Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему

2021-02-01 58
Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих,

Иоанн Златоуст святитель:

Не вдруг и не в самом начале послания просит (Фи­лимона) о милости, но сначала, выразив удивление к этому мужу и похвалив его за добродетели, представив немаловажное доказательство и своей любви к нему в том, что всегда вспоминает о нем в молитвах своих...

Феодорит Кирский блаженный:

Всегда, говорит Апостол, воспоминаю о тебе, молясь и за твои преуспеяния; прославляю Бога всяческих, ибо слышу, какую возымел ты веру в Спасшего Владыку, и сколь великую имеешь любовь, и каких услуг удостаиваешь уважающих Божественное; и прошу и молю общего Благодетеля даровать тебе совершенное обладание благами.

Слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым,

Аверкий (Таушев) архиепископ:

...выражает свою радость по поводу благочестия Филимона...

Иоанн Златоуст святитель:

... и сказав, что многиe находят у него покой и ко всем он оказывает кротость и веру, потом наконец (апостол) и начинает речь, и таким образом с особенною силою убеждает его. Действи­тельно, если другие получают от него то, чего просят, то тем более (должен получить) Павел; если, пришедши прежде других, он достоин был бы получить, то тем более после других, и при том прося не для себя, а для другого. Далее, чтобы не показалось, что он пишет только поэтому, и чтобы кто-нибудь не сказал: если бы не было Онисима, то ты и не написал бы этого послания, – смотри, как он приводит и другие причины к написанию послания: во-первых, указывает на его любовь, а во-вторых, повелевает приготовить для себя гостинницу. «Слыша, – говорит, – о любви твоей». Это достойно удивления и значит больше, нежели если бы он лично видел (эту любовь). Видно, она была чрезвычайно велика, если сделалась известною и достигла до его слуха, хотя расстояние между Римом и Фригиею было не малое, – а (Филимон) там находился, как я заключаю по имени Архиппа (упоминаемого здесь и в послании к Колоссянам). Колоссяне жили во Фригии, и в послании к ним (Павел) говорил: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы» (16 Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы.Кол. 4:16). Лаокидия же – фригийский город.

Дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе.

Иоанн Златоуст святитель:

Молюсь, говорит, «дабы общение веры твоей оказалось деятельным». Видишь, как он сам дает раньше, чем получает, и прежде, нежели испрашивает милость, предлагает ему от себя гораздо большее?

«Дабы общение веры твоей, – говорит, – оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе», т. е., чтобы ты достиг всякой добродетели, чтобы у тебя не было никакого недостатка. Вера бывает дей­ственною тогда, когда сопровождается делами, потому что «вера без дел мертва» (26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.Иак. 2:26). Не сказал: вера твоя, но: «общение веры твоей», соединяя его с собою и внушая, что они – одно тело, и тем с особенною силою убеждая его. Если ты, говорит, сообщник мой в вере, то должен быть сообщником и в другом.

Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых.

Иоанн Златоуст святитель:

Ничто так не убеждает, как указание на благодеяния, сделанные другим, особенно если (просящий) почтеннее их. Впрочем, он не сказал: если ты делаешь для других, то тем более – для меня; но, выразив то же самое, употребил другой оборот речи, более кроткий. «Ибо мы имеем великую радость», т. Е., ты дал мне дерзновение теми (благодеяниями), какие оказываешь другим. «И утешение», т. Е., мы не только радуемся, но и утешаемся, потому что они – наши члены. Если же должно быть такое согласие, что находящиеся в скорбях, хотя бы сами ничего не получали, должны радоваться, видя успокоение других, так как облагодетель­ствовано одно тело, то тем более (мы будем радоваться), если ты успокоишь и нас. Не сказал: ты кроток, ты уступчив; но говорит сильнее и выразительнее: «сердца святых», как бы обращаясь к сыну, дорогому и возлюбленному для родите­лей. Такая любовь и привязанность доказывает, что (Филимон) был весьма любим ими.

Ты же прими его, как мое сердце.

Иоанн Златоуст святитель:

Опять не просто употребляет его имя, но с прибавлением убедительного выражения, которое нежнее слова – сын. Таким образом, назвал его сыном, сказав: «которого родил я», и внушил, что его надобно любить осо­бенно, потому что он рожден среди искушений. Известно, что мы питаем особенную любовь к детям, рожденным среди опасностей, которых мы избежали, как свидетельствует Писание, когда говорит: «Ихавод» (21 И назвала младенца: Ихавод*, сказав: "отошла слава от Израиля" - со взятием ковчега Божия и [со смертью] свекра ее и мужа ее.//*Бесславие.1 Цар. 4:21), и когда Ра­хиль называет Вениамина – «сын болезни моей» (18 И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином.Быт. 35:18). «Ты же прими его, как мое сердце». Этим он выражает ве­ликую любовь свою к нему. Не сказал: возьми, не сказал: не гневайся, но: «приими», т. е. он достоин не только прощения, но и чести. Почему? Потому, что он сделался сыном Павла.

Феофилакт Болгарский блаженный:

То есть с любовию прими его, скорее не его, а мою утробу, ибо так я люблю его и в душе своей ношу.

 

 

14Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование;

Иоанн Златоуст святитель:

Видишь, сколько он наперед употребляет доводов, чтобы потом внушить к нему уважение госпо­дина? Смотри, с какою мудростью он делает и это; смотри, как он обязывает одного и воздает честь другому. Ты ви­дишь, говорит, что чрез него ты сам оказываешь мне услугу. Потом внушает, что он больше имел в виду его, нежели раба, – потому что оказывает ему великое уважение.

Клеон Роджерс:

έβουλόμην impf. ind. med. (dep.) от βούλομαι желать, хотеть. Это слово обозначает замысел, стремление, делание, мечту (Lightfoot; TDNT). κατέχειν praes. act. inf. от κατέχω удерживать, хранить. Хотя это слово может употребляться в разных значениях, идея оборота "оставлять при себе" (Lohse; LAE, 331; TDNT; Stuhlmacher). διακονή praes. conj. act. от διακονέω прислуживать, проповедовать, служить (TDNT). εύαγγέλιον благая весть, евангелие. Gen. здесь может быть субъектным, узы, вызванные евангелием (Lohmeyer), или может значить "мои узы ради евангелия" (Moule).

Иванов А.В. профессор

Негли бо ради, сего разлучися на час, да вечна того приимеши. В самых маловажных случаях и даже в несчастиях и неприятностях Апостол усматривает премудрую руку Промысла, направляющаго всё во благое и содевающаго спасение людей. Бегство Онисима послужило поводом к сближению его с Павлом, а через то и к спасению.

Иероним Стридонский блаженный:

Ибо, если бы он не убежал от господи­на, никогда не пришел бы в Рим, где Павел сидел в темнице. Если бы он Павла в узах не встретил, не принял бы веры во Христа. Если бы не стал иметь веры во Христа, никогда не стал бы сыном Павла в деле распрост­ранения Евангелия... Однако Павел, изящно прибавляя может быть, [это свое] мнение сдерживает. Таинствен­ны, конечно, суды Божьи, и безрассуд­но как о несомненном возглашать о том, что не очевидно. Может быть говорит осторожно, неуверенно и предположительно Павел. Если бы он сказал абсолютно уверенно, все рабы захотели бы бежать, с тем чтобы стать апостолами.

Источникне как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе.

Аверкий (Таушев) архиепископ:

По преданию, Филимон дал Онисиму свободу от рабства и отослал его обратно к святому Павлу. Впоследствии он был епископом Берии Македонской и мучеником в Риме при имп. Траяне. Память его (Онисима) празднуется 15 февраля.

 

Иванов А.В. профессор:

Не к тому аки раба, но выше раба. Христианство сгладило различия между рабами и господами: все стали братьями. И Филимон должен принять Онисима, как брата не только по вере, но и по плоти, потому что он его домочадец.

Иоанн Златоуст святитель

Уже не как раба, но выше раба; оставаясь рабом, он будет предан тебе более брата, и таким образом ты сделаешь приобретение и по времени и по свойству (отношений его к тебе); он более уже не убежит.

Ты на короткое время лишился раба, и навсегда приобретаешь брата, не твоего только брата, но и моего. Здесь (указывает Павел) на великие добродетели (Онисима). Если же он мой брат, то не стыдись его и ты. Названием «сына» (апостол) выразил любовь к нему, а названием «брата» – великое благожелание и равенство.

Это написано не напрасно, но для того, чтобы мы – го­спода – не презирали своих слуг и не были слишком взыска­тельными к ним, чтобы научились прощать проступки слугам своим и не были всегда жестокими к ним, чтобы мы не стыдились рабов и имели общение с ними во всем, если они хороши. Если Павел не постыдился назвать раба сыном, утробою своею, братом и возлюбленным, то как будем сты­диться мы? Но что я говорю: Павел? Владыка Павла не сты­дится называть рабов наших братьями Своими, – как же бу­дем стыдиться мы? Смотри, какую Он оказывает нам честь: наших рабов Он называет Своими братьями, друзьями и со­наследниками. Вот как Он уничижил Себя! Что же делать нам, чтобы вполне достигнуть этого? Никогда мы не можем (достигнуть этого) вполне, но до какой бы степени смирения мы ни дошли, большей части его будет еще недоставать нам. Смотри: что бы ты ни делал, ты делаешь для подобного тебе раба, а Владыка твой сделал это для твоих рабов. Слушай и страшись! Никогда не превозносись своим смирением! Может быть, вам кажутся смешными слова мои, что смирение превозносится; но не удивляйтесь: оно превозносится, когда бывает неискренним. Как и каким образом? Когда оно бывает для того, чтобы показаться пред людьми, а не пред Богом, когда оно имеет в виду свое прославление и тщеславие; и тогда оно – дело диавола. Как многие тщеславятся тем, что они нетщеславны, так превозносятся и смирением по высокомерию. Например, пришел к тебе какой-нибудь брат, или слуга; ты принял его, омыл ему ноги, и тотчас же гордишься этим: я, говоришь ты, сделал то, чего не сделал никто дру­гой, я совершил подвиг смирения.

Каким же образом можно остаться смиренномудрым? Если будем помнить заповедь Христа, который говорит: «когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие» (10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.Лк. 17:10); также слова учителя вселенной, который говорит: «я не почитаю себя достигшим» (13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,Флп. 3:13). Кто убежден, что он не сделал ничего великого, что бы он ни сделал, кто не считает себя достигшим конца, тот только может быть смиренным. Многие от смирения впали в гордость, – да не будет этого с нами! Совершил ли ты какое-нибудь дело смирения? Не превозносись, иначе погубишь все. Таков был фарисей: он стал превозноситься тем, что отдавал бедным десятину, и погубил все. Но не таков был мы­тарь. Послушай, что еще говорит Павел: «ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» (4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.1 Кор. 4:4). Видишь ли, как он не превозносился, но всячески уничижал и смирял себя, и при том тогда, как достиг самой высоты добродетелей? И три отрока, будучи в огне, среди пламени, что говорили? «Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили» (29 Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили.Дан. 3:29). Это и значит иметь сердце сокрушенное. Поэтому они и могли ска­зать: «Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты» (39 Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты.Дан. 3:39). Так они были смиренны после ввержения в печь, даже более, нежели до ввержения. Когда они увидали совер­шившееся чудо, то, считая себя недостойными спасения, пришли в глубокое смирение, – потому что мы тогда особенно сокрушаемся духом, когда убеждаемся, что мы получили великие благодеян­ия не по заслугам. Между тем какие же они получили благодеяния не по заслугам? Они допустили ввергнуть себя в печь, были отведены в плен еще в своей молодости, тогда как согрешили другие, и не роптали, не досадовали и не гово­рили: какая нам польза от того, что мы служим Богу? Что приобрели мы, поклоняясь Ему? Человек нечестивый сделался нашим владыкою; с идолослужителями мы терпим мучение от идолослужителя; отведены в плен, лишены отечества, сво­боды и всегородного, стали пленниками и рабами и служим царю варвару! Ничего такого они не говорили, – но что? «Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно» (говорили они) и возносили молитву не за себя, а за других: «И предал нас, – говорили они, – царю неправосудному и злейшему» (32 И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле.Дан. 3:32). Также Даниил, будучи в другой раз брошен в ров, говорил: «вспомнил Ты обо мне, Боже» (38 Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя.Дан. 14:38). Почему же (Бог) не помянул тебя, Да­ниил, когда ты прославил Его пред царем и говорил: «А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих» (30 А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего.Дан. 2:30)? Почему Он не помянул тебя тогда, когда ты ввержен был в львиный ров за неповиновение нечестивейшему повелению? По той же самой причине. Не за Него ли ты ввержен и теперь? Так, говорит он; это потому, что великий я должник пред Ним. Если же так говорил он при столь великих добродетелях своих, то что скажем мы? Послушай еще, что говорит Давид: «А если Он скажет так: «нет Моего благоволения к тебе», то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно» (26 А если Он скажет так: "нет Моего благоволения к тебе", то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно.2 Цар. 15:26), – хотя он мог ука­зать на бесчисленные свои добродетели. Также Илий говорит: «Господь сам, еже благо пред ним, да сотворит» (18 И объявил ему Самуил все и не скрыл от него ничего. Тогда сказал [Илий]: Он - Господь; что Ему угодно, то да сотворит.1 Цар. 3:18).

Признательным рабам надлежит не только в благодеяниях, но и в наказаниях и в искушениях все предоста­влять Ему. И не безрассудно ли думать, что Бог не пощадит рабов своих в наказаниях, тогда как мы дозволяем господам наказывать рабов своих, зная, что они пощадят их, потому что они – их собственные? Это выражает и Павел, когда говорит: «живем ли; умираем ли, потому всегда Господни» (8 а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни.Рим. 14:8). Он не захочет, чтобы уменьшалось богатство Его; Он знает, как наказывать; Он наказывает собственных рабов. Никто не щадит нас более, чем Он, приведший нас из небытия в бытие, повелевающий восходить солнцу, подающий дожди, вдохнувший душу и предавши за нас Сына Своего. Бу­дем же, – о чем я сказал и для чего все это сказал, – будем смиренномудрствовать, как должно, будем уничижать себя, как должно, чтобы смирение не послужило нам поводом к гордости. Ты смирен и даже смиреннее всех людей? Не пре­возносись же этим и не порицай других, чтобы не погубить тебе похвалы своей. Ты для того и смиренномудрствуешь, чтобы избежать высокомерия; а если чрез это ты впадаешь в высокомерие, то лучше тебе и не быть смиренным. Послу­шай, что говорит Павел: «посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди» (13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.Рим. 7:13). Когда придет тебе на мысль удивляться своему смирению, то пред­ставь себе Владыку своего, как Он уничижил Себя, – и ты не станешь больше удивляться себе самому, не станешь хвалить себя самого, но посмеешься над собою, как не сделавшим ничего. Признавай себя всегдашним должником и, что бы ты ни сделал, приводи себе на память ту притчу: «Кто из вас, имея раба по возвращении его, скажет ему: пойди, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне» (7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?Лк. 17:7, 8). Благодарим ли мы рабов своих за то, что они служат нам? Ни­когда. Бог же воздает благодарностью нам, которые служим не Ему, но делаем полезное для нас. Впрочем, не будем по­ступать так из-за того, чтобы Он воздал нам благодарностью, чтобы Он узнал об этом, но как исполняющие долг свой. Подлинно, всякое (доброе) дело есть долг наш, и все, что мы ни делаем, есть исполнение долга. Если и мы, купив рабов за деньги, хотим, чтобы они жили всецело для нас, чтобы мы обладали всем, что имеют они, – то не гораздо ли более это следует Тому, Кто привел нас из небытия в бытиe и потом искупил нас честною кровью? Он дал за нас цену, которой никто не дал бы за собственного ребенка, – пролил кровь Свою. Потому, если бы мы имели каждый по тысяче душ и пожертвовали бы всеми ими, то воздали ли бы Ему равное воздаяние? Нет. Почему? Потому, что Он сделал это для нас, не будучи обязан, но совершенно по милости Своей; а мы обя­заны к тому. Он, будучи Богом, сделался рабом, будучи непричастным смерти, сделался причастным ей по плоти; а мы, если и не положим за Него душ своих, то по закону природы непременно должны будем положить, – спустя немного времени поневоле расстанемся с жизнью. Так и с деньгами: если мы не отдадим их для Него, то по необходимости отдадим при смерти. Так и со смирением: если мы не будем смиренными для Него, то смирят нас скорби, несчастия, притеснения. Видишь ли, как велика благодарность Его? Он не сказал: что важного сделали мученики? если бы они не умерли за Меня, то и без этого непременно умерли бы; но воздает им великою благодарностью, так как они добровольно отдали то, что впоследствии должны были бы отдать невольно, по за­кону природы. Он не сказал: что важного делают раздающие свое имение? они непременно отдадут и поневоле; но воздает и им великою благодарностью и не стыдится исповедывать пред всеми, что Владыка питаем был рабами. Подлинно, и это – слава Владыки, чтобы иметь признательных рабов, и это – слава Владыки, чтобы так любить рабов Своих, и это – слава Владыки, чтобы принадлежащее им усвоять самому Себе, и это – слава Владыки, чтобы не стыдиться исповедывать это пред всеми. Устыдимся же такой любви Христовой, и сами вос­пламенимся любовью. Когда мы слышим, что кто-нибудь любит нас, то, хотя бы он был незнатен и беден, мы воспламе­няемся особенною любовью к нему и оказываем ему великое по­чтение, любим его сами; а Владыка наш любит нас так много, – и мы остаемся нечувствительными? Нет, увещеваю вас, не бу­дем настолько беспечны к спасению наших душ, но возлюбим Его по мере сил своих, отдадим все из любви к Нему – и душу, и имущество и славу, и все прочее с радостью, с готовностью, с усердием, не считая этого полезным для Него, но для нас самих. Таков, действительно, закон любви: любящие считают счастьем для себя, когда страдают за любимых. Будем и мы так же преданы Владыке нашему, чтобы нам достигнуть и будущих благ, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым Отцу со Святым Духом слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Аверкий (Таушев) архиепископ:

По преданию, Филимон дал Онисиму свободу от рабства и отослал его обратно к святому Павлу. Впоследствии он был епископом Берии Македонской и мучеником в Риме при имп. Траяне. Память его (Онисима) празднуется 15 февраля.

 

Иванов А.В. профессор:

Не к тому аки раба, но выше раба. Христианство сгладило различия между рабами и господами: все стали братьями. И Филимон должен принять Онисима, как брата не только по вере, но и по плоти, потому что он его домочадец.

Иоанн Златоуст святитель:

 

Уже не как раба, но выше раба; оставаясь рабом, он будет предан тебе более брата, и таким образом ты сделаешь приобретение и по времени и по свойству (отношений его к тебе); он более уже не убежит.

Ты на короткое время лишился раба, и навсегда приобретаешь брата, не твоего только брата, но и моего. Здесь (указывает Павел) на великие добродетели (Онисима). Если же он мой брат, то не стыдись его и ты. Названием «сына» (апостол) выразил любовь к нему, а названием «брата» – великое благожелание и равенство.

Это написано не напрасно, но для того, чтобы мы – го­спода – не презирали своих слуг и не были слишком взыска­тельными к ним, чтобы научились прощать проступки слугам своим и не были всегда жестокими к ним, чтобы мы не стыдились рабов и имели общение с ними во всем, если они хороши. Если Павел не постыдился назвать раба сыном, утробою своею, братом и возлюбленным, то как будем сты­диться мы? Но что я говорю: Павел? Владыка Павла не сты­дится называть рабов наших братьями Своими, – как же бу­дем стыдиться мы? Смотри, какую Он оказывает нам честь: наших рабов Он называет Своими братьями, друзьями и со­наследниками. Вот как Он уничижил Себя! Что же делать нам, чтобы вполне достигнуть этого? Никогда мы не можем (достигнуть этого) вполне, но до какой бы степени смирения мы ни дошли, большей части его будет еще недоставать нам. Смотри: что бы ты ни делал, ты делаешь для подобного тебе раба, а Владыка твой сделал это для твоих рабов. Слушай и страшись! Никогда не превозносись своим смирением! Может быть, вам кажутся смешными слова мои, что смирение превозносится; но не удивляйтесь: оно превозносится, когда бывает неискренним. Как и каким образом? Когда оно бывает для того, чтобы показаться пред людьми, а не пред Богом, когда оно имеет в виду свое прославление и тщеславие; и тогда оно – дело диавола. Как многие тщеславятся тем, что они нетщеславны, так превозносятся и смирением по высокомерию. Например, пришел к тебе какой-нибудь брат, или слуга; ты принял его, омыл ему ноги, и тотчас же гордишься этим: я, говоришь ты, сделал то, чего не сделал никто дру­гой, я совершил подвиг смирения.

Каким же образом можно остаться смиренномудрым? Если будем помнить заповедь Христа, который говорит: «когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие» (10 Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.Лк. 17:10); также слова учителя вселенной, который говорит: «я не почитаю себя достигшим» (13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,Флп. 3:13). Кто убежден, что он не сделал ничего великого, что бы он ни сделал, кто не считает себя достигшим конца, тот только может быть смиренным. Многие от смирения впали в гордость, – да не будет этого с нами! Совершил ли ты какое-нибудь дело смирения? Не превозносись, иначе погубишь все. Таков был фарисей: он стал превозноситься тем, что отдавал бедным десятину, и погубил все. Но не таков был мы­тарь. Послушай, что еще говорит Павел: «ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь» (4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.1 Кор. 4:4). Видишь ли, как он не превозносился, но всячески уничижал и смирял себя, и при том тогда, как достиг самой высоты добродетелей? И три отрока, будучи в огне, среди пламени, что говорили? «Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили» (29 Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно, отступив от Тебя, и во всем согрешили.Дан. 3:29). Это и значит иметь сердце сокрушенное. Поэтому они и могли ска­зать: «Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты» (39 Но с сокрушенным сердцем и смиренным духом да будем приняты.Дан. 3:39). Так они были смиренны после ввержения в печь, даже более, нежели до ввержения. Когда они увидали совер­шившееся чудо, то, считая себя недостойными спасения, пришли в глубокое смирение, – потому что мы тогда особенно сокрушаемся духом, когда убеждаемся, что мы получили великие благодеян­ия не по заслугам. Между тем какие же они получили благодеяния не по заслугам? Они допустили ввергнуть себя в печь, были отведены в плен еще в своей молодости, тогда как согрешили другие, и не роптали, не досадовали и не гово­рили: какая нам польза от того, что мы служим Богу? Что приобрели мы, поклоняясь Ему? Человек нечестивый сделался нашим владыкою; с идолослужителями мы терпим мучение от идолослужителя; отведены в плен, лишены отечества, сво­боды и всего родного, стали пленниками и рабами и служим царю варвару! Ничего такого они не говорили, – но что? «Ибо согрешили мы, и поступили беззаконно» (говорили они) и возносили молитву не за себя, а за других: «И предал нас, – говорили они, – царю неправосудному и злейшему» (32 И предал нас в руки врагов беззаконных, ненавистнейших отступников, и царю неправосудному и злейшему на всей земле.Дан. 3:32). Также Даниил, будучи в другой раз брошен в ров, говорил: «вспомнил Ты обо мне, Боже» (38 Даниил сказал: вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя.Дан. 14:38). Почему же (Бог) не помянул тебя, Да­ниил, когда ты прославил Его пред царем и говорил: «А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих» (30 А мне тайна сия открыта не потому, чтобы я был мудрее всех живущих, но для того, чтобы открыто было царю разумение и чтобы ты узнал помышления сердца твоего.Дан. 2:30)? Почему Он не помянул тебя тогда, когда ты ввержен был в львиный ров за неповиновение нечестивейшему повелению? По той же самой причине. Не за Него ли ты ввержен и теперь? Так, говорит он; это потому, что великий я должник пред Ним. Если же так говорил он при столь великих добродетелях своих, то что скажем мы? Послушай еще, что говорит Давид: «А если Он скажет так: «нет Моего благоволения к тебе», то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно» (26 А если Он скажет так: "нет Моего благоволения к тебе", то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно.2 Цар. 15:26), – хотя он мог ука­зать на бесчисленные свои добродетели. Также Илий говорит: «Господь сам, еже благо пред ним, да сотворит» (18 И объявил ему Самуил все и не скрыл от него ничего. Тогда сказал [Илий]: Он - Господь; что Ему угодно, то да сотворит.1 Цар. 3:18).

Признательным рабам надлежит не только в благодеяниях, но и в наказаниях и в искушениях все предоста­влять Ему. И не безрассудно ли думать, что Бог не пощадит рабов своих в наказаниях, тогда как мы дозволяем господам наказывать рабов своих, зная, что они пощадят их, потому что они – их собственные? Это выражает и Павел, когда говорит: «живем ли; умираем ли, потому всегда Господни» (8 а живем ли - для Господа живем; умираем ли - для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, - всегда Господни.Рим. 14:8). Он не захочет, чтобы уменьшалось богатство Его; Он знает, как наказывать; Он наказывает собственных рабов. Никто не щадит нас более, чем Он, приведший нас из небытия в бытие, повелевающий восходить солнцу, подающий дожди, вдохнувший душу и предавши за нас Сына Своего. Бу­дем же, – о чем я сказал и для чего все это сказал, – будем смиренномудрствовать, как должно, будем уничижать себя, как должно, чтобы смирение не послужило нам поводом к гордости. Ты смирен и даже смиреннее всех людей? Не пре­возносись же этим и не порицай других, чтобы не погубить тебе похвалы своей. Ты для того и смиренномудрствуешь, чтобы избежать высокомерия; а если чрез это ты впадаешь в высокомерие, то лучше тебе и не быть смиренным. Послу­шай, что говорит Павел: «посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди» (13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди.Рим. 7:13). Когда придет тебе на мысль удивляться своему смирению, то пред­ставь себе Владыку своего, как Он уничижил Себя, – и ты не станешь больше удивляться себе самому, не станешь хвалить себя самого, но посмеешься над собою, как не сделавшим ничего. Признавай себя всегдашним должником и, что бы ты ни сделал, приводи себе на память ту притчу: «Кто из вас, имея раба по возвращении его, скажет ему: пойди, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне» (7 Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол?Лк. 17:7, 8). Благодарим ли мы рабов своих за то, что они служат нам? Ни­когда. Бог же воздает благодарностью нам, которые служим не Ему, но делаем полезное для нас. Впрочем, не будем по­ступать так из-за того, чтобы Он воздал нам благодарностью, чтобы Он узнал об этом, но как исполняющие долг свой. Подлинно, всякое (доброе) дело есть долг наш, и все, что мы ни делаем, есть исполнение долга. Если и мы, купив рабов за деньги, хотим, чтобы они жили всецело для нас, чтобы мы обладали всем, что имеют они, – то не гораздо ли более это следует Тому, Кто привел нас из небытия в бытиe и потом искупил нас честною кровью? Он дал за нас цену, которой никто не дал бы за собственного ребенка, – пролил кровь Свою. Потому, если бы мы имели каждый по тысяче душ и пожертвовали бы всеми ими, то воздали ли бы Ему равное воздаяние? Нет. Почему? Потому, что Он сделал это для нас, не будучи обязан, но совершенно по милости Своей; а мы обя­заны к тому. Он, будучи Богом, сделался рабом, будучи непричастным смерти, сделался причастным ей по плоти; а мы, если и не положим за Него душ своих, то по закону природы непременно должны будем положить, – спустя немного времени поневоле расстанемся с жизнью. Так и с деньгами: если мы не отдадим их для Него, то по необходимости отдадим при смерти. Так и со смирением: если мы не будем смиренными для Него, то смирят нас скорби, несчастия, притеснения. Видишь ли, как велика благодарность Его? Он не сказал: что важного сделали мученики? если бы они не умерли за Меня, то и без этого непременно умерли бы; но воздает им великою благодарностью, так как они добровольно отдали то, что впоследствии должны были бы отдать невольно, по за­кону природы. Он не сказал: что важного делают раздающие свое имение? они непременно отдадут и поневоле; но воздает и им великою благодарностью и не стыдится исповедывать пред всеми, что Владыка питаем был рабами. Подлинно, и это – слава Владыки, чтобы иметь признательных рабов, и это – слава Владыки, чтобы так любить рабов Своих, и это – слава Владыки, чтобы принадлежащее им усвоять самому Себе, и это – слава Владыки, чтобы не стыдиться исповедывать это пред всеми. Устыдимся же такой любви Христовой, и сами вос­пламенимся любовью. Когда мы слышим, что кто-нибудь любит нас, то, хотя бы он был незнатен и беден, мы воспламе­няемся особенною любовью к нему и оказываем ему великое по­чтение, любим его сами; а Владыка наш любит нас так много, – и мы остаемся нечувствительными? Нет, увещеваю вас, не бу­дем настолько беспечны к спасению наших душ, но возлюбим Его по мере сил своих, отдадим все из любви к Нему – и душу, и имущество и славу, и все прочее с радостью, с готовностью, с усердием, не считая этого полезным для Него, но для нас самих. Таков, действительно, закон любви: любящие считают счастьем для себя, когда страдают за любимых. Будем и мы так же преданы Владыке нашему, чтобы нам достигнуть и будущих благ, во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым Отцу со Святым Духом слава, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Иоанн Златоуст святитель:

 

Далее, с душевным радушием (говорит): «Я, Павел, написал моею рукою», – и радушно, и вместе обличи­тельно, если бы тот отказался принять его, тогда как Павел не отказался даже написать о нем письмо. Этим весьма сильно и его тронул, и вместе избавил Онисима от опасения. «Моею рукою, – говорит, – я написал». Нет ничего пламеннее, ничего ревностнее, ничего деятельнее этой души. Об одном че­ловеке, смотри, как он заботится. «Не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен». Чтобы не показалось обидным для того, у кого просят, если бы (Павел) не решился просить за вора и не надеялся получить просимое, – он предусматривает и это: «Не говорю тебе, – говорит, – что ты и самим собою мне должен», т. е. дол­жен не только своею собственностью, но и самим собою. И это (сказал он) по любви, по дружбе и великому дерзновению. Смотри, как он везде заботится о том и другом, – и о том, чтобы просить с полною уверенностью, и о том, чтобы не показаться слишком дерзновенным.

 

Иванов А.В. профессор

Уготови мне обитель. Прямое указание на близкое освобождение Павла. Он надеется, что суд над ним приведёт к счастливому исходу. Теперь он просит содействия молитв Филимона и его домашней Церкви.

Иоанн Златоуст святитель:

И это сказано с великою надеждою, или лучше, и это в пользу Онисима, чтобы те не были беспечными, но, зная, что (Павел) придет и узнает все касательно его, отложили всякое злопамятство и скорее оказали ему милость. Великое ведь было благоговение и почтение к Павлу присут­ствующему, Павлу старцу, Павлу, претерпевшему узы. С дру­гой стороны, эти слова свидетельствуют о любви их к нему, если он говорит, что они молятся за него, и сам предоставляет им такую честь, чтобы молиться за него: хотя, говорит, я теперь и в опасности, но вы увидите меня, если станете мо­литься.

Культурно-исторический комментарий:

Состоятельные покровители оказывали гостеприимство, на что и рассчитывал Павел как духовный отец Филимона. Конечно, предоставить кров знаменитым гостям считалось за честь.

 

Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему

Аверкий (Таушев) архиепископ:

Послание к Филимону содержит в себе одну главe.  Апостол Павел, после обычного приветствия от себя и Тимофея и после пожелания благодати и мира Филимону, Апфии и Архиппу...

Амвросий Медиоланский святитель:

Сколь многих господ имеет тот, кто бежит от одного [Господа]! Но мы не будем бежать. Кто убежит от Того, за Кем следуют связанные узами, но узами добровольными, освобождающими, а не связываю­щими! И те, кто скован такими оковами, хвалятся ими, говоря: Павел, узник Иисуса Христа.

Иероним Стридонский блаженный:

Что до слов узник Иисуса Христа, то они ни в одном из посланий как часть прилагаемого Павлом к себе имени не используются, хотя из посланий к Ефесянам (1 Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны,Еф. 4:1), Филиппий­цам (3 Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена - в книге жизни.Флп. 4:3) и Колоссянам (18 Приветствие моею рукою, Павловою. Помните мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.Кол. 4:18) ясно, что это [выражение] означает быть в узах за исповедание веры. Итак, я думаю, более важно, что он называ­ет себя здесь узником Иисуса Христа, чем апостолом. Прославляются, конечно, апостолы, которые до­стойно претерпели унижение за имя Иисуса Христа; сами их узы с необходимостью удостоверяли их авторитет.

Иоанн Златоуст святитель:

 

Это написано о рабе к господину. С самого начала апостол научает его не надмеваться и не стыдиться, укрощает его гнев, называя себя самого узником, смиряет и успокоивает его, внушая, что все настоящее ничтожно. И дей­ствительно, если узы за Христа – не стыд, а слава, то тем более не постыдно рабство. Он говорит это не с тем, чтобы превознести себя, но чтобы сделать полезное и внушить доверие к словам своим, – не для себя, но для того, чтобы скорее испросить милость другому. Он как бы так говорит: для вас я обложен этими узами, подобно как говорит он и в других м


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.222 с.