Методика занятий фитбол-гимнастикой — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Методика занятий фитбол-гимнастикой

2021-02-01 52
Методика занятий фитбол-гимнастикой 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фитбол-гимнастика выполняется на больших упругих мячах. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х гг. ХХ столетия швейцарским врачом-физиотерапевтом Сюзан Кляйн Фогельбах в Базеле для больных ДЦП.

Фитболы изготавливаются из высокопрочного материала ледрапластика. Этот материал использует с 1963 г. Аквелино Касани (владелец небольшого семейного предприятия на севере Италии внедрил в производство новую технологию изготовления особо прочных мячей большого диаметра). В течение последующих 38 лет продукция фирмы «Ледрапластик» пополнилась такими изделиями, как физиороллы (два соединенных между собой мяча, образующих устойчивый овальный ролл), мячи-стулья (мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками (копы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи и др. B технологии изготовления этих мячей учтены такие особенности, как оптимальная упругость, эластичность материала, дезодорирующая отдушка, антистатические свойства, максимальная травмобезопасность, так как в случае механического повреждения мяч не лопнет, а будет медленно сдуваться. Выдерживает фитбол вес более 300 кг, позволяя заниматься людям любого возраста и комплекции.

Фитболы могут быть разного размера в зависимости от возраста и роста занимающихся. Так, например, для детей 3-5 лет диаметр мяча должен быть равен 45 см, от 6 до 10 лет - 55 см, для детей, имеющих рост от 150 до 165 см, диаметр мяча должен составлять 65 см, для детей и взрослых, имеющих рост от 170 до 190 см, - 75 см. Мяч подобран правильно, если при посадке на нем угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°. Острый угол в коленных суставах опасен, так как создает дополнительную нагрузку на связки при выполнении упражнений сидя на мяче. Накачать фитбол можно велосипедным или автомобильным насосом.

Фитболы обладают комплексом полезных воздействий на организм человека. Так, например, вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы, способствует лучшему кровообращению и лимфооттоку, увеличивает сократительную способность мышц. При этом улучшается функция сердечно-сосудистой системы, внешнего дыхания, повышается скорость обмена веществ, интенсивность процессов пищеварения, защитные силы и сопротивляемость организма.

Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой), о положительном воздействии которой на здоровье писал еще Гиппократ.

При оптимальной и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит колоссальное положительное воздействие на психоэмоциональную сферу.

Условия выполнения упражнений на мяче гораздо тяжелее, чем на жесткой устойчивой опоре (на полу), так как упражнения выполняются в постоянной балансировке, и, для того чтобы не упасть, необходимо совмещать центр тяжести тела с центром мяча. Усложненные условия работы позволяют получить быстрые результаты за короткое время. Фитбол способствует хорошей релаксации мышц, а естественная выпуклость мяча может использоваться для коррекции различных деформаций позвоночника. Кроме оздоровительного, несомненно также воспитательное, педагогическое и психологическое воздействие фитбола на организм занимающегося.

Прежде чем приступить к занятиям, следует ознакомиться с некоторыми методическими рекомендациями (Потапчук А.А., 2001, 2002).

1. Правильная посадка на фитболе предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела. Посадка на мяче считается правильной, если угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой равен 90°, голова приподнята, спина выпрямлена, руки фиксируют мяч ладонями сзади, ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу. Такое положение на мяче способствует устойчивости и симметричности - главным условиям сохранения правильной осанки.

2. Необходимо правильно и своевременно использовать страховку, самостраховку и помощь для профилактики травматизма. Кроме того, на полу и одежде занимающихся не должно быть никаких острых предметов, чтобы не повредить мяч. На занятия одевать удобную одежду и нескользкую обувь.

3. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным.

4. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.

5. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси повреждают межпозвонковые диски, увеличивают нестабильность позвоночно-двигательных сегментов, нарушают вертебробазилярное кровообращение.

6. При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхание, особенно это касается исходного положения лежа на животе на мяче, так как длительное сдавливание диафрагмы затрудняет дыхание.

7. При выполнении упражнений лежа на спине на мяче и лежа на груди на мяче голову не запрокидывать, затылок и позвоночник должны составлять одну прямую линию.

8. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

9. При выполнении упражнений лежа на животе на мяче с упором руками на полу ладони должны быть параллельны друг другу и располагаться на уровне плечевых суставов.

10. Упражнения на силу должны чередоваться с упражнениями на растягивание и расслабление.

11. На каждом занятии стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. Важна также эстетика выполнения упражнений.

12. Занятия на фитболе могут проводиться через день или два раза в неделю. Продолжительность занятий для детей до 5 лет 15-20 мин, 6-7 лет - 25-30 мин, в более старшем возрасте - до 40-45 мин.

13. Каждое упражнение повторять, начиная с 3-4 раз, постепенно увеличивая до 6-8 повторений. Упражнения выполнять, исходя из принципа рассеивания нагрузки, в разных исходных положениях на разные группы мышц. B конце занятия используются упражнения для восстановления дыхания и расслабления.

Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанскaя Е.В., Пикалева Е.Ю., 2001):

- развитие двигательных качеств (быстрота, выносливость, гибкость, сила, ловкость);

- обучение основным двигательным действиям;

- развитие и совершенствование координации движений и равновесия;

- укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки и выработка оптимального двигательного стереотипа;

- улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

- нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно психического развития;

- улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;

- улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы; - стимуляция развития анализаторных систем, проприоцептивной чувствительности;

- развитие мелкой моторики и речи;

- адаптация организма к физической нагрузке.

Использование фитбол-гимнастики в профилактике, лечении и коррекции различных заболеваний и деформаций позволяет разнообразить занятия, вносить эмоциональный разряд, способствует активному вовлечению занимающегося в лечебно-педагогический процесс, что значительно повышает эффективность реабилитационных мероприятий.

При ДЦП на фитболах можно заниматься в различных исходных положениях в зависимости от поставленных задач. Например, упражнения на фитболе лежа на животе и лежа на спине с вращением мяча в различных плоскостях уменьшают силу земного притяжения, обладая антигравитационным эффектом, который позволяет ребенку поднять от опоры голову и плечи. Покачивание и вибрация на фитболе снижают патологический мышечный тонус и уменьшают гиперкинезы.

Упражнения в исходном положении лежа на животе на фитболе с паравертебральной стимуляцией разгибателей спины и большой ягодичной мышцы способствуют разгибанию в грудном отделе позвоночника и подниманию нижних конечностей.

Упражнения в исходном положении лежа на спине на фитболе способствуют растягиванию спастичной большой грудной мышцы и укреплению прямой и косых мышц живота.

Упражнения стоя на четвереньках с фитболом под грудью вырабатывают опороспособность на верхние и нижние конечности, тренируют равновесие и координацию движений, укрепляют мышцы спины, брюшного пресса, плечевого пояса.

Упражнения сидя на фитболе способствуют выработке навыка правильной осанки, формируют оптимальное взаиморасположение головки бедренной кости и вертлужной впадины, уменьшают спастичность приводящих мышц бедер.

Для тренировки опороспособности рук и ног используются упражнения лежа на животе на фитболе с прокатыванием мяча вперед и назад.

Фитбол-гимнастика в практике АФК дает положительные результаты и может эффективно применяться у детей с церебральным параличом. Тем же эффектом, но большей устойчивостью обладают двойные фитболы - физиороллы и цилиндрические мягкие модули, широко используемые в практике дошкольных учреждений, школ и реабилитационных центров города.

Тренажёр Гросса

Тренажёр Гросса успешно используется для реабилитации детей инвалидов уже более десяти лет.

Тренажёр Гросса - это оригинальный тренажер, который может быть установлен в любом месте или помещении: зале, бассейне, ледовой площадке, садовой дорожке, квартире. Тренажер состоит из натянутого троса с подвижным блоком, эластичных тяг, рычажно-карабинного механизма, страховочного пояса и колец для рук.

Тренажёр страхует от случайного падения. Натянутый трос закрепляется максимально высоко под потолком между противоположными стенами помещения или между устойчивыми вертикальными опорами открытой площадки. Подвижный блок устанавливается на натянутом тросе и позволяет осуществлять вдоль него свободное передвижение.

Эластичные тяги, выполненные из эспандерной резины и собранные в петли, верхней частью соединены с подвижным блоком, нижней частью - с рычажно-карабинным механизмом, который, в свою очередь, прикреплен к страховочному поясу. Длина эластичных тяг подбирается в зависимости от высоты помещения и весо-ростовых показателей занимающихся. Путем увеличения количества эластичных тяг нагрузка на опорно-двигательный аппарат уменьшается за счет снижения величины давления массы тела. При уменьшении количества эластичных тяг нагрузка увеличивается вплоть до величины собственной массы тела. Такое дозирование нагрузки (т.е. снятие от 10 до 90% массы тела занимающегося) создает благоприятные условия для постепенной реабилитации опорно-двигательного аппарата, что особенно важно при деформации суставов и отсутствии навыков самостоятельной ходьбы.

Если ребенок не держит голову, то предусмотрен шлем, который посредством эластичного жгута крепится к трапеции. Человек, находящийся в страховочном поясе, может перемещаться вдоль троса. Тренажер позволяет находиться в вертикальном положении неограниченное время. С его помощью можно выполнять упражнения, стимулирующие функции ослабленных мышц и суставов, формировать двигательные акты. Он позволяет детям, имеющим разные степени двигательных ограничений, свободно перемещаться в пространстве во всех направлениях, вращаться вокруг своей оси, при этом контролируется нагрузка на опорно-двигательный аппарат, сохраняется вертикальное положение, движения рук и ног не скованы, ребенок застрахован от падения. Дети с патологией опорно-двигательного аппарата, находящиеся в тренажере "Гросса", могут одновременно заниматься на других тренажерах или гимнастических снарядах.

Костюм «Адели»

Врачи уже давно заметили, что больным ДЦП помогают нагрузочные элементы: тяжи, резинки. Они частично решали проблему, поскольку создавали воздействие на отдельные сегменты опорно-двигательного аппарата. Новым и наиболее многообещающим функциональным методом лечения явилось воздействие на нервно-мышечный аппарат больного с помощью специального «космического» костюма «Адели», прототипом которого послужил нагрузочный костюм «Пингвин», используемый российскими космонавтами при длительном пребывании в невесомости.

Невесомость -- это состояние, при котором тело не ощущает привычные гравитационные силы. В условиях невесомости наблюдается «гиподинамия», то есть снижение нагрузки на мышцы и ограничение общей двигательной активности организма. Сейчас используется более точный термин -- депривация -- deprivation -- лишение или ограничение возможностей удовлетворения потребностей организма. Просто неприятное состояние «гиподинамия» при длительном обездвиживании перерастает в болезнь «гипокинезию».

В начальный период адаптации к невесомости (в среднем около недели) примерно у каждого второго космонавта возникают головокружение, тошнота, раскоординированность движений, нарушение восприятия положения тела в пространстве, ощущение прилива крови к голове, затруднение носового дыхания, ухудшение аппетита. Это приводит к снижению работоспособности, затрудняет выполнение профессиональных обязанностей. Уже на начальном этапе полета появляются признаки изменений в мышцах и костях конечностей. По мере увеличения продолжительности пребывания в условиях невесомости многие неприятные ощущения исчезают или сглаживаются. Одновременно с этим практически у всех космонавтов, если не принять должных мер, прогрессируют изменения состояния сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, мышечной и костной ткани. Для предупреждения неблагоприятных сдвигов используется широкий комплекс профилактических мер и средств: вакуумная емкость, велоэргометр, бегущая дорожка, тренировочно-нагрузочные костюмы, электромиостимулятор, тренировочные эспандеры, прием солевых добавок и т.д. Это позволяет поддерживать хорошее состояние здоровья и высокий уровень работоспособности членов экипажей в длительных космических полетах.

Многочисленные исследования показали, что длительная гипокинезия, создаваемая пребыванием в постели с наклоном головного конца (-6°), оказывает на организм человека практически такое же влияние, как и длительная невесомость. Этот способ моделирования в лабораторных условиях некоторых физиологических эффектов невесомости широко использовался в СССР и США. Максимальная длительность такого модельного эксперимента, проведенного в Институте медико-биологических проблем МЗ СССР, составила один год. Обследования космонавтов и многочисленные эксперименты на животных позволили установить, что болезни проникают в организм через вестибулярный аппарат. Это связано с повышением в условиях невесомости возбудимости и нарушением взаимодействия вестибулярного анализатора и других сенсорных систем организма. В условиях невесомости у человека и животных обнаруживаются признаки детренированности сердечно-сосудистой системы, увеличение объема крови в сосудах грудной клетки, застойные явления в печени и почках, изменение мозгового кровообращения, уменьшение объема плазмы. В связи с тем, что в условиях невесомости изменяется работа гипоталамуса, надпочечников, состояние самих почек, обезвоживается организм. При этом уменьшается содержание внеклеточной жидкости и увеличивается выведение из организма солей кальция, фосфора, азота, натрия, калия и магния. Изменения в опорно-двигательном аппарате возникают преимущественно в тех отделах, которые в обычных условиях жизнедеятельности на Земле несут наибольшую нагрузку, то есть в мышцах спины и нижних конечностей, костях нижних конечностей и позвонках. Отмечается снижение их функциональных возможностей, истончаются кости, вымывается кальций, и эти изменения приводят к снижению механической прочности костей. Так что до того, как изучили пагубное воздействие невесомости, первые космонавты возвращались с орбиты инвалидами. Неудивительно, что возникла потребность надевать на орбите специальный костюм «Пингвин». Рождение человека сравнивают с переходом из одной стихии в другую. К сожалению, этот процесс, являющийся стрессом для всех людей, иногда бывает омрачен патологическим развитием центральной нервной системы с изменением моторики и плода, и ребенка. Развитие мозга в период внутриутробной жизни происходит под влиянием огромного количества связей, причем взаимодействие мозга и суставно-мышечного аппарата занимает основное место. Оно стимулируется и определяется взаимосвязями систем формирующегося организма, при этом взаимосвязь с суставно-мышечным аппаратом продолжает определять возможности дальнейшего развития моторики. Двигательная система развивается в процессе внутриутробных движений, ребенок учится уже там, приспосабливается к среде.

У детей, подвергшихся в утробе матери различного рода вредным воздействиям, развитие мозга идет патологическим путем, следовательно, так же неправильно будет формироваться его моторика и ряд других функциональных систем мозга. Это послужило основанием для гипотезы, заключающейся в том, что при определенных условиях форма определяет содержание, или, говоря научным языком, «скорригированная проприцептивная импульсация» способна оказать нормализующее действие на деятельность нарушенных структур, контролирующих правильное движение. Лечебный костюм «Адели» помогает реализовать эту гипотезу. Он утвержден комитетом по новой медицинской технике МЗ РФ (выписка из протокола № 4 от 08.09.1993 года, исходный номер 18/3- 545-93). Устройство его разработано на основе нагрузочного костюма «Пингвин», применяющегося в космонавтике для снижения неблагоприятных последствий невесомости на организм. Конечно, костюм подходит не всем. Противопоказаниями к использованию лечебного костюма «Адели» являются: деструктивные изменения в позвоночнике, вывихи и подвывихи, врожденное неправильное развитие тазобедренных суставов, грубые деформации позвоночника, эпилепсия в периоде приступов, выраженное снижение интеллекта или грубые нарушения психоэмоциональной сферы, соматические заболевания в стадии декомпенсации, лихорадочные состояния. Если же этого нет, то на помощь больному придет принцип действия, основанный на лечебном воздействии идущих от тела к мозгу нервных сигналов. Они поступают из мышечно-суставного аппарата в центральные структуры двигательного анализатора в процессе движения. «Адели» воздействует на опорно-двигательный аппарат больного так: при натяжении всех амортизаторов создается не только осевая вертикальная нагрузка величиной до 40 кг на тело, костюм помогает занимать позы, создавая необходимые углы в наиболее крупных суставах, а также сгибая, разгибая, поворачивая туловище. Использование лечебного костюма позволяет значительно снизить выраженность патологических рефлексов и ускорить выработку нового -- более близкого к норме -- двигательного стереотипа. Этим методом лечат больных в возрасте от 1,5 до 35 лет. Занятия начинают с минимальной нагрузки, которую постепенно увеличивают от сеанса к сеансу в зависимости от состояния пациента. Длительность занятий также постепенно увеличивают от 15 -- 20 минут в начале до 1,5 часа в конце курса (включая перерывы на отдых). Курс лечения состоит из 30 процедур. Начальным этапом является проведение тестирования больного с оценкой состояния двигательных функций, формы и тяжести заболевания. На основании результатов тестирования на каждого больного составляется схема лечения. Использование лечебного костюма требует определенной подготовительной работы: проведение массажа, нейромышечной стимуляции, озокерита, комплекса индивидуальной гимнастики, направленной на увеличение объема движений в пораженных суставах. В результате применения лечебного костюма к 10-му сеансу заметна положительная динамика в состоянии больного, которая становится отчетливой к концу первого курса. Многие больные, страдающие детским церебральным параличом, до применения методики «Адели» неоднократно получали традиционные и нетрадиционные методы лечения -- и безрезультатно. Если принять за идеал состояние здорового ребенка соответствующего возраста, клиническое обследование, проведенное после завершения лечебного курса, выявило у всех пациентов наличие улучшения. Увеличение объема движений было отмечено у 75%, улучшение опорности -- у 73%, улучшение социально-бытовых навыков -- у 70%, снижение выраженности гиперкинетического синдрома (то есть непроизвольных болезненных судорожных движений) -- у 60% больных. Уменьшение выраженности патологических, так называемых позотонических, рефлексов приводило к улучшению выполнения двигательных навыков: сидеть, стоять, ходить. В системе реабилитации больных ДЦП в остаточной стадии хороший эффект дает применение метода динамической коррекции с помощью лечебного костюма, который позволяет: улучшить мышечный тонус, скорригировать позу и положение частей тела относительно друг друга, увеличить объем активных движений в пораженных суставах, улучшить равновесие и ориентировку в пространстве и даже речь и психику больного.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.