Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2021-02-05 | 306 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Жанры в музыке
Посмотри внимательно на этот рисунок (если хочешь – можешь его раскрасить) и представь, что здесь изображён весь музыкальный мир.
Корни, глубокие и переплетающиеся – это народное
творчество, в котором, как ты уже знаешь,
много самых разных видов песен.
Ветви – музыка композиторов,
в которой тоже много разных видов
произведений: арий, романсов, опер,
сонат, симфоний, и других.
А теперь давай договоримся, что
Разные виды музыкальных произведений
мы будем называть словом жанр (французское
слово genre), что означает в переводе –
«род», «вид».
Много разных жанров сложилось
в музыкальном искусстве. Самые
внимательные из вас заметили, что
одни жанры родились прямо из жизни.
Они участвовали в жизни человека и
исполнялись в определённом месте в определённое время.
Заклички – закликали весну, птиц, дождь; колыбельные – успокаивали детей; трудовые – ритмичными попевками помогали в работе; под плясовые и хороводные – двигались, танцевали, призывая таким образом добро и удачу.
Но некоторые виды музыкальных произведений, или, точнее, жанры, в практической жизни совсем вроде бы и не обязательны. Они нужны только для слушания, для эстетического восприятия, для того, чтобы через них взглянуть на себя и на мир как в зеркало. Ни плясать, ни подпевать, ни маршировать при этом не обязательно, и даже совсем не нужно, чтобы не отвлекаться.
Таких произведений для слушания очень много. Но первыми в истории музыки были, конечно, обрядовые народные песни и танцы – те, что связаны с трудовой жизнью, бытом и верованиями человека.
Поэтому эти музыкальные жанры назвали первичные (бытовые), а произведения для слушания – концертные жанры.
|
Можно ли на слух отличить один музыкальный жанр от другого?
Конечно! Как можно не узнать былину или спутать её с плясовой, – у них совсем разные признаки. Но иногда случается, что в произведении соединяются два и более жанров: песня и пляска – это плясовая песня, марш и песня – это песня-марш.
А ещё мы с вами научимся отличать жанры по способу исполнения: если поют – это вокальный жанр, если играют на инструменте – инструментальный, исполняют на сцене – музыкально-театральный.
Часто произведения, звучащие в концертах (концертные жанры) напоминают нам какой-либо бытовой жанр – танец, песню, марш, то есть содержат признаки первичных жанров. Очень хорошо, если вы их слышите, так как это помогает лучше понять музыкальный образ, характер, содержание музыки. В данном случае мы говорим, что это не песня, а песенность, не танец, а танцевальность, не марш, а маршевость. Кроме песни, танца, марша важно помнить и о таких исходных (первичных) типах музыкального высказывания, как речь, сигнал и звукоизобразительность.
Постарайся определить, признаки какого первичного жанра или нескольких жанров присутствуют в музыкальных примерах. Что напоминает музыка: речь, пение, какое-либо движение или какие-то реальные звуки (звукоизобразительность)?
Соедини название произведения с теми первичными жанрами, которые ты определил в этой музыке:
Э. Григ. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» ● |
● ПЕСНЯ
● ТАНЕЦ
● МАРШ
● РЕЧЬ
● ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ |
С. Прокофьев. «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» ● | |
П.И. Чайковский. «Мама» из цикла «Детский альбом» ● | |
П.И. Чайковский. «Новая кукла» из цикла «Детский альбом» ● | |
Н. Римский-Корсаков. Тема Петушка из оперы «Золотой петушок» ● | |
МАРШ
Французское слово marche переводится как «ходьба», «движение».
|
В музыке марш – это жанр, который организовывает движение множества людей.
Марши сопровождают военные походы, торжественные церемонии (парады, торжества, спортивные праздники) и траурные шествия. Отсюда три основных вида – походные, церемониальные и траурные марши.
Все марши имеют такие характерные особенности:
· Размер 4/4, наиболее удобный для ходьбы (реже 2/4).
· Простой и четкий ритм аккомпанемента, который «отбивает» каждую четверть и подчеркивает сильные доли.
· Пунктирный ритм ( или ), как бы «подталкивающий» движение.
· Четкое деление на равные отрезки, как правило по 4 или по 8 тактов. Такое строение называется квадратным.
· Особый тип интонаций – восходящая кварта, ходы по звукам трезвучия, которые называют фанфарными.
Марши существовали уже в древних государствах. Итальянский композитор 19 века Джузеппе Верди для своей опере «Аида», события которой происходят в Древнем Египте, написал марш, который помогает представить победное шествие войск фараона. Фанфарные обороты мелодии звучат особенно ярко в тембре солирующей трубы.
♫ Джузеппе Верди. Марш из 2 действия оперы «Аида»
Музыка походных военных маршей тесно связана с важными событиями истории. Две мировые войны 20 века определили судьбу миллионов. Люди воевали, защищая родную землю, шли на подвиг и на смерть ради жизни на земле. В кинохронике или в старых фильмах можно увидеть, как наши прадеды прощались с близкими и отравлялись на войну. Часто это происходило под звуки духовых оркестров, которые играли походные марши.
♫ Василий Агапкин. Марш «Прощание славянки»
Когда звучат военные марши, мы сразу представляем, как маршируют солдатские полки. А вот под звуки марша, который написал в 19 в. австрийский композитор Иоганн Штраус-отец, по улицам Вены маршировала конница. Поэтому движение музыки немного отличается от обычных маршей: не 4/4, a 2/4, более частые акценты и быстрый темп. Ведь главная задача любого марша – удобство и четкость движения.
♫ Иоганн Штраус-отец. Марш Радецкого
Торжественные марши не обязательно связаны с военными парадами и часто звучат на других праздничных церемониях. Один из самых популярных классических маршей немецкий композитор 19 века Феликс Мендельсон написал для театральной постановки комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», которая заканчивается свадьбой героев. Музыка «Свадебного марша» - светлая, праздничная. Марш сопровождает торжественное шествие гостей, поэтому его темп медленнее, чем в походном марше.
|
♫ Феликс Мендельсон-Бартольди. Свадебный марш
Траурные марши тоже являются разновидностью церемониальных, ведь похороны – это тоже церемония, только печальная, скорбная. Отсюда и соответствующий характер похоронных маршей: медленный темп, минорный лад. Самый известный траурный марш написал польский композитор 19 века Фредерик Шопен. Он включил его в музыку своей Второй фортепианной сонаты, как размышление о смерти. В исполнении духового оркестра этот марш впервые прозвучал на похоронах самого Шопена.
♫ Фредерик Шопен. Похоронный марш (Соната №2 для фортепиано, 3 часть)
В классической музыке мы можем встретить марш и как отдельную концертную пьесу, и как часть более крупных произведений – сюиты, симфонии, оперы, балета. Такие марши сохраняют все особенности жанра, но имеют свой характер, связанный с замыслом композитора.
♫ Жорж Бизе. Увертюра (марш тореадора) из оперы «Кармен»
Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. В музыке сказочных маршей должн быть много неожиданного, волшебного. Бывают комические марши, марши-шутки, музыка которых строится на забавных несоответствиях основным требованиям марша.
♫ Михаил Иванович Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
♫ Сергей Сергеевич Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»
Контрольная работа по теме «Марш» ________________________________________
1. Укажи характерные особенности жанра марша:
РАЗМЕР _______________________ | ИНТОНАЦИИ ______________________________________ |
РИТМ _________________________ | ИНСТРУМЕНТЫ ___________________________________ |
2. Допиши пропущенное в названиях известных тебе маршей, именах их авторов. Укажи, к какому виду маршей они относятся. Определи, в каком порядке они звучат.
№ | Композитор | Название | Вид марша |
Василий __________________ | «__________________ славянки» | ||
____________________ Шопен | ______________________ марш (Соната №2 для ф-но, III часть) | ||
Иоганн Штраус-___________ | Марш Радецкого | ||
Феликс ____________________ | _______________________ марш | ||
Михаил _______________ | Марш ___________________ из оперы «Руслан и Людмила» |
|
3. Сегодня музыка маршей звучит в разных местах и по разным поводам, существует множество разных видов марша. Запиши виды маршевой музыки в такую таблицу:
МАРШИ в жизненных событиях (сопровождение организованного шествия людей) | МАРШИ в концертном зале (музыка для слушания, музыка в театре) |
1. В О Е Н Н Ы Е ___________________________ 2. _________________________________________ 3. _________________________________________ 4. _________________________________________ 5. _________________________________________ 6. __________________________________________ | 1. МАРШИ В ОПЕРАХ ____________________ 2. _________________________________________ 3. _________________________________________ 4. _________________________________________ 5. _________________________________________ 6. _________________________________________ |
4. В перечисленных средствах музыкальной выразительности выбери те, которые характерны для марша, и отметь плюсиком +:
Равномерный чёткий ритм с акцентами на сильных долях | |
Сложный ритмический рисунок с неравномерными акцентами | |
Размер 3/4 или 6/8 | |
Размер 2/4 или 4/4 | |
Единый темп на протяжении всего произведения | |
Постоянные смены темпа, ускорения и замедления | |
Декламационная мелодия, близкая человеческой речи | |
Мелодия с опорой на устойчивые звуки, фанфарные обороты | |
Аккордовая или гомофонно-гармоническая фактура | |
Полифоническая фактура |
5. Послушай и сравни два марша из «Детского альбома» П.И. Чайковского: «Похороны куклы» и «Марш деревянных солдатиков». Подчеркни элементы музыкального языка, благодаря которым эти марши отличаются по характеру:
Жанры в музыке
Посмотри внимательно на этот рисунок (если хочешь – можешь его раскрасить) и представь, что здесь изображён весь музыкальный мир.
Корни, глубокие и переплетающиеся – это народное
творчество, в котором, как ты уже знаешь,
много самых разных видов песен.
Ветви – музыка композиторов,
в которой тоже много разных видов
произведений: арий, романсов, опер,
сонат, симфоний, и других.
А теперь давай договоримся, что
разные виды музыкальных произведений
мы будем называть словом жанр (французское
слово genre), что означает в переводе –
«род», «вид».
Много разных жанров сложилось
в музыкальном искусстве. Самые
внимательные из вас заметили, что
одни жанры родились прямо из жизни.
Они участвовали в жизни человека и
исполнялись в определённом месте в определённое время.
|
Заклички – закликали весну, птиц, дождь; колыбельные – успокаивали детей; трудовые – ритмичными попевками помогали в работе; под плясовые и хороводные – двигались, танцевали, призывая таким образом добро и удачу.
Но некоторые виды музыкальных произведений, или, точнее, жанры, в практической жизни совсем вроде бы и не обязательны. Они нужны только для слушания, для эстетического восприятия, для того, чтобы через них взглянуть на себя и на мир как в зеркало. Ни плясать, ни подпевать, ни маршировать при этом не обязательно, и даже совсем не нужно, чтобы не отвлекаться.
Таких произведений для слушания очень много. Но первыми в истории музыки были, конечно, обрядовые народные песни и танцы – те, что связаны с трудовой жизнью, бытом и верованиями человека.
Поэтому эти музыкальные жанры назвали первичные (бытовые), а произведения для слушания – концертные жанры.
Можно ли на слух отличить один музыкальный жанр от другого?
Конечно! Как можно не узнать былину или спутать её с плясовой, – у них совсем разные признаки. Но иногда случается, что в произведении соединяются два и более жанров: песня и пляска – это плясовая песня, марш и песня – это песня-марш.
А ещё мы с вами научимся отличать жанры по способу исполнения: если поют – это вокальный жанр, если играют на инструменте – инструментальный, исполняют на сцене – музыкально-театральный.
Часто произведения, звучащие в концертах (концертные жанры) напоминают нам какой-либо бытовой жанр – танец, песню, марш, то есть содержат признаки первичных жанров. Очень хорошо, если вы их слышите, так как это помогает лучше понять музыкальный образ, характер, содержание музыки. В данном случае мы говорим, что это не песня, а песенность, не танец, а танцевальность, не марш, а маршевость. Кроме песни, танца, марша важно помнить и о таких исходных (первичных) типах музыкального высказывания, как речь, сигнал и звукоизобразительность.
Постарайся определить, признаки какого первичного жанра или нескольких жанров присутствуют в музыкальных примерах. Что напоминает музыка: речь, пение, какое-либо движение или какие-то реальные звуки (звукоизобразительность)?
Соедини название произведения с теми первичными жанрами, которые ты определил в этой музыке:
Э. Григ. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» ● |
● ПЕСНЯ
● ТАНЕЦ
● МАРШ
● РЕЧЬ
● ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ |
С. Прокофьев. «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта» ● | |
П.И. Чайковский. «Мама» из цикла «Детский альбом» ● | |
П.И. Чайковский. «Новая кукла» из цикла «Детский альбом» ● | |
Н. Римский-Корсаков. Тема Петушка из оперы «Золотой петушок» ● | |
МАРШ
Французское слово marche переводится как «ходьба», «движение».
В музыке марш – это жанр, который организовывает движение множества людей.
Марши сопровождают военные походы, торжественные церемонии (парады, торжества, спортивные праздники) и траурные шествия. Отсюда три основных вида – походные, церемониальные и траурные марши.
Все марши имеют такие характерные особенности:
· Размер 4/4, наиболее удобный для ходьбы (реже 2/4).
· Простой и четкий ритм аккомпанемента, который «отбивает» каждую четверть и подчеркивает сильные доли.
· Пунктирный ритм ( или ), как бы «подталкивающий» движение.
· Четкое деление на равные отрезки, как правило по 4 или по 8 тактов. Такое строение называется квадратным.
· Особый тип интонаций – восходящая кварта, ходы по звукам трезвучия, которые называют фанфарными.
Марши существовали уже в древних государствах. Итальянский композитор 19 века Джузеппе Верди для своей опере «Аида», события которой происходят в Древнем Египте, написал марш, который помогает представить победное шествие войск фараона. Фанфарные обороты мелодии звучат особенно ярко в тембре солирующей трубы.
♫ Джузеппе Верди. Марш из 2 действия оперы «Аида»
Музыка походных военных маршей тесно связана с важными событиями истории. Две мировые войны 20 века определили судьбу миллионов. Люди воевали, защищая родную землю, шли на подвиг и на смерть ради жизни на земле. В кинохронике или в старых фильмах можно увидеть, как наши прадеды прощались с близкими и отравлялись на войну. Часто это происходило под звуки духовых оркестров, которые играли походные марши.
♫ Василий Агапкин. Марш «Прощание славянки»
Когда звучат военные марши, мы сразу представляем, как маршируют солдатские полки. А вот под звуки марша, который написал в 19 в. австрийский композитор Иоганн Штраус-отец, по улицам Вены маршировала конница. Поэтому движение музыки немного отличается от обычных маршей: не 4/4, a 2/4, более частые акценты и быстрый темп. Ведь главная задача любого марша – удобство и четкость движения.
♫ Иоганн Штраус-отец. Марш Радецкого
Торжественные марши не обязательно связаны с военными парадами и часто звучат на других праздничных церемониях. Один из самых популярных классических маршей немецкий композитор 19 века Феликс Мендельсон написал для театральной постановки комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», которая заканчивается свадьбой героев. Музыка «Свадебного марша» - светлая, праздничная. Марш сопровождает торжественное шествие гостей, поэтому его темп медленнее, чем в походном марше.
♫ Феликс Мендельсон-Бартольди. Свадебный марш
Траурные марши тоже являются разновидностью церемониальных, ведь похороны – это тоже церемония, только печальная, скорбная. Отсюда и соответствующий характер похоронных маршей: медленный темп, минорный лад. Самый известный траурный марш написал польский композитор 19 века Фредерик Шопен. Он включил его в музыку своей Второй фортепианной сонаты, как размышление о смерти. В исполнении духового оркестра этот марш впервые прозвучал на похоронах самого Шопена.
♫ Фредерик Шопен. Похоронный марш (Соната №2 для фортепиано, 3 часть)
В классической музыке мы можем встретить марш и как отдельную концертную пьесу, и как часть более крупных произведений – сюиты, симфонии, оперы, балета. Такие марши сохраняют все особенности жанра, но имеют свой характер, связанный с замыслом композитора.
♫ Жорж Бизе. Увертюра (марш тореадора) из оперы «Кармен»
Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. В музыке сказочных маршей должн быть много неожиданного, волшебного. Бывают комические марши, марши-шутки, музыка которых строится на забавных несоответствиях основным требованиям марша.
♫ Михаил Иванович Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
♫ Сергей Сергеевич Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»
Контрольная работа по теме «Марш» ________________________________________
1. Укажи характерные особенности жанра марша:
РАЗМЕР _______________________ | ИНТОНАЦИИ ______________________________________ |
РИТМ _________________________ | ИНСТРУМЕНТЫ ___________________________________ |
2. Допиши пропущенное в названиях известных тебе маршей, именах их авторов. Укажи, к какому виду маршей они относятся. Определи, в каком порядке они звучат.
№ | Композитор | Название | Вид марша |
Василий __________________ | «__________________ славянки» | ||
____________________ Шопен | ______________________ марш (Соната №2 для ф-но, III часть) | ||
Иоганн Штраус-___________ | Марш Радецкого | ||
Феликс ____________________ | _______________________ марш | ||
Михаил _______________ | Марш ___________________ из оперы «Руслан и Людмила» |
3. Сегодня музыка маршей звучит в разных местах и по разным поводам, существует множество разных видов марша. Запиши виды маршевой музыки в такую таблицу:
МАРШИ в жизненных событиях (сопровождение организованного шествия людей) | МАРШИ в концертном зале (музыка для слушания, музыка в театре) |
1. В О Е Н Н Ы Е ___________________________ 2. _________________________________________ 3. _________________________________________ 4. _________________________________________ 5. _________________________________________ 6. __________________________________________ | 1. МАРШИ В ОПЕРАХ ____________________ 2. _________________________________________ 3. _________________________________________ 4. _________________________________________ 5. _________________________________________ 6. _________________________________________ |
4. В перечисленных средствах музыкальной выразительности выбери те, которые характерны для марша, и отметь плюсиком +:
Равномерный чёткий ритм с акцентами на сильных долях | |
Сложный ритмический рисунок с неравномерными акцентами | |
Размер 3/4 или 6/8 | |
Размер 2/4 или 4/4 | |
Единый темп на протяжении всего произведения | |
Постоянные смены темпа, ускорения и замедления | |
Декламационная мелодия, близкая человеческой речи | |
Мелодия с опорой на устойчивые звуки, фанфарные обороты | |
Аккордовая или гомофонно-гармоническая фактура | |
Полифоническая фактура |
5. Послушай и сравни два марша из «Детского альбома» П.И. Чайковского: «Похороны куклы» и «Марш деревянных солдатиков». Подчеркни элементы музыкального языка, благодаря которым эти марши отличаются по характеру:
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!