Давать определения ключевым понятиям.
Характеризовать морфологическую структуру биогеоценоза.
Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме
§ 17.3.1, вопросы на стр. 519
ИКТ
27.01
27.01
56
Абиотические факторы среды. Температура.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Абиотические факторы. Гомойотермные организмы. Пойкилотермные организмы. Воздействие температуры на живые организмы. Адаптация растений и животных к защите от перегревания и охлаждения. Биохимические, морфологические, физиологические и поведенческие адаптации. Правила Бергмана.
Давать определения ключевым понятиям.
Описывать приспособления у растений и животных к изменениям окружающей среды.
Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме
Оптимальная температура. Стенатермные. Эвритермные. Смена стаций. Правило преддверия.
§ 17.3.2, вопросы 1,2,3,4 на стр. 529
ИКТ
28.01
28.01
57
Абиотические факторы среды. Свет.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
16
Фотопериодизм. Влияние света на живые организмы. Адаптивные особенности растений. Экологические группы растений: светолюбивые, теневые, теневыносливые. Свет как условие ориентации животных.
Давать определения ключевым понятиям.
Описывать влияние суточных и сезонных ритмов на растения и животных.
Самостоятельный поиск биологической информации по теме из различных источников. Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме
Действие разных участков спектра солнечного излучения на живые организмы.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Влияние влажности. Адаптации растений и животных к поддерживанию водного баланса. Виды ионизирующих излучений. Воздействие ионизирующего излучения на живые организмы.
Давать определения ключевым понятиям.
Описывать приспособления у растений и животных к недостатку влаги.
Характеризовать вредное ионизирующее влияние на животный и растительный мир.
Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме
Экологические группы растений: гигрофиты, мезофиты, ксерофиты.
§ 17.3.2, стр. 523-526
ИКТ
03.02
03.02
59
Интенсивность действия фактора.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Пределы выносливости. Типы изменений факторов среды: регулярно – периодические, нерегулярные, направленные. Интенсивность действия абиотических факторов среды в городе и сельской местности.
Давать определения ключевым понятиям.
Называть типы изменений факторов среды.
Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме
Стенобионты. Эврибионты.
§ 17.3.2, стр. 527-528, вопрос 5
04.02
04.02
60
Взаимодействие факторов
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Ограничивающий фактор. Экологическая ниша. Ограничивающее и оптимальное воздействие фактора среды. Правило минимума (Либиха)
Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры ограничивающего воздействия
экологических факторов.
§17.3.3, вопросы на стр. 532
ИКТ
04.02
04.02
61
Семинар №5 «Воздействие абиотических факторов на организмы»
1
Урок повторения и систематизации знаний
Приспособления организмов к сезонным ритмам.
Обосновывать условия оптимального и ограничивающего воздействия экологических факторов.
Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме
§17.3.3
10.02
10.02
62
Биотические факторы среды.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Биотический фактор. Пространственная структура.
Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры многообразия биоценозов.
Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме
§17.3.4, рис. 17.12
ИКТ
11.02
11.02
63
Цепи питания. Правила экологических пирамид.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Пищевая цепь. Сеть питания. Трофическая структура. Трофический уровень. Экологическая пирамида. Пищевые отношения. Компоненты пищевых цепей. Виды цепей питания: пастбищная и детритная. Правило экологической пирамиды биомасс.
Давать определения ключевым понятиям.
Приводить примеры многообразия биоценозов, пастбищной и детритной цепи питания. Отличать понятия пищевая цепь и сеть питания
Подготовка к ЕГЭ: решение тестов по теме
§17.3.4
ИКТ
11.02
11.02
64
Практическая работа №3
«Составление схем пищевых цепей и сетей»
1
Урок закрепления знаний
Структура и компоненты пищевых цепей. Детритные и пастбищные цепи питания.
Составлять схемы пищевых цепей и пищевых сетей и объяснять роль взаимосвязейв жизни сообществ.
Решать биологические задачи по теме «Устойчивость биогеоценоза».
Практическая работа «Составление схем пищевых цепей и сетей»
§17.3.4
17.02
17.02
65
Саморегуляция экосистем
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Саморазвитие. Саморегуляция. Устойчивость. Существенные и несущественные компоненты экосистемы. Причины нарушения экоустойчивости экосистемы. Соотношение продуцентов и консументов. Механизм саморегуляции.
Давать определения ключевым понятиям.
Выделять существенные и несущественные компоненте экосистемы. Обосновывать причины нарушения устойчивости экосистемы.
§17.3.5
18.02
18.02
66
Смена экосистем
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Климакс. Сукцессия. Изменения сообщества в ходе сукцессий. Виды сукцессий: первичная и вторичная. Смена экосистем. Причины. Установление равновесного состояния.
Описывать механизм сукцессии. Объяснять причины смены экосистем.
Практическая работа №4
«Решение экологических задач»
1
Урок закрепления знаний
Составление схем путей переноса энергии в экосистеме.
Подготовка к ЕГЭ: решение задач
Составлять схемы путей переноса энергии в экосистеме и выявлять взаимосвязи организмов в экосистеме.Анализировать схему действия экологического фактора.
§17.3.4
§17.3.5
24.02
24.02
68
Агроэкосистемы
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
18
Агроценоз. Примеры агроценозов: поля, огороды, парки, сады, пастбища, оранжереи, аквариум. Отличия агроценоза: возделывание монокультуры, вмешательство человека в проявление борьбы за существование. Использование, кроме солнечной энергии, дополнительных источников энергии. Неполный круговорот веществ; низкая устойчивость, регуляция человеком, высокая продуктивность. Плодородие почвы.
Выделять отличия агроценоза от биоценоза.
§17.3.4
§17.3.5
ИКТ
25.02
25.02
69
Практическая работа №5 «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»
1
Урок закрепления знаний
Признаки агроценоза и биоценоза.
Выделять особенности агросистемы. Сравнивать агросистемы и естественные экосистемы.
Практическая работа «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»
Составить сравнительную характеристику
25.02
25.02
70
Контрольная работа №6 по теме «Взаимоотношения среды и организма»
1
Урок контроля, оценки и коррекции
знаний
Тестирование по теме «Взаимоотношения организма и среды»