Вопрос № 1 форма государственного устройства — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Вопрос № 1 форма государственного устройства

2021-03-17 73
Вопрос № 1 форма государственного устройства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Форма государственного устройства представляет собой внутреннее строение государства, его деление на составные части - административно-территориальные единицы, автономные политические образования или суверенные государства. Она отражает также характер взаимоотношений государства в целом с отдельными его частями.

Существует две основные формы государственного устройства: федерация и унитарное государство. 

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Унитарное государство - это единое государственное образование. Оно обладает полным государственным единством. Его отдельные административно-территориальные единицы не имеют каких-либо суверенных прав, иначе говоря, они не обладают какими бы то ни было государственными правами. С позиции системного анализа можно сказать, что унитарное государство есть жестко детерминированная социальная система.

Признаки унитарного государства:

наличие одного Основного закона (Конституции);

единые в масштабе всей страны высшие представительные, судебные и исполнительные органы;

единая система законодательства;

единое гражданство;

наличие однопалатного парламента, хотя возможны исключения;

общая для всех административно-территориальных единиц кредитная и налоговая политика;

составные части унитарного государства не обладают суверенными правами, т.е. не являются государственными образованиями.

Унитарное государство может быть многонациональным и однонациональным. Примером первого являются Франция, Китай, Пакистан, вторых - Англия, Япония, Египет. 

ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО

Федерация - это одна из форм государственного устройства, наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Федерация - это единое союзное государство.

В настоящее время в мире существует 24 федерации. 3 из них были созданы в 90-х гг. ХХ в., а первая была образована еще в 1787 г. - это были США.

Федерации, созданные в 90-х гг. ХХ в.:

в 1993 г. была образована федерация в Бельгии - лингвистическая федерация, имеющая в основе языковой признак;

в 1994 г. была создана федерация в Эфиопии;

в 1995 г. была образована Сербохорватское мусульманское государство Сербии и Герцеговины (причем данная федерация явилась результатом международных соглашений, поэтому говорят, что она была создана «сбоку»).

В мире федерации распределены следующим образом: 6 федераций находятся в Америке; 7 - в Европе; 4 - в Азии; 4 - в Африке; 3 - в Океании.

Можно дать следующее определение федерации:

федерация - это сложное союзное государство, в котором государственная власть распределена на всей территории государства, а субъекты федерации участвуют в формировании и осуществлении союзной (федеральной) власти в пределах, установленных Конституцией.

Федерации классифицируются на виды в зависимости от различных критериев:

1) По способу образования все федерации делятся на

федерации, образованные «снизу», т.е. договорные федерации (США);

федерации, образованные «сверху», т.е. конституционные федерации (Россия, Бельгия).

2) По принципу, который положен в основу образования федерации, все федерации делятся на

федерации, в основу образования которых положен национальный принцип, например, Индия, Бельгия (причем следует заметить, что федерации, основанные на национальном принципе, как правило являются нестабильными. Так, плачевна судьба СССР, в результате «бархатной» революции распалась Чехословакия);

федерации, в основу образования которых был положен территориальный принцип, например, США (причем федерации, основанные на территориальном принципе являются более стабильными);

федерации, в основу образования которых положен национально-территориальный принцип.

3) Существует деление федераций на симметричные и асимметричные:

симметричные федерации построены по принципу равноправия субъектов федерации (но при этом не исключена скрытая асимметрия);

асимметричные федерации - это федерации, в который субъекты имеют разные статусы.

Существуют следующие варианты асимметричных федераций:

первый вариант имеет место тогда, когда в федерации есть: *во-первых, субъекты федерации; *а во-вторых, федеральные территории. Например в США есть округ Колумбия, не обладающий статусом субъекта федерации. Он - федеральная территория. и второй вариант асимметричной федерации имеет место тогда, когда в федерации есть только субъекты и отсутствуют федеральные территории, но субъекты имеют разные статусы.   

  Признаки федерации:

политико-правовая самостоятельность субъектов;

федерация создается на длительный срок, и в этой связи не допускается сецессия (исключение составляла Конституция СССР 1977 г., которая допускала право республик на выход из федерации, но сама по себе эта норма была мертворожденной, декларативной);

третий признак федерации - она основана на принципе государственного единства;

территория федерации - это совокупность территорий субъектов федерации;

наряду с федеральным законодательством может существовать законодательство субъектов федерации, но при этом правовая система федерации должна быть единой, в ней не должно быть противоречий;

наличие единого, но, возможно, не единственного гражданства;

разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами;

наличие двухпалатного парламента, т.е. парламента основанного по принципу бикамерализма, где:

нижняя палата представляет все население страны;

верхняя палата обеспечивает представительство субъектов федерации.    

КОНФЕДЕРАЦИЯ

Помимо основных форм государственного устройства, существует еще одна - конфедерация. Конфедерация - это союз государств, каждое из которых обладает суверенитетом.

Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории. Конфедерациями были:

Австро-Венгрия до 1918 г.;

Швеция и Норвегия до 1905 г.;

США с 1781 г. до 1789 г.;

и некоторые других государства.

Попытки создания конфедераций встречались и в ХХ столетии в различных регионах мира. Одной из них была Сенигамбия, объединившая в 1982 г. два государства - Гамбию и Сенегал в конфедеративный союз. Но через несколько лет Сенегамбия распалась. Такая же судьба в 1961 г. постигал Объединенную Арабскую республику конфедерацию, созданную Египтом и Сирией в 1958 г.

Опыт историй конфедераций свидетельствует о том, что данная форма государственного устройства является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства. Сочетая в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации, она под воздействием тех или иных причин зачастую теряет равновесие, необходимое для сохранения союза. Характерно то, что переход к федеративной форме государственного устройства легче всего осуществляется в том случае, если в конфедерацию входят однонациональные государства (Швейцария, Германия). А многонациональные конфедерации, как правило, распадаются (Австро-Венгрия, Швеция, Норвегия и ряд других конфедераций). Естественно, указанная особенность - закономерность, но не правило, о чем, в частности, свидетельствует история США.

При переходе к федеративной форме государственного устройства важную роль играют экономические факторы: фактически только они могут сбить центробежные тенденции и интегрировать конфедерацию в единое государство.

   Для конфедеративной формы государственного устройства характерны следующие черты:

Конфедерации образуются на основании соответствующих договоров(договорной была и первая общенациональная конституция США - Статьи Конфедерации 1781 г., для ратификации которых требовалось согласие всех штатов).

Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из нее, т.е. право сецессии. В федерации же попытка выхода субъекта рассматривается как мятеж (например, случай с Чечней). Выход из конфедерации означает лишь расторжение договорной связи с союзом.

Страны, входящие в конфедерацию, сохраняют за собой суверенитет в полном объеме. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов федерации. Фактически суверенитет конфедерации не признается и международным правом, т.к. конфедерации лишены суверенных прав над своей территорией и населением. Международные договоры с конфедерациями носили, как правило, ограниченный характер и заключались, главным образом, для решения вопросов войны и мира.

К предметам ведения конфедераций относится, как правило, небольшой круг вопросов, а именно вопросы: войны и мира; *внешней политики; формирования единой армии; формирование общей системы коммуникаций; разрешение споров между субъектами конфедерации.

Решения по этим вопросам принимается, как правило, с согласия всех субъектов конфедерации.

В конфедерациях образуются только такие государственные ораны, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных в соответствующих договорных актах. В частности, не образуются судебные органы, круг органов исполнительной власти ограничен.

Парламент конфедерации формируется представительными органами ее субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям.

Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, т.е. право отказа в признании актов союзной власти.

Постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных полномочий. Как правило, акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия, т.е. эти акты адресованы не гражданам, а органам государственной власти субъектов конфедерации.

Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов ее субъектов. Правом налогообложения так же, как и право принудительного взыскания взносов, конфедерации не обладают.

Субъекты конфедерации вправе устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие перемещению лиц, товаров, услуг.

Как правило, в конфедерации отсутствует единая денежная система.

Воинские формирования набираются субъектами конфедерации, при этом нередко применяется их двойное подчинение государственным органам конфедерации и их субъектам.

В конфедерации нет союзного гражданства.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что конфедерация - это слабо детерминированная социальная система, структурные элементы которой обладают большой степенью самостоятельности и независимости друг от друга.

БИЛЕТ № 17

ВОПРОС № 2: ОТРАСЛЬ ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

Понятие «система» является фундаментальным в системном подходе (в системном анализе), под знаком которого в настоящее время развиваются многие отрасли науки. Согласно определению одного из основоположников общей теории систем английского ученого Берталанффи, система есть совокупность элементов, находящихся во взаимодействии. Универсальность системного подхода объясняется тем, что практически все явления и объекты реального мира имеют параметры системности, т.е. в них могут быть выделены элементы, определенным образом взаимодействующие между собой. Не является в этом смысле исключением и право, представляющее собой социальную систему. 

Система права - это внутреннее строение права, его дифференциация на структурные элементы - отрасли права, - которые, в свою очередь, состоят из более мелких структурных элементов, определенным образом взаимодействующих между собой. Следовательно, основным структурным элементом системы права выступает отрасль права.

Отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих определенный вид общественных отношений имманентным методом (т.е. внутренне присущим).

Общественные отношения очень сложны по своей структуре, причем последняя постоянно развивается и усложняется по мере постепенного развития человеческого общества. Однако не все виды общественных отношений подлежат правовой регламентации. Это обусловлено тем, что это, во-первых, не всегда возможно, а во-вторых, не всегда целесообразно. Правовой регламентации подлежат наиболее важные, ключевые виды общественных отношений: имущественные, административные, земельные, экономические и др. Соответственно видам общественных отношений формируются отрасли права: гражданское право, административное право, земельное право, экологическое право и др.

Структурирование системы права, т.е. вычленение в ней составляющих ее элементов, осуществляется с помощью двух критериев: предмета правового регулирования и метода правового регулирования.

Отрасль права выступает основным структурным элементом системы права, являясь, в свою очередь, также системными образованиями.

Отрасль права - это подсистема системы права, представляющая собой совокупность правовых норм, установленных или санкционированных государством и регламентирующих определенный вид общественных отношений. Система российского национального права, процесс формирования которой еще не завершился, включает в себя следующие структурные элементы.

Конституционное право - это совокупность правовых норм, регламентирующих основные параметры существования общества и государства: права и свободы человека и гражданина, их обязанности, форму государственного устройства, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления (императивный метод).

Административное право - это совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения в сфере государственного управления (императивный метод).

Уголовное право - это совокупность правовых норм, регламентирующих преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, цели наказаний и систему наказаний, общие начала и условия их назначения, а также освобождение от уголовной ответственности и наказания (императивный метод).

Гражданское право - это совокупность правовых норм, регламентирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения (диспозитивный метод).

 Трудовое право - это совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения в сфере трудовой деятельности граждан (диспозитивный метод с императивной составляющей).

Земельное право - это совокупность правовых норм, регламентирующих отношения по поводу использования и охраны земли (комбинированный метод).

Экологическое право - это совокупность правовых норм, регламентирующих отношения в системе «человек - окружающая среда» (метод комбинированный).

Муниципальное право - это совокупность правовых норм, регламентирующих отношения в сфере местного самоуправления (метод комбинированный).

Гражданское процессуальное право - это совокупность правовых норм, регламентирующих отношения в сфере гражданского судопроизводства (метод императивный).

Уголовное процессуальное право - это совокупность правовых норм, регламентирующих отношения в сфере уголовного судопроизводства (метод императивный).

Арбитражное процессуальное право - это совокупность правовых норм, регламентирующих отношения в сфере арбитражного судопроизводства (метод императивный). 

Существуют и другие отрасли права.

Иногда говорят о профилирующих отраслях права, имея ввиду те из них, которые регулируют наиболее важные виды общественных отношений. К их числу можно отнести конституционное право, уголовное право, гражданское право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право.

Кроме того, выделяют комбинированные отрасли права - земельное, экологическое право. такое название обусловлено комбинированным методом правового регулирования, применяющемся в данных отраслях права. Этим отраслям права присущ дуалистический метод правового регулирования, сочетающий частно-правовые и публично-правовые элементы.

Давая определение системы права, мы подчеркнули, что основные ее структурные элементы - отрасли права - состоят из более мелких структурных элементов. Рассмотрим эти элементы.

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОТРАСЛИ ПРАВА КАК СИСТЕМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Более мелкими структурными элементами системы права являются подотрасли права и институты права. Например, в гражданском праве выделяются такие подотрасли права, как обязательственное право, жилищное право, договорное право и др. В свою очередь, такая подотрасль гражданского права, как договорное право состоит из правовых институтов, представляющих собой отдельные виды договоров: договор купли-продажи, договор аренды, договор хранения, договор поставки, договор мены и т.д.

Подотрасль права - это совокупность правовых норм, регламентирующих относительно узкую, качественно однородную группу общественных отношений (например, группу общественных отношений, связанную с заключением гражданско-правовых договоров).

Институт права - это совокупность правовых норм, регламентирующих еще более узкую по сравнению с подотраслью права, качественно однородную группу общественных отношений (например, отношения по заключению договоров конкретного вида).

Следовательно, принципиальное отличие между подотраслью права и институтом права заключается в объеме регулируемых общественных отношений и, как следствие, в объеме правовых норм, из которых состоят подотрасль права и правовой институт.

Первичным, исходным структурным элементом системы права является правовая норма. Она - элементарная клеточка системы права. Однако и правовая норма имеет свою структуру, включающую в себя гипотезу, диспозицию и санкцию.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.