Понятие полимодального восприятия в отечественной и зарубежной литературе. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Понятие полимодального восприятия в отечественной и зарубежной литературе.

2021-02-01 128
Понятие полимодального восприятия в отечественной и зарубежной литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Актуальность данной темы обусловлена теми особенностями психического развития лиц с нарушениями слуха, которые оказывают влияние на развитие полимодального восприятия. Полимодальное восприятие представляет собой индивидуализированный способ восприятия информации, который обеспечивается взаимодействием доминантной и субдоминантной модальностями для создания полноценного полимодального образа действительности. Развитие данного типа восприятия связано, в первую очередь, с уровнем развития и сохранности функциональных систем. Таким образом, в случае детей с нарушениями слуха, поврежденная слуховая функция оказывает пагубное влияние как на развитие отдельных модальностей восприятия, их функциональных связей, так и на развитие полимодального восприятия в целом.

Необходимость использования полимодального восприятия в нашей жизни обусловлена тем, что полимодальность обеспечивает адекватное и полное отражение окружающего мира. Без полноценно функционирующего восприятия ребенком с нарушением слуха, окружающий мир отражается фрагментарно. Особенно важным является то обстоятельство, что уровень развития полимодального восприятия напрямую влияет на эффективность обучения ребенка. Эффективность обучения во многих аспектах связана с тем, как человеком воспринимается поступающая из окружающего мира информация, то есть, тем, насколько у него развита познавательная деятельность. Очевидно, что информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся, она структурирует процесс обучения через его компоненты — деятельность учителя и деятельность ученика. Таким образом, основанием для дифференциации обучения является способ передачи педагогом информации, а также способ восприятия этой информации обучающимся. Среди источников информации в учебном процессе можно выделить 4 основных: звук, изображение, двигательное действие либо их совокупность. Поэтому принято выделять 3 основных модальности восприятия: слуховую, зрительную и тактильно-кинестетическую. Для детей с нарушениями слуха способ представления слуховой информации является не эффективным, то есть обучение такого ребенка становится также фрагментарным.

В младшем школьном возрасте в норме полимодальное восприятие уже сформировано и продолжает совершенствоваться. К данному возрасту у ребенка уже выделены доминантные и субдоминантные модальности, а также сформированы функциональные связи между ними. В связи с этим, становится возможным диагностика как ведущего, там и субдоминантного типа восприятия для успешной корректировки способа предъявления учебного материала. Однако, данные особенности применимы только к детям с нормальными темпами психического развития. Для детей с нарушениями слуха данные сроки являются смещенными в сторону задержки. До сих пор является мало изученной тема развития полимодального восприятия у детей депривированных по слуху. В основном в проблеме восприятия детьми с нарушением слуха рассматриваются исключительно различные модальности; вопросы, связанные с функциональной связью разных модальностей в восприятии описаны лишь поверхностно. Вопросами развития восприятия у детей с нарушением слуха занимались такие ученые как И.М. Соловьев, Т.Г. Богданова, Т.В. Розанова, Е.Г. Речицкая и другие. Еще менее изученным является вопрос, касающийся доминантной и субдоминантной модальности, а также связями между ними у детей с нарушением слуха.

В настоящее время особенностью обучения детей с нарушениями слуха является то, что учебный материал запрещено предъявлять или объяснять с помощью жестового языка. Воспринимать учебный материал дети могут либо при помощи чтения с губ, либо с помощью остаточного слуха (с использование слухового аппарата) Таким образом, данное исследование направлено на решение важного вопроса - насколько в действительности обучающиеся младшие школьники с нарушениями слуха имеют возможность использования слухового и слухозрительного восприятия в рамках образовательного процесса.

Цель работы: изучить особенности полимодального восприятия у младших школьников с нарушениями слуха и описать доминантные и субдоминантные модальности, характерные для их восприятия; оценить связь уровня речевого развития с уровнем развития полимодального восприятия

Объект исследования – полимодальное восприятие и уровень речевого развития младших школьников.

Предмет исследования – доминантная и субдоминантая модальность в восприятии младших школьников с нарушениями слуха.

Гипотеза исследования:

· уровень развития полимодального восприятия у младших школьников с нарушением слуха имеет достоверные и существенные отличия от уровня развития ПмВ у их сверстников с сохранным слухом.

· у младших школьников с нарушением слуха слуховая модальность является закрытой, то есть, практически не используется при восприятии.

· уровень речевого развития у младших школьников с нарушением слуха связан с уровнем развития полимодального восприятия.

В соответствии с целью определялись задачи исследования:

1. Провести анализ зарубежной и отечественной теоретической литературы с целью выявления состояния изучаемой проблемы;

2. Экспериментальным путем выявить уровень развития полимодального восприятия и речевого развития младших школьников с нарушениями слуха; изучить ведущие и закрытые (прикрытые) модальности в восприятии у детей;

3. Сравнить полученные данные с аналогичными показателями групп младших школьников с сохранным слухом;

4. Сделать выводы о состоянии развития полимодального восприятия, а также ее связи с речевым развитием у младших школьников с нарушением слуха, а также выявить различия по данным признакам у контрольной и экспериментальной группы;

5. Провести валидизацию адаптированной методики для диагностики полимодального восприятия у детей с нарушениями слуха.

Научная новизна данного исследования заключается в возможности использования полученных экспериментальных данных при работе с детьми с нарушениями слуха в рамках образовательного процесса.  Результаты данного исследования позволяют более дифференцированно рассмотреть проблему обучаемости детей с нарушением слуха с точки зрения восприятия ими учебного материала.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты данного исследования дополняют знания в специальной психологии по проблеме восприятия лицами с нарушениями слуха различных типов информации, а также по проблеме полимодального восприятия в целом. Полученные данные, в практическом плане, могут поспособствовать созданию более углубленных и индивидуализированных учебных и коррекционно-развивающих программ для детей с нарушениями слуха.

Методы исследования, использованные в работе:

· психодиагностический (тестирование);

· методы количественной (статистический анализ) и качественной обработки материала.

  Положения, выносимые на защиту:

· Развитие полимодального восприятия у детей с нарушением слуха характеризуется отставанием по сравнению со слышащими сверстниками;

· Полимодальное восприятие у детей с нарушением слуха отличается дисгармоничностью, а также наличием закрытых модальностей по сравнению с детьми с сохранным слухом;

· Уровень речевого развития напрямую влияет на предпочитаемый ребенком тип ведущей модальности восприятия.

Научно-исследовательская база. Данное исследование было проведено на базе ГБПОУ "Технологический колледж № 21". Школа для обучающихся с ОВЗ по слуху и ГБПОУ "Технологический колледж № 21". Школа общего образования.

Структура исследования.

Данная работа состоит из введения, 3 глав (1 глава - обзор научной литературы по теме, 2 глава - контингент исследования, описание диагностических материалов, используемых в экспериментальном исследовании, 3 глава - результаты диагностики, выводы по результатам исследования), заключения, списка использованных источников и приложений.

 


·

Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения полимодального вос­приятия младших школьников с нарушениями слуха.

Таблица 1. Информация об экспериментальной группе

ФИО Пол Возраст № диагноза Диагноз
Симанов М.А. м 9 лет 9 мес. 3 Нейросенсорная тугоухость 3 степени
Тимофеева М.Д. ж 10 лет 1 мес. 2 Сенсоневральная тугоухость 3 степен
Андреева Е.М. ж 9 лет 10 мес. 4 Состояние после К.И.
Реброва Е.Г, ж 10 лет 5 мес. 3 Нейросенсорная тугоухость 3 степени
Поликанов В.Н. м 9 лет 8 мес. 2 Сенсоневральная тугоухость 3 степен
Кукушкин М.Д. м 9 лет 8 мес. 2 Сенсоневральная тугоухость 3 степен
Егорова М.А. ж 10 лет 2 мес. 6 Глухота на одно ухо
Лазарева М.Т. ж 10 лет 4 мес. 4 Состояние после К.И.
Тонкачев А.И. м 9 лет 11 мес. 4 Состояние после К.И.
Маслова Д.С. ж 10 лет 3 мес. 5 Двухсторонняя глухота с остатками слуха
Юдина К.Р. ж 9 лет 8 мес. 2 Сенсоневральная тугоухость 3 степен
Мазникова Ю.Н. ж 9 лет 7 мес. 4 Состояние после К.И.
Чуксина Г.М. ж 10 лет 4 мес. 6 Глухота на одно ухо
Ремнева И.К. ж 9 лет 8 мес. 6 Глухота на одно ухо
Сухлецов В.А. м 9 лет 10 мес. 3 Нейросенсорная тугоухость 3 степени
Иванцова Н.Т. ж 9 лет 9 мес. 2 Сенсоневральная тугоухость 3 степен
Гольсков А.М. м 9 лет 9 мес. 2 Сенсоневральная тугоухость 3 степен
Шевцов А.Р. м 10 лет 2 мес. 2 Сенсоневральная тугоухость 3 степен
Ковалев К.Б. м 10 лет 1 мес. 5 Двухсторонняя глухота с остатками слуха
Сухин И.С. м 10 лет 2 мес. 2 Сенсоневральная тугоухость 3 степен

 

Таблица 2. Информация о контрольной группе

ФИО Пол Возраст № диагноза Диагноз
Акын Т.С. м 10 лет 3 мес. 1 Нормальный слух
Бутуровкин А.М. м 10 лет 1 мес. 1 Нормальный слух
Войтов М.С. м 10 лет 7 мес. 1 Нормальный слух
Годунова Д.С, ж 9 лет 10 мес. 1 Нормальный слух
Григорьев Б.Д. м 10 лет 1 мес. 1 Нормальный слух
Долгополов Е.И. м 10 лет 2 мес. 1 Нормальный слух
Карпухин В.М. м 10 лет 1 мес. 1 Нормальный слух
Кернер М.В. ж 9 лет 3 мес. 1 Нормальный слух
Копрянцев К.С. м 10 лет 2 мес. 1 Нормальный слух
Корольков С.В. м 10 лет 4 мес. 1 Нормальный слух
Корчу Д.Л. ж 9 лет 5 мес. 1 Нормальный слух
Мельникова П.А. ж 10 лет 3 мес. 1 Нормальный слух
Морозов А.А. м 10 лет 3 мес. 1 Нормальный слух
Назарова Н.А. ж 10 лет 3 мес. 1 Нормальный слух
Обравит Н.Г. ж 9 лет 10 мес. 1 Нормальный слух
Орловская Е.К. ж 9 лет 8 мес. 1 Нормальный слух
Ртищев Д.М. м 10 лет 1 мес. 1 Нормальный слух
Сусликова К.М. ж 9 лет 8 мес. 1 Нормальный слух
Турукина П.М. ж 9 лет 2 мес. 1 Нормальный слух
Умнов А.С. м 10 лет 7 мес. 1 Нормальный слух

 

С каждым из детей с нарушениями слуха проводятся индивидуальные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия, а также речевого произношения. Также в рамках таких занятий проводится работа с экраном, то есть, педагог, используя специальную табличку, прикрывает рот для того, чтобы дети не могли видеть артикуляционных движений и разбирали речь, опираясь только на слух. Кроме того, на занятиях для детей адаптируются тексты, в рамках чтения таких текстов над словами ставятся ударения и другие аспекты орфоэпии (в тексте написано “что” – над буквами “чт” стоит буква “ш”). На уроках с учащимися проводится закрепление звуков, которые были пройдены на занятиях с сурдопедагогом. Также, на уроках составляются фразы, учащиеся учатся писать изложения. С детьми проводятся специальные уроки по развитию речи.

Таблица 3. Корреляционный анализ. Группа: Дети с нарушениями слуха.

 

 

Ведущая модальность ПмВ (Мурашова) Закрытость или прикрытость слуховой модальности Тип профиля ПмВ Тип доминирующей перцептивной модальности (Ефремцев C.) Проверка состояния фонематического восприятия Звукопроизношение

Ведущая модальность ПмВ (Мурашова)

Коэф. корреляции  

,783**

,820**

,904**

-,491*

-0,366

Знач. (двухсторонняя)

 

0,000

0,000

0,000

0,028

0,112

Тип профиля ПмВ

Коэф. корреляции

,820**

,734**

 

,688**

-,584**

-,476*

Знач. (двухсторонняя)

0,000

0,000

 

0,001

0,007

0,034

Звукопроизношение

Коэф. корреляции

-0,366

-,472*

-,476*

-0,241

,896**

  Знач. (двухсторонняя)

0,112

0,036

0,034

0,305

0,000

 

 

Из таблицы следует, что существует прямая зависимость между:

1. Результатами отдельных измерений адаптированной для детей с нарушением слуха младшего школьного возраста варианта методики «Диагностика полимодального восприятия у старших дошкольников» И.Ю. Мурашовой: «Ведущая модальность восприятия», «состояние слуховой модальности», «тип профиля полимодального восприятия»;

2. Результатами по шкале «Ведущая модальность восприятия» из диагностики И.Ю. Мурашовой и результатами по диагностике типа доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева;

3. Результатами отдельного показания «Состояние слуховой модальности» шкалы «Закрытая – открытая модальность» из диагностики И.Ю. Мурашовой и результатами по диагностике типа доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева;

4. Результатами по шкале «Тип профиля полимодального восприятия» из диагностики И.Ю. Мурашовой и результатами по диагностике типа доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева;

5. Результатами диагностики состояния фонематического восприятия (Т.А. Фотекова) и результатами диагностики звукопроизношения (Т.А. Фотекова).

Обратная корреляционная зависимость выявлена между:

1. Результатами диагностики состояния фонематического восприятия (Т.А. Фотекова) и результатами по шкале «Ведущая модальность восприятия» из диагностики И.Ю. Мурашовой;

2. Результатами диагностики состояния фонематического восприятия (Т.А. Фотекова) и результатами по шкале «Закрытость или прикрытость слуховой модальности» из диагностики И.Ю. Мурашовой;

3. Результатами диагностики состояния фонематического восприятия (Т.А. Фотекова) и результатами по шкале «Тип профиля полимодального восприятия» из диагностики И.Ю. Мурашовой;

4. Результатами диагностики состояния фонематического восприятия (Т.А. Фотекова) и результатами отдельного показания «Состояние слуховой модальности» шкалы «Закрытая – открытая модальность» из диагностики И.Ю. Мурашовой;

5. Результатами диагностики уровня звукопроизношения (Т.А. Фотекова) и результатами отдельного показания «Состояние слуховой модальности» шкалы «Закрытая – открытая модальность» из диагностики И.Ю. Мурашовой;

6. Результатами диагностики уровня звукопроизношения (Т.А. Фотекова) и результатами по шкале «Тип профиля полимодального восприятия» из диагностики И.Ю. Мурашовой.

Таблица 4. Корреляционный анализ. Группа: Дети с нормальным

Слухоречевым развитием

    Ведущая модальность ПмВ (Мурашова) Закрытость или прикрытость слуховой модальности Тип профиля ПмВ Тип доминирующей перцептивной модальности (Ефремцев C.) Проверка состояния фонематического восприятия Звукопроизношение

Ведущая модальность ПмВ (Мурашова)

Коэф. корреляции  

,503*

,503*

,618**

0,279

0,323

Знач. (двухсторонняя)

 

0,024

0,024

0,004

0,233

0,164

Тип профиля ПмВ

Коэф. корреляции

,503*

,608**

 

,447*

0,179

0,355

Знач. (двухсторонняя)

0,024

0,004

 

0,048

0,451

0,124

Звукопроизношение

Коэф. корреляции

0,323

0,208

0,355

0,005

-0,286

  Знач. (двухсторонняя)

0,164

0,378

0,124

0,982

0,222

 

 

Из таблицы следует, что существует прямая зависимость между:

1. Результатами отдельных измерений адаптированной для детей с младшего школьного возраста варианта методики «Диагностика полимодального восприятия у старших дошкольников» И.Ю. Мурашовой: «Ведущая модальность восприятия», «состояние слуховой модальности», «тип профиля полимодального восприятия»;

2. Результатами по шкале «Ведущая модальность восприятия» из диагностики И.Ю. Мурашовой и результатами по диагностике типа доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева;

3. Результатами по шкале «Тип профиля полимодального восприятия» из диагностики И.Ю. Мурашовой и результатами по диагностике типа доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева;

 


 

Заключение

В данной научно-исследовательской работе проводились исследования полимодального восприятия и его взаимосвязи с характеристиками развития речи: фонематического восприятия и звукопроизношения у младших школьников с разным слухоречевым статусом.

Актуальностью и новизной данного исследования является то, что ранее у детей с нарушениями слуха полимодальное восприятие не изучалось, а также не изучались те аспекты восприятия, которые связывают его с речевым развитием.

В данной работе нами были рассмотрены теоретические вопросы, относящиеся к истории изучения полимодального восприятия, а также вопросы, связанные с развитием полимодального восприятия у детей с сохранным слухом и у детей с нарушениями слуха. Дополнительно изучались аспекты, касающиеся развития слухового восприятия в специальных коррекционных школах I и II вида.

В работе проанализирован эмпирический материал, описывающий особенности полимодального восприятия и уровень развития речи у детей с разным слухоречевым статусом с помощью 3-х диагностических средств: две методики диагностировали полимодальное восприятия у детей – первая изучала ведущий тип восприятия, состояние модальностей, а также тип профиля полимодального восприятия, вторая изучала тип доминирующей перцептивной модальности восприятия и служила для валидизации адаптированного варианта первой методики. Третья методика диагностировала уровень развития речи ребенка по двум характеристикам: уровень звукопроизношения и уровень развития фонематического восприятия. Полученные данные позволяют судить о том, что результаты слышащих детей по методикам диагностики полимодального восприятия более высокие, чем у детей с нарушением слуха. Диагностика речевого развития показала сходные результаты для этих групп детей.

Как у слышащих, так и у детей с нарушением слуха существуют проблемы в полимодальном восприятии, что характеризуется дисгармоничным типом полимодального восприятия, то есть, наличием закрытых или прикрытых модальностей.

На наш взгляд, данное явление связано, в первую очередь, с тем, что в восприятии ребенка в различных видах деятельности могут отсутствовать стимулы той или иной модальности, поэтому восприятие становится одномодальным. Кроме того, при работе с детьми с нарушениями слуха, необходимо особое внимание уделить развитию речевого и неречевого слухового восприятия ребенка, так как, по результатам данного исследования, выявлена связь между фонематическим восприятием и уровнем развития полимодального восприятия. Из этого следует, что ребенок, который не имеет возможности воспринимать речевые и неречевые стимулы не может полностью адекватно отражать то, что предъявляет ему окружающая среда.

Цель, поставленная в начале исследовательской работы, достигнута, были подтверждены гипотетические положения: 

1. о том, что уровень развития полимодального восприятия у младших школьников с нарушением слуха имеет достоверные и существенные отличия от уровня развития полимодального восприятия у их сверстников с сохранным слухом;

2. у младших школьников с нарушением слуха слуховая модальность является закрытой, то есть практически не используется при восприятии;

3. уровень речевого развития у младших школьников с нарушениями слуха связан с уровнем развития полимодального восприятия.

 


 

Выводы

1. Младшие школьники с нарушениями слуха достоверно отличаются от слышащих детей той же возрастной группы по состоянию слуховой модальности и по уровню развития отдельных характеристик уровня речевого развития.

2. Наличие связей между показателями по ведущему типу модальности, состоянию слуховой модальности, а также типа профиля полимодального восприятия может свидетельствовать о том, что при ведущей зрительной или тактильной модальности в восприятии у младших школьников, слуховая модальность, как у детей с нарушением слуха, так и детей с сохранным слухом часто является закрытой или прикрытой. Наличие хотя бы одной прикрытой или закрытой модальности характеризует тип профиля полимодального восприятия как дисгармоничный. Кроме того, дисгармоничный профиль полимодального восприятия также встречается у детей обеих групп с открытой слуховой модальностью, то есть дисгармоничный профиль по зрительной или тактильной модальности;

3. Наличие большей частоты встречаемости закрытой (прикрытой) слуховой модальности, а также дисгармоничного типа профиля полимодального восприятия у младших школьников с нарушениями слуха свидетельствует о низком уровне развития полимодального восприятия по сравнению со слышащими младшими школьниками.

4. У детей с нарушением слуха выявлена корреляционная связь между уровнем развития фонематического восприятия, а также уровнем развития звукопроизношения и такими показателями полимодального восприятия, как тип ведущей модальности, состояние слуховой модальности, а также тип профиля полимодального восприятия. Это свидетельствует о том, что низкие показатели речевого развития выявлены у тех младших школьников с нарушениями слуха, ведущим типом восприятия которых является зрительная или тактильная модальность, а слуховая модальность является закрытой, и, следовательно, тип профиля полимодального восприятия – дисгармоничный.

5. У младших школьников с сохранным слухом не выявлено связей между уровнем развития речи и показателями полимодального восприятия. Такие результаты связаны с тем, что, во-первых, у таких детей высок разброс ведущих типов модальностей, во-вторых, встречаемость закрытой слуховой модальности крайне низка, в-третьих, наличие дисгармоничного типа профиля полимодального восприятия у таких детей не связано со слуховой модальностью. Дисгармоничный тип профиля полимодального восприятия у таких детей обусловлен закрытыми (прикрытыми) зрительной или тактильной модальностями.

6. Предпринятая нами попытка доказать валидность адаптированной методики в режиме пилотного испытания оказалась успешной, т.к. результаты корреляционного анализа подтвердили сходство результатов методик, направленных на измерение аналогичных показателей - ведущего типа модальности восприятия.

 


 

Список литературы

1.  Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер с англ. Юлии Даре]. – М.: Теревинф, 2010. – 279 с.

2.  Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б.Г. Ананьев // Познавательные процессы: ощущение, восприятие. – М.: Педагогика, 1982. – С. 9-31.

3.  Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. – М, 1975. – 448с.

4.  Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.К. Анохин. – М., 1980. – 200 с.

5.  Багрова, И.Г.Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя. – М., 1990.

6.  Бандурка, Т.Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания: монография / Т.Н. Бандурка. – Иркутск: Изд-во Оттиск, 2005. – 204 с.

7.  Барабанщиков, В.А. Динамика зрительного восприятия / В.А. Барабанщиков. – М.: Наука, 1990. – 240 с.

8.  Бетелева, Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия / Т.Г. Бетелева – М.: Наука, 1983. – 175 с.

9.  Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Т.Г. Богданова. - М.: Академия, 2002. – 203 с.

10.  Бондарь, Н.Г. Педагогическая психология. Учебно-методическое пособие / Н.Г. Бондарь, А.А. Волков. – М., 2001. – 560 с.

11.  Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.

12.  Бэндлер, Р. Руководство по субмодальностям. Магия высшей практической психологии / Р. Бэндлер, У. Макдоналд. – СПб: Прайм - Еврознак, 2004. – 128 с.

13.  Валявко С.М., Усачева Л. А. Некоторые проблемы психодиагностики младших школьников с недостатками слуха // Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья. Межвузовский сборник научных статей. М, 2011. С. 24- 35

14.  Ванюхина, Г.А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / дис. канд. пед. наук: 13.00.03. / Г.А. Ванюхина – М.: РГБ, 2003. – 203 с.

15.  Венгер, Л.А. Психология: учеб. пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М., 1998. – 336 с.

16.  Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушением речи / И.Т. Власенко. – М., 1990. – 184 с.

17.  Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский – М.: Юрайт, 2017 – 359 с.

18.  Гостев, А.А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов / А.А. Гостев – М.: Институт психологии РАН, 2001.

19.  Дзятковская, Е.Н. Комплексная диагностика индивидуальных стилей регуляции / Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации) / Е.Н. Дзятковская. – Иркутск: изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. – 60 с.

20.  Запорожец, А.В. Избранные психологические труды в 2т. / А.В. Запорожец. – М., 1986.

21.  Зимняя, И.А. О смысловом восприятии речи / И.А. Зимняя // Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку. – М., МГУ. 1972. С. 22 – 32.

22.  Казанская, В.Л., Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / В.Л. Казанская, Н.Д. Шматко // Дефектология, 2002. № 5,6.

23.  Кузьмичева, Е.П.Методика развития слухового восприятия у глухих учащихся: Пособие для учителя / Е.П. Кузьмичева – М., 1991.

24.  Кузьмичева, Е.П.Развитие речевого слуха у глухих / Е.П. Кузьмичева – М., 1983.

25.  Кузьмичева, Е.П., Развитие устной речи у глухих школьников: Пособие для учителя / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевцова – М., 2001.

26.  Леве, А.Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Леве Пер.с нем. – М., 2003.

27.  Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Красанд, 2010. – 216 с.

28.  Лубовский В.И., Валявко С.М. О психодиагностическом значении тестовой инструкции // Специальное образование. 2016. № 2. С. 65- 76

29.  Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2002. – 384 с.

30.  Люблинская, А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей / А.А. Люблинская // Психология дошкольника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. С. 90 – 107.

31.  Молоткова Г.Г. Развитие слухового восприятия в подготовительном классе школы глухих: Пособие для учителей-дефектологов / Г.Г. Молоткова – Фрунзе, 1986.

32.  Молоткова Г.Г. Развитие слухового восприятия у слабослышащих детей: Пособие для учителей / Г.Г. Молоткова – Фрунзе, 1982.

33.  Морозов С.А. Особенности развития слухоречевой сферы у детей после кохлеарной имплантации / C. А. Морозов // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии. Тезисы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – М.: Изд-во «Перо», 2017. – С. 81 - 84.

34.  Мураш о ва, И.Ю. Исследование специфики полимодального восприятия у детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи / И.Ю. Мурашова // Диагностические и коррекционные аспекты социализации детей и подростков с нарушениями развития: сборник научных трудов и докладов научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых специальностей 050716 Специальная психология и 050715 Логопедия. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2009. С. 34- 42.

35.  Мурашова, И.Ю. Полимодальное восприятие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и условия его совершенствования: дис.... канд. псих. наук: 19.00.10. / Мурашова Ирина Юрьевна. - Иркутск, 2013. – 207 с.

36.  Мурашова, И.Ю. Развитие и коррекция структуры полимодального восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / И.Ю. Мурашова, В.И. Нодельман // Современные походы к содержанию медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья /Сборник научных трудов / под ред. Е.Л. Инденбаум, Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. госуд. академии образования – 2011. С. 118 – 129.

37.  Мурашова, И.Ю. Совершенствование процессов приема и переработки информации у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями / И.Ю. Мурашова // Материалы межрегиональной конференции «Трудности развития у детей: диагностика и коррекция». Часть ΙΙ. – Иркутск: гос. пед. ун-т, 2004. С. 25- 27.

38.  Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Учебник для студентов высших учебных заведений / В. С. Мухина – М.: Академия, 2012. – 460 с.

39.  Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова – М., 2001.

40.  Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». В двух частях. Часть 1 / под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 285 с.

41.  Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». В двух частях. Часть 2 / под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. —187 с.

42.  Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М., 1994. – 680 с.

43.  Плуталова, Л.А. Использование индивидуальных слуховых аппаратов глухими учащимися / Л.А. Плуталова // Межвузовский сборник «Вопросы сурдопедагогики» - М., 1990.

44.  Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева, Н.В. Яшковой, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой – М.: Советский спорт, 2006. – 501 с.

45.  Развитие школьников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности / Под ред. Е.Г. Речицкой – М., 2005.

46.  Ратанова, Т.А. Психологические основы индивидуальности / Т.А. Ратанова. – Москва – Воронеж: изд-во НПО МОДЭК, 1999. – 128 с.

47.  Рау, Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия у глухих детей / Ф.Ф. Рау // Дефектология. – 1991. - № 1. С. 81- 88.

48.  Рау, Ф.Ф., Слезина, Н.В. Устное слово. Методическое пособие / Ф.Ф. Рау, Н.В. Слезина – М.: Советский спорт, 2004. – 120 с.

49.  Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика. Учебник для вузов / Е.Г. Речицкая – М.: Владос, 2014. – С. 656 c.

50.  Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2009. – 713 с.

51.  Соловьев, И.М. Восприятие окружающей действительности и его особенности у глухонемых школьников / И.М. Соловьев // Сб. «Развитие познавательной деятельности у глухонемых детей» / под ред. И. М. Соловьева. – М.: Учпедгиз, 1957. – 387 с.

52.  Специальная психология в 2-х томах. Том 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Юрайт, 2016 – 274 с.

53.  Ухтомский, А.А. Собр. соч. / А.А. Ухтомский. – Л., 1954. Т. 4. – 221 с.

54.  Ушакова, Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. Психофизиологические механизмы речи / Т.Н. Ушакова – М.: Наука, 1979.

55.  Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"" – М., 2012.

56.  Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

57.  Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т.А. Фотекова - М.: Айрис-пресс, 2006. — 96 с.

58.  Хомская, Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. – СПб: Питер, 2005. – 496 с.

59.  Хомская, Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Е.Д. Хомская, Е.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова. – М.: Академия, 2011. – 159 с.

60.  Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения  / Н.И. Чуприкова. – М.: АО СТОЛЕТИЕ, 1997. – 192 с.

61.  Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Пособие для студентов дефектологических факультетов / Е.З. Яхнина – М., 2003.


Приложение 1

Ф.И.О

Пол

Возраст

Диагноз

Фонем

Звукпр

Зв_проц

Фонем_проц

ВемодМур

закр

ПрофПмВ

Доминмод

Уровень развития звукопроизношения

Уровень развития фонематического восприятия

Акын Т.С.

1

10

1

13,00

13,00

87

87

1

0

1

1

2

2

Бутуровкин А.М.

1

10

1

12,75

14,50

97

85

1

0


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.236 с.