Налаживание процесса лесозаготовок — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Налаживание процесса лесозаготовок

2021-02-05 131
Налаживание процесса лесозаготовок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лес всегда имел огромное народнохозяйственное значение в советское время. Особенно значимость лесной отрасли возросла в СССР в 30-е годы ХХ века в связи с государственным планом индустриализации. Для ее осуществления требовались огромные средства, получить которые можно было, прежде всего, от экспорта леса. Кроме того, возросли внутренние потребности народного хозяйства в древесине.

Становление лесной промышленности началось с образования лесозаготовительных трестов. Заготовкой, переработкой и вывозкой лесоматериалов и сырья (деловой лес, баланс, пиловочник, пропс, столбы, шпалы, корье и т.д.) на внешний и внутренний рынок Удмуртской АССР занимались в основном предприятия «Нижповлесотреста», «Волго–Каспийлеса», областного филиала треста «Севвостлес», Ижзаводы, промысловая кооперация [14, с.165].

Для удовлетворения нужд народного хозяйства в 1931 году был создан Кезский леспромхоз. Организацией занимался представитель Удмуртлесотреста И.С.Пушин. С образования леспромхоза началось промышленное освоение лесоразработок. Кезские лесорубы заготавливали шпиловочник, шпальник, балансы еловые и осиновые, резонансную ель для изготовления музыкальных инструментов, рудничные стойки, телеграфные столбы, фанерный кряж и др. – всего 23 наименования [15, с.4].

В 1936 году началось внедрение лучковых пил – более производительных, чем двуручные пилы, а на вывозке лес стали применять американские сани СЛЗ-3. Это позволило довести норму выработки от 2,5 до 4,5 кубометра на человеко-день [15, с.4; 16, с.112]. 

В 1937 году появился самостоятельный орган – Удмуртское территориальное управление лесоохраны и лесонасаждений при Совнаркоме УАССР. В его состав вошли 16 лесхозов, которые были разделены на 92 лесничества. С этого момента отсчитывается история лесного хозяйства республики. Кезский лесхоз организован в 1936 году на базе Кезского леспромхоза. Он состоял из 7 лесничеств: Кузьминское, Кезское, Чепецкое, Ю-Тольёнское, Саватеевское, Кулигинское, Нил-Камское. [16, с.116].

В таком состоянии лесная промышленность нашего края вступила в Великую Отечественную войну. Сразу выявилась важность лесозаготовок по организации обороны страны. Их особая роль заключалась в том, что работа заводов оборонной промышленности находилась в прямой зависимости от обеспечения их топливом. Дрова нужны были четырем ижевским заводам № 71, 74, 524, 622 Наркомата вооружения, которые ежемесячно потребляли большое количество древесного топлива [11, с.99]. Древесина требовалась для изготовления оружия, ящиков для снарядов и патронов, лыж, строительства и др. Лес нужен был для Пермского отделения железной дороги. Из-за оккупации Донбасса и нехватки угля паровозы перешли на дровяное топливо.

Число рабочих в леспромхозе было недостаточным, чтобы выполнять поставленные перед ними планы. Большинство тружеников были мобилизованы на фронт. Вместо мужчин на работу принимали женщин. Уже 12 июля 1941 года был выпущен приказ вести разъяснительную работу по замене и оформлению на работу женщин в леспромхоз [3].  

Постоянно к работам стали привлекать колхозников как пеших, так и с лошадьми. Еще в январе 1941 года согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП (б) вводилась платная трудовая и гужевая повинность на лесозаготовках. [1]. Она предусматривала заключение двусторонних договоров леспромхоза и колхоза, в которых указывались место работы, план лесозаготовок, оговаривались вопросы оплаты труда. В военное время эта работа усилилась.

Кабалудскому лесопункту на сентябрь-декабрь 1941 года было установлено срочное и обязательное задание по поставке 500 пар лыж и лыжных палок для НКО. Для выполнения плана были привлечены трое постоянных рабочих, один рабочий из Кузьминского лесопункта и 6 столяров-плотников из прикрепленных колхозов в порядке платной трудовой повинности [4]. Документ подтверждает, что количество специалистов с первых месяцев войны уменьшилось, а объемы производства выросли.

Лес для оборонной промышленности находился на особом контроле. Заготовкой и вывозкой спецдревесины леспромхоз стал заниматься систематически, отправлял на работу бригады лесорубов, обеспечивал их лучшими инструментами. Одновременно шел контроль над своевременностью выполнения нормы выработки. На 4 квартал 1941года Кабалудскому лесопункту доведено задание на заготовку лыжных болванок в объеме 3000 кубометров, Кузьминскому лесопункту – болванку-вёсельник 150 кубометров.  Начальники Кабалудского и Кузьминского лесопунктов должны были через каждые пять дней отчитываться директору леспромхоза о выполнении плана [5].

Ход лесозаготовок в районах постоянно вызывал тревогу со стороны местных и региональных властей. Отдельные руководители саботировали их решения, часто допускали срывы в выполнении плана лесозаготовок. [11, с.99]. Так, в Приказе №73 от 16 сентября 1941года по Кезскому леспромхозу отмечено, что задание по изготовлению лыж начальником Кабалудского лесопункта пущено на самотек и находится под угрозой срыва, указана его личная ответственность за выполнение плана [4].

Таким образом, лесная отрасль была одной из главных в годы войны, задача которой обеспечивать возросшие потребности страны в древесине. Выполнить ее можно было только путем мобилизации всех сил, имевшихся в нашем районе. Лесные ресурсы имелись в достаточном количестве, а трудовыми ресурсами стало местное население, у большинства из которых не было навыков работы в лесу.

 

Ледяные дороги

Большую трудность представляла перевозка леса от мест заготовки к железнодорожным станциям и сплавным рекам. Поэтому Наркомлесом, научными учреждениями и рационализаторами на местах велся постоянный поиск путей совершенствования лесовозного транспорта.

В нашей стране ледяные дороги начали применять в конце 20 – начале 30 годов XX века. Статья инженера К.Высоцкого «Ледяные дороги» была опубликована в журнале «За рулем». Автор обращает внимание читателей на использование ледяных дорог при вывозе леса в зимний период. Он приводит опыт Америки. Перед инженером была поставлена задача – показать достоинства нового вида транспортного устройства. Экономическая выгода в том, что по ней одной тяговой единицей можно вывезти значительно больше груза, чем по обыкновенной дороге [13].

В результате целенаправленной работы появились улучшенные снежные и ледяные дороги и более совершенные сани с подсанками. Это позволяло в 2 – 3 раза увеличить нагрузку на рейс. Вдоль дорог стали рыть колодцы, чтобы обеспечить полив дорог.

Устройство ледяной дороги сводилось к следующему: как только выпадал снег в количестве достаточном для обыкновенной санной дороги, по пути, с заранее приготовленной просекой и низко срубленными пнями (а иногда и выкорчеванными), производили выравнивание снега специальным плугом. Далее дороги поливали водой на всю ширину для образования плотной ледяной корки или же заливались лишь специально вырезанные колеи, что соответствовало построенному для дороги типу саней.

В районном архиве только в одном документе упоминаются ледяные дороги. Стало понятно, что они были известны в нашем районе еще до войны. В приказе №5 от 23 января 1941года по Кезскому леспромхозу дается поручение о содержании ледяных дорог в порядке, их расчистке от лесоматериалов, чтобы рабочему создать условия для управления лошадью [2].

Таким образом, применение в условиях военного времени простых и эффективных способов вывоза леса позволило увеличить его поставки в несколько раз. Выполнить эту задачу можно было только путем мобилизации всех сил и ресурсов, имевшихся в нашем районе.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.