Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Основные понятия: жизнь, открытая система, наследственность. Изменчивость. Отличительные особенности живых организмов от неживых: единый принцип организации, обмен веществ и энергии.
Особенности развития: упорядоченность. Постепенность, последовательность, реализация наследственной информации.
Знать:
Свойства живого
Уметь выделять:
Особенности развития живых организмов
Гл. 1, § 1, в. 1-3
2
Организм как биосистема.
Клетка - основная структурная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов, как доказательство их родства, единства живой природы.
Уметь:
Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.
Называть жизненные свойства клетки и положения клеточной теории.
Объяснять общность происхождения растений и животных.
§ 2 в. 1-3
3
Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.
Ассимиляция, диссимиляция, фермент.
Обмен веществ и превращение энергии – признак живых организмов. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы.
Уметь:
Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция.
Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в о\в.
Характеризовать сущность процесса о\в
§ 3 в. 1-3
4
Размножение организмов.
Размножение, бесполое и вегетативное размножение, гаметы, гермафродиты.
Половое и бесполое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Виды бесполого размножения: почкование, деление тела, спорообразование. Виды вегетативного размножения
Уметь:
Давать определение понятию размножение.
Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения.
Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.
Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.
Объяснять биологическое значение бесполого размножения.
§ 4 в. 1-3
5
Оплодотворение и его значение.
Оплодотворение, гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом.
Половое размножение растений и животных, его биологическое значение.
Половые клетки: строение и функции. Образование половых клеток (гаметогенез). Осеменение. Оплодотворение.
Уметь:
Узнавать и описывать по рисунку половые клетки.
Выделять различия мужских и женских половых клеток.
Выделять особенности бесполого и полового размножения.
Объяснять биологическое значение полового размножения, сущность и биологич значение оплодотворения.
Использовать ресурсы Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.
§ 5, рис. 4, в. 1-3
6
Развитие организмов от зарождения до смерти.
Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.
Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие.
Дробление, гаструляция, органогенез.
Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра)
Уметь:
Давать определения понятиям Оплодотворение, онтогенез, эмбриогенез.
Называть начало и окончание постэмбрионального развития, виды постэмбр развития.
Характеризовать сущность эмб и постэмбр периодов развития
Анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек.
§ 6, рис. 5-7, в. 1-3
7
Из истории развития генетики.
Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.
Уметь:
Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип
Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом.
Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости.
Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей.
§ 7, в. 1-4
8
Изменчивость признаков организмов и её типы.
Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия.
Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, геномные, хромосомные.
Вариационная кривая, изменчивость, модификация, норма реакции.
Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Характеристики модификационной изменчивости. Наследование способности проявлять признак в определенных условиях.
Уметь:
Давать определение термину изменчивость.
Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.
Анализировать содержание основных понятий.
Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов. Называть причины, обеспечивающие явление наследственности, биологическую роль хромосом, основные формы изменчивости.
Приводить примеры генных и геномных мутаций.
Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды мутаций, свойства мутаций.
§ 8, рис. 8-9, в. 1-4
9
Генетические закономерности, открытые Г. Менделем.
Гомо-,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.
Использование Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей
Правило единообразия. Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет.
Уметь:
Давать определения понятиям Гомо-,гетерозигота, доминантный и рецессивный признаки, моногибридное скрещивание.
Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.
Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.
Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, механизм неполного доминирования.
§ 9, рис. 10-11, в. 1-3
10
Дигибридное скрещивание.
Лабораторная работа №1 «Решение задач по генетике»
Комбинированный урок
Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип.
Условия проявления закона независимого наследования. Соотношения генотипов и фенотипов независимого наследования 9:3:3:1.
Закон независимого наследования.
Уметь:
Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.
Называть условия закона независимого наследования.
Анализировать содержание определений основных понятий, схему дигибридного скрещивания.
§ 10, рис. 12-13, в. 2-3
11
Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции.
Селекция.
Наследственность и изменчивость-основа искусственного отбора. Центры происхождения культурных растений.
Независимое одомашнивание близких растений в различных центрах. Учение Н.И.Вавилова о центрах.
Уметь:
Называть практическое значение генетики.
Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.
Анализировать содержание основных понятий.
Характеризовать роль учения Вавилова для развития селекции.
Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций; значение для селекционных работ закона гомологических рядов.
§ 11, в. 2-3
12
Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.
Гетеро- и гомогаметный пол, половые хролмосомы.
Наследственные заболевания, сцепленные с полом.
Расщепление фенотипа по признаку определения пола.
Закон сцепленного наследования.
Уметь:
Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом у человека
Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.
Решать простейшие генетические задачи.
§ 12, рис. 16, в. 1-4
13
Наследственные болезни человека.
Группы наследственных болезней.
Генные болезни и аномалии.
Хромосомные болезни.
Диагностика заболеваний.
Безопасность жизнедеятельности.
Уметь:
Раскрывать понятие генных болезней и аномалии:
наследование, сцепленное с полом и локализованное в X- и Y-хромосомах (дальтонизм, гемофилия).
Хромосомная болезнь – синдром Дауна. Составление родословных.
§ 13, рис. 17, в. 3-4
14
Этические аспекты медицинской генетики.
Биотехнология, штамм.
Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины,
Микробиологический синтез.
Уметь:
Давать определение термину биотехнология, штамм
Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
§ 14, в. 2-3;
15
Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследований.
Биотехнология, штамм.
Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для с.х.,медицины,
Микробиологический синтез.
Уметь:
Давать определение термину биотехнология, штамм
Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности.
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.
§ 15, рис. 18, в. 2-3
16
Решение генетических задач.
Уметь:
Решать генетические задачи
17
Вирусные заболевания.
Вирусы как возбудители заболеваний. СПИД - вирусное заболевание. Защита от вирусов.
Знать: значение вирусов в природе и жизни человека; меры профилактики вирусных заболеваний.
Уметь:
использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний.