Монологическая речь и ее особенности — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Монологическая речь и ее особенности

2021-02-05 56
Монологическая речь и ее особенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия

Вопрос обращение к кому-либо, требующее ответа, разъяснения.

Диалог разговор между двумя или несколькими лицами.

Ключевые слова – это слова, несущие основную смысловую нагрузку; обозначают признак предмета, состояние или действие.

Корректный – вежливый и тактичный, учтивый.

Монолог – речь, в отличие от диалога, обращенная к слушателям.

Ответ -высказывание, сообщение, вызванное вопросом.

3.1. Отличие устной формы речи от письменной

Оратор использует устную и письменную формы речи. В процессе подготовки к выступлению он обращается к письменной форме – читает источники, конспектирует необходимое для будущего выступления, записывает свои мысли. Написанный текст – база для публичного выступления. Устная форма речи - основная для оратора, т.к. публичное выступление происходит в ситуации живого общения.

№№ Устная речь Письменная речь
1. Наиболее ранняя форма речи. Более поздняя форма речи.
2. Виды речевой деятельности – говорение и слушание. Виды речевой деятельности – письмо и чтение.
3. Непосредственная связь со слушателем. Опосредованная связь с читателем.
4. Однократное восприятие текста слушателем. Возможно многократное восприятие текста читателем.
5. Ориентирована на нормы устной литературной речи. Ориентирована на нормы книжной речи.
6. Живая интонация. Интонация приглушена; опосредована.
7. Используются вербальные и невербальные средства. Используются вербальные средства.
8. Паузы могут не зависеть от знаков препинания в тексте сообщения. Паузы зависят от знаков препинания в тексте.
9. Можно изменить текст в зависимости от ситуации. Не меняется текст в зависимости от ситуации.
10. Короткие фразы (до 15 слов). Более длинные фразы (свыше 15 слов).
11. Нельзя излишне детализировать высказывания о предмете. Можно излишне детализировать высказывания о предмете.

В современной деловой речи активно используются две формы устной речи – монолог и диалог, поэтому деловая риторика, как и в античные времена (вспомним вопросы Сократа, «Диалоги» Платона), рассматривает ораторскую речь (монолог) и различного вида диалоги.

 

Монологическая речь и ее особенности

Монологическая речь – основа ораторской (публичной) речи.

Формы изложения: описание, повествование, рассуждение.

Описание – словесное изображение предмета; средства описания – существительные, прилагательные, реже – глаголы.

Описание = 1-ый признак предмета + 2-ой признак предмета + 3-ий признак предмета

Виды описаний

Естественное - передает впечатление человека о предмете речи, особенности его восприятия предмета, события, человека; имеет субъективный характер.

Искусственное – передает существенные признаки предмета; имеет объективно-научный характер.

Портретное – одновременно изображает внешность человека и описывает впечатление, которое он производит.

Повествование – рассказ о событии. Основные средства – глаголы, которые придают динамичность.

Повествование = 1-ое событие + 2-ое событие + 3-ье событие

 

События могут излагаться:

- в прямом хронологическом порядке;

- в обратном хронологическом порядке;

- перераспределяться по искусственной схеме (например, с изложения ярких эпизодов, после которых следует рассказ о причинах или последствиях этих событий, их участниках и обстоятельствах).

 

Рассуждение – рассмотрение идеи, теории, гипотезы; используются определенные логические схемы и построения доказательства.

Рассуждение = тезис + 1-ый аргумент +2-ой аргумент + 3-ий аргумент

Основные методы рассуждения:

- дедуктивный - движение мысли от общего к частному;

- индуктивный – движение мысли от частного к общему;

- метод аналогий – перенос характеристик с известного предмета на малоизвестный.

 

Эпидейктическая речь

направлена на формирование у слушателей определенного чувства к предмету речи – положительного (похвала, торжественная речь) или отрицательного (обличительная речь). Содержание речи - качества и события, которые являются ценностями именно для этих людей; оценочное суждение, отражающее личностное отношение говорящего к предмету речи.

Торжественная речь – собственно эпидейктическая речь, цель которой доставить удовольствие адресату.

Обличительная речь направлена на формирование у слушателей эмоционального отрицательного отношения; чувства презрения к человеку, явлению, событию;заставляет адресата испытывать отрицательные эмоции.

Может быть составной частью речи-порицания, критики, протеста, назидания и оскорбления.

Разновидности торжественной эпидейктической речи:

1. Протокольная (рамочная) речь - это

краткое информационно-эмоциональное выступление, которое не является центром события, а обозначает его начало и конец; произносится официальным лицом или официально назначенным ведущим.

Основные жанры:

  • приветственное слово (например, при открытии симпозиума, выставки, торгового центра);
  • вступительное слово и заключительное слово (например, в начале и в конце совещания, собрания).

Структура:

обращение + приветствие (в начале) + сообщение о начале (суть мероприятия, похвала собравшимся, настрой на определенный тон) или о конце (краткие выводы, значимость проведенного мероприятия) события + благодарность (обосновать ее)+ слова прощания (в конце).

  • поздравление (в связи с юбилеем, праздником, значительным событием в жизни сотрудника, коллектива, предприятия и др.).

Структура:

Обращение + повод для речи (по какому случаю) + похвала + пожелания.

Составляя поздравление, мы:

  • используем для обращения к адресату и присутствующим
  • этикетную формулу, приятную им;
  • говорим о достоинствах и достижениях;
  • хвалим за положительные деловые качества, профессиональные знания и умения, преувеличивая их; подчеркиваем достижения;
  • связываем пожелания с похвалой: говорим о будущих перспективах и достижениях;
  • активно используем изобразительно-выразительные средства.

 

Ошибка!

1. Наставление вместо пожелания («тебе нужно…», «хорошо бы тебе..»).

2. Критика вместо похвалы («это, конечно, хорошо, но…»).

3. Отсутствие связи между похвалой и пожеланиями.

4. Использование в пожеланиях банальных выражений.

5. Произнесение поздравления по «бумажке».

 

В деловой риторике в зависимости от формы делового общения могут взаимодействовать разные виды монологической речи. Например: информационная, убеждающая и побудительная (деловая беседа); информационная, аргументирующая и эпидейктическая (презентация).

 

Виды вопросов

1. По составу (или структуре) выделяют простые и сложные вопросы. Простые вопросы состоят из одного вопроса (Какова повестка совещания?); сложные вопросы – из нескольких (В котором часу начнется совещание, кто его будет вести и какова повестка?).

2.По характеру (отношению к адресату) – благожелательные, нейтральные и неблагожелательные. Благожелательные и нейтральные вопросы задаются в ситуациях, когда необходимо что-то узнать, уточнить, цель вопросов прозрачна. Благожелательные вопросы предполагают уважительное отношение к собеседнику. Например: Почему Вы думаете, что нам необходимо сотрудничать? Как Вы думаете, может ли продукт вашей фирмы занять 1-е место? Цель неблагожелательных вопросов(враждебных и провокационных)не всегда прозрачна. Они направлены не столько на выявление истины или уточнение, сколько на дискредитацию, уничижение собеседника. Например: С чего Вы вдруг решили, что я буду сотрудничать с Вами? И почему это Вы думаете, что продукт вашей фирмы займет 1-е место? Благожелательность/неблагожелательность определяется и по тону голоса. Попробуйте произнести благожелательно и неблагожелательно следующий вопрос: Кто Вам сказал, что я могу подписать этот документ?

3. По месту в процессе общения - вступительные и заключающие.

Цель вступительных вопросов в деловой сфере деятельности - начать общение, выявить цели и позиции собеседников, стимулировать заинтересованность партнера и т.д. Например: Кто будет представлять вашу сторону на переговорах? Каков статус вашего представителя? Зачем пролонгировать договор о сотрудничестве с ЗАО «Аренда»? Цель заключающих вопросов – убедиться в одинаковом понимании решения проблемы, побудить к действию. Например: Какой срок окончания монтажа конструкции более реальный – 23 мая или 30 мая? Какой мобильный телефон Вам упаковать – розовый или белый?

4. По цели общения выделяют следующие вопросы:

- уточняющие («ли-вопросы») – позволяют выявить истину (Нужно ли иметь письменное разрешение на строительство детской площадки?);

- восполняющие – предоставляют возможность получить новую информацию. Их можно разделить на закрытые (выявление фактических данных: В каком году открылось ваше предприятие? Кто руководитель вашего предприятия?) и открытые (концептуальные, направленные на выявление мнений, позиций, интересов, предпочтений, ценностей. Например: Почему именно в 2006 году закрылось ваше предприятие? С какой целью вы решили провести переговоры с предприятием «Заря»? Как получить прибыль в кратчайшие сроки?);

- контролирующие – позволяют узнать, слушает ли вас собеседник, адекватно ли понимает (Что Вы об этом скажите?);

- подтверждающие – помогают партнеру согласиться с предложением (Вы считаете, что необходимо выполнить заказ в установленный срок?).

- альтернативные - предоставляют возможность выбора (Когда Вы сможете сдать работу – 20 октября или 27 октября?);

- наводящие - позволяют направить ответ партнера, его решение в нужное русло (Где лучше провести переговоры, чтобы сотрудники ни Вас, ни меня не беспокоили?). Ответ однозначен – на нейтральной территории;

- прогнозирующие - позволяют предположить будущее развитие событий, их последствия. Такие вопросы полезно задавать не только партнеру, но и самому себе (Что будет, если предстоящие деловые переговоры не завершатся подписанием договора? Что будет, если я не смогу убедить директора в необходимости повышения моей заработной платы?);

- риторические - не требуют ответа; используются для привлечения и поддержания внимания, обозначения темы выступления, выявления других проблем или иных сторон проблемы; это может быть утверждение оратора в вопросительной форме (Разве возможно мириться с расхищением государственной собственности?).

Чтобы вопросы были целесообразны, необходимо их планировать: когда, где, у кого и что вы спросите, а главное – с какой целью.

5. По форме - корректные и некорректные вопросы. Корректными считаются вопросы, если они:

1) сформулированы грамотно (с соблюдением норм русского литературного языка, в соответствии с коммуникативными качествами речи);

2) имеют в основе истинные суждения;

3) не вторгаются в коммерческие тайны, личное жизненное пространство партнера;

4) не оскорбляют достоинство партнера. Вопрос должен «сохранять лицо» партнера, а значит не испортить с ним отношения.

Если хотя бы одно из этих требований нарушается, то вопросы будут некорректными. Например: 1. Чьи это апельсины? (Корректно: Кто поставщик этих апельсинов?); 2. Из-за чего Вы чаще всего ссоритесь с коллегами? (Факта ссоры не было); 3. Сколько у Вас на счету, позвольте узнать? 4. Можете Вы, хотя бы в этот раз вести себя прилично?

Качество диалога в профессиональной деятельности зависит не только от умения задавать вопросы, но и от умения отвечать на них.

Как отвечать на вопросы:

- отвечайте на вопрос с учетом его структуры: используйте ключевые слова вопроса и учитывайте смысл вопросительного слова. Например:

- Почему ваша продукция в последнее время стала более конкурентоспособной?

- Причиной конкурентоспособности нашей продукции в последнее время является …

- разделите сложные по составу вопросы на простые и начните с того вопроса, на который сможете ответить, или он выгоден для вас;

- уточняйте формулировку вопроса партнера (либо просите партнера об этом, либо сами переформулируйте);

- отвечайте на вопрос не сразу (всегда есть несколько секунд на раздумье);

- уточняйте, переформулируйте свой ответ, если его не поняли партнеры;

- возвращайтесь к обсуждаемому вопросу, если вопрос партнера уводит в сторону от проблемы;

- используйте при ответе на некорректные вопросы такие приемы, как: ответ вопросом на вопрос; уход от вопросов; ирония; юмор; «подхват реплики». Выбор приема ответов на вопросы зависит от конкретной ситуации общения, заданного вопроса и от вашей цели.

Участвуя в диалоге, помним народную мудрость: каков вопрос – таков ответ.

 

Основные понятия

Вопрос обращение к кому-либо, требующее ответа, разъяснения.

Диалог разговор между двумя или несколькими лицами.

Ключевые слова – это слова, несущие основную смысловую нагрузку; обозначают признак предмета, состояние или действие.

Корректный – вежливый и тактичный, учтивый.

Монолог – речь, в отличие от диалога, обращенная к слушателям.

Ответ -высказывание, сообщение, вызванное вопросом.

3.1. Отличие устной формы речи от письменной

Оратор использует устную и письменную формы речи. В процессе подготовки к выступлению он обращается к письменной форме – читает источники, конспектирует необходимое для будущего выступления, записывает свои мысли. Написанный текст – база для публичного выступления. Устная форма речи - основная для оратора, т.к. публичное выступление происходит в ситуации живого общения.

№№ Устная речь Письменная речь
1. Наиболее ранняя форма речи. Более поздняя форма речи.
2. Виды речевой деятельности – говорение и слушание. Виды речевой деятельности – письмо и чтение.
3. Непосредственная связь со слушателем. Опосредованная связь с читателем.
4. Однократное восприятие текста слушателем. Возможно многократное восприятие текста читателем.
5. Ориентирована на нормы устной литературной речи. Ориентирована на нормы книжной речи.
6. Живая интонация. Интонация приглушена; опосредована.
7. Используются вербальные и невербальные средства. Используются вербальные средства.
8. Паузы могут не зависеть от знаков препинания в тексте сообщения. Паузы зависят от знаков препинания в тексте.
9. Можно изменить текст в зависимости от ситуации. Не меняется текст в зависимости от ситуации.
10. Короткие фразы (до 15 слов). Более длинные фразы (свыше 15 слов).
11. Нельзя излишне детализировать высказывания о предмете. Можно излишне детализировать высказывания о предмете.

В современной деловой речи активно используются две формы устной речи – монолог и диалог, поэтому деловая риторика, как и в античные времена (вспомним вопросы Сократа, «Диалоги» Платона), рассматривает ораторскую речь (монолог) и различного вида диалоги.

 

Монологическая речь и ее особенности

Монологическая речь – основа ораторской (публичной) речи.

Формы изложения: описание, повествование, рассуждение.

Описание – словесное изображение предмета; средства описания – существительные, прилагательные, реже – глаголы.

Описание = 1-ый признак предмета + 2-ой признак предмета + 3-ий признак предмета

Виды описаний

Естественное - передает впечатление человека о предмете речи, особенности его восприятия предмета, события, человека; имеет субъективный характер.

Искусственное – передает существенные признаки предмета; имеет объективно-научный характер.

Портретное – одновременно изображает внешность человека и описывает впечатление, которое он производит.

Повествование – рассказ о событии. Основные средства – глаголы, которые придают динамичность.

Повествование = 1-ое событие + 2-ое событие + 3-ье событие

 

События могут излагаться:

- в прямом хронологическом порядке;

- в обратном хронологическом порядке;

- перераспределяться по искусственной схеме (например, с изложения ярких эпизодов, после которых следует рассказ о причинах или последствиях этих событий, их участниках и обстоятельствах).

 

Рассуждение – рассмотрение идеи, теории, гипотезы; используются определенные логические схемы и построения доказательства.

Рассуждение = тезис + 1-ый аргумент +2-ой аргумент + 3-ий аргумент

Основные методы рассуждения:

- дедуктивный - движение мысли от общего к частному;

- индуктивный – движение мысли от частного к общему;

- метод аналогий – перенос характеристик с известного предмета на малоизвестный.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.