Результаты эмпирического изучения полимодального восприятия и      речевого развития у младших школьников с разным слухоречевым статусом. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Результаты эмпирического изучения полимодального восприятия и      речевого развития у младших школьников с разным слухоречевым статусом.

2021-02-01 52
Результаты эмпирического изучения полимодального восприятия и      речевого развития у младших школьников с разным слухоречевым статусом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Данные по достоверности различий, полученные при сравнении результатов по методикам для разных групп испытуемых, представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Оценка достоверности различий по результатам методик для групп с разным слухоречевым статусом.

 

Полученные результаты являются достоверно различными для диагностики уровня развития произношения, фонематического восприятия (методика Т.А. Фотековой), а также для оценки открытости или закрытости слуховой модальности (методика И.Ю. Мурашовой)

В случае с ведущей модальностью ПмВ, типом профиля ПмВ (И.Ю. Мурашова), а также типом доминирующей перцептивной модальности (С. Ефремцев) достоверность различий не была выявлена.

Данные о полимодальном восприятии младших школьников были получены с помощью адаптированного для детей с нарушением слуха младшего школьного возраста варианта методики «Диагностика полимодального восприятия у старших дошкольников» И.Ю. Мурашовой.

Сравнение двух выборок по U-критерию Манна-Уитни не выявило достоверно значимые различия в типах полимодального восприятия у детей с разным слухоречевым статусом (рис.4).

Рис. 4. Оценка достоверности различий в типах полимодального восприятия у детей с разным слухоречевым статусом.

 

Наглядная демонстрация полученный данных представлена на рисунке 5. Из них следует, что и у детей с нарушениями слуха, и у здоровых детей встречаются различные типы ведущей модальности: у детей с нарушением слуха наблюдается выраженность, в первую очередь, слуховой модальности в восприятии (20 * 2 = 40%) и тактильной (20 * 2 = 40%) и самой слабо выраженной является зрительная (10 * 2 = 20%), у детей с сохранным слухом наблюдается несколько иная ситуация, наиболее выраженной является слуховая модальность в восприятии (25 * 2 = 50%), затем зрительная модальность (15 * 2 = 30%) и наименее выраженная, как и в случае детей с нарушением слуха – тактильная модальность (10 * 2 = 20). Несмотря на то, что результаты, в целом, разнятся, значимых различий между группами выявлено не было.

Рис.5. Тип ведущей модальности полимодального восприятия (методика Мурашовой) у групп детей с разным слухоречевым статусом.

 

Такое распределение связано с тем, что ведущая модальность восприятия является индивидуально-личностной характеристикой, не зависящей от внутригрупповых факторов. Таким образом, распределение внутри групп является случайным

На следующем этапе исследования было необходимо проверить полученные результаты с помощью аналогичной методики диагностики доминирующей модальности - «Диагностика доминирующей перцептивной модальности C. Ефремцева».

Сравнение двух выборок по U-критерию Манна-Уитни также, как и в случае в первой диагностиков не выявило достоверно значимых различия в ведущем типе перцептивной модальности (рис. 6).

Рис. 6. Оценка достоверности различий в типе доминирующей перцептивной модальности у групп детей с разным слухоречевым статусом.

 

Рисунок 7 наглядно отображает отсутствие значимых различий в полученных результатах в разных группах. В нем демонстрируется тот факт, что у детей с нарушениями слуха, также как и в предыдущей диагностике (тип ведущей модальности ПмВ И.Ю. Мурашовой), результаты свидетельствуют о доминирующем (2 * 20 = 40%) положении аудиального типа перцептивной модальности (соответствует слуховой в методике И.Ю. Мурашовой), на втором месте (17,5 * 2 = 35%) – кинестетическая (тактильная у И.Ю. Мурашовой), наименее выраженной (12,5 * 2 = 25%), как и предыдущем случае, является визуальная модальность (зрительная). У детей с нормальным слухом результаты также похожи на те, который были выявлены с помощью методики И.Ю. Мурашовой. Доминирующим (27,5 * 2 = 55%) типом перцептивной модальности является аудиальная (слуховая), менее выраженной (15 * 2 = 30%) является визуальная (зрительная), и самой слабо выраженной (7,5 * 2 = 15%) является кинестетическая (тактильная) модальность. Несмотря на наличие небольших различий в результатах двух методик, в частности у детей с нарушениями слуха, в целом, методики показывают сходные результаты, что подтверждается статистически.

Рис. 7. Тип доминирующей перцептивной модальности (методика С. Ефремцева) у групп детей с разным слухоречевым статусом.

 

Данные, полученные при статистической обработке (проверке по двум критериям - Фридмана и Манна-Уитни) двух вариантов диагностики типа ведущей модальности восприятия, свидетельствуют о том, что адаптированный вариант методики И.Ю. Мурашовой «Диагностика полимодального восприятия у старших дошкольников», при использовании на младших школьниках с нарушениями слуха показывает сходные результаты с теми результатами, которые были получены с помощью валидизированной методики «Диагностика доминирующей перцептивной модальности (C. Ефремцев)». Таким образом, в своем исследовании, мы можем опираться на те результаты, которые получены с помощью адаптации методики И.Ю. Мурашовой.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.