Вклад И.И. Срезневского в развитие славянской филологии — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Вклад И.И. Срезневского в развитие славянской филологии

2021-02-01 758
Вклад И.И. Срезневского в развитие славянской филологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И. И. Срезневский является одним из крупнейших российских славистов ХIХ в. Он стоял у колыбели университетской славистики в России.

Главной задачей российской славистики в 1830–1840-е годы была постановка преподавания славяноведения в университетах; Срезневский заложил прочные традиции преподавания этой дисциплины сначала в Харьковском, затем в Петербургском университетах.

В 1840-е гг. ученому удалось частично обработать огромный объем диалектологических, фольклорных и прочих материалов, собранных в путешествии. Он опубликовал статьи, в которых заявил о себе как об основоположнике ряда славистических дисциплин в России, в частности, славянской диалектологии, этнолингвистики, мифологии, этнографии и др. А за работу «Святилища и обряды языческого богослужения древних славян по свидетельствам современным и преданиям» (1846) Срезневский первым в России был удостоен степени доктора славяно- русской филологии.

Труды:

Ø  «Очерк книгопечатания в Болгарии» (1846), в котором он впервые охарактеризовал современное состояние и наметил пути развития болгарской литературы;

Ø статьи: «Исторический очерк сербо-лужицкой литературы» (1844), «Литературное оживление западных славян» (1846), «Взгляд на современное состояние литературы у западных славян» (1847) и др.

Срезневский подготовил также ряд не потерявших и сейчас значения для науки словарей славянских языков: горных словаков, верхних лужичан, болгар и др., которые, к сожалению, до сих пор не опубликованы полностью.

Существенным вкладом в славяноведение была и широкая организационная деятельность Срезневского в Отделении русского языка и словесности имп. Академии наук. Ему удалось значительно оживить и разнообразить научную жизнь Отделения, вовлечь русских ученых в совместную со славянскими коллегами работу в архивах и библиотеках по решению проблемы происхождения глаголицы и соотносительной древности глаголицы и кириллицы. Все это нашло отражение в редактировавшихся Срезневским «Известиях ОРЯС», ставших важным и единственным в 1850-е гг. научным журналом, который разносторонне освещал успехи развития славистики в России и за рубежом.

В 1860–1870-е гг главный упор он делал теперь на славяно-русскую палеографию и археографию. Публикациями большого числа древних рукописей Срезневский внес немалый вклад в создание научно организованной базы для изучения старославянского и древних славянских языков. Неизмеримым вкладом ученого в славистическую науку является создание им первого в России словаря древнерусского языка, в котором нашла широкое отражение лексика старославянского языка. Трехтомный словарь, вышедший после смерти ученого под названием «Материалы для словаря древнерусского языка по письменным памятникам» (1893–1912), был делом почти всей творческой жизни ученого.

Срезневский обнаружил так называемые «Киевские глаголические листки» – древнейший памятник старославянской письменности Х в. Он впервые опубликовал и исследовал этот памятник.

Важной заслугой Срезневского было воспитание кадров молодых отечественных славистов. И хотя Срезневскому, как и другим зачинателям университетского славяноведения в России, не удалось создать цельной славистической школы,

представителей которой отличало бы единство теоретических взглядов, общность методов исследования определенного тематического направления в науке (это выразилось, в частности, и в том, что на склоне жизни некоторые из его учеников, например И. А. Бодуэн де Куртенэ и др., выступили против учителя), тем не менее наиболее одаренные из его учеников (В. И. Ламанский, П. А. Лавровский, А. Н. Пыпин, В. В. Макушев, И. А. Бодуэн де Кур- тенэ и др.) определили развитие следующего этапа отечественного славяноведения.

Княжество Великая Моравия

Большинство польских, чешских, и российских историков считает, что Великая Моравия образовалась на основе Само(Само – первая известная военно-политическая консолидация западных славян (623-658 гг.) и являлась раннефеодальным государством.

Великоморавская держава — славянское государство, существовавшее в 822—907 годах на Среднем Дунае. В период наибольшего могущества включало в себя территории современных Венгрии, Словакии,Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и исторической области Силезия. Располагалось на территориях прежде бывших славянских государств Само и Карантании.

Столицей государства, как полагают исследователи, являлся город Велеград. По другим данным, столицей был город Нитра.

Великая Моравия оказала большое влияние на культурное развитие всего Славянского мира: здесь была создана первая славянская письменность и возник церковно-славянский язык.

В годы наивысшего расцвета Великая Моравия занимала огромное пространство. В её состав входили территории современных Чехии, Словакии, Венгрии, востока Германии, севера Австрии, юга Польши, украинского Закарпатья, запада Румынии, а также севера Сербии, Хорватии и Словении. История Великоморавской державы вроде бы хорошо известна, однако до сих пор в ней есть вещи, остающиеся тайной. Один из спорных вопросов — где же была столица Великой Моравии Велеград? Возможно, там, где сегодня есть городище Микульчицы (по-чешски — Микульчице) возле города Годонин на границе со Словакией? С середины прошлого столетия там постоянно ведутся археологические раскопки. Удалось найти остатки княжеского дворца, каменных храмов, деревянных жилищ и погребений знати и дружинников. Но не исключено, что столица Великой Моравии располагалась севернее — возле современного города Угерске-Градиште на востоке Чехии. Здесь стоит ныне не действующий Велеградский монастырь, частью которого является базилика, названная в честь Кирилла и Мефодия. Сюда ежегодно приезжают как православные, так и католические паломники, желающие почтить память святых равноапостольных братьев. Важное значение в Великоморавской державе имела крепость Девин, стоящая у места впадения реки Моравы в Дунай. Сегодня это городище, расположенное на окраине Братиславы, а с него открывается вид на сопредельную территорию Австрии, откуда на земли западных славян часто приходили германские завоеватели. Кроме того, некоторые князья проживали в городе Нитра, ныне являющемся одним из краевых центров Словакии.

Первое упоминание в источниках о Моравском княжестве относится к 822 году. Первым достоверно известным его правителем считается Моймир I, оттого и правившую там династию стали называть Моймировичами. Первоначально его владения охватывали собственно историческую область Моравия, расположенную на юго-востоке современной Чехии. Но в дальнейшем пределы державы расширились. Соперником Моймира было Нитранское княжество на западе современной Словакии. В 833 году Моймир победил нитранского князя Прибину и присоединил его владения к Моравии. Неудачливый Прибина бежал к Людовику II Немецкому, от которого получил во владение территорию возле озера Балатон. Здесь образовалось Блатенское княжество, территория которого впоследствии переходила от франков к мораванам и обратно, пока его в начале Х века не уничтожили венгры. К западу от Моравии начало оформляться Чешское княжество во главе с династией Пржемысловичей. Их столица находилась в Праге. В 845 году чехов крестили в Регенсбурге немецкие епископы. Спустя год Моймир присоединил Чешские земли к своим владениям, но власть моравских государей над чехами была скорее номинальной. В отличие от Нитры, в Чехии сохранились свои князья, а их отношения с мораванами скорее напоминали союз родственных племён, противостоящих натиску немцев. Хотя Моравия расширяла свои пределы, о её полной государственной независимости говорить не приходилось. В 831 году её крестил епископ немецкого города Пассау Регинар, а сама она фактически стала вассалом Восточно-Франкского королевства. Спустя 15 лет Людовик II вторгся в Моравию, сверг Моймира и посадил на место князя его племянника Растислава (в русской традиции его иногда называют Ростиславом).

Людовик считал, что воспитанный при его дворе Растислав будет во всём его слушаться. Однако тот оказался весьма своенравным правителем, стремившимся выйти из-под опеки. С этой целью моравский князь охотно поддерживал всех противников Людовика, а также заключил союз с Византией и Болгарией. В 855 году войска немецкого правителя вторглись в пределы Моравии, однако (по всей видимости, в районе современной Братиславы) славяне их разбили, после чего сами опустошили ряд районов Баварии. Борьба, длившаяся с переменным успехом, продолжалась. Союзником Людовика Немецкого выступало баварское духовенство, власть которого распространялась и на Моравию. Стремясь избавиться от опеки немецких епископов, Растислав обратился к Папе Римскому с просьбой обучить славянских священников. Однако понтифик отказал князю, после чего в 862 году он направил послов к императору Византии Михаилу III. «Народ наш исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам веру на нашем родном языке. Пришлите нам таких учителей», — обратились моравские послы к Михаилу. Василевс отнёсся к просьбе славян благосклонно. В 863 году на территорию Моравии прибыли владевшие славянским языком учёные мужи Кирилл (Константин) и Мефодий. Так началась их миссия, результатом которой стало изобретение славянской письменности и перевод на славянский язык греческих богослужебных книг. Кирилл и Мефодий вели свою работу, преодолевая сопротивление немецких священников и Людовика Немецкого, который в 864 году ещё раз вторгся в Моравию. Однако князь Растислав сумел изгнать неприятеля, а миссия святых братьев продолжилась. За три года в Моравии они сумели организовать независимую от германцев славянскую церковь. По дороге в Италию Кирилл и Мефодий по поручению князя Коцела занялись распространением славянской книжности в Блатенском княжестве. В 867 году равноапостольных братьев вызвали в Рим (окончательного раскола церкви к тому моменту ещё не произошло — Ред.). Несмотря на сопротивление части духовенства, считавшей славянскую литургию святотатством, папа Адриан II её утвердил. Он же рукоположил первых трёх моравских священников, которых Кирилл и Мефодий привезли с собой, а Мефодий стал главой моравской церкви. Казалось бы, дело сделано. Но тут в дела церковно-просвещенческие вмешалась политика.

В 870 году Растислав фактически разделил Моравию на две части, фактически отдав территорию Нитранского княжества племяннику Святополку. Последний выразил готовность признать себя вассалом восточно-франкского короля. Тут же сын Людовика Немецкого Карломан вторгся в Великую Моравию, и Святополк выдал ему Растислава. Правителя Моравии заточили в один из баварских монастырей, ослепили, и вскоре он умер. В одну из обителей Швабии заключили и Мефодия. Святополк год правил страной на правах вассала германцев, но в 871 году немецкий правитель заточил в темницу и его. Людовик Немецкий отправил для управления Моравией двух графов, но народ восстал. Тут франкский правитель решил выпустить Святополка из тюрьмы, а вроде бы верный Людовику моравский князь взял и уничтожил баварские гарнизоны. Предпринятая в 874 году карательная экспедиция франского короля закончилась его

разгромом. В итоге стороны заключили мир. Святополк вторично признал вассалитет от Восточно-франкского королевства, но зависимость эта была номинальной. Тем временем Папа Римский Иоанн VIII повелел освободить Мефодия. Правда, попутно он запретил славянскую литургию, разрешив только проповеди. Создатель славянской азбуки вернулся к своей деятельности. Он основал в Паннонии архиепископство, продолжая служить на славянском языке. В 874 году он крестил чешского князя Борживоя и его супругу Людмилу. Впоследствии Мефодий вторично смог оправдаться перед Римской курией, и продолжил своё служение. В 885 году он скончался в Велеграде. Успех деятельности Мефодия стал возможным благодаря тому, что Святополк сумел создать мощную державу, и в годы его правления Моравию с полным основанием можно было называть Великой. Он утвердился в Чешских землях, на территории лужицких сербов, отвоевал Паннонию (основную часть современной Венгрии), будущую Южную Польшу и украинское Закарпатье. Он пользовался союзом с Восточно-франкским королевством для того, чтобы расширять свои владения. А вассалитет всё больше походил на обычный союз. Закат Великой Моравии Святополк I умер в 894 году, разделив государство между сыновьями — Моймиром II и Святополком II. Между ними вспыхнул конфликт, пагубно сказавшийся на державе. В 895 году от Великой Моравии отпала Чехия, постепенно она теряла и другие окраинные земли. А затем настал полный конец. В 901 году пришедшие с востока кочевники-мадьяры вторглись в пределы Великой Моравии. Спустя шесть лет близ современной Братиславы состоялось решающее сражение, в котором венгры победили. В 907 году Великая Моравия прекратила своё существование. Мадьяры стёрли Велеград с лица земли. Паннония стала центром нарождающейся Венгрии, а Нитранское княжество хоть и сохранило славянское население, но на тысячу лет подпало под власть мадьяр. Впоследствии на его территории зародится словацкая нация. Что же касается славянской литургии, то она постепенно сошла в этих краях на нет. Центр славянской книжности переместился сначала на Балканы, а затем на Русь. А центр западнославянской государственности переместился в Чешские земли, где возникло своё королевство. Вплоть до конца XI века там существовал Сазавский монастырь, где сохранялся славянский церковный обряд. Однако Чехия, как и Венгрия, в итоге стала католической, и славянская письменная

традиция на долгие века уступила место латинской. Впоследствии она возродится, и новый чешский язык с латинской письменностью вберёт в себя элементы книжного языка, созданного Кириллом и Мефодием.

Память о Великой Моравии сохранилась на карте. До сих пор восточная часть Чешской Республики называется Моравией. Эта земля периодически отпадала от Чешского королевства. В период развитого средневековья там образовалось своё маркграфство. Вплоть до начала ХХ века существовала возможность того, что мораване сформируют отдельную от чехов нацию. Этого не случилось, но жители Восточной Чехии до сих пор считают себя в первую очередь мораванами, и только потом — чехами. Ирония судьбы: рядом с Велеградом (или, как минимум, одного из крупных центров того княжества) родился тот, кто в 1918 году возглавил славянское государство на землях, где когда-то было ядро Великой Моравии. Это был первый президент Чехословакии Томаш Масарик. От его родного Годонина до Микульчиц — рукой подать. Такая вот государственная преемственность получилась. В современной Словакии особенно почитают Нитранское княжество, а вместе с ним — и Великую Моравию, отсылка к традициям которой есть даже в конституции страны. Оно и понятно: иного своего государства у словаков не было вплоть до ХХ века. Что же касается Чехии, то в её конституции указывается на преемственность по отношению к Чешскому королевству. Но и Великую Моравию там чтут как государство своих предков. Благо, для жителей востока страны — это самые что ни на есть подлинные пращуры. Так что Великая Моравия никуда не исчезла. У неё есть две наследницы, «старшая» из которых, Чехия, также веками сопротивлялась немецким государям, и в итоге отстояла независимость. Да и словаки, будучи в составе Венгрии тысячу лет, сумели отстоять своё славянство, опираясь и на традиции Великой Моравии. По-своему обязаны Великой Моравии и Россия, и Болгария, и Сербия, и другие славянские православные страны. Ведь не пригласи моравский князь Кирилла и Мефодия — славянский язык ещё долго мог не обрести письменность и на нём не могли бы читать молитвы.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.