Закаливание организма ребенка — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Закаливание организма ребенка

2021-02-05 73
Закаливание организма ребенка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Преимущества человека закаленного, сохраняющего здоровье и работоспособность при любых условиях, ясны каждому. Закаленный человек свободно переносит и холод и жару, не простудится от сырости, сквозняка, от того, что промокнет под дождем. Обычно под закаливанием понимают приспособление организма ребенка к изменениям температуры окружающей среды, в первую очередь к понижениям температуры.

Закаливание нужно начинать с детства: в молодом организме, как мы уже указывали, легче образуются новые навыки и привычки, полезные для ребенка. Но для того, чтобы они закрепились, стали прочными, нужно проводить закаливание последовательно, систематически.

Не следует подвергать детей резким температурным воздействиям; приучать их к изменениям температуры надо постепенно, но настойчиво. Постепенно надо облегчать одежду детей в весеннее время, постепенно снижать температуру воды при обтирании или обливании. Таким способом можно достигнуть хороших результатов без риска для здоровья детей.

При выборе мер закаливания необходим совет врача. Так, детям, страдающим, например, малярией, противопоказаны солнечные ванны, купание в реке; некоторые дети, физически ослабленные, нуждаются в особой дозировке при проведении закаливающих процедур и т. д.

 

Нужно внимательно присматриваться к тому, как дети переносят охлаждение, как действует на них жара.

Здесь может иметь значение и возраст, и недавно перенесенное заболевание, и состояние нервной системы. Вместе с тем причиной отрицательного отношения ребенка к мерам закаливания нередко является его изнеженность, нежелание исполнять то, что ему непривычно.

Дети, по той или иной причине чувствительные к охлаждению, нуждаются в особом подходе, в большей постепенности при применении мер закаливания. Посоветовавшись с врачом, необходимо внести в способ проведения закаливания указанные им поправки.

Совсем отказываться от закаливания без особых причин не следует, так как для детей, резко реагирующих на охлаждение, оно как раз очень важно.

Систематическое закаливание лучше всего начинать весной или летом с тем, чтобы, видоизменяя способы закаливания, закреплять полученные за лето результаты осенью, зимой.

Из специальных мер закаливания в летнее время применяются воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, купание в естественных водоемах.

Воздушные и солнечно-воздушные ванны применяются с целью приучить детей к непосредственному соприкосновению всей поверхности тела с воздухом различной температуры. Кроме температуры, здесь имеет значение и влажность и движение воздуха.

Жарким летом, когда дети весь день ходят в одних трусиках, особой необходимости в приеме специальных воздушных ванн нет. Но весной, когда еще нет привычки к воздуху, и в прохладные дни, которых немало и в летнюю пору, они очень полезны.

Для воздушных ванн выбирают площадку, защищенную от ветра; проводить их можно и на террасе, на открытом балконе. Дети должны быть совершенно обнажены или одеты в короткие трусики.

Вначале воздушные ванны продолжаются всего 3—4 минуты. Увеличивая каждый раз продолжительность ванны, можно довести ее до часа. Начинать воздушные ванны лучше всего в тихую погоду при температуре не ниже 23- 24°.

Когда создается привычка к действию воздуха на обнаженное тело, можно проводить воздушные ванны и в более прохладную погоду. Во время воздушных ванн дети должны быть в движении; в прохладные дни надо подбирать более подвижные игры, в теплые дни — спокойные. Можно предложить ребенку какое-нибудь интересное задание: бросать и ловить мяч определенное число раз так, чтобы он ни разу не упал, прокатить деревянный обруч до конца дорожки, обежать 2—3 раза вокруг дерева, беседки в саду и т. п.

Солнечные ванны. Солнечные ванны оказывают на организм ребенка общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ в организме, повышают его сопротивляемость к различным заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D, что улучшает усвоение солей кальция и фосфора и предупреждает заболевание рахитом. Пребывание на солнце полезно также потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.

Но солнце может оказывать и отрицательное влияние: после продолжительного пребывания на солнце у некоторых детей появляются слабость, раздражительность, иногда плохой сон. Поэтому необходимо внимательно следить за самочувствием детей как во время приема солнечной ванны, так и после ее окончания.

Солнечные ванны проводят по точно определенным правилам. Место, выбранное для приема солнечных ванн, должно быть сухое. Лучше всего проводить солнечные ванны на раскладной кроватке или на топчане. Можно также пользоваться подстилкой (байковое одеяло, цыновка).

Ребенок ложится так, чтобы тело его было освещено солнцем, а голова находилась в тени (ее можно покрыть белым платком, панамой). Продолжительность солнечной ванны вначале всего 4 минуты, причем ребенок меняет положение, последовательно подставляя солнцу спину, правый и левый бок, живот. Через каждые 2—3 ванны ко времени облучения прибавляется еще по одной минуте для каждой стороны. Постепенно длительность солнечной ванны можно довести до 25—30 минут.

Через 2—3 минуты по окончании солнечной ванны детям надо сделать обливание водой температуры 28—26° и организовать им отдых в тени в течение получаса.

Обтирание — наиболее мягко действующая водная процедура, которую можно применять не только здоровым, но и ослабленным детям.

Обтирание делается следующим образом: рукавичкой, сшитой из ткани, обычно употребляемой для полотенец («вафельной», мохнатой, холщевой), обтирают тело по частям — руки, шею, грудь, живот, ноги, спину, сейчас же вслед за этим растирая их сухим полотенцем до легкого покраснения. Руки и ноги обтирают, начиная от пальцев, вверх. По

мере того как у ребенка создается привычка к воде, переходят к обтиранию в два приема: сразу всю верхнюю часть тела до пояса, а затем всю нижнюю часть.

Температуру воды, употребляемой для обтирания, надо с 30°, постепенно снижая, доводить до комнатной. Подготовив детей к воздействию воды обтиранием, можно переходить к обливанию.

Обливание. Для здоровых детей предварительная подготовка к водным закаливающим процедурам обтираниями в летнее время не обязательна: можно сразу начинать их с обливания при условии соблюдения правила постепенности. Первоначальная температура воды должна быть 30° (если ребенок изнежен, то 32°). Через каждые 3 дня температура воды снижается на один градус и доводится до 22—20° для 3—5-летних детей, до 19—18° для детей 6—8 лет.

В теплые дни полезно обливать детей на воздухе, в холодные, сырые и ветреные — в помещении. После обливания надо крепко растирать тело полотенцем.

Купание. Начинать купание надо при установившейся погоде, лучше всего при температуре воды 22—24°. Но если по условиям климата этого ждать очень долго, то следует подготовить детей к купанию обливаниями прохладной водой (по указанным выше правилам); тогда им можно начинать купаться и при более низкой температуре воды (20—19°).

Место для купания должно быть чистое, дно ровное. Дети должны купаться один раз в день и находиться в воде не более 5—8 минут. Нельзя допускать, чтобы у ребенка появлялась дрожь, посинение губ — такое купание, безусловно, вредно. Когда дети привыкнут к купанию, не следует прекращать его и в более прохладные дни. В такие дни, однако, необходимо уменьшать время пребывания в воде (до 1—2 минут), после купания быстро и крепко растереть тело ребенка и тепло одеть его.

Лучшее время для купания — между завтраком и, обедом (спустя 1 1/2 часа после еды). Если это время для родителей неудобно, то детям можно купаться часов в 5 пополудни, но не перед заходом солнца; хотя вода в это время и бывает теплой, но в воздухе уже становится прохладно.

Во время купания ребенок должен находиться в движении. При благоприятных условиях детей 5—6 лет можно уже учить плавать. Обучая ребенка плаванию, прежде всего надо дать ему привыкнуть к воде.

Внимательное отношение взрослых к ребенку, уверенность последнего в том, что он всегда вовремя получит поддержку, помогают преодолеть боязнь воды, которая бывает у некоторых детей. Можно предложить детям ряд интересных, постепенно усложняющихся заданий: опираясь руками на дно, делать плавательные движения ногами; затем предложить ему попробовать проплыть короткое расстояние до обучающего его взрослого, до берега и т. д.

Из указанных выше способов закаливания родители останавливаются на том, который более соответствует их возможностям, и, выбрав, проводят его систематически.

Одновременно с этими специальными мерами некоторые элементы закаливания (например, обязательное мытье до пояса и мытье ног прохладной водой) должны быть включены в обычные, ежедневно выполняемые ребенком гигиенические процедуры.

Надо научить детей старшего дошкольного возраста мыться до пояса самостоятельно: снять нижнюю рубашку, обернуть полотенце вокруг талии (чтобы вода не затекала), вымыть с мылом руки до локтей; затем, набирая в пригоршню воду, обмыть руки до плеч, лицо, шею, грудь; обтереть спину помогает кто-нибудь из взрослых. Затем ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями растирает тело.

Мытье ног неподогретой водой — хорошее закаливающее средство. Многие знают по опыту, как чувствительны к охлаждению подошвы у незакаленных людей и как важно с этим бороться; кроме того, ежедневное мытье ног необходимо в целях гигиены. Надо научить детей мыть ноги, пользуясь мылом и мочалкой, в отдельном тазу, поливая водой из кувшина, вытирать ноги специально выделенным для этого полотенцем или тряпкой.

Детям младшего дошкольного возраста, понятно, нужна помощь старших и при мытье до пояса, и при мытье ног.

Привычку к ежедневному мытью до пояса и обмыванию ног прохладной водой следует сохранять в течение всего года. Если условия позволяют, то можно осенью и зимой продолжать обливание или обтирание. В комнате при этом не должно быть холодно, все должно быть приспособлено к тому, чтобы водная процедура проходила быстро.

 

 

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ГИМНАСТИКА

Основные движения, ребенка в возрасте от 3 до 7 лет постепенно совершенствуются. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить, как ходят, бегают, прыгают трехлетние и семилетние дети, как выполняют они задания, связанные с быстротой, ловкостью, умением владеть своими движениями, действовать сообща, преодолевать препятствия.

Но не только возраст играет здесь роль. Все эти ценные качества и умения развиваются хорошо, если ребенок имеет возможность упражняться; в противном случае он и к концу дошкольного возраста остается неловким в движениях, несмелым.

Важно подбирать для детей игры и доступные упражнения, всесторонне развивающие их. В подвижных играх развиваются физические силы детей, крепнет здоровье, лучше становится аппетит, сон.

В играх с товарищами у ребенка воспитывается характер. Приходится подчиняться правилам игры, считаться с интересами других детей, сдерживаться. Нельзя, например, заплакать, если кто-нибудь нечаянно толкнет. Надо честно выполнять правила игры: не бежать до сигнала, не вырываться, если поймали, не подглядывать за участниками игры в прятки. Кто плачет по пустякам, нарушает правила, тот не пользуется уважением товарищей: его неохотно принимают в игру, над ним смеются, а мнение сверстников для детей очень важно.

В коллективном воспитании детей — в детском саду, детском доме, на летних площадках — подвижным играм уделяется большое внимание. Ежедневно с детьми проводится та или иная игра, выбираются игры с разными видами движений: с бегом, прыжками и т. д.

Младшим детям (в возрасте 3—4 лет) нужны игры с самыми простыми, интересными для них заданиями: в игре «Найди свой домик» они должны добежать до флажка определенного цвета, в игре «Наседка и цыплята» — подлезать под натянутую веревку, в любимой всеми народной игре «У медведя на бору» — убегать от ловящего.

Для детей постарше (5—6 лет) подбираются игры с более разнообразными движениями, иногда в различных сочетаниях. «Зайцы» прыгают на полянке, а при появлении «волка» убегают от него, «козы» могут попасть в свой «дом», только перепрыгнув через «ров». Игра в «кошки-мышки» требует проворства, большой согласованности действий. В некоторых играх на первый план выступают элементы соревнования: выигрывает тот, кто скорее добежит до флажка, кто дальше забросит мяч или шишку, кто сумеет докатить обруч до дерева так, чтобы он ни разу не упал.

В домашнем воспитании детей подвижные игры также должны занимать большое место. Бывает, что в семейной обстановке подвижность ребенка тяготит родителей. Они стараются подобрать для детей более спокойные занятия, требуют сидеть смирно. Подавление активности ребенка приводит к тому, что он постепенно становится вялым, малоподвижным, или, наоборот, у него могут появиться бурные вспышки недисциплинированности. У детей должны быть игрушки, которые удовлетворяли бы их потребность в движении: мячи, каталки, прыгалки, зимой — лопатки, санки, а для более старших — лыжи.

Некоторые игрушки дети могут делать сами с помощью взрослых. В глазах детей такие игрушки имеют особую прелесть; кроме того, при изготовлении игрушек дети приобретают ряд трудовых навыков, что в настоящее время, в связи с введением политехнического обучения в школе, очень важно.

Покупая игрушки или изготовляя их домашним способом, нужно иметь в виду, что они должны соответствовать возрасту ребенка. Большое значение имеет в этом отношении размер игрушек. Например, мячи для 3—4-летних детей лучше покупать крупного размера (20—25 см в диаметре) или среднего (10—12 см). Малышам трудно играть с маленьким мячом: его неудобно катать, ловить, он легко выскальзывает из неумелых рук. Дети 6—7 лет, лучше владеющие своими движениями, хорошо справляются и с мячами небольшого размера (8 см в диаметре).

Обруч для катания должен быть не ниже пояса ребенка, чтобы ему не нужно было сгибаться на бегу, подгоняя обруч рукой. Правильную длину прыгалки можно определить следующим образом: если поставить ребенка на середину растянутой на полу прыгалки, то концы ее, поднятые вверх, должны приходиться несколько выше уровня пояса ребенка.

Хорошо дать детям для игр несколько ящиков и гладко оструганных досок различных размеров. Дети делают из них несложные сооружения. Перекидывают, например, доску через два опрокинутых ящика — и готов мост; через него идет «поезд» или бежит, высоко поднимая ноги, «лошадка». В другой раз ящики — «пароход», наклонная доска — «трап». В таких играх развиваются ловкость, смелость.

Кроме свободных игр, значительное место в физическом воспитании детей принадлежит так называемым «подвижным играм с правилами». Эти игры происходят, в зависимости от условий, во дворе, в саду, на поляне возле дома. Положительное значение подвижных игр еще более увеличивается, если кто-либо из старших помогает детям в их организации.

Иногда пионеры берут на себя шефство над дошкольниками. Имеется опыт организации детских площадок при домоуправлениях, где играми руководят специально приглашенные воспитатели.

Зимой для детей рекомендуется приобретать лыжи и санки, причем детям надо сразу объяснить, как ими правильно пользоваться. Лыжи можно давать детям, достигшим 5—6-летнего возраста. Лыжи должны быть подходящего размера (120—124 см), с хорошо приспособленным креплением; палки должны быть несколько выше плеча ребенка. Палки даются только тогда, когда дети научатся свободно передвигаться без них. Детей надо научить ходить «движками» (не отрывая ног от почвы), делать повороты. Овладев правильными приемами хождения на лыжах, ребенок меньше устает.

Полезно также катание на коньках. Коньки требуют от ребенка умения уравновешиваться на узкой опере, а также умения управлять собой, преодолевая чувство робости, боязни упасть.

Для детей, начинающих учиться, обычно рекомендуют коньки «снегурочка»: благодаря более широкому лезвию и меньшей высоте они дают большую устойчивость. Устойчивостью обладают также коньки конструкции Поликарпова. При пользовании тем или иным типом коньков необходимо обращать внимание на прочность крепления. Коньки должны быть настолько хорошо прикреплены к обуви, чтобы никакой подвижности, никаких колебаний между коньками и ботинками не было.

Ввиду этого целесообразнее всего, пользуясь коньками типа «снегурочка», наглухо прикрепить их к ботинкам; кроме того, надо научить детей шнуровать ботинки так, чтобы они плотно охватывали ногу в голеностопном суставе.

Обучение детей катанию на коньках лучше начинать на утрамбованной снежной площадке и только тогда, когда они научатся уверенно передвигаться и овладеют правильным скольжением, разрешить им скольжение на льду.

В воспитании физически крепкого, всесторонне развитого ребенка значительное место отводится также гимнастике. Воспитательницы детского сада каждый день проводят с детьми утреннюю гимнастику, состоящую из вводной ходьбы, 3—4 специально подобранных упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и мышц, расширяющих грудную клетку, для мышц спины и живота; каждое упражнение повторяется от 4 до 6—8 раз. Кроме того, в утреннюю гимнастику входит бег друг за другом или бег, связанный с небольшими игровыми заданиями; гимнастика заканчивается ходьбой. Все вместе занимает 5—8 минут. Такая гимнастика может быть с успехом использована и в домашних условиях.

К занятиям гимнастикой надо приготовиться: заранее выбрать упражнения, проделать их несколько раз самим, чтобы они выходили правильно, четко, позаботиться о костюме для детей (трусики, майка, тапочки). Хорошо иметь небольшой коврик или подстилку для упражнений в лежачем положении. Комната должна быть хорошо проветрена. Понятно, что проведение утренней гимнастики в домашних условиях возможно по преимуществу в тех семьях, где имеются лица, обладающие навыком в выполнении упражнений. В нашей стране, где среди населения широко распространены занятия физкультурой, такие семьи нередки.

Кроме утренней гимнастики, построенной по указанному плану, детям можно в течение дня давать ряд интересных заданий, выполнение которых способствует развитию ловкости, гибкости, смелости. Примеры таких заданий: пролезть между ножками стула; пробежать под вращаемой другими веревкой и многое другое. Следует также присматриваться к тому, как ребенок ходит, бегает, прыгает, и, если нужно, показать ему правильные приемы движений.

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.