Разобравшись сам, поможешь другим — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Разобравшись сам, поможешь другим

2021-02-05 47
Разобравшись сам, поможешь другим 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Не всегда есть возможность ответить человеку на тысячу его вопросов. Но если удается помочь ему встать в духовном отношении «на ноги» и научить его ориентироваться на Предание, то, ориентируясь на Предание, он смог бы приобщиться к целостному мировоззрению. И, исходя из целостного мировоззрения, он мог бы найти ответ на многие свои вопросы.

Богословие человека, вступившего на путь такой помощи ближнему, должно быть не внешнее, номинальное, а вдумчивое. Миссионер вслушивается в человека и отвечает на его нужды, без манипуляции, но тем опытом, который накоплен в Предании. Ставится цель – не судить, а целить человека, учить его мыслить, пробуждать его совесть. Важным здесь видится наличие живой и чуткой совести у миссионера (если совесть попирается, то, как писал авва Дорофей, она вследствие груза, лежащего на ней, словно светильник, сияющий за завесой, начинает показывать нам вещи темнее[1]).

Он очищает свою совесть, делая её указания более явственными. Следуя им, он помогает ей окрепнуть. А, окрепнув, она помогает миссионеру найти ориентацию в сложнейших обстоятельствах. И тому же пути он учит и других. Ведь готовые решения для всех жизненных ситуаций трудно прописать (и возможно ли вообще?). Необходимость найти ориентацию в сложных нестандартных ситуациях, ставит человека перед необходимостью, возрастая от силы в силу и прислушиваясь к совести, учиться самостоятельно находить правильные решения.

 

Не снижать планку Истины, а искать адекватные уровню слушателя способы Ее отображнения

 

Чтобы эта способность могла быть воспитана, ни в коем случае нельзя занижать планку Истины, которую стремишься донести до слушателя. Ведь именно на приобщении к Истине зиждется основа, на которой выстраивается целостное мировоззрение, помогающее найти правильные решения в жизни, такой, подчас, непредсказуемой и разнообразной. Кто-то решается исказить Истину, снизить планку, мотивируя такую линию поведения словами о том, что современные люди многого не понимают.

На самом дели люди гораздо умнее, чем кажутся. Они почувствуют, если вместо Истины им начинают рассказывать примитивные истории, называя истинными их. Использование такого подхода сулит разочарование у слушателя в миссионере, а миссионеру – разочарование в своей деятельности. Не искажая Истины и, не совершая подмены понятий, можно потрудиться в поиске примеров и образов, помогающих слушателям дотянуться в понимании до планки, указанной в Предании. 

Научить человека дотянуться в его жизни до Истины может лишь тот, кто сам прошел путь очищения от страстей. Только пройдя этот путь самому, можно помочь другому пройти по нему. Люди ищут, в первую очередь, не столько знания, сколько живого опыта. И примером, являющим живой опыт Предания в действии, должен стать сам миссионер. Причем примером любящим, ведь только любящий ближнего сможет его понять и ему помочь, стремясь именно помочь, а не использовать ближнего как средство для реализации своих миссионерских амбиций.

 

Связь со Христом и бесконечное (в хорошем смысле этого слова) поле для обсуждений

 

Миссионеру самому следует вступить на путь возрастания, пойти по нему и лишь затем, он сможет указать его другим. Миссионер, обретший связь с Христом, стремится опытно познать причины, вследствие которых эта связь ослабевает и причины, вследствие которых эта связь укрепляется. Если он поможет ближнему установить эту связь и в его жизни, то ближнему многого и не будет нужно объяснить. Он сам с жаждой будет читать книги, ходить в храм, стремится вести духовный образ жизни.

На этом пути отношения миссионера и ближнего видятся чрезвычайно плодотворными. Познание причин так или иначе влияющих на связь с Христом дает миссионеру некоторые точки опоры, на которые он может нанизывать информацию аскетического, богословского, психологического характеров, примеры из истории и пр.. Связь с Христом может ослабнуть вследствие, например, конфликтности с окружающими. Или даже – вследствие того, что человек относится к ним не по любви. Преподобный Силуан Афонский писал, что «за один косой взгляд теряется благодать и любовь Божия»[2]. Как вести себя с ближними, чтобы избегать конфликтности и при том совершать необходимые дела, скажем, по работе? Эта тема сложна и многогранна.

 

См. подробнее главу «Связь с Христом и точка опоры» из части 4.1 статьи «Остаться человеком: Офисы, мегаполисы, концлагеря» (отдельное название части «Доминанта жизни и точка опоры»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2062/).

А также – главы «Связь с Христом», «Связь с Христом, дополнительный афферентный комплекс и акцептор действия» из третьей части статьи «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» (отдельное название части «Вера (идеалы) и преодоление травматического опыта»; http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2044/).

 

И обсуждение вопросов, связанных с этой темой, может быть интересным как для миссионера, так и для ближнего. Миссионер будет непрестанно развиваться, вдумываясь в то, каким образом люди, поставленные в различные обстоятельства, могли бы сохранить свою связь с Христом. И слова такого миссионера будут людям интересны, так как в них они увидят живой отклик на свою проблему.

Если же миссионер не изучит на примере своей жизнь вопрос сохранения связи с Христом, то вопрос о приобщении к Христу он рискует воспринять только отвлеченно. Если не появится с людьми живой связи, основанной на любви, то не родится и способность преподносить вопрос с разных углов, применительно к образу жизни разных людей.

И в итоге миссионер рискует с временем остановится на некоторых полюбившихся ему темах, которые в отвлеченном ключе он и будет транслировать людям. Может, он и сумеет как-то объяснить ближнему важность прихода в храм. Но вот ближний пришел в храм, и что дальше? Он научился читать Псалтирь, Евангелие, он сделал все, что миссионер ему советовал. И что дальше? А дальше миссионер, не приобретший живого опыта, не знает, что говорить.

 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.