотографированы в более крупном масштабе. Обе последние съемки должны быть измерительными – с использованием масштабной линейки.

В ряде случаев, когда в объемных следах отобразились индивидуальные особенности протектора, изготавливаются их копии с помощью гипса (методика изготовления аналогична изготовлению слепков со следов обуви).

Поверхностные следы и повреждения, образовавшиеся на транспортном средстве или оставленные транспортным средством на другом объекте, по возможности изымаются со следоносителем или же отделяются от объекта и упаковываются в соответствии с общими правилами.

Следы-наслоения или отслоения частиц пыли, тонкого слоя грязи и т.п. переносят на следокопировальные пленки, ошкуренную резину, отфиксированную фотобумагу, предварительно увлажнив эмульсионный слой. Недостаточно устойчивые (пылевые) следы протектора на одежде трупа потерпевшего перед транспортировкой в морг рекомендуется закрепить бесцветным лаком с помощью аэрозольного распылителя (например, женского лака для фиксации прически).

Следы-предметы (детали автомобиля, осколки стекла, чешуйки краски) необходимо изъять для приобщения к материалам уголовного дела. Микроскопические осколки стекла и частицы лакокрасочного покрытия изымаются в соответствии с правилами работы с микроследами.

Все изъятые с места происшествия объекты, в том числе детали транспортных средств, должны быть упакованы. При этом необходимо соблюдать следующие правила:

- способы, материалы и средства упаковки определяются спецификой изымаемых объектов;

- помещенные в упаковку предметы укрепляются в ней неподвижно;

- для предохранения хрупких и бьющихся объектов в упаковке должны применяться мягкие прокладки;

- пахучие, испаряющиеся (летучие) и подобные им вещества, а также предметы, подверженные влиянию внешней среды, помещают в герметически закрывающуюся стеклянную и металлическую (эмалированную) посуду, которую затем упаковывают с соблюдением надлежащих правил;

- объекты, подверженные быстрому усыханию либо увлажнению, упаковывают в водонепроницаемые материалы;

- из множества однородных предметов, изъятых в ходе одного и того же следственного действия, каждый упаковывают отдельно, маркируют и помещают, если это целесообразно, в общую упаковку;

- предметы одежды и подобные им объекты допускается помещать в мягкие упаковочные материалы, которые затем обертывают мягкой бумагой и обвязывают шпагатом;

- упаковка должна быть механически прочной, удобной для транспортировки и хранения;

- с наружной стороны упаковки делают пояснительные надписи (сколько объектов, каких, когда и по какому факту изъято). Упакованные объекты удостоверяются подписями понятых, специалиста и следователя;

- упаковка с находящимися в ней объектами обязательно должна быть опечатана;

- на упаковке целесообразно делать специальные пометки: «верх», «низ», «стекло», «жидкость», «не переворачивать» и т.д. Это обеспечивает аккуратность в обращении с объектами;

- выбранные способы упаковки нужно демонстрировать понятым и фиксировать в протоколе.

Предметы со следами протекторов транспортных средств, как и другие вещественные доказательства, упаковывают по общим правилам упаковки следов.

 

Образец описания следов шин в протоколе осмотра места происшествия:

«...На пашне, на расстоянии 50 метрах от указателя «610 км» и на расстоянии 20 м от правого бока трупа обнаружены объемные следы качения шин транспортного средства. Следы находятся на повороте и направлены по линии юго-восток – северо-запад. Следы состоят из отображений протекторов шин четырех колес. Ширина каждого из них 170 мм, максимальная глубина следов – 70 мм. Ширина колеи передних колес – 1 м 54 см, ширина колеи задних колес – 1 м 67 см. На отдельн


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.