Развитие полимодального восприятия при нормальном развитии и в условиях нарушенного слуха. — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Развитие полимодального восприятия при нормальном развитии и в условиях нарушенного слуха.

2021-02-01 50
Развитие полимодального восприятия при нормальном развитии и в условиях нарушенного слуха. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В отражении окружающего мира важнейшее значение имеет восприятие посредством зрительного анализатора. Большую часть информации об окружающей обстановки человек получает благодаря деятельности именно этого анализатора. Однако, в чувственном восприятии помимо зрения, важное значение занимают также осязание, обоняние, а также слух. Считается, что основной для человеческой деятельности функцией слуха является восприятие речи. Однако, нельзя считать данную деятельность единственной важной функцией слуха. Слуховая функция позволяет человеку значительно дополнять восприятие посредством других анализаторов. Звуковая характеристика позволяет нам различать, казалось бы, одинаковые на внешний вид предметы, кроме того, при отсутствии непосредственно объекта перед нами, мы можем опознать его по звуку. Слух позволяет нам также опознать расстояние до предмета, его приблизительный вес, его текстуру, а также его локализацию в пространстве [44].

Помимо конкретных предметов, слуховой функцией человек может познать также различные процессы и явления, происходящие в окружающей среде. Благодаря слуху, мы может объединять различные звуки в целостный звуковой образ того или иного процесса или явления, таким образом, определяя его. Также с помощью слуха мы можем определять те предметы, процессы или явления, которые на данный момент непосредственно не воспринимаются зрительно [9]

В отличие от зрительного восприятия, которое может в конкретные момент времени "выхватывать" только то, что попадает в поле зрения, слуховое восприятие же воспринимает все звуки одновременно. Таким образом, с помощью слуха, видимые объекты окружающей действительности дополняются теми, которые не попадают в поле зрения.

С помощью слуха возможен контроль деятельности различных предметов, с которыми взаимодействует человек, например, о неправильной работе автомобиля мы можем узнать по звукам (стуку, треску и другим), которые не характерны при нормальном его функционировании. Помимо контроля предметов окружающей действительности, человек способен контролировать и регулировать собственную деятельность, ориентируясь на слуховую функцию.

Для людей с нарушением слуха характерна компенсация утраченной функции с помощью деятельности других функционирующих анализаторов; зрительного, кинестетического, тактильно-вибрационного. Однако для этого необходимо развитие и перестройка данных типов восприятия.

Важной особенностью развития высших психический функций у ребенка является двойственность данного процесса. С одной стороны, созревание необходимых мозговых структур, а именно достижение ими необходимой функциональной характеристики, происходит при включении ребенка в различные виды деятельности. С другой стороны, возможность освоения различных видов деятельности зависит от уровня и качества развития мозговых структур. Таким образом, уровень и закономерности развития полимодального восприятия связаны с уровнем развития нервной системы ребенка. Особенность развития нервной системы является то, что различные мозговые структуры созревают не в одно время, а асинхронно, поэтому и психические функции также развиваются неодинаково, с накапливанием в разное время количественных и качественных характеристик [34].

Качественными характеристиками является развитие интегративной целостности иерархической организации невербально-вербального комплекса познавательных процессов, к количественным - изменение в процессе развития ребенка доминирования психических функций. В процессе развития сенсорно-перцептивной сферы у ребенка происходит последовательная смена доминирования каждой функции. Таким образом, после данной "тренировки", у ребенка устанавливается ведущая модальность, а также особенности функционирования неведущих модальностей, уровень взаимодействия сенсорно-перцептивных каналов. Из этого следует вывод, что развитие полимодального восприятия напрямую связано с уровнем развития отдельных модальностей.

В период новорожденности у детей в норме в большей степени доминируют вкусовые и обонятельные тактильные ощущения, на их основе формируется тактильно-кинестетическое восприятие. Происходит развитие зрительной и слуховой функций (рефлекторные реакции), однако взаимодействия между ними не наблюдается. На первых этапах жизни развитие ребенка с нарушением слуха отличается, в основном, только в нарушении непосредственно слуховой функции. Дети могут реагировать в основном на громкие звуки, для ответных реакций характерно большое разнообразие, но они являются в основном рефлекторными. [38]

У слышащего ребенка в возрасте двух месяцев на первый план выходит тактильно-кинестетическая система, также постепенно происходит развитие зрительной и слуховой функции. Таким образом, ближе к середине первого года жизни появляется связь между слуховыми и зрительными воздействиями. Это объясняет реакцию ребенка на появление в поле зрения матери: ее голос связывается с обликом. Также ребенок реагирует на различные звучащие предметы, что благотворно влияет на развитие у него объема воспринимаемых вещей. Для ребенка с нарушением слуха такая деятельность является невозможной. Через взаимодействие с тактильной и слуховой модальностью, на первый план выходит зрительная модальность. С трех месяцев у ребенка наступает сенситивный период развития зрительной модальности: он может различать форму, величину и цвет предметов. В связи с нарушением слуховой функции, у детей с нарушением слуха данные возможности развиваются позже [9].

Таким образом, до 2 месяцев восприятие ребенка является мономодальным, в возрасте 2-х месяцев начинается формирование мультимодального восприятия. Для этого возраста характерно восприятие информации разных модальностей, однако между ними еще нет взаимодействия. В дальнейшем происходит постепенная подготовка функций к полному взаимодействию.

Начиная с двух лет у детей активно развивается локомоторика. На первый план выходит тактильно-кинестетическая функция, подкрепляемая ощущениями, получаемыми с помощью зрительного и слухового анализатора. Появляются первые простейшие полимодальные цепи: тактильно-вибрационно-слуховая, тактильно-кинестетико-зрительная. У ребенка с нарушением слуха, в свою очередь, развитие локомоторных и статических функций задерживается. Сужается доступность пространства для органов чувств. Также появляются проблемы с развитием предметного действия, ребенок с задержкой принимает позу сидения. Возникают сложности с развитием предметности восприятия, развития восприятия пространства и восприятия предметов в пространстве, нарушается развитие процесса хватания. Ребенок не может точно дифференцировать форму и размер предметов в пространстве. Кроме того, из-за отсутствия слуховой функции, не появляется потребности в поиске объекта, который в данный момент непосредственно не предоставлен в восприятии ребенка, не формируется зрительно-слуховая ориентация в пространстве. Локализация звука в пространстве также является невозможной. Таким образом, формирование полимодального восприятия у детей с нарушением слуха является неполным по сравнению со здоровыми детьми.

К концу первого - началу второго года у ребенка начинает развиваться речевая функция. Пусковым механизмом развития речи является подражание, для которого необходимо взаимодействие трех функций: слухового, тактильно-кинестетического и зрительного восприятия. Роль слухового восприятия в данном процессе заключается в восприятии обращенных к ребенку речевых звуков, тактильно-кинестетического - при деятельности артикуляционного аппарата, зрительного - при восприятии движения губ и артикуляции говорящего. При взаимодействии с матерью, ребенку необходимо использовать взаимодействие трех систем, чтобы, с одной стороны, воспринимать обращенную речь, а с другой стороны, передавать информацию. Также при развитии речи происходит упрочнение и совершенствование механизмов мультимодального восприятия, благодаря появлению нового взаимодействия: сенсорно-перцептивной и речевой систем. Развитие речевой функции, путем увеличения словарного запаса, а в дальнейшем, освоения грамматических средств языка, а также развитие наглядного-образного мышления ведет к тому, что модальности становятся более тонкими к различению разных ощущений. Использование различных речевых конструктов в процессе практической деятельности активизирует различные модальности восприятия, а также связи между ними. На четвертом году жизни ребенок осваивает языковую знаково-символическую систему, когда различные языковые единицы (слова, словосочетания, предложения и тексты) становятся стимулами возникновения сенсорно-перцептивных ассоциативных образов. Успешность развития данных функций зависит от того, насколько ребенок включен в различные виды деятельности, в которых необходимо функционирование разных познавательных процессов. В результате, к концу четвертого года жизни на фоне вербализации сенсорно-перцептивных процессов мультимодальное восприятие преобразуется в полимодальное, поскольку приобретает признаки высшего уровня перцептивной деятельности, совершаемой на основе механизма взаимодействия между различными анализаторами.

У детей с нарушением слуха речевое развитие имеет качественно иной характер. Особенностью освоения языка детьми с нарушением слуха является одновременно усвоение сразу несколькими видами речи - словесной и жестовой. Словесной речью дети с нарушением слуха напрямую овладеть не могут. Для развития речевой функции такого ребенка необходимо специально организованное обучение. Дети овладевают речью опираясь на зрительную функцию, которая подкрепляется тактильно-кинестетическими ощущениями. У ребенка с нарушением слуха нет возможности улавливать интонационно - выразительные средства речи, подражать речи взрослых, ориентируясь на слуховые образцы, как у слышащих детей [44].

Речевая функция у детей с нарушением слуха формируется в различных видах деятельности. При формировании речи происходит развитие сразу в двух направлениях - развитие импрессивной речи, то есть зрительного, слухозрительного и слухового восприятия, а также развитие экспрессивной речи, то есть письмо, собственно речь и жестикуляция. Первичным у детей с нарушением речи, в отличие от слышащих детей, является зрительное восприятие, которое подкрепляется тактильно-кинестетическими ощущениями, такими как артикуляция, жестикулирование и письмо. Соотношение "предмет, действие - слово" у ребенка с нарушением слуха происходит путем соотнесения зрительного восприятия слова на табличке (сначала таблички - ее формы, размера, цвета, затем первой букве слова и в итоге всего слова) с самими предметами или действиями. Если у слышащих детей чтение - деятельность, являющаяся производной составляющей устной речи, в которой графические символы преобразовываются в речевые звуки, то для ребенка с нарушением слуха такая деятельность является основой для формирования речи. У большинства детей в дальнейшем восприятие речи осуществляется за счет зрительного и тактильно-кинестетического восприятия ввиду полного или частичного отсутствия слуховой функции.

Для слышащих детей освоение различных средств грамматического оформления речевых высказываний ведет к активному развитию слухоречевого восприятия. Для детей с нарушением слуха использование данных средств является ограниченным. Для них характерен иной порядок анализа речевого материала. Если слышащий ребенок при восприятии слова, благодаря слуху, схватывает сначала целостный образ слова, а затем уже делит его на слоги и фонемы, то у глухого ребенка этот процесс движется в обратном направлении. Опираясь на зрительную функцию, он сначала схватывает образ отдельных фонем, затем образ слогов, а в конце уже целостный образ слова. Поэтому происходит перестройка отношений речедвигательных компонентов и зрительного восприятия [44].

Ограниченные возможности речевого общения также влияют и на развитие умения грамматического оформления речи. Обобщение в речи ребенка с нарушением слуха появляются позже, чем у детей с сохранным слухом, так как речь с глухих детей соотнесена с конкретными образами восприятия. На ранних этапах у детей с нарушением слуха часто встречаются ошибки в частях речи, ошибки при использовании местоимений и предлогов, неправильное использование суффиксов [49].

Такие особенности речевого развития детей с нарушением слуха приводят к недостаточной вербализации сенсорно-перцептивных процессов, межанализаторное взаимодействие формируется с задержкой, таким образом, переход от мультимодального восприятия к полимодальному является затрудненным и замедленным.

Еще одной важной особенностью связи речевой функции с полимодальным восприятием является ее обоюдный характер взаимодействия. С одной стороны, развитие речи ведет к развитию и различных видов восприятия, что оказывает положительное влияние на совершенствование функционирования полимодального восприятия, делая его более дифференцированным к различным ощущениям. С другой стороны, в литературе существуют данные о том, что само полимодальное восприятие может оказывает воздействие на развитие речевой функции.

В формирование слова как элемента второй сигнальной системы участвуют несколько образований:

1. Система нервных клеток слухового анализатора, который воспринимает звучащие слова;

2. Системы клеток кинестетической системы речевого аппарата;

3. Системы клеток других анализаторов, участвующих в формировании образного компонента слова [54].

Таким образом, можно заключить, что в процессе формирования слова участвует не только непосредственно речевая функция, в ней также присутствует деятельность других анализаторов, то есть, для освоения ребенком родного языка необходим определенный уровень развития других анализаторов, а также высокий уровень функциональной связи между ними.

Экспериментальным путем было выявлено, что восприятие фонетической структуры речи происходит значительно успешнее при совместном использование нескольких различных анализаторов. Данные эксперименты проводились с группой глухих, потеря слуха которых составляла 90 Дб. Таким детям предлагалось воспринимать предъявляемый им материал только зрительным путем (чтение с губ), затем только с помощью слуха (с звуковым аппаратом), а затем слухозрительно. Результаты показали, что если восприятие речи только на слух было невозможным, то использование сразу двух анализаторов (слуха и зрения) значительно повышало степень понимания и разборчивости в восприятии речи. Такие же результаты были выявлены у детей с ослабленным слухом. Особенностью такого полимодального восприятия речи состоит в том, что различные анализаторы взаимно компенсируют друг друга. Те компоненты речи, которые ребенок может слышать, воспринимаются более уверенно, а те, которые ребенок не может услышать, лучше воспринимаются зрительно. Те же звуки, которые недоступны или малодоступны для зрительного восприятия, также могут быть восприняты на слух. Например, повышение или понижение голоса, которое невозможно уловить зрительно, с помощью слухового или кохлеарного аппарата могут быть восприняты на слух. А пары букв, которые из-за схожего звучания тяжело воспринять на слух, вполне могут быть дифференцированы с помощью зрения. Таким же образом было выявлено, что если чтение с губ дополнить тактильным восприятием с помощью телетактора (клавишный прибор, позволяющий слепоглухому человеку общаться со слышащим), то успешность понимания обращенной речи повышается в разы [44].

В дальнейшем у здоровых детей происходит совершенствование всех трех модальностей, а также постепенная индивидуализация полимодального восприятия: происходит выделение ведущей модальности, а также развитие и структурирование неведущих модальностей для адекватного восприятия поступающей информации. Важным аспектом является то, что процесс индивидуализации полимодального восприятия является субъективным и связан со индивидуальными сроками и темпами психического развития ребенка [35].

В старшем дошкольном - младшем школьном возрасте полимодальное восприятие у детей совершенствуется и окончательно формируется: устанавливается интегративная целостность приема и переработки информации, что становится возможным благодаря достаточному уровню развития отдельных структурных элементов и их функциональных взаимосвязей.

У детей с нарушением слуха данное созревание происходит позже, так как развитие отдельных видов восприятия у таких детей является замедленным.

В младшем школьном возрасте, при направленном развитии слухового восприятия у детей с нарушением слуха в условиях специального обучения, происходит развитие полисенсорного восприятия. Одной из важнейших положений развития слухового восприятия является то, что развивающееся в процессе специального обучения восприятие детьми с нарушением слуха речи на слух создает полисенсорную основу для формирования, развития и коррекции устной речи. Основными задачами при развитии слухового восприятия являются:

· развитие способности воспринимать речевой материал исключительно на слух, без участия зрения;

· создание слухозрительной основы для восприятия устной речи;

· совершествование навыка активной речевой деятельности;

· обогащение представлений детей с нарушением слуха о неречевых звуках окружающей среды, в том числе музыки [49].

Таким образом, развитие нарушенной слуховой функции на основании слухового резерва, активизирующегося при систематических тренировках, ведет к развитию полимодального восприятия, в функционирование которого включается новая, развивающаяся модальность.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.