Устное народное творчество: малые жанры фольклора — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Устное народное творчество: малые жанры фольклора

2021-02-01 73
Устное народное творчество: малые жанры фольклора 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки).

*Основы теории литературы

Сказка как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые.

Русские народные сказки

Волшебные сказки. «Царевна-лягушка». Реальное и фантастическое в сказочных сюжетах. Художественный мир, герои, мораль сказки.

Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости.

Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народное представление о добре и зле.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: составление устного рассказа с опорой на иллюстрации к сказке; пересказ эпизода сказки; составление сопоставительных характеристик персонажей сказки; составление плана характеристики персонажа с последующим продуцированием рассказа по плану; подготовка рисунка по содержанию сказки с последующим продуцированием с опорой на него связного высказывания; подготовка и написание сочинения и др.

Контрольная работа (сочинение-миниатюра) по тематическому разделу «Русские народные сказки».

ВВЕДЕНИЕ В ДРЕВНЕРУССКУЮ ЛИТЕРАТУРУ

*Основы теории литературы

Летопись.

Древнерусская литература

Возникновение древнерусской литературы. Сюжеты русских летописей. «Повесть временных лет» как литературный памятник (обзор).

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: поиск информации в справочной литературе, определение семантики слов по толковому словарю, включение их в структуру высказываний, включение их в структуру высказываний и др.

ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРУ XVIII ВЕКА

*Основы теории литературы

Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Литература X VIII века

Михаил Васильевич Ломоносов

М.В. Ломоносов – учёный, поэт, художник. Детские годы, период учения. Литературная деятельность М.В. Ломоносова (обзор).

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: составление плана к рассказу о жизни и творчестве М.В. Ломоносова, запись рассказа / пересказ с опорой на план и др.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

*Основы теории литературы

Басня как литературный жанр. Аллегория.

Басня

Иван Андреевич Крылов

Слово о баснописце. Басня «Ворона и Лисица»: осмеяние пороков. Басня «Свинья под дубом»: осмеяние пороков. Басня «Волк на псарне»; патриотическая позиция автора.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка с использованием ресурсов Интернета сообщения о творчестве И.А. Крылова / о иллюстрациях к басням И.А. Крылова. Продуцирование рассказа-описания по иллюстрации к басне. Словесное иллюстрирование персонажей басен и др.

Александр Сергеевич Пушкин

Слово о писателе и поэте. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. «У лукоморья дуб зелёный…».

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Противопоставление добрых и злых сил. Система образов сказки. Нравственная красота героев.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: пересказ текста о жизни и творчестве писателя; определение семантики слов по толковому словарю, включение их в структуру высказываний; подготовка устного / письменного сообщения о няне А.С. Пушкина, о литературных местах России, которые связаны с его именем; продуцирование сообщения с опорой на самостоятельно подготовленный рисунок по содержанию стихотворения; составление и запись характеристики двух героев «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», инсценировка фрагмента сказки; подготовка и написание сочинения и др.

Контрольная работа (сочинение-миниатюра) по творчеству А.С. Пушкина.

*Основы теории литературы

Рифма. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь.

Русская литературная сказка: творчество А. Погорельского

Антоний Погорельский

«Черная курица или Подземные жители».

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Фантастическое и реальное в сказке.

*Основы теории литературы

Литературная сказка.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: определение семантики слов по толковому словарю, включение их в структуру высказываний; продуцирование связных высказываний с опорой на иллюстрации к сказке; продуцирование устного отзыва о литературной сказке с опорой на предварительно составленный план и др.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка с использованием ресурсов Интернета сообщения о селе Тарханы; определение семантики слов по толковому словарю, включение их в структуру высказываний; продуцирование сообщения с опорой на самостоятельно подготовленный рисунок по содержанию стихотворения и др.

Николай Васильевич Гоголь

Слово о писателе. «Заколдованное место» – повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Реальное и фантастическое в повести.

*Основы теории литературы

Фантастика. Юмор в литературе.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка с использованием ресурсов Интернета сообщения о жизни и творчестве Н.В. Гоголя; определение семантики слов по толковому словарю, включение их в структуру высказываний; пересказ фрагмента повести; продуцирование сообщения с опорой на самостоятельно подготовленный рисунок по содержанию фрагмента повести и др.

Николай Алексеевич Некрасов

Слово о поэте. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Персонажи стихотворения «Крестьянские дети». «Однажды в студёную зимнюю пору...».

«Есть женщины в русских селеньях» – отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка сообщения о детских годах Н.А. Некрасова с использованием ресурсов Интернета, справочной литературы; устное иллюстрирование образом персонажей; продуцирование сообщения с опорой на самостоятельно подготовленный рисунок по содержанию фрагмента поэмы и др.

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова.

*Основы теории литературы

Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев

Слово о писателе. «Муму» – повесть о жизни в эпоху крепостного права. Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. Протест Герасима против барыни и её челяди. Сострадание и жестокость в повести. Осуждение крепостничества в повести. И.С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: подготовка сообщения с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета о крепостном праве, особенностях жизни крепостных людей; пересказ текста о детских годах И.С. Тургенева; чтение по ролям фрагмента произведения; составление плана характеристики Герасима с последующим построением рассказа; продуцирование сообщения с опорой на самостоятельно подготовленный рисунок по содержанию фрагмента произведения; подготовка и написание сочинения и др.

Контрольная работа (сочинение) по повести И.С. Тургенева «Муму».

*Основы теории литературы

Сравнение. Гипербола. Портрет. Пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет

Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» – радостная картина весенней природы.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: письменный анализ стихотворения с использованием заданного плана и опорного речевого материала и др.

Лев Николаевич Толстой

Слово о писателе. «Кавказский пленник»: сюжетная линия произведения. Жилин и горцы. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин: разные характеры и судьбы героев.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: инсценировка / чтение фрагмента рассказа по ролям; написание отзыва по иллюстрации к фрагменту произведения с опорой на заданный план и речевой материал; подготовка сообщения с использованием ресурсов Интернета о произведениях Л.Н. Толстого для детей; составление сопоставительных характеристик героев; подготовка собственных рисунков по содержанию отрывка произведения и продуцирование сообщения с опорой на них; подготовка и написание сочинения и др.

Контрольная работа (сочинение) на тему «Жилин и Костылин» по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

*Основы теории литературы

Сравнение. Идея. Сюжет. Рассказ.

Антон Павлович Чехов

Слово о писателе. Рассказ «Хирургия»: осмеяние глупости и невежества героев рассказа.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: сжатое устное изложение текста о псевдонимах А.П. Чехова и их происхождении; определение семантики слов по толковому словарю, включение их в структуру высказываний; продуцирование портретной характеристики героев рассказа и др.

*Основы теории литературы

Юмор в литературном произведении.

Поэты XIX века о Родине, родной природе, о себе (Фёдор Иванович Тютчев, Алексей Николаевич Плещеев, Аполлон Николаевич Майков, Иван Захарович Суриков)

Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Есть в осени первоначальной...».

А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок).

А.Н. Майков. «Ласточки».

И.З. Суриков. «Зима» (отрывок).

*Основы теории литературы

Стихотворный ритм.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: соотнесение фрагментов стихов с репродукциями картин русских художников с аргументацией выполненных действий; подготовка собственных рисунков по содержанию стихотворения и продуцирование сообщения с опорой на них; сопоставительный анализ двух стихотворений разных поэтов с опорой на заданный план и др.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин

Слово о поэте и писателе. Рассказ И.А. Бунина «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

** Речевой практикум

Примерные виды деятельности обучающихся: продуцирование сообщения о жизни и творчестве поэта (повторение, уточнение и дополнение освоенного ранее материала); определение семантики слов по толковому словарю, включение их в структуру высказываний; подготовка устного / письменного сообщения о литературных местах России, которые связаны с именем И.А. Бунина и др.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.