Регламентирующими его деятельность — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Регламентирующими его деятельность

2021-03-17 78
Регламентирующими его деятельность 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

       Начало деятельности Волжского государственного инженерно-педагогического университета положено распоряжением Совета Министров РСФСР от 27 марта 1986 года № 373-р и приказом Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию от 12 мая 1986 года № 81, согласно которым на базе Горьковского филиала Всесоюзного института повышения квалификации руководящих работников и специалистов профессионально-технического образования создан Горьковский межобластной институт повышения квалификации работников профессионально-технического образования РСФСР.

       Во исполнение распоряжения Совета Министров Российской Федерации – Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года № 1421-р Горьковский межобластной институт повышения квалификации работников профессионально-технического образования РСФСР, приказом Министерства образования Российской Федерации от 19 августа 1993 года № 361 был преобразован в Волжский инженерно-педагогический институт.

       Приказом главного управления профессионально-технического образования при Совете Министров РСФСР № 157 от 13 июня 1962 года, приказом Горьковского областного управления профессионально-технического образования № 100 от 09 июля 1962 года был открыт Горьковский индустриально-педагогический техникум, который приказом Министерства образования Российской Федерации № 251 от 11 июня 1992 года был переименован в Нижегородский индустриально-педагогический колледж.

       Приказом Министерства образования Российской Федерации от 02 июня 1994 года № 174 «Об упорядочении сети инженерно-педагогических образовательных учреждений» Нижегородский индустриально-педагогический колледж был включен в состав Волжского инженерно-педагогического института на правах структурного подразделения с наименованием «Нижегородский индустриально-педагогический колледж Волжского инженерно-педагогического института».

       Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 01 апреля 1997 года № 564 Волжский инженерно-педагогический институт переименован в Волжский государственный инженерно-педагогический институт.

       Приказом Министерства образования Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 4300 Волжский государственный инженерно-педагогический институт переименован в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжская государственная инженерно-педагогическая академия».

       Приказом Федерального агентства по образованию от 02 декабря 2005 года № 1523 государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжская государственная инженерно-педагогическая академия» переименовано в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волжский государственный инженерно-педагогический университет».[1]

       «Чтобы занять достойное место среди высших учебных заведений системы профессионального образования, необходимо было подтвердить достижения и результаты эффективного функционирования и развития нашего вуза. И мы сегодня с гордостью может сказать, что по ряду показателей мы полностью соответствуем утвержденным нормам, а по ряду показателей превышаем установленные сегодня нормы, чем обеспечиваем курс развития. Здравствуй, Университет, - это продолжение и новое начало большой работы дружного, творческого, работоспособного коллектива преподавателей и студентов ВГИПУ».[2]

       Юридический и фактический адрес ГОУ ВПО ВГИПУ: 603004, г. Нижний Новгород, ул. Челюскинцев, д. 9.

       По организационно-правовой форме ВГИПУ является некоммерческой организацией – государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования федеральной подчиненности и реализует программы среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Государственным органом управления университетом является Федеральное агентство по образованию. В своей деятельности университет руководствуется Конституцией Российской Федерации, «Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования», Законами Российской Федерации «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», нормативными документами Министерства образования Российской Федерации, Уставом университета.

       В деятельности высшего учебного заведения можно выделить следующие основные группы документов:

       þ организационные документы вуза: устав, положения о структурных подразделениях, структура и штатная численность, штатное расписание, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка, положения коллегиальных и совещательных органов вуза, экспертной комиссии, Ученого совета;

       þ распорядительные документы вуза (приказы по основной деятельности, распоряжения);

       þ документы по личному составу вуза (приказы по личному составу, трудовые договора (контракты), личные дела, личные карточки, характеристики);

       þ информационно-справочные документы вуза (письма, факсы, справки, телефонограммы, докладные, служебные и объяснительные записки, протоколы, телеграммы, акты, отзывы, заключения);

       þ плановые документы вуза (планы, программы, схемы).

       От государственных и муниципальных организаций в вуз поступают документы, регулирующие различные вопросы его деятельности. Эти документы составляют отдельную группу – нормативные документы вышестоящих организаций. К ним относятся распорядительные документы – постановления, распоряжения, приказы, указания, инструкции.[3]

       Работа с различными видами документов происходит по схемам, которые представлены в Приложениях 1А, 1Б, 1В.

 

Организационная структура

       Достижение организацией своих целей предполагает совместную работу людей, являющихся сотрудниками организации. Каждая организация нуждается в координации этого взаимодействия, установлении определенного внутреннего порядка. Этот порядок проявляется в форме организацион­ной культуры и организационной структуры.

       Организационная структура – это главный инструмент, с помощью которого группа объединившихся людей совместным трудом прокладывает себе путь к лучшей жизни.

       Отделы, подотделы, цеха, сектора управления – все они являются структурными подразделениям организации, то есть образуют его организационную структуру. Структура создается для того, чтобы проще было коор­динировать и направлять усилия многих людей.

       Организационная структура определяет соотношение (взаимоподчинение) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации. Она проявляется в таких формах как разделение труда, создание специализиро­ванных подразделений, иерархии должностей и является необходимым эле­ментом эффективной организации, поскольку придает ей внутреннюю ста­бильность и позволяет добиваться определенного порядка в использовании ресурсов.

       Университет имеет ряд функциональных подразделений, каждое из которых выполняет свои обязан­ности и отвечает за одно из направлений деятельности:

       Æ учебные и учебно-методические подразделения (Социально-экономи­ческий институт, Профессионально-педагогический институт, Автомобильный институт, Факультет среднего профессионального образования, кафедры, учебно-методический отдел);

       Æ подразделения переподготовки, повышения квалификации (Институт повышения квалификации и переподготовки кадров);

       Æ подразделения подготовки для поступления в институт (Институт довузовской подготовки, Учебно-консультационный центр);     

       Æ научно-исследовательские подразделения (Отдел научно-исследовательской работы, Центры (Резервы творче­ства, Релакс), Научно-исследовательские лаборатории (Электромеханика, Проектирование инновационных образовательных систем и др.);

       Æ информационные подразделения (Отдел развития инноваций и коммуникаций, Отдел программного обеспечения и др.);

       Æ административно-управленческие подразделения (Управление развития материально-технической базой, Эксплуатационно-технический отдел и др.).

       В свою очередь каждое из них имеет свою структуру (Приложение 2).

Для осуществления функций управления в организации создается аппарат управления, который подразделяется на отдельные, но в то же время взаимосвязанные части – органы управления.

Аппарат управления коллектив работников, наделенный правами деятельности подразделений, имеющий помещение, технические средства, штатное расписание, положение и должностные инструкции.[4]

Аппарат управления по горизонтали делится на звенья, а по вертикали – на ступени управления, образующие иерархию. Звено управления – это самостоятельный орган аппарата управления (например, факультет, институт, отдел).

       Организационная структура управления персоналом ВГИПУ имеет вид линейно-функциональной структуры (Приложение 3). Она основана на соблюдении единоначалия, линейного построения структурных подразделений и распределения функций управления между ними. Реализует принцип демократического цен­трализма, при котором подготовка и обсуждение решения производиться коллегиально, а принятие решения и ответственность – только первым руко­водителем единолично. Она синтезирует лучшие свойства линейной структур (четкие связи подчиненности, централизация управления в одних руках) и функциональной структуры (разделение труда, квалификационная подго­товка решений). 

       Общее руководство университетом осуществляет выборный представительный орган – Ученый совет, возглавляемый ректором.

        Организационная структура ВУЗа представляет собой состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления.

       Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.

       Во ВГИПУ разработан и принят свой классификатор функций управления образовательной деятельностью, который содержит три блока:

       1. Управление образовательной деятельностью.

       2. Управление основными процессами обучения и воспитания.

       3. Управление обеспечивающимися процессами обучения и воспитания.

       Каждый блок содержит конкретные функции и комплексы задач и, как правило, реализуется специальным функциональным подразделением или лицом.

       Для выполнения структурными подразделениями ВГИПУ поставленных задач со стороны руководства создаются необходимые условия. Администрация университета не имеет права принимать решения, затрагивающие интересы структурных подразделений, без предварительного информирования их руководителей. Кроме этого в учебном заведении осуществляются взаимосвязи со всеми подразделениями организационной структуры ВУЗа для реализации функций и достижения поставленных перед ними целей и задач.

 

1.3. Основные цели и задачи университета

       Любую организацию следует рассматривать как средство достижения целей.

       Цель – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив.

       Цель является непосредственным мотивом, направляющим и регулирующим деятельность вузовского коллектива. Коллектив ВГИПУ руководствуется стратегическими (глобальными) и тактическими (локальными) целями. Это:

† обеспечение материального благосостояния и свободного всестороннего развития личности всех сотрудников (глобальная цель);[5] 

† обеспечение эффективности власти на основе делегирования полномочий, развитие общественного самоуправления, демократизация управления с соблюдением высокой дисциплины;

† обеспечение материального благосостояния и свободного всестороннего развития личности всех сотрудников;

† обеспечение роста образовательных услуг высокого качества на основе внедрения современных образовательных технологий, роста научной и педагогической квалификации преподавателей, унификация и стандартизация учебного процесса на основе Государственного стандарта;

† подготовка компетентных потенциально высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов, с необходимым комплексом гражданских, личных и профессиональных качеств, способных решать нестандартные задачи;

† внедрение в вуз непрерывного многоуровневого развивающего обучения;

† осуществление фундаментальных и прикладных исследований на основе роста научной квалификации сотрудников и студентов;

† развитие материально-технической базы, рост общего числа учебных площадей, обеспечение современным оборудованием, мебелью и компьютерной техникой;

† развитие системы деятельности во ВГИПУ и в учебных заведениях;

† обеспечение лидерства на рынке регионального образования по выбранным специальностям, числу студентов, видам и качеству образовательных услуг.[6]

Теперь рассмотрим, в чем заключаются цели структурных подразделений:

Ректорат – обеспечение реализации стратегических целей на основе оптимизации пропорций экономического и социального развития, обеспечение конкурентоспособности учебного заведения на рынке образования.

Институты – обеспечение роста образовательных услуг высокого качества в установленные сроки с оптимальными затратами в условиях внутреннего хозрасчета.

Кафедры – осуществление учебной деятельности на основе внедрения современных образовательных технологий высокого качества, роста научной педагогической квалификации преподавателей, унификация и стандартизация учебного процесса на основе ГОС и УМК.

Маркетинговая служба – выполнение маркетинговых исследований, расширение рынка сбыта услуг, организация рекламных кампаний для максимизации числа обучающихся.

Экономическая служба – соблюдение пропорций экономического развития на основе максимизации выручки, роста чистой прибыли, роста материального благосостояния сотрудников, снижение себестоимости работ и услуг.

Кадровая служба – обеспечение всестороннего развития личности сотрудников на основе планов социального развития, обеспечение учебного заведения квалифицированными кадрами, соблюдение внутренней морали и трудового распорядка.

Хозяйственная служба – обеспечение современного дизайна и чистоты помещений, своевременного ремонта мебели и оборудования, организация рационального питания, эффективное осуществление коммерческо-хозяйственной деятельности.

Теперь рассмотрим задачи университета. Задача – это предписанная работа или ее часть (операция, процедура), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. В соответствии со структурой организации, которую я рассмотрела выше, каждой должности предписан ряд задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации. Это:

† удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности;

† удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах с высшим образованием и научно-педагогических кадрах высшей квалификации, подготовка специалистов, обладающих высокой конкурентоспособностью;

† гармоничное развитие личности, развитие высоких духовно-нравственных качеств, формирование здорового образа жизни, противодействие негативным социальным процессам;

† формирование у обучающихся целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, трудовой мотивации, активной жизненной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

† распространение знаний среди населения, повышение его общеобразовательного и культурного уровня, накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

† интеграция системы образования в рамках университета научно-образовательного комплекса;

† организация учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающих изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

† организация и проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и иных научно-технических работ по проблемам образования; создание научно-технической продукции;

† подготовка, переподготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов и руководящих работников;

† ведение издательской и полиграфической деятельности для обеспечения учебного процесса и популяризации научных достижений.

Подведем небольшой итог. Цель отражает главный смысл существования организации. Университет ставит перед собой много целей, но самой главной его целью является подготовка компетент­ных, высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов с необходимым комплексом гражданских, личных и профессиональных качеств. Качественное, добросовестное выполнение выше перечисленных задач приведет к достижению поставленных перед университетом целей, к чему он и качественно, добросовестно стремится.   

 

Основная деятельность вуза

ВУЗ образует учебный процесс по профессиональным образовательным программам. Они ориентированы на подготовку дипломированных специалистов в области профессионального образования, природопользования, менеджмента организации, психологии, финансов и кредита, юриспруденции (Приложение 4). К  2007 году общее число реализуемых специальностей в университете достигло 14. Общее число  специализаций 22 и 4 специализации среднего, а также по 2 специальностям начального профессионального образования.

       Ежегодно происходит расширение спектра специальностей перераспределение приема между ними с учетом реальных запросов на специалистов, увеличение внебюджетного приема, что позволило добиться стабильного спроса на выпускников практически всех специальностей. Стабильно высокий конкурс наблюдается на специальностях «Менеджмент организации», что является показателем востребованности специалистов. За последние 5 лет увеличился приток молодежи в университет по договорам о подготовке специалистов с платной системы обучения.      С 2002 года в ВУЗе введется прием абитуриентов по договорам о целевой контрактной подготовке. Данная форма обучения введена в целях содействия государственным и муниципальным органам власти в подготовке кадров для решения социально-экономических проблем региона.

       За последние 4 года наблюдается тенденция роста контингента студентов как по очной, очно-заочной, так и по заочной формам обучения (Таблица 1). За время обучения контингент студентов изменяется – происходит отчисление за академическую неуспеваемость, по собственному желанию, перевод с одной формы обучения на другую, восстановление ранее обучающихся. 

Таблица 1

Контингент студентов по формам обучения

Форма обучения

Численность студентов, чел.

Уд. вес (%)

Отклонение от 2005г. (%)

2005г. 2006г. 2007г.
Всего 4372 4859 5278 100 17,17
В т.ч. очная 2144 2451 2763 52,35 22,40
Очно-заочная 888 902 543 10,29 -36,46
Заочная 1340 1506 1972 37,36 32,05

 

       Анализируя данные, приведенные в таблице 1, можно с уверенностью сказать, что в 2007 году численность студентов, обучающихся во ВГИПУ, увеличилась на 906 человека или на 17,17% по сравнению с 2005 годом. Значительно увеличилось количество студентов, обучающихся на очной и заочной формах обучения (на 22,4% и 32,05 соответственно). А вот контингент студентов по очно-заочной форме обучения вырос всего на 3%.

       Наибольшее количество специалистов по очной форме обучения за последние 4 года подготовлено по специальностям профессиональное обучение и менеджмент организации.

       Таким образом, университет ведет подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. В целом структура подготовки специалистов и ее изменения отвечают потребностям общества, рынка труда и запросам обучающихся.

II. Положение ВГИПУ на рынке образовательных услуг

       Волжский государственный инженерно-педагогический университет занимает выгодное положение на рынке образовательных услуг и является конкурентоспособным учреждением.

       Университет является единственным инженерно-педагогическим вузом в городе. Данное образовательное учреждение выпускает специалистов различного уровня по многим направлениям: профессиональное обучение, менеджмент организации, природопользование, юриспруденция, психология.

       В 2004 году Волжская государственная инженерно-педагогическая академия вошла в число вузов, подготавливающих лучших педагогов профессионального обучения. А на данный момент, ныне уже Волжский государственный инженерно-педагогический университет, расширил свою деятельность в сфере образования, увеличив спектр предлагаемых специальностей.

       Университет сотрудничает с несколькими школами города, где создаются классы, также созданы филиалы университета в городах Арзамас, Кстово, Павлово, Пермь.

       ВГИПУ занимает достойное место на рынке образовательных услуг, является конкурентоспособным образовательным учреждением, зарекомендовавшим себя стабильностью и развитием в образовательной деятельности.

       В связи с возросшими потребностями общества и науки, социально-экономическими изменениями в стране, научно-техническим прогрессом возникла необходимость модернизации содержания образования, организационно-управленческой структуры университета, увеличение спектра предлагаемых специальностей. Для реализации поставленных целей была выбрана стратегия – привлечения квалифицированных педагогов и проектирование новых центров, таких как: Психолого-педагогический центр «Взаимодействие»; Центр «Резервы творчества»; научно-производственный центр «Релакс»; эколого-медицинский центр здоровьесберегающих технологий; центр «Инновационное образование».

 

III. Персонал университета

       Персонал (лат. personalis – личный) – личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками. Существенным признаком персонала является наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем. Как правило, эти взаимоотношения оформлены трудовым договором (контрактом), хотя и не исключен вариант отсутствия формального юридического оформления найма. Еще один важный признак персонала – обладание определенными качественными характеристиками, которые определяют структуру организации по категориям: руководители, специалисты, служащие, рабочие.

       Персонал является основным ресурсом организации, состоящим из отдельных работников, объединенных определенным образом и целенаправленно действующих для достижения целей предприятия и личных целей работника. Он использует материальные, финансовые и информационные ресурсы. На всех сотрудников разработаны, утверждены должностные инструкции, которые отвечают требованиям трудового законодательства, Устава университета.

       Далее я хочу рассмотреть структуру и динамику численности работающих во ВГИПУ. В связи с увеличением числа студентов (таблица 1), а также введением в организационную структуру новых подразделений, ежегодно увеличивается и среднесписочная численность работников. При относительном изменении численность управленческого и обслуживающего персонала увеличивается несколько больше (3% и 4% соответственно), но структура в целом остается сравнительно неизменной.

Для наглядности все данные представлены в виде таблицы 2.

       В составе штата ППС входят 93,5% лиц с учеными степенями и званиями. По этому показателю ВГИПУ находится в группе первых 10% из выборки в 356 университетов и занимает 1 место (из 66) в группе педагогических университетов.

Ученые степени и звания докторов наук, профессора имеют 20,8% приведенного штата ППС. По этому показателю ВГИПУ находится в группе первых 10% из выборки в 356 университетов и занимает 2 место (из 66) в группе педагогических университетов.

 

 

Таблица 2

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.