Помощь русского народа братьям славянам — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Помощь русского народа братьям славянам

2021-02-01 393
Помощь русского народа братьям славянам 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разрозненные и враждующие между собой государства Балканского полуострова в XIV в. одно за другим были порабощены Турцией. Население захваченных земель обременялось непомерными налогами, на христиан были наложены многочисленные запреты. Периодически на Балканах вспыхивали восстания против поработителей. Все они жестоко подавлялись.

9 июля 1875 г. Босния и Герцеговина, поддержанная сербскими и черногорскими добровольцами, вновь начала борьбу за независимость. Это имело большой резонанс в Российской империи. Революционно настроенные молодые люди устремились на Балканы, чтобы поддержать братьев-славян. Среди них были народники М.П. Сажин, С.М. Степняк-Кравчинский, Д.А. Клемнец и другие.

18 апреля 1876 г. вспыхнуло восстание в Болгарии. Турецкие власти ответили на него массовыми убийствами мирного населения. Военные отряды башибузуки вырезали тысячи христиан. В России усилилось общественное движение помощи славянским народам. Различные организации занимались сбором пожертвований для повстанцев, на Балканы хлынул новый поток добровольцев. Велась агитация за войну России на Балканах в печати.

30 июня 1876 г. Сербия, а вскоре и Черногория объявили войну Османской империи. Это был крайне рискованный шаг с их стороны, но они искренне надеялись на поддержку со стороны России. И помощь пришла.

Российский император Александр II неоднократно пытался решить конфликт на Балканах, обращаясь за помощью к европейским державам. Но те продолжали бездействовать. 12 апреля (по старому стилю) 1877 г. Российская империя объявила войну Турции.

Для того чтобы в войну России на Балканах не успели вступить европейские государства, планировалось стремительное ведение боевых действий. В мае 1877 г. русские войска вошли на территорию Румынии, в июне – форсировали Дунай. 25 июня была захвачена древняя столица Болгарии – Тырнов.

Большое значение имел захват и удержание Шипкинского перевала – бои на этом участке стали решающими и предопределили исход войны. За 6 дней боев на Шипке русские войска потеряли 3350 человек, из них 108 офицеров, в том числе генерал-майора В.Ф. Дерожинского и генерал-адъютанта М.И. Драгомирова. В 2 раза больше потеряла турецкая армия, но, самое главное – был открыт дальнейший путь для продвижения на Балканы.

За 9 месяцев войны русская армия при поддержке болгарских, румынских, сербских и черногорских войск прошла через весь Балканский полуостров. В январе были разгромлены последние силы турецкой армии, заслонявшей путь на Константинополь. По итогам войны Сербия, Черногория и Румыния обрели независимость, Болгария – автономию. К Российской империи отошли Южная Бессарабия и Карская область. Война России на Балканах привела к созданию нового союза против Османской империи.

Южнославянские народы повсюду встречали русскую армию как освободителя. До сих пор жива в этих странах память о том, как в тяжелые годы борьбы за независимость к ним пришли на помощь русские братья-славяне. Для болгар – Шипка – одно из самых святых мест. Ежегодно в августе по всей стране проходят молебны в память о русских воинах, павших в боях за освобождение Болгарии.

Идея славянской взаимности

«Движение славянской взаимности» - определение деятельности общественных организаций и деятелей в России и у славянских народов с целью

политического и культурного сближения в борьбе с внешней угрозой их существованию.

Идея славянской общности имеет глубокие корни и на бытовом уровне зиждется на осознании славянами близости своих языков и народной культуры, что и нашло свое отражение в ряде средневековых хроник и публицистических произведений. Но до рубежа XVIII-XIX веков она не имела своего артикулированного выражения. В немалой степени этому способствовала также утрата подавляющим большинством славянских народов своей государственности и их насильственное включение в состав неславянских многонациональных Османской и Австрийской империй, а также Пруссии. Ситуация стала меняться в связи с усилением у славянских народов процесса национальной самоидентификации и началом борьбы за национальное освобождение и создание собственной государственности.

Предпосылки «движения славянской взаимности»

Для успешной борьбы за национальное освобождение и создание собственной государственности славянские народы нуждались в союзниках. Таким наиболее надежным союзником в то время могла быть только Россия, единственное независимое славянское государство. Кроме того, в 20-30-е годы XIX века, в условиях господства в культурной жизни идей романтизма, появляется даже мысль проект объединения всех славян в единое государство – Славию и создания общеславянского литературного языка на базе наиболее развитого на тот момент русского языка. Ее автором был словацкий общественный деятель и просветитель Я.Коллар. Усиливается тяга и к межславянскому сближению. В результате деятельности славянских просветителей («будителей») идея славянской общности или взаимности находит своих сторонников среди южных славян, чехов и словаков. В польских землях, значительная часть которых в 1815 г. по решениям Венского конгресса была передана России, это движение сторонников почти не имело.

«Движение славянской взаимности» в XIX – нач. XX в.

Практическим выражением востребованности идеи славянской взаимности можно считать, в частности, два Славянских съезда, 1848 года в Праге и 1867 года в Москве, а также создание славянских кафедр в российских университетах в 1835 году. Хотя русское правительство из дипломатических соображений прямо не поддерживало движение, но оно и не чинило препятствий русским общественным деятелям, особенно славянофильского направления, в их усилиях по установлению контактов и развитию связей с единомышленниками среди славян Османской империи и Австрии. Особенно большую помощь славянофилы оказывали южным славянам во второй половине XIX века. По всей России были созданы славянские комитеты, занимавшиеся сбором средств для поддержания их борьбы с турками, а также помощью русским добровольцам, уезжавшим помогать своим сербским братьям. Здесь следует вспомнить генерала М. Черняева, командовавшего сербской армией в войне с турками, или погибшего в Сербии Н. Раевского, внука героя Бородина, ставшего для Л.Н.Толстого прототипом образа графа Вронского в «Анне Карениной» популярный марш «Прощание славянки», написанный в честь проводов добровольцев на первую Балканскую войну в 1912 году.

В начале ХХ века, в условиях нарастающей угрозы столкновения Центральных держав, олицетворявших собой т.н. «германизм», и Антантой, участником которой была Россия, движение славянской взаимности демонстрирует новый подъем активности, на этот раз в форме «неославизма». Его принципиальным отличием был отказ от чрезмерного акцентирования религиозного фактора, признание за каждым славянским народом права на самостоятельное развитие. Неославистами были проведены два Славянских съезда, в Праге и Софии, имевшие достаточно широкий отклик.

«Движение славянской взаимности» после I мировой войны

После Первой мировой войны идея славянской взаимности сохранила свою популярность лишь в Чехословакии, Болгарии и Югославии, куда после гражданской войны устремилось большое число русских беженцев и эмигрантов. Сторонники идеи славянской взаимности были и в Польше, например, генерал Л.Желиговский. В России, после прихода к власти большевиков-интернационалистов, у ее приверженцев не было ни малейших шансов провозглашать свои взгляды. Ситуация стала меняться лишь в 1930-е годы, когда была восстановлена в правах гражданская история.

Наибольшего размаха движение славянской общности в ХХ веке достигает в годы Второй мировой войны, когда возникла реальная угроза самому существованию ряда славянских народов, оккупированных Германией. После вступления в войну СССР, в нем под эгидой Коммунистического интернационала был создан Всеславянский комитет, начал издаваться журнал «Славяне», проводились радиомитинги с участием видных общественных и политических деятелей из славянских стран, находившихся в годы войны в СССР, и другие мероприятия по пропаганде идей славянской общности. Движение развернулось и в зарубежных странах, входивших в антигитлеровскую коалицию. Идеи славянской взаимности прослеживаются и в первых послевоенных союзных договорах СССР с Чехословакией, Польшей, Югославией. Но с началом конфликта Сталин-Тито в 1948 году Всеславянский комитет заметно снизил активность своей деятельности, хотя и не был ликвидирован. В современной России наиболее показательным выражением этой идеи можно считать ежегодно проводимые Дни славянской письменности и культуры.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.