Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат.

2021-02-05 120
Тема 2. Легенды и сказания о возникновении шахмат. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе ФГОС второго поколения, Примерной программы по внеурочной деятельности начального образования, программы факультативного курса «Шахматы – школе» Сухина И., рекомендованной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, Москва,

«Просвещение», 2001 г.

В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Ведение занятий позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в содержание занятий игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

 

Цель: развитие личных и профессиональных компетенций обучающихся посредством овладения искусством игры в шахматы.

 

Задачи:

- содействовать интеллектуальному развитию обучающихся, развивать у школьников логическое и образное мышление, память, внимание, усидчивость;

- обучить детей стратегическим основам шахматной игры, методам долгосрочного и краткосрочного планирования действий во время партии;

- способствовать овладению ребятами важнейшими элементами шахматной тактики и техникой расчёта вариантов в практической игре;

- включить обучающихся в систематическое участие в шахматных соревнованиях и турнирах;

- привить любовь и интерес к шахматам и обучению в целом, формировать чувство уважения к сопернику, умение с достоинством преодолевать неудачи и трудности;

- развивать навыки работы в команде, способствовать освоению корпоративной шахматной культуры;

- формировать познавательную мотивацию в процессе обучения.

 

Формы освоения искусства игры в шахматы довольно разнообразны, овладение ими происходит на всем маршруте освоения программы. С этой целью применяются различные формы работы: лекции; беседы; игровые и практические занятия; исследовательские работы; сеансы одновременной игры с руководителем; конкурсы по решению задач, этюдов; турниры; игры с гандикапом; игры различного типа на шахматную тематику; доклады по истории шахмат; анализы сыгранных на ответственных


турнирах партий. Основным критерием отбора форм, методов работы с детьми является создание условий для осознанного личностного роста обучающегося.

В целях обогащения и развития духовного мира каждого ребенка в педагогическом процессе используется богатейший потенциал шахмат – образовательный, культурный, духовный, воспитательный, спортивный, коммуникативный.

Программа курса «Шахматная школа» рассчитана на 4 года освоения (по 1 часу в неделю с 1 по 4 класс).

 

Прогнозируемые результаты

1 год обучения

 

 В результате изучения данной программы учащийся приобретает представления:

· о шахматных терминах: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья.

· о названиях шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.

 

 и умеет:

· ориентироваться на шахматной доске;

· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

· правильно помещать шахматную доске между партнерами;

· правильно расставлять фигуры перед игрой;

· различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

· рокировать;

· объявлять шах;

· ставить мат;

· решать элементарные задачи на мат в один ход.

 

2 год обучения

 Учащиеся должны знать:

· выигрышные стратегии матования одинокого короля;

 

 Уметь:

· ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королем и ферзем, королем и ладьей из любой позиции;

· понимать причины своего выигрыша и проигрыша;

· сравнивать и анализировать действия других игроков;

· разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.

 

3 год обучения

 Учащиеся должны знать:

· основные идеи комбинаций различных типов;

 

 Уметь:

· осуществлять простейшие комбинации;

· определять наиболее эффективные способы достижения результата.


4 год обучения

 Учащиеся должны знать:

· понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;

· слабые и сильные поля, силу и слабость изолированных пешек в центре, централизацию блокады;

 

 уметь:

· занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;

· блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения фигур;

· использовать базовые понятия.


Требования к уровню подготовки учащихся

№ п/п Раздел учебного курса Компетенции
1 ШАХМАТНАЯ ДОСКА Личностная компетенция: уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели. Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: знакомство с учителем и одноклассниками,умение вступать в диалог.
2 ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ Личностная компетенция: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях. Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами, проявлять больше выдумки и смекалки.
3 4 5 НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса). ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Личностная компетенция: четко выполнять игровые правила, приемы, команды. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении. Метапредметная компетенция: организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами. Личностная компетенция: четко выполнять игровые правила, приемы, команды. Оказывать помощь сверстникам в освоении новых упражнений, уметь анализировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении. Метапредметная компетенция: организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами. Личностная компетенция: уметь активно включаться в коллективную деятельность со сверстниками в достижении общей цели. Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: знакомство с учителем и одноклассниками,умение вступать в диалог.

6 ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ Личностная компетенция: проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях. Метапредметная компетенция: находить ошибки при выполнении заданий, отбирать способы их исправления, играть честно, дружно, соблюдая установленные правила. Коммуникативная компетенция: управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность, играть смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ I ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Основные блоки

Количество часов

    Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. 1 1  
2 Шахматная доска 3 1 2
3 Шахматные фигуры. 7 3 4
4 Начальная расстановка фигур. 1 1  
5 Ходы и взятие фигур 10 4 6
6 Цель шахматной партии. 7 3 4
7. Игра всеми фигурами из начального положения. 4   4

 

33

13

20

Всего

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение в образовательную программу.

Теория. Знакомство с программой «Шахматная школа». Режим занятий.

Необходимое оборудование. Правила поведения на занятиях.

 

Тема 3. Шахматная доска.

Теория. Шахматная доска. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали.


Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

Практика. Дидактические игры «Вертикаль», «Горизонталь», «Диагональ».

 

Тема 4. Шахматные фигуры.

Теория. Фигуры белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Практика.   Дидактические  игры «Волшебный  мешочек», «Угадай-ка», «Что общего?» и др.

 

Тема 9. Итоговое занятие.

Практика. Повторение программного материала в форме конкурсов, мини- соревнований, турниров.


Календарно-тематическое планирование

Тема Характеристика деятельности учащихся УУД
1.          Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности во                   время     проведения     занятий. Знакомство с режимом                     работы кружка.

 

2.     Шахматная доска Чтение         и                      инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски», знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматная доска квадратные.
3.     Шахматная доска. Расположение     доски                              между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

Познавательные Общеучебные действия

· Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

· Выделение познавательной цели;

· Выбор наиболее эффективного способа решения;

У П логические действия

· Анализ объектов

· Синтез как составление частей целого;

· Доказательство;

· построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

· Постановка вопросов;

· Умение выражать свои мысли полно и точно;

· Разрешение конфликтов.

· Управление

действиями партнера(оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

· Целеполагание;

· Волевая

4.     Шахматная доска. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали и горизонтали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Центр. Форма. Инсценировка дидактической сказки «Приключения на шахматной доске».
5.    Шахматные фигуры. Дидактическая игра                          «Волшебный мешочек». Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
6.Начальное положение Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило «ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактическое задание из игры «Волшебный мешочек».
7. Ладья. Дидактическое задание из                          игры «Лабиринт». Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.
8. Ладья. Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение».
9. Слон. Место слона в начальном положении.

  Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Дидактическое задание «Лабиринт».

саморегуляция

· Прогнозирование уровня усвоения

· Оценка;

· Коррекция Личностные УУД

· Смыслополагание.

10. Слон. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение».
11. Ладья против слона. Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар».
12. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».
13. Ферзь. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение».

 

14. Ферзь против ладьи слона. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».
15. Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».
16. Конь. Дидактические    игры                              «Захват контрольного    поля»,                           «Защита контрольного поля», «Игра                         на уничтожение».
17. Конь против ферзя,                ладьи, слона. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».
18. Пешка. Место пешки в начальном положении. Лодейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».
19. Пешка. Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение».
20. Пешка против ферзя,                ладьи, слона, коня. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».
21. Король. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля  не  бьют,  но  и  под  бой  его ставить   нельзя.  Дидактические

  задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».

 

22. Король против других фигур. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехвати часовых».
23. Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».
24. Шах. Открытый шах. Двойной шах. Дидактический задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».
25. Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном,         конем         пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

 

26. Мат. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактические задания»Мат в один ход».
27. Мат. Мат в один ход. Сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».
28. Ничья, пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактические задания «Пат или не пат».
29. Рокировка. Длинная и короткая             рокировка. Правила             рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».
30.   Шахматная партия Игра всеми фигурами из начального положения. Дидактическая игра «Два хода».
31.Шахматная партия. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывании дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
32.   Шахматная партия. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из           начального положения.
33.       Повторение программного материала. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ II ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Новый учебный курс «Шахматы, второй год» - логическое продолжение начатой работы. Программа «Шахматы, второй год» предусматривает 33 учебных занятия, по одному занятию в неделю. Если на первом году обучения львиная доля времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь детям предстоит усваивать простейшие методы реализации материального и позиционного преимуществ. Важной вехой в овладении шахматными основами явится умение малышей ставить мат.

Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля»,

«Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация».

Программный материал второго года обучения несколько сложнее, чем материал первого года, ибо если раньше нужно было просто усвоить элементарные правила шахматной игры и возможности каждой отдельной фигуры, то теперь и обучающиеся, и педагог (не игравший прежде в шахматы) должны почувствовать, как фигуры взаимодействуют между собой при защите, атаке, постановке мата (для этого в учебнике и пособии приведены простейшие малофигурные положения).

Шахматы – это целый волшебный мир, мир логики и эмоций, мир со своими взлётами и падениями, радостями и печалями. В наших силах подарить детям золотой ключик в этот волшебный мир. Так давайте же поможем детям поскорей войти в этот мир!

 

К концу учебного года дети должны знать:

-- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

-- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

 

К концу учебного года дети должны уметь:

-- записывать шахматную партию;

-- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьёй, королём и ферзем, королём и ладьёй;

-- проводить элементарные комбинации.

 

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 33 КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1

В 1 четверти – 8 часов

Во 2 четверти – 7 часов

В 3 четверти – 10 часов

В 4 четверти – 8 часов

 

 

Планирование составлено на основе:

1. Сухин И.Г. Программа факультативного курса для школы 1 – 3 и 1 – 4

«Шахматы – школе». «Шахматы, второй год». Начальная школа, 1995г., №8.

 

 

№№ п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего Теория Практика
1. Повторение пройденного материала 2 1 1
2. История развития шахмат 1 1 -
3. Шахматная нотация 2 1 1

4. Ценность шахматных фигур 4 2 2
5. Техника матования одинокого короля 4 1 3
6. Достижение мата без жертвы материала 3 1 2
7. Шахматная комбинация 15 3 12
8. Повторение программного материала 2 - 2
  Итого 33 10 23

 

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

Практика. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания “Две фигуры против целой армии”, “Убери лишние фигуры”, “Ходят только белые”, “Неотвратимый мат”. Игровая практика.

 

Тема 3. Шахматная нотация.

Теория. Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Практика. Дидактические игры и задания: “Назови вертикаль”; “Назови горизонталь”; «Назови диагональ», “Какого цвета поле?”, “Кто быстрее”, “Вижу цель”. Игровая практика.

 

Тема 8. Итоговое занятие.

Практика. Проведение внутреннего турнира по итогам учебного года.

 

 

Календарно-тематическое планирование

№№ п/п Коли- чество часов Тема уроков Формируемые умения и навыки
1 1 Повторение пройденного материала. Повторить: поля; горизонталь, вертикаль, диагональ, центр; ходы шахматных фигур; шах, мат, пат; начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).
2 1 Повторение пройденного материала. Повторить: рокировка; взятие на проходе; превращение пешки; варианты ничьей. Знать самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Уметь ставить мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Игровая практика.
3 1 Краткая история шахмат. Знать происхождение шахмат, легенды о шахматах. Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика.
4 1 Шахматная нотация. Знать обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля, на какое идёт.
5 1 Шахматная нотация. Знать обозначение шахматных фигур и терминов. Уметь записывать начальное положение. Знать краткую и полную шахматную нотацию. Уметь вести запись шахматной партии. Игровая практика (с записью партии или фрагмента партии).
6 1 Ценность шахматных фигур. Знать ценность фигур. Уметь сравнивать силы фигур. Достижение материального           перевеса «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя).
7 1 Ценность шахматных фигур. Уметь достигать материального            перевеса (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

8 1 Ценность шахматных фигур. Уметь достигать материального перевеса (выигрыш пешки). Знать способы зашиты (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.
9 1 Ценность шахматных фигур. Защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака. Игровая практика.
10 1 Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля (шах, мат или пат). Уметь ставить мат в один, два хода. Игровая практика.
11 1 Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля (шах, мат или пат). Уметь ставить мат в один, два хода. Игровая практика.
12 1 Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля (шах, мат или пат). Уметь ставить мат в один, два хода. Игровая практика.
13 1 Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля (шах, мат или пат). Уметь ставить мат в один, два хода. Игровая практика.
14 1 Достижение мата без жертвы материала. Знать, что такое цугцванг. Уметь ставить мат в один, два хода в эндшпиле и защищаться от мата. Игровая практика.
15 1 Достижение мата без жертвы материала. Знать положения на мат в два хода в миттельшпиле. Уметь защищаться от мата. Игровая практика.
16 1 Достижение мата без жертвы материала. Знать положения на мат в два хода в дебюте. Уметь защищаться от мата. Игровая практика.
17 1 Шахматная комбинация. Знать матовые комбинации, темы комбинаций. Игровая практика.
18 1 Шахматная комбинация. Знать матовые комбинации, темы завлечений. Игровая практика.
19 1 Шахматная комбинация. Знать матовые комбинации, темы блокировки. Игровая практика.
20 1 Шахматная комбинация. Знать матовые комбинации, темы разрушения королевского прикрытия. Игровая практика.

21 1 Шахматная комбинация.

Знать матовые комбинации, темы освобождения пространства. Игровая практика.

22 1 Шахматная комбинация.

Знать матовые комбинации, другие темы комбинаций и сочетание тематических приемов. Игровая практика.

23 1 Шахматная комбинация.

Знать комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Игровая практика.

24 1 Шахматная комбинация.

Знать комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Игровая практика.

25 1 Шахматная комбинация.

Знать комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Игровая практика.

26 1 Шахматная комбинация.

Знать комбинации, ведущие к        достижению материального перевеса. Игровая практика.

27 1 Шахматная комбинация.

Знать комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Игровая практика.

28 1 Шахматная комбинация.

Знать комбинации, ведущие к достижению ничьей. Игровая практика.

29 1 Шахматная комбинация.

Знать комбинации, ведущие к достижению ничьей. Игровая практика.

30 1 Шахматная комбинация. Типичные практика. комбинации в дебюте. Игровая
31 1 Шахматная комбинация. Типичные практика. комбинации в дебюте. Игровая
32 1 Повторение программного материала.

 

33 1 Повторение программного материала.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСА (3-4 годы обучения)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ III ГОДА ОБУЧЕНИЯ

№№ п.п.

Раздел, тема

Количество часов

Всего Теория Практика
1. Вводное занятие 2 1 1
2. История развития шахмат 2 2 -
3. Основы дебюта 10 3 7
4. Основы миттельшпиля 8 3 5
5. Основы эндшпиля 10 3 7
6. Итоговые занятия 2 - 2
  Итого 34 12 22

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Вводное занятие.

Теория. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение. Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур.

Практика. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала. Практика матования одинокого короля. Игровая практика с записью шахматной партии.

Тема 3. Основа дебюта

Теория. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”

Практика. “Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат”, “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”, “Защита от мата”, “Выведи фигуру”. “Поставить мат в 1 ход “повторюшке”.

Тема 5. Основы эндшпиля.

Теория. Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля.

Практика. Дидактические задания “Мат в 2 хода, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”, “Квадрат”? “Проведи пешку в ферзи”. Игровая практика.

Тема 6.


Практика. Проведение и анализ турниров среди воспитанников «Шахматной школы»

 

Календарно- тематическое планирование

 

 

№№ п/п Коли- чество часов   Тема уроков  
    1     1     Повторение пройденного материала. Просмотр диафильмов “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат” и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.
  2   1 Игровая практика.  
    3     1   Повторение пройденного материала. Шахматная         нотация.        Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Ценность шахматных фигур. Пример матования одинокого короля. Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала (из учебника второго года обучения).
  4   1 Игровая практика Практика матования одинокого короля (дети играют попарно). Игровая практика с записью шахматной партии.
  5   1   Основы дебюта. Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии).
6 1 Игровая практика. . Решение задания “Мат в 1 ход”.
  7   1 Основы дебюта. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Дидактические задания “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.
8 1 Игровая практика. Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”.
  9   1 Основы дебюта. Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Защитись от мата”.
10 1 Игровая практика. Решение заданий.
  11   1 Основы дебюта. Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок                     противника.

      Дидактические задания “Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.
12 1 Игровая практика. Решение заданий.
    13     1   Основы дебюта. . “Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”.
14 1 Игровая практика. Решение заданий.
  15   1 Основы дебюта. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты. Дидактическое задание “Выведи фигуру”.
16 1 Игровая практика. Решение задания “Выведи фигуру”.
    17     1     Основы дебюта. Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”. Неразумность игры в дебюте одними пешками (с исключениями из правила). Дидактические задания “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”.
18 1 Игровая практика. Решение заданий.
  19   1   Основы дебюта. Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит. Дидактические задания “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”.
20 1 Игровая практика. Решение заданий.
  21   1     Основы дебюта. Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка. Дидактические задания “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”.
22 1 Игровая практика. Решение заданий.
  23   1   Основы дебюта. Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки. Дидактические задания “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”.
24 1 Игровая практика. Решение заданий.
  25   1   Основы дебюта. Связка в дебюте. Полная и неполная связка. Дидактические задания “Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное ра

Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.