Практическое исследование, направленное на изучение уровня экологической культуры населения и способы экологического просвещения молодежи. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Практическое исследование, направленное на изучение уровня экологической культуры населения и способы экологического просвещения молодежи.

2021-02-05 67
Практическое исследование, направленное на изучение уровня экологической культуры населения и способы экологического просвещения молодежи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1 Пропаганда экологической культуры в скаутских лагерях.

Решением проблем экологии занимается Ассоциация скаутов Саратовской области, в которой, в том числе состою и я. Скаутинг – это движение самовоспитания молодых людей. Воспитательная система, скаутинг, реализует несколько задач, одной из которых является экологическое просвещение и образование молодежи. Нашей организацией предпринимается множество мер по улучшению экологической ситуации в регионе. В том числе, ежегодно проводятся летние палаточные, а также осенние, зимние и весенние лагеря, в которых единовременно пребывает до 400 человек. Программа лагерей разрабатывается и проводится подростковым штабом, членом которого я являюсь с осени 2017 года. Осенью 2019 года возглавил этот орган самоуправления. Придумывая программы областных слётов, мы детально прорабатываем все необходимые направления. В скаутских лагерях дети учатся уважать и беречь природу, с пониманием относится к ее богатствам. После лагерей многие скауты рассказывают о необычайно проведенных каникулах своим друзьям, привлекая в наши ряды все больше и больше людей. Но на проведении лагерей на каникулах наша деятельность не прекращается, мы также регулярно проводим различные мероприятия, в том числе экологические акции и походы в течение учебного года. 

.................................................................................................................................. Исходя из всего вышесказанного, хочу подытожить то, что скаутинг является крайне эффективной воспитательной системой, на основе которой можно воспитывать экологически культурное, грамотное поколение, чем и занимается Ассоциация скаутов Саратовской области, в деятельность которой я вношу существенный вклад. (см Приложение 3)

3.2 Социологический опрос

Одной из основных частей моего исследовательского проекта является социологический опрос. Социологический опрос – это метод исследования, заключающийся в сборе информации путём устного или письменного взаимодействия исследователя и опрашиваемых. Для опроса людей я использовал интернет и организовал анкетирование в школе. Для удобства анализа полученной информации, я разбил всех участников исследования на 3 возрастные категории: до 14 лет, 15-17 лет и старше 18 лет. Всего в моем исследовании принял участие 81 человек, из этого количества 42 человека младше 14 лет, 22 школьника в возрасте от 15 до 17 лет и 17 взрослых людей. Этого количества опрашиваемых достаточно для того чтобы получить достоверные результаты.

Участникам исследования было предложено 10 вопросов, часть из которых требовала краткого ответа, а часть полного. Для вопросов, где не играет роли возраст участников, я не делал разделение на возрастные группы. Проанализировав данные различных диаграмм (см. Приложение 2), сделаем выводы.

Вопросы, предложенные участникам исследования:

1) Знаете ли Вы что-нибудь об экологическом туризме, если да, то что?

2) С какими проблемами экологии Вы знакомы?

3) Часто ли Вы выбрасываете мусор в неположенных местах? Часто ли Вы видите, как это делают другие?

4) Считаете ли Вы, что в современном мире остро стоят проблемы экологии?

5) Принимали ли Вы участие в экологических акциях?

6) Участвовали ли Вы в туристических мероприятиях?

7) Сдавали ли Вы различное сырьё на вторичную переработку, какое именно сырьё?

8) Какие художественные произведения, посвященные экологии, Вы можете вспомнить?

9) Часто ли Вы видите в социальных сетях посты, связанные с экологией?

10) Хотели бы Вы больше узнать об экологическом туризме?

 

1 вопрос

Дети в возрасте до 14 лет почти ничего не знают об экологическом туризме. Лишь 7% опрошенных имеют приблизительное представление об этом понятии. С возрастом люди начинают больше интересоваться этой темой. 32% подростков в возрасте от 15 до 17 лет и 36% взрослых понимают, что такое экотуризм. Но все-таки оставшиеся 60-70% людей не знают этого понятия. Исходя из этих данных можно сказать, что население недостаточно осведомлено о таком туристическом направлении, как экологический туризм. Эту проблему необходимо решать путем информирования населения, создания брошюр, флаеров, уличной рекламы на эту тему.

 

2 вопрос

Самым популярным ответом на вопрос «Какие проблемы экологии вы знаете?» является загрязнение. Многие опрошенные уточняют: воды, воздуха и так далее. Только небольшая часть людей вспоминает о других экопроблемах: вымирании животных, глобальном потеплении, вырубках и лесных пожарах. Необходимо также рассказывать все подробности экологических катастроф, таких как пожары в Австралии и Сибири, а не замалчивать эти моменты. Только правдивые материалы способны привлечь внимание общественности и повлиять на экологическую ситуацию.

 

3 вопрос

Третий вопрос является очень интересным, с помощью него можно проследить характерные закономерности. Преобладающее большинство опрошенных – 85% заверяют, что не выбрасывают мусор в неположенных местах, но при этом более 75% видят, как это делают другие люди. Судя по данным таблицы, с возрастом люди начинают меньше сорить в неположенных местах, но при этом и меньше замечают, как это преступление перед природой совершают другие. Но общие закономерности понятны. Судя потому, что почти никто из опрошенных не сорит в ненадлежащих местах, но почти все видят, как это делают другие, можно сделать выводы о том, что многие настолько привыкли выбрасывать мусор не там, где нужно, что перестали замечать это за собой. Чтобы люди научились следить за собой, необходимо ужесточить наказания за несанкционированные свалки и за выброс мусора в неположенных местах. Также воспитать такое поколение, чтобы внутри компаний такие аморальные поступки вызывали общественное осуждение. Именно воздействие окружения является одним из самых действенных способов перевоспитания человека.

 

4 вопрос

Судя по результатам опроса, более 90% молодежи и взрослых людей считают, что в современном мире остро стоят проблемы экологии. Это является позитивным параметром, так как если население видит проблемы, то оно будет откликаться на попытки их решить.

 

5 вопрос

В диаграмме, показывающей какое количество человек участвовало в экологических акциях, тоже можно проследить характерные закономерности. С возрастом процент, никогда не участвующих в подобных мероприятиях постепенно уменьшается. 52% детей до 14 лет никогда не принимали участие в экологических акциях. У подростков в возрасте 15-17 лет, количество таких людей составляет уже 45%, а у взрослых всего 29%. Это говорит о том, что всего лишь около половины людей когда-либо принимали участие в экологических акциях. Чтобы увеличить этот показатель необходимо в школах чаще устраивать подобные мероприятия, делать их обязательными, стараться проводить их в увлекательной, соревновательной форме, для того чтобы вызывать интерес у детей.

 

6 вопрос

Если проанализировать диаграммы, то можно сделать вывод, что во всех возрастных категориях показатели приблизительно одинаковы – 60-65% опрошенных участвовали в туристических мероприятиях. Нужно вести пропаганду туризма, для того чтобы показать оставшимся 35-40% огромный мир туризма, красоту и уязвимость родной природы.

 

7 вопрос

Самым популярным сырьем, которое сдают на вторичную переработку является макулатура. Около 80% людей сдавали её. Все остальные варианты, такие как пластик, стекло, металлолом, батарейки являются намного менее популярными. Не участвовали в сдачи сырья на вторичную переработку менее 15% опрошенных, что является неплохим показателем. Исходя из вышесказанного можно предложить увеличить количество пунктов приема вторичного сырья, чтобы людям было не в тягость сдавать его. Также необходимо информировать население о возможностях сдачи таких перспективных отходов, как пластик и металлолом, тем более, что это является небольшим дополнительным заработком, что может являться приятным бонусом для молодёжи.

 

8 вопрос

Очень важная часть пропаганды любого явления – культура. С помощью нее можно доносить информацию широким массам людей, особенно подросткам. К сожалению, в современном мире тема экологии занимает лишь ничтожную часть культурной ниши. Около 70% опрошенных не смогли вспомнить ни одного произведения искусства, связанных с экологией. Были названы несколько книг и песен, пару человек вспомнили стихи и фильмы, но все эти творения не имели большой популярности среди молодежи. Необходимо вести популяризацию экологии через художественные произведения, так как именно на них сосредоточена большая часть внимания подростков.

 

9 вопрос

Количество материалов, связанных с экологией, которое люди встречают в социальных сетях поэтапно увеличивается по мере взросления человека. Это говорит о том, что с возрастом людей начинает больше интересовать эта тема, а значит, что пропаганда этого направления через интернет весьма эффективна.

 

10 вопрос

.................................................................................................................................. Также по мере взросления увеличивается желание людей узнавать об экологии и экотуризме что-то новое. Хотят узнать больше по этой теме только 72% школьников в возрасте до 14 лет, 82% старшеклассников и 92% взрослых. Это является показателем того, что вести экологическое просвещение по этой теме рационально не только с детьми, но и со взрослыми, сформировавшимися людьми, ведь порой только в этом возрасте приходит осознание проблем экологии и необходимость борьбы с ними.

Проанализировав ответы на все 10 вопросов, мы сделали полезные выводы, которые будут подытожены в заключении.

3.3 Интервью

Частью моего исследования было взятие интервью у почетного гражданина города Саратова, руководителя двух общественных организаций: Саратовской региональной общественной организации трезвости и здоровья и Ассоциации скаутов Саратовской области, Корольковой Натальи Александровны. Я спросил об экологической работе, проделываемой нашими организациями, а также о том, какие чувства и понятия мы прививаем подросткам, вступившим в организации или приехавшим в наши лагеря. (см. Приложение 4)

3.4 Экологические маршруты

В течение последнего года я посетил несколько туристических мест Саратовской области и могу оценить их потенциал.

Место приземления Ю.А. Гагарина – есть горячие источники, пруды для купания, культурные достопримечательности. Это место может заинтересовать любителей истории покорения космоса и желающих совместить отдых на природе с культурным просвещением.

Поселок Базарный Карабулак – богат красивыми лесами, чистыми прудами и студёными родниками, почти не тронут рукой человека. Окрестности этого поселка заинтересуют любителей отдыха вдали от цивилизации.

Иргизские водопады – живописное место, которое стоит посетить одним днём, привлекает желающих половить рыбу, искупаться, сделать красивые фотоснимки.

Река Медведица – уникальная локация для байдарочных сплавов. Здесь сохранились участки пойменного леса с почти девственной флорой и фауной. Река Медведица богата рыбой. Многие туристические компании устраивают коммерческие сплавы по этой удивительной реке.

Маркс - является хорошим полигоном для различных туристических и спортивных мероприятий. Территория близ Маркса богата красивыми местами, но очень сильно загрязнена. Для того чтобы развивать туристическое направление в этом районе необходимо проводить очистку этой местности от мусора.

Деревня Докторовка – песчаный карьер близ села Докторовка может быть интересен скалолазам, так как в нем есть множество глыб песчаника, на которых можно тренироваться и просто лазать в своё удовольствие. Помимо этого, приятным бонусом является его близкое расположение к административному центру области.

Волга и малые реки области – во многих районах малоосвоенные человеком места имеют огромный туристический потенциал. Они невероятно богаты рыбой и различными красотами. В некоторых местах имеют достаточно развитую инфраструктура, но большинство берегов остается дикими, что является идеальными условиями для развития экотуризма.

«Серебряные родники» Кумысной поляны – расположенная в черте города Кумысная поляна, является отличным местом отдыха для городского населения, а также отличным полигоном для межсезонных тренировок туристов. Кумыска, как ее называют саратовчане, необычайно богата родниками, они расположены буквально на каждом склоне. Для лучшего развития этого перспективнейшего района необходимо улучшить инфраструктуру этой территории: проложить туристические тропы, сделать комфортные асфальтированные дороги, наладить сеть точек питания. Благодаря своему близкому расположению к городу, Кумысная поляна является отличным местом для организации детских походов, в процессе экологического просвещения молодежи.

(см. Приложение 5)

3.5 Экологические акции

Для того чтобы улучшить экологию и помочь природе, в течение года я участвовал в нескольких экологических акциях. Например, в уборке мусора на Кумысной поля, с целью очистки стоянки своего скаутского отряда. Также мы изготавливали кормушки для птиц, чтобы помочь им пережить суровый зимний период. Кроме этого я участвовал в разборе завалов и очистке берегов реки Медведицы. Это способствовало улучшению режима реки, а также было необходимо для дальнейшего осуществления байдарочных сплавов. (см. Приложение 6)

3.6 Проведение экологических уроков в школе

В целях экологического образования молодежи, в школе мною были проведены уроки, посвященные туризму. На них я рассказывал детям 6-х и 8-х классов об основах туристической деятельности, различных вариантах вступления в туристические организации. Также более подробно рассказывал ученикам про спортивное ориентирование. В ходе мероприятия многие школьники заинтересовались этой темой и в дальнейшем изъявили желание вступить в скаутскую организацию и участвовать в помощи родной природе. (см Приложение 7)

3.7 Пропаганда в социальных сетях

Помимо этого, для того чтобы рассказать о вкладе каждого человека в общую экологическую ситуацию, я написал иллюстрированную статью, которую разместил в нескольких скаутских группах, а также на своей странице во Вконтакте. На момент написания этого текста на статье было более 800 просмотров. Благодаря размещению подобных постов мы можем решить одну из главных проблем неблагоприятной экологии – неосведомленность населения. (см Приложение 8)

 

4 Заключение

Проведя исследование, мы подводим итог. Цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Экологический туризм действительно содействует охране природы, с помощью него можно воспитать экологически культурное поколение. Проведя социологический опрос мы выявили осведомленность населения о проблемах экологии и методах решений этих проблем. Благодаря исследованию мы смогли определить ряд мер, которые необходимо предпринять для того чтобы воспитать поколение, бережно относящееся к окружающей среде и сохранить родную природу. Также самостоятельно посетив туристические места и проанализировав литературные источники, можно сказать что развитие экологического туризма в Саратовской области безусловно является перспективным направлением. Также благодаря нашей работе информацию об экологии, экологическом туризме и проблемах экологии получили достаточно большое количество молодежи, в следствии чего мы положительно повлияли на основную проблему безответственного отношения к окружающей среде – неосведомленность об экологических проблемах.  Р езультаты нашего исследования могут быть использованы для улучшения систем дополнительного образования и пропаганды идей бережного отношения к природе.

 

5 Источники информации

Амаров О.Г. Туризм и экология: аспекты взаимодействия 2008.

Гаршина Н.Н. Экологические экскурсии в современной жизни туристической России 2012.

Ковалев Р.С. Экскурсия как эффективная форма экологического образования 2018.

Храбовченко В.В. Экологический туризм 2003.

http://www.ecoedo.ru/index.php?r=10&id=7

https://investoriq.ru/praktika/investicii-v-turizm.html

https://www.oum.ru/literature/raznoe/ekologiya-osnovnye-ponyatiya/

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC

https://cleanbin.ru/terms/ecological-tourism

https://glonasstravel.com/destination/vidy-turizma/ekoturizm/

http://turizm64.ru/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%88%D1%80%D1%83%D1%82%D1%8B/

https://sarppk.ru/turisticheskie-marshruty/

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.