Создание эпической оперы, эпической симфонии, эпического романса. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Создание эпической оперы, эпической симфонии, эпического романса.

2021-03-17 110
Создание эпической оперы, эпической симфонии, эпического романса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

5. Специфика музыкального языка А. Бородина:

· Обращение к архаическим пластам русского фольклора (эпический речитатив, лады народной музыки);

· Мелодический стиль композитора сочетает особенности русского фольклора, достижения западно-европейской школы и традиции bell canto.

· Стилизация восточной музыки, для которой характерны: органный пункт, альтерированные гармонии, орнаментированная мелодика с ув. 2 (музыкальная характеристика половцев в «Князе Игоре»).

 

Романсы А. Бородина

 

1. А. Бородин – автор 16 романсов на стихи А. Пушкина, Г. Гейне, Н. Некрасова, А. Толстого и свои собственные.

2. А. Бородин – основоположник нового типа романса в русской музыке – эпического романса.

3. Типология романсов А. Бородина:

· Лирическая исповедь«Для берегов отчизны дальной» на стихи А. Пушкина. Романс был посвящён жене А. Бородина, Екатерине Сергеевне. «Кучкисты» свидетельствовали, что этот романс был создан под впечатлением от смерти М.П. Мусоргского.

· Эпический романс«Песня тёмного леса» на стихи А. Бородина. Основой музыкального языка является эпический речитатив.

· Сказка«Спящая княжна» на стихи А. Бородина. Образ спящей княжны символичен – это образ спящей России («И никто не знает, скоро ль час настанет пробужденья…»). Романс написан в форме рондо, где рефрен – тема спящей княжны в жанре колыбельной, а эпизоды – образы злых сил (в партии фортепиано звучит целотонная гамма) и чудесного богатыря.

· Сатирический романс – продолжает линию социально-характеристических портретов А. Даргомыжского, но в сатирическом ключе – «У людей-то в дому» на стихи Н.Некрасова, «Спесь» на стихи А. Толстого.

 

«Князь Игорь»

(1869-1887)

1. Литературный первоисточник оперы – памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» XII в., повествующий о походе князя Игоря Святославича на половцев (1185 г.). Либретто создано А. Бородиным.

2. Жанр оперыэпическая опера, ведущая своё начало от сказочно-эпической оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки.

3. Драматургия оперы эпического типа, основана на чередовании контрастных образов и картин, конфликт отсутствует. В опере взаимодействуют 2 драматургические линии:

· Историческая, повествующая о вражде русских и половцев. Продолжая традиции М. Глинки («Иван Сусанин»), А. Бородин противопоставляет 2 лагеря – русские и половцы. В лагере русских есть позитивные герои (Игорь и его дружина, Владимир Игоревич- сын, Ярославна) и негативные герои (Владимир Галицкий и его челядь). Интересны образы гудошников-скоморохов Скулы и Ерошки, которые принадлежат к челяди Галицкого, но, соблюдая свою выгоду, переходят в дружину Игоря. Лагерь половцев также представлен положительными героями (хан Кончак, Кончаковна, половцы) и отрицательными героями (Овлур – крещёный половец).

· Лирическая, в центре которой Игорь и Ярославна; незавершённая линия – Владимир Игоревич и Кончаковна.

Воплощение темы «народ и власть».

Как представитель поколения 1860-х годов, А. Бородин воплощает актуальную тему народа и власти. В опере народ предстаёт как былинный богатырь, монолитная сила, с одной стороны (дружина Игоря), и люмпенизированная толпа, с другой стороны (челядь Галицкого).

    Власть воплощена в 3-х ипостасях:

· Власть во имя народа – князь Игорь;

· Власть во имя славы – хан Кончак;

· Власть во имя собственных удовольствий – Владимир Галицкий.

Музыкальный язык оперы.

Характеристика русских двойственна:

· Массовые хоровые сцены, воплощающие образ народа-богатыря, народа-героя:

ü Пролог, хор «Солнцу красному слава!» (с. 22, с.24 – 2-я тема, «С Дона великого»);

ü 1-е д., 2 хора бояр: с. 135 «Мужайся, княгиня», с. 137 «Нам, княгиня, не впервые»;

ü 4-е д., заключительный хор: с. 398 «Всем народом встретим князя».

· Лирико-бытовая характеристика народа:

ü 2 хора девушек: 1-е д., с. 77 «Ой, лихонько», с. 110 «Мы к тебе, княгиня»;

ü 4-е д., хор поселян: с. 343.

 

Характеристика отрицательных персонажей русского лагеря дана в 1-м д.: хор «Княжая песня», с. 85 (чествуют Галицкого).

 

Образ князя Игоря:

· Пролог: героические реплики князя: с. 39 «Нам Божье знаменье от Бога»;

· 2-е д., речитатив и ария Игоря: с. 195 «Ни сна, ни отдыха измученной душе» (речитатив), с. 196 «Пропало всё» (основная тема – героическая), с. 198 «Ты одна, голубка-лада» (вторая тема – лирическая).

 

Образ Ярославны:

· Ярославна-княгиня, представляет власть Игоря, отсюда и родственные Игорю интонации: 1-е д., с. 126, ц. 5 ариозо Ярославны «Да ты забыл, что я княгиня».

· Ярославна – лирическая героиня: 1-е д., с. 105, ариозо «Ах, где ты…»; 4-е д., плач Ярославны, состоит из ряда разделов, расположенных по принципу рондальности: с. 335 «Ах, плачу я» (рефрен), с. 336 «Я омою князю раны», с. 337 «Я кукушкой перелётной» (тема любви Игоря и Ярославны).

 

Образ Галицкого:

· 1-е д., с. 72, песня Галицкого «Как бы мне дождаться чести»;

· 1-е д., 2-я к., ариозо Галицкого в сцене с Ярославной – с. 122 «А кто б ты не была».

 

Образ Владимира Игоревича решён в лирическом ключе:

· 2-е д., с. 179, каватина «Где ты где?».

 

 

Характеристика половцев:

· Образ хана Кончака.

Исторически хан Кончак – один из выдающихся ханов во всей истории половцев, объединитель половецкой орды. В опере он предстаёт достойным противником Игоря, уважающим его и ищущим сотрудничества с ним. Наиболее яркий портрет Кончака – ария из 2-го д.:

ü С. 210, речитатив;

ü С. 211, «Ты ранен в битве при Каяле» - 1-й раздел арии;

ü С. 214, «О нет, нет, друг» - обращение к Игорю.

 

· Образ Кончаковны:

ü 2-е д., с. 165, ц. 1, каватина Кончаковны.

 

· Образ половцев:

ü 2-е д., с. 225, хор «Улетай на крыльях ветра» открывает масштабное музыкально-хореографическое полотно, построенное по сюитному принципу (чередование хоровых и хореографических фрагментов) – с. 228, пляска мужчин (дикая); с. 230, хор-слава Кончаку; с. 236, пляска мальчиков.

 

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.