Практическая часть программы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Практическая часть программы

2021-02-01 83
Практическая часть программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Нумерация лабораторных и практических работ дана в соответствии с последовательно­стью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

 

Лабораторные работы проводятся в соответствии с обязательным минимумом по   

выбору учителя.

Основание:

 программа авторского коллектива под руководством

 И.Н.Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ «Программы.Природоведение.Биология.Экология.».– М., изд.центр "Вентана-Граф", 2010 г.; странице 34 раздела «Особенности программ по биологии для 6-9 классов».

              Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение

                               следующих целей:

  • - освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;
  • - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
  • - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;
  • - воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
  • - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать / понимать:

• сущность биологических процессов:

- обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

Учащиеся должны уметь:

• объяснять:

- роль различных организмов в жизни человека; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

• изучать биологические объекты и процессы:

- ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать:

- на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации:

- находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

 

Содержание учебной программы:

 

Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор"

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека. Место человека в живой природе. Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.

 

       Тема 2. "Опорно-двигательная система"

Строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Первая помощь при травмах. Мышцы: их строение и значение. Работа мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

 

             Тема 3. "Кровь. Кровообращение"

Внутренняя среда организма. Значение крови и ее состав. Иммунитет. Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

 

                          Тема 4. "Дыхание"

Значение дыхания. Органы дыхания. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.

 

                     Тема 5. "Пищеварение"

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости и желудке, изменение питательных веществ в кишечнике. Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения.

 

                      Тема 6. «Обмен веществ и энергии»

            Обменные  процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

 

                         Тема 7,8. "Выделение ", " Кожа".

Строение и функции почек. Предупреждение их заболеваний. Значение кожи и ее строение. Нарушения кожных покровов и повреждения кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание.

 

                       Тема 9. "Эндокринная система"

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

 

     Тема 10,11. "Нервная система", "Органы чувств"

Значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативная нервная система. Спинной мозг. Головной мозг. Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния и вкуса.

 

                Тема 12. "Поведение и психика"

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.

 

Тема 13. "Индивидуальное развитие организма"

Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. О вреде наркогенных веществ. Психические особенности личности.

 

 

Формы и средства контроля

Учащиеся проходят промежуточную аттестацию по окончанию изучения наиболее сложных разделов и по окончании четверти. Итоговая аттестация проводится на основании четвертных оценок. Формы промежуточной и итоговой аттестации:семинарские занятия, тестирование, как основа подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Формы организации учебного процесса:

· фронтальные;

· групповые;

· индивидуально-групповые;

· практикумы;

· индивидуальные;

 

Формы контроля ЗУН:

· наблюдение;

· беседа;

· фронтальный опрос;

· индивидуальный опрос;

· тестирование;

· практикум.

· семинарские занятия

 

Оборудование и оснащение

  • Средства ИКТ: Компьютер, проектор, интерактивная доска
Класс Темы лабораторных и практических работ Необходимый минимум (в расчете 1 комплект на 2 чел.)

Класс

Изучение микроскопического строения тканей Набор микропрепаратов тканей человека - 1 (на класс) Распознавание на таблицах органов и систем органов Набор рисунков - 1 (на класс). Изучение головного мозга человека Муляжи - 1 Изучение внешнего строения костей Набор костей - 1 (на класс) Измерение роста и массы организма Весы – 1. Ростомер (в медицинском кабинете) - 1 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц Секундомер -1 Изучение микроскопического строения крови Микроскоп – 1 Микропрепарат - 1 Определение частоты дыхания Секундомер 1 Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал Пробирка – 2 чашка Петри - 1 Изучение приспособленности организмов к среде обитания Гербарий растений (коллекция) - 1 (на класс), набор изображений животных - 1 (на класс) Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. Гербарий культурных растений - 1 (на класс) Муляжи плодов культурных растений – 1 муляжи корнеплодов культурных растений - 1 Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом Микроскоп – 1; набор микропрепаратов: а) растительных тканей и органов - 1 (на класс); б) животных тканей (Человека) - 1 (на класс)

Необходимый минимум приведён из рекомендаций инструктивно- методического письма БРИПКиППС «О преподавании биологии в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году» (ПРИЛОЖЕНИЕ № 5)

Учебно- методические средства обучения

Основная литература.

(Используемый УМК):

  1. Программа: авторского коллектива под руководством

  И.Н.Пономаревой (Т.С.Сухова, В.И.Строганов,И.Н.Пономарёва) Сборник     

программ по биологии для общеобразовательных школ   

«Природоведение.Биология.Экология. Программы.».– М., изд.центр "Вентана-

  Граф", 2010, 176 с.;

   8 класс «Человек и его здоровье» (стр.64-72) 

  Авторы: А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш «Природоведение. Биология. Экология. 

  Программы».: 5-11: – М. Вентана-Граф, 2010. – 64 с.);

  1.  Учебник:

   "Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений   

    Авторы: Драгомилов А.Г.,Р.Д.Маш.-Изд.3-е, перераб.-М.: изд. дом "Вентана-

    Граф", 2010.-272 с.:ил.

Дополнительная литература

  1. Э.В.Семенов «Анатомияи физиология человека», М., «Анми», 1995г.
  2. Р.Д.Синельников «Атлас анатомии человека», М., «Новая волна», 2010г.
  3. Н.Ф.Реймерс «Основные биологические понятия и термины», М., «Просвещение», 1988 г.
  4. С.П.Тимофеев «ЗОЖ в современных образовательных учреждениях»(методические рекомендации), Белгород, БРИПК ППС, 2004г.
  5. Л.Г.Воронин, Р.Д.Маш «Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене», М., «Просвещение», 1983г.

Электоронные пособия

  1.  «Лабораторный практикум 6-11»-учебное электронное пособие, «Республиканский медиа-центр», 2004
  2.  «Биология. «Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 класс» -Серия ИКТ, изд.»учитель», 2010г.
  3. «Биология. 6-9 класс»-библиотека электронных наглядных пособий «Кирилл и Мефодий»,2003г.
  4. «Биология.Весь школьный курс», «1-С репетитор»,1999г.
  5. «Биология. Анатомия и физиология человека», «Мультимедийные учебники и пособия нового образца», «Просвещение», 2003г.
  6.  «Биология. Предметная неделя»-электронное пособие, «Корифей»
  7. «Биология 6-8 класс»-серия «Тестовый контроль», изд. «Учитель», 2010г.
  8.  «Анатомия человека»- серия «Своими глазами», изд. «Новый диск», 2003г.

 

Интернет-ресурсы

Адреса сайтов в интернете

· http:// bio.1 september. ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

· www. bio. nature. ru - научные новости биологии.

·   www. edios. ru - Эйдос - центр дистанционного образования.

· www. km. ru/ education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

 

Авторские презентации

Основные требования к знаниям и умениям учащихся в 8 классе.

 Знать:

Ø систематическое положение человека и его происхождение,

Ø особенности строения и функции основных тканей и органов, систем органов, их нервную и гуморальную регуляцию,

Ø о значении внутренней среды организма, иммунитете, теплорегуляции, обмене веществ, особенности индивидуального развития организма человека,

Ø об отрицательном воздействии на организм вредных привычек,

Ø приемы оказания до врачебной помощи при несчастных случаях,

Ø правила гигиены, сохраняющих здоровье,

Ø факторы, разрушающие здоровье человека,

Уметь:

Ø распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией, понимать влияние физ.труда на организм, выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

Ø объяснять отрицательное воздействие вредных привычек,

Ø оказывать первую помощь при несчастных случаях,

Ø соблюдать правила личной и общественной гигиены,

Ø пользоваться микроскопом, ставить опыты,

Ø работать с учебником: с текстом, рисунками, аппаратом ориентировки, аппаратом организации усвоения материала.

 

Демонстрации: микропрепараты, скелет человека, модели головного мозга, черепа конечностей, строение сердца, почки человека, приемы искусственного дыхания, измерения ЖЕЛ, оказание помощи при травмах О.Д.С., кровотечениях.

Планирование составлено на основе: примерной программы по биологии федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004 г.)

 

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы для учителя

1.Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006. – 144 с. – («Методическая библиотека»)

2.Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знания, 2005

3.Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО, 2006

4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д, Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие для учителя М. Вентана-Граф, 2004 г.

5.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003

6. Игошин Т.П. «Уроки биологии(6 кл.). Развернутое планирование» Академия развития, Ярославль, 2002.

7.Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов /С.С. Кашлев. – Мн.: Выш.шк., 2002

8.Коммуникативные технологии в школе: секреты эффективного общении / авт.-сост. О.Я.Воробьёва. – Волгоград: Учитель, 2008

9.Крутский А.Н. Психодидактика среднего образования: монография / А.Н.Крутский. – Барнаул: БГПУ, 2008.

10.Ксензова Г.Ю.Как обеспечить ситуацию успеха учителю и ученику: Учебное пособие. – М..: Педагогическое общество России, 2005

11.Курганов С.Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1989

12.Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003

13.Мониторинг качества учебного процесса: принципы, анализ, планирование / авт. – сост. Г.П.Попова и др.. – Волгоград: Учитель, 2007

14.Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию/М.М.Новожилова, С.Г.Воровщиков, И.В.Таврель; Науч. Ред. Т.И.Шамова. – 2-е изд. – М.: 5 за знание, 2008

15.Поташник М.М., Левит М.В. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005

16.Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе / Под ред. Д.п.н., проф. Л.П. Ильенко. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРКТИ, 2006

17.Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В.Хуторской. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2005

Список литературы для учащихся

1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Человек. 8 класс.: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2008г

2. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология. Рабочие тетради. № 1, 2 к учебнику «Биология. Человек. 8 класс» авторов А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. – М.: Вентана-Граф, 2008г

3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене М.: Просвещение, 1989 г

4. Колесников Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии М.: Просвещение, 1989 г

 5. В.Н. Людинский, Школьнику о вреде никотина и алкоголя, М.: Просвещение, 1986 г

6. И.Д. Зверев, Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: Просвещение, 1978 г

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.