Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2021-02-05 | 56 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основные понятия
Вопрос – обращение к кому-либо, требующее ответа, разъяснения.
Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
Ключевые слова – это слова, несущие основную смысловую нагрузку; обозначают признак предмета, состояние или действие.
Корректный – вежливый и тактичный, учтивый.
Монолог – речь, в отличие от диалога, обращенная к слушателям.
Ответ -высказывание, сообщение, вызванное вопросом.
3.1. Отличие устной формы речи от письменной
Оратор использует устную и письменную формы речи. В процессе подготовки к выступлению он обращается к письменной форме – читает источники, конспектирует необходимое для будущего выступления, записывает свои мысли. Написанный текст – база для публичного выступления. Устная форма речи - основная для оратора, т.к. публичное выступление происходит в ситуации живого общения.
№№ | Устная речь | Письменная речь |
1. | Наиболее ранняя форма речи. | Более поздняя форма речи. |
2. | Виды речевой деятельности – говорение и слушание. | Виды речевой деятельности – письмо и чтение. |
3. | Непосредственная связь со слушателем. | Опосредованная связь с читателем. |
4. | Однократное восприятие текста слушателем. | Возможно многократное восприятие текста читателем. |
5. | Ориентирована на нормы устной литературной речи. | Ориентирована на нормы книжной речи. |
6. | Живая интонация. | Интонация приглушена; опосредована. |
7. | Используются вербальные и невербальные средства. | Используются вербальные средства. |
8. | Паузы могут не зависеть от знаков препинания в тексте сообщения. | Паузы зависят от знаков препинания в тексте. |
9. | Можно изменить текст в зависимости от ситуации. | Не меняется текст в зависимости от ситуации. |
10. | Короткие фразы (до 15 слов). | Более длинные фразы (свыше 15 слов). |
11. | Нельзя излишне детализировать высказывания о предмете. | Можно излишне детализировать высказывания о предмете. |
В современной деловой речи активно используются две формы устной речи – монолог и диалог, поэтому деловая риторика, как и в античные времена (вспомним вопросы Сократа, «Диалоги» Платона), рассматривает ораторскую речь (монолог) и различного вида диалоги.
|
Монологическая речь и ее особенности
Монологическая речь – основа ораторской (публичной) речи.
Формы изложения: описание, повествование, рассуждение.
Описание – словесное изображение предмета; средства описания – существительные, прилагательные, реже – глаголы.
Описание = 1-ый признак предмета + 2-ой признак предмета + 3-ий признак предмета
Виды описаний
Естественное - передает впечатление человека о предмете речи, особенности его восприятия предмета, события, человека; имеет субъективный характер.
Искусственное – передает существенные признаки предмета; имеет объективно-научный характер.
Портретное – одновременно изображает внешность человека и описывает впечатление, которое он производит.
Повествование – рассказ о событии. Основные средства – глаголы, которые придают динамичность.
Повествование = 1-ое событие + 2-ое событие + 3-ье событие
События могут излагаться:
- в прямом хронологическом порядке;
- в обратном хронологическом порядке;
- перераспределяться по искусственной схеме (например, с изложения ярких эпизодов, после которых следует рассказ о причинах или последствиях этих событий, их участниках и обстоятельствах).
Рассуждение – рассмотрение идеи, теории, гипотезы; используются определенные логические схемы и построения доказательства.
Рассуждение = тезис + 1-ый аргумент +2-ой аргумент + 3-ий аргумент
Основные методы рассуждения:
- дедуктивный - движение мысли от общего к частному;
|
- индуктивный – движение мысли от частного к общему;
- метод аналогий – перенос характеристик с известного предмета на малоизвестный.
Эпидейктическая речь
направлена на формирование у слушателей определенного чувства к предмету речи – положительного (похвала, торжественная речь) или отрицательного (обличительная речь). Содержание речи - качества и события, которые являются ценностями именно для этих людей; оценочное суждение, отражающее личностное отношение говорящего к предмету речи.
Торжественная речь – собственно эпидейктическая речь, цель которой доставить удовольствие адресату.
Обличительная речь направлена на формирование у слушателей эмоционального отрицательного отношения; чувства презрения к человеку, явлению, событию;заставляет адресата испытывать отрицательные эмоции.
Может быть составной частью речи-порицания, критики, протеста, назидания и оскорбления.
Разновидности торжественной эпидейктической речи:
1. Протокольная (рамочная) речь - это
краткое информационно-эмоциональное выступление, которое не является центром события, а обозначает его начало и конец; произносится официальным лицом или официально назначенным ведущим.
Основные жанры:
Структура:
обращение + приветствие (в начале) + сообщение о начале (суть мероприятия, похвала собравшимся, настрой на определенный тон) или о конце (краткие выводы, значимость проведенного мероприятия) события + благодарность (обосновать ее)+ слова прощания (в конце).
Структура:
Обращение + повод для речи (по какому случаю) + похвала + пожелания.
Составляя поздравление, мы:
|
Ошибка!
1. Наставление вместо пожелания («тебе нужно…», «хорошо бы тебе..»).
2. Критика вместо похвалы («это, конечно, хорошо, но…»).
3. Отсутствие связи между похвалой и пожеланиями.
4. Использование в пожеланиях банальных выражений.
5. Произнесение поздравления по «бумажке».
В деловой риторике в зависимости от формы делового общения могут взаимодействовать разные виды монологической речи. Например: информационная, убеждающая и побудительная (деловая беседа); информационная, аргументирующая и эпидейктическая (презентация).
Виды вопросов
1. По составу (или структуре) выделяют простые и сложные вопросы. Простые вопросы состоят из одного вопроса (Какова повестка совещания?); сложные вопросы – из нескольких (В котором часу начнется совещание, кто его будет вести и какова повестка?).
2.По характеру (отношению к адресату) – благожелательные, нейтральные и неблагожелательные. Благожелательные и нейтральные вопросы задаются в ситуациях, когда необходимо что-то узнать, уточнить, цель вопросов прозрачна. Благожелательные вопросы предполагают уважительное отношение к собеседнику. Например: Почему Вы думаете, что нам необходимо сотрудничать? Как Вы думаете, может ли продукт вашей фирмы занять 1-е место? Цель неблагожелательных вопросов(враждебных и провокационных)не всегда прозрачна. Они направлены не столько на выявление истины или уточнение, сколько на дискредитацию, уничижение собеседника. Например: С чего Вы вдруг решили, что я буду сотрудничать с Вами? И почему это Вы думаете, что продукт вашей фирмы займет 1-е место? Благожелательность/неблагожелательность определяется и по тону голоса. Попробуйте произнести благожелательно и неблагожелательно следующий вопрос: Кто Вам сказал, что я могу подписать этот документ?
3. По месту в процессе общения - вступительные и заключающие.
Цель вступительных вопросов в деловой сфере деятельности - начать общение, выявить цели и позиции собеседников, стимулировать заинтересованность партнера и т.д. Например: Кто будет представлять вашу сторону на переговорах? Каков статус вашего представителя? Зачем пролонгировать договор о сотрудничестве с ЗАО «Аренда»? Цель заключающих вопросов – убедиться в одинаковом понимании решения проблемы, побудить к действию. Например: Какой срок окончания монтажа конструкции более реальный – 23 мая или 30 мая? Какой мобильный телефон Вам упаковать – розовый или белый?
|
4. По цели общения выделяют следующие вопросы:
- уточняющие («ли-вопросы») – позволяют выявить истину (Нужно ли иметь письменное разрешение на строительство детской площадки?);
- восполняющие – предоставляют возможность получить новую информацию. Их можно разделить на закрытые (выявление фактических данных: В каком году открылось ваше предприятие? Кто руководитель вашего предприятия?) и открытые (концептуальные, направленные на выявление мнений, позиций, интересов, предпочтений, ценностей. Например: Почему именно в 2006 году закрылось ваше предприятие? С какой целью вы решили провести переговоры с предприятием «Заря»? Как получить прибыль в кратчайшие сроки?);
- контролирующие – позволяют узнать, слушает ли вас собеседник, адекватно ли понимает (Что Вы об этом скажите?);
- подтверждающие – помогают партнеру согласиться с предложением (Вы считаете, что необходимо выполнить заказ в установленный срок?).
- альтернативные - предоставляют возможность выбора (Когда Вы сможете сдать работу – 20 октября или 27 октября?);
- наводящие - позволяют направить ответ партнера, его решение в нужное русло (Где лучше провести переговоры, чтобы сотрудники ни Вас, ни меня не беспокоили?). Ответ однозначен – на нейтральной территории;
- прогнозирующие - позволяют предположить будущее развитие событий, их последствия. Такие вопросы полезно задавать не только партнеру, но и самому себе (Что будет, если предстоящие деловые переговоры не завершатся подписанием договора? Что будет, если я не смогу убедить директора в необходимости повышения моей заработной платы?);
- риторические - не требуют ответа; используются для привлечения и поддержания внимания, обозначения темы выступления, выявления других проблем или иных сторон проблемы; это может быть утверждение оратора в вопросительной форме (Разве возможно мириться с расхищением государственной собственности?).
Чтобы вопросы были целесообразны, необходимо их планировать: когда, где, у кого и что вы спросите, а главное – с какой целью.
5. По форме - корректные и некорректные вопросы. Корректными считаются вопросы, если они:
1) сформулированы грамотно (с соблюдением норм русского литературного языка, в соответствии с коммуникативными качествами речи);
2) имеют в основе истинные суждения;
3) не вторгаются в коммерческие тайны, личное жизненное пространство партнера;
|
4) не оскорбляют достоинство партнера. Вопрос должен «сохранять лицо» партнера, а значит не испортить с ним отношения.
Если хотя бы одно из этих требований нарушается, то вопросы будут некорректными. Например: 1. Чьи это апельсины? (Корректно: Кто поставщик этих апельсинов?); 2. Из-за чего Вы чаще всего ссоритесь с коллегами? (Факта ссоры не было); 3. Сколько у Вас на счету, позвольте узнать? 4. Можете Вы, хотя бы в этот раз вести себя прилично?
Качество диалога в профессиональной деятельности зависит не только от умения задавать вопросы, но и от умения отвечать на них.
Как отвечать на вопросы:
- отвечайте на вопрос с учетом его структуры: используйте ключевые слова вопроса и учитывайте смысл вопросительного слова. Например:
- Почему ваша продукция в последнее время стала более конкурентоспособной?
- Причиной конкурентоспособности нашей продукции в последнее время является …
- разделите сложные по составу вопросы на простые и начните с того вопроса, на который сможете ответить, или он выгоден для вас;
- уточняйте формулировку вопроса партнера (либо просите партнера об этом, либо сами переформулируйте);
- отвечайте на вопрос не сразу (всегда есть несколько секунд на раздумье);
- уточняйте, переформулируйте свой ответ, если его не поняли партнеры;
- возвращайтесь к обсуждаемому вопросу, если вопрос партнера уводит в сторону от проблемы;
- используйте при ответе на некорректные вопросы такие приемы, как: ответ вопросом на вопрос; уход от вопросов; ирония; юмор; «подхват реплики». Выбор приема ответов на вопросы зависит от конкретной ситуации общения, заданного вопроса и от вашей цели.
Участвуя в диалоге, помним народную мудрость: каков вопрос – таков ответ.
Основные понятия
Вопрос – обращение к кому-либо, требующее ответа, разъяснения.
Диалог – разговор между двумя или несколькими лицами.
Ключевые слова – это слова, несущие основную смысловую нагрузку; обозначают признак предмета, состояние или действие.
Корректный – вежливый и тактичный, учтивый.
Монолог – речь, в отличие от диалога, обращенная к слушателям.
Ответ -высказывание, сообщение, вызванное вопросом.
3.1. Отличие устной формы речи от письменной
Оратор использует устную и письменную формы речи. В процессе подготовки к выступлению он обращается к письменной форме – читает источники, конспектирует необходимое для будущего выступления, записывает свои мысли. Написанный текст – база для публичного выступления. Устная форма речи - основная для оратора, т.к. публичное выступление происходит в ситуации живого общения.
№№ | Устная речь | Письменная речь |
1. | Наиболее ранняя форма речи. | Более поздняя форма речи. |
2. | Виды речевой деятельности – говорение и слушание. | Виды речевой деятельности – письмо и чтение. |
3. | Непосредственная связь со слушателем. | Опосредованная связь с читателем. |
4. | Однократное восприятие текста слушателем. | Возможно многократное восприятие текста читателем. |
5. | Ориентирована на нормы устной литературной речи. | Ориентирована на нормы книжной речи. |
6. | Живая интонация. | Интонация приглушена; опосредована. |
7. | Используются вербальные и невербальные средства. | Используются вербальные средства. |
8. | Паузы могут не зависеть от знаков препинания в тексте сообщения. | Паузы зависят от знаков препинания в тексте. |
9. | Можно изменить текст в зависимости от ситуации. | Не меняется текст в зависимости от ситуации. |
10. | Короткие фразы (до 15 слов). | Более длинные фразы (свыше 15 слов). |
11. | Нельзя излишне детализировать высказывания о предмете. | Можно излишне детализировать высказывания о предмете. |
В современной деловой речи активно используются две формы устной речи – монолог и диалог, поэтому деловая риторика, как и в античные времена (вспомним вопросы Сократа, «Диалоги» Платона), рассматривает ораторскую речь (монолог) и различного вида диалоги.
Монологическая речь и ее особенности
Монологическая речь – основа ораторской (публичной) речи.
Формы изложения: описание, повествование, рассуждение.
Описание – словесное изображение предмета; средства описания – существительные, прилагательные, реже – глаголы.
Описание = 1-ый признак предмета + 2-ой признак предмета + 3-ий признак предмета
Виды описаний
Естественное - передает впечатление человека о предмете речи, особенности его восприятия предмета, события, человека; имеет субъективный характер.
Искусственное – передает существенные признаки предмета; имеет объективно-научный характер.
Портретное – одновременно изображает внешность человека и описывает впечатление, которое он производит.
Повествование – рассказ о событии. Основные средства – глаголы, которые придают динамичность.
Повествование = 1-ое событие + 2-ое событие + 3-ье событие
События могут излагаться:
- в прямом хронологическом порядке;
- в обратном хронологическом порядке;
- перераспределяться по искусственной схеме (например, с изложения ярких эпизодов, после которых следует рассказ о причинах или последствиях этих событий, их участниках и обстоятельствах).
Рассуждение – рассмотрение идеи, теории, гипотезы; используются определенные логические схемы и построения доказательства.
Рассуждение = тезис + 1-ый аргумент +2-ой аргумент + 3-ий аргумент
Основные методы рассуждения:
- дедуктивный - движение мысли от общего к частному;
- индуктивный – движение мысли от частного к общему;
- метод аналогий – перенос характеристик с известного предмета на малоизвестный.
|
|
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!