Разные виды музыкальных произведений — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Разные виды музыкальных произведений

2021-02-05 306
Разные виды музыкальных произведений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жанры в музыке

Посмотри внимательно на этот рисунок (если хочешь – можешь его раскрасить) и представь, что здесь изображён весь музыкальный мир.

Корни, глубокие и переплетающиеся – это народное

творчество, в котором, как ты уже знаешь,

много самых разных видов песен.

Ветви – музыка композиторов,

в которой тоже много разных видов

произведений: арий, романсов, опер,

сонат, симфоний, и других.

 

А теперь давай договоримся, что

Разные виды музыкальных произведений

мы будем называть словом жанр (французское

слово genre), что означает в переводе –

«род», «вид».

 

Много разных жанров сложилось

в музыкальном искусстве. Самые

внимательные из вас заметили, что

одни жанры родились прямо из жизни.

Они участвовали в жизни человека и

исполнялись в определённом месте в определённое время.

Заклички – закликали весну, птиц, дождь; колыбельные – успокаивали детей; трудовые – ритмичными попевками помогали в работе; под плясовые и хороводные – двигались, танцевали, призывая таким образом добро и удачу.

Но некоторые виды музыкальных произведений, или, точнее, жанры, в практической жизни совсем вроде бы и не обязательны. Они нужны только для слушания, для эстетического восприятия, для того, чтобы через них взглянуть на себя и на мир как в зеркало. Ни плясать, ни подпевать, ни маршировать при этом не обязательно, и даже совсем не нужно, чтобы не отвлекаться.

Таких произведений для слушания очень много. Но первыми в истории музыки были, конечно, обрядовые народные песни и танцы – те, что связаны с трудовой жизнью, бытом и верованиями человека.

Поэтому эти музыкальные жанры назвали первичные (бытовые), а произведения для слушания – концертные жанры.

Можно ли на слух отличить один музыкальный жанр от другого?

Конечно! Как можно не узнать былину или спутать её с плясовой, – у них совсем разные признаки. Но иногда случается, что в произведении соединяются два и более жанров: песня и пляска – это плясовая песня, марш и песня – это песня-марш.

А ещё мы с вами научимся отличать жанры по способу исполнения: если поют – это вокальный жанр, если играют на инструменте – инструментальный, исполняют на сцене – музыкально-театральный.

Часто произведения, звучащие в концертах (концертные жанры) напоминают нам какой-либо бытовой жанр – танец, песню, марш, то есть содержат признаки первичных жанров. Очень хорошо, если вы их слышите, так как это помогает лучше понять музыкальный образ, характер, содержание музыки. В данном случае мы говорим, что это не песня, а песенность, не танец, а танцевальность, не марш, а маршевость. Кроме песни, танца, марша важно помнить и о таких исходных (первичных) типах музыкального высказывания, как речь, сигнал и звукоизобразительность.

 

 

Постарайся определить, признаки какого первичного жанра или нескольких жанров присутствуют в музыкальных примерах. Что напоминает музыка: речь, пение, какое-либо движение или какие-то реальные звуки (звукоизобразительность)?

Соедини название произведения с теми первичными жанрами, которые ты определил в этой музыке:

 

Э. Григ. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»                        ●

 

● ПЕСНЯ

 

● ТАНЕЦ

 

● МАРШ

 

● РЕЧЬ

 

● ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

  С. Прокофьев. «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»    ●
  П.И. Чайковский. «Мама» из цикла «Детский альбом»            ●
  П.И. Чайковский. «Новая кукла» из цикла «Детский альбом»            ●
  Н. Римский-Корсаков. Тема Петушка из оперы «Золотой петушок»         ●
 

 

 

МАРШ

Французское слово marche переводится как «ходьба», «движение».

В музыке марш – это жанр, который организовывает движение множества людей.

Марши сопровождают военные походы, торжественные церемонии (парады, торжества, спортивные праздники) и траурные шествия. Отсюда три основных вида – походные, церемониальные и траурные марши.

Все марши имеют такие характерные особенности:

· Размер 4/4, наиболее удобный для ходьбы (реже 2/4).

· Простой и четкий ритм аккомпанемента, который «отбивает» каждую четверть и подчеркивает сильные доли.

· Пунктирный ритм (          или      ), как бы «подталкивающий» движение.

· Четкое деление на равные отрезки, как правило по 4 или по 8 тактов. Такое строение называется квадратным.

· Особый тип интонаций – восходящая кварта, ходы по звукам трезвучия, которые называют фанфарными.

Марши существовали уже в древних государствах. Итальянский композитор 19 века Джузеппе Верди для своей опере «Аида», события которой происходят в Древнем Египте, написал марш, который помогает представить победное шествие войск фараона. Фанфарные обороты мелодии звучат особенно ярко в тембре солирующей трубы.

Джузеппе Верди. Марш из 2 действия оперы «Аида»

Музыка походных военных маршей тесно связана с важными событиями истории. Две мировые войны 20 века определили судьбу миллионов. Люди воевали, защищая родную землю, шли на подвиг и на смерть ради жизни на земле. В кинохронике или в старых фильмах можно увидеть, как наши прадеды прощались с близкими и отравлялись на войну. Часто это происходило под звуки духовых оркестров, которые играли походные марши. 

Василий Агапкин. Марш «Прощание славянки»

  Когда звучат военные марши, мы сразу представляем, как маршируют солдатские полки. А вот под звуки марша, который написал в 19 в. австрийский композитор Иоганн Штраус-отец, по улицам Вены маршировала конница. Поэтому движение музыки немного отличается от обычных маршей: не 4/4, a 2/4, более частые акценты и быстрый темп. Ведь главная задача любого марша – удобство и четкость движения.

Иоганн Штраус-отец. Марш Радецкого

Торжественные марши не обязательно связаны с военными парадами и часто звучат на других праздничных церемониях. Один из самых популярных классических маршей немецкий композитор 19 века Феликс Мендельсон написал для театральной постановки комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», которая заканчивается свадьбой героев. Музыка «Свадебного марша» - светлая, праздничная. Марш сопровождает торжественное шествие гостей, поэтому его темп медленнее, чем в походном марше.

Феликс Мендельсон-Бартольди. Свадебный марш

Траурные марши тоже являются разновидностью церемониальных, ведь похороны – это тоже церемония, только печальная, скорбная. Отсюда и соответствующий характер похоронных маршей: медленный темп, минорный лад. Самый известный траурный марш написал польский композитор 19 века Фредерик Шопен. Он включил его в музыку своей Второй фортепианной сонаты, как размышление о смерти. В исполнении духового оркестра этот марш впервые прозвучал на похоронах самого Шопена.

  Фредерик Шопен. Похоронный марш (Соната №2 для фортепиано, 3 часть)

В классической музыке мы можем встретить марш и как отдельную концертную пьесу, и как часть более крупных произведений – сюиты, симфонии, оперы, балета. Такие марши сохраняют все особенности жанра, но имеют свой характер, связанный с замыслом композитора.

     Жорж Бизе. Увертюра (марш тореадора) из оперы «Кармен»

Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. В музыке сказочных маршей должн быть много неожиданного, волшебного. Бывают комические марши, марши-шутки, музыка которых строится на забавных несоответствиях основным требованиям марша.

   Михаил Иванович Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

   Сергей Сергеевич Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

 

Контрольная работа по теме «Марш»                         ________________________________________          

1. Укажи характерные особенности жанра марша:

 

РАЗМЕР _______________________ ИНТОНАЦИИ ______________________________________
  РИТМ _________________________   ИНСТРУМЕНТЫ ___________________________________

 

 

2. Допиши пропущенное в названиях известных тебе маршей, именах их авторов. Укажи, к какому виду маршей они относятся. Определи, в каком порядке они звучат.

 

Композитор Название Вид марша
    Василий __________________   «__________________ славянки»  
    ____________________ Шопен   ______________________ марш (Соната №2 для ф-но, III часть)  
    Иоганн Штраус-___________   Марш Радецкого  
      Феликс ____________________   _______________________ марш  
      Михаил _______________   Марш ___________________ из оперы «Руслан и Людмила»  

 

3. Сегодня музыка маршей звучит в разных местах и по разным поводам, существует множество разных видов марша. Запиши виды маршевой музыки в такую таблицу:

 

МАРШИ в жизненных событиях (сопровождение организованного шествия людей) МАРШИ в концертном зале (музыка для слушания, музыка в театре)
  1. В О Е Н Н Ы Е ___________________________   2. _________________________________________ 3. _________________________________________   4. _________________________________________   5. _________________________________________   6. __________________________________________     1. МАРШИ В ОПЕРАХ ____________________ 2. _________________________________________   3. _________________________________________   4. _________________________________________   5. _________________________________________ 6. _________________________________________

4. В перечисленных средствах музыкальной выразительности выбери те, которые характерны для марша, и отметь плюсиком +:

 

Равномерный чёткий ритм с акцентами на сильных долях  
Сложный ритмический рисунок с неравномерными акцентами  
Размер 3/4 или 6/8  
Размер 2/4 или 4/4  
Единый темп на протяжении всего произведения  
Постоянные смены темпа, ускорения и замедления  
Декламационная мелодия, близкая человеческой речи  
Мелодия с опорой на устойчивые звуки, фанфарные обороты  
Аккордовая или гомофонно-гармоническая фактура  
Полифоническая фактура  

 

 

5. Послушай и сравни два марша из «Детского альбома» П.И. Чайковского: «Похороны куклы» и «Марш деревянных солдатиков». Подчеркни элементы музыкального языка, благодаря которым эти марши отличаются по характеру:

 

Жанры в музыке

Посмотри внимательно на этот рисунок (если хочешь – можешь его раскрасить) и представь, что здесь изображён весь музыкальный мир.

Корни, глубокие и переплетающиеся – это народное

творчество, в котором, как ты уже знаешь,

много самых разных видов песен.

Ветви – музыка композиторов,

в которой тоже много разных видов

произведений: арий, романсов, опер,

сонат, симфоний, и других.

 

А теперь давай договоримся, что

разные виды музыкальных произведений

мы будем называть словом жанр (французское

слово genre), что означает в переводе –

«род», «вид».

 

Много разных жанров сложилось

в музыкальном искусстве. Самые

внимательные из вас заметили, что

одни жанры родились прямо из жизни.

Они участвовали в жизни человека и

исполнялись в определённом месте в определённое время.

Заклички – закликали весну, птиц, дождь; колыбельные – успокаивали детей; трудовые – ритмичными попевками помогали в работе; под плясовые и хороводные – двигались, танцевали, призывая таким образом добро и удачу.

Но некоторые виды музыкальных произведений, или, точнее, жанры, в практической жизни совсем вроде бы и не обязательны. Они нужны только для слушания, для эстетического восприятия, для того, чтобы через них взглянуть на себя и на мир как в зеркало. Ни плясать, ни подпевать, ни маршировать при этом не обязательно, и даже совсем не нужно, чтобы не отвлекаться.

Таких произведений для слушания очень много. Но первыми в истории музыки были, конечно, обрядовые народные песни и танцы – те, что связаны с трудовой жизнью, бытом и верованиями человека.

Поэтому эти музыкальные жанры назвали первичные (бытовые), а произведения для слушания – концертные жанры.

Можно ли на слух отличить один музыкальный жанр от другого?

Конечно! Как можно не узнать былину или спутать её с плясовой, – у них совсем разные признаки. Но иногда случается, что в произведении соединяются два и более жанров: песня и пляска – это плясовая песня, марш и песня – это песня-марш.

А ещё мы с вами научимся отличать жанры по способу исполнения: если поют – это вокальный жанр, если играют на инструменте – инструментальный, исполняют на сцене – музыкально-театральный.

Часто произведения, звучащие в концертах (концертные жанры) напоминают нам какой-либо бытовой жанр – танец, песню, марш, то есть содержат признаки первичных жанров. Очень хорошо, если вы их слышите, так как это помогает лучше понять музыкальный образ, характер, содержание музыки. В данном случае мы говорим, что это не песня, а песенность, не танец, а танцевальность, не марш, а маршевость. Кроме песни, танца, марша важно помнить и о таких исходных (первичных) типах музыкального высказывания, как речь, сигнал и звукоизобразительность.

 

 

Постарайся определить, признаки какого первичного жанра или нескольких жанров присутствуют в музыкальных примерах. Что напоминает музыка: речь, пение, какое-либо движение или какие-то реальные звуки (звукоизобразительность)?

Соедини название произведения с теми первичными жанрами, которые ты определил в этой музыке:

 

Э. Григ. «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»                        ●

 

● ПЕСНЯ

 

● ТАНЕЦ

 

● МАРШ

 

● РЕЧЬ

 

● ЗВУКОИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

  С. Прокофьев. «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»    ●
  П.И. Чайковский. «Мама» из цикла «Детский альбом»            ●
  П.И. Чайковский. «Новая кукла» из цикла «Детский альбом»            ●
  Н. Римский-Корсаков. Тема Петушка из оперы «Золотой петушок»         ●
 

 

 

МАРШ

Французское слово marche переводится как «ходьба», «движение».

В музыке марш – это жанр, который организовывает движение множества людей.

Марши сопровождают военные походы, торжественные церемонии (парады, торжества, спортивные праздники) и траурные шествия. Отсюда три основных вида – походные, церемониальные и траурные марши.

Все марши имеют такие характерные особенности:

· Размер 4/4, наиболее удобный для ходьбы (реже 2/4).

· Простой и четкий ритм аккомпанемента, который «отбивает» каждую четверть и подчеркивает сильные доли.

· Пунктирный ритм (          или      ), как бы «подталкивающий» движение.

· Четкое деление на равные отрезки, как правило по 4 или по 8 тактов. Такое строение называется квадратным.

· Особый тип интонаций – восходящая кварта, ходы по звукам трезвучия, которые называют фанфарными.

Марши существовали уже в древних государствах. Итальянский композитор 19 века Джузеппе Верди для своей опере «Аида», события которой происходят в Древнем Египте, написал марш, который помогает представить победное шествие войск фараона. Фанфарные обороты мелодии звучат особенно ярко в тембре солирующей трубы.

Джузеппе Верди. Марш из 2 действия оперы «Аида»

Музыка походных военных маршей тесно связана с важными событиями истории. Две мировые войны 20 века определили судьбу миллионов. Люди воевали, защищая родную землю, шли на подвиг и на смерть ради жизни на земле. В кинохронике или в старых фильмах можно увидеть, как наши прадеды прощались с близкими и отравлялись на войну. Часто это происходило под звуки духовых оркестров, которые играли походные марши. 

Василий Агапкин. Марш «Прощание славянки»

  Когда звучат военные марши, мы сразу представляем, как маршируют солдатские полки. А вот под звуки марша, который написал в 19 в. австрийский композитор Иоганн Штраус-отец, по улицам Вены маршировала конница. Поэтому движение музыки немного отличается от обычных маршей: не 4/4, a 2/4, более частые акценты и быстрый темп. Ведь главная задача любого марша – удобство и четкость движения.

Иоганн Штраус-отец. Марш Радецкого

Торжественные марши не обязательно связаны с военными парадами и часто звучат на других праздничных церемониях. Один из самых популярных классических маршей немецкий композитор 19 века Феликс Мендельсон написал для театральной постановки комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», которая заканчивается свадьбой героев. Музыка «Свадебного марша» - светлая, праздничная. Марш сопровождает торжественное шествие гостей, поэтому его темп медленнее, чем в походном марше.

Феликс Мендельсон-Бартольди. Свадебный марш

Траурные марши тоже являются разновидностью церемониальных, ведь похороны – это тоже церемония, только печальная, скорбная. Отсюда и соответствующий характер похоронных маршей: медленный темп, минорный лад. Самый известный траурный марш написал польский композитор 19 века Фредерик Шопен. Он включил его в музыку своей Второй фортепианной сонаты, как размышление о смерти. В исполнении духового оркестра этот марш впервые прозвучал на похоронах самого Шопена.

  Фредерик Шопен. Похоронный марш (Соната №2 для фортепиано, 3 часть)

В классической музыке мы можем встретить марш и как отдельную концертную пьесу, и как часть более крупных произведений – сюиты, симфонии, оперы, балета. Такие марши сохраняют все особенности жанра, но имеют свой характер, связанный с замыслом композитора.

     Жорж Бизе. Увертюра (марш тореадора) из оперы «Кармен»

Иногда композиторы используют жанр марша для создания сказочных образов. В музыке сказочных маршей должн быть много неожиданного, волшебного. Бывают комические марши, марши-шутки, музыка которых строится на забавных несоответствиях основным требованиям марша.

   Михаил Иванович Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»

   Сергей Сергеевич Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»

 

Контрольная работа по теме «Марш»                         ________________________________________          

1. Укажи характерные особенности жанра марша:

 

РАЗМЕР _______________________ ИНТОНАЦИИ ______________________________________
  РИТМ _________________________   ИНСТРУМЕНТЫ ___________________________________

 

 

2. Допиши пропущенное в названиях известных тебе маршей, именах их авторов. Укажи, к какому виду маршей они относятся. Определи, в каком порядке они звучат.

 

Композитор Название Вид марша
    Василий __________________   «__________________ славянки»  
    ____________________ Шопен   ______________________ марш (Соната №2 для ф-но, III часть)  
    Иоганн Штраус-___________   Марш Радецкого  
      Феликс ____________________   _______________________ марш  
      Михаил _______________   Марш ___________________ из оперы «Руслан и Людмила»  

 

3. Сегодня музыка маршей звучит в разных местах и по разным поводам, существует множество разных видов марша. Запиши виды маршевой музыки в такую таблицу:

 

МАРШИ в жизненных событиях (сопровождение организованного шествия людей) МАРШИ в концертном зале (музыка для слушания, музыка в театре)
  1. В О Е Н Н Ы Е ___________________________   2. _________________________________________ 3. _________________________________________   4. _________________________________________   5. _________________________________________   6. __________________________________________     1. МАРШИ В ОПЕРАХ ____________________ 2. _________________________________________   3. _________________________________________   4. _________________________________________   5. _________________________________________ 6. _________________________________________

4. В перечисленных средствах музыкальной выразительности выбери те, которые характерны для марша, и отметь плюсиком +:

 

Равномерный чёткий ритм с акцентами на сильных долях  
Сложный ритмический рисунок с неравномерными акцентами  
Размер 3/4 или 6/8  
Размер 2/4 или 4/4  
Единый темп на протяжении всего произведения  
Постоянные смены темпа, ускорения и замедления  
Декламационная мелодия, близкая человеческой речи  
Мелодия с опорой на устойчивые звуки, фанфарные обороты  
Аккордовая или гомофонно-гармоническая фактура  
Полифоническая фактура  

 

 

5. Послушай и сравни два марша из «Детского альбома» П.И. Чайковского: «Похороны куклы» и «Марш деревянных солдатиков». Подчеркни элементы музыкального языка, благодаря которым эти марши отличаются по характеру:

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.075 с.