Тема: Анализ произведения в историко-культурном контексте. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Тема: Анализ произведения в историко-культурном контексте.

2021-02-05 691
Тема: Анализ произведения в историко-культурном контексте. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культурный контекст произведения как реализация метаметодического подхода к формированию читательской культуры.

 

Одно из проявлений метаметодического подхода – обращение к культурному контексту изучаемого произведения. Этот подход, успешно применяемый средней школой, только начинает входить в практику школы начальной. Долгое время считалось, что младшему школьнику недоступна такая сложная деятельность, как сопоставительный анализ произведений разных эпох, разных искусств. Однако исследования последних лет показали, что введение ребенка в культурный контекст изучаемого произведения возможно уже в первом классе, если методически грамотно подойти к отбору литературного и культурологического материала. Общие принципы изучения литературного произведения в историко-культурном контексте следующие: – учителю следует отбирать произведения, небольшие по объему, но обладающие широкими культурными связями и глубоким нравственным смыслом; – произведения должны быть интересны детям, побуждать их к размышлениям; – работу на уроке следует организовать таким образом, чтобы способствовать формированию у детей собственной интерпретации текста, помогать увидеть историко-культурные связи и проводить параллели между классным и домашним видами чтения.

 

Методические условия для организации анализа произведения в контексте культуры.

 

Материалом для исследования литературных произведений в историко-культурном контексте могут служить басни. Это один из древнейших жанров, позволяющий говорить с детьми о культурных связях, о вечных ценностях, знакомить учеников с иносказанием, наличием прямого и переносного смысла. Историко-культурный контекст всегда предполагает использование приема сравнения. Например, изучение литературы в первом классе начинаем с басни Л. Н. Толстого «Муравей и голубка». Учитель сообщает первоклассникам, что впервые историю об этих персонажах рассказал Эзоп, древнегреческий баснописец, живший около VI в. до н. э., задолго до того, как была изобретена письменность. Эту и другие басни Эзопа на протяжении веков люди сохраняли в своей памяти, многие писатели обращались к сюжетам басен Эзопа. Учащиеся, в соответствии со своими возрастными особенностями, воспринимают историю, изложенную в басне, как описание конкретного случая, искренне сопереживают героям, но не всегда могу уловить обобщенный смысл произведения. Задача учителя – дать представление об иносказании. Помочь ему в этом может сопоставление смысла басни и ряда пословиц. Чтобы выбор ребенка был осознанным, обязательно предлагаем несколько пословиц, как подходящих, так и не соответствующих смыслу басни, как выражающих смысл прямо, так и заключающих иносказание (например: Долг платежом красен. Как аукнется, так и откликнется. Добра желаешь – добро и делай. Не рой другому яму – сам в нее попадешь). Рассуждая о значении пословиц, дети постепенно постигают различия между прямым и переносным смыслом, учатся подбирать различные жизненные ситуации, в которых уместно употребить одну и ту же пословицу.

Задание:

- Выберите одно из произведений из учебника «Литературное чтение» и покажите целесообразность (или нецелесообразность) привлечения широкого культурного контекста к его изучению.

- Какие культурные связи реализуемы на уроке изучения выбранного вами произведения?

- Обозначьте этапы урока, определив цель каждого из них. Оцените, насколько выбор методических приемов работы помогает достичь поставленной цели.

 

Стрекоза и Муравей – вечный сюжет

(И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»)

Цель:

· познакомить с литературными переработками сюжета басни Эзопа о жуке и муравье, формировать представление о вечных (бродячих) сюжетах в литературе;

· развивать представления о единстве формы и содержания, о противочувствовании как законе построения поэтической басни,

· способствовать постижению идеи басни Крылова,

· формировать систему читательских умений, обучать сопоставительному и стилистическому анализу,

· расширить лексический запас учащихся,

· расширить читательский кругозор, побуждать к самостоятельному чтению, формировать читательскую культуру.

 

Ход урока

1. Подготовка к первичному восприятию.

- Что вы знаете о басне как жанре? Каких баснописцев вы знаете? Понравились ли вам басни Крылова?

- Сегодня мне хочется познакомить вас с еще одной басней И.А.Крылова, а точнее – не с одной, а с несколькими баснями разных авторов, написанными на один и тот же сюжет. Так и будет звучать тема урока –

«Стрекоза и Муравей – вечный сюжет».

- Вспомним, что такое сюжет? (Система событий, в которой раскрываются характеры героев.) Кто же первый придумал сюжет, который потом использовал Крылов в своей басне? Впервые этот сюжет встречается у древнегреческого баснописца Эзопа. Послушайте две его басни.

ЭЗОП

МУРАВЕЙ И ЖУК

В летнюю пору гулял муравей по пашне и собирал по зёрнышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал его жук и посочувствовал, что ему приходиться так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные отдыхают от тягот и предаются праздности. Промолчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз дождями размыло, остался жук голодным, и пришёл попросить у муравья корму. Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму».

Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.

МУРАВЕЙ И ЦИКАДА

Стужа стояла, и ненастье сошло с Олимпа. Но муравей еще в пору жатвы собрал в своём жилье богатые запасы. А цикада забилась в щель и едва дышала, изнемогая от голода, жажды и сильной стужи. И попросила она у муравья поесть: довольно пшеничного зёрнышка – и она будет спасена. «Где же ты была летом? – спросил муравей. – Почему ты не запасла корму в жатву?» Ответила цикада: «А я пела и веселила прохожих». С громким смехом сказал муравей: «Ну, так попляши зимою».

Учит нас басня, что самое главное – заботиться о насущной пище, а не тратить время на забавы и гулянья.

- Чем похожи эти басни и чем отличаются? Похожа ли цикада на жука? Чем она отличается? (Жук предавался праздности как и все остальные, а цикада пела и веселила прохожих.) Почему именно муравей оказывается вторым персонажем в каждой из басен? Как оценивают поступки жука и цикады муравьи? Разделяет ли автор эту оценку? Выделите мораль первой и второй басни. Почему же Эзоп написал две басни с похожим сюжетом?

Сюжеты басен очень похожи: есть два героя – один трудится все лето, другой ничего не делает, и поэтому с приходом зимы оказывается в сложной ситуации, но каждая басня имеет свою мораль, чтобы сделать два разных вывода, Эзоп создает два разных произведения.

Запись на доске:


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.