Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2021-02-01 | 128 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Введение
Актуальность данной темы обусловлена теми особенностями психического развития лиц с нарушениями слуха, которые оказывают влияние на развитие полимодального восприятия. Полимодальное восприятие представляет собой индивидуализированный способ восприятия информации, который обеспечивается взаимодействием доминантной и субдоминантной модальностями для создания полноценного полимодального образа действительности. Развитие данного типа восприятия связано, в первую очередь, с уровнем развития и сохранности функциональных систем. Таким образом, в случае детей с нарушениями слуха, поврежденная слуховая функция оказывает пагубное влияние как на развитие отдельных модальностей восприятия, их функциональных связей, так и на развитие полимодального восприятия в целом.
Необходимость использования полимодального восприятия в нашей жизни обусловлена тем, что полимодальность обеспечивает адекватное и полное отражение окружающего мира. Без полноценно функционирующего восприятия ребенком с нарушением слуха, окружающий мир отражается фрагментарно. Особенно важным является то обстоятельство, что уровень развития полимодального восприятия напрямую влияет на эффективность обучения ребенка. Эффективность обучения во многих аспектах связана с тем, как человеком воспринимается поступающая из окружающего мира информация, то есть, тем, насколько у него развита познавательная деятельность. Очевидно, что информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся, она структурирует процесс обучения через его компоненты — деятельность учителя и деятельность ученика. Таким образом, основанием для дифференциации обучения является способ передачи педагогом информации, а также способ восприятия этой информации обучающимся. Среди источников информации в учебном процессе можно выделить 4 основных: звук, изображение, двигательное действие либо их совокупность. Поэтому принято выделять 3 основных модальности восприятия: слуховую, зрительную и тактильно-кинестетическую. Для детей с нарушениями слуха способ представления слуховой информации является не эффективным, то есть обучение такого ребенка становится также фрагментарным.
|
В младшем школьном возрасте в норме полимодальное восприятие уже сформировано и продолжает совершенствоваться. К данному возрасту у ребенка уже выделены доминантные и субдоминантные модальности, а также сформированы функциональные связи между ними. В связи с этим, становится возможным диагностика как ведущего, там и субдоминантного типа восприятия для успешной корректировки способа предъявления учебного материала. Однако, данные особенности применимы только к детям с нормальными темпами психического развития. Для детей с нарушениями слуха данные сроки являются смещенными в сторону задержки. До сих пор является мало изученной тема развития полимодального восприятия у детей депривированных по слуху. В основном в проблеме восприятия детьми с нарушением слуха рассматриваются исключительно различные модальности; вопросы, связанные с функциональной связью разных модальностей в восприятии описаны лишь поверхностно. Вопросами развития восприятия у детей с нарушением слуха занимались такие ученые как И.М. Соловьев, Т.Г. Богданова, Т.В. Розанова, Е.Г. Речицкая и другие. Еще менее изученным является вопрос, касающийся доминантной и субдоминантной модальности, а также связями между ними у детей с нарушением слуха.
В настоящее время особенностью обучения детей с нарушениями слуха является то, что учебный материал запрещено предъявлять или объяснять с помощью жестового языка. Воспринимать учебный материал дети могут либо при помощи чтения с губ, либо с помощью остаточного слуха (с использование слухового аппарата) Таким образом, данное исследование направлено на решение важного вопроса - насколько в действительности обучающиеся младшие школьники с нарушениями слуха имеют возможность использования слухового и слухозрительного восприятия в рамках образовательного процесса.
|
Цель работы: изучить особенности полимодального восприятия у младших школьников с нарушениями слуха и описать доминантные и субдоминантные модальности, характерные для их восприятия; оценить связь уровня речевого развития с уровнем развития полимодального восприятия
Объект исследования – полимодальное восприятие и уровень речевого развития младших школьников.
Предмет исследования – доминантная и субдоминантая модальность в восприятии младших школьников с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования:
· уровень развития полимодального восприятия у младших школьников с нарушением слуха имеет достоверные и существенные отличия от уровня развития ПмВ у их сверстников с сохранным слухом.
· у младших школьников с нарушением слуха слуховая модальность является закрытой, то есть, практически не используется при восприятии.
· уровень речевого развития у младших школьников с нарушением слуха связан с уровнем развития полимодального восприятия.
В соответствии с целью определялись задачи исследования:
1. Провести анализ зарубежной и отечественной теоретической литературы с целью выявления состояния изучаемой проблемы;
2. Экспериментальным путем выявить уровень развития полимодального восприятия и речевого развития младших школьников с нарушениями слуха; изучить ведущие и закрытые (прикрытые) модальности в восприятии у детей;
3. Сравнить полученные данные с аналогичными показателями групп младших школьников с сохранным слухом;
4. Сделать выводы о состоянии развития полимодального восприятия, а также ее связи с речевым развитием у младших школьников с нарушением слуха, а также выявить различия по данным признакам у контрольной и экспериментальной группы;
5. Провести валидизацию адаптированной методики для диагностики полимодального восприятия у детей с нарушениями слуха.
Научная новизна данного исследования заключается в возможности использования полученных экспериментальных данных при работе с детьми с нарушениями слуха в рамках образовательного процесса. Результаты данного исследования позволяют более дифференцированно рассмотреть проблему обучаемости детей с нарушением слуха с точки зрения восприятия ими учебного материала.
|
Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты данного исследования дополняют знания в специальной психологии по проблеме восприятия лицами с нарушениями слуха различных типов информации, а также по проблеме полимодального восприятия в целом. Полученные данные, в практическом плане, могут поспособствовать созданию более углубленных и индивидуализированных учебных и коррекционно-развивающих программ для детей с нарушениями слуха.
Методы исследования, использованные в работе:
· психодиагностический (тестирование);
· методы количественной (статистический анализ) и качественной обработки материала.
Положения, выносимые на защиту:
· Развитие полимодального восприятия у детей с нарушением слуха характеризуется отставанием по сравнению со слышащими сверстниками;
· Полимодальное восприятие у детей с нарушением слуха отличается дисгармоничностью, а также наличием закрытых модальностей по сравнению с детьми с сохранным слухом;
· Уровень речевого развития напрямую влияет на предпочитаемый ребенком тип ведущей модальности восприятия.
Научно-исследовательская база. Данное исследование было проведено на базе ГБПОУ "Технологический колледж № 21". Школа для обучающихся с ОВЗ по слуху и ГБПОУ "Технологический колледж № 21". Школа общего образования.
Структура исследования.
Данная работа состоит из введения, 3 глав (1 глава - обзор научной литературы по теме, 2 глава - контингент исследования, описание диагностических материалов, используемых в экспериментальном исследовании, 3 глава - результаты диагностики, выводы по результатам исследования), заключения, списка использованных источников и приложений.
·
Глава 1. Теоретические подходы к проблеме изучения полимодального восприятия младших школьников с нарушениями слуха.
|
Таблица 1. Информация об экспериментальной группе
ФИО | Пол | Возраст | № диагноза | Диагноз |
Симанов М.А. | м | 9 лет 9 мес. | 3 | Нейросенсорная тугоухость 3 степени |
Тимофеева М.Д. | ж | 10 лет 1 мес. | 2 | Сенсоневральная тугоухость 3 степен |
Андреева Е.М. | ж | 9 лет 10 мес. | 4 | Состояние после К.И. |
Реброва Е.Г, | ж | 10 лет 5 мес. | 3 | Нейросенсорная тугоухость 3 степени |
Поликанов В.Н. | м | 9 лет 8 мес. | 2 | Сенсоневральная тугоухость 3 степен |
Кукушкин М.Д. | м | 9 лет 8 мес. | 2 | Сенсоневральная тугоухость 3 степен |
Егорова М.А. | ж | 10 лет 2 мес. | 6 | Глухота на одно ухо |
Лазарева М.Т. | ж | 10 лет 4 мес. | 4 | Состояние после К.И. |
Тонкачев А.И. | м | 9 лет 11 мес. | 4 | Состояние после К.И. |
Маслова Д.С. | ж | 10 лет 3 мес. | 5 | Двухсторонняя глухота с остатками слуха |
Юдина К.Р. | ж | 9 лет 8 мес. | 2 | Сенсоневральная тугоухость 3 степен |
Мазникова Ю.Н. | ж | 9 лет 7 мес. | 4 | Состояние после К.И. |
Чуксина Г.М. | ж | 10 лет 4 мес. | 6 | Глухота на одно ухо |
Ремнева И.К. | ж | 9 лет 8 мес. | 6 | Глухота на одно ухо |
Сухлецов В.А. | м | 9 лет 10 мес. | 3 | Нейросенсорная тугоухость 3 степени |
Иванцова Н.Т. | ж | 9 лет 9 мес. | 2 | Сенсоневральная тугоухость 3 степен |
Гольсков А.М. | м | 9 лет 9 мес. | 2 | Сенсоневральная тугоухость 3 степен |
Шевцов А.Р. | м | 10 лет 2 мес. | 2 | Сенсоневральная тугоухость 3 степен |
Ковалев К.Б. | м | 10 лет 1 мес. | 5 | Двухсторонняя глухота с остатками слуха |
Сухин И.С. | м | 10 лет 2 мес. | 2 | Сенсоневральная тугоухость 3 степен |
Таблица 2. Информация о контрольной группе
ФИО | Пол | Возраст | № диагноза | Диагноз |
Акын Т.С. | м | 10 лет 3 мес. | 1 | Нормальный слух |
Бутуровкин А.М. | м | 10 лет 1 мес. | 1 | Нормальный слух |
Войтов М.С. | м | 10 лет 7 мес. | 1 | Нормальный слух |
Годунова Д.С, | ж | 9 лет 10 мес. | 1 | Нормальный слух |
Григорьев Б.Д. | м | 10 лет 1 мес. | 1 | Нормальный слух |
Долгополов Е.И. | м | 10 лет 2 мес. | 1 | Нормальный слух |
Карпухин В.М. | м | 10 лет 1 мес. | 1 | Нормальный слух |
Кернер М.В. | ж | 9 лет 3 мес. | 1 | Нормальный слух |
Копрянцев К.С. | м | 10 лет 2 мес. | 1 | Нормальный слух |
Корольков С.В. | м | 10 лет 4 мес. | 1 | Нормальный слух |
Корчу Д.Л. | ж | 9 лет 5 мес. | 1 | Нормальный слух |
Мельникова П.А. | ж | 10 лет 3 мес. | 1 | Нормальный слух |
Морозов А.А. | м | 10 лет 3 мес. | 1 | Нормальный слух |
Назарова Н.А. | ж | 10 лет 3 мес. | 1 | Нормальный слух |
Обравит Н.Г. | ж | 9 лет 10 мес. | 1 | Нормальный слух |
Орловская Е.К. | ж | 9 лет 8 мес. | 1 | Нормальный слух |
Ртищев Д.М. | м | 10 лет 1 мес. | 1 | Нормальный слух |
Сусликова К.М. | ж | 9 лет 8 мес. | 1 | Нормальный слух |
Турукина П.М. | ж | 9 лет 2 мес. | 1 | Нормальный слух |
Умнов А.С. | м | 10 лет 7 мес. | 1 | Нормальный слух |
С каждым из детей с нарушениями слуха проводятся индивидуальные занятия с сурдопедагогом по развитию слухового восприятия, а также речевого произношения. Также в рамках таких занятий проводится работа с экраном, то есть, педагог, используя специальную табличку, прикрывает рот для того, чтобы дети не могли видеть артикуляционных движений и разбирали речь, опираясь только на слух. Кроме того, на занятиях для детей адаптируются тексты, в рамках чтения таких текстов над словами ставятся ударения и другие аспекты орфоэпии (в тексте написано “что” – над буквами “чт” стоит буква “ш”). На уроках с учащимися проводится закрепление звуков, которые были пройдены на занятиях с сурдопедагогом. Также, на уроках составляются фразы, учащиеся учатся писать изложения. С детьми проводятся специальные уроки по развитию речи.
|
Таблица 3. Корреляционный анализ. Группа: Дети с нарушениями слуха.
| Ведущая модальность ПмВ (Мурашова) | Закрытость или прикрытость слуховой модальности | Тип профиля ПмВ | Тип доминирующей перцептивной модальности (Ефремцев C.) | Проверка состояния фонематического восприятия | Звукопроизношение | |
Ведущая модальность ПмВ (Мурашова) | Коэф. корреляции | ,783** | ,820** | ,904** | -,491* | -0,366 | |
Знач. (двухсторонняя) |
| 0,000 | 0,000 | 0,000 | 0,028 | 0,112 | |
Тип профиля ПмВ
,820**
,734**
,688**
-,584**
-,476*
0,000
0,000
0,001
0,007
0,034
Звукопроизношение
-0,366
-,472*
-,476*
-0,241
,896**
0,112
0,036
0,034
0,305
0,000
Из таблицы следует, что существует прямая зависимость между:
1. Результатами отдельных измерений адаптированной для детей с нарушением слуха младшего школьного возраста варианта методики «Диагностика полимодального восприятия у старших дошкольников» И.Ю. Мурашовой: «Ведущая модальность восприятия», «состояние слуховой модальности», «тип профиля полимодального восприятия»;
2. Результатами по шкале «Ведущая модальность восприятия» из диагностики И.Ю. Мурашовой и результатами по диагностике типа доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева;
3. Результатами отдельного показания «Состояние слуховой модальности» шкалы «Закрытая – открытая модальность» из диагностики И.Ю. Мурашовой и результатами по диагностике типа доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева;
4. Результатами по шкале «Тип профиля полимодального восприятия» из диагностики И.Ю. Мурашовой и результатами по диагностике типа доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева;
5. Результатами диагностики состояния фонематического восприятия (Т.А. Фотекова) и результатами диагностики звукопроизношения (Т.А. Фотекова).
Обратная корреляционная зависимость выявлена между:
1. Результатами диагностики состояния фонематического восприятия (Т.А. Фотекова) и результатами по шкале «Ведущая модальность восприятия» из диагностики И.Ю. Мурашовой;
2. Результатами диагностики состояния фонематического восприятия (Т.А. Фотекова) и результатами по шкале «Закрытость или прикрытость слуховой модальности» из диагностики И.Ю. Мурашовой;
3. Результатами диагностики состояния фонематического восприятия (Т.А. Фотекова) и результатами по шкале «Тип профиля полимодального восприятия» из диагностики И.Ю. Мурашовой;
4. Результатами диагностики состояния фонематического восприятия (Т.А. Фотекова) и результатами отдельного показания «Состояние слуховой модальности» шкалы «Закрытая – открытая модальность» из диагностики И.Ю. Мурашовой;
5. Результатами диагностики уровня звукопроизношения (Т.А. Фотекова) и результатами отдельного показания «Состояние слуховой модальности» шкалы «Закрытая – открытая модальность» из диагностики И.Ю. Мурашовой;
6. Результатами диагностики уровня звукопроизношения (Т.А. Фотекова) и результатами по шкале «Тип профиля полимодального восприятия» из диагностики И.Ю. Мурашовой.
Таблица 4. Корреляционный анализ. Группа: Дети с нормальным
Слухоречевым развитием
Ведущая модальность ПмВ (Мурашова) | Закрытость или прикрытость слуховой модальности | Тип профиля ПмВ | Тип доминирующей перцептивной модальности (Ефремцев C.) | Проверка состояния фонематического восприятия | Звукопроизношение | ||
Ведущая модальность ПмВ (Мурашова) | Коэф. корреляции | ,503* | ,503* | ,618** | 0,279 | 0,323 | |
Знач. (двухсторонняя) |
| 0,024 | 0,024 | 0,004 | 0,233 | 0,164 | |
Тип профиля ПмВ
,503*
,608**
,447*
0,179
0,355
0,024
0,004
0,048
0,451
0,124
Звукопроизношение
0,323
0,208
0,355
0,005
-0,286
0,164
0,378
0,124
0,982
0,222
Из таблицы следует, что существует прямая зависимость между:
1. Результатами отдельных измерений адаптированной для детей с младшего школьного возраста варианта методики «Диагностика полимодального восприятия у старших дошкольников» И.Ю. Мурашовой: «Ведущая модальность восприятия», «состояние слуховой модальности», «тип профиля полимодального восприятия»;
2. Результатами по шкале «Ведущая модальность восприятия» из диагностики И.Ю. Мурашовой и результатами по диагностике типа доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева;
3. Результатами по шкале «Тип профиля полимодального восприятия» из диагностики И.Ю. Мурашовой и результатами по диагностике типа доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева;
Заключение
В данной научно-исследовательской работе проводились исследования полимодального восприятия и его взаимосвязи с характеристиками развития речи: фонематического восприятия и звукопроизношения у младших школьников с разным слухоречевым статусом.
Актуальностью и новизной данного исследования является то, что ранее у детей с нарушениями слуха полимодальное восприятие не изучалось, а также не изучались те аспекты восприятия, которые связывают его с речевым развитием.
В данной работе нами были рассмотрены теоретические вопросы, относящиеся к истории изучения полимодального восприятия, а также вопросы, связанные с развитием полимодального восприятия у детей с сохранным слухом и у детей с нарушениями слуха. Дополнительно изучались аспекты, касающиеся развития слухового восприятия в специальных коррекционных школах I и II вида.
В работе проанализирован эмпирический материал, описывающий особенности полимодального восприятия и уровень развития речи у детей с разным слухоречевым статусом с помощью 3-х диагностических средств: две методики диагностировали полимодальное восприятия у детей – первая изучала ведущий тип восприятия, состояние модальностей, а также тип профиля полимодального восприятия, вторая изучала тип доминирующей перцептивной модальности восприятия и служила для валидизации адаптированного варианта первой методики. Третья методика диагностировала уровень развития речи ребенка по двум характеристикам: уровень звукопроизношения и уровень развития фонематического восприятия. Полученные данные позволяют судить о том, что результаты слышащих детей по методикам диагностики полимодального восприятия более высокие, чем у детей с нарушением слуха. Диагностика речевого развития показала сходные результаты для этих групп детей.
Как у слышащих, так и у детей с нарушением слуха существуют проблемы в полимодальном восприятии, что характеризуется дисгармоничным типом полимодального восприятия, то есть, наличием закрытых или прикрытых модальностей.
На наш взгляд, данное явление связано, в первую очередь, с тем, что в восприятии ребенка в различных видах деятельности могут отсутствовать стимулы той или иной модальности, поэтому восприятие становится одномодальным. Кроме того, при работе с детьми с нарушениями слуха, необходимо особое внимание уделить развитию речевого и неречевого слухового восприятия ребенка, так как, по результатам данного исследования, выявлена связь между фонематическим восприятием и уровнем развития полимодального восприятия. Из этого следует, что ребенок, который не имеет возможности воспринимать речевые и неречевые стимулы не может полностью адекватно отражать то, что предъявляет ему окружающая среда.
Цель, поставленная в начале исследовательской работы, достигнута, были подтверждены гипотетические положения:
1. о том, что уровень развития полимодального восприятия у младших школьников с нарушением слуха имеет достоверные и существенные отличия от уровня развития полимодального восприятия у их сверстников с сохранным слухом;
2. у младших школьников с нарушением слуха слуховая модальность является закрытой, то есть практически не используется при восприятии;
3. уровень речевого развития у младших школьников с нарушениями слуха связан с уровнем развития полимодального восприятия.
Выводы
1. Младшие школьники с нарушениями слуха достоверно отличаются от слышащих детей той же возрастной группы по состоянию слуховой модальности и по уровню развития отдельных характеристик уровня речевого развития.
2. Наличие связей между показателями по ведущему типу модальности, состоянию слуховой модальности, а также типа профиля полимодального восприятия может свидетельствовать о том, что при ведущей зрительной или тактильной модальности в восприятии у младших школьников, слуховая модальность, как у детей с нарушением слуха, так и детей с сохранным слухом часто является закрытой или прикрытой. Наличие хотя бы одной прикрытой или закрытой модальности характеризует тип профиля полимодального восприятия как дисгармоничный. Кроме того, дисгармоничный профиль полимодального восприятия также встречается у детей обеих групп с открытой слуховой модальностью, то есть дисгармоничный профиль по зрительной или тактильной модальности;
3. Наличие большей частоты встречаемости закрытой (прикрытой) слуховой модальности, а также дисгармоничного типа профиля полимодального восприятия у младших школьников с нарушениями слуха свидетельствует о низком уровне развития полимодального восприятия по сравнению со слышащими младшими школьниками.
4. У детей с нарушением слуха выявлена корреляционная связь между уровнем развития фонематического восприятия, а также уровнем развития звукопроизношения и такими показателями полимодального восприятия, как тип ведущей модальности, состояние слуховой модальности, а также тип профиля полимодального восприятия. Это свидетельствует о том, что низкие показатели речевого развития выявлены у тех младших школьников с нарушениями слуха, ведущим типом восприятия которых является зрительная или тактильная модальность, а слуховая модальность является закрытой, и, следовательно, тип профиля полимодального восприятия – дисгармоничный.
5. У младших школьников с сохранным слухом не выявлено связей между уровнем развития речи и показателями полимодального восприятия. Такие результаты связаны с тем, что, во-первых, у таких детей высок разброс ведущих типов модальностей, во-вторых, встречаемость закрытой слуховой модальности крайне низка, в-третьих, наличие дисгармоничного типа профиля полимодального восприятия у таких детей не связано со слуховой модальностью. Дисгармоничный тип профиля полимодального восприятия у таких детей обусловлен закрытыми (прикрытыми) зрительной или тактильной модальностями.
6. Предпринятая нами попытка доказать валидность адаптированной методики в режиме пилотного испытания оказалась успешной, т.к. результаты корреляционного анализа подтвердили сходство результатов методик, направленных на измерение аналогичных показателей - ведущего типа модальности восприятия.
Список литературы
1. Айрес, Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер с англ. Юлии Даре]. – М.: Теревинф, 2010. – 279 с.
2. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека / Б.Г. Ананьев // Познавательные процессы: ощущение, восприятие. – М.: Педагогика, 1982. – С. 9-31.
3. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. – М, 1975. – 448с.
4. Анохин, П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем / П.К. Анохин. – М., 1980. – 200 с.
5. Багрова, И.Г.Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух: Пособие для учителя. – М., 1990.
6. Бандурка, Т.Н. Полимодальность восприятия в обучении. Как раздвинуть границы познания: монография / Т.Н. Бандурка. – Иркутск: Изд-во Оттиск, 2005. – 204 с.
7. Барабанщиков, В.А. Динамика зрительного восприятия / В.А. Барабанщиков. – М.: Наука, 1990. – 240 с.
8. Бетелева, Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия / Т.Г. Бетелева – М.: Наука, 1983. – 175 с.
9. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Т.Г. Богданова. - М.: Академия, 2002. – 203 с.
10. Бондарь, Н.Г. Педагогическая психология. Учебно-методическое пособие / Н.Г. Бондарь, А.А. Волков. – М., 2001. – 560 с.
11. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис. – М.: Советский спорт, 2004. – 304 с.
12. Бэндлер, Р. Руководство по субмодальностям. Магия высшей практической психологии / Р. Бэндлер, У. Макдоналд. – СПб: Прайм - Еврознак, 2004. – 128 с.
13. Валявко С.М., Усачева Л. А. Некоторые проблемы психодиагностики младших школьников с недостатками слуха // Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья. Межвузовский сборник научных статей. М, 2011. С. 24- 35
14. Ванюхина, Г.А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / дис. канд. пед. наук: 13.00.03. / Г.А. Ванюхина – М.: РГБ, 2003. – 203 с.
15. Венгер, Л.А. Психология: учеб. пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М., 1998. – 336 с.
16. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушением речи / И.Т. Власенко. – М., 1990. – 184 с.
17. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский – М.: Юрайт, 2017 – 359 с.
18. Гостев, А.А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов / А.А. Гостев – М.: Институт психологии РАН, 2001.
19. Дзятковская, Е.Н. Комплексная диагностика индивидуальных стилей регуляции / Здоровье и образование (теория, диагностика, практика реабилитации) / Е.Н. Дзятковская. – Иркутск: изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 1998. – 60 с.
20. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды в 2т. / А.В. Запорожец. – М., 1986.
21. Зимняя, И.А. О смысловом восприятии речи / И.А. Зимняя // Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку. – М., МГУ. 1972. С. 22 – 32.
22. Казанская, В.Л., Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия / В.Л. Казанская, Н.Д. Шматко // Дефектология, 2002. № 5,6.
23. Кузьмичева, Е.П.Методика развития слухового восприятия у глухих учащихся: Пособие для учителя / Е.П. Кузьмичева – М., 1991.
24. Кузьмичева, Е.П.Развитие речевого слуха у глухих / Е.П. Кузьмичева – М., 1983.
25. Кузьмичева, Е.П., Развитие устной речи у глухих школьников: Пособие для учителя / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина, О.В. Шевцова – М., 2001.
26. Леве, А.Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы. Возможности / А. Леве Пер.с нем. – М., 2003.
27. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – М.: Красанд, 2010. – 216 с.
28. Лубовский В.И., Валявко С.М. О психодиагностическом значении тестовой инструкции // Специальное образование. 2016. № 2. С. 65- 76
29. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2002. – 384 с.
30. Люблинская, А.А. Роль речи в развитии зрительного восприятия у детей / А.А. Люблинская // Психология дошкольника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2000. С. 90 – 107.
31. Молоткова Г.Г. Развитие слухового восприятия в подготовительном классе школы глухих: Пособие для учителей-дефектологов / Г.Г. Молоткова – Фрунзе, 1986.
32. Молоткова Г.Г. Развитие слухового восприятия у слабослышащих детей: Пособие для учителей / Г.Г. Молоткова – Фрунзе, 1982.
33. Морозов С.А. Особенности развития слухоречевой сферы у детей после кохлеарной имплантации / C. А. Морозов // Актуальные проблемы теории и практики психологии и социологии. Тезисы III Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – М.: Изд-во «Перо», 2017. – С. 81 - 84.
34. Мураш о ва, И.Ю. Исследование специфики полимодального восприятия у детей 6 – 7 лет с общим недоразвитием речи / И.Ю. Мурашова // Диагностические и коррекционные аспекты социализации детей и подростков с нарушениями развития: сборник научных трудов и докладов научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых специальностей 050716 Специальная психология и 050715 Логопедия. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2009. С. 34- 42.
35. Мурашова, И.Ю. Полимодальное восприятие детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и условия его совершенствования: дис.... канд. псих. наук: 19.00.10. / Мурашова Ирина Юрьевна. - Иркутск, 2013. – 207 с.
36. Мурашова, И.Ю. Развитие и коррекция структуры полимодального восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / И.Ю. Мурашова, В.И. Нодельман // Современные походы к содержанию медико-психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья /Сборник научных трудов / под ред. Е.Л. Инденбаум, Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. госуд. академии образования – 2011. С. 118 – 129.
37. Мурашова, И.Ю. Совершенствование процессов приема и переработки информации у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями / И.Ю. Мурашова // Материалы межрегиональной конференции «Трудности развития у детей: диагностика и коррекция». Часть ΙΙ. – Иркутск: гос. пед. ун-т, 2004. С. 25- 27.
38. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. Учебник для студентов высших учебных заведений / В. С. Мухина – М.: Академия, 2012. – 460 с.
39. Назарова, Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха / Л.П. Назарова – М., 2001.
40. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». В двух частях. Часть 1 / под ред. Е.Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 285 с.
41. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». В двух частях. Часть 2 / под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. —187 с.
42. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. – М., 1994. – 680 с.
43. Плуталова, Л.А. Использование индивидуальных слуховых аппаратов глухими учащимися / Л.А. Плуталова // Межвузовский сборник «Вопросы сурдопедагогики» - М., 1990.
44. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева, Н.В. Яшковой, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой – М.: Советский спорт, 2006. – 501 с.
45. Развитие школьников с нарушениями слуха во внеурочной деятельности / Под ред. Е.Г. Речицкой – М., 2005.
46. Ратанова, Т.А. Психологические основы индивидуальности / Т.А. Ратанова. – Москва – Воронеж: изд-во НПО МОДЭК, 1999. – 128 с.
47. Рау, Ф.Ф. О психологических основах развития слухового восприятия у глухих детей / Ф.Ф. Рау // Дефектология. – 1991. - № 1. С. 81- 88.
48. Рау, Ф.Ф., Слезина, Н.В. Устное слово. Методическое пособие / Ф.Ф. Рау, Н.В. Слезина – М.: Советский спорт, 2004. – 120 с.
49. Речицкая, Е.Г. Сурдопедагогика. Учебник для вузов / Е.Г. Речицкая – М.: Владос, 2014. – С. 656 c.
50. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн – СПб.: Питер, 2009. – 713 с.
51. Соловьев, И.М. Восприятие окружающей действительности и его особенности у глухонемых школьников / И.М. Соловьев // Сб. «Развитие познавательной деятельности у глухонемых детей» / под ред. И. М. Соловьева. – М.: Учпедгиз, 1957. – 387 с.
52. Специальная психология в 2-х томах. Том 2. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Юрайт, 2016 – 274 с.
53. Ухтомский, А.А. Собр. соч. / А.А. Ухтомский. – Л., 1954. Т. 4. – 221 с.
54. Ушакова, Т.Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы. Психофизиологические механизмы речи / Т.Н. Ушакова – М.: Наука, 1979.
55. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 19 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"" – М., 2012.
56. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.
57. Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников: метод, пособие / Т.А. Фотекова - М.: Айрис-пресс, 2006. — 96 с.
58. Хомская, Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. – СПб: Питер, 2005. – 496 с.
59. Хомская, Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий / Е.Д. Хомская, Е.В. Ефимова, Е.В. Будыка, Е.В. Ениколопова. – М.: Академия, 2011. – 159 с.
60. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение: Психологические основы развивающего обучения / Н.И. Чуприкова. – М.: АО СТОЛЕТИЕ, 1997. – 192 с.
61. Яхнина Е.З. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха: Пособие для студентов дефектологических факультетов / Е.З. Яхнина – М., 2003.
Приложение 1
Ф.И.О | Пол | Возраст | Диагноз | Фонем | Звукпр | Зв_проц | Фонем_проц | ВемодМур | закр | ПрофПмВ | Доминмод | Уровень развития звукопроизношения | Уровень развития фонематического восприятия |
Акын Т.С. | 1 | 10 | 1 | 13,00 | 13,00 | 87 | 87 | 1 | 0 | 1 | 1 | 2 | 2 |
Бутуровкин А.М. | 1 | 10 | 1 | 12,75 | 14,50 | 97 | 85 | 1 | 0 | ||||
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!