Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2021-03-17 | 110 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
5. Специфика музыкального языка А. Бородина:
· Обращение к архаическим пластам русского фольклора (эпический речитатив, лады народной музыки);
· Мелодический стиль композитора сочетает особенности русского фольклора, достижения западно-европейской школы и традиции bell canto.
· Стилизация восточной музыки, для которой характерны: органный пункт, альтерированные гармонии, орнаментированная мелодика с ув. 2 (музыкальная характеристика половцев в «Князе Игоре»).
Романсы А. Бородина
1. А. Бородин – автор 16 романсов на стихи А. Пушкина, Г. Гейне, Н. Некрасова, А. Толстого и свои собственные.
2. А. Бородин – основоположник нового типа романса в русской музыке – эпического романса.
3. Типология романсов А. Бородина:
· Лирическая исповедь – «Для берегов отчизны дальной» на стихи А. Пушкина. Романс был посвящён жене А. Бородина, Екатерине Сергеевне. «Кучкисты» свидетельствовали, что этот романс был создан под впечатлением от смерти М.П. Мусоргского.
· Эпический романс – «Песня тёмного леса» на стихи А. Бородина. Основой музыкального языка является эпический речитатив.
· Сказка – «Спящая княжна» на стихи А. Бородина. Образ спящей княжны символичен – это образ спящей России («И никто не знает, скоро ль час настанет пробужденья…»). Романс написан в форме рондо, где рефрен – тема спящей княжны в жанре колыбельной, а эпизоды – образы злых сил (в партии фортепиано звучит целотонная гамма) и чудесного богатыря.
· Сатирический романс – продолжает линию социально-характеристических портретов А. Даргомыжского, но в сатирическом ключе – «У людей-то в дому» на стихи Н.Некрасова, «Спесь» на стихи А. Толстого.
«Князь Игорь»
|
(1869-1887)
1. Литературный первоисточник оперы – памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» XII в., повествующий о походе князя Игоря Святославича на половцев (1185 г.). Либретто создано А. Бородиным.
2. Жанр оперы – эпическая опера, ведущая своё начало от сказочно-эпической оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки.
3. Драматургия оперы эпического типа, основана на чередовании контрастных образов и картин, конфликт отсутствует. В опере взаимодействуют 2 драматургические линии:
· Историческая, повествующая о вражде русских и половцев. Продолжая традиции М. Глинки («Иван Сусанин»), А. Бородин противопоставляет 2 лагеря – русские и половцы. В лагере русских есть позитивные герои (Игорь и его дружина, Владимир Игоревич- сын, Ярославна) и негативные герои (Владимир Галицкий и его челядь). Интересны образы гудошников-скоморохов Скулы и Ерошки, которые принадлежат к челяди Галицкого, но, соблюдая свою выгоду, переходят в дружину Игоря. Лагерь половцев также представлен положительными героями (хан Кончак, Кончаковна, половцы) и отрицательными героями (Овлур – крещёный половец).
· Лирическая, в центре которой Игорь и Ярославна; незавершённая линия – Владимир Игоревич и Кончаковна.
Воплощение темы «народ и власть».
Как представитель поколения 1860-х годов, А. Бородин воплощает актуальную тему народа и власти. В опере народ предстаёт как былинный богатырь, монолитная сила, с одной стороны (дружина Игоря), и люмпенизированная толпа, с другой стороны (челядь Галицкого).
Власть воплощена в 3-х ипостасях:
· Власть во имя народа – князь Игорь;
· Власть во имя славы – хан Кончак;
· Власть во имя собственных удовольствий – Владимир Галицкий.
Музыкальный язык оперы.
Характеристика русских двойственна:
· Массовые хоровые сцены, воплощающие образ народа-богатыря, народа-героя:
ü Пролог, хор «Солнцу красному слава!» (с. 22, с.24 – 2-я тема, «С Дона великого»);
ü 1-е д., 2 хора бояр: с. 135 «Мужайся, княгиня», с. 137 «Нам, княгиня, не впервые»;
|
ü 4-е д., заключительный хор: с. 398 «Всем народом встретим князя».
· Лирико-бытовая характеристика народа:
ü 2 хора девушек: 1-е д., с. 77 «Ой, лихонько», с. 110 «Мы к тебе, княгиня»;
ü 4-е д., хор поселян: с. 343.
Характеристика отрицательных персонажей русского лагеря дана в 1-м д.: хор «Княжая песня», с. 85 (чествуют Галицкого).
Образ князя Игоря:
· Пролог: героические реплики князя: с. 39 «Нам Божье знаменье от Бога»;
· 2-е д., речитатив и ария Игоря: с. 195 «Ни сна, ни отдыха измученной душе» (речитатив), с. 196 «Пропало всё» (основная тема – героическая), с. 198 «Ты одна, голубка-лада» (вторая тема – лирическая).
Образ Ярославны:
· Ярославна-княгиня, представляет власть Игоря, отсюда и родственные Игорю интонации: 1-е д., с. 126, ц. 5 ариозо Ярославны «Да ты забыл, что я княгиня».
· Ярославна – лирическая героиня: 1-е д., с. 105, ариозо «Ах, где ты…»; 4-е д., плач Ярославны, состоит из ряда разделов, расположенных по принципу рондальности: с. 335 «Ах, плачу я» (рефрен), с. 336 «Я омою князю раны», с. 337 «Я кукушкой перелётной» (тема любви Игоря и Ярославны).
Образ Галицкого:
· 1-е д., с. 72, песня Галицкого «Как бы мне дождаться чести»;
· 1-е д., 2-я к., ариозо Галицкого в сцене с Ярославной – с. 122 «А кто б ты не была».
Образ Владимира Игоревича решён в лирическом ключе:
· 2-е д., с. 179, каватина «Где ты где?».
Характеристика половцев:
· Образ хана Кончака.
Исторически хан Кончак – один из выдающихся ханов во всей истории половцев, объединитель половецкой орды. В опере он предстаёт достойным противником Игоря, уважающим его и ищущим сотрудничества с ним. Наиболее яркий портрет Кончака – ария из 2-го д.:
ü С. 210, речитатив;
ü С. 211, «Ты ранен в битве при Каяле» - 1-й раздел арии;
ü С. 214, «О нет, нет, друг» - обращение к Игорю.
· Образ Кончаковны:
ü 2-е д., с. 165, ц. 1, каватина Кончаковны.
· Образ половцев:
ü 2-е д., с. 225, хор «Улетай на крыльях ветра» открывает масштабное музыкально-хореографическое полотно, построенное по сюитному принципу (чередование хоровых и хореографических фрагментов) – с. 228, пляска мужчин (дикая); с. 230, хор-слава Кончаку; с. 236, пляска мальчиков.
|
|
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!