Тема 5. Начальная расстановка фигур. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 5. Начальная расстановка фигур.

2021-02-05 180
Тема 5. Начальная расстановка фигур. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория. Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет"; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Практика. Дидактические игры «Мешочек», «Да и нет» др.

 

Тема 6. Ходы и взятие фигур.

Теория. Правила хода и взятия каждой из фигур.

ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

Практика. «Игра на уничтожение», дидактические игры «Один в поле воин»,

«Лабиринт», «Битва часовых», «Атака, еще раз атака», «Двойной удар», «Ограничение подвижности»

 

Тема 7. Цель шахматной партии.

Теория. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

Практика. Дидактические игры: «Шах – не шах», «5 шахов», «Защита от шаха»,

«Мат – не мат», «Первый шах», «Рокировка».

 

Тема 8. Игра всеми фигурам из начального положения.

Теория. Общие положения о том, как начинать шахматную партию. Демонстрация коротких партий.

Практика. Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактические игры

«Два хода» и др.

 

Тема 9. Итоговое занятие.

Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов, мини- соревнований, турниров.


Календарно-тематическое планирование

Тема Характеристика деятельности учащихся УУД
1.          Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности во                   время     проведения     занятий. Знакомство с режимом                     работы кружка.

 

2.     Шахматная доска Чтение         и                      инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски», знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматная доска квадратные.
3.     Шахматная доска. Расположение     доски                              между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

Познавательные Общеучебные действия

· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

· Выделение познавательной цели;

· Выбор наиболее эффективного способа решения;

У П логические действия

· Анализ объектов

· Синтез как составление частей целого;

· Доказательство;

· построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

· Постановка вопросов;

· Умение выражать свои мысли полно и точно;

· Разрешение конфликтов.

· Управление

действиями партнера(оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

· Целеполагание;

· Волевая

4.     Шахматная доска. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали и горизонтали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Центр. Форма. Инсценировка дидактической сказки «Приключения на шахматной доске».
5.    Шахматные фигуры. Дидактическая игра                          «Волшебный мешочек». Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
6.Начальное положение Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило «ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактическое задание из игры «Волшебный мешочек».
7. Ладья. Дидактическое задание из                          игры «Лабиринт». Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.
8. Ладья. Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение».
9. Слон. Место слона в начальном положении.

  Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Дидактическое задание «Лабиринт».

саморегуляция

· Прогнозирование уровня усвоения

· Оценка;

· Коррекция Личностные УУД

· Смыслополагание.

10. Слон. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение».
11. Ладья против слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар».
12. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».
13. Ферзь. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение».

 

14. Ферзь против ладьи слона. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».
15. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».
16. Конь. Дидактические    игры                              «Захват контрольного    поля»,                           «Защита контрольного поля», «Игра                         на уничтожение».
17. Конь против ферзя,                ладьи, слона. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».
18. Пешка. Место пешки в начальном положении. Лодейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».
19. Пешка. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение».
20. Пешка против ферзя,                ладьи, слона, коня. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».
21. Король. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля  не  бьют,  но  и  под  бой  его ставить   нельзя.  Дидактические

  задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».

 

22. Король против других фигур. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».
23. Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».
24. Шах. Открытый шах. Двойной шах. Дидактический задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».
25. Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном,         конем         пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

 

26. Мат. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактические задания»Мат в один ход».
27. Мат. Мат в один ход. Сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
28. Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактические задания «Пат или не пат».
29. Рокировка. Длинная и короткая             рокировка. Правила             рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
30.   Шахматная партия Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактическая игра «Два хода».
31.Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывании дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
32.   Шахматная партия. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из           начального положения.
33.       Повторение программного материала. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ II ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Новый учебный курс «Шахматы, второй год» - логическое продолжение начатой работы. Программа «Шахматы, второй год» предусматривает 33 учебных занятия, по одному занятию в неделю. Если на первом году обучения львиная доля времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ. Важной вехой в овладении шахматными основами явится умение малышей ставить мат.

Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля»,

«Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация».

Программный материал второго года обучения несколько сложнее, чем материал первого года, ибо если раньше нужно было просто усвоить элементарные правила шахматной игры и возможности каждой отдельной фигуры, то теперь и обучающиеся, и педагог (не игравший прежде в шахматы) должны почувствовать, как фигуры взаимодействуют между собой при защите, атаке, постановке мата (для этого в учебнике и пособии приведены простейшие малофигурные положения).

Шахматы – это целый волшебный мир, мир логики и эмоций, мир со своими взлётами и падениями, радостями и печалями. В наших силах подарить детям золотой ключик в этот волшебный мир. Так давайте же поможем детям поскорей войти в этот мир!

 

К концу учебного года дети должны знать:

-- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

-- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

 

К концу учебного года дети должны уметь:

-- записывать шахматную партию;

-- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьёй, королём и ферзем, королём и ладьёй;

-- проводить элементарные комбинации.

 

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 33 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1

В 1 четверти – 8 часов

Во 2 четверти – 7 часов

В 3 четверти – 10 часов

В 4 четверти – 8 часов

 

 

Планирование составлено на основе:

1. Сухин И.Г. Программа факультативного курса для школы 1 – 3 и 1 – 4

«Шахматы – школе». «Шахматы, второй год». Начальная школа, 1995г., №8.

 

 

№№ п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего Теория Практика
1. Повторение пройденного материала 2 1 1
2. История развития шахмат 1 1 -
3. Шахматная нотация 2 1 1

4. Ценность шахматных фигур 4 2 2
5. Техника матования одинокого короля 4 1 3
6. Достижение мата без жертвы материала 3 1 2
7. Шахматная комбинация 15 3 12
8. Повторение программного материала 2 - 2
  Итого 33 10 23

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

Практика. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания “Две фигуры против целой армии”, “Убери лишние фигуры”, “Ходят только белые”, “Неотвратимый мат”. Игровая практика.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.