Характеристика основных форм и средств обучения — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Характеристика основных форм и средств обучения

2021-03-17 177
Характеристика основных форм и средств обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Осуществление обучения требует знания и умелого использования военным педагогом разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования.

К сожалению, четкого определения понятия “организационная форма обучения” в педагогической литературе пока нет. Многие ученые попросту обходят этот вопрос и ограничиваются обыденными представлениями о сущности данной категории.

В науке понятие “форма” рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В энциклопедическом словаре понятие “форма” трактуется как “внешнее очертание, наружный вид, контур предмета” [88]. Форма всякого предмета, явления или процесса обусловлена его содержанием и в свою очередь оказывает на него обратное влияние. В философском словаре понятие “форма” определяется так: “…форма есть внутренняя организация содержания... Форма отражает систему устойчивых связей предмета” [95].

Применительно к дидактике высшей военной школы, форма – это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности курсантов и слушателей. Представляя собой наружный, внешний вид циклов обучения, форма отражает также систему устойчивых связей компонентов внутри каждого цикла обучения и зависит от количества обучающихся (индивидуальные, индивидуально-групповые, коллективные), места проведения (аудиторные и самостоятельная работа), порядка проведения занятия.

Формы организации обучения – это способы построения учебной работы в определенном порядке объединения курсантов и слушателей (поточно-массовые, коллективные, групповые и индивидуальные) и временном режиме исполнения (учебные занятия, самостоятельная подготовка).

Некоторые ученые-педагоги считают, что понятия “форма обучения” и “форма организации обучения” необходимо различать. Например, М. И. Махмутов под формой обучения понимает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на занятии, а под формой организации обучения – конкретный вид этого занятия [55]. Организация обучения преследует цель – обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью курсантов и слушателей со стороны педагога.

К сожалению, довольно часто в педагогической литературе происходит смешивание таких категорий как “метод обучения” и “форма организации обучения”. Здесь следует понимать, что метод характеризует содержательно-процессуальную или внутреннюю сторону совместной деятельности субъекта и объекта (субъекта), ее динамику, а форма организации обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством курсантов и слушателей, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

Например, военный преподаватель может обучать группу курсантов (слушателей), т. е. заниматься с целым коллективом, а может проводить занятие индивидуально. В этом случае форма обучения связана с количественным составом обучающихся. Вместе с тем, она может отражать временную регламентацию учебных занятий.

Будучи характеристикой внешней стороны организации учебного процесса, форма обучения органически связана с его внутренней, содержательно-процессуальной стороной. Одна и та же форма обучения, например практическое занятие, может иметь различную модификацию и структуру в зависимости от задач и методов учебной работы, организуемых военным педагогом. Выражением их тесной связи является и то, что отдельные формы называются в соответствии с ведущими методами обучения (например лекция – это метод обучения и одновременно форма, в которой данный метод применяется).

Анализ педагогической литературы показывает, что самой старой формой организации учебного процесса, берущей начало в античные времена, является индивидуальная форма обучения, при которой преподаватель занимается с одним обучающимся в специально отведенном месте. С начала XVI века все большее развитие получают индивидуально-групповые формы организации учебного процесса. Суть их заключается в том, что занятия педагог ведет не с одним человеком, а с целой группой обучающихся, в которой уровень подготовки ее членов различен. Чуть позднее в школах Белоруссии и Украины зародилась классно-урочная система обучения, которая была обоснована и популяризирована в XVII в. Яном Амосом Коменским. Классно-урочная система имеет следующие основные черты: в классе объединены учащиеся примерно одного возраста; они обучаются по единым планам и программам; урок проводится по конкретному предмету, встроенному в расписание занятий и имеющему четкую продолжительность; урок планирует, организует и ведет педагог.

Первую попытку модернизации классно-урочной системы организации обучения предприняли в конце XVIII – начале XIX вв. английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер, предложившие Белл-ланкастерскую систему взаимного обучения. В конце XIX – начале XX вв. перед педагогами встал вопрос об индивидуализации обучения. В США была апробирована батовская система, которая предусматривала урочную работу с классом и индивидуальные занятия с отстающими или наиболее способными обучающимися. В Европе опробовалась маннгеймская система, которая при сохранении классно-урочной структуры распределяла учащихся по классам в зависимости от уровня подготовки и интеллектуальных способностей.

В Европе и США в начале XX века большое внимание уделялось индивидуальной активной самостоятельной учебной работе обучающихся. Е. Паркхерст предложила одну из наиболее удачных индивидуализированных систем обучения, которая вошла в историю педагогики под названием “Система мастерских или Дальтон-план”. Успех учебной работы в группе зависел от приспособления темпа выполнения заданий к возможностям и способностям каждого обучающегося.

В 20-х годах XX столетия в СССР использовалась модификация Дальтон-плана под названием “бригадно-лабораторная система”. Для преодоления отдельных недостатков Дальтон-плана в 50–60 годах этого же века профессор Ллойд Трамп предложил сочетать лекционные занятия в больших аудиториях с занятиями в малых группах и индивидуальную работу обучающихся. Время проведения видов занятий распределялось следующим образом: лекции 40 %, занятия в малых группах 20 %, индивидуальная работа 40 %. Можно привести и другие примеры внедрения в учебный процесс различных организационных форм обучения.

Таблица 3.4


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.