Игра «Мяч бросай и овощи называй» — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Игра «Мяч бросай и овощи называй»

2021-03-17 220
Игра «Мяч бросай и овощи называй» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход игры. Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Взрослый: - Овощи;

Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.

Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.

Взрослый: - Ягоды;

Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.

Взрослый: - Деревья;

Дети: - Береза, ель, сосна, дуб, липа, тополь. и т. д.

Игра «Кто может совершать эти действия?»

 

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.

 Взрослый – Дети

 Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…

 Бежит – ручей, время, животное, человек, дорога…

 Летит – птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

 Плывёт - рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

 

 

Игра «Горячий – холодный»

 

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнка, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

 Взрослый – Дети

 Горячий – холодный

 Хороший – плохой

 Умный – глупый

 Весёлый – грустный

 Острый – тупой

 Гладкий – шероховатый

 Лёгкий - тяжёлый

 Глубокий – мелкий

 Светлый – тёмный

 Добрый – злой

 

Игра «Из чего сделано?»

 

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

 Взрослый - Дети

 Рукавички из меха – меховые

 Таз из меди – медный

 Ваза из хрусталя – хрустальная

 Рукавички из шерсти – шерстяные

 

Игра «Лови да бросай – цвета называй»

 

 

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.

 Взрослый - Дети

 Красный – мак, огонь, флаг

 Оранжевый – апельсин, морковь, заря

 Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа

 Зелёный – огурец, трава, лес

 Голубой – небо, лёд, незабудки

 Синий- колокольчик, море, небо

 Фиолетовый – слива, сирень, сумерки

 

Игра «Весёлый счет»

 

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Ход: взрослый бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».

Пример:

 Один стол – пять столов

 Один слон – пять слонов

 Один журавль – пять журавлей

 Один лебедь – пять лебедей

 Одна гайка - пять гаек

 Одна шишка – пять шишек

 Один гусёнок – пять гусят

 Один цыплёнок – пять цыплят

 Один заяц – пять зайцев

 Одна шапка – пять шапок

 Одна банка – пять банок

 Одна пуговица – пять пуговиц

 Одна мыльница – пять мыльниц


 Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: логопед, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч логопеду.

 -что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

 -что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)

 -что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

 -что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

 

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.

Ход: логопед задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Взрослый: Дождь.

Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,  полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.

Взрослый: Город.

Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

 

 Игра  «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей!

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Ход игры. Бросая мяч поочередно каждому ребенку, логопед задает вопрос, а ребенок, возвращая логопеду мяч, отвечает.

Вариант 1.

Логопед: Кто живет в дупле?

Дети: Белка.

Кто живет в скворечнике?

Скворцы.

Кто живет в гнезде?

Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.

Кто живет в будке? Собака

Кто живет в улье? Пчелы

Кто живет в норе? Лиса.

Кто живет в логове? Волк

Кто живет в берлоге? Медведь

Игра «Я знаю три (четыре, пять…) названия животных» или «Я знаю три (четыре, пять…) имени девочек (пять имен мальчиков)»

Раз и два, и три, четыре

Все мы знаем в этом мире.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры. Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша, Витя, Коля, Андрей, Володя». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

 

Игра «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например:

 У рыси голова – рысья

 У рыбы – рыбья

 У кошки – кошачья

 У сороки – сорочья

 У лошади – лошадиная

 У орла – орлиная

 У верблюда – верблюжья

 

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый.

 Кабачок, огурец, тыква, лимон.

 Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.


Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Методическое указание. Предварительно ребенку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

Логопед: Рукавички из меха.

Дети: Меховые.

Тазик из меди. Медный;

Медвежонок из плюша. Плюшевый;

Рукавички из шерсти. Шерстяные;

Стакан из стекла. Стеклянный;

Ваза из хрусталя. Хрустальная.

Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

Игра «Скажи ласково»

Мячик маленький поймай,

Да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

Ход игры. Логопед, бросая мяч ребенку, называет первое слово (например, шар, а ребенок, возвращая мяч логопед; называет второе слово (шарик). Слова можно cгpyппиpoвaть по сходству окончаний.

Стол — столик, ключ — ключик.

Шапка — шапочка, белка — белочка.

Книга — книжечка, ложка — ложечка.

Голова — головка, картина — картинка.

Мыло — мыльце, зеркало — зеркальце.

Кукла — куколка, свекла — свеколка.

Коса — косичка, вода — водичка.

Жук — жучок, дуб — дубок.

Вишня — вишенка, башня — башенка.

Платье — платьице, кресло — креслице.

Перо — перышко, стекло — стеклышко.

Часы — часики, трусы — трусики.

 

Игра «Составь предложение"

Мячик прыгать я заставлю,

Предложение составлю.

Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.

Ход игры. Логопед бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова (например: «Девочка играть»).

Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов («Девочка играет») и бросает мяч обратно логопеду.

Игра «Кто чем занимается?»

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Цель: закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.

Ход игры.

Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, логопед называет профессию, а ребенок, возвращая мяч логопеду, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.

Логопед: строитель –

Дети: строит;

повар (варит (готовит);

носильщик (носит);

чертежник (чертит);

рабочий (работает);

уборщица (убирает);

художник (рисует) и т. д.

Игра «Один – много»

 

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён существительных.

Ход: взрослый бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Пример:

 Стол – столы                        стул – стулья

 Гора – горы                         лист – листья

 Дом – дома                          носок – носки

 Глаз – глаза                        кусок – куски

 День – дни                          прыжок – прыжки

 Сон – сны                           гусёнок – гусята

 Лоб – лбы                           тигрёнок – тигрята


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.